В данном Путеводителе отражены основные направления развития культурной жизни в посёлке Гордеевский Троицкого района Алтайского края. Путеводитель создан в результате занятий в эколого-географическом кружке "Юные любители природы". В подготовке проекта проводились исследования, анкетирование, опрос жителей посёлка. Создание Путеводителя посвящается 75-летию Алтайского края.
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_putevoditelya.doc | 115 КБ |
prilozhenie_1.doc | 480 КБ |
prilozhenie_2.doc | 872 КБ |
titulnyy_list_putevoditelya.doc | 25.5 КБ |
1. Введение «О культурной жизни в посёлке Гордеевский».
Ах, эти милые просторы,
Вода прозрачная до дна.
Кругом полей, лесов узоры -
Родная сердцу сторона.
Ничто на земле не может быть ближе, роднее, дороже, милее, чем малая Родина. У каждого человека есть своя родина, которую он всегда будет любить и которая ему будет всегда дорога, несмотря на то, что если даже человек вырос и переехал в другой город, другую страну.
Для нас малая Родина – это посёлок Гордеевский. Здесь мы родились, и здесь сделала свои первые шаги. Здесь с самого нашего рождения окружают самые близкие и дорогие нам люди. Наш посёлок для нас краше всех мест на свете. Здесь для нас все наше все родное. Нет ничего прекраснее этого уголка России. Нам нравится валяться на зеленой травке, греясь под солнышком на берегу нашего пруда. Слушать как рядом щебечут птички, кажется, что время останавливается. Жизнь замирает, и мы забываем обо всем на свете. А когда наступают летние вечера, вокруг стоит такая тишина, и только слышно как стрекочут кузнечики. Смотрим на небо, и звезды кажутся такими близкими, что если протянуть руки, то можно дотронуться до них. Так же здорово и великолепно в деревне зимой. Сидим дома около окна, возле теплой батарей, тепло, а за окном сугробы намело…, даже дверь на улицу открыть сложно. Снег на солнышке переливается, словно гора алмазов. А на улице - холодно, мороз так и пробирает. Но вот мы видим, как бегут лыжники, ребятишки катаются на горке в центре посёлка, и на душе становится весело, и мы спешим вместе с другими, организуя зимние забавы.
Как же можно не гордиться нам своей родиной? Она принимает в свои объятия, всегда ласкова, приветлива. Люди уходят, умирают, а родина всегда остается. Приходят другие, и она становится родной им, живет в каждой капле росы поутру, в тихой иве у водоёма, в широких, вольных полях.
За деревней, через дорогу стоит величавый лес. Особенно лес красив в летнее и осеннее время. Мы любим наш лес, в котором так легко дышать, в котором березки для нас словно подружки. Хочется, чтобы время остановилось, но оно беспощадно движется вперед. Мы растем, взрослеем, но вот малую свою родину мы не должны забывать. Мы будем любить и тогда, когда вырастим. В настоящем путеводителе мы хотели показать все аспекты культурной жизни своего посёлка, изученные нами в ходе исследовательской работы.
В данной работе мы собрали и обобщили информацию о духовной жизни населения, о его культуре. В путеводителе, в основном, используется материал из школьного архива, из личных архивов местных жителей, из районной газеты «На земле троицкой», а также информация из личных бесед с жителями посёлка.
2. Дорога первая – станция Гордеево
Душа, похожа на вокзал,
Где провожают и встречают,
И никогда не забывают
О тех, кто близок сердцу стал.
Григорий Фёдоров
Как театр начинается с вешалки, так и наш поселок «начинается с ворот». Наш вокзал - это главные, почётные ворота в наш посёлок Гордеевский. Впечатление тех, кто приезжает к нам в гости сразу же складывается с первых минут от того, что они видят: здание нашего вокзала отличается от других вокзалов тем, что оно деревянное и старинное. Появилось оно в 30-е годы, но было отремонтировано в 2010 году. На перроне разбиты клумбы – летом всегда можно увидеть цветы. Зимой – тщательно очищен перрон от снега. Круглый год территорию вокзала украшает живая изгородь из елочек. Называние станции «Гордеево» тоже говорит о многом, ведь именно название станции послужило названием и посёлка. В 1915 году, почти сто лет тому назад, когда началось строительство железной дороги, соединившей города Барнаул и Бийск, было определено место для станции рядом с ближайшим селом Петровка, но там не было возможности (из-за неподходящего рельефа) построить станцию и её перенесли на расстояние 5 км. А названием станции послужило название села Гордеевка, именно отсюда вела дорога к станции. Сейчас через нашу станцию проходят три поезда: пригородные скорые поезда «Калина красная» и «Восток», поезд сообщением «Бийск – Новосибирск». Жители нашего посёлка оценили культуру обслуживания пригородных поездов и часто совершают поездки в Бийск и Барнаул. Обслуживают пассажиров доброжелательные кассиры: Солдаткина Марина и Шадиманова Елена Александровна. Ученики нашей школы побывали зимой 2012 года на экскурсии, которую провёл бывший выпускник школы Коновалов В. А., а теперь он – дежурный по станции. Виталий Александрович рассказал о том, как нужно вести себя, поговорил с учениками 9-го класса о вопросах соблюдения культуры на вокзале. Для учеников школы раздаются буклеты о правилах поведения на железной дороге. Станция стала постоянным местом работы для многих жителей поселка. Здесь работают обходчики, которые следят за состоянием железной дороги.
3. Дорога вторая – Администрация сельского совета
Я снова трелью нежной соловьиной
Черту своим скитаньям подведу.
Пусть будет путь
безрадостным и длинным,
Но я сюда дороженьку найду.
Дорога от вокзала приведёт наших гостей в центр посёлка, где на центральной площади есть кирпичное здание – Администрация Гордеевского сельского совета. Здесь сосредоточено главное руководство жизнью трёх посёлков: Гордеевский, Октябрьский и Клюквенное. Посёлок Гордеевский является центральной усадьбой администрации. Вся жизнь посёлка Гордеевский зависит от руководства Главы администрации Богданова В. Ф. и принятия решений депутатов сельского совета. В посёлке проводятся мероприятия, посвящённые празднованию Дня победы, Дни матери и пожилого человека, День защиты детей и др. В сельский совет люди приходят со своими проблемами: благоустройство посёлка, снабжение водой, очистка дорог. Важно, чтобы здесь принимались решения, позволяющие сделать наш посёлок чистым и красивым, развивая все стороны культурной жизни. Администрация взаимодействует со школой, больницей, предприятиями в решении наиболее важных вопросов. Все мероприятия проводятся при непосредственном участии всех структур посёлка. В администрации посёлка есть общественные организации: комиссии по содействию семье и школе, совет ветеранов. В подчинении находятся отделы культуры и спорта. Совместно со школьниками проводятся многие мероприятия: акции по благоустройству, волонтёрское движение, спортивные мероприятия, концерты, посвящённые знаменательным датам. Администрация идёт на открытый диалог с обществом, организуя совместные проекты и программы
4. Дорога третья – сельский Дом культуры
С годами чётче понимаешь,
Кто ближе стал тебе и люб,
И я всё чаще вспоминаю,
Тебя мой старый сельский клуб.
И вижу я как первоклашки,
Чертя тропинками снежок,
Бегут блестя портфельной пряжкой,
В клуб торопливо на кружок.
Тропинка от здания сельского совета приведёт нас к сельскому Дому культуры. На протяжении 30 лет его бессменным руководителем является Менякина Татьяна Николаевна. В беседе с ней мы выявили, что цель Дома культуры – развивать и сохранять духовное наследие, участвовать в решениях социальных проблем, содействовать улучшению социального состояния общества путем представления гражданам качественных культурных услуг, формировать единое культурное пространство; стремиться быть постоянно действующим центром культуры поселения, используя и воплощая новые технологии, инновационные подходы, сохраняя нашу культуру детям и внукам. За последние годы активизировалась работа сельского Дома культуры в целом. В 2012 году произошло увеличение проводимых культурно-массовых мероприятий: 67 - я годовщина ВОВ, Год 75-летия Алтайского края, проведение выборов президента. Наиболее интересными стали такие мероприятия: Новогодние и Рождественские праздники, Масленица, мероприятия, молодежная акция «Молодежь против наркотиков». Стало доброй традицией в сельском Доме культуры проводить вечера отдыха, посиделки, огоньки, концертные программы, семейные праздники, развлекательные программы, мероприятия посвященные Дню молодежи, Дню защиты детей, Дню пожилого человека, Дню семьи, Дню матери. Следует отметить, что фестивальная деятельность, посвящённая 75-летию Алтайского края, во многом позволяет увидеть и оценить динамику происходящих процессов в развитии жанра. Данное мероприятие показало, что было проведено на хорошем художественном исполнительском уровне, нашло положительный отклик у населения посёлка. Фестивальные программы были насыщены разнообразными формами, яркими номерами, интересными творческими личностями, привлекли внимание и взрослых и детей. Большую помощь в организации концертов, изготовлении костюмов оказывают спонсоры, неравнодушные к культуре люди. Особой популярностью среди населения пользуется женская вокальная группа «Околица», художественный руководитель Бессонова Т. Н. подбирает интересный репертуар, вместе с Дуплинской Н. В. они написали песню о нашей деревне. Много внимания уделяет работе с вокальной группой её аккомпаниатор Попов В. С.
Большой популярностью пользуется группа «Звездопад», руководитель которой Чигирёва О. А., предприниматель и депутат районного совета депутатов. С особой любовью в селе относятся к самым юным дарованиям, которые являются постоянными участниками творческих мероприятий – это коллектив «Родничок». Лучшие солисты своим опытом подтягивают других, да и сами обогащаются, находя что-то новое. Основными мероприятиями в посёлке стали массовыми гуляния «Масленица», «Прощай, зимушка – зима». Интересно с выдумкой, с учетом местных условий и возможностей, с веселыми песнями, чаем из самовара, с блинами, проводили жители села Русскую зиму, весну-красну встретили. Праздник радовал яркими красками русских костюмов, удался он на славу. Среди солистов можно выделить замечательное исполнение песен Пряхиной В. А. В октябре вместе с Бессоновой Т. Н. они спели песню для Курига О. А. в день её 80-летия.
Совсем недавно свои таланты проявили ребята-подростки, о них было рассказано в районной газете. Они выбрали современный жанр – сочиняют и поют свои песни в стиле реп. Задачи работников культуры клуба по работе с детьми и подростками – разбудить уважение к себе и другим, помочь им выбрать правильный путь будущей жизни, помогая юным артистам выразить себя в творчестве. Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи является музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН. Здоровый образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально-организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий. Активизировалась работа с семьей, стали традицией семейные праздники, где за круглым столом и чашкой чая решаются социально-творческие вопросы. Также совместно с сельской библиотекой проводятся беседы, дискуссии, обзоры книжных выставок на тему «Советы молодой семье», «Семья, где в каждом творческое «Я», «История семейной жизни».
Составной частью работы обогащению народных традиций являются поддержка народных ремесел и мастеров прикладного искусства, в нашем посёлке является роспись и резьба по дереву, вышивка, бисероплетение и вязание крючком. В клубе проводятся выставки декоративно-прикладного творчества, особое внимание зрителей заслуживают изделия из соломки. В этой технике выполняются сюжетные картины, особенно интересны работы Ресслер Р. И. и Полякова В. С. Здание нашего клуба старое и ветхое, но внутри всегда царит тёплая атмосфера. К нам приезжают творческие коллективы из других сёл района, бывают и профессиональные артисты, в основном это цирковые программы. Сюда всегда спешат дети вместе с родителями. Вспомнить, сохранить и передать следующему поколению народную мудрость, опыт и искусство, оказать поддержку молодым талантам, способствовать развитию интереса к традициям, обычаям, истории родной культуры стремятся работники культуры и все, кто заинтересован в культурной жизни нашего посёлка. Не иссяк живой родник, а значит, есть надежда – будет жить русская песня и вместе с ней традиции нашего народа.
5. Дорога четвёртая – школа – центр культуры на селе
Собираются взрослые люди,
На подъем уж давно не легки,
Школой связаны общие судьбы,
Вот и встретились, кто пришли.
Наша школа находится на южной окраине посёлка Гордеевский, но сюда утром спешат школьники, приезжают выпускники не только на вечер встречи, но в любое время школа распахивает свои двери. В сельской местности все чаще школа стала восприниматься как институт, где обязаны воспитать, научив всему лучшему, дать хорошие знания, воспитать культурными людьми. А востребованность в культурных учреждениях у жителей посёлка только увеличивается. Ведь занятость в досуговой сфере для населения – не только способ рекреации, но и возможность реализовать себя как личность - через посещение мероприятий в качестве зрителя, через деятельность разнообразных кружков и объединений, проведение и участие в различных мероприятиях и конкурсных программах, ориентированных на все слои населения, оказывает положительное влияние на состоянии односельчан. Образовательное пространство школы является одной из основных составляющих социальной среды человека, оказывая значимое влияние на его становление как личности. Ключевым ядром любой образовательной системы является школа. Школа, с одной стороны, является частью социального пространства социума; с другой – сама создает определенную среду для развития и воспитания, находящихся в ней людей (не только школьников, но и педагогов, и родителей), с третьей – является особым институтом, учреждением, призванным выполнять предписанные государством функции.
На сегодняшний день школа наделена рядом функций не только образовательного характера, но и социального, культурного плана. Наша школа на селе это:
1) Организатор социально-педагогической и социально-культурной работы в открытой среде, имея целью оздоровление среды обитания ребенка, преодоление отчужденности детей и родителей (старшего и младшего поколений), восстановление вековой крестьянской традиции воспитывать «всем миром»;
2) Инициатор социальной работы с детьми и их семьями, сознавая необходимость защиты и охраны прав детей;
3) Базовым институтом допрофессиональной сельскохозяйственной подготовки, рассматривая эту работу как важное звено подготовки ребенка к самостоятельной жизни на селе;
4) Институтом поддержки детских и молодежных объединений посёлка, понимая важную роль детского сообщества в полноценном личностном и социальном становлении ребенка.
Школа и социум на селе неразделимы. Являясь органической частью целого, наша школа отражает все противоречия, проблемы, ценности, присущие сельскому жителю, помогает в преодолении социальных различий, сохранения принципа социального равенства сельского социума.
Взаимосвязь и взаимозависимость сельской школы и общества проявляется также в том, что школа осуществляет образование, адекватное потребностям сельского социума, а значит потребностям сельскохозяйственного производства, социальной сферы посёлка, потребностям сельской семьи и личности. Практика показала, что установление сотрудничества – процесс многосложный, двусторонний, длительный, зависящий от многих факторов. В последние годы школа взаимодействует со многими предприятиями посёлка: ООО «Комбикормовый завод», ООО «Агросистема», ООО «Нива». Приглашаем представителей этих предприятий на школьные мероприятия. Оказываем помощь, если есть в этом необходимость у предприятий.
Школа является «селообразующим» фактором, связующим центром основных структур сельской сферы, являясь культуросберегающим центром. Это и организация дополнительного образования: работа кружков творческой и экологической направленности. В школе уделяется внимание досуговой деятельности: праздники, фестивали, концерты. Социальная деятельность - волонтёрские отряды, помощь ветеранам, материальное оснащение - компьютерный класс, спортивный зал, столовая.
Конечно же, ведущая, содержательно-определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу школы. Педагоги нашей школы решают важную задачу формирования статуса школы как центра воспитательной работы. Большое воспитательное значение имеют внеклассные мероприятия и праздники, которые проводятся в школе. И совершенно неважно, кто является их организатором: администрация поселка, Совет ветеранов, женсовет, или сама школа – проведение праздника готовят все вместе. Традиционными стали День знаний, Праздник пожилого человека, Осенний бал, День матери, Новогодний карнавал, День защиты детей, Последний звонок и другие. Много мероприятий проводится совместно с Домом культуры, например, митинг, посвященный Дню Победы, концерты к различным праздникам. И учащиеся, и педагоги школы являются постоянными участниками концертов, проходящих в нашем Доме культуры, особенно тщательно, как говорится, всем миром готовим смотр художественной самодеятельности. Оказываем помощь и в написании сценариев, и выступая в роли ведущих. Особенно хочется отметить активность ребят из 10-го класса: Зарипова Вера и Желтяков Иван, Арсентьев Константин и Коновалов Максим, Тимошкеева Виктория и Бакунькина Ольга.
В летний период, когда работает пришкольный лагерь и происходит самое тесное сотрудничество школы с социумом поселка. Все организации, существующие на территории поселка, стараемся задействовать в плане организации экскурсий и прогулок. Это также является и хорошим примером профориентации. Ребята на месте познают особенности той или иной профессии, которой они реально могли бы заниматься в будущем в собственном поселке, работая на его развитие и процветание.
Родители и общественность являются не только постоянными зрителями, но и участниками некоторых мероприятий, например «Мама, папа, я – спортивная семья». На все школьные мероприятия приглашаются ветераны педагогического труда.
Для родителей регулярно проводятся лектории по таким направлениям, как «Значение семейных традиций в детско-родительских отношениях», «Семья и формирование нравственности ребенка», «Духовное становление личности в семье», «Проблемы семейного досуга» и др.
Развитие физкультуры и спорта и достижение спортивных побед также стало одним из замечательных направлений работы школы. Спортивные кружки самые посещаемые нашими детьми. Много внеклассных мероприятий спортивного направления у нас проходит: осенний кросс, регулярно дни здоровья, «Веселые старты» и др. На протяжении последних пяти лет учащиеся нашей школа входят в тройку лидеров в тех или иных спортивных соревнованиях в районе, некоторые ребята выбирают спорт своей будущей профессией. Тесно сотрудничаем мы и с ветеранами поселка. Каждую осень и весну, ребята из средних и старших классов оказывают им помощь в уборке территории от мусора, зимой помогают чистить дорожки от снега.
Не обходим стороной и эстетическое направление. Учителя начальных классов организуют поездки в музеи Барнаула и Бийска. Совсем недавно третьеклассники вместе с Лапиной Л. Ф. побывали в селе Полковниково в музее им. Г. С. Титова. Для учеников среднего и старшего звена организуются поездки в театры краевого центра. В школе работают кружки декоративно-прикладного творчества, ребята не раз становились победителями в районе и крае. Под руководством Савиных Н. В., учительницы начальных классов, ученики школы занимаются в театральной студии «Сказка», участвуя в районном конкурсе «Театральный серпантин», занимали призовые места, получая грамоты за «Лучшую роль».
Много внимания эстетическому воспитанию уделяет директор школы Лубянская Н. Г., под её руководством ученики 9-го класса провели вечер памяти алтайского поэта Башунова Владимира Мефодьевича. На вечер была приглашена вокальная группа, прозвучали песни на стихи поэта.
Учителя технологии Дементьева Р. П. и Шестаков В. В. уделяют внимание развитию творческих способностей учащихся. Мальчики посещают кружок декоративно-прикладного творчества, занимаются резьбой по дереву. Ученик 9-го класса Шестаков В. занял 2-е место во Всероссийском конкурсе «Пожарная ярмарка». Ученики 4-6-х классов занимаются у Раисы Петровны изобразительной деятельностью, девушки старших классов изготавливают изделия из ниток – вязание, плетение. В школе проводятся уроки МХК, учитель Куксгаус В. Э. учит постигать мировое культурное наследие. В ноябре 2011 года 6 учеников школы приняли участие в конкурсе «Живая старина», Штырь Юля заняла 3-е место.
Большую роль в организации культурной жизни играет развитие ученического самоуправления в школе. Старшеклассники все больше привлекаются для решения каких-либо вопросов, касающихся жизни школы. Несколько старшеклассников входят в состав управляющего совета школы и на заседаниях этого органа управления школьной жизнью к их мнению прислушиваются в первую очередь, потому что молодежь это наше будущее. В целом, главную задачу и основной смысл всей воспитательной работы в школе состоит в том, чтобы помочь взрослеющему человеку найти себя, поверить в свои силы, потенциальные возможности. Мы уверены, что, как и прежде, наша школа будет не только служить просвещению жителей поселка, но и будет являться социально-культурным центром.
6. Дорога пятая – библиотеки – информационные центры
Среди различных фолиантов
Я словно бы в кругу друзей;
Хоть не слыву я дилетантом,
Но как мне рассказать о ней?
Общеизвестно, что библиотеки являются признанными двигателями прогресса, истинными очагами культуры. В Гордеевском, даже в самые трудные времена, всегда работала сельская библиотека, но раньше было отдельное здание, сейчас это небольшое помещение в здании СДК. А ведь роль библиотек в формировании культуры населения значительны - они поистине были и остаются подлинными очагами культуры. Долгие годы работала сельским библиотекарем Плеханова В. М., она была частым гостем на предприятиях, в школе. Сейчас работает Саблина Е. А., которая продолжает традиции, заложенные в предыдущие годы. Теперь на помощь библиотекарю пришли современные технологии: мультимедиапроекторы и Интернет-ресурсы. Елена Антоновна умело включает в свою работу современные технологии. Она частый гость в школе – проводит мероприятия с учениками. Её презентации о жизни посёлка можно увидеть во время сельских мероприятий в СДК. Она является ведущей концертных программ. Работает сельский библиотекарь в содружестве со школьным библиотекарем Строковой И. И. Они совместно готовят мероприятия, делятся своими находками, помогают в оформлении праздников. В школьной библиотеке есть читальный зал, где стоит компьютер, принтер, телевизор с DVD-приставкой. Нет возможности выписать периодическую печать, но директор школы Лубянская Н. Г. передаёт газеты «На земле троицкой» и «Алтайская правда» в пользование учащихся, для подготовки сообщений. Жизнь подсказывает новые организационные формы работы. Основные направления библиотечной деятельности довольно многогранны. Сюда входит помощь школе, организация летнего отдыха детей и подростков, преодоление негативных явлений среди подрастающего поколения, нравственное и эстетическое воспитание. Особое внимание уделяют библиотекари формированию исторического и патриотического сознания детей через краеведение. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.
7. Дорога шестая – филиал Школы искусств
Школа искусств – ты моё вдохновение.
Вместе с тобой и творим мы и мыслим.
Благословляя порывы и рвения,
Будем стремиться и в дали, и в выси.
Много поколений наших жителей занимались в детской музыкальной школе, среди них выросли профессиональные музыканты. Было открыто и отделение «Живописи». Но последние 15 лет филиал ДШИ не имеет своего здания, поэтому занятия по классу фортепиано проводится в здании пришкольного интерната, который тоже может называться очагом культуры: здесь и школьная библиотека, и занятия музыкой. Работает с юными музыкантами Бессонова Т. Н., которая когда-то сама окончила музыкальную школу в посёлке Гордеевский, а затем Бийское музыкальное училище. Татьяна Николаевна поддерживает традиции, заложенные ещё первым директором музыкальной школы Сычёвой О. К. В школе искусств проводятся концерты, выпускные вечера. Её воспитанники становятся лауреатами районных и краевых конкурсов. Т. Н. Бессонова помогает в музыкальном оформлении спектаклей. У неё собрана большая коллекция музыкальных произведений. В её небольшом кабинете всегда тепло и уютно. Собран небольшой музейный уголок, где ребята могут познакомиться с музыкальными инструментами. Дорогу в школу искусств посёлка Гордеевский знают не только местные дети, но и приезжают ребята из села Заводское. Сейчас в музыкальной школе занимаются Анцупов М., Дементьевы Кирилл и Никита, Толмачёва Алина, Смолина Елена, Семёнова Кристина.
8. Дорога седьмая – спортивная жизнь посёлка
Все время - вперед!
Тренировки до пятого пота!
Все время – вперед!
Покорять призовые места!
Физическая культура и спорт как неотъемлемая часть культуры народов является уникальным средством воспитания физически и морально здорового молодого поколения. Развитие спорта с полным основанием можно отнести к вопросам самореализации личности и престижа муниципального сообщества, его активного включения в процессы развития культурной жизни сельского населения. Наш посёлок гордится прославленными спортсменами на уровне района и края. Последние годы спорту стало уделяться повышенное внимание. В штате сельского совета несколько лет работает спорт-методистом Колбяков А. В., который прививает любовь к спорту младшему поколению жителей Гордеевского и Октябрьского посёлков. Его семья – это образец спортивных семей. Все дети Колбяковых защищают честь района на краевых соревнованиях. С целью привлечения тружеников посёлка, молодежи и школьников к спорту, а также пропаганды здорового образа жизни, 24-25 июля в п. Гордеевский состоялись районные сельские олимпийские игры. На школьном стадионе сделаны беговые дорожки, покрашены спортивные снаряды, построена площадка для городошного спорта. Также оборудованы две площадки для игры в волейбол и баскетбол. Для зрителей сооружены лавочки по всему периметру стадиона. Теперь уроки физкультуры в школе стали проходить на обновлённом стадионе. В осеннем кроссе наши ребята вновь стали первыми. Большой вклад в развитие физической формы вкладывают учителя физкультуры – Тайлакова С. И., Горностаев В. И. Окрестности нашего посёлка удобны для занятий не только лёгкой атлетикой, но и лыжным спортом. Второй год у нас проводятся районные соревнования на приз С. Воробьёва. Наши ученики занимают первое место в командном зачёте, являясь примером для других ребят. Поэтому здесь важно желание, ведь дорогу для занятий спортом может найти каждый. Учителя школы ежегодно принимают участие в районном турслёте, вместе с ними принимает участие Колбяков А. В.
9. Дорога восьмая – экологическая культура посёлка
Наша планета пока что жива,
Но без защиты погибнет она!
Если ты хочешь, чтоб мир стал зеленым,
Не вырубайте березы и клены!
Человек - часть природы: он не может жить без неё, не может нарушить законы, которые существуют в окружающем мире. Только живя в полном согласии с природой, мы сможем лучше понимать ее тайны, сохранить жизнь на Земле. Окружающий мир как бы подаёт нам знак: «Относитесь ко мне с уважением, чуткостью, благодарностью, и у вас будет на одну проблему меньше. К вашему экономическому кризису я не добавлю еще и свой – экологический. Хватит делать из природы мастерскую, она – храм!» Природа многому может нас научить; неудивительно, что все выдающиеся мыслители призывали «читать» ее «книгу». Но она открывает свои тайны далеко не каждому. Не человеку-потребителю, стремящемуся лишь только взять что-то от природы. А скорее человеку-искателю, пытающемуся с ее помощью найти ответы на свои вопросы. В самом начале нашего путеводителя мы рассказывали о красоте природы и её значении в жизни каждого из нас. А вот чтобы сохранить природу посёлка Гордеевский нужно обладать экологической культурой. Что же это такое? Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы. В последнее время интерес к экологическому воспитанию резко возрос. В нашей школе разработана программа «Экологическое обучение и воспитание». Совместно с Гордеевской администрацией участвуем в проведении акции «Чистый пруд», «Памятник», «Посади дерево». Ученики школы развешивают зимой кормушки во всех скверах и парках. Библиотеки взяли на себя информационную роль. Экологическое просвещение читателей – не разовые мероприятия, а систематическая, постоянная работа по различным аспектам этого важного направления. Строкова И. И. проводит библиотечные уроки с учениками 1-7-х классов. Ребята занимаются исследовательской работой, выступая на районной конференции «Росток». Ученики школы подготовили практико0ориентированный проект «Мы выбираем чистый посёлок». Участвуют в межрегиональных конкурсах «Поможем зимующим птицам», «Птичий дом» - изготавливают совместно с родителями кормушки и скворечники. В конкурсах «Когда горит трава…» и «Экомонитор» исследуют проблемы пожара, видовой состав животных и растений. Наладили взаимосвязи с краевыми и районными организациями. Для учеников школы организуются экскурсии в Пожарную часть и ООО «Синеводье». Силами учащихся и педагогов создана экологическая тропа. Украшением посёлка является школьный дендрологический сад – сюда идут дороги для многих людей. Приезжают бывшие выпускники, живущие в Германии, снимают видео, фотографируются. Здесь проводятся уроки экологии, биологии, природоведения. Учитель химии и биологии Анцупова А. В. провела экскурсию для учеников МКОУ «Петровская СОШ» весной. Заняв первое место в краевом конкурсе «Летопись добрых дел по сохранению природы», наша школа получила посадочный материал от АКДЭЦ, который мы высадили в дендросаде. В международной акции «Сажая деревья, мы делаем воздух нашей планеты чище» принимали участие выпускники 9-го и 11-го классов. Появились новые аллеи из декоративных яблонь и груш. Классные руководители организуют походы выходного дня, привлекая родителей учащихся. Организатор туристической работы Табакаева Н. В. побывала с учениками 9-10-х классов на леднике Актру в республике Алтай, данная поездка проводится совместно с АКЦИТРиК, родители выступают спонсорами, оплачивая поездки детей.
Общение с природой, данные походы являются видом отдыха, альтернативным пустому времяпровождению, способствуют развитию индивидуальных творческих способностей, дарят заряд бодрости, энергии, положительные эмоции. Высокий рекреационный потенциал окрестностей Гордеевского позволяет разрабатывать прогулочно-познавательные маршруты в активном молодёжном туризме.
10. Дорога девятая – духовная жизнь посёлка
«Народы, воспитанные на религиозных обрядах,
наиболее дают театральных талантов...».
В.О. Ключевский
Приобщение маленьких прихожан к неисчерпаемым сокровищам православной веры и православной культуры с тем, чтобы каждый из нас вырос духовно развитым. Беседа за чаем в гордеевском церковном приходе, цикл церковных праздников – прежде всего, Пасхи, Рождества, а также с престольным праздником нашего храма - Днем Казанской божьей матери. В преддверии каждого великого праздника нам рассказывают о его истории, духовном и нравственном значении этого праздника в жизни христиан. К Рождеству, Пасхе и Троице дети и их наставники готовятся особо: в эти дни в стенах нашего храма устраиваются приходские концерты, на которые приглашаются родители и прихожане нашего храма. В программу подобных концертов входят праздничные песнопения, литературно-музыкальные композиции с чтением стихов и прозы русских классиков, детские мини-спектакли, посвященные тематике праздника. Проведена беседа с учащимися на тему празднования Дней славянской письменности и культуры. Занимаются с детьми бывшие учителя школы Ресслер Римма Ивановна и Ресслер Виктор Иосифович. Педагоги с большой буквы, они всегда умели найти верный подход к ребятам. Римма Ивановна учила девочек домоводству, быть хорошими хозяйками. А Виктор Иосифович на пенсии смог осуществить свою мечту - мастерить изделия из дерева и металла. Именно он сделал иконостас и купол храма. В районной газете был репортаж о том, какая дорога ведёт к возникновению храма.
11. Заключение
Здесь живут и трудятся простые люди.
От души скажу Вам без прикрас:
Если Вы у нас хоть раз побудете,
Это будет не в последний раз.
Хлебом солью мы Вас встретим,
По просторам нашим проведём –
Согласитесь Вы, что лучше нет на свете
Уголка, где славно мы живём
Л. П. Яркова
Каким мы видим наше село в будущем? Что необходимо сделать для его сохранения и дальнейшего процветания? Во время нашей работы мы многое узнали из истории нашего посёлка. Но, к сожалению, не всем жителям это известно. Не только наши сверстники, но даже многие взрослые не знают - насколько богата и разнообразна история нашей малой родины. Еще многое предстоит сделать в открытии исторических страниц посёлка Гордеевский и сохранении его для потомков. Если каждый житель посёлка на клочке земли своей сделал бы, что-нибудь полезное, как красива стала бы наша малая родина. Сейчас мы учимся в седьмом классе и мечтаем поступать после школы в учебные заведения, и, получив профессию, связанную с селом, вернуться в родной Гордеевский и своим делом сделать его еще краше. А дел очень много! Хотелось бы, чтобы наши земляки жили не хуже горожан. Имели квартиры со всеми удобствами. С природным газом, тогда меньше будут вырубать леса, снег зимой будет чище, меньше будет золы. Не хлебом единым жив человек. Люди должны не только трудиться, но и культурно отдыхать, после работы заниматься любимым делом. Наши односельчане достойны лучшей участи. Почему же не построить большой комплекс, куда бы входили быткомбинат, парикмахерская, фотография, прачечная? Мы живем на земле, она наша кормилица. Большинство из нас после окончания школы должны оставаться в селе, приобретать сельскохозяйственную профессию. А может, кто-то из нас выберет профессию врача, тогда надо бы в селе современную больницу, или современный оздоровительный фитнес-центр. Тогда нужны и профессии тренеров, специалисты по оздоравливающим методикам, балетмейстеры для занятий танцами. Многое сделано нашими родителями, но еще больше предстоит сделать нам. И эта ответственная задача ляжет на плечи нашего поколения. Мы должны учиться, трудиться, строить новую, счастливую жизнь, наполненную культурным содержанием, чтобы по нашим дорогам шагали другие ребята. Об этом замечательно сказала наша Троицкая поэтесса Валентина Ефименко, которая работала раньше в Михайловском районе директором школы, вела уроки географии:
Вот школа – разумного, вечного суть;
В ней ребёнок растёт человеком;
Поумнев, возмужает – и в путь…
А учителю слава за то.
На рассвете в лучах серебрится
Православная церковь в селе.
Сюда люди идут помолиться,
Обо мне, о тебе, о себе.
Дом культуры светёлкой высокой,
Школа, церковь к себе всех влекут.
Вид окрест их далёко-далёко –
От любого двора сюда тропки ведут.
Я подобного места не знаю
И село своим домом зову.
Ты прекрасно, как все на Алтае.
Как я рада, что здесь я живу!
Литература:
1. Архив районной газеты «На земле троицкой»
2. Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru/lyudmila-vasilevna-kuligina
http://ecoclub-altai.ru/news.317613.vserossiyskiy-urok-ekologii-v-mbou-proletarskaya-sosh.html
3.Мое родное Большеречье. Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края, 2004. - 432 с.
Приложение 1.
Схема посёлка Гордеевский
Приложение 2.
План дендрологического сада МБОУ «Пролетарская СОШ» пос. Гордеевский
(видовой состав)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пролетарская средняя общеобразовательная школа»
Троицкий район Алтайский край
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
Авторы работы:
Герасимова Любовь Андреевна,
ученица 7-го класса,
Долгополов Владимир Андреевич,
ученик 7-го класса,
Мартышев Михаил Николаевич,
ученик 7-го класса
Руководитель:
Кулигина Людмила Васильевна,
учитель географии
пос. Гордеевский
2012 г.
Дымковский петушок
Сочные помидорки
О чем поет Шотландская волынка?
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Рисуем осенние листья