Работа представляет собой воспроизведение истории уникального храма Сретения Господня, памятника русского зодчества, расположенного в деревни Пески Шаховского района Московской области. Храм находится под охраной ЮНЕСКО.
Вложение | Размер |
---|---|
cerkov_sreteniya_gospodnya.docx | 23.67 КБ |
Церковь Сретения Господня – уникальный храм.
Мясникова Татьяна Андреевна, ученица 9 класса
МБОУ «Серединская средняя общеобразовательная школа»
Московская область, Шаховской район, село Середа, улица Школьная дом №1
Среди живописных уголков России есть много мест, дорогих и близких сердцу русского человека, и каждое из них имеет свою историю, свои духовные истоки. Именно к одному из них можно отнести храм в деревне Пески, приход Сретение Господне. Он находится в Серединском сельском округе, это неповторимый и уникальный памятник русского деревянного зодчества, построенный в середине XVIII века.
Во время исследовательской работы мы открыли для себя новые страницы истории этого уникального памятника архитектуры. Наш путь к храму лежит от села Середа через деревню Холмец, поворот налево мимо деревни Артёмки, далее прямо и опять поворот направо до Погоста Пески. В деревне Холмец на Артёмки и Пески есть указатель. Храм вознесён на высокую гору, которую огибает серой лентой речушка Искона, подпруженная у деревни Канаево, и образующая живописный пруд. Могучие ели, изумрудной густой массой, врезаясь корнями в крутые склоны холма, окружают Сретенскую церковь с трёх сторон. Тесным полукольцом подножие здания охватывает сельское кладбище, не имеющее, однако, древних захоронений, кроме могил священнослужителей.
Церковь - уникальный для Подмосковья памятник деревянного зодчества, охраняется государством и ЮНЕСКО. Деревянный храм с ярусным завершением состоит из четверика, увенчанного тремя убывающими восьмериками, и перекрыт куполом. Трапезной он соединён со столпообразной колокольней. Здание было выстроено в 1774-1776 в селе Середа, в Пески перевезено в 1858, освящено в 1860. В летнем храме второй Покровский придел, в трапезной Сретенский придел, который не закрывался и в послереволюционный период.
Село Пески, которое называлось ещё селом Высоцким, упоминается в 1596 году в духовной грамоте волоцкого князя Федора Борисовича. Князь завещал в ней отдать своей княгине в Репотин стане села: «Огрызково, да Наумове, да Высокое, да Косово, да Михалкове, да Липняги». В селе Высоцком в старину стояла церковь Сретения Господня.
В начале XVII века в «смутное время» село было разорено и превратилось в пустошь. Церковная земля - 17 десятин, до 1704 года Патриаршим казенным приказом сдавалась в аренду. В течение двух лет после этого крестьяне сельца Высоцкого, принадлежавшего Воскресенскому на Истре монастырю, построили церковь Сретения Господня. В 1704 году в сельце завершилось строительство новой деревянной церкви, а населенный пункт стал называться селом Высоким на Песках и вошел в Рузскую церковную десятину. В 1707 году в связи с окончанием церковного строительства сельцо Высоцкое стало называться селом Высоким на Песках, входившим в состав Рузской церковной десятины. Из описания 1758 года видно, что ветхая чешуйчатая крыша на церкви, трапезе и паперти была заменена новой. 25 июня 1758 года деревянная церковь сгорела от грозы. Эта Сретенская церковь простояла 91 год, до тех пор, пока в ней не случился пожар от удара молнии в 1798 году. Правда, иконы вместе с иконостасом удалось спасти. Через год была построена новая церковь. Однако она прослужила до 29 марта 1857 года: сгорела дотла во время грозы. Вместо неё в том же году построили небольшой храм во имя пророка Илии.
К тому времени в селе Середа начали строить новый храм во имя Живоначальной Троицы, и жители Погоста решили выкупить у серединцев старую деревянную церковь и перевезти ее к себе. Так в Песках появилась церковь, построенная еще в 70-х годах XVIII в. На новом месте храм был освящен 1 октября 1860 года во имя Сретения Господня с приделами во имя пророка Ильи и Покрова Богородицы (Труды комиссии по осмотру и содержанию памятников церковной старины г. Москвы и Московской Епархии. Т. 4. - М.,1911.-с.32.). Храм поражает своей красотой и удивительной гармонией с окружающей природой. Следует пояснить, что сохранившийся до настоящего времени топоним "погост" означает небольшое село с церковью и кладбищем. Уже в XIX в. от прежнего составного названия села Высокое на Песках осталось только одно слово - Пески. Здесь жили священнослужители. В середине XIХ в. в приход церкви входило 285 дворов и около 2,5 тысяч прихожан. Значилось на территории и 65 дворов раскольников (Краткие сведения о всех церквах Московской епархии в алфавитном порядке, исчисленных Донского монастыря.- М., 1874: типография М. В. Кудрявцевой). В 1900 году по инициативе попечителя протоиерея из Москвы И. Горского была открыта церковно-приходская школа, размещавшаяся в специально построенном здании. Средство на строительство пожертвовало Московское Елизаветинское благотворительное общество. Заведовал школой священник Сретенской церкви П. Е. Ремизов Удивительна судьба Сретенского храма. Богослужения в нем ни разу не прекращались, разве только во время оккупации района немецко-фашистскими захватчиками, тогда как другие храмы были закрыты, а то и разрушены. Пережил храм и тяжелые времена атеизма и безверия (хотя дорога к нему никогда не зарастала). Двухпридельную церковь Сретения Господня перенесли из села Середа на погост Пески в 1858 г., два объёма второй половины XVIII столетия (колокольню и храм) пристроили к новой трапезной. Деревянное рубленое здание, обшитое тёсом, установлено на кирпичный цоколь. Композиция всего сооружения вытянута по продольной оси, а четверика, со сквозными, убывающими по высоте восьмигранными ярусами - по поперечной. Пирамидальный объём церкви и столпообразную колокольню завершают гранёные купола с миниатюрными главами, усыпанными восьмиконечными звёздами. Но Сретенская церковь в Песках отличается от этих построек исключительной выразительностью и необыкновенно динамичной структурой масс. Наружное убранство, сведённое в основном к рамочным наличникам окон, по существу отсутствует. Изнутри храм оклеен холстами и окрашен масляной краской. В церкви есть иконы XVII в., поступившие сюда в 1857 г. из московской Троицкой единоверческой церкви. Храм действует до сих пор, являясь уникальным памятником деревянного зодчества Подмосковья. Во второй половине XX века храм был обшит тёсом и покрашен.
Каждый храм посвящен какому-либо святому или событию. Иногда в храме устраивают несколько алтарей. Тогда каждый из них посвящен своему святому или событию. Церковь Сретения Господня - Трехпрестольный храм. В зимней части – Пророка Илии, в летней на одной линии два престола - Покрова Пресвятой Богородицы и Сретения Господня. Главный престол Сретенский. Иконостасы начала ХХ в., внутренние стены оштукатурены, местами обтянуты холстом и украшены росписями.
В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа ( Лк. 2, 22 - 40). Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее. 15 февраля в нашем храме престольный праздник. В этом году учащиеся первого класса поздравили прихожан храма с этим светлым праздником в стихотворной форме. В летней части храма один из престолов посвящен Покрову Пресвятой Богородицы. 14 (1 по стар. ст.) октября Русская Православная Церковь отмечает великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы в память чудесного явления Пречистой в X веке, во Влахернском храме Константинополя, где хранились риза Богоматери, часть Ее пояса и головной покров (мафорий). Преклонив колена и оросив слезами свой лик, Пресвятая Дева начала молить Господа, чтобы защитил Он всех людей, призывающих имя Его святое и надеющихся на Его помощь, а затем сняла со своей головы покрывало и, ограждая молящихся людей от всех видимых и невидимых врагов и напастей, распростерла его над их головами. И отступил враг от ворот Константинополя молитвами и заступничеством Владычицы Небесной. Вот уже почти девять веков в этот великий праздник мы вспоминаем удивительные события, произошедшие в Константинополе. Но не только над молящимися Влахернского храма распростерся Державный Покров Матери Божией: над всем родом христианским во дни горя и испытаний сияет «паче лучей солнечных» Ее омофор и дарует утешение, укрепление, спасение. Какие бы тяжелые бедствия ни выпадали на нашу долю, будем помнить, что Пресвятая Владычица молится за нас, раскинут над нами невидимый Ее покров.
Еще один престол храма - в честь святого Илии Пророка. Святой пророк Илия - один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета - родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Воплощения Бога Слова. Со дня огненного вознесения на Небо пророка Илии его почитание в Церкви Христовой никогда не прерывалось. Русская Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) – ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество. 2 августа церковь отмечает престольный праздник.
В зимней части храма находятся уникальные святыни храма. Особый интерес представляет деревянная скульптура Нила Столбенского, созданная в конце XVIII - начале XIX веков. В иконографии образ преподобного Нила Столобенского получил наибольшее развитие в виде деревянной резной скульптуры. В скульптурных изображениях «Нил Столобенский изображается сидящим со склонённой на грудь головой и опирающимся на деревянные костыли. В таком необычном положении измождённый старец скончался во время молитвы».
Икона Балыкинской Божией Матери, находящаяся в храме, написана на холсте в живописном стиле 17 века (?). Богородица изображена с молитвенно сложенными у груди руками, с немного склоненной головой к лежащему на Ее коленях Младенцу, волосы спускаются прядями на плечи, голову венчает украшение, напоминающее диадему, вокруг нимба - 7 шестиконечных звезд. Младенец держит в руках яблоко, Его тело прикрыто на бедрах белой тканью, правая ножка подогнута. Многим помогает Божия Матерь, если человек молится от чистого сердца. И в наше время есть место чудесам. Три года назад данная икона мироточила.
В храме стоит рака Препободного Левкия. Преподобный Левкий Волоколамский был основателем Успенской пустыни на реке Рузе(пустынь находилась в 32-х верстах от г. Волоколамска и в 2-х верстах от села Середы- Стратилатского). Преподобный Левкий был учеником преподобного Пафнутия Боровского (+1 мая 1477 г.) и спостником преподобного Иосифа Волоцкого (+9 сентября 1515 г.). Устроив обитель, он прославился среди окрестного населения подвигами иноческой жизни. Преподобный Левкий скончался в глубокой старости (по преданию, 17 июля) в конце XV века. Он был погребен в основанной им пустыни.
Долгие годы в храме служил протоиерей Петр Трохин (1976-2003 гг.), затем в течение двух лет служил священник Александр Чиликов (2003-2005), с июня 2005 года – протоиерей Богдан Пасичнык, который прилагает все усилия для сохранения этого уникального памятника архитектуры.
Исследовательская работа по данной теме раскрыла неизвестные страницы истории нашего края, а именно историческую судьбу Сретенской церкви. Поэтому считаем цель работы достигнутой. Конечно, еще остается много «белых пятен», загадок, много вопросов. Есть большое поле деятельности для дальнейшего исследования. Мы намерены продолжать свою работу по изучению истории нашей церкви. Своей работой мы внесли посильный вклад в возрождение православных традиций. Исследовательская работа по данной теме раскрыла историческую судьбу Сретенской церкви. Будущее поколение должно не только изучать, хранить память о духовном прошлом своей малой родины, но и способствовать возрождению, восстановлению исторических памятников на территории нашего села. С Божьей помощью у нас все получится.
Источники и Использованная литература:
1.Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах
XVI-XVIII столетия, В.9.Волоколамская и Серпуховская десятины.
М.1896.,М.1901.
2. Кавельмахер В.В. «Церковь Преображения в Острове.» М., 2009.
3. Кавельмахер В.В. «Неизвестная постройка осифовских старцев середины XVIв. – Никольская церковь в селе Черленкове.» В кн.: Памятники культуры. Новые открытия. 1987. М., 1988.
4. В.И. Бака, А.П.Елагина, В.В. Масалов. «Шаховская – сторона родная.» Шаховская., 2006.
5. Олег Пэнэжко «Город Волоколамск, храмы Волоколамского, Лотошинского и Шаховского районов.» Владимир., 2008.
6. «Знаменательные и памятные даты в истории Волоколамска и его окрестностей». Волоколамск., 2009.
7.Т.А. Яйцова «Шаховская. Взгляд сквозь века». Шаховская., 2001.
8. Т.А. Яйцова «Вот моя деревня» // Альманах «Провинциальные хлопоты». №1,2,3,4,5,6,7,8,9,10., Шаховская 2002-2004.
9. http://spasskiy-listok.narod.ru/simple2345.html
11. http: www.tutnedaleko.ru/target.aspx
Каргопольская игрушка
Заяц-хваста
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Именинный пирог
Зимний лес в вашем доме