Город-герой, административный центр Мурманской области, крупнейший в мире город, расположенный за северным полярным кругом. В октябре 2011 года Мурманск отметил свой 95-летний юбилей.
Для человека 95 лет – целая жизнь, а город, история которого укладывается в этот короткий период, – юн! Почему столица Кольского края так молода?
Его создание было связано со стремлением России получить выход в Северный Ледовитый океан через незамерзающий залив. В 1915 году на правом берегу Кольского залива Баренцева моря был основан Мурманский морской порт. Это и стало началом истории города Мурманска.
Среди учеников своего класса и их родителей я провела анкетирование об истории города Мурманска. В анкету вошли следующие вопросы:
Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что дети и их родители не достаточно хорошо знают историю столицы Кольского края и не связывают ее с Мурманским морским портом – предприятием, на котором работают люди основных профессий города – рыбаки и моряки.
Актуальность моего исследования определена тем, что я собрала различные сведения, подтверждающие неразрывную связь основания и развития города с Мурманским морским портом. Изучила влияние порта на облик и символику Мурманска.
Объект исследования: история Мурманска от основания до наших дней.
Предмет исследования: Мурманский морской порт в истории города.
Цель данного исследования - выявить связь истории города Мурманска с развитием морского порта.
Для достижения поставленной цели решала следующие задачи: …
Выдвинула следующую гитотезу: с историей Мурманска можно познакомиться, проследив историю развития Мурманского морского порта.
Использовала следующие методы исследования:...
Познакомившись с литературой об истории города и порта, изучив Интернет-ресурсы, я нашла подтверждение своей гипотезы.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_goroda_murmanska_-_eto_istoriya_murmanskogo_morskogo_porta.rar | 2.34 МБ |
История города Мурманска – это история Мурманского морского порта
Введение
Отсюда начинается Россия…
От Мурманска, от моря, и от нас.
Город-герой, административный центр Мурманской области, крупнейший в мире город, расположенный за северным полярным кругом. В октябре 2011 года Мурманск отмечает свой 95-летний юбилей.
Для человека 95 лет – целая жизнь, а город, история которого укладывается в этот короткий период, – юн! Ведь в России существуют множество городов с многовековой историей: Новгород в 2009 году официально отметил 1150-летие, Москва в 2007 году – 860 лет, а самому древнему городу нашего края Коле в 2015 году исполнится 450 лет…
Почему столица Кольского края так молода? Я нашла ответ на это вопрос, изучив историю основания города.
Его создание было связано со стремлением России получить выход в Северный Ледовитый океан через незамерзающий залив, чтобы бесперебойно доставлять военные грузы от союзников по Антанте (военно-политический блок России, Англии и Франции) в условиях блокады Чёрного и Балтийского морей. В 1915 году, во время Первой мировой войны, на правом берегу Кольского залива Баренцева моря был основан Мурманский морской порт. Это и стало началом истории города Мурманска.
Среди учеников своего класса и их родителей я провела анкетирование об истории города Мурманска. В анкету вошли следующие вопросы:
Анализ анкет (приложение 1) показал, что год рождения города знают всего 7 учеников из 24 опрошенных (что составляет 29%) и 8 родителей из 24 опрошенных (33%), из них 5 человек (21%) знают точную дату.
Из трех символов, изображенных на гербе города, все символы смогли назвать 14 детей (58%) и 12 взрослых (50%), 2 символа – 7 детей (29%) и 8 взрослых (33%), 3 символа – 3 ребенка (13%) и 4 взрослых (17%).
Объяснить значение всех символов смогли по 29% учеников и родителей (7 человек), 1-2 символов – 46%учеников и 54% родителей (11 и 13 человек соответственно), не смогли объяснить значение символов – 25% учеников (6 человек) и 17% родителей (4 человека).
Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что дети и их родители не достаточно хорошо знают историю столицы Кольского края и не связывают ее с Мурманским морским портом – предприятием, на котором работают люди основных профессий города – рыбаки и моряки.
Актуальность моего исследования определена тем, что я собрала различные сведения, подтверждающие неразрывную связь основания и развития города с Мурманским морским портом. Изучила влияние порта на облик и символику Мурманска.
Объект исследования: история Мурманска от основания до наших дней.
Предмет исследования: Мурманский морской порт в истории города.
Цель данного исследования - выявить связь истории города Мурманска с развитием морского порта.
Для достижения поставленной цели решала следующие задачи:
Гипотеза: с историей Мурманска можно познакомиться, проследив историю развития Мурманского морского порта.
Методы исследования:
Познакомившись с книгами мурманских историков и краеведов А.А. Киселева и А.А Воронина, статьями периодической печати об истории города и порта, изучив Интернет-ресурсы, я нашла подтверждение своей гипотезы. В ходе исследования я пыталась выделить те исторические события в развитие города, которые напрямую или косвенно связаны с существованием порта, абстрагируясь от не связанных с ним фактов.
Основная часть
1.1. Основание порта и города.
К началу XX-го века Россия располагала всего лишь двумя портами на северо-западе, через которые проходили торговые пути со странами Западной Европы – это Санкт-Петербург и Архангельск. Наиболее дальновидные государственные деятели того времени прекрасно понимали, что для развития экономики страны этого явно недостаточно, так как Архангельский порт открыт для захода судов лишь семь месяцев в году и его пропускная способность незначительна, а замерзающий зимой Финский залив требовал ледокольной проводки судов.
Вступление России в августе 1914 года в Первую мировую войну подтвердило самые наихудшие опасения, когда черноморские порты и Санкт-Петербург оказались блокированными противником, а с наступлением зимы прекратилась навигация в Архангельске. Единственным выходом было срочное строительство нового порта на севере России.
Планы создания мощного торгового порта на Кольском побережье Баренцева моря вынашивались царским правительством еще в середине ХIХ века. Однако по разным причинам реализация их откладывалась. Первая мировая война подтолкнула строительство, так как самым коротким и надежным путем доставки вооружения, закупаемого за границей, был путь через незамерзающий Кольский залив.
В конце июня – начале июля 1915 года были проведены первые плановые работы на территории будущего порта. Все первоначальные объекты, в том числе и причалы, строили из дерева (приложение 2). Уже 1 сентября того же года к временной пристани ошвартовался первый пароход «Дротт» с грузом из Нью-Йорка. Таким образом, 1 сентября 1915 года можно считать днем рождения Мурманского порта.
Меньше чем за год был построен участок железной дороги до Кандалакши и по нему пошли первые поезда. В некотором смысле можно сказать, что в те годы было «прорублено второе окно в Европу».
Время подтвердило правильность выбора. Благодаря теплому течению Гольфстрим климатические условия в этой части Кольского полуострова относительно мягкие – залив не замерзает даже в суровые зимы, что дает возможность осуществлять круглогодичную навигацию без ледовой проводки. Ширина Кольского залива и глубины фарватера позволяют заходить и становиться на якорную стоянку практически любым судам – без ограничений по длине или осадке.
Именно благодаря наличию порта и железной дороги Россия получила возможность освоения природных богатств Кольского полуострова, на трассу Северного морского пути и к архипелагу Шпицберген.
В 1915 году при Мурманском порте был основан портовый посёлок Семёновский, названный по имени бухты, где сооружались причалы.
Официальной датой основания города считается 4 октября (21 сентября по старому стилю) 1916 года. В этот день на невысоком холме, где сейчас располагается Дворец культуры и техники имени Кирова, состоялась торжественная церемония закладки храма в честь покровителя мореплавателей Николая Чудотворца (Мирликийского) (приложение 2). Город стал последним городом, основанным в Российской империи, его назвали - Романов-на-Мурмане. Через полгода, 3 апреля 1917 года после Февральской революции, он принял своё нынешнее название — Мурманск.
В 1917-1919 годах на якоре в Кольском заливе стояли военные суда Антанты (приложение 2). К началу 1920-х годов Мурманск насчитывал менее двух с половиной тысяч жителей и находился в упадке. Промышленность была представлена в основном кустарными артелями, рыбный промысел пришёл в упадок. Городской пейзаж составляли две-три улочки одноэтажных домов, перенаселённые рабочие бараки, беспорядочное скопление лачуг, приспособленные под жильё железнодорожные вагоны, брошенные интервентами «чемоданы» — дома из гофрированного железа с полукруглой крышей. Город получил прозвище «красная деревня» из-за теплушек красного цвета, приспособленных для жилья (приложение3).
С первых дней существования незамерзающий и глубоководный порт на севере России приобрел важнейшее значение для экономики и обороноспособности страны. В начале октября 1923 года в Мурманск из Бремена пришло первое иностранное судно с хлопком для Всероссийского текстильного синдиката. 10 декабря отправкой на Запад российского зерна началась экспортная компания. 4 марта 1930 года через порт была отправлена в Гамбург первая партия апатитового концентрата. Новый этап в развитии Мурманского порта начался с созданием Главного Управления Северного морского пути. Освоение Арктики, регулярные рейсы на Шпицберген, торговые связи с Европой увеличили объемы грузооборота. Порт укрепил позиции важнейшего звена в народном хозяйстве всего Северо - Запада России.
Со второй половины 1920-х годов город стал быстро развиваться, поскольку у Советского Союза возникла стратегическая потребность в обустройстве крупного порта, транзит через который не зависел бы от отношений с соседними странами. С 1933 года Мурманск являлся одной из баз снабжения и судоремонта для Северного флота. Помимо военно-стратегических целей, через порт осуществлялось морское сообщение со строящимся Норильским горно-металлургическим комбинатом.
Развитие мурманского порта преследовало и задачу увеличения уловов рыбы: в городе на месте прежнего военного предприятия по рыбообработке и судоремонту был создан рыбный порт. Он начал быстро развиваться, и уже через несколько лет обеспечивал поставки в другие районы СССР по двести тысяч тонн рыбы ежегодно.
Для разработки основ рационального рыболовства в 1921 году создан Плавучий морской научный институт, позже Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии имени Николая Михайловича Книповича.
С целью обеспечения командными кадрами вновь создаваемого рыбопромыслового флота 17 декабря 1932 года был открыт Мурманский рыбопромышленный техникум - старейшее в рыбной отрасли учебное заведение. В 1945 году он реорганизован в Мурманское мореходное училище, в 1968 году - колледжу присвоено имя известного исследователя фауны арктических морей профессора Ивана Илларионовича Месяцева. В настоящее время Мурманский морской рыбопромышленный колледж им. И. И. Месяцева имеет филиал в г. Полярный.
В 1935 году создан Мурманский морской биологический институт, который и по сей день занимается исследованием северных морей.
В 20-ые годы в Мурманске прокладывались улицы с деревянными тротуарами и рядами одно- и двухэтажных рубленых домов. В 1927 году появились первое многоэтажное здание из кирпича. В 1934-1935 году построены многоквартирные семиэтажные дома. Они предназначались для семей рыбаков, судоремонтников, рыбообработчиков.
В 1934 году по Мурманску — от северной окраины до южной части города — пошёл первый маршрутный автобус. Тогда же по железнодорожной магистрали начал курсировать до Ленинграда экспресс «Полярная стрела». В 1939 году впервые в городе началась укладка асфальта на улице Ленинградской. Перед войной (1939 год) город вынашивал планы строительства драматического театра.
Вплоть до 1930-х годов население Мурманска было невелико: в 1917 году в городе жили 1,3 тыс. человек, в 1920 — 2,5 тыс., в 1926 — 9 тыс. Бурный рост числа жителей начался с конца 1920-х годов и был связан с развитием Мурманского морского порта. К 1939 году население Мурманска составляло 119 тыс. человек.
К началу Великой Отечественной войны в Мурманске насчитывалось уже несколько десятков кирпичных и каменных зданий, а население города достигло 120 тысяч жителей (приложение 4).
В 1920—1930-е годы, в связи с изменением административно-территориального деления, город неоднократно менял свой статус. В 1921 году Мурманск стал центром одноимённой губернии, с 1927 года — одноимённого округа в составе Ленинградской области, а с 1938 года — Мурманской области.
1.2. Город и порт в годы Великой Отечественной войны.
Одна из самых ярких страниц истории города и порта - самоотверженная работа в годы Великой Отечественной войны, проявленный патриотизм и мужество коллектива порта. В ходе Великой Отечественной войны Мурманск неоднократно подвергался атакам с суши и с воздуха. Германская армия имела приказ Гитлера захватить город и мурманский порт, через который шли грузы из стран-союзниц для снабжения страны и армии. По расчётам немецкого командования, Мурманск должен был быть взят за несколько суток. Дважды — в июле и сентябре 1941 года — немецкие войска предпринимали генеральное наступление на Мурманск, однако оба наступления провалились.
После того как город отразил наступления, враг атаковал его с воздуха, совершая в отдельные дни до пятнадцати-восемнадцати налётов и сбросив за годы войны в общей сложности 185 тысяч бомб и совершив 792 налёта. В налетах на город участвовало 8244 вражеских самолета. В среднем на каждого жителя Мурманска приходилось по 31 килограмму взрывчатки и 7 зажигательных бомб. По количеству и плотности нанесённых по городу бомбовых ударов среди советских городов Мурманск уступает лишь Сталинграду (приложение 5).
Роль Мурманского порта в военные годы была огромной. Незамерзающий, имеющий выход в Мировой океан и связанный железной дорогой с центром страны, в условиях военного времени порт приобрел крайне важное стратегическое значение. Несмотря на постоянные налеты вражеской авиации, под страшными бомбовыми ударами, порт ни на один день не прерывал своей работы.
К началу Великой Отечественной войны Мурманский торговый порт был уже крупным предприятием. Его коллектив насчитывал около 2000 человек. Три грузовых района были отлично оснащены техникой, имелись восемь буксирных пароходов, свыше десятка барж и плавучие краны.
Нападение Германии повернуло работу порта в новое русло. Первая задача, которая встала перед ним, - переброска военной техники, вооружения и продовольствия для частей Красной Армии и Военно-морского флота. Уже 22 июня с грузом для 14-й армии от мурманского причала ушел пароход «Спартак». И объемы перевозок начали неуклонно расти. Только за первые полтора месяца войны порт обработал 182 судна.
Все это происходило на фоне всеобщей мобилизации. Портовики уходили на фронт, направлялись на строительство оборонительных сооружений, перебрасывались в другие районы страны. На оставшихся 700 работников порта легла огромная ответственность. В их задачу входила не только переработка грузов, но также усиленная охрана порта, тушение пожаров. В это же время было развернуто строительство дополнительных причалов на противоположном берегу залива.
Черной датой вошло в историю края 18 июня 1942 года, когда всего за одни сутки на столицу Заполярья было сброшено более 12 000 зажигательных бомб. Одной из главных целей налетов, начавшихся еще летом 1941 года и продолжавшихся свыше двух лет, был мурманский порт. Немцы прекрасно понимали, что здесь замыкаются главные морские магистрали Советского Союза.
Именно сюда приходили корабли стран-союзников (приложение 6). В декабре 1941 года в Мурманск переехал штаб уполномоченного Государственного комитета обороны Ивана Дмитриевича Папанина. Начались регулярные диспетчерские совещания, которые контролировали и направляли подготовку порта к приему импортных грузов. Здесь же расположились представители английского министерства военных перевозок, отвечающие за движение конвоев.
Первый иностранный караван, состоявший из девяти судов, прибыл в порт 11 января 1942 года. Он доставил свыше 25 тысяч тонн военных и продовольственных грузов. А уже через неделю у мурманских причалов ошвартовались участники второго союзнического конвоя, еще через несколько дней - третьего. Для порта с его небольшим числом оставшихся работников объемы работ были очень велики. Зачастую все до одного работники порта выходили на разгрузку судов.
Понимая тяжелое положение Мурманска, правительство страны направило сюда почти две с половиной тысячи человек из Рязанской и Архангельской областей, которым прямо на рабочих местах пришлось осваивать новые профессии - лебедчиков, весовщиков. Население города значительно выросло. Но если проблему рабочих рук отчасти можно было решить, то постоянные налеты фашистской авиации приносили все новые трудности и беды. На трудовом посту за время войны погибли 103 портовика, более 300 получили ранения. В истории порта немало примеров, когда рабочие, рискуя жизнью, спасали от огня суда и грузы. Свыше трех с половиной сотен человек, работавших в годы Великой Отечественной в Мурманском торговом порту, были награждены орденами и медалями СССР.
7 октября 1944 года советские войска начали в Заполярье Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию, и угроза Мурманску была снята.
А караваны все продолжали приходить (последний из них прибыл в Мурманск уже после окончания войны, 22 мая 1945 года). Параллельно велись работы по восстановлению порта. В апреле 1944 года портовики восстановили два пятиэтажных жилых дома и клуб моряков, отремонтировали все причалы и подъездные пути.
За весь военный период порт переработал в общей сложности 1 миллион 680 тысяч тонн импортных, а также свыше 800 тысяч тонн народных и военных грузов, обслужив тысячи судов.
Вклад мурманских портовиков в победу над фашистской Германией невозможно переоценить. Труд этих людей, в числе которых было много пожилых людей, женщин, подростков, стал настоящим подвигом.
В июле 1945 года Мурманскому торговому порту было передано на вечное хранение переходящее Красное знамя. Оно стало официальным признанием огромного вклада предприятия в дело борьбы против захватчиков. И это была далеко не последняя награда мурманского порта.
В 1985 году за выдающиеся заслуги в Великой Отечественной войне городу Мурманску присвоено звание «Город-герой» с вручением высшей награды Советского Союза ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
1.3. Послевоенные годы. Восстановление и развитие.
К концу Великой Отечественной войны город был практически полностью разрушен. Сохранились лишь портовые сооружения и три здания в городе. В ноябре 1945 года по решению правительства Мурманск был включён в число пятнадцати городов страны, наряду с Москвой и Ленинградом, восстановление которых объявлялось первоочередной задачей. Город был восстановлен к началу 1950-х годов.
В послевоенные годы развернулось техническое перевооружение флота рыбной промышленности. Флот непрерывно пополнялся новейшими добывающими судами. Эксплуатация новой техники потребовала подготовки морских инженеров для работы на судах непосредственно в море.
11 января 1950 года впервые в СССР и в мире в городе Мурманске было создано высшее мореходное училище (МВМУ) в системе рыбной промышленности страны. До этого ни в СССР, ни в других странах мира не было высшего учебного заведения, специально готовившего кадры для работы на флотах рыбной промышленности.
К 1952 году объём жилой площади в городе достиг довоенного уровня, а ещё через десять лет жилой фонд увеличился втрое. В 1962 году вместо кирпичных домов стали строиться типовые панельные.
Значительное расширение территории Мурманска пришлось на 1970-е — начало 1980-х годов.
Основу экономики города составляет Мурманский морской порт — один из крупнейших незамерзающих портов в России. Мурманский порт состоит из трёх частей: Рыбный порт, Торговый порт и Пассажирский. В Мурманске начинается Северный морской путь. Мурманский порт является портом приписки барка «Седов» (самого большого парусника в мире). Также к порту приписаны все атомные ледоколы России.
Сегодня Мурманский морской порт это крупнейшее предприятие города Мурманска, а по объему грузопереработки - второй по величине (после Санкт-Петербургского) порт северо-западной части России.
За последние годы в Мурманском порту расширены складские площади, проводится обновление портальных кранов. Проведен комплекс дноуглубительных работ. Введены в эксплуатацию специализированные установки для очистки, дробления и сортировки угля. Одно из наиболее перспективных направлений деятельности порта перевозки, связанные с добычей углеводородного сырья.
1.4. Порт Мурманска в символах и достопримечательностях города.
История порта и города увековечена в памятниках, мемориалах, обелисках (приложение 7, 8).
Данные сооружения украшают город, являясь его достопримечательностями.
Свое отражение Мурманский порт нашел и в символике города. В 1966 году был объявлен конкурс на лучший проект герба. Наиболее подходящим был сочтён эскиз мурманского архитектора Николая Петровича Быстрякова и в 1968 году герб и положение о нём были утверждены. А в 2004 году были внесены некоторые изменения (убраны символы, не использующиеся в геральдике – науке о гербах). В настоящее время герб города выглядит так (приложение 8).
Символика герба: Силуэты корабля и рыбы означают самые распространенные профессии жителей города — моряка и рыбака. Голубой цвет символизирует море и полярную ночь, их красоту и величие. Золотой — богатство морей и земли, полярный день. Северное сияние подчеркивает географическое положение города.
Заключение
В ходе проведенного исследования я выяснила, что основание города Мурманска связано с созданием порта на побережье Баренцева моря. С первых дней существования порт на севере России приобрел важнейшее значение для экономики и обороноспособности страны. Развитие города шло параллельно с развитием порта.
В годы Великой Отечественной войны порт приобрел крайне важное стратегическое значение. Мурманские портовики внесли неоценимый вклад в победу над фашистской Германией. В исключительно тяжелых условиях, под нескончаемыми немецкими бомбардировками, они принимали и отправляли грузы, спасали порт от пожаров, строили новые причалы, проявляя удивительную стойкость и героизм.
В послевоенное время город и порт восстанавливались и развивались. Сегодня Мурманск - крупнейший в России рыболовный порт, "ворота Арктики", начальный пункт Северного морского пути, база ледокольного (в том числе атомного) флота.
Наличие порта в Мурманске отразилось и на внешнем облике (памятники, мемориалы, обелиски), на символике города.
Административный центр Мурманской области, город-герой, самый крупный в мире незамерзающий порт за полярным кругом в год своего 95-летия растет и процветает.
Я горжусь его славным прошлым и верю в великое будущее!
Список литературы и Интернет-ресурсов
Загадочная система из шести экзопланет
Ночная стрельба
Свадьба в Малиновке
Три загадки Солнца
Одеяльце