Эта работа была сделана 2 года назад и заняла II место на Окружном фестивале "Пока в России Пушкин длится..." Она настолько понравилась жюри и участникам, что девочки представляли округ на молодёжной инновационной выставке. Она может быть использована на уроках литературы в 5 классе: может открывать изучение предмета, а может быть использована при изучении поэмы "Руслан и Людмила".
Вложение | Размер |
---|---|
lukomore.rar | 1.36 МБ |
Где находится Лукоморье?
Содержание.
Введение.
Лукоморье в словарях.
Лукоморье в славянской мифологии.
Лукоморье в литературе.
Лукоморье на карте.
Лукоморье в топонимике.
Секреты пушкинского Лукоморья.
Что такое Лукоморье для А.С. Пушкина.
Заключение.
Введение.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом...
Так что же такое всё-таки Лукоморье? Страна? Название моря? Или просто какой-то морской овощ, похожий на наш лук? Придумал поэт это слово или оно было?
В словаре В.И.Даля это слово есть! Значение его - "морской берег", "морская лука". Некоторые источники используют слово Лукоморье и в значении "берег вдоль морского залива, излучины": "Лукомории суть приморския лесистыя местности; тамошние обитатели живут в них без всяких домов" (запись 1526 года).
Да, сейчас слово лукоморье устарело, мы его не употребляем. Но разве можно представить себе сказочную страну без волшебного Лукоморья?
Чем старше становишься, тем больше хочется знать. Казалось бы, знаешь каждое слово, а вопросов больше, чем ответов. Что это за дерево? Где его искать? Почему кот учёный? Откуда витязи? Почему русалка на ветвях? Кто такая Баба Яга? А главное, где его искать, Лукоморье? Попытаемся разобраться. Вперед, в Лукоморье…
Лукоморье в словарях.
Лукоморье (поэт. устар.), морская лука — морской залив, бухта, изгиб морского берега[1][2]. Встречались и речные лукоморья, например, Обское.
Лукоморье - не только название морского излучистого берега, но и всего Севера России, который до ХУ в. известен только по слухам и "был предметом баснословия" (словарь Ф. Толля).
ЛУКОМО'РЬЕ, я, ср. (поэт. устар.) (Толковый словарь русского языка Ушакова).
Морской залив, бухта. Прилетала маленькая птичка-пташка из заморья, из тихого лукоморья. Песня.
ЛУКОМОРЬЕ. Искон. Сложносуф. производное (суф. -j-) на базе словосочетания лука моря, ср. излучина (Школьный этимологический словарь русского языка)
Лукоморье - Согласно славянской мифологии, это — заповедное место на окраине вселенной, где стоит мировое дерево — ось мира, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По мировому древу спускаются и поднимаются боги. В этом смысле Лукоморье упоминается в зачинах народных заговоров и молитв. В литературе широкую известность приобрели первые строки поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный…».
Лукоморье в славянской мифологии.
Согласно славянской мифологии, Лукоморье — заповедное место на окраине вселенной, где стоит мировое древо — ось мира, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По мировому древу спускаются и поднимаются боги. В этом смысле Лукоморье упоминается в зачинах народных загово́ров и молитв.
Иногда Лукоморьем называли древнее Северное царство, где люди впадают в зимнюю спячку, чтобы проснуться к возвращению весеннего Солнца — такая трактовка зафиксирована в исследованиях Н. М. Карамзина, А. Н. Афанасьева и А. А. Коринфского.
Б. А. Успенский и В. Я. Пропп связывают Лукоморье с представлением об Островах Блаженных, описанных Ефросином в «Слове о рахманех и о предивном их житии».
Согласно реконструкциям по Збручскому идолу и подобным ему средневековым изображениям славяне делили мир на три яруса. Верхний ярус — небо, мир богов. Средний ярус — мир людей. Нижний, подземный ярус — мир духов, теней. Каждый ярус имел цифровое обозначение (1,2,3) и символизировался птицами (небо), волком и медведем (земля) и змеем (подземный мир). Нижний ярус включал в себя несколько частей. Проникнуть под землю и вернуться обратно можно было через колодцы, реки, озёра и моря.
Согласно «Велесовой книге», эти три яруса имели собственные названия: нижний ярус назывался «Навь», средний — «Явь», а верхний — «Правь». Однако данный источник большинством исследователей признан фальшивкой.
Все три яруса объединяло мировое древо, или древо жизни: корнями оно уходило под землю, ствол и дупло в нём — в мире людей, а ветви — в небе.
Мировое древо упомянуто также в Иоакимовской летописи. С образом древа связана кириллическая буква «Ж» («живот», «живете» — жизнь). По мнению учёных, у славян мировым древом был дуб.
Вспомните, у Пушкина:
Златая цепь на дубе том…
Любопытно, что и в славянской мифологии есть образ древнего северного царства на краю света, называемого Лукоморье: там растет мировое древо — ось мира, корни которого уходят в преисподнюю, а вершина — в небеса. По этому древу путешествуют боги. Уж не тот ли это дуб, на котором «златая цепь», а «днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом»? Дуб — точно тот!
Кстати, любопытно: в черновиках Александра Сергеевича Пушкина, записавшего эту сказку, а значит, и в самом народном предании, кот ходит не вправо-влево, а вверх-вниз — подобно богам, путешествующим по мировому древу. Кот, как и медведь, — одно из священных животных бога Велеса. Велесовым внуком назван Боян в «Слове о полку Игореве», сказителем и песенником предстает в поэме Пушкина и кот ученый, поведавший поэту историю Руслана и Людмилы.
Лукоморье в литературе.
В литературе широкую известность приобрели первые строки поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный…». Пушкинское Лукоморье комментаторы его текстов искали и на Чёрном море, и на Азовском и даже в Сибири.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Тема северного сибирского Лукоморья с детства привлекала Леонида Мартынова. В зрелые годы интерес вернулся заново в 1930-хх в связи с газетной работой и чтением исторических архивов. В годы войны тема Лукоморья как собирательного образа Родины была раскрыта поэтом в ряде стихотворений и статье «Лукоморье» («Красная газета», 16 сентября 1942 г.) В 1945 году вышел знаковый для поэта сборник стихов «Лукоморье» с одноименным стихотворением.
Л. Мартынов
Лукоморье
Кто ответит — где она:
Затопило ее море,
Под землей погребена,
Ураганом сметена?
Кто ответит — где она,
Легендарная страна
Старых сказок —
Лукоморье?
Это я отвечу вам:
Существует Лукоморье!
Побывал мой пращур там,
Где лукой заходят в море
Горы хладные.
У скал
Лукоморье он искал —
Волшебную эту местность,
Страну великих сокровищ,
Где безмерна людская честность,
Но немало див и чудовищ.
Здравствуй, северная Русь!
Ты, Югра-соседка, здравствуй!
Сказка, здесь над былью властвуй!
Различить вас не берусь.
Ветер северный, могуч, гонит тучи снеговые,—
У них выи меховые.
Белки валятся живые,
Соболя летят седые из косматых этих туч
Прямо в тундру, за Урал. Там мой пращур
их и брал.
Мол, к нашим дырявым овчинам
Пришьем драгоценны заплатки
И сбудем заморским купчинам
Мы красного меха в достатке.
Что мой пращур?
Голытьба!
Он в лохмотьях шел тайгою.
Но свела его судьба с мудрой бабою-ягою,
То есть с женщиной в яге — в теплой
северной одежде...
Я о встрече той в тайге вспоминаю
и в надежде,
Что этнографы прочтут и обдумать им
придется
Все изложенное тут.
Шуба женская зовется
Там, на севере, ягой.
Знай, этнограф дорогой!
Баба-яга сердита.
— Ну,— говорит,— погоди ты!
Зря,— говорит,— не броди ты!
Женю я тебя на внучке,
Возьмет в золотые ручки.
Верно, пращур? Было так?
Золотым копьем блистая,
Поджидала вас, бродяг, дева-идол золотая.
Сторожила берега Мангазеи и Обдорья,
Неприступна и строга, охраняла
Лукоморье.
Злата шкура на плечах,
Золотой огонь в очах,—
Грейся, пращур, в тех лучах!
— Ах, гостеприимна,
В чуме вот только дымно!
В губы не целовала,
Мерзлую рыбу давала,
О чем она толковала?
— Пусть бьются князья с князьями —
Народы будут друзьями.
Ты остался, пращур, там?
Венчан снежными венцами?
Ложе устлано песцами?
Нет!
К волшебным воротам
За тобою по пятам
Шел Куракин со стрельцами,
Со стрельцами да с писцами за тобою
по пятам.
Шли не с чистыми сердцами к Лукоморским
воротам.
И закрылись ворота, и в туман укрылись
горы,
Схоронилася в Обдоры дева-идол золота.
И волны гремели на взморье,
И ветры над камнем шумели:
Исчезло, ушло Лукоморье,—
Хранить вы его не сумели!
Лукоморье!
Где оно?
Не участвую я в споре
Тех ученых, что давно потеряли Лукоморье
На страницах старых книг, в незаписанном
фольклоре.
Знаю я:
Где север дик,
Где сполоха ал язык,—
Там и будет Лукоморье!
Там, у дальних берегов, где гремят морские
воды,
Где восстали из снегов возрожденные
народы,—
Лукоморье там мое!
Там стоит она, богата,
Опираясь на копье, а быть может, на ружье,
Молодая дева Злата.
Я не знаю, кто она —
Инженер или пастушка,
Но далекая избушка, что за елками видна,
Снова сказками полна.
Здравствуй, дивная страна!
1945
Много позже появится ироническое утверждение Высоцкого «Лукоморья больше нет…»
В. Высоцкий
Лукоморья больше нет…
Лукоморья больше нет, от дубов простыл и след.
Дуб годится на паркет, - так ведь нет:
Выходили из избы здоровенные жлобы,
Порубили те дубы на гробы.
Распрекрасно жить в домах на куриных на ногах,
Но явился всем на страх вертопрах!
Добрый молодец он был, ратный подвиг совершил -
Бабку-ведьму подпоил, дом спалил!
Ты уймись, уймись, тоска
У меня в груди!
Это только присказка -
Сказка впереди.
Здесь и вправду ходит кот, как направо - так поет,
Как налево - так загнет анекдот,
Но ученый сукин сын - цепь златую снес в торгсин,
И на выручку один - в магазин.
Как-то раз за божий дар получил он гонорар:
В Лукоморье перегар - на гектар.
Но хватил его удар. Чтоб избегнуть божьих кар,
Кот диктует про татар мемуар.
Ты уймись, уймись, тоска
У меня в груди!
Это только присказка -
Сказка впереди.
Тридцать три богатыря порешили, что зазря
Берегли они царя и моря.
Каждый взял себе надел, кур завел и там сидел
Охраняя свой удел не у дел.
Ободрав зеленый дуб, дядька ихний сделал сруб,
С окружающими туп стал и груб.
И ругался день-деньской бывший дядька их морской,
Хоть имел участок свой под Москвой.
Ты уймись, уймись, тоска
У меня в груди!
Это только присказка -
Сказка впереди.
А русалка - вот дела! - честь недолго берегла
И однажды, как смогла, родила.
Тридцать три же мужика - не желают знать сынка:
Пусть считается пока сын полка.
Как-то раз один колдун - врун, болтун и хохотун,-
Предложил ей, как знаток бабских струн:
Мол, русалка, все пойму и с дитем тебя возьму.
И пошла она к нему, как в тюрьму.
Ты уймись, уймись, тоска
У меня в груди!
Это только присказка -
Сказка впереди.
Бородатый Черномор, лукоморский первый вор -
Он давно Людмилу спер, ох, хитер!
Ловко пользуется, тать тем, что может он летать:
Зазеваешься - он хвать - и тикать!
А коверный самолет сдан в музей в запрошлый год -
Любознательный народ так и прет!
И без опаски старый хрыч баб ворует, хнычь не хнычь.
Ох, скорей ему накличь паралич!
Ты уймись, уймись, тоска
У меня в груди!
Это только присказка -
Сказка впереди.
Нету мочи, нету сил, - Леший как-то недопил,
Лешачиху свою бил и вопил:
-Дай рубля, прибью а то, я добытчик али кто?!
А не дашь - тогда пропью долото!
-Я ли ягод не носил? - снова Леший голосил.
-А коры по сколько кил приносил?
Надрывался издаля, все твоей забавы для,
Ты ж жалеешь мне рубля, ах ты тля!
Ты уймись, уймись, тоска
У меня в груди!
Это только присказка -
Сказка впереди.
И невиданных зверей, дичи всякой - нету ей.
Понаехало за ней егерей.
Так что, значит, не секрет: Лукоморья больше нет.
Все, о чем писал поэт, - это бред.
Ну-ка, расступись, тоска,
Душу мне не рань.
Раз уж это присказка -
Значит, дело дрянь.
1966
Лукоморье на географической карте.
Лукоморье уже много лет встречается на картах мира.
Лукоморье отмечено на карте Меркатора 1630 года
Известен фрагмент карты «Азия» из 5 карт ван Шагена, на котором изображено Лукоморье, 1680 г.
В ранних западноевропейских картах (Г. Меркатор, 1546; И. Гондиус, 1606; И. Масса, 1633; Дж. Кантелли, 1683, Витзен 1714 г.), «Lucomoria», обычно, обозначает территорию, прилегающую к правому (восточному) берегу Обской губы по соседству с Обдорой, которая находится ниже. Как правило Обская губа изображалась вытянутой до среднего течения Оби, отсюда традиция древних картографов фиксировать страну «Lucomoria» в районе современной Томской области. Они, скорее всего, опирались на словесное описание в «Записках о Московии» Сигизмунда Герберштейна, где говорилось, что Лукоморье расположено «в горах по ту сторону Оби», «…а из Лукоморских гор вытекает река Коссин… Вместе с этой рекой берет начало другая река Кассима, и протекши через Лукоморию, впадает в большую реку Тахнин»[12], в то время как Николас Витзен, опубликовавший свою «Carte Novelle de la Tartarie» в XVIII веке, располагал графическим материалом. На его карте длина Обской губы соответствует действительности и поэтому «Lucomoria» — обозначение самого залива Карского моря. И хотя в русской исторической картографии такой топоним не был замечен, данные Меркатора-Витзена позволяют рассматривать Лукоморье как древнее название Обской губы. Косвенным подтверждением тому может быть тот факт, что Матвей Меховский в своем Tractatus de duabus Sarmatiis («Трактат о двух Сарматиях», 1517 г.) уверено отождествлял половцев с готами, что не согласуется с установившимися в науке представлениями, но полностью отвечает приполярной версии локализации Лукоморья. Ведь половцы в разных древних летописях именовались «лукоморцами», а это значит, что известная легенда об их полярной прародине находит шанс для своего объяснения.
На одной из карт Лукоморье находится на границе государств Московии и некой Тартарии. Но вовсе не там, где находится нынешняя Татария. Хотя названия очень похожи.
Есть мнение, что Алексей Михайлович Романов уничтожил во всех государственных и церковных архивах информацию о реальных владениях Московии.
Это было политическим решением. Алексей не хотел, чтобы думали, что Рюриковичи управляли столь обширным государством, а Романовы ничего особенного не присоединили. И последним, якобы, было небольшое присоединение Иваном IV Грозным (Рюриковичем) Сибири.
Однако информация о том, что Россия огромная и тянется далеко на восток жила в народной памяти. Так, что даже Петр I Великий отправлял всевозможные экспедиции, в том числе и Беринга, с целью «узнать восточные границы Государства Российского».
Так, что возможно, что Тартария — не была тогда подчинена России. А учитывая, что карта издана в Европе, то понятно, почему было такое разделение на «государства».
Стоит помнить, что в 1680 году никакого Урала не было, имеется в виду топографическое название.
Уральские горы назывались «Камень», а территория от Перми и до Оби — Сибирью (что можно видеть на карте западнее Лукоморья).
Сверив средневековую и современную карты, легко сделать вывод, что Лукоморье находится на территории нынешнего Ханты-Мансийского Автономного Округа. Следовательно, Лукоморье рядом - в Сургуте.
Есть и другие версии. Например, такая. Согласно славянской мифологии, рай Ирий, или, как его еще называют, Лукоморье, появился после переселения арийской расы в Россию. Его северная часть — это Сибирь. Отсюда арийцы стали расселяться на запад, восток и юг. От них пошли скандинавы, голландцы, французы, англичане, армяне, грузины, турки, египтяне — в общем, практически все народы.
Есть множество предположений о том, где именно находится эта земля. Но многие учёные считают, что загадочная страна расположена в Иркутской области.
— Мы нашли Лукоморье, — говорит Лариса Забродская. — Это озеро Байкал. Во-первых, Байкал — море. Во-вторых, он в форме лука.
Таким образом, Байкал скоро может стать центром паломничества. Если все живущие на Земле народы захотят увидеть местность, откуда они все, по этой легенде, произошли, область сможет выживать только за счет туризма.
Но самая вероятная версия такова. Как ни странно географически лукоморье находится совсем недалеко, ориентиром для его нахождения служит посёлок Неклиновка, находящийся в сорока километрах от Ростова. Как раз в этих местах пролегал когда-то путь великого русского поэта во время его поездки на юг.
Исторические документы свидетельствуют, что полтора века назад берег Азовского моря находился совсем недалеко от Неклиновки, которая теперь находится достаточно далеко от моря, в результате изменения морского дна.
С высокого холма у посёлка была видна длинная коса, изогнутая в виде лука, которая называлась Лукоморье. Именно она стала для поэта праобразом его сказочной местности.
Самое интересное, что жители посёлка знают об этом историческом событии, тем не менее никаких памятных табличек или досок в Неклиновке нет.
А литературоведы называют другое место. Одно из пушкинских Лукоморий находится в селе Михалёво Дедовического района Псковской области (бывшее имение Н.И. Бухарова), где «сохранились остатки старого парка и каменный диван на песчаной луке озера Локно, где сиживал, по преданию, поэт, любуясь «лукоморьем» (Псковская энциклопедия, 2003).
А ещё величественная лукоморская картина открывается с Лысой горы на Жижицкое море-озеро (море-ром, озеро — о, зеро!) в селе Карево Куньинского района Псковской области – родине русского композитора М.П. Мусоргского. С её вершины, вместе с бронзовым почти 4-х метровым композитором, застывшем на почти 4-х метровом колоколе-пьедестале (царь-колокол!), поразитесь открывшемуся Вам эпическому виду Русской земли. И сразу станет ясно, какое место взрастило, питало творческой, народной энергией композитора, где зарождалась великая русская музыка. Безусловно, на древнем жижецком Лукоморье!
Кроме того, лукоморскими красотами можно насладиться в районе посёлка Взвад Новгородской области (южный берег озера Ильмень), а также на многочисленных заливах, по местному – «луках», озера Селигер в Тверской области.
Навсегда современные лукоморские пейзажи прописаны в городе Великие Луки и посёлке Марёво (Морёва).
Но единственное Лукоморье на современной карте - коса Лукоморье — коса вблизи посёлка городского типа Безыменное Новоазовского района Донецкой области, расположена на берегу Азовского моря в 30 км восточнее Мариуполя.
Лукоморье в топонимике.
Лукоморье, Лукоморье… В книге академика М.Н. Тихомирова «Древнерусские города». Из неё мы узнаём, что в Новгородской земле были два города Луки (1166) и Морёва (1230). Естественно, эти города существовали задолго до первого упоминания о них в летописях. По легендам их посещала ещё княгиня Ольга.
Для лучшего усвоения последующей информации необходимо чётко представлять, что с течением времени топонимические термины могут изменяться, незначительно, например, меняется только одна, несколько букв: Ловоть – Ловать, Рша – Орша, Морёва – Марёво, Старая Руса – Старая Русса, Плесков – Псков, Городно – Гродно,…, или же меняются существенно, полностью, даже несколько раз: Кривитеск – Торопец, Луки – Великие Луки, Ржевка – Ржева Володимерова – Ржев, Белые Струги – Красные Струги, Жисцо – Жижецкое, Новый Торг – Торжок, Поречье – Демидов, Динабург – Двинск – Даугавпилс,…
Таким образом, в условном топографическом четырёхугольнике Велиж – Старая Русса – Бологое – Сычёвка мы находим древнерусские города с уникальными топонимическими названиями Луки и Морёва, соединение которых даёт новое имя — «Лукоморье».
Этот четырёхугольник условно соответствует границам легендарного Оковского леса и Великого водораздела. «Наши водные пути оказались лучшими из мыслимых, и именно на этих путях Русь стала Русью, Россией,» — утверждал академик О.Н. Трубачёв.
В этих заповедных местах начинаются истоки пяти великих славянских рек: Великой, Волги, Днепра, Западной Двины, Ловати, по которым проходили великие водные торговые, военные, миграционные пути, соединяющие между собой Балтийское, Чёрное, Каспийское, северные моря и разные народы, живущие на их берегах.
В Оковском лесу, кроме великих рек, свободно и широко плещут свои волны великие славянские озёра и озёрные системы: Ильмень, которое в древности называли «Ылмерь – озеро великое», Селигер (Серегер), система верхневолжских озёр – Стерж, Вселуг, Пено, Волго, система жижецких озёр – Кодосно, Жижицкое (Жижцо), Жакто, Двинье, Велинское. Эти озёра вполне похожи на моря. Года три назад поэты литературно-художественной творческой группы «Рубеж» (Великие Луки) купаясь в ласковых, летних водах Жижицкого озера в посёлке Наумово (на ум!) провозгласили называть его «морем во веки веков». Именно в заповедном Оковском лесу (читайте – на Валдайской возвышенности) – великом водно-лесном краю Русской земли, месте проживания ильменских словен и кривичей и располагается легендарное Лукоморье, между древними русскими городами Луки и Морёва, расположенных на великих водных путях.
Секреты пушкинского Лукоморья.
Словарь пушкинского лукоморья.
Лукоморье - Согласно славянской мифологии, это — заповедное место на окраине вселенной, где стоит мировое дерево — ось мира, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По мировому древу спускаются и поднимаются боги. В этом смысле Лукоморье упоминается в зачинах народных заговоров и молитв. В литературе широкую известность приобрели первые строки поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный…».
Златой - прил. устар. Свойственный золоту, характерный для него. Сделанный из злата. Состоящий из золота или позолоченный. Цветом напоминающий златой. Над виноградными холмами. Плывут златые облака (Тютчев). Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни? (Пушкин).
Песнь - То же, что песня, но только устаревшее.
Дол – это низ, нижний край или бок. Низменность, межгорье, природная впадина различного вида на земле, долина, балка. За горами, за долами. Уж гремел об нём рассказ (Лермонтов). По горам, по долам. Нар.поэт.
Брег – это берег ((брега, мн. брега, муж. (церк. книжн., поэт. устар.). Снится блаженный брег. А.Блок.
Витязь - воин, герой; богатырь; витязь .сущ., кол во синонимов: богатырь, викинг, воин, герой, ратник, рыцарь. И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных (Пушкин). ◊ Витязь на распутье.
Чреда – заимствовано слово из слав. Чрѣда, означает череда. Прошли года чредою незаметной. (Пушкин).
Дядька 1. Чужой, незнакомый дядька.
2. В дворянских семьях:
слуга, надзирающий за малолетними ребёнком (обычно мальчиком).
3. В России до 1917 г.:
служитель в мужских закрытых учебных заведениях.
Королевич - Сын короля; принц. И жених сыскался ей, Королевич Елисей (Пушкин).
Колдун - Тот, кто колдует; волшебник.
Богатырь - 1.Герой русских былин и сказок; воин, отличающийся необычайной силой, удалью, мужеством, смекалкой. Главные персонажи былин - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри защищали русскую землю от набегов, разорения. 2.О человеке высокого роста, крепкого телосложения, большой физической силы, стойкости. (о мужественном, стойком человеке). О крупном, здоровом ребёнке. Родить богатыря. Богатырь ты будешь с виду и казак душой (Лермонтов).
Ступа - тяжёлый (металлический, деревянный или каменный)сосуд, в котором толкут что-л. пестом. Ступа Бабы Яги (в русских народных сказках: волшебный сосуд, в котором Баба Яга летает по воздуху). Насыпать проса в ступу. Толочь зерно в ступе. Толочь воду в ступе.
Мед (пил) - Старинный хмельной напиток, приготовляемый из этого вещества. ◊ Вашими бы устами (да) мёд пить (см. Уста). Ложка дегтю в бочке мёда (см. Ложка).
Баба-Яга
Славянская ведьма, популярный фольклорный персонаж. Обычно изображается в виде противной старухи с растрепанными волосами, крючковатым носом, “костяной ногой”, длинными когтями и несколькими зубами во рту. Баба-Яга — персонаж неоднозначный. Чаще всего она выполняет функции вредителя, с ярко выраженными наклонностями к каннибализму, однако при случае эта ведьма может добровольно помочь храброму герою, расспросив его, попарив в бане и одарив волшебными дарами (или сообщив ценные сведения).
Известно, что Баба-Яга живет в глухом лесу. Там стоит ее избушка на куриных ногах, окруженная частоколом из человеческих костей и черепов. Иногда говорилось, что на калитке к дому Яги вместо запоров — руки, а замочной скважиной служит маленький зубастый рот. Дом Бабы-Яги заколдован — в него можно войти только сказав: “Избушка-избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом”.
Как и западноевропейские ведьмы, Баба-Яга умеет летать. Для этого ей требуется большая деревянная ступа и волшебная метла. С Бабой-Ягой часто можно встретить животных (фамильяров): черного кота или ворону, помогающих ей в ведьмовстве.
Кощей Бессмертный (Кащей)
Один из хорошо известных нам старославянских отрицательных персонажей, обычно представляемый в виде худого, скелетообразного старика с отталкивающей внешностью. Агрессивен, мстителен, жаден и скуп. Трудно сказать, был ли он персонификацией внешних врагов славян, злым духом, могущественным волшебником или уникальной разновидностью нежити.
Бесспорно, что Кощей владел очень сильной магией, сторонился людей и часто занимался излюбленным для всех злодеев в мире делом — похищал девушек. В отечественной фантастике образ Кощея довольно популярен, причем его представляют по-разному: в комическом свете (“Остров Русь” Лукьяненко и Буркина), или, например, киборгом (“Судьба Кощея в киберозойскую эру” Александра Тюрина).
“Фирменной” особенностью Кощея было бессмертие, причем далеко не абсолютное. Как мы все наверняка помним, на волшебном острове Буяне (способным внезапно исчезать и появляться перед путешественниками) стоит большой старый дуб, на котором висит сундук. В сундуке сидит заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — волшебная игла, где спрятана смерть Кощея. Его можно убить, сломав эту иглу (по некоторым версиям — разбив яйцо об голову Кощея).
Леший
защитник животных. Выглядит как высокий мужчина с длинной бородой и волосами по всему телу. По сути не злой — ходит по лесу, оберегает его от людей, изредка показывается на глаза, для чего умеет принимать любой облик — растения, гриба (гигантского говорящего мухомора), животного или даже человека. Лешего можно отличить от других людей по двум признакам — его глаза горят волшебным огнем, а обувь надета задом наперед.
Иногда встреча с лешим может закончиться плачевно — заведет человека в лес и бросит на съедение зверям. Однако те, кто уважительно относятся к природе, могут даже подружиться с этим существом и получить от него помощь.
Что такое Лукоморье для А.С. Пушкина.
Мы отпраздновали двухсотлетний юбилей великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина... А какое, скажете, касательство имеет Александр Сергеевич до Томской земли.? Казалось бы — никакого, но это не так. Во-первых, прадед Пушкина Абрам Петрович Ганнибал, сын эфиопского князя, любимец Петра, после смерти последнего был сослан как раз в Томск и мыкал здесь горе в 1729-1730 гг. А во-вторых, известнейшие пушкинские строки, у меня лично с самого раннего детства вызывают необъяснимое ощущение того, что Александр Сергеевич посвятил их именно Томскому Лукоморью.
Кроме того, А.С. Пушкин, работая над «Историей Петра I», использовал материалы сосланного в Сибирь шведского военнопленного капитана Стралленберга, который увлеченно занимался поисками Грустины и пришел к выводу, что этот город располагался на месте Тоянова городка. У Р.Л.Кызласова в книге «Письменные известия о древних городах Сибири» можно прочесть, что эуштинцев Стралленберг, как и А.Х.Лерберг считал грустинцами: «Мнение наше, что сии Еуштинцы или Гаустинцы суть Грустинцы, подтверждается тем, что мы здесь находимся в такой области, которая некогда не токмо в Сибири, но и у южных азиатцев была в великой славе, по хорошему состоянию жителей оныя». Стралленберг и Лерберг, по-видимому, были знакомы с западноевропейскими картами Сибири и могли «подсказать» Александру Сергеевичу название описываемой им сказочной земли — Лукоморье.
Для Александра Сергеевича Пушкина Лукоморьем была – Великая Святая Русь! Любил и воспевал он её! Прочитайте, перечитайте внимательнее сказочную поэму «Руслан и Людмила». Уже в названии мы видим игру, мудрость, улыбки русских слов: Руслан – Русь-лань (медленно запрягает, но когда поскачет – нас не догонят!); Людмила – люд мил (а всегда ли мы с любовью и добротой относимся к своим ближним?). Будут всегда актуальны: «дубы» с золотыми цепями; «коты», которые должны ходить (работать) и днём и ночью, ещё песни заводить, сказки говорить, а всё потому, что они учёные; «… царь Кащей над златом чахнет»;…
«Там русский дух… там Русью пахнет!» — здесь и раскинулось Лукоморье.
Заключение.
Безмерно, Безбрежно оно, наше родное Лукоморье. Отправляйтесь в Лукоморье, пока всё ещё можно восстановить, сделать много чудесных открытий, если всем миром будем познавать, возрождать, беречь и ценить великую историю России, великий русский язык!!!
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
За еду птицы готовы собирать мусор
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Ночная стрельба
Комментарии
Интересная работа
Спасибо за исследование и публикацию. Прекрасный материал!