Вложение | Размер |
---|---|
neverbalnye_sredstva_obshcheniya.pptx | 309.12 КБ |
Слайд 1
Проектно-исследовательская работа "Невербальные и вербальные средства общения, их роль в коммуникационном процессе". Работу выполнил учащийся 8а класса Сабитов Марат Руководитель Денисова Н.М.Слайд 2
Цель исследования: Выявить взаимосвязь вербального и невербального общения.
Слайд 3
Задачи: Используя метод наблюдения доказать роль средств невербального общения. Описать данное явление, опираясь на примеры из общения в школьной среде.
Слайд 4
Введение. Еще Шекспир говорил: "Следите за своей речью: от нее зависит ваше будущее". Думаю, не будет ошибкой добавить еще и "следите за своими жестами, невербаликой" - от них тоже очень многое зависит. Известно, что каждый человек может "рассказывать" о себе самыми различными способами и средствами. Различаются два основных способа речевого воздействия: вербальный (при помощи слов) и невербальный. Искусство речевого воздействия заключается в умении говорящего усилить свою коммуникативную позицию, защитить ее от давления собеседника. С этой целью используются различные вербальные и невербальные приемы коммуникации. «Чем сильнее, совершеннее будет познание самого себя и других, тем понятнее будет тайна неразрывного общения Великого Духа-Создателя с его миром».
Слайд 5
Гипотеза. Невербальный способ общения часто передает более точную информацию , чем вербальный.
Слайд 6
Понятие общения. Общение – это процесс создания и передачи значимых сообщений в неформальной беседе, групповом взаимодействии или публичном выступлении. Этот процесс включает в себя участников, контекст, сообщения, каналы, присутствие или отсутствие шумов и обратную связь.
Слайд 7
Функции общения Удовлетворение потребности в общении; Усовершенствование и поддержание представления о себе; Выполнение социальных обязательств; Налаживание взаимоотношений; Обмен информацией; Воздействие на других.
Слайд 8
Понятие вербального способа общения . Вербальный способ общения - это способ речевого воздействия, осуществляемый с помощью слов. Для вербального речевого воздействия существенны как выбор языковых средств для выражения мысли, так и само содержание речи - ее смысл, приводимая аргументация, расположение элементов текста относительно друг друга, использование приемов речевого воздействия и др. Вербальные сигналы - это слова.
Слайд 9
Понятие невербального способа общения. Невербальным общением называют выразительные движения (мимику и пантомимику), жесты (поклон, поворот к собеседнику или от него и др.), использование предметов (дарение женщине букета цветов, поднесение ко рту сигареты и т. п.).
Слайд 10
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53%. Кинестика Такесика Проксемика Невербальные средства общения изучают следующие науки: Мимика – движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние - способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации
Слайд 11
Невербальные средства общения . Невербальные сигналы - материальные, чувственно воспринимаемые действия общающихся, включая действия с предметами, несущие для собеседников вполне определенный, закрепленный данной культурой смысл.
Слайд 12
Средства невербального общения: -голос; -жесты; -мимика; -движения; -прикосновения: -поза;
Слайд 13
Среди невербальных сигналов различают симптомы, символы и знаки. Симптомы - невербальные явления (движения, действия), бессознательно проявляющиеся в деятельности человека и отражающие психическое или физическое состояние участника общения. Символы - невербальные явления, являющиеся носителями так называемого социального символизма - символического значения, приписываемого обществом определенным предметам, действиям, явлениям. Знаки , или собственно невербальные сигналы , - автоматизировано или сознательно продуцируемые невербальные действия, имеющие в данной культуре определенный знаковый смысл, стандартное значение, с целью передачи этого значения собеседнику.
Слайд 14
В настоящее время языку мимики и жестов придается все более важное значение. Этот способ передачи информации является естественным. Мы часто не обращаем внимания на наши телодвижения, между тем они не только несут в себе информацию, которую воспринимает наш разум, но и способны влиять на другого человека.
Слайд 15
Вербальные единицы и невербальные часто взаимодействуют и дополняют друг друга. Вот такая рыба (разводит руками). Вон там (указывает рукой).
Слайд 16
Невербальное общение значительно обогащает нашу речь, делает ее ярче, эмоциональнее. 60-95% информации передается с помощью невербального общения. Невербальные средства общения используются в художественной литературе (особенно в драматических произведениях), в криминалистике
Слайд 17
Голос. Например, голос – звук, издаваемый человеком - может нам рассказать о многом. Тон голоса – грубый, крик, тихо-страх; гнев, волнение, усталость, уверенность и неуверенность, молчание . На уроке ученик говорит тихо, неуверенно – плохо знает материал, боится ответить неправильно, либо чувствует себя в чем-то виноватым. Говорит шепотом – тайна, нельзя говорить всем, чтобы кто-то услышал. Громкий, четкий говорит о внутренней свободе и уверенности. Набедокуривший ученик, что-то совершивший на уроке или после урока, тоже будет отвечать тихо, признавая тем самым свою вину. Учитель на уроке и на перемене повышает тон голоса, обращая к себе внимание, а также таким голосом ругает за двойки и невыученные уроки . По голосу можно определить и настроение учителя.
Слайд 18
ЖЕСТЫ это специфические привычки человека, связанные с движениями рук (почесывания, подергивания) это своеобразные заменители слов или фраз в общении. это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками. это жесты сообщения: указатели (“указывающий перст”), пиктографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы. иллюстраторы регуляторы адапторы эмблемы Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший “алфавит” жестов можно разбить на 4 группы :
Слайд 19
Позы и жесты. Приветствуя друг друга, мы машем руками или здороваемся за руку. Помахать рукой можно и при прощании. Чаще всего девочки при приветствии приобнимаются и машут рукой, а у мальчиков крепкое рукопожатие. А также при приветствии мы прихлопываем друг друга по плечу или можем положить руку на плечо . Телодвижения, язык телодвижений выдает нас с головой. Нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой – волнуемся, не знаем ответ. Показать кукиш, фигу (оскорбительный жест) – чаще так общаются младшие школьники. ( а вот фига в кармане- отогнать злых духов) – на экзамене. Показать кулак (напугать, поругать)- могут и мальчики и девочки. В значении «я тебе дам, получишь у меня». Учителя кулак не показывают, но строго поднимают вверх палец. Поднятый вверх палец учителя говорит и о чем - то важном, привлекает внимание учащихся. Часто стоят учителя в «позе чайника». Учителя, выражая чувства нежности и доброты, поглаживают ученика по голове, могут положить руку на плечо. Интересно наблюдать за влюбленными старшеклассниками.
Слайд 20
Мимика. Мимика, выражение лица – главный показатель чувств. Написано все на лице: счастье, удивление, печаль, гнев. Взгляд прямой, прячет глаза, исподлобья, насупленные брови. Какие только лица не встречаются в школьных кабинетах и коридорах. Поднятые брови, широко открытые глаза, губы в широкой улыбке; зубы сжаты, уголки губ приподняты и бывают опущены Взгляд – пристальный, настойчивый – это смотрит учитель, прячет глаза ученик, в чем- то виноват. Улыбка – выражение лица. Улыбки тоже бывают разные и говорят о многом. Плачь, слезы говорят о горе и печали. Часто плачут от обиды маленькие девочки, когда их дергают за косички . Хотя бывают и слезы радости и гордости.
Слайд 21
Поведенческие акты: Ходить из угла в угол; Скакать на одной ножке; Манеры поведения за столом; Подойти к кому-либо; Присесть рядом; Наклониться к кому-либо; Демонстрировать внимание и сочувствие позой, мимикой, жестами; Закрыто лицо руками; Плакать; Глядеть вниз, перед собой, в сторону, но не на собеседника; Стоять спиной к говорящему; Прильнуть.
Слайд 22
Практическая часть Итак, мы выяснили, что кроме слов нам помогает говорить и многое другое. Общаемся мы друг с другом на работе, дома, в гостях и, конечно же, в школе. Мы остановимся на общении учащихся и учителей в школе и, наблюдая за их поведением, исследуем, перечислим невербальные средства общения и объясним некоторые из них.
Слайд 23
Практическая часть состоит из двух способов исследования особенностей общения учеников 8а : опрос и наблюдение.
Слайд 24
Опрос. № Формулировка вопроса Ответили «Да» Ответили «Нет» 1 Часто ли вы используете жесты и мимику? 61,1% 38,9% 2 Много ли информации вы передаете невербальным способом? 44,4% 55,6% 3 Часто ли вы не можете выразить всю информацию словами? 38,9% 61,1% 4 Можете ли вы передать информацию довольно точно , используя только невербальные средства общения? 27,8% 72,2% 5 Часто ли вы замечаете ошибки в речи одноклассников? 88,8% 11,2% 6 Наблюдаете ли вы порой несоответствие слов собеседника и его невербальных сигналов? 38,9% 61,1% 7 Считаете ли вы, что контролируя свои движения и действия , вы сможете избежать множество конфликтов и недоразумений? 61,1% 38,9% 8 Можете ли вы описать свои чувства и эмоции, пользуясь словами? 66,6% 33,4% 9 Много ли разных слов вы используете в своей речи? 83,3% 16,7% 10 Много ли информации вы воспринимаете из невербальных сигналов? 88,8% 11,2%
Слайд 25
Вывод по данным опроса. Из результатов опроса можно выделить несколько особенностей общения учеников 8а класса: 1.Ученики 8а класса часто пользуются невербальными средствами общения , но не используют их как основные источники информации. 2.Они используют достаточно много разных слов в своей речи, но при этом допускают множество ошибок. 3.Ученики осознают всю важность вербальных и невербальных средств общения, но иногда допускают ошибки в их одновременном использовании.
Слайд 26
Наблюдение. Поставив перед собой задачу «используя метод наблюдения доказать роль средств невербального общения» , я решил определить, как эмоции и состояние учащихся выражается в их поведении на уроке. В итоге оказалось , что часть учащихся даже не пытается скрывать свои эмоции в процессе обучения, используя множество невербальных средств, показывающих их отношение к учебному процессу, что доказывает успеваемость.
Слайд 27
Вывод по всей проектно-исследовательской работе. Наше общение и поведение богато средствами невербального общения. Показав только часть из примеров, мы убеждаемся, что они нужны и важны для нас. Они помогают нам досказать недосказанное и выручают нас в некоторых ситуациях. Мы используем их иногда даже не замечая этого. В этой работе нельзя поставить точку, можно пойти дальше и создать словарь средств невербального общения учащихся в школе , а также узнать об окружающих много нового.
Что общего у травы и собаки?
Муравьиная кухня
Сторож
Ласточка
Учимся ткать миленький коврик