Реферат посвящен истории создания гимна России.
Вложение | Размер |
---|---|
gimn.shamolyuk.doc | 88.5 КБ |
Районный конкурс
на лучшее знание Государственной символики России
среди учащихся образовательных учреждений Люберецкого муниципального района
Номинация: «Исследование»
Вид работы: реферат
История гимна Российской Федерации
Автор: Шамолюк Елизавета Владимировна
МОУ Гимназия № 43, 9- Б класс
Руководитель:
Поддубная Римма Анатольевна
МОУ Гимназия № 43
2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………… 3
2. Основная часть
а) Гимны Древней Руси ……………………………………….6
б) Первые российские гимны …………………………………6
в) Гимн Российской Империи……………………………….. 8
г) Советские гимны …………………………………………...9
д) Современный гимн России ………………………………..13
3. Заключение ……………………………………………….....15
Список литературы …………………………………………....16
ВВЕДЕНИЕ
Гимн – это глас народа, который сопровождает его и в горе и в радости. Гимн - это своеобразный символ страны, который характеризует её. Нет такой страны, у которой не было бы гимна. У России богатая и многогранная история, но и в самые сложные времена, был у неё гимн. Потому что страна без гимна – это как человек без души, она вроде и есть, но чего-то ей не хватает, не полная она.
Слово «гимн» в происходит от греческого hymnos – торжественная песнь в честь божества. Сейчас же гимн – это хвалебная песнь или торжественное музыкальное произведение без слов.
Гимны имеют очень древнюю историю. Уже в древнем Египте и Месопотамии их исполняли в честь богов. В Европе они также известны издревле. В деревней Греции их пели хором под аккомпанемент кифары и в сопровождении танцев. Покровительницей исполнителей гимнов (торжественных песнопений) считалась муза Полигимния. Однако в Греции гимны имели переходную природу. Они исполнялись при совершении религиозных обрядов, но и одновременно стали частью театрального представления. До нашего времени дошли очень древние гимны. Древнейший – гимн древнегреческого поэта Еврипида из его трагедии «Орест» (V век до нашей эры). Мелодия его была записана на папирусе.
Сочинение гимнов было распространено и позднее – в средневековой Византии и Европе. Наиболее известные христианские гимнотворцы – Ефрем Сирин, Роман Сладкопевец, Иоанн Дамаскин. В христианской части гимны стали составной частью богослужения. Впервые исполнение гимнов в ходе богослужения было введено миланским епископом Амвросием. У католиков, а затем и у протестантов гимны исполнялись под звуки органа.
С развитием Реформации гимны приобретают большое значение. Протестанты не только пели их во время богослужения, но и шли с ними в бой. В XIV в. возник и первый национальный гимн. Как и первое трехцветное знамя, он возник в Голландии, восставшей против Испанского владычества. Им стала песнь, созданная в 1568 г., в честь предводителя восстания Вильгельма Оранского. Со временем она стала национальным гимном государства. (Национальный гимн - это торжественная песнь для одного народа, одной страны).
В 1745 г. в Лондоне была исполнена песня «Боже, храни короля!» (God, save the King). Она стала национальным гимном Англии. Песня послужила прообразом для многих национальных гимнов, в том числе и для одного из российских гимнов.
Родиной ещё одного известнейшего гимна стала Франция. В 1792 г. французский офицер К.Ж. Руже де Лилль написал песню, дав ей название «Боевая песня рейнской армии». Действие происходило во время Французской революции, когда существовала реальная угроза иностранного вторжения. В Париж песня проникла благодаря марсельцам, прибывшим в столицу для поддержки парижан против короля. Песня быстро стала популярной в среде парижан. Ей было дано название «Гимн марсельцев», или «Марсельеза». В 1975 г. «Марсельеза» была объявлена национальной песней, а с 1879 г. и поныне она является официальным гимном Франции.
После «Марсельезы» отношение к гимну меняется. Отныне гимн становится песней именно светской, героической и патриотической. Такой характер имели многие гимны в странах Европы.
В ХIХ в. появляется и несколько интернациональных гимнов, не связанных с определенной страной. Самым известным стал «Интернационал» - международный гимн рабочих. Автор слов гимна - француз Э. Потье, член Парижской Коммуны, а композитор - французский рабочий из Лилля П. Дежейтер. Впервые публично «Интернационал» был спет в 1888 г. хором рабочих в Лилле.
Суть изучаемой проблемы состоит в важности изучения истории государственных символов России для подрастающего поколения.
Гипотеза: «Гимн - это своеобразный символ страны, который характеризует её».
Цель: рассказать об истории государственного гимна России, его идейно-нравственном содержании.
Задачи:
а) собрать информацию о гимнах Руси и России;
б) изучить научный материал по данной теме;
в) получить дополнительную информацию об истории создания гимнов в разные исторические эпохи.
Метод исследования состоит в изучении и анализе научной и учебной литературы, посвященной данной теме.
Основные этапы и последовательность
выполнения работы
1-й этап: выбор области исследования, определение проблемы, сбор информации.
Выход этапа: создана база данных, собраны необходимые материалы.
2-й этап: определение структуры работы, формулировка цели и задачи исследования, выбор метода исследования.
Выход этапа: начало оформления титульного листа и работы в целом.
3-й этап: литературный обзор по проблеме, оформление основной части исследования.
Выход этапа: оформление основной части исследования.
4-й этап: подготовка к защите реферата.
Выход этапа: завершение подготовки к защите реферата.
5-й этап: защита реферата.
Первые церковные гимны на Русь пришли из Византии. Князь Владимир, крестившийся в Корсуни, привёз оттуда с собой и певцов, которых ему прислали византийский император и Константинопольский патриарх. Как и в Византии, на Руси были известны церковные песнопения различных видов. Наиболее известны акафисты и кондаки (славословия в честь святых), богородичные песни (в честь Богородицы). Мелодии древнерусского церковного пения в первые века существования христианства на Руси также были заимствованы из Византии.
В XVII в. из Польши на Украину и в Россию пришел особый вид гимнов - канты. Поначалу их создавали на церковные песни, но постепенно канты становятся светскими песнопениями, но исполнявшимися на церковный манер. В эпоху Петра I распространились виватные канты (от слова виват - да здравствует!). В них прославлялись победы русского оружия, царь, «молодая Россия». Они исполнялись во время торжеств.
При Петре I был создан марш Преображенского полка. К сожалению, мы не знаем, кем он был написан. Красота мелодии, чёткость и скорость темпа (120 шагов в минуту) сделали его незаменимым в походах и на парадах.
Несмотря на то, что каждый полк имел свой марш, Преображенский марш вскоре стал главным маршем российской армии. Фактически он стал неофициальным гимном: он исполнялся в дни юбилеев побед в Северной войне. В дни тезоименитства царя, в дни торжественных выходов царских особ, на посольских приемах. Он был исполнен и во время коронации Екатерины I.
В начале XIX в. поэтом-гвардейцем С.Н. Мариным были написаны слова, которые вышли такими же бодрыми, как и сам марш. В стихах прославлялось славное для российского оружия время - эпоха Екатерины II.
Пойдем, братцы, за границу
Бить Отечества врагов.
Вспомним матушку - царицу,
Вспомним, век её каков.
В конце XVIII в. был написан ещё один марш, который приобрел всероссийское значение и несколько потеснил даже Преображенский марш. Стихи написал ярчайший поэт екатерининской эпохи Г.Р. Державин. Слова были положены на музыку полонеза, который сочинил композитор О. А. Козловский в апреле 1791 г.
Гром победы, раздавайся!
Веселися, храбрый росс!
Звучной славой украшайся!
Магомета ты потрес!
Поскольку марш был написан в стиле полонеза, а этот танец стал популярным в России особенно вначале XIX в. в среде русского дворянства, вскоре он быстро распространился в среде русского образованного общества - звучал на балах и празднествах. Он стал своего рода дворянским гимном. Популярности гимна способствовали и новые победы русского оружия над наполеоновской Францией.
Одновременно с маршем Козловского - Державина появился ещё один гимн - «Коль славен наш Господь в Сионе...». По форме это была духовная песня. Она никогда не считалась официальным гимном, но была своего рода русским «духовным» гимном, приобретая огромную популярность. Он исполнялся на вечерних службах в армии, во время крестных ходов и церковных праздников. Примечателен такой факт: колокола на Спасской башне Московского Кремля дважды в сутки вызванивали «Преображенский марш» и дважды - «Коль славен наш Господь в Сионе...». Подобно
Преображенскому маршу, этот гимн оставался популярным в Белой
армии (армии А. В. Колчака), а затем у русских эмигрантов.
Когда точно была написана песня, неизвестно, предположительно — в 1790-1801 гг. Прекрасную музыку гимна написал известный композитор духовной музыки Д.С. Бортнянский, слова - один из известнейших поэтов своего времени М.М. Херасков.
Коль славен наш Господь в Сионе,
Не может изъяснить язык.
Велик он в небесах на троне,
В былинках на земле велик.
Везде, Господь, везде Ты славен,
Во дни, в нощи сияньем равен.
Тебя Твой агнец златорунный
В себе изображает нам;
Псалтырью мы десятиструнной
Тебе приносим фимиам.
Прими от нас благодаренье,
Как благовонное куренье.
Ты солнцем смертных освещаешь,
Ты любишь, Боже, нас как чад,
Ты нас трапезой насыщаешь
И зиждешь нам в Сионе град.
Ты грешных, Боже, посещаешь
И плотию Твоей питаешь.
О Боже, во твое селенье
Да внидут наши голоса,
И взыдет наше умиленье
К тебе, как утрення роса!
Тебе в сердцах алтарь поставим,
Тебе, Господь, поем и славим!
Победа в Отечественной войне 1812 г. вызвала небывалый патриотический подъем в русском обществе.
В 1815 г. В.А. Жуковским было написано стихотворение под названием «Молитва русских». Первая строка начиналась словами: «Боже, храни царя!».
В 1816 г. песнь со словами Жуковского на музыку аналогичную гимну « Боже, храни короля!» была исполнена в Варшаве при прибытии императора Александра I. С тех пор он повелел, дабы она всегда исполнялась при встрече императора. Таким образом, с 1816г. гимн стал официальным.
Новый царь Николай I проявлял повышенное внимание к российской государственной символике. Нового царя не устраивало то, что русский гимн исполнялся на английскую мелодию. Приближенному императора композитору А.Ф. Львову было дано указание сочинить новую музыку для российского гимна. 11 декабря 1833 г. в Большом театре в Москве состоялась премьера I национального гимна, получившего название «Молитва русского народа».
Музыка гимна стала популярна в Европе, в том числе в среде профессиональных музыкантов. В нескольких своих произведениях музыкальную тему гимна использовал и П.И. Чайковский. Этот гимн звучал в России вплоть до 1917г.
Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу нам!
Царствуй на страх врагам,
Царь православный!
Боже, Царя, Царя храни!
Боже, Царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли! Дай на земли!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю,
Всех утешителю — всё ниспошли!
Перводержавную
Русь православную,
Боже, храни! Боже, храни!
Царство ей стройное,
В силе спокойное!
Все ж недостойное прочь отжени!
Воинство бранное,
Славой избранное,
Боже, храни! Боже, храни!
Воинам-мстителям,
Чести спасителям,
Миротворителям долгие дни!
Мирных воителей,
Правды блюстителей
Боже, храни! Боже, храни!
Жизнь их примерную
Нелицемерную,
Доблестям верную воспомяни!
О, Провидение!
Благословение
Нам ниспошли! Нам ниспошли!
К благу стремление,
В счастье смирение,
В скорби терпение дай на земли!
Будь нам заступником,
Верным сопутником
Нас провожай! Нас провожай!
Светло-прелестная,
Жизнь поднебесная,
Сердцу известная, сердцу сияй!
Русская революция 1917 г. свергла монархию, и гимн «Боже, храни царя!» совершенно не вписывался в новые реалии. Радикально настроенные массы пели во время демонстраций революционные гимны, и в первую очередь «Марсельезу». Ещё в 1875 г. известным народником Петром Лавровым написан русский текст на музыку «Марсельезы», причем это был вовсе не перевод, а вполне самостоятельные стихи. Её называли «Рабочая Марсельеза».
Отречёмся от старого мира,
Отряхнём его прах с наших ног!
Нам не нужно златого кумира,
Ненавистен нам царский чертог.
Мы пойдём к нашим страждущим братьям,
Мы к голодному люду пойдём,
С ним пошлём мы злодеям проклятья —
На борьбу мы его позовём.
Припев:
Вставай, подымайся, рабочий народ!
Иди на врага, люд голодный!
Раздайся, клич мести народной!
Вперёд, вперёд, вперёд, вперёд, вперёд!
Богачи-кулаки жадной сворой
Расхищают тяжёлый твой труд.
Твоим потом жиреют обжоры,
Твой последний кусок они рвут.
Голодай, чтоб они пировали,
Голодай, чтоб в игре биржевой
Они совесть и честь продавали,
Чтоб глумились они над тобой.
Припев.
Тебе отдых — одна лишь могила.
Весь свой век недоимку готовь.
Царь-вампир из тебя тянет жилы,
Царь-вампир пьёт народную кровь.
Ему нужны для войска солдаты -
Подавайте ему сыновей.
Ему нужны пиры и палаты —
Подавай ему крови своей.
Припев.
Не довольно ли вечного горя?
Встанем, братья, повсюду зараз —
От Днепра и до Белого моря,
И Поволжье, и Дальний Кавказ —
На воров, на собак — на богатых
И на злого вампира-царя.
Бей, губи их, злодеев проклятых,
Засветись, лучшей жизни заря.
Припев.
И взойдёт за кровавой зарёю
Солнце правды и братской любви,
Хоть купили мы страшной ценою —
Кровью нашею — счастье земли.
И настанет година свободы:
Сгинет ложь, сгинет зло навсегда,
И сольются в одно все народы
В вольном царстве святого труда.
Припев.
Несомненно, слова песни хорошо отвечали настроениям рабочих масс в 1917 г. Песня стала уже традиционной для русского демократического движения. Ее распевали на улицах и во время революции 1905 г. По сути, в 1917 г. «Рабочая Марсельеза» стала новым национальным гимном.
Одновременно с «Марсельезой» все чаще стали исполнять «Интернационал» - гимн международного движения в Европе, сочиненный Э. Потье и П. Дежейтером. В 1902 г. поэт А.Ф. Коц написал русский текст «Интернационала», а с 1906 г. он стал гимном российских социал-демократов. На исполнении этого гимна социалистического движения настаивал В.И. Ленин.
В середине - конце 1917 г. по популярности «Интернационал» уже соперничал с «Марсельезой», которую большевики считали гимном буржуазной революции,
С приходом к власти большевиков официальным гимном советской республики стал «Интернационал». Официальным гимном РСФСР, а затем и СССР он оставался до 1943 г. В 1943 г., после роспуска III Интернационала, «Интернационал» стал только партийным гимном ВКП (б), а затем и КПСС.
Вставай, проклятьем заклеймённый,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущённый
И в смертный бой вести готов.
Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим, —
Кто был ничем, тот станет всем.
Припев:
Это есть наш последний
И решительный бой;
С Интернационалом
Воспрянет род людской!
Никто не даст нам избавленья:
Ни бог, ни царь и не герой.
Добьёмся мы освобожденья
Своею собственной рукой.
Чтоб свергнуть гнёт рукой умелой,
Отвоевать своё добро, —
Вздувайте горн и куйте смело,
Пока железо горячо!
Припев.
Лишь мы, работники всемирной
Великой армии труда,
Владеть землёй имеем право,
Но паразиты — никогда!
И если гром великий грянет
Над сворой псов и палачей, —
Для нас всё так же солнце станет
Сиять огнём своих лучей.
Припев.
«Буржуазная Марсельеза» и «социалистический Интернационал» конкурировали в России до созыва в январе 1918 г. Учредительного собрания и его разгона. С этого времени как гимн пролетарского государства «Интернационал» существовал до 1943 г., став гимном Советского Союза.
Его творец, французский коммунист Пьер Дежейтер, побывал в Советской России, предвосхитив свою поездку написанием песен в ее честь: «Серп и Молот», «Триумф великой революции», «Мечта о России».
Для принятия нового гимна был устроен большой конкурс. В котором участвовали лучшие поэты и композиторы Советского Союза. В результате была выбрана написанная еще в 1939 году В.А.Александровым песня “Гимн партии большевиков”. Слова для гимна написали С.В.Михалков и Г.Г.Эль - Регистан.
В 1943 г. после роспуска III Интернационала «Интернационал» стал только партийным гимном — гимном партии большевиков, затем — КПСС.
Для гимна СССР была выбрана написанная в 1939 г. А.В. Александровым песня «Гимн партии большевиков». В ночь на 1 января 1944 г. прозвучал в первый раз по радио гимн Советского Союза со словами С.В. Михалкова и Г.Г. Эль-Регистана. С 15 марта 1944 г. гимн начал исполняться повсеместно.
Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надежный оплот!
Партия Ленина - сила народная
Нас к торжеству коммунизма ведет!
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил:
На правое дело он поднял народы,
На труд и на подвиги нас вдохновил!
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надежный оплот!
Партия Ленина - сила народная
Нас к торжеству коммунизма ведет!
В победе бессмертных идей коммунизма
Мы видим грядущее нашей страны,
И Красному знамени славной Отчизны
Мы будем всегда беззаветно верны!
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надежный оплот!
Партия Ленина - сила народная
Нас к торжеству коммунизма ведет!
В 1991 году Советский Союз распался на суверенные государства, у которых появились свои музыкальные символы. У России гимном стала «Патриотическая песня» М.И. Глинки, без слов.
После десятилетнего перерыва музыка А.В. Александрова вновь начала звучать как государственный гимн — гимн Российской Федерации. 8 декабря 2000 г. Государственный Федеральный закон о гимне РФ утвердила Государственная Дума, 20 декабря — Совет Федерации, а 25 декабря 2000 г. его подписал президент Российской Федерации В.В. Путин.
Слова гимна написал уже известный С.В. Михалков. Возвращение музыки советского гимна в обществе было воспринято неоднозначно, однако мелодия достаточно знакома «на слух» и легко воспроизводится, что для гимна немаловажно. Как писал когда-то В.Я. Брюсов, главное — чтобы гимн мог спеть любой живущий в нашей стране человек.
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Выводы по теме реферата и их соответствие поставленным задачам.
1. Я собрала наиболее точную и достоверную информацию об истории создания гимнов России.
2. Я узнала, что о создание гимнов связано с историческим развитием страны.
3. Я узнала много нового о тех, кто создавал гимны нашей Родины.
Раскрытие этих задач полностью соответствует поставленным в введении задачам.
2. Характеристика источников с точки зрения их полноты и достоверности.
В ходе работы над рефератом я использовала научную и учебную литературу, посвященную данной теме. Я также использовала ресурсы Интернета для изучения материала.
Наиболее сложным было отобрать необходимый материал и изложить его в краткой форме.
В результате моей работы я убедилась в том, что знание государственной символики России помогает лучше понять историю страны, ее культуры и традиции.
ЛИТЕРАТУРА
Федеральный конституционный закон «О Государственном гимне Российской Федерации»
Артамонов В.А., Соболева Н.А. Символы России: Очерки государственной символики России. М., 1993
Золин П.М. Герб, Гимн, Флаг и столица нашей Родины: Книга для учащихся. М., 1987
Крутов В.В., Крутова Л.В. «Боже, царя храни…»: История первого российского гимна. М., 1998
Пчелов Е.В. Государственные символы России: Герб, флаг, гимн. М., 2002
Герб, флаг, гимн России: Изучение государственных символов Российской Федерации в школе: Методические рекомендации. М., 2003
Интернет
Сказка об одной Тайне
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Сочини стихи, Машина
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Новый снимок Юпитера