Работа выполнена для участия в Региональной краеведческой конференции школьников «Байкальское кольцо – 2012 год». Исследовательская работа в Направлении: «Культура Прибайкалья».
В наше время возрос интерес к русской старине: истории, фольклору, искусству, ремеслам. Многие начинают изучать старинные русские промыслы, и сами пробуют изготовить старинным технологиям различные изделия.
В двадцатом веке производство лубков почти прекратило свое существования, так как на замену пришли более современные вещи. Но некоторые художники используют технику лубков в других своих художественных произведениях – картинах, гравюрах.
Вложение | Размер |
---|---|
grigoreva_novogromovo_rabota_11.doc.doc | 102 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Новогромово
Черемховского района Иркутской области
Региональная краеведческая конференция школьников
«Байкальское кольцо – 2012 год»
Забытые промыслы России.
Лубок
Исследовательская работа
Направление: «Культура Прибайкалья»
Автор: Григорьева Ирина Алексеевна
8 класс
665428 Иркутская область
Черемховский район
село Новогромово
МКОУ СОШ с.Новогромово ул.Школьная,8
e-mail: nowogromowo@yandex.ru
Руководитель: Петрова Наталья Владимировна,
учитель истории
Новогромово
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
В наше время возрос интерес к русской старине: истории, фольклору, искусству, ремеслам. Многие начинают изучать старинные русские промыслы, и сами пробуют изготовить старинным технологиям различные изделия.
На уроках истории, литературы, изобразительного искусства я несколько раз слышала слово «лубок». Но значение этого слова в учебниках не было. Меня заинтересовало, что означает это слово, откуда оно произошло, как давно им не пользуются. Или пользуются? Я захотела узнать как можно больше о лубках и о тех людях, которые их создавали в нашем крае, а может быть, создают и сейчас.
Я предположила, что, скорее всего, это слово произошло от какого-то известного автора. И, скорее всего, сейчас у нас никто не занимается изготовлением лубков.
Поэтому цель моей работы:
Изучение истории развития лубочного искусства в России и в своем крае.
Задачи:
Изучить словари разных авторов.
Формировать умения работать с различными источниками информаций, отбирать нужный материал и систематизировать полученные данные.
Выяснить историю развития лубка.
Найти современных авторов лубочных картинок из нашей местности.
Сформировать и развивать представления о своеобразии «мира русского искусства» как истока самосознания русского человека.
Методы, которыми я пользовалась при исследовании:
Изучение литературы и источников по данному вопросу;
интервьюирование;
поиски в Интернете;
работа в библиотеке.
Я пользовалась следующими источниками:
Словарями В.И.Даля и С.И.Ожегова, Интернет сайтами, книгой В.Инешина «В их работах – все краски мира» (Заметки о Черемховских художниках), книгой Ковальской Т.В. «И так идет за веком век. История города Черемхово», статьями газет «Черемховский рабочий», «Черемховские новости». Брала интервью у автора книги о Черемховских художниках Вадима Александровича Инешина, у работников Черемховского музея, Черемховской библиотеки. Так же я переписывалась по электронной почте с работниками Барнаульского художественного музея, где проходили выставки А.Н.Потапова. Мы написали письмо самому Александру Никитовичу. Но пока он нам не ответил.
Люблю лубок за яркость красок и незатейливый сюжет.
За прелесть дивных старых сказок,несущих доброту и свет.
Лубок, тисненный на бумаге в избе крестьянской на стене,
И светлый ангел воспаряющий в своей небесной чистоте.
Лубок- история живая,ее творил и пел народ...
И, словно , летопись листая за веком -век, за родом - род.
Люблю лубок, от вдохновенья беру я в руки карандаш...
Продлю прекрасное мгновенье,рисуя солнечный пейзаж.
Что такое лубок
Я начала свое исследование с работы со словарями. По словарю В.И.Даля луб, лубок – это вообще, подкорье, исподняя кора, покрывающая блонь, особая липовая, идущая на кровли (под тес), на мочало, а с молодых лип на лыко. О лубочной картине Даль говорит, что она резалась встарь на липовых досках, затем на латуни.
У С.И.Ожегова в Толковом словаре русского языка, лубок – липовая доска, на которой гравировалась картинка для печатания, а также простая и доходчивая, обычно с поясняющей надписью картинка такого изготовления.
Лубочная картина – значит, печатавшаяся с лубка.
Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом.[1]
Сам термин «лубок» появился в начале XIX века. Русское слово «лубок» происходит от слова «луб» - верхний слой древесины; из него делали большие короба, в которых разносили народные картинки. В России народные картинки известны с XVI века, но называться лубочными они стали только в начале XIX века.
Итак, можно сделать вывод, что лубок - это вид народного творчества, своего рода изобразительного искусства, изготовленного на липовой доске или на металле способом гравирования, затем отпечатанного на бумаге и в последующем раскрашенного. Лубочной картинке свойственна доходчивость и ёмкость образа. Нередко лубок имел декоративное назначение.
Изготовление
Время бежит настолько быстро,
насколько стремительно его пытаются догнать
Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки, выполненные в гравюре на дереве. Чертежи, рисунки, планы писались на лубу еще с XV века. В XVII веке большое распространение получили раскрашенные лубяные коробки В Москве в конце XVI века первым гравером предположительно был Андроник Тимофеев Невежа.
Первые русские лубки представляли собой бумажные иконы, продававшиеся на ярмарках и в местах паломничеств. Доски только изначально были липовые, затем появляются кленовые, грушевые и пальмовые.
Знамёнщик[2] наносил рисунок, гравер вырезал его на доске. Копирование досок называлось переводом. Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели.
В XIX веке в подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети.
Позднее появился более совершенный способ изделия лубочных картин, появились художники-граверы. Со временем менялась и техника лубка. В конце XIX века рисунок стали делать не на дереве, а на металле, что позволяло создавать мастерам более изящные работы. Изменилась и цветовая гамма лубков, став еще ярче и богаче, переходя зачастую в фантастическое, неожиданное буйство цвета. Ксилография уступила место металлографии, а затем литографии. (Приложение 1)
Тонким резцом на медных пластинах мастера гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске. Способ расцветки картин оставался тот же. Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков — за такую работу платили один рубль.
Первые медные лубки были выполнены профессиональными граверами из Санкт-Петербурга А.Ф. и И.Ф.Зубовыми, а также московскими мастерами серебряных дел из царского села Измайлово. Образы народного искусства, запечатленные в лубочных картинках, обогатили творчество и великих русских художников: П.А.Федотова, Л.И.Соломойкина, отчасти В.Г.Перова.
О мастерах лубка нашего района в XVIII - XIX - начале XX века я не смогла найти никакой информации. В краеведческом музее Черемховского района нет ни одного экспоната, выполненного в технике лубка. В Черемховском городском краеведческом музее есть одна работа, но о ней и об ее авторе я расскажу ниже. Так же я побывала в двух художественных школах города Черемхово. Там лубочной техникой не владеют и, соответственно, нет и самих лубков.
Долгое время лубочные картинки были духовной пищей простого трудового народа, источником знаний и новостей, так как газет было очень мало, а лубок был популярен, дешев и распространялся по всей стране, преодолевая немыслимые расстояния. С появлением на рынке к концу XIX века дешевых хромолитографических картинок, изготовляемых фабричным способом, народный лубок не выдерживал конкуренции и постепенно прекратил свое существование как массовое искусство в 20-х годах ХХ века.
В словаре С.И.Ожегова уточняется, что «лубочная литература является дореволюционным дешевым и примитивным по содержанию массовым изданием». В.И.Даль так же пишет, что «лубочная картинка с подчинением цензуре, исчезла». Как вид массового искусства – да. Но элементами лубочной техники, изобразительными приемами народной картинки пользовались В.В.Маяковский, Д.С.Моор для создания плакатов агитационного характера еще в 30-х годах ХХ века. (Приложение 2) Часто к технике лубочной картинки прибегали иллюстраторы детских книг, в частности, Т.А.Маврина, Н.Н.Смирягин и другие. К лубочному искусству обратился и мой земляк уже в 80-е годы ХХ века. Но об этом я скажу позже.
Что же касается «примитивных сюжетов», то я решила поподробнее узнать о темах лубочной литературы и поэтому следующую часть моего исследования назвала «Сюжеты лубочных картинок».
Сюжеты лубочных картинок
Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания, статьи из переводных газет (например, «Куранты») и т. д. Сюжеты и рисунки заимствовались из иностранных Альмонахов и Календарей. В начале XIX века сюжеты заимствуются из романов и повестей Гете, Родклифа и других писателей.
Тематика народных картинок очень разнообразна: она охватывает темы религиозные и нравоучительные, народного эпоса и сказок, исторические и медицинские, космографические и географические, обязательно сопровождаемые назидательным или шутливым текстом, повествующие о нраве и быте того времени, содержащие народную мудрость, юмор, а иногда и мастерски замаскированную жестокую политическую сатиру.
Очень популярны были лубки на религиозную тему; (Приложение 3)
В лубках на сказочную тему нашли широкое отражение героические подвиги легендарных богатырей русского народного эпоса и приключения героев русских народных сказок. (В.И.Даль в своем словаре упоминает, что в некоторых центральных губерниях России любые лубочные картинки даже называли «Богатыри»); (Приложение 4)
Особой популярностью пользовались лубки на тему традиций и обычаев русского народа; (Приложение 5)
В XIX веке широкое распространение получили лубки на историческую тему; (Приложение 6)
Из тем бытовой сатиры были в ходу сюжеты, осмеивающие излишества моды, пьянство, мотовство, брак по расчету, супружескую неверность, претензии на аристократизм. От этих первых сатирических листов и ведет свою родословную русская карикатура. В лубочных картинках жанровые сцены появились гораздо раньше, чем в живописи – сцены крестьянского быта, изображение изб, общественных бань, кабаков, улиц. (Приложение 7)
Не все сюжетные темы лубочного искусства приветствовались властью и церковью. Московский Патриарх Иоаким в 1674 году запретил «покупать листы, коеи печатали челяцы еретики, лютеры и кальвины, по-своему проклятому мнению»[3] В Москве была создана Изуграфская палата. Она выдавала разрешение печатать лубки «своевольно, кроме типографии»[4] В 1822 году для печатания лубков была введена цензура полиции, о которой говорит В.И.Даль в своем словаре. Сразу же после введения цензуры некоторые лубки были запрещены.
Иван Дмитриевич Сытин
XIX веке одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был Иван Дмитриевич Сытин. Первые литографские лубки Сытина назывались:
Петр Первый за учителей своих заздравный кубок поднимает;
как Суворов играет в бабки с деревенскими ребятишками;
как наши предки славяне крестились в Днепре и свергали идола Перуна.
Сытин начал привлекать к изготовлению лубков профессиональных художников. Для подписей к лубкам использовались народные песни, стихи известных поэтов. В 1882 году в Москве состоялась художественная выставка. Лубки Сытина получили диплом и бронзовую медаль выставки. И. Д. Сытин около 20 лет коллекционировал доски, с которых печатались лубки. Коллекция стоимостью несколько десятков тысяч рублей была уничтожена во время пожара в типографии Сытина во время Революции 1905 года.
Сегодня в Москве существует музей русского лубка.
5. Мастер земли Черемховской
Александр Никитович Потапов, мастер лубка, единственный из нашего района, кто серьезно занимался изготовлением лубочных картинок в XX веке. Он родился 11 февраля 1940 года в городе Черемхово Иркутской области. Жил с родителями на Гришево.(Приложение 8)
В 1967 году А.Н.Потапов окончил Иркутское училище искусств по специальности художник-оформитель, а с 1970 года занимается выставочной деятельностью. Он стал заниматься графикой, и достиг в этом виде искусства значительных успехов. Но самое пристальное внимание в своем творчестве художник уделил лубку и именно это принесло ему известность и славу. Его работы находятся в музеях Москвы, Ташкента, Барнаула, в частных коллекциях Болгарии, США, Канады, Германии, Японии и других стран. Он лауреат всевозможных художественных премий.
Александр Никитович «присвоил» себе в качестве псевдонима веселое имя – «тунгус черемховский», хотя к тунгусской народности не имел никакого отношения. Видимо, это ностальгия о сибирском периоде жизни.
Самые ранние его графические работы – о трудовых свершениях советских тружеников, а потом… сплошная сказка. «Сказка» - это авторский жанр, выраженный в национальной форме лубка. Например, известна серия его лубков под общим названием «Сказка. До третьих петухов». (Приложение 9)
У А.Н.Потапова лубок – это печатная графика, местами поучительная, то – задорно-весёлая, то шутливо-юморная, то скоморошески-потешная. Наиболее известные его лубки, созданные на основе пословиц из книги В.И.Даля «Пословицы и поговорки русского народа». Последние лубки этой серии называются «Худ торжок, да не худ горшок», «Нос поднял, а сапоги на посохе», «На грош амуниции, на рубль амбиции». Они были созданы в 2009 году. (Приложение 10)
В. Инешин в своей книге сравнивает Потапова с Шукшиным. Оба они изображали народную жизнь, чудаков, которых на Руси всегда любили и ценили. Как Шукшин знал душу народа, так и Потапов знает ее глубоко и досконально, ибо он сам выходец из простого народа. На многих своих лубках Александр Никитович изображает Василия Макаровича Шукшина. (Приложение 11)
В нашем районе Александр Никитович Потапов был единственный мастер по изготовлению лубков. К сожалению, в 1992 году он уехал из Иркутской области, и теперь живет и творит на Алтае. В 2010 году в Государственном художественном музее Алтайского края проводилась выставка с участием работ Александра Никитовича.
В 2004 году Александр Никитович Потапов со своими работами приехал в Черемхово, на Родину. В фойе Дворца культуры «Горняк» была развернута его персональная выставка – своеобразный отчет мастера перед земляками. Туда «…… мало кто приходил. Прекрасная выставка оказалась невостребованной в полной мере нашим черемховским зрителем.»[5] К счастью, должное ему воздали немногочисленные зрители, любители изобразительного искусства, местные газеты.
Краеведческому музею города Черемхово Александр Никитович подарил один лубок, на котором он оставил свой автограф.
Мы связались по электронной почте с работниками Барнаульского художественного музея, где проходили выставки А.Н.Потапова. Нам дали его адрес и сказали, что Интернетом он не пользуется. Мы написали письмо самому Александру Никитовичу. Но пока он нам не ответил.
Заключение
Я думаю, я достигла цели своего исследования: изучила истории развития лубочного искусства в России и в своем крае, узнала о мастере лубка нашего района.
Я выяснила, что лубок - это вид народного творчества, своего рода изобразительного искусства, изготовленного на липовой доске или на металле способом гравирования, затем отпечатанного на бумаге и в последующем раскрашенного. Лубочной картинке свойственна доходчивость и ёмкость образа.
Моя гипотеза о происхождении слова от имени или фамилии автора оказалась не правильной. Слово лубок произошло от луба, липовой доски.
Я очень рада, что и второе мое предположение не подтвердилось, и сейчас еще живут мастера, которые изготавливают лубочные картинки. И среди них мой земляк – Потапов Александр Никитич.
В двадцатом веке производство лубков почти прекратило свое существования, так как на замену пришли более современные вещи. Но некоторые художники используют технику лубков в других своих художественных произведениях – картинах, гравюрах.
Библиография
Информаторы
1.Инешин Вадим Александрович, 1946 год рождения, житель г.Черемхово, пенсионер, автор книги «В их работах – все краски мира» (Заметки о Черемховских художниках)
2.Рогозина Светлана Михайловна, 1967 год рождения, работник Черемховского краеведческого музея.
3.Лукманов Дамир Салихович, 1950 года рождения, работник Центральной библиотеки г.Черемхово.
Источники информации
1. Степанова Елена, «К нам приехал «Тунгус Черемховский», Газета «Черемховские новости» №5, 2004 год
Литература
Даль В.И., Толковый словарь русского языка, Москва, Детгиз, 1967
Ожегов С.И., Словарь русского языка, Москва, «Русский язык», 1990
Ковальская Т.В. «И так идет за веком век. История города Черемхово», Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1999
Инешин В.А. «В их работах – все краски мира» (Заметки о Черемховских художниках), Черемхово, редакция «ЧР», 2005г.
4. Интернет-ресурсы
www// prikiss.ru
www// sherem.chroo.ru
www// gos.hud.muz.altai.ru
www// rus.iskusstvo.ru
[1] www// prikiss.ru
[2] Знаменщик – художник, рисовавший лубочную картинку
[3] www// rus.iskusstvo.ru
[4] Там же
[5] Инешин В.А. «В их работах – все краски мира» (Заметки о Черемховских художниках), Черемхово, редакция «ЧР», 2005г.
Разноцветное дерево
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Вода может клеить?