Аннотация.
Работа написана по мотивам поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Цель работы – извлечение большого пласта разнообразной информации из художественного текста методом распаковывания. К работе были привлечены литературоведческие, а также интернет-источники (Википедия, Ответы мейл.ру). Исследовательская работа соответствует избранным направлениям, которые отражены в плане. Это расшифровывание информации, связанной и мифологией, фольклором, символикой текста Пролога. А.С. Пушкин, неплохо знавший устное народное творчество, создал гениальный текст, содержащий в себе много фольклорных образов. Все они в совокупности и создают тот самый «русский дух», которым в дальнейшем оказывается пронизанной вся поэма. Поражает свободное оперирование образами-символами, которые также создают атмосферу тайны и влияют на эмоции читателя. Далее работа идёт в плане рассмотрения исторических деталей и некоторых подробностей быта. Автор работы достиг поставленной цели, сделав вывод о том, что данный художественный текст изобилует различными сведениями, и это ещё раз подтверждает поистине энциклопедические знания великого поэта, что может вызвать только гордость и восхищение.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_-3.docx | 50.09 КБ |
«Информационное многообразие художественного текста»
(по мотивам Пролога и первой поэмы А.С.Пушкина
«Руслан и Людмила»)
Тузова Алёна
Россия, Забайкальский край, Шилкинский район, п. Холбон,
МОУ ХСОШ, 8 «А» класс
План исследований
Вопрос, подлежащий исследованию:
Какая информация архивирована в прологе к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» и её первой главе?
Гипотеза: В прологе и первых главах содержится очень значительный пласт информации, которую можно получить методом распаковывания.
Информация мистического, мифологического и символического происхождения
Историческая и бытовая информация.
Понятие архивации и распаковывания информации – это атрибут нашего времени. Это название одной из компьтерных программ. Думаю, что можно взять это название для того, чтобы определить суть моего метода. Действительно, в тексте Пушкина присутствует некая свёрнутая информация, в сущность которой следовало бы вникнуть каждому уважающему себя русскому человеку. Зачем это нужно? А зачем нужно знать свою историю и культуру? Наверное, чтобы не потерять в себе основы национального самосознания, чтобы и в дальнейшем идентифицировать себя как русского человека – частицу русского народа.
Итак, примерно в таком порядке я и намереваюсь распаковывать информацию художественного текста.
Мистические персонажи, встречающиеся в Прологе, всем хорошо известны: это Лукоморье, кот учёный, леший, русалка, 33 богатыря, бурый волк, невиданные звери, избушка на курьих ножках, ступа с Бабою Ягой, Кощей (Кащей), дуб, Лель. Практически все они взяты из русского фольклора, из сказок и преданий, из песен и былин. Как собственно мистических героев можно назвать колдуна Финна, ведьму Наину и злого Черномора. Некоторые образы Пролога и первой главы символичны. Таковыми являются дерево – дуб, растущий у Лукоморья, кот.
В тексте присутствует историческая информация. Назван один из русских князей – князь киевский Владимир, соответственно, Киев, как столица его княжества, упоминается легендарный певец Баян, бояре, хазарский хан. Герой Руслан назван витязем, следовательно, образ его имеет как историческое, так и мифологическое происхождение. Встречается упоминание оружия и воинского снаряжения той эпохи: меч, кольчуга. Обязательный атрибут любого витязя – богатырский конь. В начале первой главы даётся описание пира князя Владимира. Здесь встречается много бытовых подробностей. Владимир пирует в гриднице, за столом подают мёд (напиток), гости едят и пьют, используя посуду в виде ковшей, чаш и кубков. Есть упоминание о цареградских коврах, тереме.
Библиография.
Жуковский В.А. «Двенадцать спящих дев», М., Просвещение, 1974 г.
Пушкин А.С. «Руслан и Людмила», М, Просвещение, 1967 г.
Рождественский В.С. «Читая Пушкина», государственное издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР, Ленинград, 1962 г.
«Информационное многообразие художественного текста»
(по мотивам Пролога и первой части поэмы А.С.Пушкина
«Руслан и Людмила»)
Тузова Алёна
Россия, Забайкальский край, Шилкинский район, п. Холбон,
МОУ ХСОШ, 8 «А» класс
Научная статья.
Постановка проблемы
Имя Пушкина известно мне с раннего детства. С того самого момента, когда я начала осознавать себя. Уже и не вспомнить, от кого из родителей я услышала строки: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» Прошло уже много времени, а любовь к произведениям поэта и уважение к его личности не изменились. Недавно у критика Вс. Рождественского я прочитала строки, выражающие такое же бесконечное почитание: «Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяем наизусть со слов матери…Мир пушкинских сказок о царе Салтане, о мёртвой царевне, о попе и работнике его Балде живёт с нами и позже, в школьные годы.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…
А важнее всего то, что «Там русский дух… там Русью пахнет!»
Говоря о поэзии русского народа, Пушкин будит любовь к нему в юных сердцах; и за это мы благодарны поэту всю жизнь.
Добрый и умный спутник, напоминает он нам о великих богатствах русской души, об её свободолюбии, благородстве, о мужественной борьбе за счастье, мир и справедливость». И точнее, наверное, не скажешь. Уже обучаясь в школе, я с удовольствием прочитала пушкинскую поэму «Руслан и Людмила».
Читая её, я обратила внимание на то, что произведение буквально переполнено информацией. Она очень разная, но, применяя метод распаковывания, её можно и нужно извлечь. Это нужно прежде всего для школьников, молодёжи, для каждого человека, который считает себя русским.
И тогда я поставила перед собой задачу извлечь, распаковать как можно больше информации из начала пушкинского текста. Почему я не взяла для этого всю поэму? Потому, что нельзя исчерпать неисчерпаемое.
Наверное, кто-то задаст вопрос: а для чего заниматься расшифровкой уже известного текста, по которому написаны массы литературоведческих трудов? В чём здесь актуальность? Для таких скептиков повторю: Пушкин актуален всегда. Он важен для меня лично, потому что исследовать его произведения – это всё равно, что исследовать культуру родного русского народа. Наконец, это просто интересно – узнать, сколько разнообразных сведений можно почерпнуть из небольшого отрывка пушкинского текста. Начиная работу, я очертила тот круг вопросов, которые лежали на поверхности текста. Естественно, прежде всего, следовало бы обратить внимание на те мифические, сказочные образы, с которых начинается Пролог.
Методы решения.
В начале текста читаем слово «лукоморье». Что это? Википедия отвечает: «Слово «лукоморье» происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского берега». Для сравнения: лук для стрельбы, излучина реки, лукавить (изворачиваться), лука седла. Слово происходит от ст.-слав. лѫкъ (ср. польск. łęk «дуга, арка, лука», лит. lañkas «дуга, обруч», lankùs «гибкий», латышск. lùoks «изгиб, дуга»).
Согласно славянской мифологии, Лукоморье — заповедное место на окраине вселенной, где стоит мировое древо – ось мира ( дуб зелёный), по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По мировому древу спускаются и поднимаются боги. В этом смысле Лукоморье упоминается в зачинах народных заговоров и молитв». В других источниках я прочитала, что Пушкин называл Лукоморьем город Таганрог на берегу Азовского моря. В политическом смысле город и место были очень значительны во время Пушкина. Известно, что царь Александр 1 перенёс туда свою резиденцию и даже принимал в таганрогском дворце иностранных послов. Азовское море имеет цвет луковой окраски из-за глинистого дна и глинистых берегов. А далее в тексте пролога идёт символика. Дуб зелёный – дерево – символ знания. Зелёный цвет символизирует развитие и молодость. Златая цепь – символ времени. Оказывается, в архивах хранится схема времени, оставленная Пушкиным. Он считал, что в Космосе нет ничего, кроме вечного движения по кругу («всё ходит по цепи кругом»). Ветви дерева – науки, неведомые дорожки – пути исследований мира, следы невиданных зверей – прямое указание на тайны, ждущие своих первооткрывателей. Следующий мифический образ – «кот учёный». Кот учёный считается самым знаменитым «кошачьим» персонажем в произведениях Пушкина. Образ кота ученого восходит к персонажу русских сказок коту Баюну.
Далее у Пушкина читаем: «Там чудеса: там леший бродит, русалка на ветвях сидит…» Кто же такой леший? Это образ, взятый напрямую из русской мифологии. Довольно часто встречается в русских сказках. Другие названия: лесовик, лесник, лешак, лесной дядя, лисун (полисун), дикий мужичок и даже лес. Место жительства духа — глухая лесная чащоба, но иногда и пустырь. Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не безобразничал. К хорошим людям леший относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.
Есть легенда, что был на земле только Бог и дьявол. Бог сотворил человека, и дьявол попробовал сотворить, но сотворил не человека, а чёрта, и как он ни старался, ни трудился, все же не мог сотворить человека, все у него выходили черти. Бог увидел, что дьявол уже сотворил нескольких чертей, рассердился на него и велел Архангелу Гавриилу свергнуть сатану и всю нечистую силу с неба. Гавриил свергнул. Кто упал в лес — стал леший, кто в воду — водяной, кто на дом — домовой. Вот почему их зовут по-разному. А по сути дела все они одинаковы.
Русалка - мифологическое и фольклорное существо, преимущественно женского пола, связанное с водоёмами. В русском фольклоре называется также шутиха, купалка, водяница, лоскотуха и другими прозвищами. Русалки живут на высоких деревьях (дуб, липа и др.), на которых любят раскачиваться: «В прежние времена русалок так много было, что они качались по веткам по лесам. Не только ночью, но даже и в полдни»; нападают на людей и щекочут их до смерти. В целом русалки — существа опасные и враждебно настроенные по отношению к людям всех возрастов, за исключением маленьких детей, которых любят и, в случае опасности, оберегают от диких животных, изредка могут выступать в качестве спасительниц для утопающих.
«Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей». Все мы с детства привыкли к тому, что Баба Яга, сказочное страшилище, непременно обитает в избушке на курьих ножках. Почему именно на курьих? И почему в доме нет окон и дверей? Как Яга попадает в свою избушку? Вот какие сведения прочитала я в Википедии:
В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям, Баба-Яга у некоторых славянских племён - жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.
Сторонники славянского происхождения Бабы Яги утверждают её принадлежность сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Л. Барков трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти.
Название «курьи ножки» от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри. Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)». «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём».
Следующий образ Пролога – тридцать витязей. Мы уже встречали подобное в «Сказке о царе Салтане», но там были 33 богатыря, а Черномор был дядькой этих самых персонажей. Некоторые исследователи творчества Пушкина утверждают, что 30 витязей символизируют 30 теорий Пушкина о мироздании (математических теорий). Не удалось выяснить, из какой сказки королевич, пленивший грозного царя, а вот строчка «там в облаках перед народом через леса, через моря колдун несёт богатыря» содержит как бы запланированный Пушкиным полёт Руслана , ухватившегося за бороду Черномора. В связи с этим нельзя не сказать и об этом длиннобородом карлике.
Черномор - злой колдун, укравший Людмилу, дочь великого князя Владимира-солнце. Черномор был злобным старым карликом с очень длинной бородой. В ней и заключалась вся его колдовская сила. Он жил в горах в роскошных чертогах, имел множество слуг и постоянно воровал красавиц. Владел шапкой невидимкой, которую в дальнейшем нашла Людмила и использовала, чтобы спрятаться. Каково происхождение имени Черномор? Скорее всего, оно не образовалось от словосочетания Чёрное море. В имени колдуна прочитывается «чёрный мор» - намёк на то, что Черномор приносит несчастья, болезни, смерть. У Черномора был старший брат, великан. Именно с его головой встретился Руслан. Черномор завидовал брату и погубил его. Для этого он, изучив старинные книги, нашел волшебный меч, который был опасен для обоих братьев. Он обманным путем завладел им и отрубил брату голову. Надежнее было бы держать этот меч при себе, но Черномор посчитал, что голова великана - хороший сторож и положил меч под нее. Из волшебных качеств Черномора можно отметить его умение летать, а также перевоплощаться. «В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит» - строка, явно указывающая на русскую сказку «Иван-царевич и серый волк». Сказка очень известная и уважаемая русским народом. «Там царь Кащей над златом чахнет». Казалось бы, известнейший фольклорный персонаж. Однако, вот что можно прочитать в интернет-источниках: Кощей (Кащей) Бессме́ртный – царь, колдун, лич. Всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. В славянском язычестве — хранитель подземного царства Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скаредным и скупым («там царь Кащей над златом чахнет». Кроме имени героя сказок, слово имеет ещё два устаревших значения: «худой (или скупой) человек» и, в древнерусских текстах, «пленник».
Слово «кощей» на других славянских языках переводится как кожа, шея, кости. Так, на сербский «кощей» - «кость и кожа» или «шея», на словенский «kitami» (шея), на польский - «chudzielec» (шея).
Главный герой Руслан встречается с колдунами и ведьмой. В поэме колдун Финн довольно добродушный старик, который помогает главному герою, даже возвращает его к жизни. Интересно, что этот персонаж нерусский по происхождению. Древние славяне верили, что большинство ведьм и колдунов финно-угорского происхождения. Кто же такие колдуны? Колдунами и ведьмами в Средние века называли людей, владевших опасными знаниями, совершивших договор с дьяволом. Их уважали и боялись, но больше все-таки боялись. Ведьмам приписывали сношения с демонами, убийства младенцев и другие тёмные дела. В средние века славяне считали, что ведьмы могут отобрать молоко у коровы, вызвать грозу или наслать на кого-то болезнь. Также считалось, что она может принимать разные облики, а также умеет читать мысли и предсказывать будущее. Некоторые приписывали ведьмам умение летать на метле или венике. Считалось, что колдуны наводят порчу на людей и скот (порчельники), сеют раздоры между людьми, делают заломы в поле, губя урожай, насылают непогоду, мор и т.п. Сверхъестественными способностями колдунов наделяет нечистая сила: они заключают договор с чёртом (расписка пишется кровью), им служат чертенята, непрестанно требуя для себя работы. Ведьма Наина и является такой вот злобной колдуньей. Она преследует Руслана, строит ему козни только потому, что ему помогает её враг – Финн. Наина знает заклинания, может превращаться в огненного змея и в кошку. Внешне же она похожа на Бабу Ягу. Наина тоже нерусская по происхождению, из того же племени, что и волшебник Финн. Баба Яга - старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего - отрицательный персонаж. В славянском фольклоре Баба Яга умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). На языке коми слово «яг» означает «бор, сосновый лес». Баба - это женщина. «Баба яга» можно читать как «женщина из бора-леса или лесная женщина». «Яга» также является уменьшительной формой распространённого среди западных славян женского имени «Ядвига», заимствованного у немцев.
Лель - по представлениям польской и русской мифологии раннего Нового времени (XVI - XIX века) божество любви и брака. Образ Леля нередок в литературе и искусстве этого и последующих периодов («Руслан и Людмила» Пушкина, «Снегурочка» А. Н. Островского и др.). Некоторые исследователи считают, что Лель выдуман. Однако слово красивое, какое-то очень русское, наверное, поэтому и прижилось на русской почве.
Следующий пласт информации – исторический. В начале главы первой читаем:
В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал…
Естественно, нельзя не сказать о князе Владимире Киевском, которого Пушкин сделал героем своей поэмы. С именем Владимира I связано на Руси и принятие в 988-989 г.г. христианства в качестве государственной религии. Несомненно, что это событие было важным политическим шагом и имело важные последствия для развития древнерусского государства. Крещение Киевской Руси в значительной степени облегчило ее сближение с другими европейскими странами, в которых христианство было общепринятой религией. Пушкин пишет о боярах, пришедших на пир князя Владимира. Бояре – потомки знатных родов, участвующие в управлении государством.
Упоминается имя сказителя Баяна. Некоторые исследователи считают, что Баян – вовсе не имя, а придворная должность. Боян, вероятно, исконно славянское имя, от боятися: «наводящий страх»; по другой версии, имя тюркско-болгарского происхождения, ср. чуваш. пуян «богатый», общетюрк. баян «богатый», от глагола baj — «становиться богатым».
Согласно наиболее распространённой точке зрения, Боян — историческое лицо, придворный певец ряда русских князей XI века. Судя по перечню князей, которых он воспевал, территориально он был связан с Черниговским и зависимым от него Тмутараканским княжествами. По характеру творчества он, скорее всего, напоминал скандинавских скальдов, сочиняя в честь конкретных князей ритмизованные песни-хвалы или песни-хулы Боян был и автором, и исполнителем своих песен, аккомпанируя себе на струнном инструменте вроде гусель. Мне же кажется, что Баян - производное от «баять», говорить.
В начале поэмы упоминаются собственные имена. Следует остановиться более подробно на их происхождении и значении. Главного героя зовут Руслан.
Пушкин, создавая его, черпал вдохновение, вероятно, из «Повести о Еруслане Лазаревиче», а это устный вариант тюркского дастана о богатыре Рустаме по прозвищу Арслан (Лев). У Пушкина Руслан, вероятно кипчак-половец. То есть имя Руслан по происхождению тюркское. Об этом говорится во многих источниках.
Происхождение и значение имени Рогдай затемнено. В летописи оно встречается лишь единожды (Новгородская летопись), значение имени Рогдай в отличие от других древнерусских имен не вычленяется при анализе (на фоне Ярополк, Святополк, Святослав и т.д). Но вот вам еще два имени, скандинавские по происхождению: Рогволод и Рогнеда. Связи с русским существительным рог нет.
Имя Ратмир славянское. Означает оно «ратующий за мир», «защитник мира», «воин мира», «войско мира». Также существует вариант перевода – «ратник». При этом у Пушкина Ратмир - "младой хазарский князь". У сербов есть женский вариант имени – Ратимирка. Имя Ратмир (Ратша) носил реальный исторический персонаж - новгородский богатырь XIII века, соратник князя Александра Ярославича Невского. Имя этого богатыря упоминается в числе шести главных героев Невской битвы в летописи «Повести о житии Александра Невского».
Имя Наина по происхождению древнееврейское, означает "невинная" (об этом говорится во многих источниках). Учитывая исторические обстоятельства поэмы, можно предположить, что Наина – хазарка. Людмила, как утверждают источники, - псевдорусское имя, ставшее известным благодаря Жуковскому и его балладе. Имя Фарлаф – самое непонятное из имён первой части. По-видимому, оно было придумано автором, потому что нигде в источниках более не встречается. В фонетическом и графическом облике слова угадывается образ героя: он напыщенный, полный, глуповатый. Известно выражение: стоит фертом («подбочась»).
Бытовой фон первой главы весьма разнообразен. Гридница – помещение в княжеском дворце для приёма гостей. Далее упоминается мёд не как тягучая сладкая жидкость, а как спиртной напиток. « И мёд из тяжкого стакана…» И я там был. Мед, пиво пил…», - именно так заканчиваются многие народные сказки и былины. Мед был в большом почете на Руси, из него готовили огромное количество напитков – медовуху, пиво, брагу. Они не только пьянили и придавали сил, но и обладали целебными свойствами.
Идём далее по тексту: «Не скоро ели предки наши». Гости пили из кубков (металлических бокалов), ели «брашна» – обильную пищу. За столом находились по нескольку часов, всё это время подавались разнообразные блюда и напитки, велись неторопливые беседы. За праздничным обедом полагалось подавать не менее 15 блюд. Обед вообще - главная трапеза на Руси. В старые времена в более или менее богатых домах на длинный стол из крепких дубовых досок, покрытый вышитой скатертью, по очереди подавали четыре блюда: холодную закуску, суп, второе, в непостное время обычно мясное - и пироги или пирожки, которые ели "на десерт". Закуски были самые разные, но главными среди них были всяческие салаты - смесь мелко резаных овощей, обычно вареных, в которую можно было добавить все, что угодно - от яблока до холодной телятины. От них произошел, в частности, известный каждому русскому дому винегрет. Напитки разносили чашники - придворные виночерпии. Как часть убранства княжеских палат упоминаются цареградские ковры. Они могли быть привезены во дворец после похода русичей на Константинополь (Цареград).
Когда претенденты на руку Людмилы отправляются на поиски княжны, Пушкин показывает нам часть их боевого снаряжения. В тексте говорится о мече. Меч – основное наступательное оружие русского воина-дружинника, символ княжеской власти и военная эмблема древней Руси. Меч – оружие священное. К нему относились как к человеку, считали одушевленным. Уникальные мечи носили имена (вспомним меч короля Артура – Экскалибур). Нет сомнений, что Русь не уступала в этом своим северо-западным соседям. Ещё один элемент вооружения – кольчуга. Это кольчатый доспех , сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием. Использовались разные виды кольчуг — от кольчужной рубахи, прикрывавшей только туловище и плечи до полных хауберков, покрывавших тело полностью, с головы до ног. Интересно, что, несмотря на кажущуюся очевидность происхождения слова, кольчуга от кольцо, в санскрите имеется слово kajcuka с тем же значением.
Выводы:
В ходе данной работы был применён метод распаковывания информации. Он явился довольно эффективным средством анализа, так как позволил извлечь много сведений из самой поэмы и проработанной литературы. Данная работа может быть использована на уроках литературы как банк информации. Метод может быть использован для анализа любого художественного текста. Итак, работая над указанными частями поэмы, я получила массу сведений об исторической эпохе Киевской Руси, о её народе и правителе князе Владимире, о верованиях славян, о фольклорных персонажах, о символике Пролога. А.С. Пушкин, как истинно народный поэт, написал произведение, близкое по духу и художественным деталям к лучшим образцам устного народного творчества. Работа оказалась познавательной прежде всего для меня самой. Думается, что она небезынтересна и для моих сверстников. Прошло более 200 лет со дня рождения А.С.Пушкина, а его произведения продолжают жить, становятся с годами все более читаемыми и любимыми в нашей стране и за рубежом.
Список использованной литературы
1. А. Слонимский. Мастерство Пушкина. - Москва: Гос. изд. худ. лит-ры, 1963 г.
2. Е. А. Маймин. Пушкин. Жизнь и творчество. - Москва: «Наука», 1982.
3. Пушкин 1963 - Пушкин А. С. Полн. собр. соч. Т. 4. М., 1963.
4. Степник Ю.В. О роли национальных поэтических традиций XVIII века в поэме Пушкина “Руслан и Людмила” // Русская литература, 1968 тр.107 – 122. 5. Пушкин: суждения и споры // Московский рабочий 1997 стр.
6. Интернет- ресурсы (Википедия, Ответы мейл-ру).
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Рисуем белые грибы пастелью
И тут появился изобретатель
Большое - маленькое
Именинный пирог
Комментарии
Для уроков по литературе
Для уроков по литературе очень нужный материал. Только вот с темой конференции никак соотнести не могу.
Не согласна с точкой зрения
Не согласна с точкой зрения Натальи Анатольевны. На историю России можно смотреть не только через призму документов, но и через литературу. Это же ПУШКИН! Прежде чем писать свои произведения он часы проводил в "хронологической пыли бытописания земли". Очень интересная работа. Здесь и работа с фольклором, и с верованиями наших предков, и описания быта. А какой замечательный языковой анализ. Спасибо за работу. Успехов в "распаковывании" произведений Пушкина.
Елена Александровна
Елена Александровна!Порадовала работа Вашей ученицы.У Александра Сергеевича,я согласна с Натальей Владимировной,все написанное пропитано историей.Взять,к примеру,Баяна.Сразу вспоминаешь "Слово о полку Игореве",другие произведения древнерусской литературы,где он ведет повествование.Такая большая,интересная работа проделана,молодцы.И если мы говорим об истории нашего государства,то,конечно,и самого А.С.Пушкина нельзя от нее отделить никак.Он тоже наша история,наша гордость,наше "все".Спасибо!