Изучить экологическое состояние города Белоярского и разработать правила поведения для учащихся 1-4 классов.
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_problemy_.pptx | 904.34 КБ |
proekt_ekologicheskie_problemy.docx | 397.38 КБ |
Слайд 1
Экологические проблемы младших школьников Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Белоярского района «Общеобразовательная средняя (полная) школа №1 г. Белоярский» Автор проекта: Лысенко Валерия Класс 4А Научный руководитель проекта: Удовенко Лидия ИвановнаСлайд 2
ЦЕЛЬ: изучить экологическое состояние города Белоярского и разработать правила поведения для учащихся 1-4 классов. ЗАДАЧИ: Изучить информационные источники о бытовом мусоре. Провести наблюдение за состоянием улиц, города, домов, школьной территории и пригородной зоны. Довести до учащихся 1-4 классов информацию о загрязнении территории города бытовым мусором, пропагандировать необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Разработать правила соблюдения чистоты.
Слайд 3
Этапы работы Этап I : Выбор темы; Определение целей и задач. Этап II : Проведение социального опроса; Поиск информации с использованием различных ресурсов. Этап III : Создание проекта; Подготовка его публичного представления. Этап IV : Защита проекта.
Слайд 4
Социальный опрос Места наиболее замусоренные: улицы – 37% дворы жилых дворов – 30% торговые центры – 12% школьные территории – 1% зоны отдыха – 20% Кто больше всего мусорит? Ученики младших классов – 10% Подростки – 51% Молодежь – 24% Взрослые - 15% Что бы вы выбросили на улице? Пустую картонную коробку – 7% Пустую банку или бутылку – 7% Обертку от конфеты – 25% Бумажный стаканчик – 8% Шкурку от банана, апельсина - 13% Вообще ничего – 40%
Слайд 5
Наука гарбология Гарбология – наука изучающая мусор и его переработку. Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика, в котором оказалось человечество. Их общей проблемой является защита окружающей среды от воздействия человеческого фактора. В Белоярском, как и во многих других городах, создан комитет охраны окружающей среды района. Начальником комитета несколько лет руководил Каранин Павел Иосифович.
Слайд 6
Что такое бытовой мусор? Бытовой мусор — это предметы, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. Из чего состоит бытовой мусор: бумажные изделия; пластиковые и стеклянные бутылки; полиэтиленовые пакеты; сломанные и изношенные вещи; пищевые отходы и др.
Слайд 7
Состояние проблемы глазами младших школьников МОСШ№1. Мусором завалены обочины автомобильных и железных дорог. Его мы встречаем в лесу и на лугу. Особую проблему начинает приобретать загрязнение мусором территорий вокруг дачных участков. Мы выяснили, что одна семья в среднем выбрасывает 15 пакетов с мусором в месяц. Один пакет весит около 2 кг, значит, за один месяц семья выбросит около 30 кг мусора, а за год - 360 кг мусора.
Слайд 8
Пути решения проблемы 1. Создание мусороперерабатывающих заводов; 2. В каждом городе должны появится разноцветные контейнеры для мусора; 3. Бережное отношение человека к природе.
Слайд 9
Экологическая культура белоярского района Утилизация: На первоначальном этапе весь мусор с городских площадок свозится в пресскомплекс . Здесь мусор прессуют и пакетируют. Потом вывозят на полигон для захоронения. Трудности: Отсутствие дорог постоянного действия и удаленность от крупных промышленных центров. Пути решения проблем: Строятся беседки для культурного посещения лесных угодий, устанавливаются мусорные баки и наглядная агитация. Экологи Белоярского района требуют увеличения размеров штрафов за свалку мусора в неотведенных для этого местах и организовывают группы людей для уборки мусора.
Слайд 10
Правила соблюдения чистоты Быть настоящим хозяином дома, улицы, города; Не разбрасывать мусор; Выбрасывать мусор в урны, контейнеры; Знать правила чистоты самому и напоминать о них другим.
Слайд 11
Чисто не там, где убирают, а там где не мусорят!
Слайд 12
Спасибо за внимание!
Экологическая культура младших школьников
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Белоярского района
«Общеобразовательная средняя (полная) школа №1 г. Белоярский»
Проект в номинации № 11 «Первые шаги»
Тема проекта:
«Экологическая культура младших школьников»
Автор проекта:
Лысенко Валерия
ученица 4-а класса
Научный руководитель проекта:
Удовенко Лидия Ивановна
МОУО средняя (полная) школа №1
Учитель начальных классов
Белоярский
2011 год
Содержание
Введение…………………………………………...……………………………………………..3
Что такое бытовой мусор? .......................................................................................................... 4
Состояние проблемы глазами младших школьников..........................…………………….…5
Пути решения проблемы...………………………………………………………………….…..6
Заключение...................................................................................................................................10
Список литературы......................................................................................................................11
Приложение..................................................................................................................................12
Введение
Экология – это наука о нашем огромном доме, который называется планета Земля. Это наука об условиях жизни растений и животных, об их отношениях между собой, о воздействии человека на природу. Основная задача экологии – выяснить, как можно уменьшить вред, наносимый человеком природе, и сохранить её для нас с вами и для будущих поколений.
В мире есть много прекрасного: реки и моря, горы и водопады, деревья, цветы и травы, птицы и звери, насекомые и рыбы. Все мы – соседи по планете. Не ломать деревья, не распугивать птиц и других животных, не мусорить, ухаживать за растениями и животными - вот то немногое, что может сделать каждый из нас для сохранения природы. Чтобы в нашем доме всегда было чисто и красиво, мы должны дружить и помогать друг другу наводить порядок. А какой самый главный враг чистоты? Конечно же, мусор.
Экологи всей планеты бьют тревогу: человечество погрязло в отходах, и с каждым годом проблема их безопасной ликвидации становится все острее. Каждый год объем бытового мусора в нашей стране увеличивается на 5-10 процентов.
Реки. Озёра. Тайга. Девственные леса, куда не ступала нога человеческая. Территория таких вот мест с каждым годом сокращается. Там, где нога человеческая всё-таки ступила, она оставила не просто следы, а огромные пятна. По словам экологов, сегодня в нашем Белоярском районе захламлены даже места, до которых можно добраться только вплавь или на буранах.
Самое печальное в том, что большинство людей не видят в этом серьезной проблемы. Не понимают и не хотят понимать, что этот мусор вернется к каждому из них на участок в виде загрязненной грунтовой воды, токсичной пыли. Воду из колодца пить станет невозможно, овощи и ягоды будут отравлены и непригодны в пищу.
Цель: изучить экологическое состояние города Белоярского и разработать правила поведения для учащихся 1-4 классов
Задачи:
Что такое бытовой мусор?
Проблема мусора была вечной. Чтобы это понять, достаточно выйти за пределы чистого города. Буквально весь пригород захламлён - от подъездных дорог до территорий дачных участков (рис.1). В любой семье каждый день что-нибудь выбрасывают, а нерадивые жители могут выкинуть пакет с мусором под ближайший куст или угол дома. Всё это годами гниёт под открытым небом, загрязняя атмосферу и подземные воды. Очень много мусора вывозится с промышленных предприятий, строек, магазинов и т.д. Вдоль дорог, в лесу можно увидеть не только пакеты с мусором, но и сломанную мебель, ржавые автомобили.
Огромное количество мусора, образующееся в результате жизнедеятельности человека, привело к появлению целой отрасли промышленности, занимающейся его переработкой. Возникло даже новое научное направление – гарбология, что в переводе означает мусороведение. Эта наука строится на основе экологии. Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика, в котором оказалось человечество. Их общей проблемой является защита окружающей среды от воздействия человеческого фактора. В Белоярском, как и в других городах, создан комитет охраны окружающей среды района. Начальником комитета уже несколько лет руководит Каранин Павел Иосифович.
Итак, бытовой мусор — это предметы, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. Он образуется в жилых домах, учебных заведениях, детских учреждениях, больницах, гостиницах, административных зданиях и т.д.
А из чего состоит бытовой мусор:
Состояние проблемы глазами младших школьников МОСШ№1.
Мусором завалены обочины автомобильных и железных дорог (рис.2). Его мы встречаем в лесу и на лугу. Особую проблему начинает приобретать загрязнение мусором территорий вокруг дачных участков. Современные дачные поселки, как правило, не располагают специализированными службами по уборке мусора, и поэтому территории вокруг них превращаются в самые настоящие свалки. Мы выяснили, что одна семья в среднем выбрасывает 15 пакетов с мусором. Один пакет весит около 2 кг, значит, за один месяц семья выбросит около 50 кг мусора, а за год - 600 кг мусора.
Почему мы мусорим? У некоторых людей это происходит инстинктивно. Многие думают, что бумага – значит можно бросить на улице. Она не полиэтилен, значит, способна разложиться, но это не причина и не отговорка. Есть нормы и правила, которые помогают человеку соблюдать порядок и структуру, которая нужна в первую очередь им же.
С другой стороны, многое зависит от воспитания человека. Он может спокойно донести обертку от мороженого у себя в сумке до урны, если урны не оказалось поблизости. Идя по тротуару чистому и ухоженному, среди потока прохожих, любой человек вряд ли способен бросить мусор специально, во всяком случае, это будет невоспитанно и некультурно.
Изучив состояние окружающей среды, в своём микрорайоне и по пути следования в школу я подумала, хорошо бы узнать о состоянии улиц, домов, дворов в других микрорайонах. Это могло бы дополнить информацию и посмотреть на проблему более широко. Мне стало интересно, откуда берется мусор и как он влияет на экологию страны и моего города в частности. В результате социального опроса выяснилось:
Места наиболее замусоренные:
Кто больше всего мусорит?
Что бы вы выбросили на улице?
Итак, наиболее загрязненными местами признаны улицы, скверы и торговые центры. При этом большинство опрошенных считают, что больше всего мусорят старшеклассники и молодежь.
Интересные факты
Знаете ли Вы, что подвергаются разложению:
Стеклянные бутылки - 1000 лет;
Изделия из пластмасс - 100 лет;
Консервные банки – 50 - 80 лет;
Резиновые подошвы ботинок – 50 - 40 лет;
Кожи - 50 лет;
Полиэтиленовый пакет – 10 - 20 лет;
Батарейки - 10 лет;
Окурки - 1 - 5 лет;
Шерстяной носок - 1 - 5 лет;
Бумага - 2 года;
Апельсиновая или банановая кожура - 2 - 5 недель.
Пути решения проблемы.
Человек осознал опасность загрязнения окружающей среды. И конечно, главное для общества – не допускать загрязнения среды, охранять воздух, воду и почву. Ученые считают, что какого-то одного эффективного способа борьбы с мусором нет и не может быть в принципе.
С чего же начать? Во-первых, мусор должен попасть туда, где он будет меньше всего причинять ущерб людям и природе. Число мусороперерабатывающих заводов в России пока можно пересчитать по пальцам (рис.3). Следовательно, мусор должен попасть на специально оборудованную свалку. Она должна располагаться на значительном расстоянии от городов и поселков, в таком месте, чтобы ветры не дули со стороны свалки к жилым массивам. Это место не должно находиться вблизи охраняемых природных территорий и водоохраняемых зонах.
Во-вторых, нужно научиться сортировать мусор уже дома. В каждом городе должны появляться разноцветные контейнеры для отходов (рис.4). Например, в синий контейнер бумагу, в желтый – пластик, в красный – крупный мусор (сломанную мебель, бытовую технику, сантехнику), а в зеленый – всё остальное, что нельзя переработать и т.д. Такой способ сортировки будет упрощать переработку бытовых отходов.
В-третьих, человек должен бережно относится к окружающей среде (рис.5). Придет время, и в нашей стране построят много мусороперерабатывающих заводов, иначе мусор погубит нас. Но для того, чтобы не усугублять проблему сегодня, необходимы не только усилия властей. Мусоровоз не приедет в лес или на луг, чтобы убрать за вами пустую пластиковую бутылку, упаковку от жевательной резинки или шоколадного батончика. Нельзя где попало выбрасывать мусор. Его следует захватить с собой, чтобы он попал на свалку, где меньше будет разрушать нашу среду обитания.
Мы выяснили, что в Белоярском используется способ захоронения бытового мусора. На первоначальном этапе весь мусор с городских площадок свозится в пресскомплекс. Здесь мусор прессуют и пакетируют. Данный комплекс по утилизации твердобытовых отходов работает в Белоярском уже больше пяти лет. Пресскомплекс, конечно, не уменьшает количество отходов, он уменьшает их объем перед захоронением. В результате на полигон по захоронению вывозится в три раза меньший объем мусора.
Трудности по утилизации существуют и нашем городе. Отсутствие дорог постоянного действия и удаленность от крупных промышленных центров затрудняют организацию системы сбора бытового мусора и вывоз их на переработку. Это ведет к постоянному увеличению объемов накапливаемых ресурсов.
Специалисты Белоярского лесхоза уже с десяток лет терпеливо пытаются приучить белоярцев к культурному посещению лесных угодий. Строят беседки, устанавливают мусорные баки и наглядную агитацию. Экологи Белоярского района требуют увеличения размеров штрафов за свалку мусора в неотведенных для этого местах. Также, они организовывают группы людей для уборки мусора, активными помощниками являются школьники и студенты.
Напоминания, знаки или подсказки о том, как надо себя вести, называются памятками (рис.6). Вы видите их очень часто - «Берегите тепло», «Уходя, гасите свет», «Чистота города начинается с твоего подъезда». Действуют ли они? В целом памятки действительно оказывают влияние на поведение, хотя некоторые из них действуют лучше, чем другие. Однако памятки — это не только объявления, повешенные рядом с выключателем света, или значки на мусорных ящиках. Для того чтобы памятки были особенно эффективными, они должны привлекать внимание. Почему бы не менять знаки каждые 6 месяцев, причем так, чтобы они вызывали интерес? С этой целью окраска урн светящимися красками тоже могла бы привести к повышению значимости сигнала о том, что мусорить не следует.
Чистая среда — тоже памятка. Может быть, потому что это приятно, а может быть, потому что это бывает довольно редко, но мы замечаем, когда вокруг чисто. Поэтому отсутствие мусора само по себе является памяткой. В чистой окружающей среде становится более значимым правило «не мусорить», которое все мы выучили в школе и дома, но часто забываем выполнять в других местах.
Как избавиться от мусора?
Заключение
Несанкционированные свалки мусора, как в черте города, так и в лесу, или на берегу озера, реки, грязные улицы и подъезды, испорченные стены домов, разбитые фонари и прочие неприглядные места, окружающие нас, вызывают чувство безысходности и стыда за человека, призванного быть разумным существом и повелевать природой. Таким образом, одни люди, совершенствуясь в искусстве архитектуры, делают уголки Земли прекрасными, другие искажают и разрушают творение их рук, не понимая, что таким отношением ко всему окружающему они рубят сук, на котором сидят.
Поставив цель, изучить экологическое состояние города Белоярского и разработать правила поведения для учащихся 1-4 классов мы установили, что имеет место безответственное отношение к окружающей среде, что соответствует низкому уровню экологической культуры. Выявили главную причину – недостаточное экологическое воспитание.
Люди меньше мусорят в уже чистой окружающей среде, где правило «не мусорить» становится более значимым. Только совместными усилиями мы сможем сделать наши города более чистыми. Ведь как гласит давняя истина: чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.
Итак: путём наблюдений мы в классе с ребятами разработали правила, которые должны соблюдать:
Сорняки
За чашкой чая
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Сверчок
Сказка "Дятел, заяц и медведь"