Исследуется смысл понятия "испарение воды" и определяется свойство воды - испарение (на уровне 1 класса).
Городской научно-практический марафон
«Шажок в науку. Юниор»
СЕКЦИЯ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
КУДА ИСЧЕЗЛА ВОДА?
Исследовательская работа
Выполнена учеником
1 «Б» класса МОУ СОШ
«Школа № 226» г. Заречный
Горнеевым Евгением
Научный руководитель
учитель начальных
классов I категории
МОУ СОШ «Школа № 226»
Кисиль Лилия
Николаевна
г. Заречный
2011г.
Введение
Обоснование актуальности темы:
- Дождь вынудил меня идти домой. Вернувшись с прогулки, я оставил у порога грязные мокрые следы. Интересная программа увлекла меня, и я забыл протереть следы. После передачи пошёл убирать за собой. То, что я обнаружил, очень удивило меня. От мокрых следов остались узорные кучки песка – отпечаток от подошвы кроссовок.
«Куда же исчезла вода?»
С этим вопросом я обратился к родителям. На что они с усмешкой ответили: «Она не стала ждать, когда ты протрёшь пол, и испарилась».
Мне стало интересно, что значит испарилась. Я стал читать и наблюдать за всем, что связано с водой.
Цель работы:
• выяснить смысл понятия «испарение воды».
Задачи исследования:
ознакомиться с различными энциклопедическими и литературными источниками о воде;
провести исследование и определить свойство воды - испарение;
проверить эти свойства на опытах.
Методы исследования: работа с литературой, беседа, консультация с учителем физики, опыты.
Объект исследования: мокрые следы.
3
Глава I
«Три состояния воды»
Если посмотреть на нашу планету из космоса, то вернее её можно было бы назвать не Землёй, а Водой. Гидросфера занимает 71% поверхности Земли. Воде принадлежит важнейшая роль в истории планеты. Без воды невозможно существование живых организмов.
Вода самое удивительное вещество на планете. Это единственное известное нам вещество, которое встречается на поверхности Земли в жидком, твёрдом и газообразном состояниях. Вода в жидком состоянии – это обычная вода. Вода в твёрдом состоянии – это лёд или снег. А в газообразном состоянии – это водяной пар. И все эти превращения зависят только от температуры.
Вода – вечный путешественник по воздушному океану. После воздуха она самое подвижное вещество на планете, она совершает путешествия на огромные расстояния. Вода есть повсюду. Она находится в состоянии бесконечного круговорота. Проследить её путь нелегко.
Вода испаряется, превращается в прозрачный пар и поднимается вверх, куда увлекают её за собой тёплые потоки воздуха, потому что тёплый воздух легче холодного, он всегда стремится умчаться вверх. Капельки лёгонькие, как пух, они отлично держатся в воздухе, плывут и всё время перемещаются. Их подталкивают новые потоки тёплого воздуха.
Воду испаряют все растения, эти пары выдыхают животные и люди. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой, в большой мороз.
Вода – жидкость без запаха, вкуса, цвета (в толстых слоях голубоватая). Как и любое вещество, вода состоит из невидимых глазу мельчайших частиц – атомов.
Химическая формула воды Н²О. Это означает, что каждая молекула воды состоит их двух атомов водорода (Н), и одного атома кислорода (О). Молекула – это мельчайшая частичка вещества. Каждая молекула какого-нибудь вещества обладает всеми свойствами этого вещества. Всё вокруг состоит из атомов. Мы их не можем видеть – они слишком малы. Их можно разглядеть лишь под микроскопом. В капельке воды содержится огромное количество воды, которая находится в постоянном движении.
Глава II
«Испарение»
Такое же загадочное явление произошло и со следами, оставленными мною на полу. Молекулы воды от следов, находясь в постоянном движении, попали в тёплый поток воздуха. Нагреваясь, они начали двигаться быстрее и подниматься вверх в более тёплый воздушный слой, т. к. в комнате ближе к потолку температура воздуха выше, чем у поверхности пола.
4
Произошёл переход воды из жидкого состояния в газообразное (пар). Произошло испарение, то
о чём мне говорили родители. Газообразная вода (пар) легче воздуха, поэтому она поднимается вверх. Молекулы пара при этом разбегаются довольно далеко друг от друга и свободно распространяются в воздухе. Вода нагрелась, превратилась в пар и испарилась.
Глава III
«Конденсат»
После того, как я всё это выяснил, решил найти дома воду во всех её состояниях. Я, конечно, легко нашёл дома воду в жидком состоянии (в водопроводе) и в твёрдом (в морозильнике). А вот сфотографировать пар из чайника было труднее, он незаметен. Я стал вспоминать, где ещё можно увидеть пар (на морозе пар идёт изо рта; пар в чайнике; в ванной; запотевшее окно, зеркало).
Но самое главное я узнал у учителя физики Владислава Михайловича. Оказывается, то, что мы видим при кипении воды или при дыхании на морозе, вовсе не пар, а конденсат – мельчайшие капельки воды, которые образуются от разности температуры. То есть это опять-таки жидкое, а не газообразное состояние воды.
Пар невидим, поэтому и сфотографировать его невозможно. Пар всё время есть в воздухе. Даже если в комнате, например, в данный момент нет воды, она присутствует в виде пара.
По телевидению нам ежедневно показывают влажность воздуха – это и есть количество водяного пара в воздухе. Владислав Михайлович показал мне прибор для определения влажности, который состоит из двух термометров, а также предложил провести небольшой опыт. Он протёр мою руку влажной тряпочкой, и я почувствовал прохладу на коже. Учитель объяснил мне, что это испаряется вода с моей влажной кожи.
Глава IV
«Круговорот воды»
Подобное явление – круговорот воды происходит постоянно и в природе. Общее количество воды на Земле не меняется. С поверхности океанов, морей, рек, озёр, а также с поверхности суши постоянно под действием тепла, поступающего от солнца, происходит переход воды из жидкого состояния в газообразное. Поднимаясь вверх, она охлаждается, вновь переходит в жидкое состояние – мельчайшие капельки воды (иногда в твёрдое – лёд), которые образуют облака. Из облаков выпадают осадки в виде дождя или снега (в зависимости от температуры воздуха). Так завершается круговорот воды.
5
Глава V
«Экспериментальная часть»
Мне захотелось воочию проследить за этим процессом в ускоренном виде, и решил провести опыт. Попросив у мамы стеклянную кастрюльку, налил в неё воды и поставил на газовую плиту. Вода закипела, и над кастрюлей появился пар. Я понял, что вода превратилась из жидкого состояния в газообразное. Затем я накрыл кастрюлю крышкой и через некоторое время крышка запрыгала. Это молекулы пара, поднимаясь вверх, выталкивали её. Когда я поднял крышку, молекулы воды, попав в более прохладный воздушный поток, стали медленнее двигаться, сжиматься и собираться в капельки воды, т. е. произошёл переход воды из газообразного состояния в жидкое.
Таким образом, я узнал, куда исчезла вода. Она просто-напросто перешла из жидкого состояния в газообразное и поднялась вверх – испарилась.
Заключение
При выполнении работы «Куда исчезла вода?», я обращался к научной литературе, такой как:
• Справочник школьника;
• Справочник школьника для начальных классов;
• Естествознание: Учебник - хрестоматия для 2 класса;
• Хрестоматия по природоведению;
• «Скажи мне, почему?...» детская энциклопедия.
Я познакомился с новой для меня наукой – физика и её преподавателем, Фадиным Владиславом Михайловичем. Владислав Михайлович помог получить ответы на интересующие меня вопросы в области физики.
Я познакомился с такими понятиями, как:
1) химический состав воды;
2) три состояния воды;
3) круговорот воды в природе;
4) конденсат.
Выяснил смысл такого физического явления, как испарение воды.
6
Содержание
Содержание с. 2
Введение с. 3
Глава I «Три состояния воды» с. 4
Глава II «Испарение» с. 4 - 5
Глава III «Круговорот воды» с. 5
Глава IV «Экспериментальная часть» с. 5 - 6
Заключение с. 6
Литература с. 7
2
Литература
1. Справочник школьника. 1-4 классы / Г. П. Шалаева, И. Г. Терентьева, Н. В. Курбатова. – М.: СЛОВО, Эксмо, 2007г.
2. Справочник школьника для начальных классов. – М.: ЭКСМО - Пресс; СПб.: Сова, 2000г.
3. Естествознание: Учебник - хрестоматия для 2 кл. трёхлет. нач. шк. / Авт.-сост. Н. Я. Дмитриева, И. П. Товпинец.- М.: Просвещение, 1996г.
4. Хрестоматия по природоведению. – Саратов: Регион. Приволжское изд-во «Детская книга», 1995г.
5. А. Леокум «Скажи мне, почему?...» Детская энциклопедия, Москва, «Джулия», 1992г.
7
Тезисы
«КУДА ИСЧЕЗЛА ВОДА?»
Исследовательская работа.
Цель работы: выяснить смысл понятия «испарение воды».
Задачи исследования:
ознакомиться с различными энциклопедическими и литературными источниками о воде;
провести исследование и определить свойство воды - испарение;
проверить эти свойства на опытах.
Обоснование актуальности темы:
- Дождь вынудил меня идти домой. Вернувшись с прогулки, я оставил у порога грязные мокрые следы. Интересная программа увлекла меня, и я забыл протереть следы. После передачи пошёл убирать за собой. То, что я обнаружил, очень удивило меня. От мокрых следов остались узорные кучки песка – отпечаток от подошвы кроссовок.
«Куда же исчезла вода?»
С этим вопросом я обратился к родителям. На что они с усмешкой ответили: «Она не стала ждать, когда ты протрёшь пол, и испарилась».
Гидросфера занимает 71% поверхности Земли. Воде принадлежит важнейшая роль в истории планеты. Без воды невозможно существование живых организмов.
Вода – жидкость без запаха, вкуса, цвета. Как и любое вещество, вода состоит из невидимых глазу мельчайших частиц – молекул, а молекулы из атомов.
Химическая формула воды Н²О. Каждая молекула воды содержит два атома водорода (Н) и один атом кислорода (О). Всё вокруг состоит из атомов. Вода самое удивительное вещество на планете. Это единственное известное нам вещество, которое встречается на поверхности Земли в жидком, твёрдом и газообразном состояниях. Вода в жидком состоянии – это обычная вода. Вода в твёрдом состоянии – это град, лёд или снег. А в газообразном состоянии – это водяной пар. И все эти превращения зависят от температуры.
Вода находится в состоянии бесконечного круговорота. Вода испаряется, превращается в прозрачный пар и поднимается вверх, куда увлекают её за собой тёплые потоки воздуха, потому что тёплый воздух легче холодного, он всегда стремится умчаться вверх.
Такое же загадочное явление произошло и со следами, оставленными мною на полу. Молекулы воды от следов, находясь в постоянном движении, попали в тёплый поток воздуха. Нагреваясь, они начали двигаться быстрее и подниматься вверх в более тёплый воздушный слой. Произошло испарение, вода из жидкого состояния перешла в газообразное (пар).
Я решил найти дома воду во всех её состояниях. Я легко нашёл воду в жидком состоянии и в твёрдом (в морозильнике). А вот сфотографировать пар из чайника было труднее, он незаметен.
Но самое главное я узнал у учителя физики Владислава Михайловича. Оказывается, то, что мы видим при кипении воды или при дыхании на морозе, вовсе не пар, а конденсат - мельчайшие капельки воды, которые образуются от разности температуры. То есть это опять-таки жидкое, а не газообразное состояние воды.
Пар невидим, поэтому и сфотографировать его невозможно. Пар всё время есть в воздухе.
По телевидению нам ежедневно показывают влажность воздуха – это и есть количество водяного пара в воздухе. Владислав Михайлович показал мне прибор для определения влажности, который состоит из двух термометров, а также предложил провести небольшой опыт. Он протёр мою руку влажной тряпочкой, и я почувствовал прохладу на коже. Учитель объяснил мне, что это испаряется вода с моей влажной кожи.
Подобное явление – круговорот воды происходит постоянно и в природе. Общее количество воды на Земле не меняется. С поверхности океанов, морей, рек, озёр, а также с поверхности суши постоянно под действием тепла, поступающего от солнца, происходит переход воды из жидкого состояния в газообразное. Поднимаясь вверх, она охлаждается, вновь переходит в жидкое состояние – мельчайшие капельки воды (иногда в твёрдое – лёд), которые образуют облака. Из облаков выпадают осадки в виде дождя или снега. Так завершается круговорот воды.
Мне захотелось воочию проследить за этим процессом в ускоренном виде, и решил провести опыт. Попросив у мамы стеклянную кастрюльку, налил в неё воды и поставил на газовую плиту. Вода закипела, и над кастрюлей появился пар. Я понял, что вода превратилась из жидкого состояния в газообразное. Затем я накрыл кастрюлю крышкой и через некоторое время крышка запрыгала. Это молекулы пара, поднимаясь вверх, выталкивали её. Когда я поднял крышку, молекулы воды, попав в более прохладный воздушный поток, стали медленнее двигаться, сжиматься и собираться в капельки воды, т. е. произошёл конденсат.
Таким образом, я узнал, куда исчезла вода. Она просто-напросто перешла из жидкого состояния в газообразное и поднялись вверх – испарилась.
Заключение
В ходе работы я познакомился с новой для меня наукой – физика и её преподавателем, Фадиным Владиславом Михайловичем. Владислав Михайлович помог получить ответы на интересующие меня вопросы в области физики. Выяснил смысл такого физического явления, как испарение воды.
Познакомился с такими понятиями, как:
1) химический состав воды; 3) круговорот воды в природе;
2) три состояния воды; 4) конденсат.
Выяснил смысл такого физического явления, как испарение воды.
Одна беседа. Лев Кассиль
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Сказки пластилинового ослика
Ералаш
Снегири и коты