Аннотация
В пгт Федоровский ежегодно проходят национальные праздники, собираются представители всех диаспор: чеченцы, марийцы, украинцы, чуваши, ногайцы и другие. Поют, танцуют, показывают все самое ценное и дорогое, что есть в их культуре. Среди множества культур, конечно должна быть и русская, но выступления русской народной общины не было не на одном из гуляний. Хотя у русского народа есть много красивых танцев, обрядов, песен, раскрывающих русскую душу. Мы забываем свои корни, культуру, которую хранили, передавали из поколения в поколение многими веками. А сегодня современные люди даже не знают, от кого и где можно научиться «жить по-русски»: узнать традиции, песни, танцы и проникнуться «русским духом». Отторжение современного общества от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Актуальность проекта заключается в необходимости приобщения федоровского населения к русской культуре, восстановления связи времён и утерянных ценностей. Проблема: отсутствие у федоровчан целостного представления о русских народных традициях, быте, культуре, о роли и месте русского народа в становлении современной России и важности сохранения культурно-национального единства. Объектом исследования является русская народная культура, предметом - русские народные праздники.
Цель: приобщение жителей пгт Федоровский к истокам русской народной культуры через праздник «Масленица».
Задачи:
При решении поставленных задач использовались следующие методы:
- методы сбора фактов (беседа, изучение учебно – познавательной литературы);
- теоретические методы (качественный и количественный анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Гипотеза: Проведение праздника «Масленица» будет способствовать приобщению жителей пгт Федоровский к истокам русской народной культуры.
Вложение | Размер |
---|---|
Традиции народов России в его праздниках | 106 КБ |
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
Традиции русского народа в его праздниках
Автор:
Бец Анастасия Сергеевна,
ученица 10 «Б» класса
МБОУ «Федоровская СОШ №3»
Ишманова Кристина Вячеславовна,
ученица 10 «Б» класса
МБОУ «Федоровская СОШ №3»
Научные руководители:
Красноперова Людмила Евгеньевна,
учитель информатики
МБОУ «Федоровская СОШ №3»
Сиротина Виктория Викторовна,
учитель информатики
МБОУ «Федоровская СОШ №3»
Сургутский район
2012 год
Традиции русского народа в его праздниках.
Ишманова Кристина, Бец Анастасия
Россия, Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район, пгт Федоровский
МБОУ «Федоровская СОШ №3», 10 «Б» класс
Аннотация
В пгт Федоровский ежегодно проходят национальные праздники, собираются представители всех диаспор: чеченцы, марийцы, украинцы, чуваши, ногайцы и другие. Поют, танцуют, показывают все самое ценное и дорогое, что есть в их культуре. Среди множества культур, конечно должна быть и русская, но выступления русской народной общины не было не на одном из гуляний. Хотя у русского народа есть много красивых танцев, обрядов, песен, раскрывающих русскую душу. Мы забываем свои корни, культуру, которую хранили, передавали из поколения в поколение многими веками. А сегодня современные люди даже не знают, от кого и где можно научиться «жить по-русски»: узнать традиции, песни, танцы и проникнуться «русским духом». Отторжение современного общества от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Актуальность проекта заключается в необходимости приобщения федоровского населения к русской культуре, восстановления связи времён и утерянных ценностей. Проблема: отсутствие у федоровчан целостного представления о русских народных традициях, быте, культуре, о роли и месте русского народа в становлении современной России и важности сохранения культурно-национального единства. Объектом исследования является русская народная культура, предметом - русские народные праздники.
Цель: приобщение жителей пгт Федоровский к истокам русской народной культуры через праздник «Масленица».
Задачи:
При решении поставленных задач использовались следующие методы:
- методы сбора фактов (беседа, изучение учебно – познавательной литературы);
- теоретические методы (качественный и количественный анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Гипотеза: Проведение праздника «Масленица» будет способствовать приобщению жителей пгт Федоровский к истокам русской народной культуры.
Традиции русского народа в его праздниках.
Ишманова Кристина, Бец Анастасия
Россия, Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район, пгт Федоровский
МБОУ «Федоровская СОШ №3», 10 «Б» класс
Введение
История – это наше прошлое. Но это не только то, что уже ушло и никогда не вернется. История - это фундамент, на котором мы с вами строим настоящее и будущее. Хорошо известно, что бывает с народом, забывшим и утратившим свою историю и культуру, - он исчезает. Люди остаются, но они оторваны от родных своих корней, их больше ничто не связывает воедино, и они постепенно растворяются среди других народов. Подобный процесс происходит часто на наших глазах. А сколько сейчас живет в России людей, не знающих своего прошлого…
В своей истории многие народы осуществляют духовно – творческие свершения, переживающие века. Каждый народ приносит в культуру своё, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Каждый человек творит от себя, но в то же время, за весь свой народ. Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Национальная гордость не должна вырождаться в некое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но, подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. «Русский народ не должен терять своего авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». (Д.С. Лихачёв)
Именно поэтому, родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращаются национальная память, и мы по-новому начинаем относится к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Русские православные праздники.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Народная культура несёт в себе мудрые истины, которые дают нам образец отношения к природе, семье, роду, Родине. В праздничных календарных обрядах всегда звучат произведения словесно-поэтического, музыкального, танцевального народного творчества. Великолепно изобразительно-прикладное мастерство народа, связанное с календарными праздниками и буднями: убранство жилища, предметы быта, орудия труда, традиционный костюм. Великий урок даёт каждый день традиционного народного календаря – понимание единства жизни человека и природы, урок трудолюбия и любовного, бережного, нравственного чистого отношения к земле – кормилице, матери. Православный Церковный Календарь пришел на Русь из Византии вместе с введением христианства. В то время он был известен как “Миротворный Круг”, “Церковный Круг”.
Календарь - это ритм, который призван объединить внешнее мироздание с внутренним миром человека в некое гармоничное целое. Отношение ко времени свидетельствует не только об определенном уровне культуры, но и является выражением тех внутренних особенностей, которыми одна культура отличается от другой. Естественно, что отношение ко времени внутри отдельно взятой культуры сказывается прежде всего на календаре. Он всегда преследовал одну важную цель: быть, в первую очередь, надежным хранителем памяти о том, что лежало в первооснове культуры.
При изучении календаря русских православных праздников были выделены главные праздники на Руси: Рождество Христово, Старый Новый Год, Крещение Господне (Святое Богоявление), Сретение Господне, Вселенская родительская мясопустная суббота, Масленица, Веснянка, Благовещенье, Вербное воскресенье, Светлое Воскресенье Пасха, Красная горка, День Святой Троица, Иван Купала, Ильин день, Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Яблочный Спас, Медовый Спас, Покров Пресвятой Богородицы, Праздник Казанской иконы Божией Матери, День Святителя Николая Чудотворца .
На Руси широко и долго праздновали один единственный праздник – «Широкая Масленица». Поэтому он был выбран предметом исследования.
Масленица, сырная неделя — народный праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны.
Масленица получила свое название оттого, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. В православном (русском) церковном календаре, этот период называется Сырной седмицей, — неделя (седмица), следующая за мясопустной седмицей. В её продолжение Устав предписывает воздерживаться от мяса, причём обычный пост - в среду и пятницу отменяется; в среду и пятницу Сырной седмицы не совершается литургия. В православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.
Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины и гулянья.
Существуют и другие названия праздника: Маслена, Масленая, Масленая неделя, Всемирный праздник, Блинница, Блинщина, Блинная неделя, Блиноедка, Прожорная неделя, Объедуха, Широкая масленица, честная, весёлая, Целовальница, Кривошейка, Боярыня Масленица, Молочная неделя, Молочница, Масленка, Маслоед, Коляда масленая.
Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и многосоставной и восходит к глубокой древности. Она включает обряды, относящиеся и к началу нового цикла, и к стимуляции плодородия, и к культу предков. Не исключено, что в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у многих народов является началом нового года. В данном случае к обрядам начала нового годового цикла относится сожжение мусора и чучела Масленицы как уничтожение всего старого, обветшавшего, дряхлого и освобождение места для нового, молодого, лучшего. С воспоминаниями о создании «нового мира» может быть связана и обрядовая борьба (кулачные бои, взятие снежного городка), направленная на преодоление инертности первобытного хаоса. В это время проводят Зиму и начинают встречать Весну. Главной героиней праздника была, естественно, Масленица, воплощённая в чучеле. Масленица сама по себе божеством не является, однако представляет собой архаичный этап развития умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: как известно, пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям. Для крестьянина плодородие земли было крайне важно, поэтому он пытался на него воздействовать таким образом. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Многие обряды Масленицы, такие как «целовник», смотры молодожёнов, их гостевания, катания с гор и на упряжках, шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для продолжения человеческого рода. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота. Со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы — поминальная. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны (кулачные бои, скачки и т. д.), иногда — посещение кладбищ, всегда — обильные трапезы (изначально, видимо, поминальные), обязательно включавшие блины — главный атрибут Масленицы. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов. Блины у славян всегда были поминальным блюдом, поэтому они как нельзя кстати соответствуют поминальной сущности Масленицы.
В народе каждый день Масленицы имеет свое название. Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. Впервые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица.
Понедельник — «Встреча». Начало Узкой Масленицы. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.
Вторник — «Заигрыш». В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».
Среда — «Лакомка». В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение мужу своей дочери. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг — «Разгул» (Разгуляй, Широкий разгул, Перелом, Широкий четверг, Разгульный четверток). С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка. Смысл широкого четверга, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми.
Пятница — «Тёщины вечёрки». В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.
Суббота — «Золовкины посиделки». Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок. Церковь в субботу совершает празднование Собора всех преподобных отцов.
Воскресенье — «Прощенный день». Также называется Целовальник, последний день Масленицы — Прощёное воскресенье. Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у всех). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят: «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы. На следующую неделю иногда проводились «тужилки по Масленице».
В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы (Марены), так и в его символических похоронах. Сожжение чучела было традиционно для северных, центральных и поволжских губерний. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда (иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей). В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки). В Поволжье, в частности в Татарстане, также существует традиция бросания в костёр специальных масленичных кукол, с которыми уходили все невзгоды. В южнорусских, среднерусских, западных и в ряде поволжских губерний был распространён ритуал похорон Масленицы. В различных губерниях ритуал отличался.
В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» (девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина), «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. В ряде случаев такое прощание с Масленицей приобретало черты масленичного поезда, где чучело помещали в сани, которые часто везли не лошади, а мужчины, после её сжигали по поверьям, что это принесёт хороший урожай.
Практическая часть работы состояла из следующих этапов:
1 этап анкетирование (декабрь)
2 этап написание сценария (декабрь)
3 этап создание детское объединение «Русская Забава» (январь)
4 этап проведение праздника «Масленица» (20 – 27 февраля)
На 1 этапе жителям пгт Федоровский было предложено заполнить анкету, состоящую из семи вопросов (Приложение 1). Было опрошено 90 жителей пгт Федоровский в возрасте от 15 лет до 70 лет и старше. В каждой возрастной группе анкетируемых по 15 человек. Основная цель анкетирования заключалась в диагностики знания федоровчан традиций и обычаев праздника «Широкая Масленица». Результаты анкетирования показали (Приложение 2), что жителям пгт Федоровский известно о празднике «Масленица», но не многие празднуют ее в своей семье и знают название каждого дня. По результатам опроса можно также сделать следующие выводы:
На вопрос: «Почему последний день масленичной недели называют Прощенным?» из 90 человек только 30% отвели правильно, остальные или затруднялись ответить или вообще отвели не верно.
Из всех русских православных праздников отмечают большинство (52 %): Рождество, Крещение, Масленицу, Вербное воскресенье, Пасху, Троицу, Спас. Остальные праздники знают частично или вообще ничего не знают о них (48%). 20% опрошенных– отмечают праздники в кругу своей семьи.
В результате анкетирования выяснилось, что большинство опрошенных не знакомы с русскими народными праздниками или знают о них поверхностно.
На 2 этапе в процессе написания сценария (Приложение 3) столкнулись с некоторыми проблемами:
Поэтому на 3 этапе было принято решение создать на базе МБОУ «Федоровская СОШ № 3» детского объединения «Русская Забава». В 4 – 10 классов объявили о наборе ребят. Откликнулось 12 человек, которых заинтересовал проект. Они были готовы работать и выступать. Затем, обратившись в культурно-досуговый цент «Премьер» за помощью в постановке праздника, познакомились с художественным руководителем фольклорного ансамбля русской народной песни И.П. Маслениковой, которая помогла организовать регулярные репетиции детского объединения. Приходилось редактировать сценарий, искать музыку через Интернет-ресурсы, создавать декорации, искать и шить костюмы.
На 4 этапе, который приходился на «масленичную неделю» с 20 по 27 февраля детским объединением «Русская Забава» был проведен праздник «Масленица» в МБДОУ детский сад «Мишутка», в МБОУ «Федоровская СОШ № 3», в центре «Апрель», а также ребята приняли участие в проведении поселкового праздника «Масленица» в КДЦ «Премьер».
Заключение
Мы забываем свои корни, культуру, которую хранили веками, передавая из поколения в поколение самое ценное. Сегодня современные люди даже не знают, от кого и где можно научиться «жить по-русски»: узнать традиции, песни, танцы и проникнуться «русским духом». Приобщение жителей пгт Федоровский к русской культуре, это то малое с чего начинает свое возрождение русская народная культура и чем больше будут показывать всю красоту русского народного фольклора и приобщаться к самому процессу, тем с большей уверенностью можно будет говорить о высокой нравственности и культурном воспитании и конечно же уважении к своей культуре. А если человек помнит и любит свои корни, он никогда не будет унижать культуру других народов.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что праздник «Масленица», способствует приобщению жителей пгт Федоровский к истокам русской народной культуры, через песни, заклички, частушки, игры и элементов русского быта.
Практическая значимость проекта заключается в мотивации к изучению русской народной культуры, возрождению традиций, обычаев в своей семье. Воспользоваться проектом могут педагоги детских общеобразовательных учреждений, учреждения дополнительного образования, школ. На базе МБОУ «Федоровская СОШ № 3» было создано детское объединение «Русская Забава». Мероприятие, посвященное празднику «Широкая Масленица» проведено в следующих организациях: МБДОУ детский сад «Мишутка», МБОУ «Федоровская СОШ № 3», центр «Апрель», а также детское объединение «Русская Забава» приняло участие в проведении поселкового праздника «Широкая Масленица» в КДЦ «Премьер».
В ходе реализации проекта достигнуто следующее:
Перспектива развития проекта заключается в дальнейшем ознакомление федоровчан с русскими народными традициями и обычаями через праздники. Продолжить сотрудничество с детскими садами и школами пгт Федоровский, КДЦ «Премьер», центром «Апрель».
Литература.
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Четыре художника. Осень
Барсучья кладовая. Александр Барков
Л. Нечаев. Яма
Дерево в снегу