Данная работа посвящена проблеме, которая стала в последние годы предметом обсуждения литературоведов, философов, культурологов. Жанровое своеобразие притчи вызывает множество вопросов на уроках литературы, и поэтому автор данной работы осветил вопросы разнообразия притч, их предназначения, образную систему и композиционное построение. Отсутствие литературы по данному вопросу подвигли автора к творческому решению проблемы. Таким образом, работа представляет интерес для школьников, изучающих в школьной программе разделы, касающиеся Библии, и преподавателей.
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 79.5 КБ |
Краевая научно-практическая конференция «Эврика»
Малой академии наук учащихся Кубани
Особенности жанра притчи в Евангелиях
научно-исследовательский проект
Выполнен ученицей 9 класса средней школы № 100 г. Краснодара Соболевой Ольгой Николаевной
Научный руководитель - учитель русского языка и литературы Драгунова Валентина Владимировна
Краснодар
2009
Оглавление
Введение
Евангельские притчи. Общая характеристика.
Эсхатологические притчи.
Частные проблемы изучения евангельских притч.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Текст библии уникален. Он прост и одновременно очень символичен, образен. Именно поэтому он представляет собой огромное поле изучения не только историков, психологов, но и литературоведов. Поэтому данная работа посвящена особенностям проповедей Иисуса Христа, а в частности присутствию в них притч. Прежде чем говорить о самой притче, необходимо объяснить главную особенность евангельских притч. Это жанр, который находится внутри другого жанра- Евангелия. Доступность в понимании сделало притчу очень популярным в народе жанром. Но простота эта кажущаяся. Глубокая мораль, переплетённая с яркими образами, делает их прекрасным средством воздействия на слушателей, поэтому притчи являются универсальным явлением мирового фольклора. Несмотря на специфическую поэтику притчи, которая не допускала особой описательности, притчи пестрят разнообразием. Поэтому наша задача- проанализировать структуру, образное содержание на примере нескольких из них и попробовать классифицировать притчи по объёму, по содержанию и по составу слушателей.
Вторая глава посвящена эсхатологическим притчам. Вопрос о судьбе человека после смерти- один из важнейших в богословии.
Третья глава данной работы обращается к частным проблемам изучения евангельских притч. Перед нами возникает задача рассмотреть присутствие Иисуса в притчах и роль его слушателей и смотрящих. Иисус выступает в притчах как рассказчик и как действующее лицо. У него существовал не только метод рассказа притчи, но и его показа. В данной работе мы пытались доказать, конкретные действия рассказчика можно с уверенностью назвать притчами- поступками, взяв для этого основные черты, признаки притчи и применив их к поступку.
Евангельские притчи. Общая характеристика.
Притча-это дидактико-аллегорический жанр литературы, в основных чертах близкий к басне.
В отличие от неё форма притчи:
Возникает в некотором контексте, в связи с чем она
допускает отсутствие развитого сюжетного движения и может редуцироваться до простого сравнения, сохраняющего, однако, символическую наполненность;
С содержательной стороны отличается тяготением к глубинной премудрости религиозного или моралистического порядка.
Нас же интересует притча как жанр в Евангелие. Новый завет очень плотно заполнен притчами как основным способом повествования. Главная черта притчи – доступность в понимании, простота изложения по сравнению с поучениями Христа вообще. Но слова Рассказчика наполнены символами, иносказаниями. Речь Иисуса Христа не мыслима без притч. 50% всего сказанного является притчами. Они могут быть
в виде отдельного повествования, сюжета («Притча о злых виноградарях», «Притча о лукавом рабе», «Притча о большом ужине» и т.д.)
в очень редуцированном виде, доведенного практически до простого сравнения, но с содержательной стороны несущего с собой глубокий моралистический смысл ( притчи о Царстве Небесном)
С содержательной стороны притчи можно разделить на
притчи о Царстве Небесном
притчи о людях в их отношениях друг к другу и к Отцу Небесному.
Несомненно, что эти разряды притч тесно между собой переплетаются.
Итак, каждый из евангелистов, написавший своё Евангелие,- Матфей, Марк, Лука и Иоанн - писал с особой целью. Матфей обращался к евреям и потому говорил о Христе как об обещанном Богом Мессии. Марк писал, обращаясь к римлянам, и говорил о Христе как о слуге Божием. Лука направлял свою речь к язычникам, и в его описании подчеркивалось, что Христос- сын Человеческий. И наконец, Иоанн писал, обращаясь ко всему человечеству, в своем писании подчеркивал, что Христос- сын Божий. В результате, все сведения об Иисусе, которые представлены в Евангелиях, не даются в полном виде, это касается и притч. Таким образом, следуя идее сведения воедино всех текстов, у нас появляется возможность заполнения информационных пробелов.
Обратимся к некоторым из притч. Особо выделяется в текстах Евангелий трилогия притч о блудном сыне, о потерянной драхме и о потерянной овце. Самая длинная в Евангелии притча о блудном сыне. Эта притча встречается только в одном из четырех Евангелий, в Евангелие от Луки и входит в своеобразную трилогию притч, соединяющих такие притчи как о потерянной овце, потерянной драхме и блудном сыне, его отце и брате. Первая из трех занимает четыре стиха; вторая - три, а третья - двадцать один стих. Эти притчи объединяет одна тема - радость небес «об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих в покаянии». (Лука 15:7).
Прежде чем приступить к анализу данных притч следует обратить внимание на причину, из-за которой были рассказаны притчи. Во 2 стихе 15 главы сказано: «…фарисеи же и книжники роптали, говоря: он принимает грешников и ест с ними…» Перед нами, если обратиться и к другим стихам, возникает образ рассказчика всех притч приведенных в Евангелиях - Иисуса Христа, Бога - Человека, сошедшего на грешную землю, чтобы обратить человека на праведный путь, открывая, а точнее, обновляя в его памяти законы Божьи, истины, и умереть за грехи всех живущих на земле людей. Поражая слушающих мудростью и немногословием, именно немногословием, Иисус пытается (я не случайно употребила настоящее время) преподнести воспитательный урок, имеющий глубокий моралистический смысл. В данных 3 притчах постоянно звучит его голос, слышимый из-под строк читаемых нами в Евангелиях: «покайся, и Бог примет тебя в лоне своем!!!» Именно эту цель, видимо, и преследовал Иисус, говоря притчами. Человеческий мозг устроен так, что все образное, красочное (а именно таковыми и являются притчи) более воспринимаемо, запоминаемо (причем такое запоминание долговременно). Человек не сразу вспомнит правило, законы, а пришедший на память образ повлечет за собой цепь ассоциаций, а далее и теоретические выкладки. Поэтому лишним (а может быть совсем не лишний) раз можно восхититься мудростью Бога. Первые две притчи представляют собой вопросы, обращенные к слушателям. Но эти вопросы имеют свои сюжетные линии, хотя: и очень редуцированные. Общее: человек что-то теряет, огорчается, находит и радуется вместе с друзьями. Меняется лишь субъект, выполняющий данную роль, место действия и потерянный предмет. В первом случае - это человек (любой), пустыня и овца. Во втором случае это женщина, комната и драхма. Обе эти притчи заканчиваются обобщающим Словом Рассказчика.
Более развернутой в плане сюжетной линии, привлечения героев, является третья притча - притча о блудном сыне. Эту притчу условно можно разделить на 3 части:
разделение имения отца
жизнь сына вне отцовского дома
а. растрачивание отцовских денег
б. работа свинопасом (здесь же его мысли о доме)
возвращение к отцу.
В отдельную часть можно выделить и состояние его брата.
Итак, у некоторого человека было два сына. Первая часть вмещается в один стих: «И сказал младший из них отцу: отче! Дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имения». Предельная краткость, без каких-либо распространений. Но мы
понимаем, что Отец разделил весь мир между грехом и праведностью, которые олицетворяют старший сын и младший. Он не оставляет для себя ничего. Вторая часть немного более пространна: «По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя беспутно.» Сын удалился от отца. Чем дальше, тем более беспросветной кажется его жизнью. Ведь то, что далеко от Отца, есть царство греха, а, следовательно, дьявола. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться» (Лука 15:13- 14). Именно с этого момента и начинает проявляться психологизм этой притчи: человек промотал все состояние, он голоден, он не знает, что делать дальше. Он идет наниматься к таким, каков был сам. Человек опускается до низшей степени социального положения - он становится ниже свиней, из корыта которых он не имеет права поесть. И именно в час крайней нужды он вспоминает об отце. Герой строит планы о том, что он скажет отцу. Он понимает, что виноват во всем сам и винить больше некого. Здесь возникает мотив смирения, как основной мотив всего христианства. На этом заканчивается вторая часть притчи. В этой части имел место внутренний монолог героя, как способ раскрытия его душевного состояния. Опять же здесь автор применяет прием контраста: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода».Третья часть самая пространная, т.к. она включает в себя встречу отца с сыном, разговор старшего сына со слугой, разговор старшего сына с отцом.
Итак, «встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился: и, побежав, пал ему на шею и поцеловал его» (Лук 15:20).
Отец блудного сына одел, обул, одарил .перстнем и накормил, объясняя свое великодушие тем, что «Этот сын был мертв и ожил, пропадал и нашелся».С христианской точки зрения, перстень - залог будущего наслаждения, печать добродетели, обувь - божественная твердость, дающая силу наступать на силу вражью. Ради своего сына отец (Бог) закалывает теленка (Иисуса Христа). Он дает сыну (грешнику) все, в честь того, что он вернулся к Отцу своему. Произошло душевное воскресение младшего сына, и его отец это прекрасно понимал. И это произошло через смирение. В старшем же сыне, символизирующем книжников и фарисеев, этого смирения нет, хотя он и почитает отца своего. В его душе рождается гнев от якобы несправедливости отца. Отец мудро разрешает зарождающийся, с точки зрения психологии, конфликт.
Эсхатологические притчи
Эсхатология- это религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Его можно условно разделить на три большие части:
смерть и состояние души после смерти
воскресение
второе пришествие Христа и страшный суд.
К эсхатологическим притчам можно отнести такие, как: «Как вор ночью», «Бодрствование слуг», «Десять дев», «Доверенные таланты», «Мы рабы, ничего не стоящие», «Суд над народами».
Рассмотрим одну из них, «Десять дев».
«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли навстречу жениху»
Итак, в данном случае брачный обряд превращается в притчу. Люди в ней делятся на разумных и неразумных. Эта градация будет наблюдаться до конца притчи. Несмотря на то, что действие происходит как бы без декораций, «в сукнах», и действующие лица не имеют внешних черт, сюжетная линия довольно разнообразная. Характер героини, хотя показан не со всех сторон, но представленные черты довольно ясно видны: не дальнозоркость, в какой-то степени лень и желание жить за счет других. В конечном счете это будет наказано. По объему и структуре эта притча развернута. В отличие от других евангельских притч в ней содержится прямая речь в двух уровнях: разговор между мудрыми и неразумными (употребление прямой речи не частое явление в притчах) и разговор жениха с неразумными. Десять дев - это обобщенный образ всего человечества. Интересно то, что евангелисты разделяют его на две равные между собой части по пять дев. Видимо, по их мнению, силы добра и зла равны между собой, но в конечном итоге при изначальном равновесии побеждают силы добра. И побеждают они из-за светильников, то есть веры, света. Вере нужна подпитка- масло. У половины человечества его не оказалось, что и привело к развязке: «…станете стучать в двери и говорить: «Господи! Господи! Отвори нам» Но Он скажет вам в ответ: «не знаю вас, откуда вы»
Цель эсхатологических притч – научить смирению, кротости, непротивлению и заставить боятся наказания за неразумные поступки. В эсхатологических притчах евангелисты ярко нарисовали муки грешников и райскую жизнь праведников. Это своеобразное предупреждение о том, что ждет человека.
Частные проблемы изучения притч.
Какое присутствие Христа в притчах? Что такое притчи-поступки? Какова связь притч с Новым и Старым заветами в целом?
Эти вопросы в науке очень мало изучены и поэтому представляют собой большой интерес для раскрытия особенностей евангельских притч. Все притчи, независимо от того, к какому типу они принадлежат, связаны с Иисусом Христом. Но какие бы споры не велись о реальности личности Иисуса Христа, нас интересует он как лицо, рассказавшее притчи. Для нас важно определить, какую роль сыграл Иисус Христос в притчах.
Присутствие Христа в притчах. Итак, в притчах Христос выступает в двух ролях: рассказчика и главного действующего лица. Как рассказчику ему присущи такие свойства как всемогущество и всеведение. Чтобы мы могли полноправно назвать его рассказчиком, должны существовать и слушатели, иначе бы роль рассказчика не состоялась. Были ли у Него слушатели? Евангелисты не раз подчеркивали, что они были и их было немало. Например, в евангелиях от Матфея и Марка названо точное число людей пришедших к Иисусу - 4 тысячи (Мат. 15:32 - 39; Мар. 8:1 - 9) или во всех четырех Евангелиях мы находим пример насыщения 5 тысяч человек (Мат. 14:13-21; Мар. 6:30 - 44; Лук. 9:12 - 17; Иоан. 6:1 -13). Такое количество, несомненно, состояло из разнородных по классовой принадлежности, по профессиональной ориентации, по духовным возможностям людей. И поэтому Иисусу приходилось говорить с ними на особом языке, понятном всем. Он общался с ними на языке образного мышления, через чувственное восприятие. Он старался вложить истины в их сознание. Зачастую циклы притч, рассказанных Иисусом, выражали одну мысль, но порядок притч в циклах обнаруживал определенную цель - они должны быть понятны всем без исключения.
Притчи-поступки. Как рассказчик Иисус проявляет глубокое понимание потребностей слушателей. Но люди не верили бы Иисусу, если бы его поведение не совпадало с его словами. Наукой доказано, что около 70% всей информации человек получает через зрение, поэтому Иисус иногда прибегает не только к словам-притчам, но и к поступкам-притчам. Слушая Иисуса, человек создавал на основе слов Христа некую картину, в которой он рисовал героев и их поступки, основываясь на своем опыте. Иисус давал при помощи притч отвлеченную схему, которую слушатели своим воображением превращали в целую историю. Это внутреннее зрение развито у людей неодинаково, поэтому оно не всегда достигало своей цели. И в этом случае Иисус использует притчи-поступки. Слуховое восприятие Он заменяет зрительным.
Одной из наглядных притч-поступков является притча «Омовение ног».Христос видел страшную сцену своей великой жертвы. Он мысленно уже находился на кресте. Он постигал всю муку, которую придется перенести от боли. Он знал, какой неблагодарностью и жестокостью воздадут Ему те, кого Он пришел спасти и ради кого Он обрек Себя на великие страдания. Он смотрел на Своих учеников и видел, какая им предстоит борьба после того, как Он покинет этот мир. Многое нужно было сказать им прежде, чем Он покинет этот
дом. Но Он видел, что они не готовы для принятия Его слов. Но
Он знал, что через личный пример сможет вложить истину в эти
сердца. Существовал, обычай, когда слуга умывал ноги гостям. Были приготовлены сосуд с водой, посуда и полотенце, но не было слуги. Один из учеников должен был исполнить его обязанность, но никто не захотел быть слугой. Выждав некоторое время и видя, что никто не желает умыть ноги своим братьям, Иисус встал из-за стола, снял с Себя верхнюю одежду, взял полотенце, и, налив воды в таз начал умывать ноги ученикам. Петр воспротивился такой почести, оказанной ему Христом, но Спаситель сказал, что он скоро поймет смысл его поступка. Окончив, Он сказал им: «Итак, если Я Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу».
Таким образом, притчи-поступки играли важную роль воздействия на слушателя, а в данном случае зрителя.
Заключение
Итак, в данной работе притча рассмотрена с литературоведческой точки зрения. Такой подход был осложнен отсутствием какой-либо литературы по этой теме, поэтому данная работа основана лишь на индивидуальном мнении автора. Проблема изучения Библии и преподавание ее в школах - одна из важнейших проблем современной методической мысли. Классики зарубежной и русской литературы неоднократно обращались к Священному тексту. Яркие примеры тому «Каин»
Байрона, «Потерянный Рай» Мильтона, «Демон» Лермонтова, «Братья Карамазовы» Достоевского и множество других произведений. Недостаточность знания библейского текста ведет к неправильному пониманию изучаемых в школе произведений. Поэтому логичен напрашивающийся вывод о целесообразности прочтения и рассмотрения Ветхого и Нового Заветов. Данная работа может быть использована при изучении притч в школьной программе и рассмотрении жанра притчи в целом. Она была представлена на школьной научной конференции, где получила хорошие отзывы. Данная работа - это начальные сведения о евангельских притчах. Они настолько мало изучены, что представляют собой широкое поле деятельности не только для литературоведов и богословов, но и психологов, педагогов, лингвистов. Перспективность этой темы - это главный козырь в ее изучении.
Список литературы
Библия. Новый Завет.
Литературная энциклопедия. М. «Просвещение»1968 г.
О.Д.Ушакова. «Понятия и определения. Литература. Словарик школьника». С-Пб, 2005
Энциклопедия для детей . Русская литература. Москва «Аванта +», 2006
И тут появился изобретатель
Яблоко
Рисуем зимние домики
Заколдованная буква
Одна беседа. Лев Кассиль