Каждому человеку дается с рождения право на жизнь, на свободу. Правоотношение - это взаимоотношение между субъектами права, т.е. участниками по поводу объекта, при которых возникают взаимные права и обязанности.
Обязанности - обязательства, вытекающие из законодательных актов, нормативных документов, юридических норм и правил. Права и обязанности родителей закреплены в Конституции РФ[№ 13,С.35] и Семейном кодексе РФ.
Вложение | Размер |
---|---|
bolotova_kristina_g._inta_mbou_sosh_no10.doc | 65.5 КБ |
Муниципальное образование городского округа «Инта»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
ТЕМА РАБОТЫ:
«Взаимные права и обязанности родителей и детей, гарантии их реализации»
Автор: Болотова Кристина Юрьевна
МБОУ «СОШ №10» г. Инты, 11класс
Руководитель-консультант:
Велент Оксана Андреевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №10»
г. Инта
2012г.
Каждому человеку дается с рождения право на жизнь, на свободу. Правоотношение - это взаимоотношение между субъектами права, т.е. участниками по поводу объекта, при которых возникают взаимные права и обязанности.
Обязанности - обязательства, вытекающие из законодательных актов, нормативных документов, юридических норм и правил. Права и обязанности родителей закреплены в Конституции РФ[№ 13,С.35] и Семейном кодексе РФ.
У родителей возникают определенные обязанности в отношении своих детей: забота о детях, их воспитание [№ 1, ч.2 ст.38].
Сегодня права детей не редко нарушаются родителями. Между тем, забота о детях – это важнейшая обязанность родителей и родственников ребенка, о которой было известно со времен древности. Право на воспитание своего ребенка – личное неотъемлемое право каждого родителя. Лишить его этого права можно только в случаях, предусмотренных законом. Сам родитель отказаться от принадлежащего ему права на воспитание не может.
Права и обязанности родителей и детей своими корнями уходят в область нравственности. Чем прочнее моральный фундамент бережного отношения родителей к своим несовершеннолетним детям, тем больше оснований считать, что с выполнением, как родительских прав, так и родительских обязанностей все будет обстоять благополучно.
Забота о потомстве, о каждом ребенке в далеком прошлом была уделом всего племени, всего клана, всей общины, поскольку он им принадлежал. По мере развития первобытного общества связь ребенка с матерью становилась все более прочной. По мере развития матриархата появляются связи ребенка с отцом[№ 1, ст.25]. В период господства отцовского права дети принадлежали отцу не потому, что он их породил, а потому что ему принадлежала мать, ибо считалось, что ребенок есть только часть ее [№ 12, С.25].
В течение длительного периода развития человечество изменяло свое отношение к детям. И вот, ХХ столетие стало «веком ребенка», приобрело новое качество, стало очевидным, что ребенок – это не просто зависящее от окружающих, и, прежде всего от родителей, существо, умение которого жить в обществе, семье во многом зависит от предоставления ему возможности получить всестороннее развитие, проявить себя.
У каждого из родителей равные права и обязанности [№2, п. 1 ст. 61]. Однако родители только тогда смогут достичь соответствующего результата в воспитании, когда оно будет осуществляться ими совместно. В связи с этим права и обязанности у отца и матери не только равные, но и взаимные. Они составляют содержание относительного родительского правоотношения между отцом и матерью по воспитанию ребенка. Праву отца на воспитание противостоит обязанность матери не препятствовать ему в осуществлении данного права. И, наоборот, праву матери корреспондирует обязанность отца не препятствовать последней в реализации права на воспитание ребенка. При этом, естественно, каждый из родителей контролирует процесс воспитания, осуществляемый другой стороной.
Из предусмотренных главой 12 СК РФ личных прав и обязанностей родителей в отношении детей наиболее сложна и принципиальна обязанность родителей по воспитанию своих детей. Родители несут ответственность за воспитание своих детей и обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования, с учетом мнения детей в выборе образовательного учреждения. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования, а родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать реализации этого права.
Поскольку отец и мать имеют равные права и обязанности по воспитанию ребенка, предполагается, что все вопросы, касающиеся воспитания, должны решаться родителями по взаимному согласию, исходя из интересов ребенка. По достижении ребенком возраста 10 лет по общему правилу подлежит учету мнение и самого ребенка, если это не будет противоречить его интересам [№2, ст. 57, 65]. В случае спора между родителями они (или один из них) вправе обратиться в органы опеки и попечительства или в суд. Вполне возможен вариант, когда разногласия возникли между родителями и ребенком. В такой ситуации ребенок в возрасте до 14 лет вправе обратиться в органы опеки и попечительства по поводу защиты своих прав и законных интересов, а по достижении 14 лет - в суд[№2, п. 2 ст. 56].
Стремление иначе посмотреть на ребенка нашло свое отражение преимущественно в европейских государствах, о чем свидетельствует принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Так, согласно ст. 21 Конвенции воспитание должно быть направлено на формирование:
- уважения к правам человека, основным свободам и принципам, провозглашенным в Уставе ООН;
- уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны проживания и происхождения;
- терпимости, духа мира, равноправия мужчины и женщины, дружбы между народами, этническими, национальными и расовыми группами;
- уважения к окружающей среде и др.;
- чувства достоинства и собственной значимости и т. д. [№4, ст. 21].
По мере взросления ребенка, ответственность его родителей меняется по содержанию: от основной ответственности за вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте до 14 лет, к субсидиарной (дополнительной) ответственности за вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет. Полное же освобождение родителей за результаты воспитания по достижении ребенком возраста совершеннолетия или наступления обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение дееспособности в полном объеме до достижения ребенком 18 лет.
Кроме обязанностей по воспитанию детей, родители в силу закона обязаны также защищать права и интересы детей, которые не обладают дееспособностью в достаточной степени и потому не в состоянии осуществлять и защищать свои права. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов с любыми физическими или юридическими лицами, а также в судах. В этом случае им необходимо документально подтвердить происхождение ребенка путем предъявления своего паспорта и свидетельства о рождении ребенка [№9, С.25].
В то же время следует иметь в виду, что действующее законодательство в ряде случаев предоставляет несовершеннолетнему возможность непосредственно обращаться в суд в целях защиты своих интересов. Здесь уже не требуется представительства со стороны родителей. Например:
- по достижении 14 лет ребенок вправе обратиться в суд при нарушении его прав и интересов, в том числе при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями или одним из них обязанностей по воспитанию, образованию ребенка, при злоупотреблении родительскими правами[№2, ст.56];
- по достижении 14 лет несовершеннолетний вправе признавать, оспаривать, устанавливать отцовство в судебном порядке[№2, ст. 62];
- по достижении 16 лет несовершеннолетний вправе быть членом кооператива[№3, ст. 26], следовательно, он вправе обращаться в суд в связи со спорами, возникшими на основе членства в кооперативе.
Представительство родителями своих детей основывается на презумпции единства их интересов, на том, что между интересами ребенка и интересами родителей нет противоречий: все, что совершают родители в отношении ребенка, - все для его блага.
Однако могут быть исключения, когда между интересами родителей и детей единство интересов отсутствует, напротив, имеют место противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы своих детей. Факт противоречий может быть установлен как органами опеки и попечительства, так и судом. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей. Если такое противоречие будет выявлено в судебном процессе, то суд, на наш взгляд, обязан отложить рассмотрение дела и уведомить орган опеки и попечительства о необходимости назначения представителя ребенку. К такому выводу можно прийти, толкуя [№2, ст. 64]. В то же время для устранения проблем, связанных с применением указанной нормы, представляется необходимым внести соответствующие изменения в содержание [№2, ст. 64].
На практике вполне возможны ситуации, когда противоречия возникают между родителями в отношении каких либо отдельных интересов ребенка, то есть отец и мать по-разному будут подходить к решению конкретных вопросов, связанных с ребенком. Например, отец согласен на эмансипацию ребенка, а мать – против этого, или наоборот. С согласия обоих родителей объявление об эмансипации ребенка осуществляется органами опеки и попечительства. Если такого соглашения между родителями нет - решение об эмансипации может быть принято только судом[№10, С.52]. В данной ситуации оба родителя, как выступающий за эмансипацию, так и выступающий против нее, не вправе быть представителями эмансипируемого ребенка в суде, поскольку до его решения никто не может сказать, что наиболее полно соответствует интересам ребенка. Поэтому в качестве представителя в суде должен принять участие субъект, назначенный органом опеки и попечительства. Признание родителей или одного из них недееспособным (например, вследствие психического заболевания) [№3, ст. 29] или ограниченно дееспособным не поражает такого родителя в его правах[№3, ст. 30]. Лишь в случае непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка он может быть отобран на основании акта органа опеки и попечительства [№2, ст.77]. Если такой опасности не существует, родитель вправе осуществлять свои родительские, права и обязанности, но лишь в пределах своего объема дееспособности.
В соответствии с действующим законодательством при рождении ребенка между ним и его родителями возникает целый комплекс прав и обязанностей. В частности, ребенок наделяется следующими правами:
- жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, на заботу родителей, воспитание своими родителями[№2, ст. 54];
- на общение с обоими родителями [№2, ст.55];
- на защиту своих прав и законных интересов[№2, ст.56];
- на свое мнение[№2, ст.57];
- на имя, отчество, фамилию [№2, ст.58].
В соответствии с Конвенцией за ребенком признаются также права:
- на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи [№4, ст.8];
- определенный уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития [№4, ст.27];
- выражать свой взгляд по всем вопросам, затрагивающим его интересы, и др. Все эти права являются личными, то есть могут принадлежать лишь конкретным субъектам родительского правоотношения и не могут кому-либо передаваться по воле родителей или по воле детей. Другая их особенность, что права возникают с момента рождения и прекращаются по достижении детьми возраста совершеннолетия, а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак или приобретении детьми полной дееспособности вследствие эмансипации[№2, ст.61] [№3, ст.21,27]; Все выше перечисленные права ребенка являются абсолютными. Ребенок обладает не только личными, но и имущественными правами. В СК РФ собственность ребенка достаточно четко отграничена от собственности родителей, так как ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка[№2, п. 4 ст.60]. В данной норме ничего не говорится о других членах семьи: братьях, сестрах и т. д. Однако очевидно, что дети в семье являются собственниками своего имущества и не вправе претендовать на имущество других. Владение и пользование имуществом друг друга дети и родители могут осуществлять по взаимному согласию. Но при этом следует иметь в виду, что отдельные объекты родительской собственности родители обязаны предоставить в пользование своим детям. В настоящее время трудно представить процесс воспитания ребенка без книг, музыкальных инструментов, электронной техники и т. д. Отдельными объектами родительской собственности дети могут пользоваться лишь при условии согласия родителей (например, автомобилем). Собственность ребенка может быть сформирована из полученных ребенком средств от предпринимательской деятельности или в связи с работой по трудовому договору; за счет имущества, полученного в дар или по наследству, и др.
Согласно ст. 18 Закона РФ "Об актах гражданского состояния" при отсутствии соглашения между родителями имя ребенка и (или) его фамилия (при разных фамилиях родителей) записывается в записи акта о рождении ребенка по указанию органа опеки и попечительства, есть лишь свидетельство абсолютного характера защиты данного относительного права [№7, ст.18].
В случае неисполнения обязанности родителями органы опеки и попечительства в интересах зашиты прав ребенка решают этот вопрос.
Своеобразно трактуется также право ребенка на совместное проживание с родителями [№2, ст.54]. Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их родителей[№7, ст.20]. У данных лиц нет даже самостоятельного места жительства. Родители обязаны вселить ребенка на занимаемую жилую площадь. В случае отказа родителей взять своего ребенка из родильного дома без уважительных причин они могут быть лишены родительских прав[№2, ст.69]. При раздельном проживании родителей местом жительства несовершеннолетнего ребенка является место жительства того родителя, с которым он постоянно проживает[№ 23]. Данное право ребенка – относительное, но обладающие абсолютным характером защиты. Вопрос о характере личных прав и обязанностей родителей и детей до сих пор остается дискуссионным.
Из всего объема личных прав и обязанностей родителей и личных прав ребенка особый интерес представляет право ребенка на его воспитание своими родителями и права и обязанности родителей на воспитание ребенка. Согласно п. 2 ст. 54 СК РФ ребенок имеет право на воспитание своими родителями. В то же время родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Таким образом, со стороны родителей воспитание своих детей - это их и право и обязанность[№2, ст. 54].
В соответствии со ст. 27 Конвенции государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.
В ст. 47 действующего Семейного кодекса РФ говорится о правах и обязанностях родителей и детей, но в указанной норме отсутствует указание на взаимный характер этих прав и, обязанностей[№2, ст.47]. Это позволяет утверждать об отсутствии в новом Кодексе взаимности в отношении личных прав и обязанностей родителей и детей. Праву детей на воспитание их своими родителями корреспондирует обязанность родителей по их воспитанию, и тут, естественно, есть правоотношение. Но в противоположной ситуации, когда родители осуществляют обязанность перед детьми по их воспитанию, со стороны воспитуемых нет какой-либо встречной обязанности. Субъективное право родителей на воспитание своих детей адресовано не к детям, а к третьим лицам, к другому супругу (родителю). Поэтому в действующем Семейном кодексе нет нормы, предписывающей детям обязанность послушания, уважения, подчинения и т. д. (естественно, речь идет о юридической обязанности).
Таким образом, дети наделены широким кругом прав, а обязанности практически отсутствуют. Законодательство наделяет родителей в отличие от детей не только широким кругом прав, но и обязанностями которые направлены на воспитание детей.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации 1993 года. М. Закон. 1994.
Семейный кодекс Российской Федерации 1995 года. М. Кодекс .2001.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч I. Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (с изм. от 21 марта 2002 года). ТК. 2005.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.1950.
Кодекс «Об административных правонарушениях РФ» 2002 года. М. Кодекс. 2004.
Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изм. от 20 июля 2000 года).// СЗ РФ. 2000. № 8. Ст. 11.
Закон Российской Федерации от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изм. от 29 апреля 2002 года).// СЗ РФ. 2002. № 4. Ст.101.
Закон Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (с изм. от 30 июля 2001 года).// СЗ РФ.2001. №
Научная литература
Борисова Н.Е., Дмитриев Ю.А., Захаров С.В. Конституционно-правовой статус ребенка в Российской Федерации. М.,1998.
Нешатаева Т.Н. Уроки судебной практики о правах человека: европейский и российский опыт. М.,2007.
Синова И.В.Конституция – основной закон России. Справочник школьника. М.,2007.
Смоленский М.Б. Конституция Российской Федерации с комментариями для школьников. М.,2010.
Астахов П.А. Я и государство. М.,2009.
Сказка об одной Тайне
Злая мать и добрая тётя
Огонь фламенко
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Можно от Солнца уйти...