В рамках проекта Центра Национальной Славы «Служение Отечеству: события и имена» началась реализация Благотворительной программы по увековечиванию памяти героя Великой Отечественной войны, полковника Энделя Карловича Пусэпа. Цель программы: привлечение общественного внимания к его личному вкладу в развитие летного дела, освоение Арктики и борьбу с фашистскими захватчиками, на сохранение в исторической памяти поколений эпохального международного и межнационального значения Великой Победы над фашизмом. Мы заинтересовались биографией этого человека.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_na_konkurs.doc | 179.5 КБ |
Муниципальное образование городского округа «Инта»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Межрегиональный историко-просветительский
конкурс исследовательских и творческих работ
«Служение Отечеству: события и имена»
Номинация: Историческая
Тема исследования:
«Летчик и полярный исследователь, герой Великой Отечественной войны Эндель Карлович Пусэп».
Работу выполнили:
Болотова Кристина,
Братушев Александр
ученики 10 класса
Руководитель:
Велент О.А.,
учитель истории
МОУ «СОШ №10».
г. Инта
2011г.
Содержание: страницы:
1.Введение……………………………………………………………...3
2.Глава I. Э.К.Пусэп - человек героической судьбы………………..7
3.Глава II. Война в жизни и судьбе Э.К.Пусэпа…………………….13
4.Заключение………………………………………………………… 22
5.Список использованных источников и литературы……………. 23
6.Приложения…………………………………………………………24
Введение
В рамках проекта Центра Национальной Славы «Служение Отечеству: события и имена» началась реализация Благотворительной программы по увековечиванию памяти героя Великой Отечественной войны, полковника Энделя Карловича Пусэпа. Цель программы: привлечение общественного внимания к его личному вкладу в развитие летного дела, освоение Арктики и борьбу с фашистскими захватчиками, на сохранение в исторической памяти поколений эпохального международного и межнационального значения Великой Победы над фашизмом. Мы заинтересовались биографией этого человека. Оказалось, именно он в 1942 году поднял в небо самолет и через фронты и оккупированную Европу доставил советскую делегацию сначала в Англию, а потом в США. Захотелось выяснить подробности этого уникального перелета, возможно, изменившего всю мировую историю. Выбранная тема очень актуальна. В современном российском обществе продолжает понижаться значимость таких понятий, как «Родина», «любовь к Отечеству», «военный долг», «патриотизм». Уроки истории хороший повод без назидательности, ярко, образно, понимать этические нормы, сложившиеся в обществе. Изучая историю прошлых поколений, мы можем найти ответы на такие вопросы: как вести себя в современном обществе, как не допустить той трагедии, которая произошла в мире и в нашей стране в 1939-1945 гг.. Привитие любви к своей Родине, к ее традициям и устоям, к ее эстетике, культурным нормам, в этом отношении рассказы о подвигах советских воинов в годы Великой Отечественной войны – прекрасное воспитательное средство. Допущенные в последние годы послабления по патриотическому воспитанию привели к тому, что молодое поколение растет в среде, где такие понятия, как долг перед Родиной, честь, любовь к своему народу и своей истории, стали забываться. Как и у многих, чье детство совпало с самыми первыми шагами Советской власти, биография Героя Советского Союза Энделя Карловича Пусэпа тесно связана с эпохальными моментами истории нашей Родины. На основе знакомства с историей жизни такой легендарной личности, как Эндель Карлович Пусэп происходит непосредственное прикосновение к отечественной истории.
Познакомившись с литературой по данной теме, мы пришли к выводу, что очень мало исследователей, которые занимались изучением биографии великого летчика и полярного исследователя Энделя Карловича Пусэпа. Именно отсутствие какого-то количества источников вызвало у нас неподдельный интерес к теме.
Спросите сейчас у современного подростка кто он – Пусэп? Далеко не каждый даст ответ.
Эндель Карлович Пусэп вошел в историю страны «как летчик для Молотова». С огромным интересом мы прочитали книгу Э.К.Пусэпа «Тревожное небо», где автор вспоминает интереснейшие подробности своей личной биографии, и людей с которыми встречался в жизни. В этой книге описана лишь часть пути полярного и военного лётчика. Та часть, которая была до предела насыщена риском и опасностями: работа в Арктике, годы войны. А как завязывались первые узелки на жизненной стезе, во что верил и что ненавидел будущий отважный пилот, о чём мечтал и как достиг выбранной цели?
Нам захотелось побольше узнать о жизни человека – легенды, выяснить, какую роль сыграли в жизни Энделя Карловича суровый климат, люди, жившие рядом, семья, как стала реальностью мечта мальчишки из манской тайги - быть летчиком. В работе мы выдвигаем гипотезу: именно детские и юношеские годы, проведенные в Сибири, сыграли особо значимую роль в формировании такой цельной личности как Эндель Карлович Пусэп.
Кроме «Записок летчика», для нашего исследования мы использовали литературу справочного и энциклопедического характера: литературу, периодическую печать, ресурсы Интернета, просмотрели документальный фильм о Пусэпе «Летчик для Молотова. Один шанс из тысячи». Считаем, что собранные материалы будут интересны нашим сверстникам. Данную работу и накопленные материалы планируем использовать для дальнейшего исследования истории Великой Отечественной войны.
Проанализировав комплекс исследований, посвященных этой проблеме, можно сказать о том, что тема недостаточно изучена в отечественной истории, что и позволяет считать ее актуальной в научном отношении. Актуальность темы для исследования в том, что наша местность многонациональная, но большую долю занимают потомки прибалтов. Ознакомившись с материалами по Пусэп Э. К., мы заинтересовались его личностью как сибиряка – эстонца. Наша Россия-многонациональная страна, в нашем городе, в период его построения проживало огромное количество разных национальностей, жили здесь и прибалты.[1]И если 40 лет назад можно было слышать их язык, видеть национальные элементы, то сегодня национальные признаки видны по спискам фамилий, захоронениям на местном кладбище. Произошла русификация переселенцев, миграция на историческую Родину. Еще одна страница истории нашей малой Родины исчезает. Все это позволяет говорить о необходимости изучения данной темы. Научно – практическая значимость работы заключается в изучение истории знаменитых людей, а также истории второй мировой и Великой Отечественной войны: 1) позволяет расширить представление об истории замечательных людей; 2)позволяет разрабатывать программы гражданского воспитания учащихся; Данная работа опирается на взаимодополняющие друг друга общенаучные принципы исторического познания: принцип историзма, согласно которому история жизни и деятельности Пусэпа рассматривается на протяжении определенного отрезка времени; принцип целостности. Для получения наиболее полного и соответствующего истине результата в работе применены общепризнанные методы: анализ (рассмотрение по отдельным частям всех взаимосвязанных между собой элементов), и синтез (соединение проблем воедино для полного уяснения сути).
Объектом научно-исследовательской работы является изучение жизни и деятельности Э.К.Пусэпа.
Предметом исследования являются печатные, энциклопедические и публицистические материалы о судьбе героя и о его участии в Великой Отечественной войне.
Хронологические рамки: Научно - исследовательская работа охватывает период жизни и деятельности летчика с 1909 по 1996год.
Цель работы – содействовать патриотическому воспитанию современной молодежи через популяризацию героической истории Великой Отечественной войны на примере описания жизненного пути легендарного летчика Энделя Карловича Пусэпа.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть причины, которые повлияли на становление личности Энделя Карловича Пусэпа;
__составить краткое описание жизненного пути легендарного летчика
— выявить основные его заслуги перед Отечеством.
Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами. В первой главе рассмотрены вопросы, касающиеся жизни и деятельность великого полярного исследователя и летчика Э.К. Пусэпа. Вторая глава посвящена деятельности Пусэпа в период Великой Отечественной войны.
Эстонец, без которого в Европе могло и не быть Второго фронта.
Так о Энделе Пусэпе сегодня говорили ветераны антигитлеровской коалиции.
(Николай Долгачев)
Глава I. Жизнь и деятельность Э.К. Пусэпа (1909-1996).
Великая Отечественная занимает особое место в истории нашей Родины. Эта война была крупным военным столкновением фашизма, самой тяжёлой и жестокой из всех войн, когда-либо пережитых нашей Родиной.
Великая Отечественная война оставила в жизни и памяти многих людей неизгладимое впечатление, а некоторым, кто воевал за свободу нашей Родины, за наше светлое будущее, до сих пор снятся те кровопролитные бои, бессонные дни и ночи под девизом «Все для фронта, все для победы!». Но сегодня хотелось бы меньше вспоминать о крови, боях и смертях, а больше о людях и личностях, которые ценой своей жизни и здоровья победили в той страшной войне и подарили нам бесценную Победу. Если начать наш рассказ с их фронтовых заслуг и боевых наград в общем победном списке и о каждом ветеране в отдельности, то вся эта информация не уместится и в сотни, а то и более, томов! Например, как «Война и мир» Льва Толстого, потому что каждый фронтовик по-своему именит и прославлен. Каждый из них – Личность с большой буквы! И сегодня нам бы хотелось поговорить об одном из них, поведать об одном замечательном человеке, который является гордостью нашей великой страны, о легендарном летчике, рассказать о жизни и боевых заслугах Энделя Карловича Пусэпа.
Отвлекаясь от рассказа о славном летчике, хотелось сказать о том, что его имя так и осталось бы нам неизвестным, если бы не Межрегиональный конкурс творческих работ школьников «Служение Отечеству: события и имена». Невольно нам захотелось узнать о людях, обозначенных в списке наших знаменитых соотечественников. И более о Энделе Карловиче Пусэпа – личности довольно колоритной и скромной…
Эндель Карлович Пусэп родился в Красноярском крае в семье эстонских крестьян-бедняков, переселившихся в Сибирь во время столыпинской реформы[2]. В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков тысячи эстонцев и латышей добровольно переселялись в Сибирь по одной простой причине – на родине получить кусок земли было невозможно, в Сибири же ее давали столько, на сколько хватало рук. Вот дед Э.К.Пусэпа туда и поехал. Дед Энделя - Иозеп Соо много лет отрывал от семьи крохи для выкупа за маленький надел. А когда полностью погасил всю сумму, помещик без зазрения совести изрёк: "Ничего ты мне не платил, проваливай отсюда". Никаких документов, расписок у старого Иозепа не было. Нигде не смог доказать свою правоту, и тогда семья собралась в дальнюю дорогу. Многие уезжали на край света в поисках лучшей доли. В тайге корчевали участки, ставили дома. Так появились Самовольные хутора. Рядом с эстонцами селились такие же безземельные латыши. Сибирь стала им второй родиной. Для Энделя Советская власть пришла на хутор тихо и незаметно в лице его отца Карла Пусэпа, которого выбрали первым председателем сельсовета. Тихо потому, что в хуторах жили бедняки, поднятые нуждой с родных подворий на чужбину. А позже самоотверженно дрались за свою власть, отбивались от бандитов, карателей и ещё бог знает от кого. Хорошо помнит Эндель, как ему, тогда 9-летнему мальчонке, командир партизанского отряда подарил японский карабин. Стрелять в тайге быстро научился: ни одной пули мимо цели.
И ещё появилось у Энделя увлечение - вместе с братом клеили из бумаги самолёты, привязывали шпагатом, бегали под горку...
В общем - то судьба всё же баловала Энделя. Ходить в станичную школу - далеко, да и не было обувки. Грамотой хуторским ребятам помогал овладевать бывший ссыльный учитель, Вольдемар Карлович Оя. Вместо учебников пользовались журнальным приложением "Гимназия на дому". В 1922 году впервые увидел настоящий самолёт, летевший низко над тайгой к станице. Опрометью бросился во двор, схватил за уздечку лошадь, помчался без седла как оголтелый, за 20 верст. Успел... Самолёт стоял на базарной площади, вокруг важно прохаживался механик - в кожаной куртке, тёплом шлеме. Не один час вертелся рядом докучливый мальчуган, засыпал вопросами: "А это что?", "А это зачем?", пока механик не посоветовал: "Учись на пилота, сам всё узнаешь". Легко сказать: "Учись". Только вот где? С того дня мне запала в душу мечта: стать летчиком. Тогда это могла быть действительно лишь мечта. Реальные возможности для ее осуществления были равны нулю, но дерзкое желание подняться в голубые просторы бескрайнего неба никогда во мне не затухало и ничто так и не смогло его погасить.[3]
С большой любовью, видно, проводил уроки Вольдемар Карлович - в 1925 году Эндель поступил сразу в 5 класс, а через пару лет ему вручили свидетельство об окончании семилетки. Годом раньше, когда услышали горькую весть о смерти В. И. Ленина, трое парнишек пошли через заснеженную тайгу в станицу Шалинскую, попросили записать их в комсомол.
Эстонцы построили хутора, сохранили язык и полностью перенесли в Сибирь прибалтийскую жизнь – с национальными песнями и кухней. Юный Эндель впитывал на сибирской земле не только ее величественный дух, но также язык и традиции эстонского народа. На эстонском языке говорили не только в их семье, но и во многих семьях их соседей. Первой его книгой станет «Ветхий завет» на эстонском языке. Позже всю свою жизнь он станет гордиться, что является эстонцем. Он будет знать родной язык столь же совершенно, как и русский. Всё его детство прошло на Выймовских хуторах в Шалинской волости. Учился в школе-семилетке, в 1924 году записался в комсомол. Как представитель бедняцкой семьи был отправлен в эстонско-финский педагогический техникум в Ленинграде. Проучившись там один год, перешёл в военно-теоретическую школу Военно-воздушных сил в Вольске и успешно окончил её в 1929 году. Работал инструктором, старшим инструктором, командиром звена, исполнял обязанности командира учебного отряда в Оренбургской школе летчиков и летчиков испытателей им. К.Е.Ворошилова по 1931 год. [4]
В те годы барьером в действиях авиации являлись слепые полёты. Пусэп к служебным обязанностям инструктора добавлял "чуть - чуть от себя" - без разрешения пробовал подниматься в непогоду, выполнял сложные фигуры в условиях плохой видимости, за что неоднократно получал замечания. Успешно преодолел ещё одну ступеньку лётной науки - получил перевод в Ейск, где создавалась первая в стране эскадрилья по полётам вслепую.
Зачётным полётом Ейск - Москва - Ейск руководил флаг - штурман ВВС И. Г. Спирин, участник высадки знаменитой экспедиции И. Д. Папанина.[5] Вели самолёты под чёрными колпаками, только по приборам. Для посадок приборов не было, лишь сзади подвешивали к машине 30-метровую железную цепь. Она - то и давала знать лётчику о расстоянии до земли. Опыт помог - Пусэп заслужил "отлично". Эндель Пусэп влюбился в небо – по-русски отчаянно и по-эстонски навечно, увидев как-то в райцентре самый настоящий самолет. Долгое время это было его главной мечтой: прилететь в райцентр, одетым с головы до ног во все кожаное, и сесть рядом с базарной площадью... [6]
Можно сказать, все так и вышло: только он и представить себе не мог, что когда-нибудь будет сажать самолет, ориентируясь не на базарную площадь, а на статую Джорджа Вашингтона. С 1938 года работал в Управлении полярной авиации Главсевморпути, участвовал в поисках пропавшего лётчика Леваневского, несколько раз приземлялся на дрейфующей станции «Северный полюс — 1». Узнав о начале войны, Пусэп потребовал перевода 1941 года — 432-й, с 3 декабря 1941 года — 746-й) тяжёло-бомбардировочный авиационный полк 81-й бомбардировочной авиационной дивизии дальнего действия, самолёты которого базировались на аэродроме в районе города.
Он был эстонцем до мозга костей – хотя на Севере летчики-полярники для простоты переименовали его в Женьку. «Он отличался необыкновенным спокойствием и казался медлительным, но, тем не менее, всегда в срок выполнял любое, даже самое трудное, задание. В полярную авиацию Пусэп пришел в 1938 году уже сложившимся летчиком, инструктором летного дела и «слепого» самолетовождения. Первые полеты в Арктике совершил в экипаже летчика Фариха во время поисков пропавшего самолета полярного летчика Леваневского. Памятно Энделю и участие в поисковой группе. Пропал Сигизмунд Леваневский, стартовав 12 Августа 1937 года в Северную Америку через Арктику. Легендарного участника папанинской эпопеи, отважного пилота с Звездой Героя, прекрасного человека искали несколько месяцев, не считаясь с погодой, усталостью. Выматывались из сил, отсиживались на случайных зимовках. До сих пор судьба экипажа остаётся одной из трагических загадок Севера - самолёт Леваневского обнаружить не удалось. Во время поисков Пусэп познакомился с кинорежиссером Романом Карменом. Они были сродни характерами: оба беспокойные, ищущие. Вместе пережидали пургу на Земле Франца - Иосифа.[7]
С той поры и остался работать на Севере. Он летал на ледовые разведки, отыскивал пути для судов», - писал о нем в воспоминаниях полярник Иван Папанин[8].
Все события, которые произошли в жизни маленького Энделя повлияли на его становление, как личности–сибиряка по месту рождению, эстонца по национальному происхождению, в тоже время – очень неординарной, талантливой, по эстонски целеустремленной с сибирским характером личности. Подчеркивает роль его Родины – Сибири в становлении характера юноши, его жизненный путь от северного летчика до Героя Советского Союза в Великой Отечественной войне. Ведь Эндель Карлович Пусэп- это представитель названного социума, сделавший огромный вклад в историю освоения Арктики, страницы боевых подвигов летчиков Великой Отечественной войны, дипломатический исход судьбы Второй мировой войны, становление послевоенной Родины своих предков. И эта Родина перечеркнув все заслуги, порочит и прилагает все усилия для стирания из памяти потомков имени Героя Советского Союза – Энделя Карловича Пусэпа.
"Он улетал в неизвестность, тем не менее, он выжил, вернулся, воевал"
(Владимир Якунин)
Глава II. Война в жизни и судьбе Э.К.Пусэпа.
В годы Великой Отечественной войны Эндель Карлович Пусэп служил в бомбардировочной авиации дальнего действия. В ночь на 9 августа 1941 года он принимает участие в другой уникальной операции — первом бомбовом ударе по Берлину. Геббельс пообещал, что ни один советский самолет не доберется до столицы рейха. Пусэп и другие советские пилоты дальней авиации опровергли «великого пропагандиста». Правда, эта операция обернулась другим приключением. Самолет Пусэпа был поврежден, и он вынужден был совершить аварийную посадку в оккупированной части Эстонии. Так впервые Пусэп оказался на своей исторической Родине. Весь экипаж остался жив благодаря мальчишке-эстонцу — после разговора с мальчиком на родном языке Пусэп перевел свой экипаж через линию фронта и попал к своим. Кроме Берлина были рискованные вылеты в глубокий тыл противника и ночные бомбардировки Данцига, Кенигсберга и других городов. Он защищал Ленинград, бомбил позиции фашистов под Курском, Орлом, Белгородом, Сталинградом.
Эндель Карлович Пусэп в числе первых бомбил фашистский Берлин в Августе 1941 года, развеивая миф нацистской пропаганды о "чистом небе" над рейхом. Хорошо запомнил и тот, второй день войны, когда группа полярных лётчиков прилетела в Москву.[9] Со списком добровольцев Водопьянов пошёл в Генеральный штаб. Всех полярников по его просьбе назначили в один полк, а 1-ю бомбардировочную дивизию авиации дальнего действия возглавил сам Водопьянов.
Через несколько дней Пусэп и его товарищи уже были на волжском заводе, где завершалось оснащение тяжёлых бомбардировщиков ТБ-7. Грозные машины, вооружённые скорострельными пушками и пулемётами, могли с большим грузом совершать рейды в несколько тысяч километров. На заводском аэродроме отчаянно торопились: сводки с фронта заставляли яростно сжимать кулаки, забывать об усталости и сне. Наконец наступил долгожданный день: командир дивизии Водопьянов доложил командованию о готовности к боевым действиям.
Ещё в период формирования дивизии, Генштаб планировал бомбовый удар по цитадели фашизма - Берлину. Геринг хвастливо заявлял, что ключи от Берлинского неба находятся у него в кармане. Ему вторил Геббельс, безудержно раздувая успехи гитлеровских армий в первые месяцы войны.
Августовским вечером 1941 года тяжёлые машины поднялись в воздух. В первом самолёте, где командиром был Водопьянов, в кресле второго пилота сидел Пусэп. На максимальной высоте прошли над Балтикой. За 20 минут до Берлина отказал правый крайний двигатель. Альтиметр показывал 7000 высоты[10].
При возвращении на базу самолёт Пусэпа был повреждён вражескими зенитками: из пробитого бензобака потекло горючее. Пусэп совершил вынужденную посадку в захваченной немцами Эстонии, впервые оказавшись на родине предков. Покинув повреждённый самолёт, экипаж встретил перепуганного мальчика-пастуха; благодаря Пусэпу, не забывшему эстонский язык, лётчики смогли узнать у него дорогу до линии фронта и вернулись к своим, избежав плена. К апрелю 1942 года Эндель Пусэп совершил 30 ночных боевых вылетов, нанеся бомбовые удары по Берлину, Данцигу и Кёнигсбергу. Э.К. Пусэп участвовал в ночных боевых вылетах на бомбардировку важных военных объектов в глубоком вражеском тылу, защищал Ленинград, бомбил вражеские войска под Курском, Орлом, Белгородом, Москвой, Сталинградом. В мае 1942 года ему было поручено доставить советскую делегацию во главе с Молотовым для переговоров сначала в Великобританию, а затем в США.[11] Лететь предполагалось через линию фронта над территорией, занятой немецкими войсками, — считалось, что вражеская разведка не сможет предугадать настолько смелый и внешне безрассудный ход. 19 мая 1942 года тяжёлый 4-моторный бомбардировщик Пе-8 взял курс на Великобританию и далее через Исландию и Канаду — в Вашингтон. Экипаж Пусэпа лично принимали Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт.
И никогда не узнают, например, что открытием Второго фронта мир одному из таких «соколов» и обязан. А именно - эстонцу Энделю Пусэпу, который в мае 1942-го, был за штурвалом самолета, доставившего наркома иностранных дел Вячеслава Молотова сначала в Лондон, на переговоры к Черчиллю, а потом к Рузвельту в Вашингтон.[12] Сейчас этот маршрут кажется пустяковым – а тогда перелет через океан был настоящим подвигом, который после Коккинаки решились повторить единицы. А уж провезти с тайной миссией одно из первых лиц страны над линией фронта сквозь пылающую Европу, выпало ему одному. Пусэпу. За историческим перелетом через океан, который, по сути, открывал эпопею Второго фронта, тоже тянулся шлейф странностей. По правде говоря, Молотова в Лондон и Вашингтон должен был везти другой летчик, Сергей Асямов. Пусэпа и его команду взяли запасными, для подстраховки.[13] В конце апреля 1942-го они все вместе полетели в Лондон проверить насколько осуществима эта дерзкая затея – пересечь мир над линией фронта? Все получается, вроде! Самолет остался ждать их в аэропорту в Шотландии, а оба экипажа – основной и запасной - отправились в Лондон. Ехали в поезде, глазели по сторонам, поражались: надо же – в Европе идет война, все только и говорят об открытии Второго фронта, а здесь люди сажают капусту и причитают над раненой собачкой, которую сбил автомобиль… И тут у кого-то из английских летчиков возникла идея познакомиться с их самолетом поближе. Кому лететь из Лондона в Данди и проводить экскурсию? Вытянули спички – выпало Асямову. Такой сюжет мог быть только в кино – но британский самолетик с 12 пассажирами на борту потерпел крушение... Погибли все до одного – шесть англичан и шесть русских. Под угрозой срыва оказалась вся операция. Спас ее Пусэп – не просто потому, что хорошо летал. Летал он виртуозно! Этого не мог не признать даже сам Молотов – когда их самолет из-за короткой взлетной полосы в Рейкьявике взмыл ввысь с обрыва – а у окружающих сложилось впечатление, что он нырнул в открытое море. Или когда на подлете к Вашингтону от тридцатипятиградусной жары закипели оба мотора и самолет, по словам самого Пусэпа, стал напоминать «пончик в масле». Или когда при дневном свете пересекали оккупированную немцами территорию, мечтая об облаках, а облаков, как назло, не было, и им пришлось рисковать, потому что шансов быть подбитыми днем в тысячу раз больше, чем ночью. Задание было выполнено блестяще. Немцы такой наглости и представить себе не могли – что русские, объявив итоги переговоров, еще и полетят обратно через линию фронта! [14]
После успешного завершения переговоров и возвращения в СССР Пусэпу был присвоено звание Героя Советского Союза «за отвагу и геройство, проявленные при выполнении задания Правительства по осуществлению дальнего ответственного перелёта». С фото на газетной странице серьёзно смотрел Майор Э. К. Пусэп, словно чеканил: "Готов выполнить любое задание Родины". В том же году он стал командиром авиаполка.
После прославившего его имя трансантлантического перелёта Пусэп бомбил вражеские войска под Сталинградом, Курском, Орлом и Белгородом. Во время одного из вылетов был ранен шрапнелью в область позвоночника, перенёс 5 операций. По окончании войны вышел в отставку по состоянию здоровья в звании полковника. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Э.К. Пусэпу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Единственное, что отличало Пусэпа от других его эстонских собратьев – это чувство родины. Для него родиной был однозначно Советский Союз. И когда он, возвращаясь с заданий, выдыхал: «Дома!» - он имел в виду Москву, а не Таллин. На родину предков, в Эстонию, Эндель Пусэп переедет только в 1946 году, будучи уже зрелым, состоявшимся человеком. Общее обаяние его личности будет заключаться не только в количестве героических поступков и полученных за них наград, которые плотно украшали мундир отставного советского полковника. Пусэп окажется разносторонне развитым человеком – хорошо начитанным, повидавшим мир, разбирающимся в музыке (сам мастерски играл на гитаре и аккордеоне), умеющим рисовать дружеские шаржи на своих знакомых. Среди его друзей были многие знаменитые люди, в том числе кинорежиссер Роман Кармен, композитор Тихон Хренников, космонавт Герман Титов. Он окажется единственным эстонцем, который в годы войны был лично принят премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем и президентом США Франклином Д. Рузвельтом.
Словом, он принадлежал к числу тех своих современников, чья судьба удачно складывалась как в России, так и в Эстонии. Мог ли Эндель Пусэп предположить, что когда-нибудь это обстоятельство будет поставлено на исторической родине ему в вину? Увы, прожив всего несколько лет в независимой Эстонии, ему доведется испытать многочисленные оскорбления и унижения в свой адрес. Его пренебрежительно будут называть «сталинским соколом», нелепо приписывать бомбардировки Таллина в 1944-м году, выселят из дома, где проживал легендарный летчик. Пусэпа будет возмущать, когда невесть откуда явившиеся приспособленцы станут утверждаться на конъюнктурной волне антироссийской риторики, пытаясь доказать окружающим, что всю жизнь были скрытыми националистами и лишь с восстановлением в стране независимости смогли открыто выражать свои убеждения.
Как Пусэп жил после войны? С точки зрения обывателя - хорошо, с точки зрения летчика – плохо. Летать ему врачи запретили. После Великой Отечественной войны - Герой Советского Союза Эндель Карлович Пусэп возглавил республиканское управление автотранспорта. Впрочем, мирной ли? Всеми силами старался наладить работу транспорта в республике. На грузовики натягивали брезентовые тенты - в таких автобусах ездили люди. Энергию, напористость бывшего лётчика заметили: в 1951 году избрали заместителем председателя Президиума Верховного Совета Эстонской ССР.
Когда Пусэпа назначили министром социального обеспечения Эстонии, он сказал на первом же совещании коллектива: "К нам за помощью обращаются люди особой категории: инвалиды, пенсионеры. Мы обязаны делать для них всё, что положено по закону... И ещё чуть - чуть от себя". Поняли сотрудники аппарата, что новый министр ожидает от них творческой активности, высокой гражданственности, чуткости, а не просто формального исполнения служебных обязанностей. Вот этой несложной вроде бы формуле "и чуть - чуть от себя" Эндель Пусэп следовал всегда сам. Находясь на посту министра социального обеспечения, Пусэп наладил в республике выплату пенсий колхозникам.
Эндель много ездил по районам, советовался с людьми, сверяя по их отзывам свой "курс". Однажды познакомился с Эльминэ Этсман - одной из первых эстонских трактористок. Водить степной корабль её научил отец, сельский механизатор. Беседа с этой женщиной трезвого ума, острого взгляда запала в память. Они не раз встречались - и на совещаниях в Таллине, и в колхозе "Тарвасту". Когда Эльминэ сменила отца за штурвалом комбайна, Эндель Карлович столкнулся с явной несправедливостью: одному из основателей колхоза не хватало стажа для получения неурезанной пенсии. Формальность, но как её обойти? По инициативе Пусэпа в Эстонии ввели персональные пенсии для ветеранов колхозного строя. Вскоре Эльминэ Этсман узнала вся страна - Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР нескольких созывов.
В начале 60-х Пусэпу как зампреду Верховного Совета Эстонии выделили недостроенный домик, конфискованный у какого-то деятеля, уличенного в нетрудовых доходах. Это был не каприз, а тяжелая необходимость: кроме двоих детей в их семье жили еще две матери-старушки, одна из которых была лежачей больной.
А через несколько лет на него обрушился журнал «Крокодил» - вот, дескать, каков Герой - отобрал домик, в котором должны были открыть детский сад. Это была абсолютная неправда: ни одна санэпидемстанция не позволила бы открыть детсад возле болота и готовить еду для детей в 6-метровой кухне!
Но каждому времени нужны были свои изгои… Опровержения Пусэп добивался года три. Добился – когда об этом все забыли.
Последние годы Энделя Пусэпа были безрадостными. По закону о реституции дом пришлось вернуть бывшему владельцу. А куда выезжать, если тебе за 80? Хорошо, что в начале 90-х в Эстонии оставались еще заводы союзного подчинения – и ему из каких-то запасов дали квартиру в новом районе. Контузия давала о себе знать – он часто падал, стесняясь звать на помощь - не хотел, чтобы его видели слабым и немощным. На пенсию прожить было невозможно, сын к тому времени умер, дочка уехала в Москву. Он даже не знал, что ему полагается российская военная пенсия – ему ее выбили друзья. Они же договорились, чтоб Пусэпу бесплатно присылали газету – покупать самому не хватало ни сил, ни денег. Рассказы о войне больше никто не хотел слышать, история сделала кувырок, превратив былых героев в ничто, а былых врагов – в героев. Жить дальше, честно говоря, не имело смысла.
Накануне смерти он запишет в своем дневнике горькие слова: «Эстония, куда я приехал после победы в Великой Отечественной войне, приняла меня как сына. А теперь провожает хуже мачехи. Ей нет уже дела до меня. Я отвержен, стал изгоем, надежды нет. Осталась только безысходность и глухой тупик…» И, тем не менее, он закончит ту горькую дневниковую запись искренним пожеланием, чтобы идеи добра и человечности не погибли в нашем мире. Скончался 18 января 1996 года. Похоронен в Таллине на кладбище Метсакальмисту (эст. Metsakalmistu). Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Трудового Красного Знамени (трижды), Дружбы Народов, Красной Звезды (дважды), «Знак Почёта», медалями[15]. Жена пережила его на несколько лет. До последнего дня она совершала свой маленький женский подвиг – и в дни его рождения принципиально ходила на могилу с красным флагом. В ее понимании этот цвет означал верность - мужу, идеалам и совести.
Эндель Карлович сделал для своей страны много хорошего. И его заслуги никогда не уйдут в небытие.
Что еще можно дополнить к весомому списку заслуг и наград Э.К.Пусэпа?! Если только то, что он вошел в историю, как легендарный летчик и истинный гражданин своей страны, примером для подражания многим мальчишкам, мечтающим о небе…
Похоронили Пусэпа на его исторической родине в Эстонии. Со дня смерти знаменитого летчика прошло уже 13 лет, но имя его живет в легендах и рассказах, фильмах о войне. Этому подтверждение и то, что 8 декабря 2007 года в выставочной галереи г.Таллина собрались ветераны Второй мировой войны, представители различных ветеранских объединений России, Канады, США и Европы, где была представлена книга прославленного летчика «Тревожное небо» с хорошими иллюстрациями. Совсем недавно переиздана еще одна авторская книга Энделя Карловича «На дальних воздушных дорогах». Также к памятной встрече был восстановлен мемориал Пусэпа в Таллине, разрушенный вандалами, а по российским центральным каналам демонстрировался фильм о жизни и боевом пути Э.К.Пусэпа.[16]
Сегодня в Эстонии, на той самой «желанной» родине, прославленного летчика стараются очернить и записать в ранг предателей. Его боевые заслуги в Великой Отечественной войне для современных эстонцев не что иное, как служба на стороне «советских захватчиков». Но память народная упрямая вещь, российский народ помнит своих героев, какой бы они национальности, вероисповедания и цвета кожи не были! Служение делу мира для нас превыше всего!
По-моему мнению, Эндель Карлович Пусэп был не только отважным летчиком, но и человеком-легендой, достойным гражданином своей страны! В наше время такие люди, что отдают себя всего во имя служения Отчизне, должны быть ярким примером для нас молодых.
Заключение
Чем больше узнаёшь о жизни Энделя Пусэпа, тем больше поражает упорство и целеустремленность этого великого человека в достижении своей мечты, а также героическое служение Отечеству. По судьбам таких людей мы лучше узнаем историю своей страны, а примеры честного, самоотверженного и героического служения Отечеству служат воспитанию патриотизма, гордости за свою страну, готовность защищать ее, служить и трудиться на ее благо.
Несомненно очень важно, что центр национальной славы «Служение Отечеству России», занимается восстановлением памятника - Герою Великой Отечественной Войны, эстонскому летчику Энделю Пусэпу на месте его захоронения. Очень важно, чтобы наш русский народ знал свою историю, историю своих героев, которые ценной своей жизни дали нам мирное небо над головой.
Мы уверены, что пройдут годы, оздоровится сознание молодежи, которая сможет разобраться в истинных и мнимых героях, и будет ими гордиться. Истинный гражданин своей страны должен знать ее историю, своих героев, тех, кому он обязан жизнью. Мы должны знать больше о событиях тех дней, потому что это история страны, гражданами которой мы являемся. Пусть вечный огонь Победы горит в наших сердцах. Пусть героика победы перерастает в героизм созидания, а если Родина позовет нас в ратный поход, пусть любовь к Отчизне перельется в новый легендарный подвиг. Главное, что мы поняли, делая эту работу - уважать историю своей Родины, ценить вклад предыдущих поколений во Славу и Гордость Отчизны, хранить Память о ее героях и передать будущим поколениям, не взирая, на национальное происхождение.
Список использованной литературы:
1.Боевая летопись Военно-Морского Флота 1941-1942гг. – М.,1983.
2. Гайчиков Д. Мы помним тебя, Эндель Пусэп! Красная звезда,27.11.2007.
3. Герои Советского Союза. Краткий библиографический словарь. Том 2. М.,1987.
4. «Летчик для Молотова, один шанс из тысячи». Документальное кино.- Россия,2008.
5. Пусэп Э.К. Тревожное небо. Мемуары. Таллин: Ээсти раамат, 1978. http://militera.lib.ru/memo/russian/pusep_ek2/index.html
6. Папанин И. Воспоминания. «Военная Литература». Мемуары. http://militera.lib.ru/memo/russian/papanin_id/21.html
7. Советская военная энциклопедия. Т.П. –М.,1985.
8.Материал интернет: http://airaces.narod.ru/all10/pusep.htm. http://www.memorial.krsk.ru/Work/Konkurs/11/Chernyaev/0.htm.
9. Костарев Е.Ю. "Тайна третьего перелёта или цейтнот Леваневского". http://airaces.narod.ru/all10
[1] г. Инта был построен с помощью лиц, заключенных, жертв ГУЛАГа.
[2] Приложение №1(стр.24)
[3] Мемуары Пусэпа Э. К. «Тревожное небо». Таллин: Ээсти раамат, 1978. Сайт «Военная литература»: http://militera.lib.ru/memo/russian/pusep_ek2/index.html
[4] Папанин И. Воспоминания. «Военная Литература». Мемуары. http://militera.lib.ru/memo/russian/papanin_id/21.html.
[5] Приложение №2 (стр.25).
[6] Мемуары Пусэпа Э. К. «Тревожное небо». См. Там же.
[7] Приложение №3(стр.26).
[8] Папанин И. Воспоминания. «Военная Литература». Мемуары. http://militera.lib.ru/memo/russian/papanin_id/21.html.
[9] Приложение №5 (стр.28).
[10] Советская военная энциклопедия. Т.П. –М.,1985.
[11] Приложение №6 (стр.29).
[12] Приложение №7(стр.31)
[13] Приложение №8 (стр.30).
[14] . Костарев Е.Ю. "Тайна третьего перелёта или цейтнот Леваневского". http://airaces.narod.ru/all10/pusep.htm.
[15] Герои Советского Союза. Краткий библиографический словарь. Том 2. М.,1987.С.115.
[16] Приложение №9 (стр.32).
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Спасибо тебе, дедушка!
Учимся ткать миленький коврик
Никто меня не любит
Фильм "Золушка"