Методика использования тестов при проверке знаний, умений, навыков младших школьников на уроках математики. В папке представлены выступление и презентация по данной теме курсовой работы. С данным материалом студентка вступала на областной студенческой научно-практической конференции.
Методика использования тестов при проверке знаний, умений, навыков младших школьников на уроках математики
Куцепо А.В.
Научный руководитель
Тарасова М.С., магистр педагогики
СЛАЙД 1. Уважаемые члены жюри, преподаватели, студенты, вашему вниманию предлагается курсовая работа по теме:
Методика использования тестов при проверке знаний, умений, навыков младших школьников на уроках математики
Переход на стандарты нового поколения требует формирования новых критериев образовательных стандартов, предполагающих значительное разнообразие учебных планов и программ, к формированию новых критериев контроля и оценки учебной деятельности учащихся, к постоянному повышению требований качества обучения учащихся.
СЛАЙД 2. Актуальность исследования заключается в том, что одним из важных структурных элементов каждого урока математики и всего процесса обучения в целом является проверка знаний и умений учащихся. Одним из направлений совершенствования контроля знаний и умений учащихся на уроках математики является тестовая технология. Такие преимущества тестов, как объективность, быстрота проверки выполненной работы, возможность индивидуализировать процесс обучения, дифференцирующая сила тестов, ставят их на одно из ведущих мест в формах контроля знаний учащихся.
Изучение возможностей тестирования довольно широко проводилось с позиций общих психолого-педагогических проблем (Г.Ю. Айзенк, А.Анастази , М.С. Бенрштейн, Ю.З.Гильбух, К.М.Гуревич , В.Д. Дружинин , К.Ингенкамп, П.Клайн, А.Н.Леонтьев, А.А. Смирнов, Д.Б. Эльконин и др. ).
Вопросам исследования по использованию тестирования при углубленном изучении математики посвящены работы С.К.Кожухова, Е.Б.Федорова и др
Исходя из актуальности темы , нами была сформирована
СЛАЙД 3. Цель исследования: Изучить методику проведения тестов и показать влияние различных видов тестов на качество знаний, умений, навыков учащихся по математике в начальных классах.
СЛАЙД 4. Объект исследования: самостоятельная работа учащихся.
Предмет исследования: содержание деятельности учителя по организации и проведению проверки знаний, умений и навыков учащихся с использованием тестов.
Гипотеза исследования: если на уроках математики использовать систематически различные тесты, которые будут развивать самостоятельность, ответственность, внимание, мышление, то это будет способствовать повышению уровня знаний, умений и навыков младших школьников.
СЛАЙД 5. Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили выдвижение ряда задач исследования, которые представлены на слайде 5
Проанализировать и обобщить результаты психолого-педагогических исследований в области проверки ЗУН на уроках математики в начальных классах.
Изучить классификацию тестов и методику их проведения при проверке знаний, умений и навыков на уроках математики в начальных классах.
3. Разработать различные виды тестов для проверки знаний, умений и навыков учащихся на уроках математики и определить требования к их проведению.
Методы исследования: теоретические (анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, моделирование гипотезы исследования и проектирование результатов исследования), эмпирические (наблюдение за деятельностью учащихся, учителя, анкетирование).
СЛАЙД 6. Математика является одним из опорных предметов средней школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и осознанное овладение учащимися системой математических знаний и умений необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждого члена современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения обучения.
Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формулируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрия, математика вносит значительный вклад в эстетическое восприятие учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.
Одним из важных структурных элементов каждого урока математики и всего процесса обучения в целом является проверка знаний и умений учащихся. Она всегда находится в зоне пристального внимания учителя, свидетельствует о результатах обучения. Хороший учитель не станет излагать новый материал, пока не убедится в полном понимании и усвоении всеми учащимися только что пройденного. А убедится в этом, учитель сможет только после проверки знаний, умений и навыков у учащихся.
Для школьника проверка его знаний и умений является нередко источником глубоких переживаний — он ощущает удовлетворение своей работой, испытывает гордость, получив высокую оценку, или, наоборот, теряет веру в свои силы, а иногда интерес к учению. В процессе контроля выявляются достоинства и недостатки знаний и умений учащихся, что даёт возможность управлять учебным процессом, совершенствовать формы и методы обучения. Одной из форм контроля, позволяющей оперативно и эффективно проверить результаты обучения математике в начальной школе, являются тесты.
СЛАЙД 7. Тест – это стандартизированное задание с вариантами ответов, среди которых, как правило, даются верные и неверные. Нередко в задание закладывается не только содержание ответа, но и его форма, которая также бывает стандартизированной: требуется либо вычеркнуть лишнее, либо продолжить запись, либо отметить правильный ответ соответствующим знаком.
СЛАЙД 8. В начальных классах используются следующие виды тестов:
СЛАЙД 8, гиперссылка 1.
Тесты со свободным выбором ответа - эта группа тестов предполагает заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках математических определений и правил
СЛАЙД 8, гиперссылка 2
Тесты, в которых требуется установить соответствие - располагаются элементы двух множеств, соответствие между которыми предлагается установить учащемуся; слева обычно приводятся элементы задающего множества, содержащего постановку проблемы; справа — элементы, подлежащие выбору.
СЛАЙД 8, гиперссылка 3
3. Тесты альтернативные - тесты, где необходимо определить истинность или ложность предлагаемых утверждений.
СЛАЙД 8, гиперссылка 4
4. Тесты, предполагающие выбор ответа (ответов) из целого ряда вариантов.
В тестовых заданиях с выбором (закрытых заданиях) можно выделить основную часть, содержащую постановку проблемы, и готовые ответы, сформулированные преподавателем. Среди ответов правильным чаще всего бывает только один, хотя не исключаются и другие варианты с выбором нескольких правильных (в том числе и в разной степени) ответов.
СЛАЙД 9. Тесты должны удовлетворять следующим общим требованиям:
каждое тестовое задание имеет свой порядковый номер;
каждое тестовое задание имеет эталон правильного ответа (эталон оценивания для заданий со свободно конструируемым ответом);
процесс тестирования должен быть задан в виде однозначного алгоритма. Задания должны читаться легко, быть независимыми, не должны повторять формулировок, данных в учебнике, или содержать двусмысленности; выполняться тесты должны без громостких вычислений;
тестовые задания, предполагающие выбор одного из предложенных ответов, должны содержать 3-5 вариантов ответов, подобранных по возможности так, чтобы в них были учтены наиболее характерные для данного случая ошибки;
постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально исключать возможность угадывания ответа;
в тестовом задании все элементы располагаются на четко определенных местах, фиксированных в рамках выбранной формы;
- для тестовых заданий разрабатывается стандартная инструкция по выполнению;
- для каждого задания разрабатывается правило выставления оценки, общее для всех заданий одной формы и сопровождающееся инструкцией по проверке и подсчету баллов.
СЛАЙД 11, гиперссылка 1. Изучив классификацию и виды тестов, которые используются в начальных классах, а также требования к ним, при помощи которых можно осуществлять контроль знаний, умений учащихся. А также с учетом того, что по стандартам третьего поколения в предметной области математики и информатики, учащиеся должны приобрести первоначальные представления о компьютерной грамотности. И для того чтобы выполнить это требование мы разработали обучающие тесты в электронном варианте, которые представлены в презентации.
СЛАЙД 11, гиперссылка 2. Также для реализации дифференцированного подхода в обучении мы разработали тест, который в результате позволяет выявить уровень усвоения материала каждым учащимся.
Чтобы задействовать весь класс при работе с тестами в электронном варианте, планируем проводить урок в компьютерном классе.
СЛАЙД 12. Таким образом, систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.), но и систематически использовать такую форму контроля как тесты, которые будут развивать самостоятельность, ответственность, внимание, мышление, т.к. это будет способствовать повышению уровня знаний, умений и навыков младших школьников, также такая форма контроля способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика.
Учитель - ключевая фигура в разработке и применении педагогических тестов, поэтому ему нужно обязательно овладеть методикой применения тестов, интерпретацией их результатов для разъяснения родителям учеников проблем и трудностей, с которыми сталкиваются их дети.
Всему свой срок
Зимняя сказка
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Как нарисовать зайчика
Валентин Берестов. Аист и соловей