Цель данной работы: попытаться выяснить Иван Сусанин – миф или реальность.
Для реализации, поставленной в работе цели, предполагается решение следующих задач:
1. Рассмотреть все источники, в которых упоминается личность Ивана Сусанина;
2. Выяснить в чем заключался его подвиг;
3. Рассмотреть доказательства существования Ивана Сусанина.
Рассмотрение данной темы убедит окружающих в реальности данного героя, позволит воспитать человека, способного, на социально оправданные поступки, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей Родины, на примере костромского крестьянина Ивана Сусанина.
Вложение | Размер |
---|---|
Научно-исследовательская работа "Иван Сусанин – миф или реальность" | 944.5 КБ |
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа
пос. Шумовский муниципального района Большечерниговский
Самарской области
«Иван Сусанин – миф или реальность»
Автор: Пономаренко Татьяна
учащаяся 9 класса
ГБОУ ООШ пос. Шумовский
Научный руководитель: Волкова Татьяна Николаевна
учитель истории высшей категории
2012 г.
Содержание
стр.
Введение…………………………………………………………………………3
Основная часть………………………………………………………………......4
Первые упоминания об Иване Сусанине……………………………………............4
Подвиг Ивана Сусанина…………………………………………………....…...........7
Место гибели героя……………………………………………………………………9
Как же выглядел Иван Сусанин?................................................................................11
Заключение……………………………………………………………………...12
Список использованной литературы…………………………………………...……13
Приложения
Тот, кто не помнит своих предков, не знает себя...
А.И. Никитин
Введение.
В начале XVII в. Россия пережила период, который называют Смутным временем.
XVII в. Смута, Смутное время, лихолетье – так называют начало 17 века в России. Никогда еще не было на Руси подобных событий. Вместо одного государственного центра появились несколько, и в каждом сидел свой правитель. Народ приносил присягу то одному правителю, то другому, принимал самое активное участие в утверждении на престоле то одного, то другого претендента, поддерживая то одного, то другого самозванца, русские люди подняли оружие друг против друга. И за всем за этим зорко следили давние недруги России, довольные ее ослаблением, готовые каждую минуту отхватить себе лакомый кусочек земли русской. На протяжении практически всего столетия ей приходилось отбиваться от Речи Посполитой – основного врага России. В России сейчас введен новый праздник 4 ноября - День народного единства, который и посвящен событиям того времени. В 2013 году Россия вспомнит еще одну юбилейную дату одного из своих главных народных героев. Именно 30 марта 1613 года, как утверждает ряд исторических источников, крестьянин Иван Сусанин, житель Костромского уезда, погиб от рук польских интервентов, спасая новоизбранного царя Михаила Романова. Может быть, не все помнят эту дату, занесенную в календари памятных событий. Зато хорошо известен самоотверженный поступок Сусанина. Подвиг попал в школьные учебники, а оттуда – в фольклор. Строки из поэмы Кондратия Рылеева «Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги!» – Сусанину с сердцем вскричали враги» многократно переделывались на шутливый лад. Фамилия Сусанина стала нарицательной, что, впрочем, нисколько не умаляет его достоинства гражданина и героя. Не исключено, что именно фольклорный оттенок предания о подвиге Ивана Сусанина сделал его народным любимцем, почти сказочным персонажем.
Цель данной работы: попытаться выяснить Иван Сусанин – миф или реальность.
Для реализации, поставленной в работе цели, предполагается решение следующих задач:
1. Рассмотреть все источники, в которых упоминается личность Ивана Сусанина;
2. Выяснить в чем заключался его подвиг;
3. Рассмотреть доказательства существования Ивана Сусанина.
Предмет исследования: подвиг Ивана Сусанина.
Актуальность проблемы очевидна. В условиях социальной нестабильности, крайнего обострения национальных отношений, утраты духовно-нравственной ориентации проблемы воспитания молодежи на примерах героического прошлого нашей Родины, особенно актуальны. Сейчас много можно слышать, читать о важных исторических событиях, которые мы изучаем в школе и которые, по мнению некоторых современных историков, отсутствовали вообще. Это порождает сумбур в нашем разуме, вызывает сомнения, приводит к потере нравственности. Рассмотрение данной темы убедит окружающих в реальности данного героя, позволит воспитать человека, способного, на социально оправданные поступки, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей Родины, на примере костромского крестьянина Ивана Сусанина.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Первые упоминания о Сусанине.
Источники сведений о подвиге Сусанина четко делятся на три группы. Первая состоит из юридических документов - грамот XVII в., которые логично завершает указ Екатерины II 1767 г. Этот указ полностью отвечает политическим и идеологическим амбициям императрицы: он легитимизирует Екатерину как генетическую и фактическую преемницу московских государей. Вторую группу текстов можно назвать справочно-исторической. В нее входят «Собрание исторических известий, относящихся до Костромы» И. Васькова, «Зерцало российских государей» Т. Мальгина и «Словарь географический Российского государства» А. Щекатова. Эти источники базируются на грамотах и указах XVII-XVIII вв. и дают расширенное описание подвига Сусанина. В литературу же «сусанинский сюжет» входит через третью группу источников - «Русский анекдот», напечатанный в «Друге просвещения», и тексты С.Н. Глинки. Эта третья линия сюжетно восходит к указу 1731 г. и ведет к пьесе Шаховского, «Думе» Рылеева и опере М.И. Глинки «Жизнь за царя».
В XVII и первой половине XVIII века имя Ивана Сусанина было мало известно обществу - как справедливо отмечает современный костромской историк Н.А. Зонтиков, во многом потому, «что после 1619 года преемникам Михаила Федоровича на троне не приводилось посещать костромской земли». Действительно, следующее царское посещение «колыбели дома Романовых» совершилось лишь спустя почти полтора века, в 1767 году - когда императрица Екатерина II в ходе своей поездки по Волге вечером 14 мая прибыла в Кострому. Утром следующего дня, встречая императрицу у Святых ворот Ипатьевского монастыря перед началом Божественной литургии, епископ Костромской и Галичский Дамаскин (Аскаронский), управлявший епархией с 1758 по 1769 год, приветствовал государыню речью, в которой имя Сусанина было упомянуто вместе с именем царя Михаила Федоровича: «Сколько бо есть в обители сей радующихся, сколько во граде сем по стогнам, по домам, по речным берегам, по холмам и горам, по текущим рекам и по прочим приличным местам ликующих, ура! - громогласно и радостно восклицающих, Богу благодарение воссылающих и всевозможный вид своея радости, своего благополучия являющих, всяк беспристрастное приемля суждение скажет, едва ль можно с чего радоваться граду и обители сей, когда блаженный памяти предок вашего императорского величества, Михаил Федорович, от литовских и польских людей искомый, в пределе того крестьянином Иваном Сусаниным утаен быть, и сей же по прошению духовных и мирских, нарочно от царствующею рала Москвы присланных чинов, принял скипетр Российского государства, но радость оная ово тогдашнего ради смятения и мучения оными людьми реченного Сусанина, ведавшего где, и не сказавшего им про него даже до смерти, ово ради матери его государыни великой старицы Марфы Иоанновны, о младом своем сыне, во столь многомятежное российское время на рамени свои восприемлющем, с плачем растворялась».
Первым из историков о Сусанине в своей книге (оставшейся в рукописи) «История о первоначалии и происшествиях города Костромы до учреждения наместничества» упомянул костромской дворянин Николай Степанович Сумароков; работа над рукописью осуществлялась им в 1776-1788 годах. Первое же печатное сообщение о подвиге Ивана Сусанина относится к 1792 году, когда в Москве была издана книга костромского вице-губернатора Ивана Кузьмича Васькова «Собрание исторических известий, относящихся до Костромы». Автор книги отмечал: «... Села Домнина крестьянин Иван Сусанин в 1613 году, во время впадения в Костромской уезд поиском проживу особы Михаила Федоровича, поляками и литовцами был пойман, разными истерзан муками и в страдании умерщвлен; но твердый его дух, зная о месте пребывания искомыми врагами, сокрыл испытываемую ими тайну и принес жизнь в жертву для целости особы, ко утверждению государства сохраняемой». Первое в русской поэзии стихотворение, посвященное Сусанину, принадлежало перу графа Д.И. Хвостова - костромского помещика, видного чиновника (некоторое время занимавшего должность обер-прокурора Святейшего Синода). Опубликованное в 1805 году, оно именовалось «Надгробие. Крестьянину Ивану Сусанину»:
Сусанина здесь прах, крестьянин он простой,
Но друг отечества и мужеством герой!
Когда царя разить пришла литовска сила,
Он жизнью жертвует, спасает Михаила!
В XIX веке над сусанинской темой трудился священнослужитель Успенского храма села Домнино протоиерей Алексий Домнинский, чья «Правда о Сусанине» была опубликована в I871 году в журнале «Русский Архив» и столоначальник Костромской духовной консистории Василий Алексеевич Самарянов, издавший в Костроме в 1882 году книгу «Памяти Ивана Сусанина, за царя, спасителя веры и царства, живот свой положившего в 7121 (1613) году».
«Сусанинская история», фигурировавшая в XVII и XVIII вв. исключительно в юридических актах, в самом начале XIX в. обрела свою литературную ипостась. Опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» (1836) зафиксировала окончательный вариант истории костромского крестьянина, спасшего в 1613 г. Михаила Федоровича Романова от поляков.
Со второй половины XIX в. и до сих пор ведутся споры вокруг исторической достоверности самого сюжета, сопутствовавших ему событий и идеологических наслоений. В своей недавней статье, наиболее полно излагающей историю «сусанинского вопроса», Л.Н. Киселева прослеживает прямой путь от статьи о селе Коробове, где и происходили события, из «Словаря географического Российского государства» А. Щекатова (в соавторстве с Л. Максимовичем) через оперу Шаховского-Кавоса «Иван Сусанин» 1815 г. до «Жизни за царя» Глинки. В.М. Живов полагает, что «Сусанин появляется только в 1804 г. в "Словаре географическом Российского государства" Афанасия Щекатова», то есть до 1804 г. Сусанин «пребывал в небытии».
В 1812 г., издатель «Русского вестника» сообщил: «Цари Иоанн и Петр воздали честь Ивану Сусанину в 1690 году, а Екатерина Вторая в 1767».
Скудость источников и разногласие авторов, повествовавших о подвиге Сусанина, побудили Н.И. Костомарова отнестись критически и к личности Сусанина, и к его подвигу. Исходя, главным образом, из того, что о нем не говорится в современных или близких к его времени летописях и записках, что существующими источниками не подтверждается присутствие польско-литовского отряда близ села Домнина и, что в начале 1613 г. Михаил Федорович жил со своей матерью не в селе Домнине, а в укрепленном Ипатьевском монастыре, он видел в Сусанине "одну лишь из бесчисленных жертв, погибших от разбойников в Смутное время". Так же Костомаров считал, что Сусанин – просто жертва смутного времени. «Нет, дескать, и никаких подтверждений пребывания вблизи села и отряда польских интервентов. Другими словами, в отсутствие документов любая быль автоматически становится быличкой – правдоподобным мифом, но не более».
Ему горячо возражали С.М. Соловьев ("Наше Время", 1862), М.П. Погодин ("Гражданин", 1872, № 29 и 1873, № 47), Домнинский ("Русский Архив", 1871, № 2), Дорогобужин и др.; но все они руководились большей частью теоретическими соображениями и догадками. С конца 1870-х и особенно 1880-х гг., с открытием исторических обществ и губернских архивных комиссий, стали обнаруживаться новые документы о подвиге Сусанина, открылись почти современные ему "Записки" и многочисленные рукописные "предания" XVII и XVIII вв., в которых очевидно преклонение писавших перед подвигом Сусанина (иные прямо называли его "мучеником").
Костомаров, занимая, по сути, единственно верную для историка-архивиста позицию, к сожалению, не дожил до дней, когда в России стали придавать историческим документам большое значение и в государстве начали открываться географические общества. Тогда и нашлись дополнительные подтверждения рассказам о подвиге Ивана Сусанина. Стало доподлинно известно и его отчество – Осипович, которое раньше порой путали. Историческая справедливость не то что была восстановлена (в самоотверженном подвиге крепостного крестьянина мало кто сомневался), но обрела твердую документальную почву.
В 1882 г. Самарянову, собравшему немало неизданных до него источников, удалось доказать, что поляки и литовцы целым отрядом подходили к селу Домнину, с целью убить новоизбранного царя Михаила Федоровича, и что Михаил Федорович "скрылся от ляхов" в Ипатьевском монастыре по совету Сусанина из села Домнина после появления польско-литовского отряда. Положения Самарянова подтверждаются и позднейшими находками документов, относящихся к Сусанину и хранящихся в костромской архивной комиссии, в археологическом институте и др. Труд В.А. Самарянова по сути своей был ответом на критическую оценку подвига Сусанина, данную известным историком, профессором Санкт-Петербургского университета Н.И. Костомаровым.
В конце XIX века исследованиями подвига Сусанина занимался председатель Костромской губернской ученой архивной комиссии Николай Николаевич Селифонтов, в десятых годах XX столетия - костромской историк, лингвист и этнограф, сын священника Галичского уезда Николай Николаевич Виноградов. XX век, принесший многие скорби нашему Отечеству, стал временем беспримерной идеологизации образа Ивана Сусанина; его роль в истории трактовалась в соответствии с тем или иным политическим «заказом».
2.2. Подвиг Ивана Сусанина
Смутное время. Москва занята поляками. Пока Михаил Федорович Романов, двоюродный племянник последнего царя из династии Рюриковичей – Федора Иоанновича, скрывался под Костромой, поляки хотели посадить на престол сына их короля Сигизмунда III. Польский королевич Владислав видел в Михаиле реального соперника. До избрания Михаила царём всея Руси оставалось ещё несколько месяцев, - а своего молодого господина, несмотря на юный возраст, столько уже перенесшего, пытается спасти Сусанин.
Небольшой отряд литовцев и поляков отправился в родовую вотчину Романовых убить русского царя. Крепостной крестьянин Иван Сусанин жил в принадлежавшем Романовым селе Домнино – там же находился вместе со своей матерью только, что избранный на престол Михаил Федорович. Недалеко от села полякам встретились Сусанин и его зять Богдан Собинин. Поняв, что царю угрожает опасность, Сусанин отправил зятя предупредить государя и посоветовать ему укрыться в Ипатьевском монастыре. Сам же предложил полякам провести их укрытой от глаз лесной тропинкой, где отряд никто не заметит. Поверив старику, посланцы польского королевича углубились за ним в лес, еще полный снега. Порядком измотанные походом, они, по-видимому, заподозрили неладное, но было поздно: костромские леса славились своей густотой и непроходимостью. Рылеев описал эту сцену довольно красочно и эмоционально:
«Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!»
Сусанин, должно быть, признался, что выход из леса уже не найдет. Враги, как гласит предание, сперва его жестоко пытали, но старик не выдал место пребывания царя. Тогда озверевшие поляки будто бы порубили обрекшего их на верную гибель крестьянина на куски.
Свидетелей происшедшего нет: картина восстановлена со слов зятя Сусанина, который, представ перед царем, рассказал о поляках и своем тесте и уговорил спрятаться. Михаил Федорович по совету своей матери Марфы Ивановны выдал Богдану Собинину особую грамоту – за то, что его тесть Иван Сусанин, которого «изыскали польские и литовские люди и пытали великими немерными пытками, а пытали, где в те поры великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович… ведая про нас, терпя немерные пытки, про нас не сказал, и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти» (приложение1).
Некоторые авторы и до революции, и после неё, - желая принизить образ Сусанина, писали о его холопстве, о его рабской душе, о его собачьей преданности господам и т.д. Однако, во-первых, в памяти невольно встает образ другого слуги - незабвенного Савельича из "Капитанской дочки" А.С. Пушкина, которого при всей его преданности своим господам трудно упрекнуть в холопстве и рабской душе, а, во-вторых, очень похоже, что Сусанин действительно спас Михаила Федоровича от грозящей ему опасности и, тем самым, спас от новых, неисчислимых бед и всю Россию. Конечно, мы можем только предполагать, под каким предлогом повел Сусанин поляков до Исупова через огромное болото, но сама цель этого не может вызывать сомнения - видимо, это была попытка затянуть время или попытаться уничтожить тех, кто искал Михаила Романова.
Таким образом, подлинный подвиг Ивана Сусанина состоял не в прямом спасении Михаила, а, скорее всего, в попытке спасти Михаила – находящегося вдали от своей вотчины - от опасности, грозившей ему от "польских и литовских людей", что ни в коем случае не умаляет значения этого подвига.
Для Михаила и Марфы Ивановны смерть Сусанина тогда оставалась неизвестной, о ней мать и сын узнали только в сентябре 1619 года, хотя, в принципе, могли вообще не узнать.
2.3. Место гибели героя
Несколько веков считалось, что тело Сусанина так и сгинуло в костромских лесах (приложение2). Место упокоения Ивана Сусанина, как и место его гибели, долгое время вызывало споры среди историков. Прежде, на основе разысканий Костромской губернской ученой архивной комиссии за 1896–1897 гг., считалось, что Сусанин был похоронен на погосте существовавшей в XVII веке деревянной шатровой Воскресенской церкви. Так, где же место гибели и захоронения Ивана Сусанина?
Ранее возникало много различных версий, но в начале XX века появилась версия - легендарный герой похоронен в родной деревне Исупово. В 2002 году начались раскопки на территории кладбища деревни Исупово – соседней с Домнино деревни, в районе которой, как предполагалось, и был убит Сусанин. Раскопки завершились в 2004 году. Археологи перекопали землю вокруг трех деревень под Костромой, вскрыв почти четыреста захоронений. И только возле деревни Исупово специалисты обнаружили останки человека-легенды. Там, где долгое время было болото, появилась поляна, на которой откопали множество скелетов. Среди фрагментов скелетов были найдены католические четырехконечные кресты и один восьмиконечный православный, сильно изрубленный. Возраст останков и сохранившихся рядом с ними предметов при исследовании был определен приблизительно в 400 лет. Археологи выдвинули версию, что православный крест принадлежал убитому поляками Ивану Сусанину, а католические – полякам и литовцам, которых он завел в болото. Там и нашли череп мужчины 40 - 45 лет со следами от ударов рубящим оружием и тупыми предметами. Именно эти останки стали считать костями Ивана Сусанина. Захоронение человека, совершившего подвиг ради спасения жизни будущего царя Михаила
Село Исупово находится примерно в десяти километрах к югу от Домнина - на другом берегу огромного болота, разделяющего оба села и называемого обычно Исуповским или Чистым. В начале XVII века одна половина села (в источниках его иногда ещё называют "Исупово на Чёрном враге") на правах поместья принадлежала дворянам Овцыным, а другая половина была вотчиной Пушкиных. В Исупове стоял традиционный ансамбль из двух деревянных храмов: холодного Троицкого тёплого Воскресенского.
Очень похоже, что название в прошении И.Л. Сабинина села Исупова местом гибели Сусанина - это кусочек подлинной истории, дошедшей до нас в полулегендарном предании. К моменту подачи прошения на имя Анны Ивановны, потомки Сусанина уже ровно век жили далеко от Домнина, и поэтому вряд ли к тому времени они знали топографию домнинской округи и её селений (за исключением, разумеется, Домнина и деревенек, о которых они знали, во-первых, из хранившихся у них царских жалованных грамот, во-вторых, и своих устных преданий). Да и по сути прошения указание Исупова как места гибели Сусанина не носило принципиального характера - ведь в Петербурге и подавно не знали топографии сусанинских мест. Учитывая цели прошения, важно было вспомнить, что Сусанин спас основателя династии, отправив его в известный Ипатьевский монастырь, что Сусанин был жестоко убит, что потомство его было так-то награждено и т.д. Исупово при этом можно было просто не упоминать, однако оно упомянуто.
Судя по всему, Исупово - это подлинное место гибели Сусанина. Ссылаясь на известные ему предания, А.Д. Домнинский писал, что Сусанин повёл поляков "на Чистое болото к селу Исупову. Там его изрубили неприятели на мелкие части". То, что Сусанин был убит в Исупове или возле него, признавали практически все костромские историки, писавшие о знаменитом крестьянине. Но если это так, то получается, что предания о Сусанине, ведущем поляков по болотам, - скорее всего, не выдумки, так как из Домнина в Исупово Сусанин, видимо, повёл поляков напрямик через болото. С какой целью? При современной трактовке, когда считалось, что поляки встретили Сусанина за пределами Домнина, а в Домнине находился Михаил, всё получается более или менее логично – Сусанин, спасая царя, отводил поляков от Домнина через болото к Исупову. Но раз Михаила в Домнине не было, то какую цель могло иметь в данной ситуации вождение "польских и литовских людей" по болоту? Если Сусанин действительно повёл поляков через болото, то целью этого, видимо, было подольше потянуть время, а при возможности сгубить врагов в трясине. По-видимому, в Исупове, поняли, что Сусанин их обманывает, поляки убили его - скорей всего, на глазах местных жителей. Бесспорно, что Сусанин умер мучительной смертью. Описание пыток, которым его подвергли, в прошении И.Л. Сабита явно носит преувеличенный характер, но сам факт не может подлежать сомнению. В грамоте 1619 года сказано, что поляки пытали Сусанина "великими немерными пытками" и что Михаил Федорович жаловал зятя Сусанина "за службу к нам, и за кровь, и за терпенье тестя его".
В 1838 г. в Костроме, по повелению императора Николая I, воздвигнут Сусанину памятник (приложение 3), "во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина - спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни - спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения".
2.4. Как же выглядел Иван Сусанин?
Костромские археологи с 2002 года искали могилу Сусанина и вот в 2004 году раскопки завершились. Специалисты Российского центра судебно-медицинской экспертизы под руководством доктора медицинских наук Виктора Звягина провели идентификацию человеческих останков, найденных костромскими археологами среди захоронений на Исуповском могильнике. Профессор Звягин убежден: найденные останки принадлежат именно Ивану Сусанину. Открытие, тем не менее, требовало тщательной проверки всеми научными методами, которые есть в распоряжении современных исследователей. И вот, наконец, доказательства прозвучали публично. Для этого вскрыли несколько могил потомков Ивана Сусанина. Кроме того, взяли анализы и у ныне живущих родственников героя. Сошлись тип черепа, наследственные болезни, аномалии строения тела и тип ДНК. Сообщение об «опознании» Ивана Сусанина прозвучало на всероссийской научной конференции. Присутствовали на конференции и ныне здравствующие потомки Ивана Сусанина из Саратова – дед, отец и внук Белопуховы. По словам главного археолога комитета по охране и использованию историко-культурного наследия администрации Костромской области Сергея Алексеева (под его руководством и были обнаружены останки Ивана Сусанина), работа проведена очень объемная и тщательная:
- В течение двух лет мы проводили раскопки в Исуповском некрополе. При изучении костей использовался весь арсенал современных методов: спектральный, фенотипический, ДНК-анализ и другие.
Профессор, доктор медицинских наук, заведующий отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы, Виктор Звягин также убежден: найденные останки принадлежат именно Ивану Сусанину. Он подчеркнул, что проведенная экспертами работа не имеет аналогов в российской судебно-медицинской практике.
– Потребовалось разработать новый способ идентификации по портретному сходству достоверно известных потомков. В посткремальном скелете нашли особенности: резкое уплощение бедренной кости на две трети, наличие ямочки. Это по одной семье тянется. Мы находим по сибирской ветви, по саратовской ветви одно и то же. И находим этот облик среди жителей деревни Коробово. Что это – случайность? Нет, это ведет к одному предку – Ивану Сусанину.
Отметил вероятностный характер исследований и главный костромской археолог Сергей Алексеев. Оба они полагают: не менее чем на 95 процентов можно говорить о том, что найден именно Иван Сусанин, принявший мученическую смерть от рук польско-литовских захватчиков. Не утеряна надежда на то, что можно выделить достаточное количество ДНК из костей четырехсотлетней давности для дальнейшего качественного сравнительного анализа. Стоит отметить, что в результате исследований в Сусанинском районе существенно уточнена и сама легенда о подвиге, совершенном народным патриотом. В школе нам рассказывают, что герой пожертвовал своей жизнью, утопив в Исуповском болоте крупный отряд польских интервентов, охотившийся за юным царем Михаилом Романовым. Казнен Иван Сусанин, скорее всего, был именно в Исупове. После того, как отряд неприятеля все-таки разгадал замысел проводника-патриота. В этой же деревне Сусанин, следовательно, мог быть похоронен.
Экспертиза помогла восстановить и внешний вид народного героя. Мужчина получился наружности суровой (приложение 4). Иван Сусанин был чуть выше 160 сантиметров. Как предполагают ученые, погиб он от удара по голове.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, сопоставив исторические, научные и эпистолярные источники я убедилась в существовании Ивана Сусанина. Сформировался целостный образ жизни защитника царя, в котором отразился драматизм и героизм этого события.
Я пришла к выводу, что мужество Ивана Осиповича Сусанина имело большое значение для 17 века. И, что дух и стойкость костромского крестьянина стали залогом стойкости и мужества всего народа, который ни за что нельзя было сломить в то Смутное время!
Домнинский крестьянин, по местному преданию - вотчинный староста, пожертвовавший своей жизнью ради спасения юного Михаила Федоровича Романова, навсегда останется в отечественной истории как пример истинного патриотизма. Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь отмечал: «Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным».
Говоря об исторических аспектах событий эпохи Смутного времени, нельзя обойти вниманием и их духовное значение. «Единением и любовью да спасемся», - эти слова, согласно устному преданию Церкви, произнесенные великим подвижником земли Русской преподобным Сергием Радонежским, можно назвать главным уроком, который преподает нам вся история России. Не случайно новый государственный праздник, установленный 4 ноября в память о событиях 1612 года, именуется Днем народного единства. Именно это «единство духа в союзе мира» позволило нашему народу в XVII веке преодолеть глубокий государственно-общественный кризис - во многом схожий с современным. Наше общее бесценное духовное наследие - историческая память о патриотических традициях предков, основаниями которых были вера, любовь к Родине, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию. Примером такого патриотизма служит для нас и подвиг Ивана Сусанина, историческая реальность, высота и значимость которого ныне не подлежит сомнению.
Завершая свою работу, хотелось бы вспомнить строки стихотворения поэтессы Е.П. Ростопчиной «На памятник, сооружаемый Сусанину» - написанные в 1835 году:
Есть памятник иной: он тверд, несокрушим,
Он силен и велик, как ты, Сусанин смелый!
Сей вечный памятник давно сооружен
Тебе в сердцах признательных потомков...
Искренне надеюсь, что моя работа станет еще одним камнем этого нерукотворного памятника - поруганного, почти до основания разрушенного в XX веке, памятника, который ныне нам надлежит воссоздать совместными усилиями Церкви, государственной власти и научной общественности. По слову Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «пусть имя Ивана Сусанина вновь станет дорогим и близким каждому сердцу, и, особенно, молодым людям, а память о его подвиге поможет нам укрепить на родной земле славные патриотические традиции».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: конец: 16 – 18 век: учеб. для 7 кл. –
М.: Просвещение, 2008
2. "Российская газета" - Верхняя Волга №3732 от 30 марта 2005 г.
Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца 17
века: учеб. для 10 кл. - М.: Прсвещение, 1995
ИНТЕРНЕТ – ИСТОЧНИКИ:
http://kostromka.ru/history/susanin/zontikov
http://news.km.ru/rossiya_vspominaet_ivana_susanin/print
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Грамота царя Михаила Федоровича жалованная Богдану Собинину
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Убийство поляками Ивана Сусанина
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Памятник Ивану Сусанину в Костромской губернии
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Портрет Ивана Сусанина
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Памятная часовня в деревне Деревеньки — родине Ивана Сусанина.
Построена в 1913 году в связи с 300-летием подвига Сусанина.
Рисуем домики зимой
Как напиться обезьяне?
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Пчёлки на разведках
Сказка "Морозко"