Валерий Антуфьев- это местный краевед и писатель. Исследовательская работа Маши была представлена на IV межрегиональной научно-практической конференции "Геокультурные аспекты изучения Важского края", посвящённой 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова в рамках проекта "Дорогой Ломоносова"
Вложение | Размер |
---|---|
referat_masha.doc | 121.5 КБ |
IV межрегиональная научно-практическая конференция «Геокультурные
аспекты изучения Важского края , посвященная 300-летию со дня рождения
М.В. Ломоносова в рамках проекта «Дорогой Ломоносова».
Тема деревни в творчестве Валерия Антуфьева
Автор работы :Ходоровская
Мария Вениаминовна 15.12. 94 г.р.
уч-ся МБОУ « Верховажская средняя
общеобразовательная школа
им. Я.Я Кремлева»
.
Руководитель : Когут Ирина
Валентиновна , учитель
русского языка и литературы
МБОУ « Верховажская средняя
общеобразовательная школа
им. Я.Я Кремлева»,
проживающая по адресу:
с. Верховажье ул. Школьная 5-3
Верховажье 2011
Содержание :
Введение ………………………………………………………………….2
Глава 1 Личность Валерия Антуфьева …………………………….5
Глава 2. Поэтическая жизнь природы ………………………………..6
Глава 3. Труд-основа жизни
3.1 Место труда в жизни человека………………………………7
3.2 Процессы деревенского труда……………………………….8
Глава 4. Деревня – место рождения прозвищ……...
4.1 Причины появления прозвищ……………………………….9
4.2 Прозвища в рассказах Валерия Антуфьева……………. 9
Глава 5. Деревня и диалектные слова
Понятие диалектных слов……………………………… 11
Роль диалектных слов в художественных
произведениях…………………………………………. 11
5.3 Диалектные слова в рассказах Валерия Антуфьева … 11
Заключение……………………………………………………………… 13
Список литературы……………………………………………………… 14
Приложения………………………………………………………………
-1-
Введение.
« Не отрывайтесь от своих корней,
Они дают энергию и силы,
И даже предков тихие могилы
Издалека становятся родней».
(Валерий Шабалин)
Большие деревни , шумные праздники , традиции — всё это кануло в Лету . Деревни "вымирают" . Жители уезжают в города , подыскивая лучшую работу, благоприятные условия для жизни , новые возможности .Такие профессии, как доярка и тракторист, стали не престижны .Да и зарплата оставляет желать лучшего. Если нет работы , то человек переезжает в другое место жительства , увозит с собой детей , а без детей у деревни нет будущего.
Но есть и такие люди , которым всего дороже родные места , свой дом в котором родился . А кто-то просто не любит суету и шум города . Привыкнув к спокойному образу жизни , некоторые не могут променять его на что-то другое . Идёшь по деревне , со всеми здороваешься - всех знаешь. Все могут тебе помочь. Деревня как одна большая семья . Одно горе на всех и одна радость . Но все это исчезает.
Как же продлить жизнь деревни ? Это волнует многих людей , кто так или иначе связан с ней . От нашего отношения к деревне , её умирающим традициям многое зависит .А кто, как не современные писатели , донесут до нас , читателей, проблемы деревни .
Современная деревенская проза играет в наши дни большую роль в литературном процессе . Этот жанр по праву занимает одну из ведущих мест по читаемости и популярности . Этот факт говорит о неравнодушии человека к жизни деревни .
Современного читателя волнуют проблемы , которые поднимаются в произведениях такого жанра : это вопросы нравственности , любви к природе , хорошего , доброго отношения к людям , отношения к труду , народным обычаям и традициям , жизненному укладу деревенских жителей и другие проблемы , столь актуальные в наши дни .
Русская деревня всегда находилась в центре внимания наших писателей , в том числе и вологодских : В . Белова , В. Астафьева ,А.Яшина , В.Тендрякова и других. Наши верховажские поэты и писатели также интересуются темой деревни , малой родины , где родились, выросли и живут по сей день . Они также стараются донести до читателей те чувства ,которые сами испытывают к родной верховажской земле . Это Н.Брагина, В.Фомин, С.Истомин , В.Зажигин, Н.Кондаков.
Я хочу остановиться на творчестве Валерия Владимировича Антуфьева и проанализировать, как раскрывается тема деревни в его рассказах.
-2-
В ходе работы над рефератом , я использовала сборники рассказов Валерия Антуфьева : « Над белыми плёсами», 2004г , «Над Кулоем рекой» , 2008г. Также материалом для написания реферата послужили следующие источники : Зорина Л.Ю. «Вологодское словечко: школьный словарь диалектной лексики» ,ВГПУ, 2010г, «Диалектная лексика говоров Вологодского края», ВГПУ,2008г. , «Словарь русского языка» С. Ожегова. Из этих книг я узнала значение рассматриваемых диалектных слов, о роли диалектизмов в жизни деревни и человека, использования их в художественных произведениях. Кроме того материалом для написания реферата послужила и книга А.В.Суперанской, А.В. Сусловой «Современные русские фамилии» . Из этой книги я узнала о причинах появления прозвищ, их связи с фамилией человека.
Валерий Антуфьев поднимает в своих рассказах проблему вымирания древни. Он очень переживает, что деревни забрасываются, разоряются, жители умирают или покидают "насиженные" места. Своими чувствами он делится в своем рассказе "Доживалы".(сборник " Над белыми плесами"):
" Я узнал постаревшую, разбалахоненную деревню, дремавшую на краю поля. На деревенской улице, кроме мирно щипавшей траву коровы с теленком, никого не было видно. Не люблю, не могу без вдоха входить в доживающие свой век, похожие на заброшенные кладбища, разоренные, растрепанные избы с провалившимися глазницами окон, просевшими крышами, страшные, гнетущие тишиной небытия и боли."
Мы видим, что эти строки - «крик души» писателя. Эта же проблема волнует и самих жителей деревни- «доживал», как называет их Валерий Антуфьев. Такими «доживалами» являются Ефалья Васильевна с мужем, «хозяином», который «на Погост укатил». С печалью в голосе она поддерживает разговор с героем рассказа :
« - Умирает деревня-то , Васильевна?
- Умирает, умирает. Разве думано, что я родную деревню переживу. Здесь родилась, здесь вся жизнь прощла, детей с хозяином вырастили. Думано ли? (…) Не встать уж нашей-то деревне, подрублен корень. Подумаю, за что головушку у меня братик сложил в 1943 году , да и другие? За эту вот землю? За деревню, где родился? И деревни не станет, и земля дурью зарастет, а с нами и память о них исчезнет».
Боятся, переживают старожилы, что забудут потомки о деревне, её традициях ,жителях. Именно поэтому и обращаются писатели к теме деревни, чтобы не исчезла из памяти людской такая насыщенная, искренняя, богатая духовно и нравственно жизнь. Где же берет писатель материал для своих рассказов? Там, где живут люди, в родной деревне, где живет сам и где живут его соотечественники - Осташеве, Кулое. Скромно, почти незаметно, помаленечку собирал Валерий Антуфьев материал о местах, в которых родился и в которых продолжает жить и поныне.
-3-
Он, не афишируя своего увлечения, но и не скрывая его, долго собирал материал, и у него в свет вышли три книги: «Над белыми плесами» (2004 г), «Калиновая кипень» (2005 г), «Над Кулоем- рекой» ( 2004 г.). Также писатель собирал материалы по истории и развитию Осташева.
Таким образом, я считаю, что выбранная мною тема :«Тема деревни в творчестве Валерия Антуфьева», очень актуальна.
.
Цель исследовательской работы: проанализировать, как раскрывается тема деревни в творчестве Валерия Антуфьева.
Задачи:
Познакомиться с личностью писателя-земляка;
Познакомиться с рассказами Валерия Антуфьева;
Выявить, какие эпизоды, картины помогут в раскрытии темы работы;
Изучить дополнительную литературу по разделам работы;
Подобрать иллюстративный материал к разделам работы.
-4-
Глава 1. Личность Валерия Антуфьева.
Антуфьев Валерий Владимирович родился 5 ноября 1948 года в деревне Савинская Осташевского сельского Совета Верховажского района Вологодской области в крестьянской семье . Закончил Анисимовскую начальную школу , учился в Сибирской восьмилетней школе . В 1961 году семья переехала в город Вельск Архангельской области. Закончил восьмилетнюю школу № 2 г. Вельска. Работал в Вельском РПК , на кирпичном заводе, зимой — на заготовке леса . В 1965 году вновь вернулся в родную деревню , работал в колхозе "Памяти Ленина" . В 1966 году закончил трёхмесячные курсы трактористов при Верховажской сельхозтехнике. В колхозе работал учётчиком — заправщиком в тракторной бригаде. С 1967 года служил в Советской Армии , в Ленинграде , в роте почётного караула Ленинградского военного округа , в ОКВ при комендатуре города Ленинград , в настоящее время — лейтенант запаса . По завершении службы вернулся в Осташево. Работал помощником бригадира производственной бригады , затем бригадиром. .
С 1971 по 1974 годы учился в Вологодской совпартшколе , параллельно заочно окончил факультет журналистики при университете марксизма — ленинизма в городе Вологде . По окончании совпартшколы работал в Верховажском РК КПСС инструктором общего отдела по Н- Кулойской зоне . В 1974 году избран председателем колхоза « Память Ленина». С 1978 года работал старшим зоотехником колхоза. В настоящее время по состоянию здоровья на инвалидности .
По линии общественных нагрузок работал секретарём комсомольской организации, более 18 лет возглавлял партийную организацию колхоза . Пять созывов избирался депутатом сельского Совета , работал в системе народного контроля , много лет возглавлял ветеранскую организацию колхоза .
Печатался в "Красном Севере ", " Завалинке " , "Дачной " , "Пути к коммунизму ", " Верховажском Вестнике " , является внештатным корреспондентом районной газеты.
Скромно, почти незаметно, помаленечку собирал Валерий Антуфьев материал о местах, в которых родился и в которых продолжает жить и поныне. Он, не афишируя своего увлечения, но и не скрывая его, долго собирал материал, и у него в свет вышли три книги: «Над белыми плесами» (2004 г), «Калиновая кипень» (2005 г), «Над Кулоем- рекой» ( 2004 г.). Также писатель собирал материалы по истории и развитию Осташева.
Валерий Владимирович Антуфьев является победителем конкурса за 2008 год « Мой родной край» в номинации «Проза», а также лауреатом премии
« Золотое перо Поважья». В 2010 году В.В. Антуфьеву присвоено звание «Почётный гражданин села Верховажья»
- 5-
Глава 2 .Поэтическая жизнь природы .
Тема деревни и природы в творчестве Валерия Антуфьева тесно взаимосвязаны, потому что , говоря о деревне, о малой родине, её людях ,писатель не может быть равнодушным к её полям , лугам, рекам . Описывая природу, писатель тем самым описывает свою родину , свою деревню , так как природа - часть родины . Природа нашего северного края
неповторима . Антуфьев очень любит её , и это видно из его рассказов . Описание очень красочное и живое . Он описывает те места ,где родился и живёт с нежностью , любовью, лаской .
В рассказах Валерия Антуфьева природа живёт неповторимой поэтической жизнью .Она вся в вечном цветении.
Он прибегает к использованию олицетворений , использует яркие метафоры , эпитеты . Солнце не просто движется в его рассказах , а «медленно катится». Свежий ветерок «играет кудрями берёз» . Как точно ему удаётся передать картины и запахи лета . Такое ощущение , что ты окунаешься в этот мир красок и запахов.
В рассказах Валерия Антуфьева можно пронаблюдать описание всех времён года . У меня сложилось впечатление, что каждое время года любимо автором .
Зима - «Зимний день тихо катился к закату .Скоро сумерки.»
Весна - «Весенний день набирал силу . Солнце ласково щекотало старческие морщины , шалун — ветер перебирал седые , но всё ещё густые волосы .»
Лето - «Послеобеденное августовское солнце медленно катилось по небу. Свежий ветерок играл кудрями старых берёз .Слегка пьяный запахами отцветающего разнотравья, тонким ароматом воздух щекотал нос .»
Осень- «В последние дни «бабьего» лета распогодилось , солнце светило ласково , хотя и не грело .Лес сиял всеми цветами радуги , вокруг пахло прелью и грибами . Золотая осень ...»
В итоге можно прийти к выводу, что природа в рассказах Валерия Антуфьева живет не параллельно с человеком, а она как бы сливается с ним. Человек и природа становятся единым целым. А кто, как не деревенский житель, так трепетно может относиться к природе, её дарам. Именно деревенские пейзажи западают в душу человека и остаются там навсегда.
-6-
Глава 3. Труд- основа жизни деревни.
Тема деревни в литературных произведениях неразрывно связана с темой деревенского труда. Деревню без труда представить невозможно, поэтому к нему приучали с детства . Тема занимает одно из главных мест в рассказе В.Антуфьева. Писатель , рассказывая о жизни деревенских жителей , об укладе , трудностях показал и то , как живёт и работает русский народ.
Труд — основа жизни , и только тот может себя по праву считать человеком , кто трудился , лишь тому откроются в будущей жизни небесные блага , кто на земле проводит время не в праздностях , а в трудах.
3.1. Место труда в жизни человека.
В рассказе "Волочуга дров" ( сборник « Над Кулоем-рекой») показано, как маленький мальчик помогает своей маме заготавливать дрова. Они едут в лес на лошади , которую маме выдали с работы на один день. Нужно успеть заготовить как можно больше дров, ведь когда выдадут лошадь в следующий раз- неизвестно .Нужно было расчистить снег около дров , брать охапки и нести к телеге , потому что лошади было не подъехать к дровам.
"Выровняв на дровнях дуги , Любава начала грузить берёзовые кряжи на дровни . Алёшка азартно помогал матери".
За день приходилось делать несколько таких рейсов , чтобы обеспечить себя дровами на более долгое время . Во многих рассказах Валерия Антуфьева мы видим, как к труду приучали с самого детства.
В рассказе "День четвёртый" (цикл "Шесть дней детства") автор описывает рвение мальчика Вани помочь своей маме Раисе . Они вместе ходят обряжаться со скотиной в колхоз . Ванюшка целыми днями пропадал с матерью на скотном дворе. Во время сбора хлеба мальчик помогает на моле с остальными детьми,получая от этого чувство удовлетворения и причастности к рождению самого вкусного на земле - хлеба.
Зима в деревне была , можно сказать, отдыхом для населения , ведь зимой нет полевых работ . Зато с наступлением весны жизнь опять начинала «кипеть».
И летом было очень много работы . На картофельном поле появились сорняки , а значит, пришло время прополки. Ванюшка резво бежал с коробом на поле и пропалывал боровки , один за другим . После нужно набрать воды коровам. Трудолюбивый парнишка охотно помогает не только своей маме , но и другим работницам .Настоящий помощник . Такой без дела сидеть не будет .
В деревне не только приучали к труду , но и передавали навыки ремесла. И не всегда это были дети .В рассказе "Забытое ремесло" (сборник «Над белыми плесами» ) автор рассказывает , как его,уже будучи взрослого, дед Васич обучает забытому ремеслу . А именно, как правильно ставить изгородь, чтобы она простояла как можно дольше . Как видите, учиться никогда не поздно .
-7-
3.2 Процессы деревенского труда.
Читая рассказы Валерия Антуфьева , мы не только убеждаемся, насколько трудолюбив деревенский народ , но и прослеживаем сам процесс труда.
Так, например в рассказе «День четвертый» (цикл «Шесть дней детства» ), автор подробно описывает процесс молоченья зерна: « К веялке- две Александры - крутить, Лизавета, тебе зерном править, двое- на засыпку- Любава , Валентина. Солому метать- Ленно с Александром, на стог доярки подойдут- Две Раисы, на относке- Мария, Сашко да Иван. На ворохе- Юля, на полове, Зоя-матушка, тебе придется. Девки, к столу, снопы резать. Вы, осенцы, двое- подавать…». Каждого из присутствующих бригадир «приставлял» к делу. Тяжелая была работа, но на лицах людей можно было видеть радость, радость от хорошего урожая, «от щедрости земли-матушки в ответ на труд хлебопашца».
В рассказах Валерия Антуфьева мы знакомимся и с трудом доярки, столь необходимой профессии на деревне. Но труд этот, в сравнением с настоящим, был ручным, а значит, тяжелым. Процесс труда доярки хорошо описан в рассказе «День шестой». Корм коровам доставляли в пестерях ( большая плетеная корзина), воду черпали из «журавля». По колодам она бежала во двор в большой чан, из которого уже ведрами разносили по кадушкам, из которых и пили коровы.
Знакомимся мы и с работой кузнеца. Профессией, без которой не жила ни одна деревня: « Бороны перебрать, лемеха оттянуть, телеги на ход поставить, да мало ли работы для хороших ковалей».
А как появляется домашнее деревенское масло? И об этом поведал нам Валерий Антуфьев в своем рассказе «Федосья» (сборник «Над белыми плесами»): «Прибрав после обрядни в доме, Федосья присела на широкую лавку, взяла в руки глиняную кринку со сметаной и быстро начала орудовать мутовкой. Сметана подскисла и сбивалась неохотно». Монотонная это работа, но правнук Федосьи, Ванятка, попробовал свежего бабушкиного масла, положенного в кашу.
Таким образом, мы видим, как разнообразен деревенский труд. Конечно, сейчас появляются новые технологии, оборудование, ручной труд заменяют машины, но мы, читатели деревенской прозы, с наслаждением знакомимся с процессами того труда, « умирающего», как и многие деревни. Главное, какие качества воспитывал в человеке это труд. Это был труд не только на себя, на свою семью, но и коллективный - на колхоз. А если есть коллектив, есть и взаимовыручка , взаимоуважение, люди думают не только о себе, но и о своих соседях.
-8-
Глава 4. Деревня – место рождения прозвищ.
Тема деревни неразрывно связана с темой прозвищ . Слово прозвище в старые времена было в известном смысле равнозначно современному слову фамилия . В украинском языке слово прозвище до сих пор употребляется вместо слова фамилия . В "Толковом словаре русского языка" С. Ожегова мы найдём следующее определение прозвищу: " Прозвище — название , данное человеку по какой-то характерной его черте , свойству".
Нет ни одной деревни, в том числе и в Верховажском районе, где бы жители не наделялись прозвищами. В сельской местности , а тем более в городской ,это явление не так распространено . Рождение прозвища - деревня.
4.1 Причины появления прозвищ.
Прозвища появлялись по разным причинам. Известно, что они могут образовываться по именам родителей , то есть по отчеству , например, Михайлович , Саныч, от фамилии носителя ( кот от Котов ) . Прозвища могли быть связаны с родом деятельности его носителя , особенности внешности человека .
4.2 Прозвища в рассказах Валерия Антуфьева.
В рассказах Валерия Антуфьева мы находим немало примеров прозвищ .Так, например, в рассказе "Кула" его герой, наделённый одноимённым прозвищем, Ванька , Иван Алексеевич, кузнец, любил пошутить над людьми , а те его шутки за правду принимали:
« Иван пашет, Дуняшка боронить приехала .Иван с плугом подъезжает с другого конца поля :
-Здравствуй - ко , Дуняшка ,помогай Бог !
-И тебе тем, дядя Ваня , тем же местом .
-Ничего не знаешь ?
-Может , и знаю чего , да не всем разляпаю .
-А, девка , мать наказала тебе домой ехать . Пироги поспели , дак чаю пить звала .
-Ну , паре , я ведь только из дому".( "Кула", сборник рассказов "Над белыми плёсами" с.
Приняла Дуняшка шутку дяди Вани за правду , распрягла лошадь , домой побежала , да по дороге отца встретила: «От кулы- то и большой за правду примет , а тут челедёнок». Иван был кузнецом от бога -раскулачили. Видимо, отсюда и прозвище - Кула .
Главным героем цикла рассказов В.Антуфьева "Поклон от Васича" (сборник рассказов "Над белыми плёсами"), его собеседником является дед Васич . Васич - это тоже прозвище , образовавшееся , по всей видимости , от имени его носителя. В рассказе "Суседушко" мы найдём имя героя : «Кула меня зовёт Васька! Отстань, милок...» . А в рассказе «Забытое ремесло" узнаём и полное имя героя -Василий Иванович.
-9-
В рассказе "Сучилиха", опубликованном в газете " Верховажский вестник" от 5 января 2011 года, мы встречаемся с бабкой — ворожеей , Агниюшкой .
Вот как объясняют происхождение прозвища герои рассказа , вечеровальницы , собравшиеся в натопленной избе в крещенский вечер.
« - А почему её Сучилихой - то звали , ведь не фамилия ?
-Ворожила она , Кланя , и лечила сучёной ниткой и наговорами на шерстяную нитку , бородавки сводила , привороты делала , много старуха умела". Почему получила такое прозвище бабка Агния, понятно из данного выше диалога : оно связано с родом деятельности его носителя.
В рассказе «Федосья» нам встречается прозвище героини – Стрюнична. В рассказе « На сенокосе» ( Сборник «Над белыми плесами») – старик Бамушко, старший бригады Иван Гаврилович.
Прозвище на деревне имело устойчивый характер , многие прозвища передавались по наследству , носили наследственный характер.
В итоге можно прийти к выводу: Валерий Антуфьев вспоминает людей, которые имели прозвища, чтобы эти люди оставались в памяти земляков , чтобы не рвалась та невидимая нить , которая образовалась между поколениями людей .
-10-
Глава 5. Деревня и диалектные слова.
5.1 Понятие диалектных слов.
Любой человек, для которого русский язык является родным, знает, что означают слова « дети», «говорить» , «кухня», но далеко не каждый знаком с такими словами как « челядь», «баять», «шомуша». Такие слова являются диалектными. В художественных произведениях они носят название «диалектизмы» .
Диалектизмы— это слова, употребляемые только жителями той или иной местности . В каждой определённой местности они свои .
5.2. Роль диалектных слов в художественных произведениях.
Современные писатели, пишущие о деревне, широко привлекают диалектные слова. Валерий Антуфьев также использует много диалектных слов , которые делают рассказы более яркими и живыми . С помощью их писателю удаётся оживить диалоги, передать особенности речи героев . Благодаря диалектизмам чувствуется правдивость и простота рассказов. Кроме того диалектные слова помогают передать местный колорит.
Человеку из другой местности многие диалектизмы будут непонятны , и тогда смысл рассказа тоже понять сложно. Каждое диалектное слово является уникальным , иногда — близким , родным , иногда — странным , удивительным , но всегда необходимым и ценным . В раскрытии своей темы я решила проследить, какие диалектизмы использует автор, так как деревня и диалектные слова – это звенья одной цепи.
5.3. Диалектные слова в рассказах Валерия Антуфьева.
Валерий Антуфьев в своих рассказах употребляет много диалектных слов , которые можно объединить по темам: устройство быта и жилища человека; особенности характера и поведения людей , их качества , действия; явления , картины , окружающего мира ; названия блюд.
Я нашла слова данной тематики в рассказах из сборника «Над белыми плесами» и попыталась дать им толкование. В этом мне помог школьный словарь диалектной лексики «Вологодское словечко» под ред. Л.Ю.Зориной. Кроме того помогли собственные знания и знания людей старшего поколения, жителей Верховажского района
Примеры слов и их значения, которые объединены первой темой: устройство быта и жилища человека :
Рукомойник - умывальник . «Ванюшка , подставив табуретку , звенел язычком рукомойника ( «Шесть дней детства»).
Шомуша -1) кухня 2) темная комната в хозяйственной части дома, вблизи от кухни. « Мам , сковородник - от в шомуше стоит» («Шесть дней детства») (««Шесть дней детства»).
-11-
Застропок - заслонка у печной трубы . «Неси лучину , а я застропок открою» («Шесть дней детства»).
Зобенька - небольшая плетёная корзинка . «А мне ,мама , надо зобеньку , как посуду-то понесу , не в руках же» («Шесть дней детства»).
Пестерь- большая плетеная заплечная корзина для переноски сена, соломы и др.
Примерами слов, которые объединяются второй темой: особенности характера и поведения людей , их качества , действия, являются следующие:
Устосались - устали . «Все, паре, Ванюшка, устосались , хоть картовину съесть горячую , да домой бежать » («Шесть дней детства»).
сулить - обещать . «Прошлую декаду тоже по пуду сулили , а выдали по шесть килограмм , и то прошлогодней »( «Шесть дней детства»).
боркун - болтун . «Ох , балабол , боркун старый , ни дома от тебя покою , ни добрым людям - язык- от , как овечий хвост .» (« Трактористы»).
павжнать- есть в промежутке между обедом и ужином, полдничать.
Встретились мне и названия блюд, которые употребляют в своей речи жители Осташева, Кулоя.
Полеваха - открытый пирог из дрожжевого теста.
Губник - хлеб с какой -либо начинкой (грибами , ягодами и т.д) Праздничный пирог. «Отправив детей, Раиса напекла на жару хворостов , затем выкатала полевахи , начала стряпать губники из свежей черники ».
(«Шесть дней детства»).
Сухомес- толокно с простоквашей.
Тюря – лук с квасом, крошеным хлебом, сухарями.
Примерами слов , которые называют явления , картины окружающего мира можно считать следующие:
Бутора - вьюга ,метель. «Как там парень -то ? Бутора усиливается » («Шесть дней детства»).
Паства- огороженный выгон для скота для скота в лесу, пастбище.
Это лишь малая часть диалектных слов , которые употребляет в своих рассказах Валерий Антуфьев . Можно сделать заключение, что употребление их в народной речи свидетельствует о преемственности поколений и об ориентации людей на сохранение идеалов их предков .
-12-
Заключение.
Таким образом, в ходе работы над темой я решила те задачи, которые поставила перед собой.
Я познакомилась с личностью писателя-земляка - Валерием Антуфьевым и убедилась, что это очень интересный человек, горячо переживающий за судьбу своей малой родины, за судьбу людей. Почти с каждым героем своих рассказов автор знаком или был знаком лично. Он не только переживает сам, но и заставляет задуматься о судьбе деревни нас, читателей.
Я прочитала многие рассказы Валерия Антуфьева, и каждый рассказ оставил в моей душе отпечаток. Каждый небольшой рассказ писателя-земляка- это целая история, из них и складывается жизнь деревни с её заботами, переживаниями, радостями.
Валерий Антуфьев в своих рассказах убеждает нас, что основа деревни-труд. Только трудолюбивые люди населяли деревни , только такие люди могут сохранить деревне жизнь.
В рассказах Валерия Антуфьева мы увидели связь поколений через наделение человека прозвищем. И опять убеждаемся , что деревня может выжить : если «живут» прозвища, вместе с ними живут и люди. Несмотря на то, что многие малые деревни вымирают, коренных жителей становится всё меньше, память о них остаётся именно в прозвищах, которыми они были наделены и которые носят их потомки.
А также деревня, её местный колорит живет в диалектах, что очень хорошо удалось показать Валерию Антуфьеву.
В ходе работы я познакомилась с дополнительной литературой, которая помогла мне в написании реферата. Кроме того, я убедилась, что те источники, которые я использовала, могут пригодиться и при анализе творчества других писателей , в первую очередь наших земляков, пишущих о деревне. Также использованные источники , в том числе и сборники рассказов В.Антуфьева, можно с успехом использовать на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика».
Таким образом, я считаю, что цель моей работы: проанализировать, как раскрывается тема деревни в творчестве Валерия Антуфьева, достигнута.
-13-
Список литературы:
Антуфьев В.В «Над белыми плесами», Верховажье, 2004.
Антуфьев В.В. «Над Кулоем-рекой», Верховажье, 2008.
Зорина Л.Ю. «Вологодское словечко: Школьный словарь диалектной лексики», ВГПУ, 2010.
Зорина Л.Ю. «Диалектная лексика говоров Вологодского края», Вологда, 2008.
Ожегов С. «Толковый словарь русского языка» , 2000.
14
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Компас своими руками
Рисуют дети водопад
Дымковский петушок
Флейта и Ветер