Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-_issledovatelskaya_rabota_kati.doc | 299.5 КБ |
II районная научно-практическая конференция
«Первые шаги в науку», посвященная 200- летию Победы России в Отечественной войне 1812 года
Секция начальных классов
Номинация: биология - животный мир
Учебно-исследовательская работа по теме:
Работу выполнила
ученица 1 «А» класса МБОУ СОШ №6 г.Сергача
Фролова Екатерина, 7 лет
Руководитель
Парфёнова Евгения Михайловна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №6 г.Сергача
г.Сергач
2012 год
Содержание
Введение.________________________________________________________________________2
Основная часть._______________________________________________________________3-11
Изучение литературы о следах животных. Нахождение сведений в
Интернете_________________________________________________3-6
Посещение Сергачского лесхоза____________________________6
Обследование территории дендрария, леса в районе «Серебряных ключей», близлежащих полей_____________________________7-12
Заключение_____________________________________________________________________13
Список используемой литературы__________________________________________14
Цель исследования:
- Распознать зверя по его следам .
- Выяснить среду его обитания.
Задачи исследования :
1. Изучить литературу о следах животных .
2. Посетить Сергачский лесхоз и расспросить лесничих о животных, обитающих в нашей местности.
3. Посетить окрестности дендрария , леса в районе « Серебряных ключей» и близ- лежащих полей в поисках следов животных.
Введение
Однажды мы всей семьей ездили на прогулку в лес на лыжах. И я впервые заметила, что на снегу множество непонятных знаков, точек, черточек, запятых. Мама сказала, что это следы различных зверей и птиц. Видимо, здесь были лесные жители – ходили , прыгали и что-то делали. Мне захотелось разобраться в этих непонятных знаках, таинственных буквах, и я решила заняться их исследованием. Ведь тот, кто не умеет читать следы, зимой ходит в лесу, как слепой, для него полностью закрыта замечательная «белая книга».
Я считаю, что мои исследования будут интересны не только мне, но и моим одноклассникам.
Гипотеза:
Если я научусь различать следы животных на снегу, я больше узнаю о самом животном и буду лучше ориентироваться в зимнем лесу.
Основная часть
Моё исследование состояло из трех этапов:
1этап: Изучение литературы о следах животных. Нахождение сведений в Интернете.
2 этап: Посещения Сергачского лесхоза.
3 этап: « В поисках следов»
1этап: Изучение литературы о следах животных. Нахождение сведений в Интернете.
Я обратилась к энциклопедии Гудкова В.М. «Следы зверей и птиц», и вот что узнала:
«Следы животных, т. е. оставленные ими отпечатки на снегу имеют большое значение для людей: по следам животных отыскивают (выслеживают), Узнают о среде их обитания, распознают число их, пол, возраст, а также ранено ли животное и даже насколько сильно ранено.
Дикие животные ведут скрытный образ жизни. Благодаря хорошо развитому чутью, слуху и зрению звери и птицы замечают человека раньше, чем он их, и если они сразу не убегают или не улетают, то затаиваются, и поведение их становится нетипичным. Разгадать тайны жизни зверей наблюдателю помогают следы их жизнедеятельности. Под этим подразумевают не только отпечатки конечностей, но и все изменения, которые животные вносят в окружающую природу. Чтобы правильно использовать обнаруженные следы, надо знать, кому они принадлежат, как давно они оставлены животным, куда животное направлялось, а также способы его передвижения. Как же научиться распознавать следы животных? Для определения свежести следа необходимо связывать воедино биологию животного, состояние погоды в данный момент и несколько часов тому назад и другие сведения. Например, утром обнаружен след лося, не припорошенный снегом, выпадавшим накануне со второй половины дня до вечера. Свежесть следа не вызывает сомнения — он ночной. Свежесть следа можно определять и на ощупь. На морозе в сухом снегу свежий след не отличается по рыхлости от поверхности окружающего снега. Спустя некоторое время стенки следа затвердевают, и тем сильнее, чем ниже температура, — след «черствеет». Любой другой след, оставленный крупным зверем, со временем становится более жестким, и чем больше времени проходит с момента образования следа, тем он становится жестче. Следы мелких зверей, оставленные на поверхности глубокого снега, не твердеют. Важно выяснить, был ли зверь здесь с вечера или прошел час тому назад. Если след старый, более суток, то искать оставившего его зверя бесполезно, он уже далеко, вне пределов досягаемости. Если же оставленный след свежий, то зверь может находиться где-нибудь поблизости. Чтобы определить направление движения животного, надо знать особенности постановки конечностей разных зверей. Присмотревшись к одиночному следу крупного животного, оставленного в рыхлом глубоком снегу, можно заметить отличие между стенками следа по ходу животного.
С одной стороны они более пологие, с другой покруче. Эти различия возникают потому, что звери опускают конечности (ногу, лапу) полого, а вынимают их из снега почти вертикально вверх. Эти различия получили названия: поволока — задняя стенка и выволока — передняя стенка следа. Поволока всегда длиннее выволоки, значит, животное двигалось в ту сторону, куда направлены короткие, то есть более крутые стенки следа. Когда животное вынимает ногу, оно надавливает на переднюю стенку, уплотняя ее, задняя стенка при этом не деформируется. Иногда, чтобы точно определить направление движения зверя, необходимо его поторопить, наблюдая за почерком следовой дорожки. Походка зверя, или аллюр его передвижения, сводится к двум типам: медленному или умеренно быстрому передвижению (шаг, рысь, иноходь) и быстрому бегу последовательными прыжками (галоп, карьер). Звери с удлиненным телом и короткими конечностями чаще всего передвигаются умеренным галопом. Они одновременно отталкиваются задними конечностями и попадают точно в отпечатки передних конечностей. Наслед при таком аллюре — парные отпечатки только задних конечностей (большинство куньих).
Иногда при медленном галопе одну или обе задние лапы зверек не доносит до отпечатков передних, и тогда появляются группы следов по три и четыре отпечатка, называемые трехчетки и четырехчетки. Реже длиннотелые и коротконогие зверьки переходят на карьер, и тогда в прыжке они ставят задние лапы впереди передних, и потому отпечатки задних лап стоят впереди передних (зайцы, белки).
Для определения свежести следа нужно тонкой веточкой разделить след. Если след легко делится, то он свежий, если не делится - старый, ему более суток.»
Затем я решила найти изображения следов животных в Интернете, скачать себе такую картинку, чтобы потом свериться с этими изображениями и угадать, чьи следы нам встретятся.
После изучения данной информации я приступила ко второму этапу своего исследования.
2 этап. Посещение Сергачского лесхоза
Папа с мамой привезли меня в лесхоз. Пообщавшись с лесниками, я узнала , что в окрестностях нашей местности обитает множество животных – это лоси, куницы, хорьки, горностаи, кабаны, лисы, зайцы, белки.
Мне показали этих животных в музее Сергачского лесхоза
.
Они мне так понравились, что еще больше захотелось научиться различать их следы. А вдруг мне повезёт, и я увижу кого-нибудь вживую?
3 этап : « В поисках следов»
3.1 .Посещение дендрария
Итак, мы отправились в дендрарий. Проехав совсем немного, я заметила петляющие следы от ёлочки к ёлочке, по всей видимости, это следы « преступления» белочки-проказницы.
Я читала , что по снегу и земле белка передвигается легкими скачками. Прыжки зверька напоминают игру в чехарду. Белка, опершись на передние лапки, задние проносит дальше по ходу. Из-за этого на следах отпечатки более крупных задних лап оказываются впереди следов маленьких передних лапок. Научившись безошибочно узнавать беличьи следы, нетрудно отыскать и другие следы деятельности этих грызунов. Прежде всего, это погрызенные зверьком шишки хвойных деревьев, семена которых являются основным кормом для большинства белок в зимнее время. Немного в стороне я и увидела покусанную шишку .
Проследовав дальше , я увидела необычные следы. Они проходили вплотную к деревьям. Было такое ощущение, что кто-то пробирался осторожно, украдкой , чтобы не быть замеченным.
По всей видимости это следы лося, т.к на следу лося, далеко позади основных копыт, хорошо заметны отпечатки боковых, дополнительных копытец
(следы 2-го и 5-го пальцев).
3.2 Обследование окрестности леса вблизи «Серебряных ключей»
Потом мы отправились в лес около «Серебряных ключей».
Первой моей находкой на данной территории были следы зайца. По всей видимости это был заяц беляк. Из рассказа лесничего я запомнила, что у беляка лапы сравнительно шире и круглее, пальцы раздвинуты довольно широко, а потому и след лап беляка на снегу почти круглый. У русака, напротив, лапа сравнительно уже, пальцы поставлены близко один к другому, а потому и след более вытянутый и овальный.
А ещё у меня сложилось впечатление, что он от кого-то убегал, так как следы друг от друга находились на большом расстоянии. Наверное, его напугала лисичка.
Мои догадки оправдались.
Проехав немного, я увидела и ее следы.
По следу лисы можно определить и ее настроение .Наша лиса перебиралась шагом , т.е. она готовилась напасть на свою добычу.
3.3 Обследование близлежащих полей.
Оказывается, есть жизнь и на пустынных полях. Там я обнаружила множество различных следов животных. Одни я сразу признала .
Это были следы мышей .
Посмотрите на них:
А это мои снимки неразгаданных следов. Может, вы догадаетесь, кому они принадлежат?
Вывод:
Я научилась распознавать многих животных по следам, оставленным на снегу, стала знать о них гораздо больше. Теперь меня часто называют «маленьким следопытом», а мне это очень приятно. Думаю, что и ориентироваться в зимнем лесу я стала лучше. И на этом мои исследования не закончатся. Летом я обязательно займусь следами животных, оставленными на земле, и созданием слепков этих следов, а потом расскажу вам об этом. До скорой встречи!
Список использованной литературы и информационных ресурсов.
1.Гудков В.М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник – определитель. М. Вече. 2008.
2.Ласуков Р. Звери и их следы. М. , Лесная страна, 2009
3.Ошмарин П. Гю, Пикунов Д.Г. Следы в природе. М .,Наука , 1990
4. http://festival.1september.ru/articles/519779/
Девочка-Снегурочка
Кто должен измениться?
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
О чем поет Шотландская волынка?