Вложение | Размер |
---|---|
uchebno_-ekologicheskiy_marshrut_po_selu_koshcheevo.rar | 60.66 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кощеевская средняя общеобразовательная школа
Корочанского района Белгородской области»
Дополнительное объединение «Юный краевед»
Учебно-экологический маршрут по селу Кощеево
Номинация «Эколого- краеведческие путеводители»
Выполнила: Скрипка Мария Игоревна, учащаяся 7 класса.
Домашний адрес: 309223, Белгородская область Корочанский район, село Кощеево, улица Прокофьева, дом 12.
Руководитель: Гребенникова Людмила Ивановна, учитель географии.
Кощеево, 2011
Содержание
Введение. 3-4
Глава 1. Местоположение и природные условия села Кощеево. 5-6
Глава 2. Учебно - экологический маршрут. 7
Станция 1. Территория школы и прилегающей к ней зоны зеленых насаждений. 7-8
Станция 2. Парковая зона села Кощеево. 9-10
Станция 3. Родник «Кощеевский». 11
Станция 4. Байрачный лес «Ямчанский» 12-14
Станция 5. Река «Корень». 15
IV . Практическая часть. 16-19
V . Заключение. 20
VI . Библиографический список . 21
Приложение 1. Карта- схема маршрута
Введение.
Люблю мой край…
Приятно это слышать:
И каждый человек
Свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше
И в цвет сирени здесь окрашен май!
Что такое природа объяснять не надо – все отлично это знают, мы много и красиво говорим о ее красоте, неповторимости, уникальности, желании уберечь от действия разрушающих факторов и т.д. Данное экологическое исследование способствует формированию принципов повседневной жизни, направленных на осознание экологической обстановки в селе, на желание изменить ее в лучшую сторону, увидев как положительное, так и отрицательное воздействие человека на окружающую среду. В ходе учебно - экологического маршрута была исследована экологическая обстановка на территории села Кощеево.
В зависимости от назначений различают два типа маршрутов: учебные экологические маршруты и познавательные экологические маршруты. Учебный экологический маршрут рассчитан на учащихся. Его основная функция — экологическое образование и воспитание учащихся непосредственно в природных условиях, пропаганда экологических знаний.
Познавательный экологический маршрут рассчитан на отдыхающих туристов и других категорий посетителей. Основная их функция — рекреационная.
Целью работы является: установление роли зеленых насаждений и выделяемых ими фитонцидов в экологии села, влияние антропогенного фактора на состояние воздушной среды. Выявление основных видов деревьев произрастающих на территории села. Просвещение учащихся, населения по вопросам бережного отношения к окружающей природе, а значит к самим себе.
Для решения данной проблемы необходимо:
Глубже знать родное село.
Разрабатывать конкретные методы природоохранительной деятельности.
Нарисовать карту-схему маршрута и обозначить на ней станции.
Создать памятку для поведения в лесу.
Представлять на суд широкой общественности обобщенные и осмысленные результаты своей работы.
Именно, исходя из этих задач, и было организовано экологическое исследование села Кощеево по маршруту: территория МОУ «Кощеевская СОШ», парк «Солнечный», родник «Кощеевский», байрачный лесок «Ямчанский», река Корень, в ходе которого на каждой стоянке проводилось описание территории, ставились определенные цели и задачи, расширялись познавательные интересы, делались выводы, давались практические советы.
Методика
В ходе нашей работы был разработан учебно-экологический маршрут «По селу Кощеево», протяжённостью 7,5 км.
Во время прохождения маршрута мы выбирали наиболее интересные места, для показа их экскурсантам и для более подробного описания объекта встреченного нами. Расстояние между станциями определялось шагами. Затем переводилось в метры и наносилось на карту-схему.
II. Глава 1. Местоположение и природные условия села Кощеево
Территория села Кощеево расположена на северо-западе Корочанского района, входящего в состав Белгородской области. Село находится в умеренных широтах между 500 47' и 500 56' северной широты, и 36056' - 37009' восточной долготы. Территория села сравнительно компактна, границы неправильной конфигурации.
Село удалено от районного центра, города Корочи, на 14 километров, расстояние до областного центра, города Белгорода, по асфальтированной дороге 65 км, до Москвы 792 км. Кощеево удалено от железнодорожных узлов на 30 км / Прохоровка /, 72 км / Белгород/.
Территория села Кощеево (Кощеевский микрорайон) граничит с запада и северо-запада с территорией Новослободского микрорайона, на севере граница проходит с территорией села Пестуново, на северо-востоке - с селом Коломыцево (Прохоровский район), на востоке и юго-востоке село граничит с территорией Поповского микрорайона. Территорию пересекают автотрасса, газопровод, линии электропередачи, способствующие развитию хозяйственных связей с другими частями Корочанского района. Положение в центре Белгородской области создает благоприятные условия для социального и экономического развития села.
Село Кощеево находится на юго-западе России, его земли – склоны Среднерусской возвышенности Русской равнины. Село находится в Центральном (междуречье Северского Донца и Оскола) природно-территориальном комплексе Белгородской области в лесостепной зоне. Современный рельеф Кощеевского микрорайона представляет собой равнинную поверхность, расчлененную долинами, балками и оврагами и носит в целом волнисто - балочный характер. На большей части территории села преобладают небольшие уклоны с крутизной склонов в 2-3 градуса, в днищах балок и долин крутизна склонов достигает 5- 10 и более градусов.
Поверхность Кощеевского микрорайона приподнята над уровнем моря в среднем на 210 - 230 метров. Территория села сильно подвержена ветровой и водной эрозии, и как следствие этого, наличие здесь многочисленных оврагов и балок.
На территории с. Кощеево добывают песок, глину, которые используют как местный строительный материал.
Климат Кощеевского микрорайона умеренно-континентальный. У нас довольно мягкая зима со снегопадами и оттепелями, лето -продолжительное, теплое, иногда довольно жаркое с засухой и суховеями. Среднегодовая температура воздух +6,3оС. Средняя температура января – 8,5 С. Средняя температура июля +19,5 С. Среднегодовое количество осадков 490 миллиметров в год.
Село Кощеево находится на расстоянии около 3 км к востоку от реки Корень, которая является притоком р. Северский Донец (Бассейн Дона).
Кроме реки на территории села Кощеево, имеются пруды, болота, водохранилище. Пруды в основном расположены по днищам балок. Всего насчитывается 7 прудов и одно водохранилище. Подземные воды приурочены к Днепровско- Донецкому артезианскому бассейну. В селе наибольшее хозяйственное значение имеют подземные воды двух водоносных горизонтов - палеогенового и мелового. Водоносные горизонты в основном безнапорные. Воды имеют гидрокарбонатно -калыцевый состав . Эти воды хорошего питьевого качества. Дебит скважин колеблется от 0,1 до 3,5 литров в секунду. Значение подземных вод в хозяйстве села трудно переоценить. Хозяйственно - питьевое водоснабжение Кощеевского микрорайона осуществляется исключительно за счет использования подземных вод.
Наиболее распространенной почвообразующей породой на территории Кощеевского микрорайона являются глины и суглинки. Наибольшее распространение получили черноземы типичные и выщелоченные, тяжелого механического состава. По днищам балок залегают дерново-намытые почвы.
Типичная растительность - лесостепная. Коренными лесами на этой территории были широколиственные леса. В настоящее время здесь имеются отдельные урочища и лесочки разнообразной величины и очертаний. Большинство из них располагается в вершинах балок и оврагов, и редко занимают их днища. В пойме реки Корень, а также на дне оврагов, где имеется выход грунтовых вод, произрастают леса с преобладанием различных видов ив. Леса балок и оврагов «байрачные леса» в основном представлены раскидистыми ясенями и вязами, остролистными кленами, кудрявыми липами и дубами в первом ярусе. Во втором ярусе растут черемуха, дикие яблони и груши. В третьем или кустарниковом ярусе господствуют лесной орешник (лещина), терн, шиповник, бузина.
Степная растительность состоит из злаков и разнотравья. Разнотравье представлено тысячелистником, полынью обыкновенной и горькой, клевером, шалфеем, зверобоем, душицей и многими другими видами. Из злаков доминирует типчак, пырей ползучий, мятлик узколистный.
На 1 января 2011 года в селе Кощеево (Сцепное, Емельяновка, Чернышовка и Долгий Бродок) проживало 1132 - человека. Основное население – русские и украинцы.
В селе большая плотность населения. По обе стороны от центрального шоссе на протяжении 4 км расположен жилой массив, соединяющий населенные пункты: село Сцепное и село Кощеево.
III. Глава 2. Учебно- экологический маршрут.
Станция № 1. Территория школы и прилегающей к ней зоны зеленых насаждений.
Можно с уверенность заявить, что школьная территория расположена в «сердце» села Кощеево. Школьное здание, вместе с шумящей детворой, надежно защищено с восточной стороны рядам высоких берёз, с юго-восточной стороны яблоневым садом из 7 рядов деревьев, с южной, западной и северной стороны рядами клёнов и лип, ясеня, кустарниковой зоной, на территории школы произрастают сирень, плодовые деревья, кусты роз, разнообразие цветов и травянистых растений. Именно такой зеленый оазис наиболее благоприятен для здоровья детей, среди зелени легче дышится, здесь не досаждают зной и пыль, в жаркий летний день можно отдохнуть на деревянных лавочках в тени берёзок.
Всего на пришкольном участке произрастают – 267 деревьев и кустарников.
На пришкольном участке находятся 195 экземпляров деревьев, что составило 73%. Деревья представлены березой, клёном, ясенем, липой, яблоней. Преобладающей древесной породой является берёза - 73.
Вторая группа объектов представлена кустарниками. Мы насчитали 72 экземпляров (27 %). Это роза, сирень. Преобладает роза.
Вывод: проанализировав данные, мы пришли к выводу, что видовой состав зеленых растений на пришкольном участке не очень богат. В основном растения лиственные. Нужно посадить хвойные растения, которые могли бы улучшать окружающий воздух.
Надо производить работы по улучшению состояния зеленых насаждений, учитывая биологические особенности растений и экологическое назначение пришкольной территории.
Ближе к школьной изгороди с западной стороны можно увидеть самое «сладкое» дерево школьной территории – липу. А что мы о ней знаем?
Липа.
Почему в народе говорят: «Ободрали как липку?» Смысл поговорки – забрать у человека все, оставить его «голым». Появилась эта поговорка, как ни странно, благодаря лаптям, которые раньше были самые распространенной обувью русских крестьян. Лапти плели из липового луба. На одну пару шла кора от 2-3 молодых лип. Вот и стояли они в лесах ободранные, совершенно голые. Древесина у липы удивительная, она не трескается и не коробится, а поэтому служит материалом для знаменитых резчиков по дереву. Хохломская расписная посуда делается именно из липы. Лучшая тара - из липы, чертежные доски – из липы. Липа является самым сладким деревом, ведь кто не знает липового меда!
В 1984 году, в честь открытия нового здания МОУ «Кощеевская СОШ» выпускниками школы была посажена берёзовая аллея. Берёзки клонят в сторону школы свои ветви, приглашая ребят в школу.
Береза.
Является воплощением красоты русской природы. У древних славян она считалась священным деревом. «Березолом» называли на Руси месяц апрель, а березу – деревом четырех дел: первое дело – мир освещать, второе дело- крик утишать, третье дело – больных исцелять, четвертое дело – чистоту соблюдать. Березовая лучина на протяжении столетий светила в крестьянских избах, а березовые дрова считались лучшим топливом. Из березы извлекали деготь, делали туеса, лодки, одежду. Она служила для письма. При раскопках были найдены берестяные грамоты. Березовый сок применяли при лечении золотухи и цинги, березу называют деревом – пионером. Она первая из древесных пород заселяет любой свободный клочок земли. Это происходит потому, что береза неприхотлива, но светолюбива и совершенно не выносит затемнения.
Станция № 2. Парк «Солнечный»
Парк благоустроен в 2009 году, занимает площадь 1,7 га, насчитывает более 450 деревьев и кустарников разных пород, среди которых яблоня, ель, туя, липа, каштан, клен, акация белая, рябина, береза, крушина, бересклет, розы. Деревья, произрастающие здесь, имеют средний возраст около 30 лет, но есть и более молодые, в парке хорошо заметна ярусность. Парковая зона, как зеленый щит, защищает центр села от загрязнений, поступающих в атмосферу выхлопных газов от потоков машин, идущих по главной дороге села. Парк является центром рекреационной зоны села Кощеево. На территории парка находится яблоневый сад, заложенный к 40- летию Победы, ветеранами Великой Отечественной войны. Инициатором создания парка, была глава Кощеевского сельского поселения Марченко О.С. к созданию и благоустройству парка привлекались учителя и учащиеся МОУ «Кощеевская СОШ».
Растение - одно из царств органического мира. Исключительно важную роль играют растения в жизни человека. Главные функции зелёных насаждений - санитарно-гигиеническая, рекреационная, структурно-планировочная [3,стр.114].
Зеленые насаждения - это резервуары чистого воздуха, они задерживают от 20 - 80 % пыли. Запыленность воздуха под деревьями меньше, чем на открытом месте в среднем на 42 %.На 1 м 2 площади листьев задерживается от 1,5 до 10 г пыли. В течение 1 часа 1 га зеленых насаждений поглощает 8 кг СО 2, т.е. столько, сколько за это время выделяет его 200 человек. Фитонциды, выделяемые деревьями, очищают воздух от различных болезнетворных бактерий. Другие породы выделяют эфирные масла, насыщающих воздух ароматом.[5, c4-5]
Различные деревья и кустарники выделяют большое количество фитонцидов. Фитонциды – это вещества растительного происхождения, обладающие свойством убивать микроорганизмы, в том числе болезнетворные. Летучие фитонциды – это эфирные масла, выделяемые растением и защищающие его от грибков, простейших, бактерий. Таким образом, фитонциды воссоздают невосприимчивость, или, как говорят, природный иммунитет растений к различным видам заболеваний. Листья березы, липы, яблони, хвоя ели, кора черемухи – все они выделяют фитонциды. Эти растения наиболее часто встречаются в парковой зоне.
Яблоня домашняя (культурная) – это фруктовое дерево, семейства розоцветных (Rosaceae Juss).
На территории России яблоня встречается в дикорастущем виде и культивируется повсеместно.
Химический состав яблони домашней:
Плоды яблони содержат сахара, клетчатку, пектины, органические кислоты, дубильные вещества, эфирное масло, небольшое количество аскорбиновой кислоты, витаминов B, Р, каротина, минеральные соли (марганец, калий, натрий, кальций), фитонциды.
Применение яблони домашней в медицине, лечение яблоней:
Благодаря наличию в плодах пектиновых веществ и танинов яблочная диета дает хорошие результаты при острых и хронических энтероколитах. Кроме того, пектиновые вещества связывают и выводят из организма холестерин, в связи с чем яблочная диета показана при атеросклерозе, а низкая калорийность плодов делает их незаменимыми при лечении лиц, страдающих ожирением.
Из кислых сортов яблок готовят яблочно-кислый экстракт железа (Extractum ferri pomati), который назначают при гипохромной анемии.
Тополь.
Для села тополь очень ценное растение, ибо это дерево – самое устойчивое при загрязнении атмосферы. Тополь выдерживает большие концентрации выхлопных газов автомобилей, производственных выбросов.
Самая главная ценность тополя состоит в очищении воздуха от пыли и оксидов углерода: одно дерево тополя за 5 месяцев (май-сентябрь) поглощает 45 кг углекислого газа, а 300 молодых тополей за лето задерживают на листьях до 400 кг пыли. Это растение двудомное: на одних растениях развиваются женские цветки, которые дают семена с пухом для расселения, на других развиваются мужские цветки. Некоторые селяне негодуют по поводу тополиного пуха, но если сажать на улицах тополя с мужскими цветками, пуха не будет. Тополь широко используется в озеленении и в лесных посадках. Он относится к быстро растущим и морозоустойчивым породам деревьев.
Станция № 3. Родник «Кощеевский».
Родник «Кощеевский» дал название нашему селу.
Существует легенда возникновения этого названия. Люди в то время селились в местах, где поблизости была вода, родники. Возле такого места поселилась семья деда Кости, в простонародье величали его «Коща», он прославился своим умением изготовлять дуги из ракитного дерева. Отсюда и название Кащаево поселение. В те времена облюбовали это место и другие люди и поселились тоже неподалёку от этого родника. Много воды утекло из родничка, и много историй повидал он. Любили люди свой родник и ухаживали за ним. А он им дарил чистую, прохладную воду.
Первое документальное упоминание села относится к 1852 году, как о небольшой части Корочанского уезда Курской губернии. Здесь было уже 36 дворов с населением в 112 человек, которые занимались в основном изготовлением дуг и хлебопашеством. Кстати сказать, дуги делались расписные и пользовались большим спросом на ярмарках в Короче, Полтаве, Москве, Нижнем Новгороде.
Далее, в 1868 году, деревня Кащеево (в то время через «а») насчитывала 55 дворов и 607 жителей. Это была «Казённая слобода при колодцах». Так как через село проходила «семицкая дорога» здесь проезжало много людей. Часто останавливались на ночлег или просто испить водицы. Здесь было много холодных ключей-родников, называемых «криничками». Кощеево было не из бедных сел, в лаптях хохлы не ходили. Из промыслов хорошо были развиты ткацкое и сапожное ремёсла, выделка кож, столярное дело, бондарство, плетение верёвок и лаптей. Женщины занимались домашним хозяйством, растили детей, ухаживали за стариками, пряли, ткали, шили одежду.
Сейчас это самый благоустроенный родник. Здесь расчистили территорию, жители села посадили цветы и деревья. В окрестностях родника, учащимися школы, были высажены сосны и берёзки. Здесь растут плодовые деревья - вишни, яблони. Из дикорастущих видов произрастают - ивы и ольха.
Станция № 4. Лес «Ямчанский».
Цель стоянки: познакомиться с видовым разнообразием растений и животных, определить значимость леса для села, разработать правила поведения в нем.
Лес прекрасен во все времена года: весной - нежной зеленью листвы, летом - буйством жизненных сил и ростом всего живого в нем, осенью - многоцветьем красок увядающей листвы, зимой - снежным убором ветвей. Лес успокаивает нервную систему человека, устающую от городского шума. Воздух леса богат кислородом, фитонцидами. Фитонциды, защищая деревья от вредных микроорганизмов и насекомых, в то же время благотворно действуют на здоровье человека. Гектар леса любого состава очищает в течение года 18 млн. м3 воздуха и поглощает за час столько углекислоты, сколько за это время выдыхают 200 человек. Отдельные фитонциды ионизируют и озонируют воздух. Даже кратковременное пребывание в лесу положительно сказывается на важных жизненных функциях человека. Даже в парках воздух содержит в 200 раз меньше бактерий, чем на прилегающих улицах. Но нужно знать, что фитонциды выделяются живым деревом, и сломанные ветки, привезенные в дом, никакого положительного воздействия на воздух комнаты не оказывают. Летние веники из веток различных деревьев, пучки из лапок сосны и ели никакой пользы не приносят, в то же время деревья, у которых сломаны ветви, прекращают рост, пока не зарубцуют раны, а чаще всего начинают болеть от попавших в рану болезнетворных бактерий и спор грибов. .[3, c10-11]
Больших лесов в округе нет. Но остались небольшие участки леса называемые «лесок». Названия они получили по той улице, близ которой произрастали: «Ямчанский лесок», «Гринёвский лесок», «Емельяновский лесок», «Сцеплянский лесок».
Лес «Ямчанский» относится к мелкомассивным (от 07, км до 1 км ) лесам. Он выполняет роль «зелёного кольца» для села Кощеево. Этот тип лесов служит для создания лучшего микроклимата полей, предотвращения смыва почв, позволяет сохранить фауну. В нём можно создать места отдыха для населения.
Лесной массив расположен к северо - западу от села Кощеево. Основные породы деревьев и кустарников – дуб, орешник, ясень, клён, липа, черёмуха, дикие яблони и груши, тёрн, калина, шиповник. Обитают: зайцы, лисы, много птиц и насекомых. Лесной массив обладает большой фитонцидной активностью, является естественным укрытием для зверей, защищает село от ветров, активно очищает атмосферу.
Черемуха.
Весной кустарники и деревья черемухи усыпаны, как снегом, кистями белых цветов. А осенью с ветвей свисают кисти черных блестящих ягод-костянок, сладких и вяжущих. Из плодов черемухи варят кисели, их соком подкрашивают прохладительные напитки. Корою черемухи окрашивают ткани в зеленый или буро-красный цвет. Черемуха имеет лекарственное значение. Горсть спелых ягод без косточек или стакан отвара сухих плодов помогают при расстройстве желудка. Настой цветков употребляют при глазных заболеваниях. Косточки плодов не следует есть, так как у некоторых видов черемухи они содержат ядовитую синильную кислоту. Кроме всего перечисленного черемуха обладает исключительными свойствами. Сильный, несколько опьяняющий аромат цветков и листьев очищает воздух от микробов. Черемуха выделяет наиболее сильные фитонциды, содержащие синильную кислоту.
Дуб обыкновенный.
Это листопадное дерево, достигающее 50 м высоты, семейства буковых (Fagaceae). Кора у старых деревьев (с 50-60 лет) буро-серая, трещиноватая, толщиной до 10 см, у молодых стволов и ветвей серебристо-серая, трещиноватая, у молодых побегов гладкая, оливково-бурая. Цветки однополые, растение однодомное. Плоды - желуди, буровато-желтые с продолговатыми полосками и шипиком на верхушке, погружены в неглубокую чашевидную плюску. Размножение семенное; желуди разносятся птицами. Плодоносить начинает с 40-60 лет. Обильные урожаи желудей повторяются через 4-8 лет. Дуб живет до 400-500 лет, отдельные деревья - до 1500-2000 лет, достигая 4 м в диаметре. Растет в широколиственных лесах и дубравах. Относительно светолюбив, и в молодом возрасте, когда он медленно растет, часто заглушается быстрорастущими деревьями (березой, осиной и грабом). Поэтому требует ухода - осветления путем вырубки быстрорастущих пород.
Ни одно дерево не пользовалось у народов Европы такой любовью и почетом, как дуб. Славяне, древние греки, римляне считали его священным, поклонялись ему, приписывали чудодейственные свойства. Считалось, что дуб был дан богами людям как великий подарок. Без разрешения жрецов нельзя было срубить дуб, обломать ветку. В Греции дубовая ветка была символом силы, могущества, знатности. Дубовыми ветками награждали воинов, совершивших великие подвиги. Греки считали, что дуб появился на земле раньше других деревьев, и посвящали его богу света, наук и искусства Аполлону. Славяне же посвятили дуб Перуну. Под священными дубами у славян проходили собрания, судилища, свадебные обряды.
Это дерево хороший дубитель жестких сортов кожи; дает желтую, зеленую, темно-коричневую и черную краски. Листья пригодны для окраски тканей, шерсти в черный цвет. Корм для дубового шелкопряда. Листья употребляют как пряно-ароматическое добавление при засолке огурцов. Галлы пригодны для изготовления черных чернил, серой и коричневой красок, для дубления подошвенной кожи. Желуди в ветеринарии - как вяжущее и противогнилостное средство; внутрь в виде порошков, кашек и микстур - при гастритах и энтеритах. Желуди - суррогат кофе; очищенные от кожуры - для получения крахмала и муки. Корм для свиней, крупного рогатого скота, лошадей, гусей и диких животных. Урожайность желудей в дубовом лесу - до 2 т/га.
Благотворное влияние на больных гипертонической болезнью и атеросклерозом оказывают летучие фитонциды дуба. Вдыхание воздуха дубового леса в течение даже 20 мин приводит к исчезновению головных болей, уменьшению болей в области сердца, к снижению раздражительности и нормализации сна.
Мой друг, когда ты входишь в лес,
Один или с толпой,
Будь с рюкзаком ты или без –
Закон для всех простой:
Коль хочешь слышать леса звук,
Молчи и ни кричи.
Зверей и птиц полно вокруг
Пугать их нет причин.
Станция № 5. Река Корень.
Из текста «челобитной» войсковых обывателей узнаем, что истоки реки Корень назывались «студеными верховьями». Указанное словосочетание интересно несколько иным смысловым значением к названию реки Корень. В отличие, скажем, от словосочетания «сиверские донецкие верховья» к названию реки Северский (Сиверский) Донец. По аналогии с последним, реку Корень можно было бы, в таком случае, называть еще и рекой Студеной. Но второго такого названия у реки Корень не существовало. Разрешить кажущееся противоречие помогает следующее предположение. Верховья реки Корень назывались студеными по названию находившегося в них «Студеного колодезя». [2, c 2]
Река Корень имеет протяжённость около 70 км, она впадает в реку Нежеголь (Шебекинский район) и относится к бассейну реки Северский Донец, притока Дона, воды которого впадают в Азовское море. Характер течения равнинный, спокойный. Направление течения с севера на юго-восток. Питание осуществляется за счет атмосферных осадков и грунтовых вод. Средняя глубина реки 0,5 метра. На территории реки находится «Бродовское» водохранилище. В последние годы река сильно обмелела. В 2010 году, в летнее время река, из – за сильной засухи и высокой температуры воздуха пересыхала, но осенью русло реки было вновь наполнено.
Вблизи реки, в речной долине, произрастают вербы, ивы, ольха. Все деревья довольно старые, встречается много сухих веток и старых коряг.
Неподалеку от берега спеет на раскидистых плетях ежевика, шуршит тростник, осока, нежно зеленеют гордые ирисы. Такая красота кругом. Эту красоту нам надо беречь, чтобы было, что показать детям и внукам, чтобы они отдыхали на речном бережку, с удовольствием ели ароматные ягоды ежевики и смеялись от счастья.
4. Практическая часть.
Опыт №1. Определяем по растениям биоиндикаторам атмосферного загрязнения присутствие загрязнителей в воздухе.
Название растений | Место нахождения растения | Видимые изменения во внешнем виде. | Вид загрязнения |
Ель | Парк «Солнечный | Хвоинки имеют пожелтения в виде колец. | Загрязнение СО 2 |
Сосна (молодые растения) | Родник «Кощеевский» | Хвоинки зелёные, без особенностей | Не обнаружено. |
Каштан | Район дороги с интенсивным движением (у парка) | Подсохла листва, есть голые ветви. | Загрязнение Сl 2 |
Липа | Район дороги с интенсивным движением (у парка) | Отдельные листья выглядят сухими, обгоревшими, на них есть участки, лишенные хлорофилла. | Выхлопные газы |
Розы | Клумбы в парке, рядом со школой. | Листья без некрозов | Не обнаружены |
Опыт №2. Устанавливаем роль фитонцидов в улучшении окружающей среды села, противодействии болезнетворным организмам.
Для исследования возьмем сок из листьев тополя, сок из листьев черемухи и березы, т.е. пород деревьев наиболее часто встречающихся в лесополосе и у дворов вдоль центральной дороги села.
Ход эксперимента:
В керамической ступке растираем листья березы, черемухи и тополя.
Отжимаем через марлю несколько капель сока исследуемого растения.
В стакан помещаем комочек почвы, добавляем чуть-чуть воды, перемешиваем, даем осесть твердым почвенным частицам, берем каплю воды из стаканов, наносим ее на предметное стекло, накрываем покровным стеклом. Рассматривая препарат под микроскопом, видим простейших (амеб, инфузорий), которые передвигаются в капле воды, замечаем, с какой активностью передвигаются простейшие.
Добавляем под покровное стекло каплю приготовленного сока из листьев растений.
Фиксируем время, в течение которого происходит гибель простейших после воздействия на них растительного экстракта.
Данные заносим в таблицу.
Полученные результаты.
Растение | Активность простейших до соприкосновения с фитонцидами | Активность простейших после прикосновения с простейшими фитонцидами |
Береза | активны | Движение замедленно, гибель через 20 минут |
Тополь | активны | Гибель через 6 минут |
Черемуха | активны | Гибель через 4 минуты |
Фитонцидная активность исследуемых растений ( график)
время
25
20
15
10
5
виды деревьев
Береза Тополь Черемуха
Вывод: из 3 исследуемых растений, обладающие фитонцидными свойствами, самым активным оказался экстрат из листьев черемухи.
Предложения:
1. Вдоль дорог, в аллеях, около детских учреждений как можно больше сажать саженцев черемухи.
2. На место старых тополей в центре села посадить новые саженцы, регулярно делать обрезку кроны.
3. Парковой зоне необходим тщательный уход, как естественному зеленому барьеру.
Можно сделать вывод, что школа находится в экологически благополучном месте, где много фитонцидных растений, нет интенсивного движения автотранспорта.
Опыт 4 Проделываем еще один несложный эксперимент. Измельченные листья березы, тополя и черемухи помещаем в стеклянные банки, туда же садим по несколько комаров и закрываем стеклянными крышками. Через 40 секунд в банке с листьями черемухи комары погибли, в банке с листьями тополя через 2 минуты, с листьями березы через 7 минут.
Таким образом, подтверждается высокая фитонцидная активность черемухи.
Отмечаем, что территория школьного двора хорошо озеленена, ухожена, деревья растут аккуратными рядами, однако на территории, прилегающей к школьной, жители не следят за санитарным состоянием, устраивают временные свалки мусора, веток, напротив центральной котельной и кладбища.
Школьники регулярно следят за состоянием зеленых насаждений, за чистотой школьного двора, аллеей, убирают мусор, листья и ветки, подбеливают бордюры и деревья, садят цветы.
Учитывая выше проделанные опыты делаем вывод, что лесные насаждения играют значительную роль в оздоровлении экологической обстановки села, предлагаем следующие правила поведения в лесу и в парке.
Правила поведения в лесу и парке
Не ломай ветви деревьев и кустарников.
Растение – живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там, где много растений, легко дышится.
Не повреждай кору деревьев. Пойми, им больно, они перестают расти, долго и мучительно умирают, только сказать это не могут.
Не рви цветы в лесу и на лугу. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.
В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысяча – пустыню.
Нельзя брать яйца с гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.
Не разводи костер в лесу, если в этом нет необходимости. Кострище – это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15 – 20 лет. От костра может возникнуть пожар.
Не сбивай грибы, даже несъедобные. Тот, кто сшибет палкой мухоморы, не понимает лес. Мухоморы помогают расти деревьям. Ими питаются лоси, сороки.
В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнезда. Нужно ценить извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.
Не оставляй после себя в лесу беспорядок. Помни: брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, т.к. нет на земле бактерий, которые могут его разрушить. А осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.
V . Заключение.
В ходе экологической экспедиции по селу Кощеево установлено, что парковая зона и лесной массив являются мощными зелеными щитами села, положительно влияющими на экологическую обстановку.
Учитывая фитонцидную активность растений, на территории села необходимо посадить больше саженцев черемухи, березы, дуба, липы.
Школа расположена в экологически чистом районе села, защищена зеленой зоной в состав которой входят наиболее значимые фитонцидные растения, ведется природоохранительная работа и работа по благоустройству школьной территории.
Для повышения сознательности населения необходимо:
Проводить мероприятия по защите и охране зелёных насаждений с целью сохранения посадок; предотвращения сжигания листвы и мусора на месте зелёных насаждений.
Организовать посадки черёмухи на территории школы силами учащихся, родителей и учителей школы.
Сотрудничать с природоохранными организациями, поддерживать деловые отношения с другими школами района, занимающимися экологической деятельностью.
Обращаться в администрацию села с предложениями по улучшению экологического состояния села.
Участвовать в благоустройстве села и школьной территории.
Лесную зону предлагается расширить, а для этого привлечь учащихся школы и рабочее население. По возможности очистить территорию леса от сухостоя, мусора.
VI . Библиографический список
1. Постановление Министерства образования РФ и Минприроды РФ №4/1-6 от 30.03.94 «Об экологическом образовании».
2. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В., Муравьев А.Г.Практикум по экологии: учебное пособие.- М.: АО МДС, 1999.- с. 61-62, 112-116.
3. Бобов, А. «Слобода Холодная» / А.Бобов // Истоки. – 2004. – 18 авг. – С. 2.
4. Булохов А.Д. «Экологическая оценка среды методами фитоиндикации», Издательство БГПУ, 1996 г.
5. Молчанов А.В., Протасов В.Ф.Экология, здоровье и природопользование в России.- М.: Финансы и статистика, 1995.- с. 167-172.
6. Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова "Экология России" Москва. А.О.МДС.1996г
7. Осыков Б. Белгородский алфавит: краткий краеведческий справочник – Воронеж: Центрально - Черноземное книжное издательство, 1990.
8. Экология Белгородской области: учебное пособие для учащихся 8-11-х классов/А.Н. Петин, Л.Л. Новых, В.И. Петина, Е. Г. Глазунов. – М.: Издательство МГУ, 2002. – 288с.
Злая мать и добрая тётя
Смекалка против Змея-Горыныча
Как нарисовать зайчика
Два плуга
Щелкунчик