“Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие. Возможно, для повышения собственной самооценки школьный дресс - код может оказать огромную услугу, ведь он позволяет одеваться стильно, хотя и строго”
модельер Вячеслав Зайцев.
Вложение | Размер |
---|---|
pismennaya_chast.doc | 150 КБ |
Школьная форма: «за» или «против»?
“Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие. Возможно, для повышения собственной самооценки школьный дресс - код может оказать огромную услугу, ведь он позволяет одеваться стильно, хотя и строго”
модельер Вячеслав Зайцев.
Введение
Актуальность: сколько споров и разных мнений сейчас у нас. Одни считают, что школьная форма необходима. Другие придерживаются мнения, что демонстрирует несвободу ученика, унижает его. Есть люди, которые считают, что школьная форма – изобретение советского руководства. У школьной формы есть противники и сторонники. Современные школьники-подростки в большинстве своем выступают резко против. Родители и учителя же, наоборот, ратуют за введение этого элемента, уповая на то, что школьная форма помогает учиться.
“Дресс-код” – слово относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально означает “код одежды”, то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определенной корпорации. Работодатель может установить свои правила: например, женщинам нельзя приходить на работу в брюках, или – можно только в деловых костюмах, или юбки должны быть до колена – ни короче, ни длиннее, свободная форма по пятницам и т.д. и т.п. Многие взрослые россияне уже приобщились к корпоративному духу, но их дети по-прежнему ходят в школу “в чем попало”.
Стоит ли вводить форму или позволить духу демократии и дальше вырабатывать в детях собственный стиль? Этот вопрос все чаще порождает бурные дискуссии. Споры ведутся и о том, повысит ли форма дисциплину и успеваемость?
А как к форме относиться нам? Нужна ли форма в нашей школе обязательно во всех классах? Ведь через год нам предстоит перейти в среднее звено, где не введено обязательное ношение школьной формы!
Цель исследования: Повышение интереса и рейтинга школьной формы среди одноклассников для определения отношения к школьной форме и ношении её в дальнейшем.
Задачи:
Изучить историю появления школьной формы.
Провести опрос среди учителей, родителей, учеников среднего, старшего звена и одноклассниц «Что вы знаете о женских шляпках?»
Сделать сообщение для одноклассников «Школьные формы разных стран».
Провести дискуссию «Школьная форма «за» и «против».
Провести конкурс дизайнерских разработок «Модные тенденции школьной формы 2011 – 2012»
Подвести итоги дискуссии и опроса. Сделать выводы по теме «Школьная форма «за» или «против».
Гипотеза: Я предполагаю, что исследовательская деятельность поможет мне
определиться в отношении к школьной форме;
будет способствовать возникновению интереса к моей теме у учеников, обогащению их знаний по данной теме и желанию носить школьную форму, распространению этой идеи среди ближайшего окружения.
План работы
Поиск информации по теме в Библиотеке и Интернете совместно с родителями.
Беседа с родственниками о школьной форме в их годы.
Подбор фотографий из семейного альбома для создания презентации.
Разработка опросника для различных категорий участников образовательного процесса.
Проведение опроса и обработка результатов.
Разработка собственных моделей школьной формы.
Сообщение и проведение дискуссии.
Организация конкурса и выставки дизайнерских работ «Модные тенденции школьной формы 2011 – 2012»
Глава 1. Теоретические основы «Из истории школьной формы»
Школьная форма в Российской империи
Сначала я решила узнать исторические сведения по данной теме.
У школьной формы в России богатая история. До 1917 года она была сословным признаком, т.к. позволить себе обучение в гимназии могли только дети богатых родителей.
Итак, точная дата введения школьной формы в России - 1834 году. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табеля о рангах». Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.
В 1834 году была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи, в том числе и для средних учебных заведений. Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896 году.
Форма учащихся средних учебных заведений имела полувоенный характер. Сходные по фасону, их фуражки, шинели и гимнастерки отличались цветом, кантами, а также пуговицами и эмблемами. У учащихся гимназий были светло-синие фуражки с черным козырьком, цветным кантом и эмблемой. Эмблема прикреплялась к околышу и представляла собой две серебряные пальмовые ветви, между которыми размещались инициалы города, номер гимназии и буква "Г" (например, "СПБ.3.Г." или "М.5.Г."). Летом на тулью фуражки надевался чехол из коломянки. Зимой, в холода, надевали наушники из черного фетра на коричневой байке внутри. Кроме того, в морозы надевали башлык цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой.
Повседневная форма гимназистов состояла из суконной гимнастерки синего цвета (ткань темнее, чем на фуражке) с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанной черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой, на которой были выгравированы и закрашены черной краской те же буквы и цифры, что и на эмблеме (но без пальмовых ветвей). Брюки у гимназистов были черные, без канта. Ботинки были черные, на шнуровке. Летом гимназисты носили коломянковые гимнастерки с серебряными пуговицами.
Старшеклассники обычно ходили не в гимнастерках, а в куртках со стоячим воротником, как у морского кителя. В некоторых гимназиях гимнастерки и куртки приняты были не синие, а серые, брюки же всегда были черного цвета.
Гимназисты имели также выходную форму - мундир, темно-синий или темно-серый, однобортный, с обшитым серебряным галуном воротником. Этот мундир носили и с ремнем, и без ремня (вне школы). К мундиру надевали крахмальный воротничок. Шинель была типа офицерской, светло-серая, двубортная, с серебряными пуговицами, петлицы синие, в цвет фуражки, с белым кантом и пуговицами. Шинели были холодные и на вате, со стеганой серой подкладкой. Вместо шарфа носили черный суконный нагрудник, как у матросов. Ученикам младших классов разрешался зимой черный каракулевый воротник.
Учителя и прежде всего надзиратели строго следили за соблюдением всех правил ношения костюма.
Гимназистам строго запрещалось носить разные по цвету предметы костюма, например, серую блузу и черные брюки. Костюм должен был быть только черного цвета. Однако ученики старших классов гимназии зачастую носили разные по цвету брюки и костюм.
Повседневные платья воспитанниц институтов благородных девиц шили из камлота. Гимназистки приготовительных классов (от пяти до семи лет) носили кофейные или коричневые платья; от восьми до десяти - голубые или синие; от одиннадцати до тринадцати - серые. Старшие гимназистки носили белые платья. Платья были закрытые ("глухие"), одноцветные, самого простого покроя. C ними носили белый передник, белую пелеринку и, иногда - белые рукавчики.
В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена вместе с многими другими наработками в области образования.
С точки зрения «классовой борьбы» старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки — «гимназистка»). С другой стороны — форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженное и подневольное положение.
Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.
Однако, со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. Произошло это в 1948 году, в период всеобщего «обмундиривания», когда ведомство за ведомством одевались в форму. Школьная форма образца 1948 года фактически копировала фасон формы классических гимназий — и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам.
Дожила эта форма до конца 1962 учебного года. Первоклассники-мальчики сентября 1962 года пошли в школу уже в новой форме — без фуражек с кокардой, без поясных ремней с массивной пряжкой, без гимнастерок. Форма для девочек практически не изменилась.
В СССР школьная форма несколько раз менялась. Существовало несколько моделей. У девочек — классическое коричневое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант. Школьные платья были скромно украшены кружевными отложными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжетов было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались. В целом, форма для девочек практически полностью копировала форму российской дореволюционной женской гимназии, за исключением того, что гимназистки носили соломенные шляпки.
Строгость нравов эпохи Сталина распространялась, разумеется, и на школьную жизнь. Самые незначительные эксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.
Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали — «модельные стрижки» до конца 1950-х были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами. Школьную форму эпохи И.В.Сталина можно увидеть в фильмах «Первоклассница», «Алёша Птицын вырабатывает характер», и «Васёк Трубачёв и его товарищи».
«Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако это всё-таки произошло.
Покрой формы стал более тождествен тем направлениям моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам (школьников конца 1960-х мы можем видеть в культовом фильме «Доживём до понедельника»).
У мальчиков с 1975-1976 учебного года серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушёрстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода») с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки ()). Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы. На боковой части рукава была нашита эмблема (шеврон) из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем — символ просвещения. У мальчиков-старшеклассников брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве.
В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.
В 80-х годах, когда контроль за соблюдением школьной формы стал менее строгим, некоторые школьники заменяли стандартные эмблемы армейскими нарукавными нашивками.
Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами (без нарукавной эмблемы) и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.
Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность. Плиссированная юбка, жилет и главное — блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму». Разрешалось носить распущенные волосы.
Члены детских и молодёжных коммунистических организаций (октябрята, пионеры и комсомольцы) должны были носить, соответственно, октябрятский, пионерский и комсомольский значок, пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук. Поскольку все ученики младших классов поголовно были октябрятами, практически все (за редчайшими исключениями в виде отпетых хулиганов и двоечников) — пионерами и большинство старшеклассников — комсомольцами, значки и пионерский галстук были практически обязательным дополнением к школьной форме. Помимо обычного пионерского значка существовал особый вариант для пионеров, активно занимающихся общественной работой. Он был немного больше обычного и на нём была надпись «За активную работу».
В 1990-91 годах ношение пионерских галстуков и октябрятских значков, а также комсомольских значков прекратилось.
Школьную форму 1980-х можно увидеть, например, в фильмах «Гостья из будущего», «Приключения Электроника» (форма младших классов с красной нашивкой), «Школьный вальс» и «Плюмбум, или Опасная игра» (форма старшеклассников с синей нашивкой).
Обязательное присутствие школьной формы в России было отменено весной 1992 года.
В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. В ряде школ нет формы, принятой официально, но форма может вводиться на уровне класса, по согласованию с родителями учеников (обычно такую «классную» форму вводят в младших классах). Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды делового стиля.
Школьная форма советского времени (или платья, стилизованные под неё) с белыми фартуками традиционно надевается выпускницами на Последний звонок как символ прощания со школой, и реже - на другие праздники.
Школьная форма в других странах
Мне захотелось найти информацию о школьной форме в других странах.
Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма не была отменена и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке. Подробнее об этом читайте в нашей статье «Школьная форма в странах мира»
В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой так как ученики могут участвовать в её разработке. Что характерно, даже во времена Третьего Рейха школьники не имели единой формы — они приходили на занятия в повседневной одежде, в форме Гитлерюгенда (или иных детских общественных организаций).
В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code). На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.
Для большинства средних и старших школ обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка, тёмный пиджак и брюки для мальчиков, и белая рубашка, тёмный пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку — «матросский костюм». К форме обычно даётся ещё большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.
Школьная форма чёрные пиджаки у мальчиков и матроски у девочек является всего лишь копией британской военно-морской формы начала XIX.
Мне настолько понравилась история школьной формы, что я решила написать на эту тему реферат.
Итак, школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.
Глава 2. Научно-практическая работа
2.1. Проведение исследования знаний по данной теме среди различных категорий участников образовательного процесса: ученики, учителя, родители
Для изучения вопроса: «Школьная форма «за или «против»? я решила провести опрос среди одноклассников, учителей и родителей, а так же учеников среднего и старшего звена.
Опросник, разработанный мной предварительно, включал в себя 9 вопросов, позволяющих выяснить знания опрашиваемых об истории появления дамской шляпки, а так же об их отношении к исследуемому вопросу. Вариант опросника представлен в Приложении № 1.
Опрос проводился ноябре 2011 г. В опросе участвовали: взрослые родственники и знакомые; ученики 6 «Б» и 3 «Б» класса «СОШ № 6», родители учащихся.
В результате опроса можно констатировать следующее:
71 % опрошенных учеников и 15 % взрослых не знают историю возникновения школьной формы;
100 % взрослых и 68 % учеников среднего звена считают ношение школьной формы необходимым условием в школе;
100 % взрослых и 81 % учеников считают, что школьная форма дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке ощущения общности, коллективизма;
100 % учеников моего класса считают школьную форму удобной и необходимым условием в школе;
81 % моих одноклассников считают форму элементом уравнительного воспитания и обучения, что является положительным моментом в ограничении возможности конкуренции между учениками в одежде, устраняет визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка;
форма ограничивает возможность конкуренции между учениками в одежде, устраняет визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка «да» - 58% учеников и 100 % взрослых,
форма — элемент уравнительного воспитания и обучения, ограничивающая свободу самовыражения, считаю 36 % учеников средней школы;
100 % взрослых хотели бы, чтобы их дети и дальше носили школьную форму, но разрабатывать модели самостоятельно не хотят;
2 % учеников уверенны, что хотят носить школьную форму в дальнейшем, 42 % - не хотят, 50 % - не определились с выбором, и 39 % - хотели бы сами разработать модели школьной формы.
Причем, хочется отметить, что отказываются носить школьную форму в старших классах 75 % опрошенных мальчиков и 25 % - девочек из среднего звена. 68 % учеников младшего звена школы согласны носить школьную форму в последующих классах.
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о необходимости проведения работы по пропаганде введения школьной формы среди учащихся и их родителей, о расширении знаний учеников об истории возникновения школьной формы и её значении в процессе обучения, о привлечении самих учащихся к разработке моделей школьной формы и формировании положительного отношения у учащихся, не определившихся с мнением по данному вопросу. Причем, основная роль при формировании положительного отношения к школьной форме отводится взрослому сообществу школы. Я считаю, что если решение об обязательном введении школьной формы принять на совете школы и закрепить в школьном Уставе, то большинство учащихся приняли бы это как должное.
2.2. Мнение врачей
Что же врачи думают по поводу школьной формы?
Мнение врачей по поводу необходимости ношения школьной формы можно обозначить следующими выводами:
Обнажённая поясница, обтягивающие брюки и юбки приводит к раздражению нервных окончаний и спазму сосудов;
Ношение узкой одежды, особенно джинсов, приводит к нарушению кровотока в области таза, что является следствием нормальной работы органов половой системы, мочевого пузыря, кишечника;
Натуральные материалы и ткани, используемые при изготовлении школьной формы способствуют нормализации теплообмена и дыханию кожных покровов, что в свою очередь обеспечивает необходимое снабжение крови кислородом, нормальному функционированию клеток кожи, поддержание оптимальной температуры тела.
2.3. Реализация мероприятий повышающих интерес к данной теме
В ходе реализации практической части исследовательской работы мной были проведены следующие мероприятия, направленные на повышение интереса и знаний по данному вопросу:
Беседа с родственниками о школьной форме в их годы, использование данной информации для проведения дискуссии;
Разработка собственных моделей школьной формы для участия в конкурсе;
Выступление на классном часе с сообщением «История школьной формы» и проведение дискуссии.
Проведение беседы со старшим поколением членов моей семьи и знакомыми об их школьной форме, подбор фотографий для презентации.
Разработка положения и организация конкурса и выставки дизайнерских работ «Модные тенденции школьной формы 2011 – 2012».
В данных мероприятиях в целом приняли участие 100 % учеников моего класса. На выставке дизайнерских работ «Модные тенденции школьной формы 2011 – 2012» были представлены более 20 работ, в данном мероприятии приняли участие 20 одноклассников со своими родителями, причем 8 из этих работ были сделаны мальчиками, которые заняли 3 призовых места и были награждены дипломами.
Положительным результатом всех перечисленных мероприятий я считаю повышение интереса к данному вопросу у одноклассников.
Конечно, нельзя не отметить значения данного проекта для меня лично. До начала реализации проекта я очень несерьёзно относилась к школьной форме и считала её, действительно, пережитком прошлого! Но в процессе деятельности моё отношение в корне поменялось! И теперь я считаю, что школьная форма это стильно, удобно и важно!
С целью дальнейшего поддержания интереса и приобретения ими практического опыта в создании и ношении школьной формы я думаю выйти с предложением на совет школы для проведения конкурса «Модные тенденции школы № 40» среди всех учащихся моей школы.
Заключение. Выводы.
Существуют различные точки зрения на то, нужна ли вообще стандартная форма школьникам. Основные мнения и подкрепляющие их доводы сводятся к следующему:
Доводы за школьную форму
Школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей.
Форма исключает (во всяком случае, ограничивает) возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, устраняет визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные».
Единый стандарт на форму, если он принимается на государственном уровне, позволяет гарантировать, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье.
Если единая форма существует, её производство можно целевым образом дотировать, поддерживая невысокие цены и снимая с бедных семей часть бремени расходов на обучение детей.
Доводы против школьной формы
Форма — элемент уравнительного воспитания и обучения.
Форма лишает учеников возможности выражать свою индивидуальность в одежде, является средством деиндивидуализации учеников школы.
Требование ношения формы само по себе есть форма насилия над личностью, требование строгого соблюдения формы может при желании произвольно толковаться школьными работниками и использоваться для безосновательного преследования неугодных учеников.
Форма может быть слишком дорогой для бедных семей.
В конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность, так как это ему угодно.
Школьная форма ограничивает свободу самовыражения.
Делая выводы из сказанного, отметим – современная школьная форма – это набор одежды и аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться, оставаясь при этом школьной формой. Школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу. Она должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность. Если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно. Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму.
Анализ проведённой работы сделать вывод важности данной темы, о необходимости проведения дальнейшей работы по пропаганде введения школьной формы среди учащихся и их родителей, о расширении знаний учеников об истории возникновения школьной формы и её значении в процессе обучения, о привлечении самих учащихся к разработке моделей школьной формы и формировании положительного отношения у учащихся, не определившихся с мнением по данному вопросу. Причем, основная роль при формировании положительного отношения к школьной форме отводится взрослому сообществу школы.
Я считаю, что если решение об обязательном введении школьной формы принять на совете школы и закрепить в школьном Уставе, то большинство учащихся приняли бы это как должное, ведь школа – это большой коллектив, сообщество, в котором должны существовать коллективные правила, культура и особенности, отличающие нас от других школ. Почему бы нам не начать со школьной формы? Я «за»! Это стильно! Удобно! Классно!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Опросник /для взрослых/ «Школьная форма «за» «или «против»? Просим ответить вас на вопросы, поставив в пустой графе «да», «нет», «не знаю». |
Знаете ли вы историю появления школьной формы? |
Хотели бы вы об этом узнать что-то ещё? |
Носили ли вы форму в детстве или в начальной школе? |
Удобной ли была ваша школьная форма? |
Снимала ли она проблему «Что одеть сегодня?» |
Считаете ли вы ношение школьной формы необходимым условием в школе? |
Считаете ли вы, что школьная форма дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке ощущения общности, коллективизма? |
Считаете ли вы, что форма ограничивает возможность конкуренции между учениками в одежде, устраняет визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка. |
Считаете ли вы, что школьная форма это дело прошлого? |
Считаете ли вы, что форма — элемент уравнительного воспитания и обучения. |
Школьная форма ограничивает свободу самовыражения? |
Хотели ли бы вы когда-нибудь сами разработать модели школьной формы? |
Хотите ли вы чтобы ваши дети носили школьную форму в следующих классах? |
Благодарю за участие!!! |
Голубая лягушка
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Хитрый коврик
Невидимое письмо