Преемственность поколений очень важна в создании новой семьи. Передавая опыт, знания через поколения, сохраняя традиции, строится новая семья, новая история России. В данной работе представлена история развития сибирской семьи. Хронологические рамки исследования составили 1907 год – 2012 год. Основная часть источников это документы, фотографии из личного семейного архива семьи Головиных.
Вложение | Размер |
---|---|
История семьи Головиных | 52 КБ |
Бюджетное образовательное учреждение
г. Омска «Гимназия №12»
Листая семейный альбом
(История семьи Головиных)
Выполнил:
Головин Алексей Юрьевич
ученик 8/1 класса
БОУ г.Омска «Гимназия№12»
Руководитель:
Лебедева Екатерина Борисовна,
учитель изобразительного искусства,
классный руководитель
БОУ г.Омска « Гимназия №12»
Контактный телефон: 64-51-85
Используемые ИКТ:презентация
Омск - 2011
Содержание
Введение 3
1. История развития сибирской семьи 4
2.Моя семья 7
-Откуда мы родом.
-Трудовая деятельность.
-На службе Отечеству.
-Увлечения семьи.
-Долгожители семьи.
-Немного о себе.
-Моя мама.
-Традиции семьи.
Заключение 11
Список литературы 12
Приложение 13
2
Введение
Тема: Моя семья.
Актуальность темы:
История России складывается из родословных миллионов семей, их историй, судеб и достижений.
Молодёжь – это будущее нашей страны, её развитие и становление на ещё более высокий уровень в мировом сообществе.
Преемственность поколений очень важна в создании новой семьи. Передавая опыт, знания через поколения, сохраняя традиции, строится новая семья, новая история России.
Цель работы: представить историю развития сибирской семьи.
Задачи исследования: провести поиск и анализ опубликованных источников и литературы о сибирской семье.
Объект исследования: Сибирская семья Головиных.
Предмет исследования: история семьи.
Хронологические рамки исследования: 1907 год – 2012 год.
Источники: Основную часть источников составили документы, фотографии из личного семейного архива семьи Головиных. Воспоминания членов семьи.
Литература: « Культура Омского Прииртышья: Быт и прикладное творчество жителей Омского Прииртышья» - хрестоматия для учителей и учащихся средних общеобразовательных учреждений/АВТ.-СОСТ. Л.А.Банкет. – Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2007.
« Культура Омского Прииртышья: язык и речь жителей Омского Прииртышья. Слово. Живая хронология (модуль)» - хрестоматия, 5 кл./авт.-сост. М.А.Булавина, З.И.Рудакова. – Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2007.
3
Есть такое понятие «Малая Родина» - это место, где человек родился, получил образование, построил дом.
Родина.
Родиной мы то зовём,
Где с рождения живём.
Здесь всё тихо и беспечно,
Родина одна навечно!
Родина красивая,
Добрая, игривая.
Ивы плакучие,
Ели колючие –
Всё это на Родине сможешь увидеть,
Только нашу Родину нельзя никак обидеть!
Родина – степи пустые и поле.
Родина детям – дома и в школе.
Наша «Малая Родина» - это Сибирь.
История развития сибирской семьи.
Первое массовое появление русских на территории Западной Сибири относится к концу XVI века и обычно связывается с походами казачьей дружины Ермака. Первым русским опорным пунктом на территории нашего региона стала Тарская крепость, построенная в 1594 году отрядом служилых людей во главе с князем А.В. Елецким. Появление постоянных военных гарнизонов поставило задачу снабжения их продовольствием и, прежде всего – хлебом. Поэтому правительство было вынуждено начать переселение государственных крестьян в Сибирь из различных губерний России. Первой русской пашней на территории Сибири считается Чекрушевское поле в Тарском районе нашей области. 25 июля 1999 года на этом поле была установлена памятная стела в честь 400-летия землепашества в Сибири.
4
С начала постройки в 1716 году Омской крепости начинается дальнейшее
продвижение русских в южном направлении и заселении лесостепных и 4степных районов. Русскими коренными жителями Сибири считают себя чалдоны – «вечные, исконные, коренные сибиряки, испокон веку здесь живущие».
Быт и культура сибирской семьи.
Традиционным занятием сибирской семьи являлось земледелие. В огородах выращивали овощи. Землю обрабатывали с помощью плуга и бороны, жали серпами и косами. У зажиточных имелись сенокосилки и молотилки. В хозяйствах держали по несколько коров, лошадей, овец, свиней, а также – домашнюю птицу (иногда по 30 – 70 голов). Женщины занимались прядением и ткачеством. Изготовление домашних тканей осуществлялось на ткацких станках – кроснах, которые бытовали вплоть до середины XX века. Ткани домашнего производства использовались для изготовления одежды, постельных принадлежностей, скатертей, полотенец и т.д. По одежде можно было не только с достаточной достоверностью отличить представителей различных сословий, но и выявить их зажиточность, возраст, семейное положение.
Характерной чертой каждого русского дома являлся «красный угол», в котором находились иконы, и стоял стол. Основу питания русского населения Сибири составляли продукты земледелия и животноводства, дополняемые рыболовством и охотой. Сезонность потребления мясомолочных («скоромных») продуктов регламентировалась религиозными постами. Ели обычно 4 раза в день, строго придерживаясь установленного времени (завтрак, обед, паужин, ужин). Любимым кушаньем сибиряков являлись пельмени. Многообразием отличалась праздничная «стрепня»: пироги, булочки, каральки, рулеты, плюшки, шаньги, вафли, розанцы. Значительным дополнением к столу русских сибиряков являлись продукты,
5
собранные в лесу: грибы, ягоды, кедровые орехи, лекарственные травы.
В середине XVII веков сибиряки познакомились с чаем, который стал для них самым распространённым и любимым напитком. Воду для чаепития повсеместно кипятили в металлических самоварах с внутренней топкой в виде высокой трубы, наполняемой горячими углями.
Все общественные и семейные отношения регламентировались религиозными нормами поведения. В каждом крупном русском селении была своя церковь. Важнейшие этапы жизни отмечались церковными обрядами крещения, венчания и отпевания. Нательный крестик, надетый при крещении, носили всю жизнь, с ним и хоронили. Рождение ребёнка являлось желанным событием в семье, бездетность считалась большим несчастьем. У русских сибиряков встречались семьи, где было по 10–20 детей. Крестить ребёнка несли кум и кума – «крёстные» (вторые названные родители ребёнка). Имя для новорождённого выбиралось кумовьями из списка святых по церковному календарю (святцам). Вступление в брак считалось важным событием не только семейной, но и общественной жизни. Только женившись, человек получал устойчивое положение в семье и становился полноправным членом общества. Для населения Западной Сибири характерны массовые дружественные и семейные отношения с представителями различных национальностей. Согласно данным этносоциалогических исследований, в 65% русских семей имеются близкие родственники других национальностей.
Так что же руководило нашими предками и управляет нами, ныне живущими?
Давняя генетическая память о крае обетованном, о земле любви и благоденствия – о нашей прародине, матушке-Сибири. Несколько тысячелетий назад вышли мы по воле природных обстоятельств отсюда и, замкнув временный круг, вернулись назад. Домой.
6
Моя семья.
« Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие »
А. С. Пушкин
Откуда мы родом.
В нашей семье переплетаются две национальности: белорусская и русская. Прадедушка Хаткевич Николай Трофимович родился в Белоруссии (Витебская обл. Клясицкий р-н д. Авласово). Остальные члены нашей семьи из России (Омская обл. и г. Омск).
Трудовая деятельность.
Общий трудовой стаж нашей семьи насчитывает более 150 лет.
Прадедушка Ивлев Василий Данилович работал на заводе п/я 64 электросварщиком. В военное время работа была круглосуточной и очень тяжелой. Все работали для фронта, для Победы. Был награжден медалью «ЗА ДОБЛЕСТНЫЙ ТРУД В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 гг.».
Прабабушка Ивлева Вера Никифоровна была домохозяйкой, ведь она воспитывала 9 детей. Это очень нелегкий труд. Нужно было всех накормить, одеть, обуть, дать образование и, как раньше говорили на Руси «вывести в люди». Имеет награды: «МЕДАЛЬ МАТЕРИНСТВА», ордена «МАТЕРИНСКОЙ СЛАВЫ» 2 и 3 степени.
Прабабушка Хаткевич Ирина Андреевна еще ребенком осталась сиротой и была взята родственниками в няньки. Было тяжелое трудовое детство: нянчила детей, работала в поле и дома. В дальнейшем работа в колхозе, воспитание 3 детей. Имеет награды: медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.», медаль «50 лет Победы в Великой отечественной Войне 1941-1945 гг.».
Дедушка Ивлев Г. В. пришел на завод в 16 лет. Работал и одновременно учился в школе рабочей молодежи, затем окончил химико-механический техникум. В дальнейшем стал ст.мастером механо-сборочного цеха, присвоено звание «Мастер 1-го класса», «Ветеран завода». Стаж 44 года. Также имеет награды: нагрудный знак «ПОБЕДИТЕЛЬ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ 1977г.», медаль «ЗА ТРУДОВОЕ ОТЛИЧИЕ".
Бабушка Ивлева Л. Н. отработала на ОМЗ им. П. И. Баранова почти 35 лет от пирометриста до контролера ОТК.
Имеет награды: нагрудный знак «Ветеран труда», медаль «Ветеран труда».
Моя мама работает почти 20 лет медицинской сестрой в родильном доме Областной клинической больницы. Имеет Почетные грамоты за долголетний добросовестный труд.
На службе Отечеству.
Прадедушка Хаткевич Николай Трофимович с 1929 по 1933 года служил в Красной Армии (58-ой пограничный отряд). В июне 1941 года был призван на защиту Родины. Служил в 415-ой стрелковой дивизии, водителем танка. Участвовал в Битве за Москву. 4 декабря 1941 года его танк подорвался на мине, горел. 30 марта 1942 года был уволен по ранению. Имеет награды: медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 1945 гг.», «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», ОРДЕН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1 СТЕПЕНИ, медаль «70 лет Вооруженных Сил СССР».
Дедушка Ивлев Г. В. проходил службу в Советской Армии с 1957 по 1960 года на Тихоокеанском Флоте. Награжден значком «Отличник ВМФ».
Увлечения семьи.
Женская половина нашей семьи увлекалась рукоделием, кулинарией, цветоводством. Все знания и опыт передавались из поколения в поколение. Прабабушка Ирина Андреевна вязала крючком коврики, дорожки и красивые салфетки; вышивала крестиком. На спицах вязала носки и варежки для всей семьи. Все окна в доме были заставлены цветами. Прохожие, проходя мимо их дома, всегда останавливались, чтобы полюбоваться цветами. В выходные и праздничные дни на столе всегда красовались пироги, ватрушки. Собиралась вся семья, пили чай, вели беседы. Также все очень любили петь песни под баян и танцевать.
Бабушка Людмила Николаевна занималась в художественной самодеятельности танцами при клубе Добровольского совхоза. Очень часто они выступали с концертами, а любовь к танцам у бабушки осталась с молодости и до сих пор.
Моя мама также как и прабабушка вяжет крючком и на спицах. У неё получаются очень красивые свитера, кофточки, шарфы и береты. Она очень любит цветы. У нас в квартире нет ни одной комнаты без цветов.
Долгожители семьи.
Прадедушка и прабабушка Хаткевич – это целая эпоха. Николай Трофимович прожил – 84 года, а Ирина Андреевна – 87 лет. Царское время, Октябрьская Революция, Великая Отечественная война, СССР, Перестройка, СНГ. Это
целая история России, которая прошла на их глазах. Вместе они прожили 55 лет, отметили «золотую» свадьбу. Их не сломили горе и невзгоды. Несмотря на разные исторические режимы правления страной, они остались верны своим внутренним идеалам: Родина, Семья, Труд. Хочется пожелать молодому поколению не забывать своих предков, сохранять традиции и духовные ценности семьи.
Немного о себе.
Меня зовут Алексей, мне 10 лет. Я учусь в Гимназии № 12, в 5 классе. Начальную школу я окончил на «отлично». Летом 2008 года мы с мамой путешествовали по Германии. В июне 2009 года я участвовал в городском детском спортивном празднике «Спортивная радуга» и занял первое место по прыжкам на скакалке. Я очень люблю рисовать и писать стихи. У меня очень много стихов.
Также я занимаюсь плаванием, чтобы быть здоровым, крепким и сильным. Мне очень нравится петь караоке, слушать детское радио. Когда я ходил в детский сад, я участвовал в конкурсе «Красная звезда», где я перед ветеранами пел песню «Аты – Баты». Я умею вышивать крестиком и вязать крючком. У нас есть игрушка «машинка», которую мы с мамой вместе связали.
Моя мама.
Это правда. Я очень люблю маму, и красивей её нет на всей Земле. Когда мне трудно, мне мама помогает. Мы с ней всегда заняты интересным делом.
Мы ходим в парк, ездим в музеи и на выставки. Вот названия некоторых из них: Краеведческий музей. «Омская крепость», выставка «ЭКЗОтические птицы». Выставка картин «Сто букетов любимой».
Традиции семьи.
Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, обычаи) С.И. Ожегов.
С давних времен в нашей семье есть традиция наряжать елку к встрече Нового года. Когда достаешь ящик с игрушками, гирлянды, мишуру, то сразу попадаешь в прекрасную сказку. А утром обязательно найдешь под елкой подарок.
Пасха. Светлое Христово Воскресение. Бабушка стряпает куличи, а мы вместе с мамой красим яйца. Раньше этим занималась прабабушка Ирина Андреевна, свои знания она передала по наследству моим бабушке и маме.
« День рождения, грустный праздник…» - поется в песне, но к нашей семье эти слова не относятся. Праздничный стол, музыка, песни и танцы. На юбилейные даты мама рисует плакаты, пишет дипломы для юбиляров. Детские дни рождения мама устраивает со всевозможными конкурсами, загадками, караоке и призами.
Самой главной традицией нашей семьи я считаю – это быть честным, добрым и порядочным человеком.
Заключение
В процессе работы я узнал о моей семье много нового: в моей семье были даже долгожители. Благодаря взаимопониманию они прожили вместе очень долго. А также я научился создавать презентации в программе PowerPoint. Хочется пожелать молодому поколению не забывать своих предков, сохранять традиции и духовные ценности семьи.
Список литературы
1.«Культура Омского Прииртышья: Быт и прикладное творчество жителей Омского Прииртышья» - хрестоматия для учителей и учащихся средних общеобразовательных учреждений/АВТ.-СОСТ. Л.А.Банкет. – Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2007.
2.«Культура Омского Прииртышья: язык и речь жителей Омского Прииртышья. Слово. Живая хронология (модуль)» - хрестоматия, 5 кл./авт.-сост. М.А.Булавина, З.И.Рудакова. – Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2007.
3.Архив семьи Головиных.
Северное сияние
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Этот древний-древний-древний мир!
Рисуем лошадь акварелью
Денис-изобретатель (отрывок)