Работы учащихся , как участников дистанционного конкурса ЦТИ "Snail" "100 Великих. Математики". Участие в этом конкурсе способствует не только повышению интереса к истории математики, но и знакомству с жизнью математиков XX века.
Вложение | Размер |
---|---|
Работа Мусиенко Алексея | 423 КБ |
Работа Конелец Ивана | 295.14 КБ |
Работа Шевелевой Дарьи | 40.56 КБ |
Центр творческих инициатив «Snail»
Дистанционный конкурс «100 Великих. Математики»
288, Мусиенко Алексей, МОБУ СОШ № 4 города Лабинска Лабинского района Краснодарского края, 6 «Б»
Задание 1.
Вам предстоит узнать имена великих Математиков, сделавших великие математические открытия. Они открыли для нас стройный и прекрасный мир математики. Показали ее красоту и одновременно четкость и строгость.
Узнайте этих людей и ответьте на предложенные вопросы о каждом из великих Математиков и познакомьтесь с этими удивительными людьми!
Великий Математик №1
Еще в раннем детстве он увлекался математикой. Семи лет его определили в частную гимназию в Москве. Учился в гимназии он с интересом. В гимназические годы он увлекался и математикой, и естествознанием, и историей, и социологией.
Этот человек – прекрасный организатор и руководитель научной работы своих многочисленных учеников, впоследствии ставших известнейшими математиками у нас и за рубежом.
В возрасте 36 лет он был избран действительным членом АН СССР. А также он – член многих иностранных академий наук и научных обществ. Многие иностранные университеты избрали его своим почетным доктором.
Это - Андре́й Никола́евич Колмого́ров
Вопросы:
Когда и где родился этот ученый?
Андре́й Никола́евич Колмого́ров родился в 12 (25) апреля 1903 в городе Тамбове
Увлекаясь математикой, еще в пятилетнем возрасте он самостоятельно подметил одну закономерность. Какую?
В семь лет он самостоятельно переоткрыл представление квадратов целых чисел в виде суммы простых
Он любил придумывать арифметические задачи, которые постоянно публиковались в журнале «Весенние ласточки». Как его задачки попадали в журнал и кто их публиковал?
Тётушки Андрея в своём доме организовали школу для детей разного возраста, которые жили поблизости, занимались с ними — десятком ребятишек — по рецептам новейшей педагогики. Для ребят издавался рукописный журнал «Весенние ласточки». В нём публиковались творческие работы учеников — рисунки, стихи, рассказы. В нём же появлялись и «научные работы» Андрея — придуманные им арифметические задачи.
Гимназия, в которой учился «маленький « ученый, все время находилась под угрозой закрытия. Почему?
В семь лет Колмогорова определили в частную гимназию. Она была организована кружком московской прогрессивной интеллигенции и всё время находилась под угрозой закрытия.
Он без экзаменов поступил на математический факультет Московского университета и с экзаменом по математике - … Куда?
На металлургическое отделение Химико-технологического института им. Менделеева
В каком возрасте он написал свои первую и вторую выдающиеся научные работы. Из какой области они были?
Первую свою знаменитую работу - пример ряда Фурье суммируемой функции, расходящегося почти всюду, Колмогоров выполнил в 19 лет.
Ведя плодотворную научную работу, он всегда принимал активное участие в общественной жизни. Чем увлекался этот необыкновенный человек?
А.Н. Колмогоров принимал активное участие в разработке вопросов преподавания математики в средней школе; является автором многих школьных учебников по математике. Он создал при АН СССР комиссию по математическому образованию, которая под его руководством выработала проект программы школьного математического обучения.
Какими наградами награжден этот ученый?
В марте 1963 года учёный был удостоен международной премии Бальцана (этой премией он был награждён вместе с композитором Хиндемитом, биологом Фришем, историком Моррисоном и главой Римской католической церкви Папой Иоанном XXIII). В том же году Андрею Николаевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1965 году ему присуждена Ленинская премия (совместно с В. И. Арнольдом), в 1980 году — премия Вольфа. Награждён премией имени Н. И. Лобачевского в 1986.
Великий Математик №2
Выдающийся математик и деятель российского образования, академик АН СССР.
Окончив училище, в том же году он поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета.
Студентом он должен был зарабатывать себе на жизнь: работал дворником, преподавал в средней школе и на рабфаке.
Этот человек несколько раз избирался депутатом Московского городского Совета депутатов трудящихся, в течение ряда лет состоял депутатом Верховных Советов РСФСР и СССР, а также членом Президиума Верховного Совета СССР. Он был членом Советского комитета защиты мира, а также вице-президентом Института советско-американских отношений. Кто это?
Это- Петровский Иван Георгиевич (18.01.1901- 15.01.1973).
Вопросы:
Где родился этот ученый?
Родился в г. Севске (ныне Брянская область).
Кем был его отец?
Отец его был купцом
Какими науками увлекался, учась в реальном училище?
В реальном училище Петровский увлекался химией и биологией.
По какой причине он не смог учиться в Московском университете и где продолжил свое образование?
Свершилась революция, семья переехала к этому времени в Елизаветград и Петровский вынужден был возвратиться к семье.
Что заставило Великого математика повернуть свои интересы к математике?
Пытаясь читать книгу Н.Е.Жуковского по теоретической механике, которая попала к нему случайно, Иван Георгиевич обнаружил нехватку необходимых для её понимания математических знаний. И когда в 1922 году он вернулся в Москву, то начал заниматься уже не на естественном отделении физико-математического факультета университета, куда поступил первоначально, а на математическом.
В годы Великой Отечественной войны, когда Московский университет был эвакуирован из Москвы, на какую должность он был назначен?
В годы Великой Отечественной войны, когда университет был эвакуирован из Москвы, он был назначен деканом механико-математического факультета
Какую должность он занимал в университете с 1951 и до самой кончины?
С 1951 г. заведовал кафедрой дифференциальных уравнений МГУ. В том же году И. Г. Петровский избирается на должность ректора Московского университета.
Немало усилий предпринял он для развития в университете гуманитарных наук. Какие кафедры были организованы при его участии и поддержке?
При участии Ивана Георгиевича были открыты первая в нашей стране кафедра вычислительной математики, а позже и факультет вычислительной математики и кибернетики, факультет журналистики, начал работать факультет психологии.
Великий Математик №3
Отечественный математик-педагог, выпускник Санкт-Петербургского университета физико-математического факультета. Автор оригинальных учебников и пособий по математике для средней школы.
В течение полувека под его руководством несколько поколений отечественных учителей получили математическую и методическую подготовку.
Это - Торопов, Константин Александрович
Вопросы:
Даты жизни ученого.
12.5.1860—26.6.1933
Где родился знаменитый математик-педагог?
Родился в селе Калининском (ныне Пермская обл.).
Почему был лишен возможности защитить магистерскую диссертацию?
За революционные взгляды Торопова лишили возможности защитить магистерскую диссертацию, отчислили из университета, запретили ему преподавать в средних школах.
С какого года началась его педагогическая деятельность?
С 1886 началась педагогическая деятельность.
Чем знаменателен для него период с 1918 по 1922 года?
В 1918—22 был ректором политехнического института в Оренбурге, позже руководил кафедрой математики в Институте народного образования (ныне Оренбургский педагогический институт).
Куда вошла разработанная им общая теория решения треугольников»?
Его общая теория решения треугольника вошла в курс тригонометрии С. И. Новоселова под назв. "Общий принцип Торопова решения треугольников".
Великий Математик №4
Французский математик, сын богатых родителей - поступил сперва на военную службу, но по слабости зрения вскоре оставил ее и посвятил себя наукам.
Состоял членом Парижской академии наук, участник ученого кружка Мальбранша.
Это- Гийом Франсуа Лопиталь
Вопросы:
Укажите годы его жизни.
1661-1704
Как произошло его первое знакомство с математикой?
В его детских занятиях математика не играла никакой роли. Истинное его призвание обнаружилось почти случайно, когда ему в руки попал учебник геометрии. Он сначала заинтересовался чертежами и, что называется, "заглянул" в книгу, чтобы понять, для чего эти чертежи служат. Это первое знакомство с геометрией быстро переросло в настоящую страсть. Хорошего учителя юному математику почему-то не удалось найти, и он изучил любимый предмет самостоятельно.
Автор какого первого учебника?
Автор первого учебника по математическому анализу.
Главный научный труд ученого? Когда он вышел в свет?
В 1696г. вышло из печати главное творение его жизни - "Анализ бесконечно малых для познания кривых линий".
Что в математике названо именем этого ученого?
Правило Лопита́ля - метод нахождения пределов функций, раскрывающий неопределённости вида 0 / 0 и .
Что стало причиной смерти?
В 1703г., 43 лет от роду Лопиталь скончался от апоплексического удара.
Задание 2. Портретная галерея.
Познакомьтесь с предложенной портретной галереей Великих математиков. Постарайтесь узнать их и заполнить таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
№ п/п | Ф.И.О. математика | Вклад в науку |
1 | Петровский | Основные труды относятся к теории дифференциальных уравнений с частными производными, алгебраической геометрии, теории вероятностей, качественной теории обыкновенных дифференциальных уравнений, математической физике и другим областям математики |
2 |
3 | Колмогоров | Теория функций, теория множеств, теория вероятностей, Он автор школьных учебников и многочисленных научно-популярных статей, инициатор издания физико-математического журнала для юношества "Квант". |
4 |
5 | Н. Н. Лузин | Основные работы относятся к теории функций действительного переменного |
6 |
7 | Э. Нетер | Она создаёт целое новое направление в абстрактной алгебре |
8 | О. А. Олейник | Работы, посвященные теории нелинейных дифференциальных уравнений с частными производными |
9 |
10 | Брадис | Основные труды Брадиса посвящены теоретической и методической разработке вопросов повышения вычислительной культуры учащихся средней школы. |
Задание 3. Узнай-ка…
Узнай Великого математика по его открытиям.
Кто является автором самого первого учебника по геометрии? Он же является однофамильцем известного греческого медика.
Гиппократ
Этот ученый больше известен своими открытиями в алгебре, тем не менее, на своем надгробном памятнике он завещал выгравировать правильный 17-угольник, вписанный в круг. О каком ученом идет речь?
Карл Фридрих Гаусс – немецкий математик.
Кто ввел термины «абсцисса», «ордината», «координата»?
Лейбниц ввел понятия «абсцисса» в 1665 г., «ордината» - в 1684 г., «координата» - 1692 г.
Задание 4. «Синквейн».
Составьте синквейн с предложенным словом - ЧИСЛО.
Алгоритм составления синквейна:
На первой строчке – написать выбранное существительное.
На второй строке - придумать к этому существительному два прилагательных, описывающие основную мысль.
На третьей – придумать три глагола, описывающие действия в рамках темы.
На четвертой – придумать фразу из нескольких слов, показывающую отношение к теме.
На пятой строке – сделать обобщающий вывод.
Число
Мало и велико
Считает, увлекает, забавляет
Математики без чисел не бывает
Необходимо
Центр творческих инициатив «Snail»
Дистанционный конкурс «100 Великих. Математики»
289, Конелец Иван, СШ № 4 города Лабинска Лабинского района, г. Лабинск
Задание 1.
Великий Математик №1 Колмогоров Андрей Николаевич
Еще в раннем детстве он увлекался математикой. Семи лет его определили в частную гимназию в Москве. Учился в гимназии он с интересом. В гимназические годы он увлекался и математикой, и естествознанием, и историей, и социологией.
Этот человек – прекрасный организатор и руководитель научной работы своих многочисленных учеников, впоследствии ставших известнейшими математиками у нас и за рубежом.
В возрасте 36 лет он был избран действительным членом АН СССР. А также он – член многих иностранных академий наук и научных обществ. Многие иностранные университеты избрали его своим почетным доктором.
Вопросы:
Когда и где родился этот ученый?
Колмогоров Андрей Николаевич родился 12 апреля 1903 года в г. Тамбове
Увлекаясь математикой, еще в пятилетнем возрасте он самостоятельно подметил одну закономерность. Какую?
В пять лет Андрей Николаевич разработал свою первую научную работу по математике. Правда, это была всего-навсего известная алгебраическая закономерность, но ведь мальчик сам её подметил, без посторонней помощи!
Он любил придумывать арифметические задачи, которые постоянно публиковались в журнале «Весенние ласточки». Как его задачки попадали в журнал и кто их публиковал?
Вера Яковлевна Колмогорова, тетя Андрея Николаевича, в своём доме организовали школу для детей разного возраста, которые жили поблизости, занимались с ними — десятком ребятишек — по рецептам новейшей педагогики. Для ребят издавался рукописный журнал «Весенние ласточки». В нём публиковались творческие работы учеников — рисунки, стихи, рассказы. В нём же появлялись и «научные работы» Андрея — придуманные им арифметические задачи. Здесь же мальчик опубликовал в пять лет свою первую научную работу по математике.
Гимназия, в которой учился «маленький « ученый, все время находилась под угрозой закрытия. Почему?
Гимназия, в которой учился «маленький « ученый, все время находилась под угрозой закрытия потому, что гимназия была организована кружком прогрессивной московской интеллигенции.
Он без экзаменов поступил на математический факультет Московского университета и с экзаменом по математике - … Куда?
В 1920 году Андрей Колмогоров стал думать о поступлении в институт, перед ним возник вечный вопрос: чему себя посвятить, какому делу? Юноше хотелось получить не только знания, но и профессию, ремесло. Вот как он сам впоследствии вспоминал об этом периоде своей жизни: «Техника тогда воспринималась как что-то более серьезное и необходимое, чем чистая наука. Настоящее мужское дело, кроме того, перспективное. Андрей решает поступать и туда и сюда. Одновременно с математическим отделением университета (куда принимали всех желающих без экзаменов) я поступил на металлургический факультет Менделеевского института (где требовался вступительный экзамен по математике). Но скоро интерес к математике превысил сомнения в актуальности профессии математика». Но вскоре ему становится ясно, что чистая наука тоже очень актуальна, и он делает выбор в её пользу.
В каком возрасте он написал свои первую и вторую выдающиеся научные работы. Из какой области они были?
Первые публикации Колмогорова были посвящены проблемам дескриптивной и метрической теории функций. В начале 1922 года Колмогоров завершает работу по теории множеств, а весной того же года строит ряд Фурье. Это приносит юному математику всемирную известность, когда Андрею Николаевичу было 19 лет.
Ведя плодотворную научную работу, он всегда принимал активное участие в общественной жизни. Чем увлекался этот необыкновенный человек?
Колмогоров внес уникальный вклад в дело распространения математических знаний. Он автор школьных учебников и многочисленных научно-популярных статей, инициатор издания физико-математического журнала для юношества «Квант». Ему же принадлежит идея создания знаменитого интерната при МГУ для одаренных в физике и математике иногородних школьников. Многие ученики Колмогорова стали крупными учеными в разных областях математики
Академик Колмогоров воплощал в себе редчайшее сочетание математика и естествоиспытателя, теоретика и практика. Он пускался в многомесячные плавания на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев», воспитывал учеников, писал не только научные, но и научно-популярные работы.
По .ширине интересов он действительно был человеком Возрождения, воплотившимся в XX столетии.
Какими наградами награжден этот ученый?
В 1963 году А.Н.Колмогорову была присуждена Международная премия Бальцана, а в 1981 году - Международная премия Вольфа. А.Н.Колмогоров был лауреатом Ленинской премии, Государственной (Сталинской) премии, премии имени Чебышева АН СССР и премии имени Лобачевского АН СССР. Он имел звание Героя Социалистического Труда, был награжден семью орденами Ленина, другими орденами и медалями СССР, а также венгерским орденом Знамени, медалью имени Гельмгольца Академии наук ГДР, золотой медалью Американского метеорологического общества.
Великий Математик №2
Петровский Иван Георгиевич
Выдающийся математик и деятель российского образования, академик АН СССР.
Окончив училище, в том же году он поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета.
Студентом он должен был зарабатывать себе на жизнь: работал дворником, преподавал в средней школе и на рабфаке.
Этот человек несколько раз избирался депутатом Московского городского Совета депутатов трудящихся, в течение ряда лет состоял депутатом Верховных Советов РСФСР и СССР, а также членом Президиума Верховного Совета СССР. Он был членом Советского комитета защиты мира, а также вице-президентом Института советско-американских отношений. Кто это?
Вопросы:
Где родился этот ученый?
Петровский Иван Георгиевич родился 18 января 1901 в г. Севске (ныне Брянская область).
Кем был его отец?
Отец Петровского Ивана Георгиевича был купцом
Какими науками увлекался, учась в реальном училище?
В реальном училище, которое Иван Георгиевич окончил, преподавание математики было поставлено плохо, поэтому ею не увлекся и поступил вначале на биологический факультет Московского университета.
По какой причине он не смог учиться в Московском университете и где продолжил свое образование?
Окончив училище, Петровский едет в Москву с надеждой поступить в Московский университет. Сначала он поступает на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, но вскоре оставляет его и возвращается в семью, переехавшую к этому времени в Елизаветград. Здесь он учится в Механико-машиностроительном институте, где проявился его интерес к математике.
Что заставило Великого математика повернуть свои интересы к математике?
Как пишет сам Петровский в автобиографии, первой его математической книгой была "Теория чисел" немецкого ученого Петера Густава Дирихле. Эта книга так поразила его красотой мыслей и фактов, что навсегда повернула его в сторону математики. Также немалое влияние на Петровского произвела и книга Николая Егоровича Жуковского по теоретической механике. Вернувшись в университет в 1922-м году, он определяется на математическое отделение физико-математического факультета.
В годы Великой Отечественной войны, когда Московский университет был эвакуирован из Москвы, на какую должность он был назначен?
В годы Великой Отечественной войны, когда университет был эвакуирован из Москвы, он был назначен деканом механико-математического факультета
Какую должность он занимал в университете с 1951 и до самой кончины?
Педагогическая деятельность Петровского проявилась в его работе на механико-математическом факультете Московского Университета. С 1951-го года Петровский заведовал кафедрой дифференциальных уравнений мехмата. Петровский был талантливым педагогом: как отмечает академик А. Н. Колмогоров "его научные семинары всегда были центрами живой научной мысли", а их участники стали руководителями математических школ и направлений, по его учебникам обучаются студенты многих поколений. Особо нужно отметить деятельность Петровского на посту ректора Московского Университета, куда он был избран в 1951-м году. Петровский "... начал свою работу на посту ректора, когда строительство МГУ на Ленинских горах было в разгаре и еще около трех лет оставалось до переезда в новые здания. Одно строительство, осуществляемое небывалыми темпами, требовало огромного и постоянного внимания. Кадровые вопросы ... требовательно ставились в порядок дня. И все это на фоне текущей учебно-научной жизни, которая должна была идти бесперебойно и которая одна способна загрузить ректора полностью" - это опять академики П. С. Александров и А. Н. Колмогоров. И действительно, эта работа была поистине подвижничеством.
Немало усилий предпринял он для развития в университете гуманитарных наук. Какие кафедры были организованы при его участии и поддержке?
За 22 года пребывания Петровского во главе первого вуза страны (а это самый протяженный срок ректорства в истории Московского университета) его деятельность глубоко отразилась на всей жизни многотысячного коллектива. Было организовано более 70 кафедр и 200 лабораторий по новейшим направлениям. Обладая высоким научным авторитетом, ректор смог привлечь к работе в университете крупнейших ученых страны (в том числе более ста членов Академии Наук СССР). Осуществлялись мероприятия по сосредоточению основной научной работы на кафедрах. Университет вышел на первое место по числу аспирантов. Факультеты и институты получили новейшее экспериментальное оборудование. Много было сделано Петровским для расширения контактов с крупнейшими научными и образовательными центрами мира.
Великий Математик №3
Торопов Константин Александрович, автор оригинальных учебников и пособий для средней школы.
Отечественный математик-педагог, выпускник Санкт-Петербургского университета физико-математического факультета. Автор оригинальных учебников и пособий по математике для средней школы.
В течение полувека под его руководством несколько поколений отечественных учителей получили математическую и методическую подготовку.
Вопросы:
Даты жизни ученого.
12.05.1860 - 26.06.1933
Где родился знаменитый математик-педагог
Русский и советский математик-педагог Торопов Константин Александрович родился в селе Калининском (ныне Пермская обл.).
Почему был лишен возможности защитить магистерскую диссертацию?
За революционные взгляды Торопова Константина Александровича лишили возможности защитить магистерскую диссертацию, его отчислили из университета, ему запретили преподавать в средних школах.
С какого года началась его педагогическая деятельность?
С 1886 началась педагогическая деятельность Торопова Константина Александровича.
Чем знаменателен для него период с 1918 по 1922 года?
В 1918—1922 был ректором политехнического института в Оренбурге, позже руководил кафедрой математики в Институте народного образования (ныне Оренбургский педагогический институт).
Куда вошла разработанная им общая теория решения треугольников»?
Его общая теория решения треугольника вошла в курс тригонометрии С. И. Новоселова под названием "Общий принцип Торопова решения треугольников".
Великий Математик №4
Гийом Франсуа Лопиталь
Французский математик, сын богатых родителей - поступил сперва на военную службу, но по слабости зрения вскоре оставил ее и посвятил себя наукам.
Состоял членом Парижской академии наук, участник ученого кружка Мальбранша.
Вопросы:
Укажите годы его жизни.
1661-2 февраля 1704
Как произошло его первое знакомство с математикой?
Истинное его призвание обнаружилось почти случайно, когда ему в руки попал учебник геометрии. Он сначала заинтересовался чертежами и, что называется, "заглянул" в книгу, чтобы понять, для чего эти чертежи служат. Это первое знакомство с геометрией быстро переросло в настоящую страсть. Хорошего учителя юному математику почему-то не удалось найти, и он изучил любимый предмет самостоятельно. По обычаю родовитой знати все мужчины в семье Лопиталей были военными. Служил капитаном кавалерии и Гийом Франсуа. Сильная близорукость вынудила его оставить военную службу. Он получил возможность посвятить себя любимой математике. Есть сведения, что с 1688г. он начал изучать работы Лейбница.
Автор какого первого учебника?
Гийом Франсуа Лопиталь - автор первого учебника по математическому анализу
Главный научный труд ученого? Когда он вышел в свет?
В 1696г. вышло из печати главное творение его жизни - "Анализ бесконечно малых для познания кривых линий". В этой книге собраны и приведены в стройное целое отдельные вопросы, разбросанные до того в разных повременных изданиях, а также приводится Правило Лопиталя.
Что в математике названо именем этого ученого?
Правило Лопита́ля - метод нахождения пределов функций, раскрывающий неопределённости вида 0 / 0 и .
Что стало причиной смерти?
В 1703г., 43 лет от роду Лопиталь скончался от апоплексического удара.
Задание 2. Портретная галерея.
Познакомьтесь с предложенной портретной галереей Великих математиков. Постарайтесь узнать их и заполнить таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
№ п/п | Ф.И.О. математика | Вклад в науку |
1 | Петровский Иван Георгиевич | Основные труды по теории дифференциальных уравнений с частными производными, алгебраической геометрии, теории вероятностей, качественной теории обыкновенных дифференциальных уравнений, математической физике и другим областям математики. Петровский заложил основы общей теории систем дифференциальных уравнений с частными производными; выделил и изучил классы эллиптических, гиперболических и параболических систем; установил аналитичность решений эллиптических систем (1937); изучал задачу Коши для гиперболических и параболических систем (1936), исследовал зависимость решения задачи Коши от начальных данных, установив условия существования лакун и диффузии волн (1944). Работы по теории вероятностей (1934) оказали большое влияние на развитие теории случайных процессов. Петровский изучал вопрос (1933) о расположении овалов алгебраической кривой на проективной плоскости. Созданный им метод позволил получить глубокие результаты по топологии алгебраических многообразий любой размерности (1949). |
2 | Я думаю, что это академик Колмогоров Андрей Николаевич во время многомесячных плаваний на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев». | Научную деятельность начал в области теории функций действительного переменного, где ему принадлежат фундаментальные работы по тригонометрическим рядам, теории меры, теории множеств, теории интеграла, теории приближения функций. В дальнейшем Колмогоров внёс существенный вклад в разработку конструктивной логики, топологии (где им создана теория верхних гомологий), механики (теория турбулентности), теории дифференциальных уравнений, функционального анализа. Основополагающее значение имеют работы Колмогорова в области теории вероятностей, где он совместно с А.Я.Хинчиным начал применять методы теории функций действительного переменного (с 1925). Это позволило Колмогорову решить ряд трудных проблем и построить широко известную систему аксиоматического обоснования теории вероятностей (1933), заложить основы теории марковских случайных процессов с непрерывным временем. Позднее Колмогоров развил (примыкая к исследованиям А.Я.Хинчина) теорию стационарных случайных процессов, процессов со стационарными приращениями, ветвящихся процессов. Колмогоров внёс важный вклад в теорию информации. Ему принадлежат исследования по теории стрельбы, статистическим методам контроля массовой продукции, применениям математических методов в биологии, математической лингвистике. Принимал деятельное участие в разработке вопросов математического образования в средней школе и университетах. |
3 | Ефимов Николай Владимирович | Основные направления работ - геометрия, прикладная математика. Исследовал изгибание куска поверхности вблизи "точки уплощения" (точка, где кривизны всех сечений равны нулю). Показал, что существуют аналитические поверхности, неизгибаемые в сколь угодно малой окрестности такой точки. Решил обобщенную проблему Гильберта о поверхностях отрицательной кривизны. Нашел канонические формы основных уравнений теории поверхностей в случае отрицательной кривизны. Доказал теорему о том, что если в трехмерном евклидовом пространстве на полной регулярной поверхности гауссова кривизна всюду отрицательна, то она имеет верхнюю грань, равную нулю. Создал метод изучения нелинейных гиперболических систем уравнений с частными производными. Установил дифференциальные признаки, при соблюдении которых локально гомеоморфное отображение плоскости в себя взаимно однозначно в целом. |
4 | Куммер Эрнст Эдуард | Основные труды по математическому анализу, алгебре, теории чисел. Первые работы посвящены рядам (признак Куммера). Создал теорию алгебраических чисел, методы которой оказали огромное влияние на последующее развитие теории чисел и алгебры. Изучение делимости алгебраических чисел привело его к введению т.н. идеальных чисел. |
5 | Лузин Николай Николаевич | Основные труды Лузина относятся к теории функций действительного переменного. Диссертация "Интеграл и тригонометрический ряд" (1915) содержит фундаментальные результаты, оказавшие определяющее влияние на дальнейшее развитие метрической теории функций. |
6 | ||
7 | Эмми Неттер | Немецкий математик. В 1922—33 работала сверхштатным профессором Гёттингенского университета. Основные труды по алгебре; они способствовали созданию нового направления, известного под названием общей, или абстрактной, алгебры (общая теория колец, полей, идеалов). Именем Нётер называется фундаментальная теорема теоретической физики, связывающая симметрии системы с законами сохранения. В 1928—29 читала лекции по алгебре в Московском университете. |
8 | Олейник Ольга Арсентьевна | Научные интересы О.А. Олейник сформировались под влиянием И.Г. Петровского. Ее научные исследования касаются дифференциальных уравнений. За это ей была присуждена премия Н.Г.Чеботарева. За работы, посвященные теории нелинейных уравнений с частными производными, и решению задач по вопросам физики и механики Ольга Арсеньевна в 1954 году получила премию им. М.В.Ломоносова, а в 1964 году была избрана действительным членом Итальянской АН. Облaсть нaучных интеpесов: топология aлгебpaических многообpaзий, уpaвнения с чaстными пpоизводными, мaтемaтическaя физикa, теоpия погpaничного слоя, теоpия упpугости, теоpия усpеднения. Основные pезультaты: дaны ответы нa pяд вопpосов, постaвленных в 16 пpоблеме Гильбеpтa о взaимном paсположении и числе связных компонент действительных aлгебpaических кpивых и повеpхностей, постpоенa теоpия paзpывных pешений зaдaчи Коши для квaзилинейных уpaвнений пеpвого поpядкa, изучены нелинейные уpaвнения теоpии фильтpaции, постpоенa мaтемaтическaя теоpия уpaвнений погpaничного слоя Пpaндтля, исследовaн клaсс уpaвнений втоpого поpядкa с неотpицaтельной хapaктеpистической фоpмой, изучены мaтемaтические зaдaчи теоpии упpугости, исследовaны кaчественные свойствa их pешений, pешены многие зaдaчи мaтемaтической физики, связaнные с теоpией усpеднения, изучены кaчественные свойствa pешений нелинейных уpaвнений. Тема кандидатской диссертации: "О топологии действительных aлгебpaических кpивых нa aлгебpaической повеpхности". Тема докторской диссертации: "Уpaвнения с мaлым пapaметpом пpи стapших пpоизводных и зaдaчa Коши для нелинейных уpaвнений в целом". |
9 | Бельтрами Эудженио | Итальянский математик, член Национальный академии деи Линчеи в Риме (1873), профессор университетов в Болонье (1862) и Риме (1873). Основные труды по дифференциальной геометрии. Показал, что геометрия Лобачевского (планиметрия) реализуется на некоторой поверхности, называемой псевдосферой. |
10 | Литлвуд Джон Идензор | Английский математик, член Лондонского королевского общества (1916), профессор Кембриджского университета (1928-50). Основные труды Литлвуда, большинство которых выполнены совместно с Г.Харди, по теории чисел (оценка остаточного члена в асимптотическом выражении числа простых чисел, меньших данного числа, определение числа представлений натурального числа в виде суммы натуральных чисел и др.), тригонометрическими рядами, суммированию рядов и тауберовым теоремам, теории функций комплексного переменного (в частности, однолистным функциям) и неравенствам. |
Задание 3. Узнай-ка…
Узнай Великого математика по его открытиям.
Кто является автором самого первого учебника по геометрии? Он же является однофамильцем известного греческого медика.
Гиппократ Хиосский (вторая половина V века до н. э.)
Этот ученый больше известен своими открытиями в алгебре, тем не менее, на своем надгробном памятнике он завещал выгравировать правильный 17-угольник, вписанный в круг. О каком ученом идет речь?
Гаусс Карл Фридрих (30.04.1777 – 23.02.1855)
Кто ввел термины «абсцисса», «ордината», «координата»?
Эти термины введены Лейбницем Готфридом Вильгельмом : «абсцисса» - в 1665 г., «ордината» - в 1684 г., «координаты» - в 1692 г.
Задание 4. «Синквейн».
Составьте синквейн с предложенным словом - ЧИСЛО.
Алгоритм составления синквейна:
На первой строчке – написать выбранное существительное.
На второй строке - придумать к этому существительному два прилагательных, описывающие основную мысль.
На третьей – придумать три глагола, описывающие действия в рамках темы.
На четвертой – придумать фразу из нескольких слов, показывающую отношение к теме.
На пятой строке – сделать обобщающий вывод.
ЧИСЛО
натуральное целое
прибавить разделить умножить
я уже знаю положительные, отрицательные, рациональные числа
работать с числами очень увлекательно
Центр творческих инициатив «Snail»
Дистанционный конкурс «100 великих. Математика».
290,Шевелёва Дарья, СШ№4 города Лабинска Лабинского района, г. Лабинск
Задание№1
1. Колмогоров Андрей Николаевич родился 25 (12) апреля 1903 г. в г. Тамбове.
2. «Радость математического « открытия» я познал рано, в возрасте пяти-шести лет закономерность:
1=1
1+3=2
1+3+5=3,и так далее…»
3.Для ребят издавался рукописный журнал «Весенние ласточки». В нем публиковались творческие работы учеников – рисунки, стихи, рассказы. В нем же появились первые «научные работы» Андрея- придуманные им арифметические задачки.
4. «Маленький ученый» учился в частной гимназии Е. А. Репмана.Гимназия Репман была создана группой московской интеллигенции для своих собственных детей.
5.После окончания школы поступил в Московский университет на физико-математический факультет и параллельно на математическое отделение Химико-технологического института им. Д. И. Менделеева
6.1924г.- первая статья по теории вероятностей «О сходимости рядов, члены которых определяются случаем»
1925г.- первая работа по интуиционистской логике «О принципе».
1930г.- работа «Об аналитических методах теории вероятностей» из области математики.
7. Учась в университете продолжает свои серьезные увлечения историей, участвует в семинаре профессора С. В. Бахрушина.
Член редколлегии, а затем главный редактор с 1946 по 1954 год и с 1982 по 1987 журнала «Успехи математических наук».
Руководитель Отдела математики в редакции «Большой Советской Энциклопедии».
Основывает новый математический журнал «Теория вероятностей и ее применение» и становится ее главным редактором.
В 1959 основывает и возглавляет редакцию математики и механики в Издательстве иностранной литературы (ныне «Мир»).
Участие в первой экспедиции на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев».
Руководитель отдела математики в журнале для юношества «Квант».
Работал в Потылихинской опытно-показательной школе Наркомпроса (преподавал математику и физику, был секретарем школьного совета ивоспитателем интерната)
8.1940 г.- «Орден Трудового Красного Знамени»
1944г.- Орден Ленина
1945г.- Орден Ленина, медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»
1949г.- премия им. П. Л. Чебышева АН СССР
1953г. Орден Ленина (в связи с 50-летием со дня рождения)
1961г.- Орден Ленина
1962г.- Международная премия по математике Фонда Бальцана
1963г.- Звание Героя Социалистического Труда
1965г.- Ленинская премия (за работы по теории возмущений гамильтоновых систем)
1973г.- Орден Ленина (в связи с 70-летием со дня рождения)
1975г.- Орден Ленина
1980г.- Международная премия по математике Фонда Вольфа
1986г.- премия им. Н. И. Лобачевского АН СССР
Задание №2
1. Петровский Иван Георгиевич родился 18 января1901г. в г. Севске (ныне Брянская область).
2.Купец.
3. химией и биологией.
4.По семейным обстоятельствам пришлось временно покинуть Москву. Возвратившись в Москву в 1922 году переводится на математическое отделение университета.
5.По сложившимся обстоятельствам Петровскому пришлось временно покинуть Москву. Именно тогда будущему ученому попалась книга по теории чисел которая как он говорил впоследствии, «потрясла и навсегда повернула его интересы в сторону математике».
6. Во время Великой Отечественной войны университет находился в эвакуации в Ашхабаде, затем в Свердловске; в 1943 году вернулся в Москву. В 1939 году стал деканом механико- математического факультета МГУ.
7.С 1951 года – бессменный ректор. В1946г. избран академиком АН СССР.
8. Как ректор Московского университета привлек выдающихся ученых ,организовал более 70 новых кафедр, ряд факультетов, 200 проблемных лабораторий.
Задание №3
1.Киселев Андрей Петрович (30 ноября 1852г.-8 ноября 1940г.)
2.Родился в Мценске Орловской губернии
3.
4.Его педагогическая деятельность началась с 13 лет, когда он учился в Орловской классической губернии и был «репетитором» для детей его дяди.
5.1918-1922начало и конец работы над школьным учебником геометрии.
6. Разработанная теория решения треугольников вошла в учебник А. П .Киселева «Элементарная геометрия».
Задание №4
1. Гийом Франсуа Лопиталь (1661-1704)
2.В 1690-х годах занял видное место в школе Лейбница, с новым методом которого его познакомил Иоганн Бернулли в 1692 году во время своего пребывания в Париже и поместье Лопиталя.
3.Автор учебника по математическому анализу.
4. «Анализ бесконечно малых» 1696г.
5.Правило Лопиталя
6.2 февраля 1704г. умер от апоплексического удара
№ п/п | Ф.И.О. математика | Вклад в науку |
1. | Петровский Иван Георгевич.1901-1973гг. | Основные труды относятся к дифференциальным уравнениям, теории вероятностей, алгебраической геометрии, топологии и другим областям математики. В теории вероятностей создал новые методы исследования в теории случайных процессов. В алгебраической геометрии выполнил разработки по типологии действительных алгебраических кривых, работы по вариационному исчислению (прямые методы), математической физике (уравнения теплопроводности). Автор учебников «Лекции по теории обыкновенных дефференциальных уравнений», «Лекции по теории интегральных уравнений», «Лекции об уравнениях с частными производными». |
2. | Куммер Эрнст Эдуард 1810-1893гг. | Основные труды по математическому анализу, алгебре, теории чисел. Первые работы посвящены рядам(признак Куммера) Создал теорию алгебраических чисел методы которой оказали огромное влияние на последующее развитие теории чисел и алгебры. Изучение делимости алгебраических чисел привело его к введению т. н. идеальных чисел. |
3. | Ефимов Николай Владимирович 1910г. | Основные труды по дифференцированной геометрии. Исследовал изгибание куска поверхности вблизи «точки уплотнения»( точка, где кривизны всех сечений равны нулю) Исследовал особенности на поверхности отрицательной кривизны. Автор «Краткого курса аналитической геометрии» и «Высшей геометрии». |
4. | ||
5. | Лузин Николай Николаевич 1883-1950гг. | Один из создателей дескриптивной теории функций, где особенно важно открытие проективных множеств. Диссертация «Интервал и тригонометрический ряд». Ряд работ Лузина посвящен работам вопросам математического анализа, дифференциальным уровням и дифференциальной геометрии. Работы Лузина и его учеников внесли фундаментальный вклад в развитие теории функции действительного. |
6. | Картан Эли Жозер 1869-1951гг. | Основные труды по теории непрерывных групп, теории дифференциальных уравнений и дифференциальной геометрии.1894г.-заложил основы алгебраической теории групп ЛИ,1913г. построил теорию представлений полупростых групп ЛИ с дифференциальной геометрией и топологией 1899-1902гг.создал метод внешних форм, который помог ему разрешить проблему совместности уравнений Пфаффа.В дифференциальной геометрии многомерных пространств им построены обобщенные пространства аффинной, проективной и конформной связности и, кроме того, дан общий метод подвижного репера, который в соединении с методом внешних форм является эффективным средством решения геометрических проблем. |
7. | Эмми Неттер 1882-1935гг. | Создала общую ,абстрактную алгебру. |
8. | Олейник Ольга Арсентьевна 1925г. | Труды по дифференциальным уравнениям, математической физике. Академик РАН, государственная премия СССР 1988 год. |
9. | Бельтрам Эудженио 1835-1900гг. | Основные труды по дифференциальной геометрии. Показал ,что геометрия Лобачевского (планометрия) реализуется на некоторой поверхности, называемой псевдосферой. |
10. | Литлвуд Джон Идензор 1885-1977гг. | Основные труды Литвуда, выполнены совместно с Г. Харди, по теории чисел (оценка остаточного члена в асиптотическом выражении числа простых чисел, меньших данного числа, определение числа представлений натурального числа в виде суммы натуральных чисел), тригонометрическими рядами ,суммированию рядов и тауберовым теоремам, теории функций комплексного переменного( в частности,однолистным функциям) и неравенствам. |
Задание №3
1.Гиппократ Хиосский.
2.Карл Гаусс.
3.Готфрид Вильгельм Лейбниц.
Задание №4
Число
положительное натуральное
делить округлять умножать
счастливое число
Для того, чтобы уметь считать деньги в кармане (это конечно шутка, но почему то первое., что приходит в голову). А если серьезно, то без чисел бы очень трудно пришлось на свете.
Прекрасное далёко
Свинья под дубом
Позвольте, я вам помогу
Композитор Алексей Рыбников
Философские стихи Кристины Россетти