Исследование, выполненное на основе ассоциативного лингвистического эксперимента. Исследуются ассоциации к словам "глухой, слабослышащий" у разных групп людей.
Вложение | Размер |
---|---|
dva_mira_slyshashchie_i_slaboslyshashchie.rar | 27.98 КБ |
У меня много друзей, среди них есть как слышащие, так и слабослышащие. Для меня все они одинаковые. Однажды у меня была такая ситуация: мы ехали в электричке, разговаривали жестами друг с другом. В соседнем купе сидели две бабушки. Они разговаривали, и по тому, как они смотрели в нашу сторону, я поняла, что они говорят о нас. Я прислушалась:
«Ох! Бедные дети, как их жаль… Такие красивые, а глухие»: сказала одна бабуля другой. Вторая соглашалась с ней: «Да, да бедненькие…»
Мне стало обидно за себя и за ребят, ведь мы обычные люди, и мне стало интересно, неужели все слышащие люди относятся к нам слабослышащим с таким же сожалением, считают нас бедненькими, обделенными судьбой, ведь мы…такие же как и все. Вот и совсем недавно, у Лермонтова в «Герое нашего времени» на литературе я прочла такое высказывание героя романа, Печорина о его предубеждении против слепых, глухих, немых... Мнение Печорина понятно: ведь мало кто вообще из людей удостаивался его признания и уважения. Но ведь был еще и Герасим у Тургенева, который нравственно был на голову выше тех, кто его окружал.
Актуальность исследования
Я решила узнать, что люди нашего современного общества думают о нас, людях с ограниченным слухом, и в частности, обо мне. Актуальность моего исследования очевидна, тем более, если верить публикациям в Интернете, проблема отношения к людям с ограниченными возможностями действительно существует в нашем обществе и эта проблема не нова. Задавать напрямую человеку вопрос: «что вы думаете обо мне, и обо всех слабослышащих?», было бы, по крайней мере, некорректно, да и вряд ли кто ответил искренне, поэтому я решила призвать на помощь один из методов лингвистики, который называется метод лингвистического эксперимента.
Цель и задачи проекта
Итак, цель моего проекта: с помощью метода ассоциативного эксперимента выяснить, как определяют и как относятся разные группы нашего общества к людям с ограниченными возможностями слуха
Задачи проекта:
Выявить сущность метода лингвистического ассоциативного эксперимента.
Провести ассоциативный эксперимент среди различных групп:
А) слышащие (интернет-опрос);
Б) слышащие работники школы для слабослышащих;
В) слабослышащие ученики нашей школы.
Методы исследования:
Метод сбора и обработки информации.
Метод лингвистического ассоциативного эксперимента.
Описательный метод.
Этапы работы
Определения понятия «лингвистический ассоциативный эксперимент» (История возникновения, методика проведения).
Проведение лингвистического ассоциативного эксперимента.
Обработка и описание полученных результатов.
Выводы.
Лингвистический ассоциативный эксперимент
В ХХ в. ассоциативный эксперимент получает широкое распространение в качестве метода исследования индивидуального и группового сознания человека. Автоматический характер ассоциаций, слабая способность человека управлять ими, сопряженность ассоциативного процесса с рядом физиологических реакций человека обусловили эффективность использования ассоциативного эксперимента в самых разных областях психологии и смежных наук: в психоанализе, социальной и юридической психологии, патопсихологии, психолингвистике.
Лингвистический ассоциативный эксперимент (ЛАЭ) представляет собой опрос некоторого количества людей, как правило, объединенных некой общностью (знаний, сферы, деятельности, языка, места рождения и т.д.) на предмет выявления их ассоциаций (реакций) на определенные стимулы. Информация о респондентах, а также их ассоциации со стимулами вносятся в базу данных, позволяющую формировать определенную статистику.
Цель проведения ЛАЭ – формирование широкой (т.е. содержащий большое количество пар стимул-реакция) и глубокой (т.е. включающей большое количество ассоциаций на каждый стимул) базы данных, на основе которой возможно:
Понимание ассоциативного ряда усредненного респондента в современный период;
Построение и анализ ассоциативных взаимосвязей между словами, поиск закономерностей;
Формирование прямого и обратного ассоциативного словаря.
История основания метода - Сэр Фрэнсис Гальтон, английский учёный и двоюродный брат Чарльза Дарвина, первым попробовал провести ассоциативный эксперимент в 1879 году. Он выбрал 75 слов, написал каждое из них на отдельной карточке. Затем он брал карточки по одной и смотрел на них. Он записал эти мысли для каждого слова из списка, но отказался публиковать результаты. «Они обнажают, - писал Гальтон, — сущность человеческой мысли с такой удивительной отчетливостью, которые вряд ли удастся сохранить, если опубликовать их».
Процедура эксперимента - для массового эксперимента испытуемых собирают в одном помещении, инструктируют и мотивируют их. После этого раздают стимульный материал в виде анкет, содержащих список слов-стимулов. Затем протекает собственно эксперимент, в ходе которого испытуемые в течение 10-15 минут рядом с каждым словом-стимулом анкеты пишут одно слово-реакцию, которое первым пришло в голову испытуемого по прочтении слова-стимула. После этого заполненные испытуемыми анкеты собираются. Обычно каждому испытуемому даётся 100 слов и 7-10 минут на ответы. Нередко экспериментатор диктует стимулы.
Итак, лингвистический ассоциативный эксперимент – это один из методов психолингвистики, с помощью которого можно выявить внутреннее, часто неосознаваемое содержания сознания. То есть, попросту, то, каким образом человек представляет себе что-либо. Конечно, ассоциации у разных людей могут отличаться, все зависит от личного опыта, профессии, темперамента и так далее.
Существуют специальные словари ассоциативных норм, к числу об щеизвестных относится словарь Дж. Диза (J. Deese. The Structure of associations in language and Thought. Baltimore , 1965). На русском язы ке первым словарём такого рода был «Словарь ассоциативных норм русского языка» под.ред. А.А. Леонтьева (Москва, 1977).
В настоящее время наиболее полным словарём на русском языке (да и в принципе) является «Русский ассоциативный словарь» (составители: Ю.Н. Караулов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, Г.А. Черкасова. — М., 1994-2002). Он включает в себя следующие части: т. 1. Прямой словарь: от стимула к реакции; т. 2. Обратный словарь: от реакции к стимулу; т. 3-6 представляют собой также прямые и обратные словари двух других списков слов. В этом словаре 1277 стимулов, что немного меньше количества слов, которые употребляются говорящими в обыденной речи (1500-3000); в качестве ответов зафик сировано 12 600 разных слов, а всего — более миллиона реакций.
Структура словарной статьи в «Русском ассоциативном словаре» та кова: сначала даётся заглавное слово, затем реакции, располагающиеся в порядке убывания частоты (указана цифрой). Внутри групп реакции следуют в алфавитном порядке (5):
ЛЕС... поле, деревья 11, осень, большой, берёза 7 и т.д.
В конце каждой статьи даны цифры (6):
ЛЕС... 549 +186 + 0 + 119.
Первая цифра указывает общее количество реакций на стимулы, вторая — количество разных реакций, третья — количество испытуе мых, которые оставили данный стимул без ответа, т.е. количество отка зов. Четвертая — количество единичных ответов, т.е. реакций, которые были даны только один раз и частота которых равна, соответственно, единице.
Вот, например, ассоциации для слова
ЭКЗАМЕН (626 человек) — трудный 87, сдавать 48, сдать 35, сессия 26, зачёт 21, билет 18, скоро 17, по математике 13, на аттестат зрелости, страх 10, страшный 8, тяжелый 6 и т.д.
Интересно, что слова слабослышащий в этом словаре нет, как нет и в других словарях, представленных в Интернете, есть слово Глухой и вот ассоциации к нему ШУМ УДАР СТУК ГОЛОС ЗВУК ГУЛ СТОН РОПОТ РОКОТ РЫЧАНИЕ РЕВ ЗАБОР ЧАС ЛЕС ДЖЕНТЛЬМЕН ТРЕСК ГРОХОТ МОЛЧАНИЕ РАЗДРАЖЕНИЕ МЕСТО НЕДОВОЛЬСТВО СТЕН СТЕНА ВЫСТРЕЛ ВСПЛЕСК ТОПОТ СТАРИЧОК ВРЕМЯ РАСКАТ РЫДАНИЕ НЕПРИЯТИЕ ВОРЧАНИЕ ЧУРКА ЧЕРТ и так далее, видим, что ассоциации не совсем о человеке с недостатком слуха.
Лингвистический ассоциативный эксперимент со словами глухой, слабослышащий (человек)
Всех испытуемых я разделила на три группы:
1 –ая группа – слышащие люди – это были люди по большей мере мне незнакомы. Вопрос был записан в моем статусе на сайте Одноклассники, ответы присылали на мой форум для обсуждения. И вот какие ассоциации возникали у этих людей:
Слабослышащий, глухой человек - страх (6), не слышит, плохо слышит (6), тишина (4), обида (3), одиночество (3), инвалид (2), беспомощность (2), обостренность внимания (2), обреченность, жестикуляция, растерянность, душевность, грусть, ребенок, испытание, беспокойство, старость, уважение, поддержка, индивидуальность, горечь, боль, пустота, беда, индивидуальность, неуверенность, непонимание, отделенный от мира, закомплексованность.
Если честно, мне так и хотелось потом ответить им всем: «Сами вы такие!». Получается, по представлению этих людей наша жизнь – сплошное черное пятно и нет никакой радости.
Интересно, что кроме отдельных слов, некоторыми людьми были присланы в ответ на мой вопрос следующие предложения-рассуждения:
- Человек, не в полной мере воспринимающий звуки – по-простому, слабослышащий. Это, конечно, тяжело, постоянная неуверенность… Чувство одиночества (осознание своей индивидуальности – что не такой как все – в плачевном смысле - горечь от этого на сердце… боль.. пустота..) непонимание со стороны окружающих, сочувствие к такому человеку. Необходимость в поддержке.
- Ну, как бы над этим нельзя смеяться! Человек же в этом не виноват, что с ним это произошло. Все мы под Богом ходим! Это беда!
- Человек, который хочет жить, не смотря ни на что, и, чтобы жить счастливо, ему надо преодолеть куда больше чем простому человеку.
А кто-то написал:
- Интересно наблюдать за глухонемыми. У них свое отдельное государство. Всегда хотела поговорить на языке глухонемых.
По крайней мере, не так пессимистично…
Следующую группу составляли наши учителя и воспитатели, для них слабослышащие ассоциируются со словами: ученик (3), школьник (2), работа, жесты, житель России, обычный, нормальный, ухо, аппарат, слух, нарушение речи, умные, задорные, веселые, красивые, отличницы, двоечники бессовестные! нервомотатели, болтают весь урок,
Ни одной ассоциации, связанной со страхом, болью, обидой..
И вот какие ассоциации у самих слабослышащих: аппарат (4), друзья, дружба (3), учеба (3), ученик (2), плохо слышит, школа, интернат (3), ВТЭК (2), жесты, мимика, дом, доска, счастье, веселье, вера, надежда, жизнь, болезнь, обычный человек, Барнаул, электричка.
Выводы
Я говорила о том, что ассоциативный эксперимент помогает заглянуть внутрь сознания человека.
Выводы, к которым я пришла в результате эксперимента:
Действительно, многие слышащие люди считают, что наша жизнь связана с одиночеством, страхами, обидой и так далее. Те есть в их представлении мы «бедненькие, несчастные». Но это люди, которые вряд ли хоть когда-нибудь общались с такими как мы.
Те слышащие люди, которые считают нас умными, нормальными и пусть даже двоечниками бессовестными с плохой речью – знаю нас очень хорошо.
Для самих нас наша жизнь – это просто жизнь, со всеми ее прелестями и недостатками.
Заключение
Почему в слышащие в нашем Российском обществе так относятся к людям с ограниченными возможностями слуха? Возможно, здесь недостаток социальной политики нашего государства? Я бы предложила каждому человеку хоть немного поработать в школе такой, как наша, – пройти так называемую службу, как в армии,– тогда, возможно, не было бы такого большого барьера между нами. Ведь мы – такие, как все…
Список использованных Интернет-ресурсов
http://sbiblio.com/biblio/archive/beljanin_psi/03.aspx
http://it-claim.ru/Projects/ASIS/Experiments/
http://www.voppsy.ru/issues/1993/932/932093.htm
Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи
КГБС(К)ОУ «Озерская С(К)У школа-интернат II вида»
Проект
«Два мира: слышащие и слабослышащие»
(по материалам лингвистического ассоциативного эксперимента)
Гуманитарная секция
Выполнила: Прокошина Валерия,
ученица 9-го класса
Руководитель: Сафронова Н.В.,
учитель русского языка и литературы
Озерки, 2012
Как нарисовать черёмуху
Самый главный и трудный вопрос
Шелковая горка
За еду птицы готовы собирать мусор
Сказка "Дятел, заяц и медведь"