Представлено исследование развития гжельской росписи на современном этапе.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_izo.docx | 51.95 КБ |
Районный конкурс исследовательских, проектных, творческих работ учащихся
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ерновская средняя общеобразовательная школа
Зарайского района Московской области
Адрес: 140620 Московская область, Зарайский район, д.Ерново
Образовательная область: искусство
Секция: Изобразительное искусство
Тема:
«ГЖЕЛЬ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
Авторы: Миронов Федор - 8 класс Вазикова Мария - 9 класс
Руководитель: Кащеева Валентина Ивановна
Должность: учитель изобразительного искусства
2008 г.
ПЛАН
Введение
История возникновения промысла
Гжельская роспись на современном этапе ее развития
Знакомство и изучение основных элементов гжельской росписи
Путешествие по заводу «Гжель»
Беседа с мастерами завода
Выводы Литература Приложение
Введение
Ни одна из существующих на данный момент программ изобразительного искусства не позволяет глубокого изучения народного промысла и кистевой росписи «Гжель». Вот уже на протяжении двух лет в МОУ Ерновской средней общеобразовательной школе организована работа кружка «Мир изобразительного искусства», где одним из направлений которого является работа в технике «Гжель».
В нашей школе отсутствуют возможности и техническое оборудование для изготовления изделий из фарфоровой массы с последующим обжигом и росписью, поэтому мы ограничиваемся изучением росписи, а лепку заменяем изготовлением посуды из папье-маше.
Занятия гжельской росписью можно рассматривать как один из видов ознакомления с народным художественным творчеством.
Эти занятия открывают для учеников новые пути познания народного мастерства, обогащают их внутренний мир, воображение, помогают понять истоки народной кистевой живописи.
Приобщение школьников к народному искусству целесообразно лишь в Гжели, где есть условия для настоящей профессиональной подготовки, однако опыт показывает, что смысл кружковой работы заключается не в профессиональной подготовке художника-мастера, а в воспитании нравственного начала, уважения труда художника, в развитии художественного вкуса. Раннее приобщение детей к народному искусству и овладение приемами художественной росписи способствуют воспитанию души, расширяют представление о мире. Занятия в кружке, а также в других местах, отдаленных от Гжели не могут иметь своей целью профессиональную подготовку мастеров-художников, так как у них нет возможности познать технологический процесс изготовления художественной посуды и мелкой пластики.
Целью данного исследования является изучение особенностей развития декоративно-прикладного искусства «Гжель» с начала его появления и до сегодняшнего дня.
Цель определила следующие задачи исследования:
Изучить историческую, энциклопедическую, научную литературу по данному вопросу;
Изучить и описать опыт работы мастеров завода «Гжель»;
Познакомиться с историей русского народного художественного промысла, привить интерес к росписи «Гжель».
Для решения поставленных задач использовались такие методы исследования
как:
Теоретический анализ литературы;
Экскурсия по заводу «Гжель»;
Беседа с мастерами завода «Гжель».
Предмет: изучение декоративно-прикладного художественного промысла «Гжель».
Объект исследования: формирование знаний об история возникновения и развития Гжельской росписи.
Гипотеза: мы предполагаем, что изучение декоративно-прикладного искусства «Гжель» играет важную роль в системе эстетического воспитания подрастающего поколения.
Для написания данной работы была использована следующая литература:
Алексахин Н.Н. «Голубая сказка», в которой рассказывается о возникновении и развитии росписи «Гжель». Почему применяются только голубые тона. О мастерах, которые были у истоков возникновения росписи.
Адамайтис О. «Русская керамика XVIII- начала XIX века», где повествуется о том, что такое керамика, какое значение она имела во времена ее зарождения и сейчас.
Полунин В. «Русское декоративно-прикладное искусство» в данной книге мы почерпнули материал о том, что такое декоративно- прикладное искусство и какое значение оно имеет для нас.
з
История промысла.
О Гжели как о районе керамического промысла заговорили в конце XVIII века. Первое упоминание о Гжели как местности относится к XIV веку: оно встречается в 1328 г. в духовной грамоте Ивана Калиты. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного в 1572-1578 гг. Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарьскому приказу в 1770 г. «для дела алхимической посуды», а М.В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская... Которой нигде не видал я белизною превосходнее». Неплодородная земля, покрытая бескрайними лесами, имела в недрах богатейшие залежи глины и располагала крестьян к занятиям гончарством больше, чем к сельскому хозяйству. Гжельцы исстари говорили: «Не землей мы кормимся — глина здесь — золото». Не случайно именно здесь русские мастера создали художественные заводы, развивалась фарфоровая, фаянсовая и майоликовая крестьянская промышленность.
В одном из указов Мануфактур-коллегии 1724 г. специально отмечено широкое изготовление крестьянами посуды из белой глины в Гжели. Игрушечный промысел известен в деревне Володино с XVII века. Наиболее активное развитие гончарных промыслов в Гжели началось во второй четверти XIX века. Население занималось изготовлением кирпича, труб, изразцов, глиняной посуды, плитки для ремонта церквей.
Гжель стала первым центром в стране, где начались систематические поиски рецептуры фаянса. В их процессе гжельцы получили новый керамический материал, промежуточный между майоликой и тонким фаянсом. Изделия из него имели белый черепок, но он все еще оставался толстым, пористым и непрочным. Сами гжельские крестьяне называли этот вид керамики простым фаянсом или полуфаянсом. Позже, в XIX веке, изделия из полуфаянса значительно усовершенствовались, они стали определять лицо гжельского промысла и вписали новую страницу в историю русского народного керамического искусства. В документах 1797-1800 гг. об изготовлении в Гжели простого фаянса называется девятнадцать гжельских керамических производств, семь из которых находились в деревне Речицы и производили расписные кувшины и кружки, белые умывальники и чаши, столовые сервизы, а в деревне Кузяево «упражнялись в делании посуды наподобие фаянсовой и фарфоровой» двенадцать крестьян. Таким образом, в последние годы XVIII века в Гжели научились изготовлять «посуду белую наподобие фаянсовой», новым компонентом в которой была белая глина, добываемая на месте.
В XVIII-XIX веках гжельские производства представляли собой семейную мастерскую с одним-тремя наемными рабочими. К 1810г. Гжельцы нашли необходимые компоненты, их количественное соотношение и температурный режим обжига полуфаянса. В 1812 г. газета «Северная почта» писала, что «гжельские крестьяне делают фаянсовую посуду из глины, приисканной в их волости». Полуфаянсовая посуда стала быстро входить в моду. Второе десятилетие XIX века стало важной вехой в развитии всех видов художественной керамики в Гжели — полуфаянса, фарфора и несколько позже — тонкого фаянса. Разорение многих заводов французами в войне 1812г., нехватка посуды и близость Москвы, наличие белых глин, приобретение опыта изготовления посуды — все это укрепило положение Гжели как ведущего центра керамики. В 1820-1824 гг. было основано более двадцати фабрик полуфаянса в деревнях Речицы, Кузяево, Ново-Харитоново, Жирово, а к 1827 г. посудой промышляли уже целые села. Промышленность Гжели была кустарной и существовала за счет дешевого сырья и дешевого топлива. Весь производственный процесс проходил вручную, основными орудиями труда до конца XIX века оставались мешалки, дробилки, точильные круги, жернова и конный привод. С 50-х годов XIX века керамический район Гжели переживал состояние кризиса, не выдержав конкуренции с фирмами М.С. и И.Е. Кузнецовых. Народное искусство стало быстро вырождаться, на предприятиях выпускали обычную столовую посуду без декора. Самобытное творчество народных мастеров было забыто. Возрождение началось, когда появились артели и производственные кооперативы. В августе 1920 г. проблемами кустарей начало заниматься Главное управление кустарей и мелкой промышленности. В 1921 г. в деревне Ново- Харитоново была организована Гжельская керамическая профтехшкола, которая готовила квалифицированных специалистов для района. В 20-30-х годах основные производства Гжели специализируются на выработке кирпича, труб, кафеля, технического фарфора. Первым объединением кустарей в Гжели была артель «Вперед, керамика», организованная в 1929 г. Делали игрушки из красной глины и расписывали эмалевыми красками. В 1930г. артель преобразовали в промколхоз, в который входили три деревни: Турыгино, Ново-Харитоново и Жирово. В Ново- Харитонове делали аптекарскую посуду и игрушки, в Турыгине и Жирове— глиняную игрушку. В 30-е годы возникли новые артели: «Путь Ленина», «Объединенный фарфорист», «Электрофарфор», Артель имени СМ. Кирова и др. В деревне Турыгино была организована профтехшкола, на базе которой в 1931 г. Возник Гжельский керамический техникум, в настоящее время художественно- промышленный техникум. В 1935 г. был сооружен новый семиметровый горн и стали выпускать декоративные фарфоровые вазы, пепельницы, статуэтки, а в 1936 г. производство в Турыгине стало называться «Художественная керамика». Делали головки для кукол, красили их розовой краской, а глазки — голубой, кукол-голышей и ванночки для них, фигурки зверей и домашних животных. Перед войной 1941- 1945 гг. начали выпускать пепельницы, сахарницы, чайницы. В 1941 г. производство было законсервировано, но в 1942 г. кроме электротехнического фарфора стали делать простую цилиндрическую кружку. В это трудное время начинается работа по возрождению традиционного искусства Гжели. В 1944 г. Заведующий отделом керамики Государственного исторического музея, имеющий практический опыт по освоению производства майолики на заводе «Всекохудожник», основатель этого завода в Гжели Александр Борисович Салтыков организовал обследование артели «Художественная керамика». Четыре-пять мастериц писали на кружках с двух сторон цветок-василек или колокольчик, а когда им предложили выполнить другую роспись по вариантам НИИ художественных промыслов, то они исказили контур, обнаружив отсутствие технических навыков владения кистевыми приемами письма.
В 1946 г. в Гжели были организованы курсы художественной росписи по фарфору, которые способствовали приобретению теоретических знаний и практического опыта в овладении разнообразными приемами традиционной гжельской росписи. Занятия вела Наталья Ивановна Бессарабова, автор и
5
разработчик различных ваз, кумганов. Талантливая художница копировала росписи старинных изделий, добиваясь своеобразного движения кисти, тонального богатства широкого мазка, постигала красоту простых живописных приемов, изучая художественный опыт мастеров прошлых лет. От многократного копирования художница перешла к творческому созданию форм и мотивов росписи гжельских изделий. Она не только учила мастеров Гжели, но и сама училась у них. Это ей помогло глубже постичь художественные принципы работы старых мастеров, творчески их переосмыслить и внедрить новое в современный промысел в соответствии с требованием времени.
Среди многообразия художественных средств традиционного искусства она остановилась на подглазурной росписи кобальтом как наиболее доступной. Обучая мастеров, художники руководствовались методикой художественной росписи, разработанной А.Б. Салтыковым. Его «азбука мазков» помогла освоить разнообразные способы исполнения гжельской росписи. На изделиях, созданных Н.И. Бессарабовой, мастерицы повторяли роспись, постигая «азбуку мазков». Так в Гжели складывался творческий коллектив мастеров подглазурной кобальтовой росписи фарфора. В 1955 г. к артели «Художественная керамика» присоединили артель имени С.М. Кирова. В 60-е годы появляются многочисленные изделия, свидетельствующие о широте художественных интересов мастеров и своеобразии их почерка. Искусство Гжели было ориентировано на массовый выпуск недорогих изделий, где форма и роспись согласовывались с практическим назначением, в то же время создавались и уникальные произведения для музеев и выставок, в которых широко проявлялись творческие поиски художников. Возрождаются традиционные приемы украшения сосудов лепными орнаментами и скульптурой, от простых утилитарных форм переходят к пластике, новым тематическим решениям. Появляются новые мотивы цветочной росписи — гирлянды, сюжетные сцены и пейзажи, изображение цветка в орнаментальном обрамлении. Для гжельского письма характерен легкий, прозрачный мазок, тонкая линия рисунка, контрастное сочетание белой поверхности со сплошной заливкой кобальтом.
Гжельская роспись на современном этапе ее развития.
Знакомство и изучение основных элементов гжельской росписи.
Занятия в кружке способствуют эстетическому формированию личности. Художественное воспитание, сливаясь с производственным трудом, способствует воспитанию трудовых качеств, эстетическому обогащению внутреннего мира. Гжельская роспись очень красивая, но очень сложная, поэтому мы на занятиях учимся рисовать самые элементарные полоски и линии, для того чтобы в дальнейшем научиться рисовать более сложные элементы. Занятия наши строятся по принципу: от более простого, к более сложному. От занятия к занятию у нас появляется желание работать творчески и самостоятельно. В этом нам помогают образцы работ выдающихся гжельских мастеров.
Сплошная тонкая линия.
В начале работы мы проводим на листе по линейке несколько линий карандашом, а затем сухой кистью.
Осматриваем кисть, промываем ее, затем аккуратно набираем краску с палитры, еще раз осматриваем ее кончик и уверенно проводим тонкую прямую линию.
Дальнейшее задание: построить простейший орнамент, состоящий из тонких линий. Проводим одну линию, параллельно ей - вторую, третью тоже параллельно, но на более близком расстоянии. Четвертую еще ближе, а пятую совсем рядом; затем еще столько же линий, но в обратном порядке. Получается простейший орнамент полосы.
Это задание мы повторяем несколько раз.
Так проходит первое практическое занятие на проведение тонких сплошных линий.
Орнамент полосы из тонких линий.
Проводят параллельные тонкие линии под разным наклоном. Орнамент строится за счет различного ритмического расстояния между линиями. В гжельской росписи часто применяют орнамент из сеточки. Используя разные наклоны и расстояния между линиями, можно получить самые разнообразные сеточки. Любой орнамент полосы можно украсить точками, но очень важно научиться делать это правильно.
Руководитель нам показывает, как делать точки - аккуратные и круглые. Надо взять тонкие круглые палочки, обмакнуть их в краску одним концом, ровно под углом 90 градусов поднести ее к листу и поставить отпечаток на бумаге.
Волнистая тонкая линия.
При рисовании волнистой тонкой линии надо следить, чтобы высота и ширина изображаемых волн были одинаковыми.
Сначала проводим линии карандашом, а уже по карандашному следу - кистью. Когда сделаем 5-10 таких линий, то попытаемся работать только кистью. Следующее задание повышенной трудности: проводить одни линии светлыми, а другие - темными.
Широкие линии разной насыщенности.
Как проводить кистью широкие линии? Сначала - темную, затем - светлее и светлее, наконец, совсем светлую, линии делает разной толщины. Трудность выполнения широкой линии разной насыщенности заключается в том, что след на бумаге, оставаясь с одной стороны темным, постепенно переходит в более светлый, почти белый.
Это достигается за счет ого, что на большую кисть (№16-22) набирается краска только на одну сторону.
Кистевой мазок с тенями.
Одно из самых трудных заданий - мазок с тенями. Его особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких темных тонов до очень светлых и легких. К середине мазка кисть становится тоньше и затем переходит в острый кончик.
Мазок состоит из различных оттенков синего. Цвет постепенно ослабевает, образуя тончайшие градации от тяжелого, почти черного до легкого, почти белого, сливающегося с фоном и как бы растворяющегося в нем.
На одном занятии мы отрабатываем мазок в одну сторону, а на следующем - в другую.
Бутон розы.
Один из самых сложных элементов росписи - бутон и цветок розы. Приступаем к изображению розы только после того как у всех отработан и усвоен кистевой мазок с тенями, т.к. роза выполняется таким мазком.
Далее усваивается изображение бутона розы путем многократных упражнений и только затем - цветок розы.
Усики, завитки, елочки, отводки, росчерки.
Главное усвоить точность выполнения каждого элемента, особые наклоны, способствующие ритмическому уменьшению или увеличению элементов, равномерное расстояние между ними, правильный выбор насыщенности каждого элемента. Казалось бы, незначительная деталь - проведение росчерка или отводка. Но истинный художник тонко чувствует красоту этих нюансов.
Листики, веточки с листиками.
При рисовании веточек с листиками возникают трудности в распределении цветовых пятен на листе. Поэтому на этом этапе нужна тщательная карандашная подготовка.
Капелька.
Этот элемент напоминает дождевую каплю, иногда похожую на лепесток цветка ромашки, слегка наклоненного в разные стороны. Обучают рисовать капельку методом примакивания. Прикладывают к бумаге кисть, которая как печать оставляет след. Этот способ не позволяет рисовать капельку с наклоном удлиненную или укороченную.
Орнамент, узор, состоящий из капельки и других элементов.
Этот орнамент является самым распространенным. Его называют растительным, т.к. из капельки получаются изображения напоминающие цветы и листики.
Итоговая работа.
В качестве итоговой работы мы выполняем роспись бумажной тарелки (тарелки из папье-маше). Расписывается внутренняя часть тарелки букетом из роз, а бортик орнаментом.
Путешествие по заводу «Гжель»
Для того чтобы выяснить, как развивается Гжельская роспись сейчас, мы отправились в г. Гжель, чтобы встретиться с мастерами и воочию увидеть технологию производства посуды и ее роспись. На пороге завода нас встретила очень радушная девушка, которая в дальнейшем и познакомила нас с технологией производства посуды, а также ее росписи.
Мы посетили музей гжельской посуды, где на экспозиции были представлены самые разнообразные экспонаты, дошедшие до наших времен. Посуда поразила нас тем, что ни одна ваза, ни одна из фигур не повторялись ни по форме, ни по росписи. Это говорило лишь о том, что мастера в те далекие времена были самого наивысочайшего класса.
Дальнейшее наше путешествие по заводу переместилось в цех, где из глины изготавливают заготовки посуды. Сначала берут глину, кладут в специальную форму и закрепляют ее с боков и в таком виде оставляют на несколько недель, пока глина не высохнет и не примет нужную ей форму.
Но самое интересное - это изготовление посуды на гончарном круге. Мастеров такого дела на заводе не так уж и много, но те, которые работают, -это обязательно продолжатели дела своих отцов, дедов. Из беседы с мастером мы выяснили, что этому ремеслу его обучил дедушка, который сам много лет проработал на заводе, вкладывая свою любовь и душу в каждое изделие.
Следуя традициям народной керамики, гжельские мастера создают посуду со скульптурными дополнениями и декоративную жанровую скульптуру. Мы тоже попробовали поработать на гончарном круге, но у нас ничего не получилось, видимо, потому, что, это сложное ремесло, требующее многих лет труда и тренировок.
Далее мы перешли в следующий цех, где происходит роспись глиняных изделий. Каждый кувшин, ваза расписываются вручную, соблюдая технологию, которая передается из поколения в поколение уже несколько веков. В основном этой работой занимаются женщины. Хранительницы гжельского огня - женщины, и не оттого только, что они особо чувствуют хрупкость и нежность материала, но еще и потому, что, оставаясь одни в военное лихолетье, не дали ему погаснуть, не позволили уйти в небытие старинному искусству дедов и прадедов.
Сейчас верной помощницей в цехах объединения стала современная техника. Но машины машинами, а мастерство умельцев Гжели держит главенство. Используют они, как и в старину, в художественной росписи изделий традиционные рисунки. Пожалуй, нет ничего удивительного в том, что изделия Гжели пользуются большой любовью каждого из нас. Ведь творческую фантазию мастеров питает неиссякаемый источник многих поколений народных умельцев России.
Кроме растительной применяется и сюжетная роспись в виде различных сцен из народной жизни. Мы побеседовали с одной из мастериц. От нее мы узнали, что в ее
роду вот уже на протяжении нескольких поколений все женщины занимались и занимаются росписью посуды. Мастерица сказала, что расписывать посуду для нее самое интересное занятие, так как в роспись каждого кувшина или вазы она вкладывает свою душу, любовь и нежность. Она очень рада, что эта посуда для кого-то будет приятным сувениром или подарком.
Последний цех, который мы посетили в ходе нашей экскурсии - это обжиг глиняных горшков. Этой работой занимаются исключительно мужчины, так как это очень трудный и сложный процесс. Нам показали, как происходит закладка посуды в печь для ее дальнейшего обжига. Мы с нетерпением ждали, когда же мы увидим конечный результат, и вот настал тот момент. Кувшины достали из печи, и их красота и неповторимость нас поразила. Посуда была необыкновенно красива и оригинальна.
В конце нашего путешествия мы приняли участие в «мастер-классе», где нам было предложено из глины слепить любую фигурку, которую нам бы захотелось. Было очень приятно, когда подвели итоги наших работ, и одна из учениц нашей школы заняла второе место за самую оригинальную фигурку из глины, за что она получила памятный подарок и грамоту.
У экскурсовода мы поинтересовались, изменилась ли технология изготовления гжельской посуды на современном этапе ее развития и желает ли молодежь работать на заводе. На наш вопрос она ответила так.
Ассортимент включает в себя более 700 наименований изделий: сервизы - чайные, кофейные и столовые, вазы - от миниатюрных до напольных, сувениры - от мелкой пластики до больших скульптур, часы, штофы, менажницы, фруктовницы и другие изделия.
Технология изготовления изделий - традиционная для региона Гжель - шликерное литье из фарфоровой массы в гипсовые формы, сушка в естественных условиях, первый обжиг (утильный), фуксиновый контроль, нанесение товарного знака, декорирование подглазурными кобальтовыми красками, глазурование, второй (политой) обжиг, сортировка, упаковка.
В декорировании изделий используется техника подглазурной росписи кобальтовыми красками, которая в некоторых изделиях, сочетается с пестрением золотосодержащими красками.
Роспись выполнятся вручную быстрыми, сочными мазками: «мазок с тенями», «сплошной мазок» и роспись «одной кистью». Это основная особенность росписи Гжельских изделий. Орнамент растительный, геометрический, плоскостно- объемный. Его отличительной особенностью является живая экспрессия рисунка, упругость и динамика линий, красивый плавный силуэт. Отличительной особенностью росписи изделий на предприятии «Гжель» является также выразительность пейзажей, точно выписанные бордюры на настенных тарелках и панно, сочетание на расписанных изделиях традиционной гжельской розы с «выбеленной» ромашкой.
Особенность форм изделий: от мелкой пластики до крупных ваз, от декоративно- прикладного характера до утилитарного. Пластическая и конструктивно- технологическая проработка с использованием в формообразовании рельефного декора, включая лепку, контррельефа, максимальное применение принципа соединения посуды со стилизованной скульптурой, присутствие мягкой пластики на корпусе изделий - все это придает нашим изделиям самобытность и гармоничность.
10
Декоративность и художественная уникальность в росписи и в формах изделий во многом определяется организацией среды производства, его теплой атмосферой. Светлые, свободные, уютные цеха, часовня, зоопарк, зимний сад, спортивный корт, пруд на территории, парусник с синими парусами на реке Гжелка. Продуманные условия работы на предприятии «Гжель» определяют и особое отношение к ней. Красота вокруг - то и изделия выходят теплые, добрые: роспись легкая с настроением, каждая мастерица вносит в разработанный автором рисунок свое, и получается каждое изделие особенным, единственным, несущим идею автора, а также настрой и мастерство художника, выполняющего роспись. То есть метод творческого варьирования применяется на предприятии при изготовлении и росписи каждого изделия.
Живут и развиваются традиции Гжели, и об этом заботятся все люди, живущие в этом районе. А происходит это так: жители Гжели живут и работают по принципу «где родился, там и пригодился». А реализуется он по - своему. Дети с малых лет, пойдя в ясли, детский сад знакомятся с Гжелью, но не навязчиво, а очень аккуратно. Делается это так: они играют в гжельские игрушки, живут в «теремах», расписанных гжельскими мастерами и невольно у них появляется интерес самим также уметь расписывать и все знать о Гжели. Потом поступают они в художественную школу, связанную с производством, а далее в художественно- промышленный техникум, училище. Поэтому получается, что основная особенность сегодняшней творческой жизни промысла - большой приток молодежи. Работы юных мастеров постоянно демонстрируются на крупных выставках, вызывая восхищение и надежду на дальнейший расцвет промысла.
Частые гости на нашем предприятии - его бывшие работники, жители села Гжель и окрестностей. Это те, кто в течение многих лет возрождал, хранил и создавал народный промысел Гжель. Это носители традиций земли гжельской, ее красоты и силы. Именно они своими рассказами, а порой показав или поправив что- то в работе художницы или исполнителя, дают нашим сотрудникам те знания, настрой, опыт, о которых не прочтешь ни в одной книге и которому не научат ни в одном самом высшем учебном заведении.
Именно изучение традиций земли Гжельской в сочетании с ограниченным выпуском количества изделий одного вида, идущих на отливку или роспись, открывают возможность избежать «протока», вала, позволяют творчески подойти к работе каждому участнику производства.
Удовлетворяя различные вкусы потребителей, наши мастера ориентированы на создание устойчиво традиционных изделий, вобравших в себя самобытность промысла, красоту, изящество, пластику форм. Работая в тесном контакте с мастерами-живописцами, авторы произведений создают и новые композиционные решения. Каждый художник-живописец вкладывает частичку своей души и тепла в сине-голубые мазки, собирая их в огромные букеты, украшает ювелирной графикой ромбических сеток, связывает все элементы декора в единую орнаментальную композицию.
Для ценителей и коллекционеров изделий промысла, художники оформляют свои произведения фамильными вензелями и семейными гербами, пишут портреты и пейзажи, подарочные надписи с символикой и логотипами, создавая гармоничные произведения по росписи и форме в традиционной для промысла манере.
На предприятии работает 95 человек, 54 из которых занимаются производством
11
фарфора.
Каждый месяц на производстве осваивается по 5 - 7 наименований новых видов изделий, тем самым обновляется ассортимент. На производстве трудятся профессиональные художники-живописцы и художники-модельщики, окончившие Гжельский художественно-промышленный колледж и другие учебные художественные заведения.
Ведущими художниками-живописцами являются: Нечаева Е.М., Миронова Т.А., Кононова Г.Н.- выпускники Гжельского колледжа.
На производстве создан постоянно действующий художественный совет, в состав которого входят: руководство предприятия, художники-модельщики и художники- живописцы, технологи, специалисты по маркетингу. Главная цель и задача этого совета - создавать и выпускать высокохудожественные изделия в традициях, характерных для Гжели, повышать художественный уровень изделий, определять художественную стратегию развития предприятия.
Предприятие «Гжель» успешно продолжает и приумножает, пропагандирует традиции Гжельского региона, способствует сохранению коллективной природы народного промысла, традиций и умений трудовых династий, раскрывает творческие способности молодежи. Ежедневно предприятие посещают от 100 до 150 туристов из разных городов России и зарубежья, которым специалисты рассказывают историю гжельского промысла, знакомят с процессом производства фарфора, традиционного для данного региона, демонстрируют приемы росписи и учат писать традиционную гжельскую розу при посещении «мастер-класса».
Предприятие «Гжель» впервые в феврале 2006 года представило свои изделия на экспертизу, проводимую специалистами Художественно-экспертного совета Московской области по народным художественным промыслам на предмет отнесения выпускаемых изделий к изделиям народных художественных промыслов.
Предприятие «Гжель» активно ведет выставочную деятельность, принимая участие в международных, федеральных и межрегиональных выставках, представляя покупателю новизну и традиционность, высокое качество выпускаемой продукции. За участие в выставках предприятие отмечено Дипломами и грамотами.
В 2004 г. предприятие «Гжель» постановлением Президиума Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка награждено орденом Петра Великого II степени за выдающийся вклад в развитие и сохранение традиций народных художественных промыслов России.
Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
Гжельская роспись является одним из видов ознакомления с народным художественным творчеством;
Гжельская роспись дает необходимую основу для воспитания эстетических качеств современной молодежи;
Гжельская роспись прошла очень сложный исторический путь, но сохранила свою самобытность и неповторимость;
В преемственности поколений, бережно хранящих и приумножающих традиции, сочетающих их с современностью, нам видится надежный фундамент творческого будущего народного промысла.
Список используемой литературы
Алексахин Н.Н. «Голубая сказка» - М.: «Народное образование, 1996.
Адамайтис О. «Русская керамика XVIII- начала XIX века» - М.: «Советский художник», 1980.
Гачев Г. «Творчество, жизнь, искусство» - М.: «Детская литература», 1980.
Полунин В. «Русское декоративно-прикладное искусство» - М.: «Просвещение», 1995.
Проспект Майолика Гжели -М., 1984.
Приложение
Фотографии посуды «Гжель» (сахарница, чайник, масленка, кружка)
Занятие «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие»
Работы учащихся (чайник, кувшин, чашка)
Фотографии с экскурсии на завод «Гжель»
Мост из бумаги для Киры и Вики
Бабочка
Ворона
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Подарок