Сегодня в городе Котельниче нет часовни, в которой миряне могли бы отслужить молебен о болящих или поставить свечку о здравии больных людей, выразить конкретному человеку поддержку в его нуждах.
Вложение | Размер |
---|---|
chasovnya_pri_bolnice.doc | 865.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №5 ГОРОДА КОТЕЛЬНИЧА
Больничная часовня в Котельниче
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ:
ШАЛЬМАНОВ ДМИТРИЙ
АЛЕКСАНДРОВИЧ,
учащийся 9а класса МБОУ СОШ
с УИОП №5 г. Котельнича
РУКОВОДИТЕЛЬ:
ЦЫБАЕВА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА
учитель истории МБОУ СОШ
с УИОП №5 г. Котельнича
КОТЕЛЬНИЧ – 2012 год
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………………с. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. История больничных часовен на Руси……..…………………………..с.4
Связь русской медицины и Православной Церкви……………...с.4
1.2. Больничные часовни и их назначения……………………………с. 4-5
Глава 2. Котельничская больничная часовня…………………………………..с.5
2.1. История котельнической больничной церкви………………………с.5-6
2.2. Предполагаемые размеры котельничской больничной церкви
в 20-е годы XХ века……...………………………………………….….с.6-7
2.3. « Восстановление больничной часовни всем миром»…………...…….с.7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……..с.8
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ…………………………………………….……с.9
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………..…с.10-17
ВВЕДЕНИЕ
Этой зимой я увидел в краеведческом музее города Котельнича старую фотографию «Слёт юных пионеров на Верхней площади 1 мая 1925 года», где на заднем плане виднеется небольшая часовенка. Сейчас рядом с этим местом построено здание современного плазмоцентра.
Так как часовня располагалась на территории больницы, мною была выдвинута гипотеза:
история этой часовни была неразрывно связана с больницей и, скорее всего, в этой часовне проходили службы для пациентов и медицинского персонала больницы.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что при обращении к прошлому города можно восстановить смысл и предназначение исторических памятников. Сегодня в городе Котельниче нет часовни, в которой миряне могли бы отслужить молебен о болящих или поставить свечку о здравии больных людей, выразить конкретному человеку поддержку в его нуждах.
Объектом исследования являются жители города Котельнича, которые заинтересованы в восстановлении исторического, культурного и духовного наследия города.
Предмет исследования больничная часовня в городе Котельниче до 1911 года, которая с 1912 года становится больничной церковью.
Цель исследования: сохранение истории больничной часовни города Котельнича дает надежду на возможность обретения духовного исцеления его жителей.
Задачи исследования:
Выяснить для чего была построена эта часовня?
Как это связано с Котельничской больницей, на территории которой располагалась часовня?
Почему эта часовня не сохранилась до нашего времени?
Провести опрос медицинского персонала и пациентов хирургического отделения Котельничской городской больницы о необходимости восстановления больничной часовни.
Обзор литературы и источников.
По теме «Больничная часовня в Котельниче» источников не очень много.
О котельничской больничной часовне более подробно написано в следующих источниках:
Я.Ф. Мултановский «Котельнический календарь-альманах на 1912, 1913 годы», Котельнич
Илья Глушков «Котельнич. XIX век»; Котельнич, 1999 год.
Сборник альманах «Котельнич. Годы и люди»
Например, из сборника альманаха «Котельнич. Годы и люди» можно узнать информацию о данной часовне, а эта информация взята из «календаря-альманаха» Я.Ф. Мултановского и описаний Котельнича И. Глушкова.
О строительстве современных часовен и о истории больничных часовен на Руси написано в книгах:
К.В.Зорин «Хочешь ли быть здоров?»; Москва, Русскiй Хронографъ, 2000 год.
Сергий Филимонов «Церковь, больница, больной»; С.- Петербург, 1999год.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. История больничных часовен на Руси
1.1. Связь русской медицины и Православной Церкви
С момента крещения Руси врачевание находилось под непосредственным покровительством Православной Церкви. Великий князь Владимир в своём Уставе (996г.) объявлял больницы церковными учреждениями, а «лечцов» (врачей) – людьми церковными, подвластными епископу. В представлении людей христианские заповеди милосердия, сострадания, любви к ближнему связывались с попечением о болящих, заботой о вдовах, стариках, сиротах. С православием греческие и византийские монахи стали вводить на Руси официальную, а не народную, медицину. На Руси до XVII века не существовало частных, городских и земских больниц, и больных лечили монахи при монастырях и приходах. Излечению при монастыре способствовало правильное питание, режим дня. Человек восстанавливался не только физически, но и духовно.[1]
Как не вспомнить здесь и великую княгиню Елизавету Федоровну Романову, которая, имея в душе глубокую веру, организовывала госпитали, опекала больницы. После гибели мужа, великого князя Сергея Александровича Романова, приняв монашеский постриг, она построила храм в честь Покрова Божией Матери, основала и возглавила Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия. Там был и приют для девочек - сирот, и амбулатория, и даже бесплатная аптека. В монастырской больнице самые лучшие московские профессора бесплатно делали операции нищим, считая это честью для себя. [2]
В XVIII веке, с появлением в России иностранных лекарей и учебных заведений: Славяно-греко-латинская академия, Петербургский и Московский университеты – стали появляться первые частные, городские и земские больницы. На территории земских и городских больниц строились часовни или небольшие церкви.
Часовня — небольшая христианская постройка без специального помещения для алтаря. Православная часовня — обычно отдельно стоящее здание в городах, деревнях, на территории больниц, дорогах и кладбищах.[3]
1.2. Больничные часовни и их назначения
В больничных церквах, как правило, проводятся специальные молебные пения о болящих и, участвуя в них и подавая записку о здравии, вы способствуете своему выздоровлению. Православное богослужение, сама атмосфера и убранство храма, церковные песнопения, колокольный звон наполняют душу молящегося радостью и светом богообщения, умиляют, снимают стресс и эмоциональное напряжение. Зачастую после богослужения люди чувствуют прилив сил, бодрость, словно молодеют и возрождаются душой и телом. Этот духовный феномен можно условно назвать «терапия храма». «Терапия храма» способствует улучшению состояния человека, способствует его скорейшему выздоровлению.[1]
Как правило, лечебное заведение уже на стадии проектирования предусматривало возведение церкви или часовни, которая теплым крытым переходом соединялась с лечебными корпусами. Именно так были построены в Москве больничные храмы при Голицынской, Шереметьевской, Алексеевской, Морозовской и многих других больницах. Влиятельные люди того времени считали своим долгом быть инициаторами и попечителями таких построек. Как, например, более 200 лет назад на средства князя Дмитрия Михайловича Голицына, которые он завещал на открытие бесплатных больниц и богаделен, в столице были построены больница и храм имени благоверного царевича Димитрия. Деятельное участие в возведении этой народной лечебницы приняла императрица Мария Федоровна - супруга императора Павла II, привлекшая к строительству лучших архитекторов и художников, таких как Василий Баженов и Матвей Казаков.[2]
Глава 2. Котельничская больничная часовня
В городе Котельниче земская больница была открыта в 1812 году постановлением Вятского губернского правления, в ней работал один фельдшер. До открытия больницы врачеванием в Котельниче занимались «церковные люди» - монахи и послушники храмовых церквей: Троицкой, Алексеевской и Архангельской, - находящихся в Котельничском кремле. В 1831 в Котельничской земской больнице появился первый врач – Павел Осипович Нарбеков.
2.1. История котельнической больничной церкви
В 1891 году Уездное Земское собрание приняло решение о строительстве часовни при земской больнице в память о чудесном спасении Государя Императора Александра III и Его Августейшего семейства от угрожавшей опасности при крушении поезда 17 октября 1888 года.[4;5]
Строительство часовни и отделка иконостаса были завершены в начале октября 1892 года. 17 октября 1892 года состоялось освящение часовни. В 12 часов дня, после божественной литургии и царского молебна всё городское духовенство со святыми иконами и хоругвями в сопровождении представителей от городских учреждений, учащихся и учителей городских учебных учреждений, при большом стечении народа направились крестным ходом по улице Московской (Советской) вверх к уездной земской больнице, на территории которой и находилась часовня. После водосвятного молебствия протоирей совершил обряд освящения иконостаса в часовне. Освященная часовня была названа в честь святых Кирилла и Мефодия.[6]
В 1911 – 1912 годах Котельничская земская больница была расширена с 10 коек до 30, штат увеличился до восьми человек. В это же время городская управа решила пристроить к часовне алтарь. Для этого в 1911 году было выделено из городского бюджета 1942 рубля 45 копеек, и с 1912 года при больнице стала функционировать церковь.[7]
После Октябрьской революции, 20 января 1918 года церковь отделяется от государства. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах, и не пользуется ни какими преимуществами самоуправляющихся установлении. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Всё имущество церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием.[8]
В 1926 году жителей Котельнича постигло страшное бедствие – произошёл пожар, разрушивший 2/3 города. Но пожар не дошел до верхней части города и часовня не пострадала. Разрушили её целенаправленно в 30-е годы прошлого века, во время гонений на Церковь.
2.2. Предполагаемые размеры котельничской больничной церкви
в 20-е годы XX века
Больше об этой церкви ничего неизвестно. Но по фотографии «Слёт юных пионеров на Верхней площади 1 мая 1925 года» можно сделать некоторые измерения размеров часовни.
Находилась она на расстоянии 20 метров от улицы Советской, т.е. находилась совсем рядом с современным плазмоцентром. По высоте здания травматологии (Котельничской земской больницы), равной 10 метрам, определяю высоту церкви, равную примерно 20 метров. Церковка без крыльца и алтаря имеет квадратное основание примерно 7*7 метров, алтарная часть длинной в 3 метра и шириной в 7 метров, а крыльцо имеет прямоугольную форму примерно 7*2 метра, полная площадь основания равна 7*7+7*2+3*7=84 кв. метра. Высота крестово-купольной части церковки составляет половину высоты, т.е. 10 метров, а сам крест около 1-го метра.
2.3. « Восстановление больничной часовни всем миром»
При написании данной исследовательской работы мною был проведён опрос пациентов и медработников хирургического отделения Котельничской городской больницы. Проведя данный опрос, я выяснил, что никто из опрошенных мною пациентов не знает о существовании больничной часовни, а из опрошенных медработников знает только половина. Но все опрошенные едины во мнении, что часовню надо восстановить.
При ответе на вопрос, какие функции должна выполнять часовня, мнения опрашиваемых разделились. Большинство, по 37% опрошенных, сказали, что они хотят, чтобы в часовне можно было поставить свечку и помолиться. 14% опрошенных хотят, чтобы можно было поговорить со священником, 9% - чтобы была служба за здравие и за упокой и 3% считают, что данная часовня необходима для сохранения исторической памяти.
В настоящее время во многих крупных городах нашей страны на территории больниц стали строиться часовни. К примеру, с 2000 года в 331 медицинском учреждении Московской области появились больничные храмы, молельные комнаты, где пациенты и медперсонал могут встретиться со священнослужителями, получить духовную поддержку.[9]
Идею написать работу на данную тему мне предложил заведующий хирургическим отделением Котельничской городской больницы Амосов Алексей Борисович. Вот его видение данной проблемы:
«В Котельниче, как впрочем и в стране в целом, строительство того или иного объекта, связанного с духовенством, уже принимается как дань моде. Но есть два места, где это делать необходимо – погост и места излечения людей, страдающих от недугов, т.е. современные больничные комплексы – там, где людям в психо-эмоциональном плане тяжелее всего. Строить громоздкие сооружения сложно, да и не к чему, для проведения крупных служений существуют храмы, а вот для поддержания человека в сложной жизненной ситуации, как правильно было сказано, часовни, молельные комнаты достаточны…
… Восстановить храм в том виде на местные средства нереально дорого. Если за это дело возьмутся люди, которым по силам такое – Бог помощь. Ну а если таковых не будет, то со своей стороны могу предложить помощь в установлении памятной доски на месте разрушенного храма».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы, я пришёл к выводу, что часовня рядом с больницей стояла не случайно. На Руси медицина и православная церковь всегда были вместе и помогали друг другу. Так же и в нашем городе. С появлением квалифицированных врачей и открытием земской больницы в скором времени рядом с ней была построена часовенка, выполнявшая свои функции для больных и медперсонала.
Сегодня можно поставить поклонный крест или часовню, на месте где раньше находилась больничная церковь. Человек идет мимо — вспоминает о Боге, молится. Место становится уже освящено. А страдающему – это помощь в очищении души, возможность укрепления душевных сил, чтобы одолеть недуг телесный. В больничной часовне совсем по-особому воспринимаются слова об исцелении страждущих, немощных, о здравии всех здесь находящихся, о милости Божьей к лекарям, недуги исцеляющих…
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
Из книги К.В.Зорина «Хочешь ли быть здоров?»; Москва, Русскiй Хронографъ, 2000 год.
«Больничный храм», статья из «Медицинской газеты»
http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Википедия – свободная энциклопедия.
И. Глушков «Котельнич. XIX век»; Котельнич, 1999 год.
Краеведческий сборник «Котельнич. Годы и люди» Котельнич, 1993 год.
Котельнич. На семи ветрах: очерки истории Котельнича, одного из древнейших городов земли русской / Е. И. Козлов; сост. и ред. А. Вылегжанин. – Котельнич, 2000.
Я.Ф. Мултановский «Котельничский календарь-альманах на 1912 год», Котельнич, 1912 год.
Декрет СНК от 20 января 1918г.; «История России 1917-1940 гг», хрестоматия, стр. 80-81
Выдержки из «Медицинской Газеты» №4 от 20.01.2012; Спецвыпуск «Здоровье Подмосковья». «Врач и священник идут рядом. Совместными усилиями против демографической зимы» Александр ИВАНОВ, Валентина ЕВЛАНОВА, Алексей ПАПЫРИН, Альберт ХИСАМОВ.
Сергий Филимонов «Церковь, больница, больной»; С.- Петербург, 1999год.
С. Д. Большаков «История города Котельнича», Котельнич, 2006 год
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1
Фото из фондов краеведческого музея города Котельнича
«Слёт юных пионеров на Верхней площади. 1 мая 1925 года»
Приложение №2
Рисунок часовни, выполненный художником Н.Н. Борцовым
Приложение №3
Современный рисунок часовни, выполненный по фотографии
«Слёт юных пионеров на Верхней площади. 1 мая 1925 года»
Приложение №4
Схема предполагаемого местонахождения часовни
Приложение№5
Анкета
Фамилия И.О.
Возраст
Пациент или медработник
Знаете ли, что на территории больницы находилась часовня?
Хотите ли вы, чтобы её восстановили?
Какие функции она должна выполнять?
Патрушев Г.А.
51 год
Пациент
Нет
Да
Поставить свечку.
Дёмина А.С.
58 лет
Пациент
Нет
Да
Поставить свечку
Глушкова
74 года
Пациент
Нет
Да
Поставить свечку
Усачёва А.М.
73 года
Пациент
Не знаю
Да
Необходима служба за здравие.
Марьина Н.А.
47 лет
Пациент
не знаю
да
Необходима служба за здравие.
Лапшина Р.А.
74 года
пациент
Нет
Да
Помолиться
Косолапова Н.Я.
75 лет
Пациент
Нет
Да
Побеседовать со священником.
Смирнова Л. П.
80 лет
Пациент
Нет
Да
Помолиться богу.
Синцова Г.Н.
53 года
Пациент
Нет
Да
Поставить свечку
Катаева Л. М.
70 лет
Пациент
Нет
Да
Поговорить со священником
Юдинцева В. А.
45 лет
Медработник
Да
Да
Чтобы был священник
Юдинцева Е. А.
27 лет
Медработник
Да
Да
Поставить свечку, побеседовать со священником.
Воронцова А.Г.
Медработник
Да
Да
Поставить свечку
Садырина Г. М.
55 лет
Медработник
Нет
Да
Помолиться
Олюнина Е. П.
29 лет
Медработник
Нет
Да
Сохранить историческую память
Маякова С.В.
38 лет
Медработник
Нет
Да
Исповедаться
Приложение №6
Интервью
с заведующим хирургическим отделением
Котельничской городской больницы
Аммосовым Алексеем Борисовичем
- Как Вы считаете, нужно ли вводить духовное начало в медицину, к примеру, часовня, молельная комната при больнице или что-то подобное?
- В Котельниче, как впрочем и в стране в целом, строительство того или иного объекта, связанного с духовенством, уже принимается как дань моде. Но есть два места, где это делать необходимо – погост и места излечения людей, страдающих от недугов, т.е. современные больничные комплексы – там, где людям в психоэмоциональном плане тяжелее всего. Строить громоздкие сооружения сложно, да и не к чему, для проведения крупных служений существуют храмы, а вот для поддержания человека в сложной жизненной ситуации, как правильно было сказано, часовни, молельные комнаты достаточны. Человек, заболев серьезным недугом, испытывает как телесные, так и душевные страдания. Врач, проведя обход, сделав назначения, уходит, родственники навестили и ушли. Основное свое время он находится наедине с собой со своими мыслями - бывает сложно верить в лучшее, но без веры человек не может. И здесь на помощь может прийти духовное общение, помощь служителя церкви. Для нас хирургов понятны телесные раны – мы их лечим, душевные пытаемся лечить, но м.б. не всегда получается – мы тоже люди. А духовные люди лечат душу и это было бы прекрасно. На фотографии 1925г. видно, что в поликлиническом саду стоит высокий, красивый храм, построенный в 1892г., в 1913г. путем пристройки алтаря часовня стала церковью в честь определенных событий (спасение царя при крушении поезда), после пожара 1926г. храм был разрушен, скорее всего для восстановления сгоревших строений, так он последний раз послужил людям. Восстановить храм в том виде на местные средства нереально дорого. Если за это дело возьмутся люди, которым по силам такое – Бог помощь. Ну а если таковых не будет, то со своей стороны могу предложить помощь в установлении памятной доски на месте разрушенного храма. И пора бы уже местной администрации не просто «сохранять» памятники старины, но и делать движения в сторону восстановления оных. Хотя бы просто движения. Спасибо.
Записано Шальмановым Дмитрием Александровичем учащимся МБОУ СОШ с УИОП №5 города Котельнича со слов Аммосова Алексея Борисовича
Приложение №7
Результаты анкетирования
О путнике
Два плуга
Барсучья кладовая. Александр Барков
Снегири и коты
Привередница