Представленная работа содержит материалы о жизни и творчества омского художника А.Н. Либерова. Ученики проделали огромную работу по сбору материалов о художнике, проследили пути развития его творчества. В процессе сбора информации определили основные жанры и техники работы художника, исследовали технику пастели. Самым сложным было рассказать о жизни и творчестве А.Н. Либерова в стихах. Благодаря Вяткиной Анастасии, которая пишет стихи, мы сумели в доступной и интересной форме представить мир изобразительного искусства и талантливого человека города Омска.
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_i_tvorchestvo_a.doc | 69 КБ |
Городская конференция обучающихся муниципальных образовательных учреждений, занимающихся учебно-исследовательской деятельностью «Шаги в науку»,
БОУ г.Омска «Гимназия №12»
Направление: «Литературное творчество»
Жизнь и творчество А.Н.Либерова
(авторские стихи)
Вяткина Анастасия Сергеевна, 91 класс,
Родионова Екатерина Игоревна, 71 класс,
Пустовалова Дарья Анатольевна, 81 класс.
БОУ г. Омска «Гимназия № 12».
Руководитель:
Лебедева Екатерина Борисовна
учитель изобразительного искусства
БОУ г. Омска «Гимназия № 12».
Омск-2012
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3 - 4
1. Жизнь и творчество А.Н.Либерова (Авторские стихи)……………..…..5 - 15
Список литературы и интернет-источников ………….…….………….....16 - 17
Введение
Тема исследования: «Жизнь и творчество А.Н. Либерова».
Почему мы обратились именно к ней? Во-первых, проблемы искусства, культуры, воспитания в человеке таких начал, как нравственность, духовность, эстетическое восприятие мира, его красоты и гармонии, важны в наше время как никогда. Мы подростки и очень хотим стать в первую очередь личностью. Внутренний мир человека - самое большое богатство, самое ценное, что может быть. И чтобы стать личностью, необходимо постигнуть опыт прошлого, без которого нет настоящего, и не может быть будущего.
Во-вторых, творчество А.Н. Либерова привлекло нас ещё сильнее после того как мы побывали на Апрельских искусствоведческих чтениях и пообщались с творческими людьми.
В-третьих, мы обратились к творческому наследию омского художника для того, чтобы через его работы увидеть красоту родного края, глубже понять его историю.
Цель работы: через изучение жизни и творчества А.Н. Либерова приблизиться к пониманию красоты родного края и необходимости бережного отношения к окружающей нас природе.
Задачи исследования:
1.Собрать материал о художнике А.Н. Либерове и проследить пути развития его творчества;
2.Определить основные жанры и техники работы художника;
3.Исследовать технику пастели;
4.Рассказать о жизни и творчестве А.Н. Либерова в стихах;
В исследовании исходили из гипотезы, что изучение данной темы:
- позволит доступно и интересно рассказать о мире изобразительного искусства;
- повысит интерес к художественной жизни города Омска;
- приведёт не только к изучению произведений изобразительного искусства, но и к бережному отношению окружающей природы;
Источники: книга «Алексей Либеров. Жизнь и творчество», «Тетрадь №1 апрельских детских искусствоведческих чтений, посвящённых народному художнику России А.Н. Либерову», интернет-источники.
Методика исследования: для написания работы применялись различные методы. Среди них методы сбора информации, сравнительного анализа разнородных источников, синтез сведений, полученных из разных источников, методы, связанные с созданием творческого продукта по материалам исследования.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что её результаты будут использованы при проведении уроков изобразительного искусства и на классных часах в БОУ «Гимназия №12».
Жизнь и творчество А.Н.Либерова
(Авторские стихи)
Родился в Томске, посреди Сибири,
Простой, обыкновенный человек…
А годы, прожитые им, вместили
Весь беспокойный наш 20 век.
В нём были революции и войны,
Победы, стройки, всполохи идей,
И чистки лиц, для жизни недостойных,
Литавры песен, слезы матерей.
А мальчик рос.… Средь жизненного моря
Его, наверно, мама сберегла,
А может, берегла от слез и горя
Всевидящая мудрая судьба.
И звался мальчик - Либеров Алёша.
Кем станет он - не знал ещё никто.
Учился в школе, и совсем неплохо,
Усваивал всё быстро и легко.
И между делом впитывал душою
Любовь к родным лугам, лесам, полям,
К Томи с её прозрачною водою,
С утёсами по низким берегам.
И повстречался как-то лет в тринадцать
Вадим Матвеич Мизеров ему…
Ну, как не вспомнить снова тут, признаться,
Всевидящую мудрую судьбу.
Был Мизеров талант, художник, график,
Красавец яркий, волосы до плеч,
Бант был и блуза чёрная, и кстати
Мужчина был в расцвете сил и лет.
И педагогом тоже был от бога…
И был, учениками он любим,
И душу вкладывал он, кажется в любого,
А знаменитым стал... всего один!
Какие чистые он рисовал пейзажи!
(Их можно где-то встретить и теперь)
Смешно сказать, но ведь Алёше даже
Впервые он же показал пастель.
В шестнадцать был Алёша в нашем Омске,
Окончил школу к девятнадцати годам,
И рисовать его учил Уфимцев-
Он был в те годы молодым и сам,
Художник, график, прогрессивных взглядов,
Аккуратист, чистюля и педант…
И убедил-таки: «Тебе учиться надо,
Поскольку, несомненно, есть талант.
Вот Ленинград и Академия художеств…
Какие славные в искусстве имена:
Был Карев, Савинов, был Бродский, и быть может
Без них художником и стал Алёша тоже,
А знаменитым… ни за что и никогда!
Семь лет шлифовки, знаний и таланта…
Какой-то славный физик говорил,
Что он стоял де на плечах гигантов,
Поэтому лишь кое-что открыл…
Вот так и Либеров освоил терпеливо
Всё то, что мир искусства смог создать.
Пришла пора спокойно, не спесиво
Себя тому же миру показать.
А на дворе был год тридцать девятый…
Запросы государства велики:
Писать стахановцев Магнитки и Кузбасса,
Портреты маршалов, что в бой ведут полки,
Запечатлеть заводы, строки, домны
Энтузиазм труда рабочих масс…
А Либеров вдруг выбрал для диплома
Писать не что-нибудь, а лишь родной пейзаж.
Тут возмутились даже корифеи:
«Ты ж не Поленов? Ты ж не Левитан!
В пейзаже, что ты высказать сумеешь
Того, что не освоил их талант.
А он, чалдон упрямый из Сибири,
И написал пейзаж, и защитил,
А славы, как ему и говорили,
Ни капельки притом не получил.
И взрослой жизни потекла дорога:
Преподаванье, труд, потом – война,
Раненье, госпиталь, этюды и тревоги,
И снова Омск, навечно, навсегда.
Нет, каждому свой имидж очень дорог!
Стать личностью желают все, поверь.
А Либерову в возрасте за сорок
Такое счастье принесла пастель.
* * *
Пастель… Пастель… Мальчишкой несмышленым
Я был тобою восхищен безмерно.
Мелки, лежащие в коробочках нарядных,
Брал мэтр любовно чуткими перстами
И линии небрежно проводил.
И где-то что-то растирал рукою,
И на моих глазах являлся образ
До боли в сердце мне давно знакомый.
Мне мэтр тогда казался полубогом!
А у меня в руках мелки…ломались!!
. Года, десятилетия прошли…
Стал ум насыщен знаньями науки,
Стал глаз остёр и твёрдою рука.
Тональной живописи старой русской школы
Законы строгие усвоил я сполна…
Тогда пастель ко мне опять вернулась
Пастель…Пастель…Коварная пастель !
Манила ты искусством совершенства:
Не сохнешь, не темнеешь, не течёшь,
Не выцветаешь долгими годами
И дразнишь: «Нет, тебе не овладеть
Вполне старинной техникой пастели»
И у меня в руках мелки…ломались!!
Пастель… Пастель…Сгубил твоих мелков
Я более чем написал этюдов,
В отчаянии забросить был готов
Подальше, с глаз долой, но ты осталась
Занозою и в сердце, и в душе…
И, наконец, с тобой мы подружились!
Не знаю, может, я познал тебя,
Иль сжалилась сама ты надо мною,
Но только вдруг мелки заговорили!!
Пастель… Пастель…Как стала ты умна,
Когда пошла на службу живописцу,
Твой нежный, мягкий, приглушённый цвет,
Такая бархатистая фактура
Способны передать любой предмет,
Воздушную среду и перспективу…
А тысячи твоих полутонов
Способны отразить всю прелесть мира.
В его мгновенном, переменчивом движенье:
Туман над озером и свет костра в ночи,
Диск солнца на восходе и закате,
Блеск мокрой ранней утренней росы
Холодный иней в кущах Петербурга,
Теченье вод и злые всплески ветра,
И хмурые на небе облака,
И полные тревоги и тоски
Раздумья тяжкие больной Угрюм – реки
О жизни с неразумным человеком.
И в городах пастель была сильна…
Могла передавать без напряженья
Всю тяжесть стен Тобольского Кремля,
Движенье, шум Берлинского вокзала,
«Мост Эржебет» или «Ночной Шилон»,
Валенсию иль круглое Толедо.
А вот в душе заморская краса
Находит почему-то только хладность…
Не отвращенье…, не враждебность.… Нет!
А просто холодность. Увы, простая хладность!
Как ты могуча, милая пастель!
Как благодарна за упорство и терпенье!
Твои мелки, любимая пастель,
И муки творчества, и счастие творенья.
Справка
Своё первое почётное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» А.Н. Либеров получил в 1958г.. Можно считать, что именно к этому времени у него появилось своё лицо, свой знаменитый «либеровский» колорит. Важнейшими составляющими этого колорита является пейзаж и пастель, технику которой он начал усиленно разрабатывать с начала 50-х годов. По «Каталогу основных произведений А.Н. Либерова», вошедшему в книгу «Алексей Либеров. Жизнь и творчество» мы проанализировали динамику этого процесса. Результат получился впечатляющим. За 12 лет (с 1938-50 гг.) в каталог внесено 26 картин, из них выполнено маслом – 15, пастелью – 10; пейзажами являются 18 произведений. За 7 лет (1951-57 г.), т.е. за время разработки техники пастели, выполнено 45 картин, из них 18 – маслом и уже 26 – пастелью; к пейзажам относятся – 32 картины. Во все последующие годы доля пастели и пейзажей стремительно увеличивалась. С 1958г. по 1994г. в каталог книги внесено 520 произведений, из них пастелью выполнено более 500, а к пейзажам относится 469; А.Н. Либеров писал изредка портреты, исторические картины, натюрморты и др., значит дело не в слабом владении другими жанрами и способами письма, а в явном предпочтении техники пастели и жанру пейзаж. А с 1980г., когда А.Н Либеров получил государственную премию им. И.Е. Репина за серию сибирских пейзажей, его вообще считают признанным «Королём пейзажа».
Пейзажи… Их писали корифеи,
Волшебной кистью чётко выделяя
Все элементы на своих картинах.
Поленов, Нестеров, Марке и Левитан
Констебл и Тернер, Шишкин и Саврасов
И множество старинных мастеров,
Пред коими в слезах благоговели
Суровые в суждениях педагоги,
На чьих произведениях учили
Своих питомцев дивному искусству.
Пейзажи Либеров писал совсем иначе:
В них были дали и речные берега,
Высокое, как дальний космос, небо,
И скромное величие природы,
Но не было почтения к деталям,
Копированья нету и следа,
И созерцательности тоже нет ни капли.
В них человек, за кадром или в кадре,
И много, много, очень много чувства.
В наш XXI просвещённый век
Наука рвётся в тайны подсознанья,
И выясняется, что всё, всё-всё, всё-всё
Живёт и чувствует, общается друг с другом
На уровне тончайших эманаций.
Земля, деревья, трава и цветы,
Вода и камни, рыбы, звери, птицы
Беседуют на языке любови,
Друг с другом и с душою человека –
Простой частицей матери Земли,
Себя не, кстати, возомнившей Богом.
Да, жаль: немногие их слышат голоса!
А Либеров, как видно, знал и слышал…
Писал этюды он интуитивно,
Забыв полотна славных мастеров,
Теченье, стили, толки, кривотолки,
Лишь слыша только голоса природы
И чувствуя душой её волненье.
Толкуют пусть потом искусствоведы
О гамме цветовой, контрасте, тоне,
Соотношеньях сумрака и света,
Изгибах линий, форме облаков
И что хотел, тем выразить художник…
Он ни о чем, об этом и не думал,
Он просто чувствовал и чувствами творил,
Стремясь их просто воплотить в пейзаже.
Противоречья в этом никакого нет:
Художник – он; они – искусствоведы.
Но каждый зритель, каждый человек,
Его пейзажи в первый раз увидя,
Поймёт родной природы вечный зов
В его цветном безмолвном переводе:
Дыханье ночи, утерянный рассвет,
И запах сена в дуновеньях ветра,
Кипенье жизни, каждый краткий миг
Сибирского недлительного лета,
Мороз и свежесть северной зимы.
Весенние наивные надежды,
И поздней осени раздумья и тоску,
Подобно чувствам пожилого человека
Почувствует боль спиленных лесов,
И натиск техники бездушной на живое,
И запах гари от чадящих факелов
Над страшно искалеченною тундрой.
Пейзажи – это память наших дней,
Но это и призыв, предупрежденье:
«Эй, люди, берегите этот мир,
Пока ещё, пока ещё не поздно!»
Справка
А.Н.Либеров прожил, по нынешним меркам, большую жизнь, заполненную творчеством и любимой работой. И имел большой успех. Он был заслуженным деятелем искусств и народным художником, лауреатом государственной премии им. Е.И.Репина, профессором Омского педагогического института и членом- корреспондентом Академии художеств СССР.
Далеко не каждому художнику выпадает такая славная судьба.
В наш век не модно говорить о славе,
Но скажем, не тревожа белый свет:
«В искусстве нашем Либеров оставил
Заметный и весьма заметный след!»
Как знать? Лет, может, через 100 иль 200,
Кляня итоги новой НТР
Потомок на стене своей повесит
Пейзаж, что видим мы живьём теперь.
Поднимает очи, горько вопрошая:
«Вот это некто Либеров писал…
И где она теперь, Сибирь златая,
Такой я что-то вовсе не видал!»
Пугать прогнозами потомков мы не в праве,
Но повторяем то, что не секрет:
«В родной Сибири Либеров оставил
Свой персональный либеровский след!»
Заметьте, мы ещё не говорим о славе…
Список источников и литературы:
Архивные документы музея «Либеров-центр».
Бревнова Н.Н., Либеров А.Н. Художник и человек// Учителя и ученики. Связь поколений. Сборник научных статей и материалов по итогам проекта «Учителя и ученики. Связь поколений». Омск 2001. с. 31.
Гуменюк А.Н. Пейзаж в творчестве А.Н. Либерова 1960-1980-х годов// Учителя и ученики. Связь поколений. Сборник научных статей. и материалов по итогам проекта «Учителя и ученики. Связь поколений». Омск, 2001 С. 10-20.
Гуменюк А.Н. Пейзаж в творчестве. А.Н. Либерова 1960-1980-х годов// Учителя и ученики. Связь поколений. Сборник научных статей и материалов по итогам проекта «Учителя и ученики. Связь поколений». Омск, 2001. с.10-20.
Дополнительные источники : http://edu.rin.ru
«Тетрадь №1 апрельских детских искусствоведческих чтений, посвящённых народному художнику России А.Н. Либерову»– М., 2004.
Разумов М., Долгушин В., Кичигин Г. Ученики об учителе// Мир увлечений. 2002. №5
Либеров А. Буклет. Омск 1967.
Либеров А.Н. каталог выставки/ Вступ. Ст. В.Ф. Чирикова. Омск, 1986
Учителя и ученики. Связь поколений. Сборник научных статей и материалов проекта «Учителя и ученики. Связь поколений». Омск.2001.
Севостьянова Г.А., Либеров А.Н. Размышление о пейзаже (из бесед с художником)//Сибирский пейзаж : пространство мифов. Сборник материалов научно-практического семинара-выставки(15-17 февраля 2000г. г. Омск)/Отв.ред. В. Г. Рыженко. Омск, 2000. с.5-6.
Энциклопедия «Аванта +». Том 7. Искусство. М., 2001.
Мороченко Н.П. Художественная жизнь Омска 1910-х -1990-х годов. Омск, 2002.
Либеров А.Н. Выставка произведений/ Сост. А.Долгих. Москва-Омск, 1961. Елфимов Л. Патриарх сибирской живописи// К.П. Белов. Выставка творческого наследия. Живопись. Графика. Омск, 1989. с 3-9.
Либеров Алексей. Жизнь и творчество/ Сост. А.И.Долгих, Г.А. Севостьянова. Омск, 1996,
Самый главный и трудный вопрос
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Заяц-хваста
Самый богатый воробей на свете
"Разделите так, как делили работу..."