Идея этого проекта родилась после того, как мы увидели фотографии 3D рисунков на асфальте. Возникли вопросы: как создаются такие рисунки и почему их так воспринимает человек и всегда ли мы видим то, что есть на самом деле? Так мы познакомились с понятием «зрительная иллюзия». Знакомясь с этой темой мы открыли для себя труды выдающегося ученого Я.И.Перельмана, который в своей книге «Занимательная физика» рассматривал зрительные иллюзии с точки зрения недостатков строения человеческого глаза, а также писал, что наш глаз поддается также целому ряду обманов, имеющих совершенно иные причины. В этой книге рассказывается об этом явлении, приведены примеры и даны некоторые разъяснения эффекта возникновения зрительных иллюзий с точки зрения оптической физики. О многообразии зрительных иллюзий, истории их изучения, с объяснениями некоторых иллюзий, их применением мы написали в теоретической части проекта. Особенно нас заинтересовали исследования психологов в области восприятия человеком зрительных образов. Мы решили сами провести простейшие эксперименты и проверить достоверность исследований психологов. Мы учусь в художественной школе и очень любим рисовать. Мне тоже захотелось создать свои зрительные иллюзии. Проект готовился зимой, поэтому не было возможности попробовать свои силы в создании рисунков на асфальте. Но я нарисовала две иллюзии на бумаге. С ними вы можете ознакомиться в папке проекта. Нас очень увлекла эта тема. Мы надеемся, что собранный нами материал заинтересует и других. Этот проект будет полезен учащимся школы для расширения их кругозора, учителям для проведения уроков по физике, биологии, МХК и ИЗО, начинающим художникам, модельерам, дизайнерам. Предполагаемые продукты проекта: создание информационного сообщения по теме проекта, создание презентации по материалам проекта (создание библиотеки зрительных иллюзий), создание галереи личных работ, создание подборки интересных материалов по теме проекта.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zritelnnye_illyuzii.rar | 2.12 МБ |
Паспорт проекта.
Тема проекта: «Зрительные иллюзии»
Тип проекта: информационный, межпредметный, с элементами исследования, творческий
Участники проекта: Акиньшина Мария, Арутюнова Ануш, 8 класс «А»
Руководитель проекта: Яковлева Е.В.
Учебные предметы: ИЗО, МХК, Физика, Биология, Технология, Психология, Информатика
Основная цель проекта: познакомиться с понятием «зрительная иллюзия», с объяснением зрительных иллюзий с точки зрения различных наук, с применением зрительных иллюзий в различных областях жизни человека, провести психологические тесты, связанные со зрительными иллюзиями и дать их объяснение, создать собственные зрительные иллюзии.
Проблемные вопросы:
Что такое «зрительная иллюзия»?
Как объяснить зрительные иллюзии с точки зрения различных наук?
Где и как применяются зрительные иллюзии в жизни человека?
Какие бывают зрительные иллюзии?
Кто и когда занимался изучением (объяснением) зрительных иллюзий?
Предполагаемые продукты проекта: создание информационного сообщения по теме проекта, создание презентации по материалам проекта (создание библиотеки зрительных иллюзий), создание галере личных работ, создание подборки интересных материалов по теме проекта.
Введение.
Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению, но мало кто задумывается о том, как именно это происходит. Чаще всего глаз считают похожим на фотоаппарат или телекамеру, проецирующую внешние объекты на сетчатку, которая является светочувствительной поверхностью. Мозг "смотрит" на эту картинку и "видит" все, что нас окружает. Однако не все так просто. Во-первых, изображение на сетчатке перевернуто. Во-вторых, из-за несовершенных оптических свойств глаза, таких как астигматизм и рефракция, картинка на сетчатке расфокусирована или размазана. В-третьих, глаз совершает постоянные движения: скачки при рассматривании изображений и при зрительном поиске, мелкие непроизвольные колебания при фиксации на объекте, относительно медленные, плавные перемещения при слежении за движущимся объектом. Таким образом, изображение находится в постоянной динамике. В-четвертых, глаз моргает приблизительно 15 раз в минуту, а это значит, что изображение через каждые 5-6 секунд перестает проецироваться на сетчатку. Так что же "видит" мозг?
Оптические обманы - не случайные спутники нашего зрения: они сопровождают его при строго определенных условиях, с неизменным постоянством закономерного явления и имеют силу для каждого нормального человеческого глаза. То, что человеку свойственно при известных обстоятельствах поддаваться иллюзиям зрения, обманываться относительно источника своих зрительных впечатлений, не следует вовсе рассматривать как всегда нежелательный недостаток, безусловный порок нашей организации, устранение которого было бы для нас во всех отношениях благотворно. Что касается причин, обусловливающих ту или иную иллюзию зрения, то только для весьма немногих оптических обманов существует твердо установленное, бесспорное объяснение; к ним принадлежат те, которые обусловлены строением глаза: иррадиация, иллюзия Мариотта (слепое пятно), иллюзии, продолжаемые астигматизмом, и т. п. Недостоверный, необязательный характер носит большинство попыток найти объяснение отдельным иллюзиям зрения. Для некоторых оптических обманов не предложено до сих пор никакого объяснения. Для иных, наоборот, имеется слишком много объяснений, из которых каждое в отдельности было бы, пожалуй, достаточно, если бы не существовало ряда других, ослабляющих его убедительность. Вспомним знаменитую, обсуждаемую уже со времени Птолемея иллюзию увеличения светил у горизонта: для нее предложено, кажется, не менее шести удачных теорий, каждая из которых страдает лишь тем недостатком, что имеется еще пять столь же хороших объяснений... Очевидно, почти вся область оптических обманов находится еще на донаучной стадии своей разработки и нуждается в установлении основных методических принципов ее исследования», - так писал Я. И. Перельман в своей книге «Занимательная физика» в разделе, касающемся иллюзий зрительного восприятия человеком объектов.
Согласно толковым словарям, оптической иллюзией называется несоответствующее действительности представление видимого явления или предмета вследствие особенностей строения нашего зрительного аппарата. Попросту говоря - это неверное представление реальности. (Важно отметить, что здесь не имеются в виду несоответствия, которые связаны с индивидуальными нарушениями зрения, например, с дальтонизмом.)
Почему возникают оптические иллюзии? Зрительный аппарат человека - сложно устроенная система со вполне определенным пределом функциональных возможностей. В нее входят: глаза, нервные клетки, по которым сигнал передается от глаза к мозгу, и часть мозга, отвечающая за зрительное восприятие. В связи с этим выделяются три основные причины иллюзии:
наши глаза так воспринимают идущий от предмета свет, что в мозг приходит ошибочная информация;
при нарушении передачи информационных сигналов по нервам происходят сбои, что опять же приводит к ошибочному восприятию;
мозг не всегда правильно реагирует на сигналы, приходящие от глаз.
Часто оптические иллюзии возникают сразу по двум причинам: являются результатом специфической работы глаза и ошибочного преобразования сигнала мозгом.
По происхождению оптические иллюзии делятся на три вида:
естественные, или созданные природой (например, мираж);
искусственные, или придуманные человеком (например, фокус “левитация” или, как говорят в народе, “летающая дама”;
смешанные, то есть естественные иллюзии, воссозданные человеком (например, известные иллюзионные картинки, модель миража).
Между естественными и искусственными иллюзиями есть существенное различие. Если иллюзия придумана человеком, то она обязательно имеет конструктивный секрет и после сообщения его наблюдателю во многом теряет свою загадочность. Естественные же и смешанные иллюзии не изменяют силы своего воздействия, независимо от того, знает наблюдатель их секрет или нет. Нужно отметить, что оптические иллюзии рождаются не обязательно в результате игры света и тени. Так, в основе уже упомянутой иллюзии «летающая дама» лежит хитроумная механическая конструкция.
Научное исследование геометрических оптических иллюзий было начато Оппелем в 1854 году. Затем на протяжении полувека появилось около 200 научных работ на эту тему, принадлежащих перу многих выдающихся ученых, в их числе Вундта, Золльнера, Поггендорфа, Кундта, Гельмгольца. В основном в этих работах делались попытки оптического и психологического объяснения многочисленных иллюзии, известных к тому времени. К началу нашего века интерес к оптическим иллюзиям значительно снизился, и эта тема вплоть до последних лет не появлялась в серьезной научной литературе. Отдельные примеры иллюзий приводились время от времени в элементарных курсах оптики, занимательных книгах по физике и очень немногочисленных кратких статьях.
Человек – открытая биологическая система, активно взаимодействующая с окружающей средой. Для любой открытой системы характерно три потока обмена с окружающей средой: обмен энергией, обмен веществами, и, наконец, обмен информацией. Для последнего основополагающим являются сенсорные системы – анализаторы. Они обеспечивают восприятие, анализ, трансформацию информации, поступающую из окружающей и внутренней сред в виде энергий различной модальности. Для человека основным источником сенсорной информации (до 90%) является восприятие электромагнитных излучений в диапазоне от 400 до 700 нм, основывающееся на функционировании зрительной системы – сложной многоуровневой структуры. Последняя состоит из периферического отдела (глаз), проводящего пути и центрального звена. Физиология данной системы во многом еще не изучена, так как помимо передачи импульсов осуществляется их трансформация и коррекция, сопоставление с образами, хранящимися в памяти человека, анализ и преобразование в образ. Такая организация перцептивных процессов и определенные черты постоянства, которые мы устанавливаем в мире в течении наше жизни, обеспечивают нам непротиворечивое и пластичное восприятие окружающего. Однако существуют случаи, когда восприятие искажено, – когда, например, от самих предметов поступают противоречивые сигналы или когда мы неправильно воспринимаем/интерпретируем монокулярные сигналы, получаемые от предметов. В первом случае речь идет в основном о двусмысленных образах, которые могут вызывать два противоречивых восприятия. Во втором случае мы встречаемся с какими-то признаками перспективы, глубины, формы или величины, которые, вступая в противоречие между собой, порождают зрительные иллюзии. При этом важно подчеркнуть, что обманы зрения основываются не на каких-либо особенных свойствах объекта, а на неправильном, субъективном его распознавании нашими органами чувств. Так же важно отличать иллюзии от галлюцинаций, так как последние являются дисфункциями нашего мозга – образами несуществующих объектов, а иллюзии – это искаженные образы действительности, возникающие в процессе зрительного восприятия.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что зрительное восприятие, несмотря на всю его универсальность, не достаточно полно и объективно дает представление об окружающем нас мире.
Изучение иллюзий зрения важно как в теоретическом (уточнение физиологии сенсорных механизмов, научные основы конструирования технических аналогов зрительной системы) и практическом плане (например, создание мер по устранению параллактических искажений при регистрации быстропротекающих процессов, различных ошибок при изучении движения предмета, по-разному рассеивающего свет в различных направлениях и др.). Учет законов иллюзорного восприятия необходим различного рода прямых наблюдениях и оценках, а также в практике архитектуры и внешнего оформления изделий, искусстве.
Теоретическая часть.
Понятие оптической иллюзии
Оптической иллюзией называется несоответствующее действительности представление видимого явления или предмета вследствие особенностей строения нашего зрительного аппарата. Попросту говоря - это неверное представление реальности. (Важно отметить, что здесь не имеются в виду несоответствия, которые связаны с индивидуальными нарушениями зрения, например, с дальтонизмом.)
Почему возникают оптические иллюзии? Зрительный аппарат человека - сложно устроенная система со вполне определенным пределом функциональных возможностей. В нее входят: глаза, нервные клетки, по которым сигнал передается от глаза к мозгу, и часть мозга, отвечающая за зрительное восприятие. В связи с этим выделяются три основные причины иллюзии:
наши глаза так воспринимают идущий от предмета свет, что в мозг приходит ошибочная информация;
при нарушении передачи информационных сигналов по нервам происходят сбои, что опять же приводит к ошибочному восприятию;
мозг не всегда правильно реагирует на сигналы, приходящие от глаз.
Часто оптические иллюзии возникают сразу по двум причинам: являются результатом специфической работы глаза и ошибочного преобразования сигнала мозгом.
По происхождению оптические иллюзии делятся на три вида:
естественные, или созданные природой (например, мираж);
искусственные, или придуманные человеком (например, фокус “левитация” или, как говорят в народе, “летающая дама”;
смешанные, то есть естественные иллюзии, воссозданные человеком (например, известные иллюзионные картинки, модель миража).
Между естественными и искусственными иллюзиями есть существенное различие. Если иллюзия придумана человеком, то она обязательно имеет конструктивный секрет и после сообщения его наблюдателю во многом теряет свою загадочность. Естественные же и смешанные иллюзии не изменяют силы своего воздействия, независимо от того, знает наблюдатель их секрет или нет. Нужно отметить, что оптические иллюзии рождаются не обязательно в результате игры света и тени. Так, в основе уже упомянутой иллюзии «летающая дама» лежит хитроумная механическая конструкция.
Классификация
В принципе универсальной классификации иллюзий не существует, так как механизмы и причины их появления довольно разнообразны и во многом не изучены. Однако, условно обманы зрения можно разделить по следующим критериям:
По природе возникновения:
физической природы. Это иллюзии, возникающие вследствие ошибок восприятия, связанных с обманчивыми проявлениями свойств предметов или действий, связанные главным образом с оптическими явлениями (например, „ломанная“ ложка в стакане чая).
физиологической природы
а) искажения оптической системой глаза (иллюзии пределах глазного яблока).
б) искажения сенсорной и проводящей системами глаза (Это иллюзии, возникающие вследствие ошибок сопоставления и сравнения, обусловленными физиологическими особенностями нормально функционирующих сенсорных систем).
психологической природы
В психиатрической практике выделяют :
иллюзии аффективные - возникают под влиянием аффекта - страха, тревоги, при депрессии.
иллюзии вербальные - содержат отдельные слова или фразы.
иллюзии сознаваемости - ощущение больного, свидетельствующее о том, что рядом якобы кто-то находится (эти иллюзии являются признаком формирования галлюцинаций и бреда).
иллюзии установки - форма физиологических иллюзий. Один из видов иллюзий восприятия массы, объема, величины. Возникает при многократном сравнении пар предметов, при этом в предварительной серии опытов создаются предпосылки для возникновения иллюзии, выявляемой в основной (контрольной) серии опытов. Например, если несколько раз поднять одновременно обеими руками пару различных по массе предметов, а затем другую пару - одинаковой массы, то предмет, оказавшийся в руке, в которой до того был более легкий, покажется более тяжелым, чем в другой руке (контрастная иллюзия). Механизмы иллюзии объясняются образованием у человека внутренних неосознаваемых состояний (установок), которые подготавливают его к восприятию дальнейших событий и являются фактором, направляющим сознательную деятельность. Иллюзии используются как один из методических приемов для исследования установки.
По общим признакам:
-зрительные искажения :
Иллюзия кафе "Wall"
Параллельны ли горизонтальные линии?
Да, параллельны!
-двойственные изображения:
-иллюзии восприятия размера: Иллюзия Эббингауза (1902).
Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или же тот, который окружен большими?
Они одинаковые.
-соотношение фигуры и фона: Ваза Рубина (1915)
Классический пример соотношения фигуры и фона.
Можно увидеть как вазу, так и два лица.
-кажущиеся фигуры: Квадрат, которого нет.
-иллюзии восприятия глубины: Лестница Шредера (1858).
Это лестница, ниша или просто серая полоска бумаги, сложенная гармошкой?
-иллюзии движения
Иллюзия Оучи (1977).
Пристально смотрите на шар в центре.
Кажется, что узор на нем движется из стороны в сторону?
Не отрывая взгляда от центра круга, подвигайте головой.
Возникла иллюзия, что узор вокруг шара сдвигается?
-невозможные фигуры: Сколько тут полок? Три или четыре?
-иллюзии лица (следящие картины, перевернутые портреты):
Автор А. Родченко, 1923.
- эффект последействия:
Если 30 секунд неотрывно смотреть на левое изображение. левое изображение, а затем перевести
взгляд на пустой квадрат, то должно
возникнуть лицо Че Гевары.
Конечно, это неполный список зрительных иллюзий. Мы предлагаем к рассмотрению лишь особенно нам понравившиеся.
Зрительные искажения
Некоторые простые рисунки мы видим искаженными. Эти искажения могут быть довольно большими. Часть рисунка может казаться на 20% длиннее или короче; прямая линия может настолько искривляться, что трудно поверить, что она действительно прямая. В сущности, все мы видим эти искажения, причем в одном и том же направлении в каждом подобном рисунке. Обнаружено, это же явление наблюдается и у животных. Это показано в экспериментах, в которых животные обучались выбирать, скажем, более длинную из двух линий. Затем под влиянием иллюзии животные будут выбирать линию, кажущуюся длиннее и нам, хотя фактически она той же самой длины, что и сравниваемая с ней линия. Этот результат был получен у голубей и у рыб. Все это говорит о том, что существует какой-то общий фактор, лежащий в основе этих иллюзий.
Иллюзии можно подразделить на две группы: одни — это искажения, вызываемые фоном определенного рода (например, иллюзия веера), другие — это искажения самой фигуры (например, иллюзия стрелы), без фона. Эти самостоятельные искажения наиболее ясно показаны на рисунке, на котором изображены наконечники стрел без древков: наконечники смещаются сами по себе, хотя на рисунке нет иных линий. С другой стороны, при иллюзии веера расходящиеся лучи сами по себе воспринимаются без искажения, однако любая фигура, наложенная на них, искажается определенным образом. Эти рисунки вызывают искажения, но сами не искажаются.
Теории объяснение зрительных иллюзий.
На протяжении последних ста лет психологи пытались объяснить эти иллюзии, однако только в настоящее время мы приходим к пониманию того, почему подобные рисунки нарушают работу зрительной системы.
Для объяснения этого явления выдвигалось много теорий, однако большинство из них легко можно опровергнуть экспериментально или отвергнуть как малопродуманные и потому бесполезные.
Как уже было сказано выше, иллюзии можно подразделить на две группы: одни — это искажения, вызываемые фоном определенного рода (иллюзия веера), другие — это искажения самой фигуры (иллюзия стрелы), без фона. На протяжении последних ста лет психологи пытались объяснить эти иллюзии, однако только в настоящее время пришли к пониманию того, почему подобные рисунки нарушают работу зрительной системы.
Иллюзия Мюллера-Лайера, или иллюзия стрелы: Одинакова ли длина горизонтальных отрезков? Большинству людей нижняя линия кажется более длинной, чем верхняя. На самом деле их длина совершенно одинакова.
Иллюзия Понцо, или иллюзия железнодорожных путей.
Рисунок Геринга, или иллюзия веера:
Теорий возникновения иллюзий очень много. Приведём некоторые из них.
1. Глазодвигательная теория. Эта теория предполагает, что те детали рисунка, которые вызывают иллюзию, заставляют глаза смотреть в «неправильное» место.
При иллюзии стрелы считается, что глаза посредством наконечников уводятся от линии в сторону, благодаря чему длина линий воспринимается неверно; или что глаза отвлекаются на внутреннюю часть рисунка. Однако это неверно. Изображение стрел можно зафиксировать на сетчатке с помощью специального оптического стабилизирующего устройства (или еще проще — при рассматривании образа рисунка, который остается после яркой вспышки фотографической лампы), тогда движения глаз не могут перемещать изображение по сетчатке, тем не менее иллюзия сохраняется и не слабеет. Глазодвигательная теория иногда формулируется в несколько иной форме, может быть, с целью преодолеть эти трудности. В этом варианте теории предполагается, что искажения вызывают не действительные движения глаз, а тенденция совершать глазные движения. Однако можно, считают ученые, с уверенностью отказаться от этих объяснений. Ведь глаза могут двигаться или иметь тенденцию к движению в данный момент лишь в одном направлении, между тем как искажения рисунка могут происходить в одно и то же время в любом числе направлений. Если рассмотреть пару стрел, то видно. что первая стрела удлиняется, а вторая укорачивается в одно и то же время. Каким образом движения глаз могли бы быть причиной этого явления, если они могут происходить лишь в одном направлении в данный отрезок времени? Доказательства в пользу глазодвигательной теории отсутствуют.
2. Теория ограниченной остроты зрения.
Иллюзия стрелы анализируется следующим образом. Если бы острота зрения была так низка, что при рассматривании стрел мы не могли бы ясно видеть углы наконечников, то следовало бы ожидать, что стрела с расходящимися концами наконечников будет восприниматься как более длинная, а со сходящимися концами—как более короткая, чем они есть в действительности. Этот эффект можно продемонстрировать при помощи куска кальки, наложенного на рисунок, чтобы затруднить его рассматривание, но тогда мы увидим лишь небольшое изменение длины стрел. Однако эта теория может быть отвергнута, поскольку влияние этого фактора слишком незначительно. Кроме того, эта теория не применима к другим рисункам.
3. Теория нарушения работы зрительной системы.
Эта теория утверждает, что определенные формы вызывают нарушение работы зрительной системы. Она принадлежит к числу распространенных в психологии «теорий», которые представляют собой не более чем довольно необоснованное утверждение того, что мы хотели бы объяснить. Эта теория не дает и намека на то, почему зрительная система должна приходить в расстройство под влиянием именно таких, а не иных форм, или почему это нарушение должно приводить к искажению рисунков только в определенных направлениях. Чтобы быть полезным, объяснение должно соотнести исследуемые явления с другими явлениями, однако данная теория иллюзий ни с чем их не соотносит и таким образом ничего не дает нам для их понимания. Однако нельзя отбросить эту теорию просто потому, что она даже и не приступает к объяснению иллюзий.
4. Теория перспективы.
Эта теория имеет длинную историю, на которой нам нет необходимости останавливаться; главная идея этой теории состоит в том, что рисунки, вызывающие иллюзии, создают впечатление глубины благодаря перспективе и что это впечатление глубины и вызывает изменение воспринимаемой величины.
Также вполне вероятно, что рисунки, вызывающие иллюзии, можно представить как плоскую проекцию обычных объектов, имеющих три измерения. Эти рисунки могут быть поняты как рисунки с перспективой. Исходя из этого, можно сделать следующее обобщение: те части рисунков, которые изображают отдаленные предметы, при восприятии рисунка увеличиваются, а части, изображающие близкие предметы, уменьшаются.
Рисунок, вызывающий иллюзию железнодорожных путей, воспринимается как сходящиеся в перспективе линии, причем верхняя горизонтальная линия кажется расположенной дальше, чем нижняя.
Традиционная теория перспективы попросту утверждает, что эти рисунки вызывают впечатление глубины и что, если наблюдатель попадает под власть этого впечатления, более отдаленные детали кажутся объективно большими. Однако почему впечатление расстояния должно вызывать изменение видимой величины? Почему впечатление большего расстояния должно приводить к увеличению размера, в то время как отдаленные объекты обычно кажутся меньшими по мере увеличения расстояния? Согласно этой теории, должно происходить не увеличение, а уменьшение размеров деталей, расположенных дальше, как это обусловлено перспективой, но в действительности же это совершенно не так.
Существует теория согласно которой процессы восприятия могут быть полностью ответственны за возникновение искажений— это константность величины. Это явление состоит в свойстве зрительной системы компенсировать изменения образа на сетчатке, происходящие вместе с изменением расстояния до видимого объекта. Это удивительный процесс, действие которого в определенных условиях мы можем наблюдать на самих себе. Он может нарушаться, и, когда это случается, этот процесс вместо того, чтобы сохранять зрительный мир относительно стабильным, может вызвать нестабильность и искажения образа. Например, изображение предмета удваивается по величине, когда расстояние до него сокращается вдвое. Это простой факт из геометрической оптики, который используется при фотографировании, когда наводят объектив.
Объяснение некоторых знаменитых иллюзий.
Белое и черное
Посмотрим издали на рисунок и ответим: сколько черных кружков могло бы поместиться в свободном промежутке между нижним кружком и одним из верхних кружков - четыре или пять? Скорее всего, вы ответите, что четыре кружка уместятся свободно, но для пятого, пожалуй, места уже не останется.
На самом деле в промежутке помещается ровно три кружка. Однако, если взять бумагу, циркуль или линейку, то можно убедиться, что это так.
Эта странная иллюзия, в силу которой черные участки кажутся нашему глазу меньше, чем белые такой величины, носят название «иррадиации». Она зависит от несовершенства нашего глаза, который как оптический аппарат не вполне отвечает строгим требованиям оптики. Его преломляющие среды не дают на сетчатке тех резких контуров, которые получаются на матовом стекле хорошо наставленного фотографического аппарата: вследствие так называемой сферической аберрации каждый светлый контур окружается светлой каймой, которая увеличивает его размеры на сетчатой оболочке глаза. В итоге светлые участки всегда кажутся нам больше, чем равные им черные.
Живые портреты
Всем, вероятно, приходилось видеть портреты, которые не только смотрят на нас, но даже следят за нами глазами, обращая в их сторону, куда мы переходим. Эта любопытная особенность таких портретов издавна подмечена и всегда казалось многим загадочной. У Гоголя в «Портрете» прекрасно описан подобный случай: «Глаза… вперились в него и, казалось, не хотели ни на что другое глядеть, как только на него … Портрет…глядит мимо всего, что ни есть вокруг , прямо в него,-глядит просто к нему вовнутрь …» . Немало суеверных легенд связанно с этой таинственной особенностью глаза на портретах, а между тем загадка его сводится к простому обману зрения. Всё объясняется тем, что зрачок на этих портретах помещен в середине глаза. Именно такими мы видим глаз человека, который смотрит прямо на нас; когда же он смотрит в сторону, мимо нас, то зрачок и вся радужная обложка кажутся нам находящимися не по средине, но несколько перемещенным к краю. Когда отходим в сторону от портрета, то зрачки, разумеется, своего положения не меняют, они остаются посредине глаза. А так как и все лицо мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам, то нам, естественно, кажется, будто портрет повернул голову в вашу сторону и следит за вами. Таким же образом объясняются и другие озадачивающие особенности некоторых картин: лошадь едет прямо на нас, куда бы мы не отходили от картины; человек указывает на нас: его протянутая вперёд рука направлена прямо к нам, и т. п. Образец подобной картины представлен на рисунке. Такого рода плакаты пользуются на рекламные цели.
Зрение при быстром движении
Возникает вопрос: что будет происходить, когда подвижные изображения воспринимаются неподвижным глазом? Оказывается, что получается стереоскопический эффект. Например, что кинематографические картины, снятые с быстро движущегося поезда, обнаруживают необыкновенную рельефность, как в стереоскопе: ландшафты отличаются отчетливым отделением переднего плана от заднего. Ощущение глубины заметно возрастает, простирается вдаль больше тех 450 м, которые являются пределом стереоскопического зрения для неподвижного глаза. Не в этом ли кроется причина приятного впечатления, которое производит на нас пейзаж, рассматриваемый из окна быстро мчащегося вагона?
При этом можно заметить, еще одно поразительное явление: мелькающие мимо окна близкие предметы кажутся уменьшенными. Факт этот объясняется причиной, имеющей мало общего со стереоскопическим зрением, а именно тем, что, видя столь быстро движущиеся предметы, сознание ошибочно заключает, что они близко; если предмет ближе к нам, то он должен быть в натуре мельче обычного, чтобы казаться такой же величины, как всегда. Это объяснение принадлежит Гельмгольцу.
Иллюзия Луны
Иллюзия Луны проявляется в том, что когда она находится близ горизонта, нам кажется, что она примерно в полтора раза больше, чем когда она находится в зените, хотя ее изображение на сетчатке глаза в обоих случаях равны между собой. В действительности Луна, так же как и Солнце, занимает значительно меньшую часть видимого неба, чем кажется большинству из нас. Угловой размер проекции Луны на сетчатку равен приблизительно 0,5° . Близкий к этой величине угловой размер имеет и объект, равный приблизительно 6 мм и удаленный от глаза на 76 см. Но если держать этот объект на правильном расстоянии, его величины достаточно для того, чтобы полностью закрыть проекцию Луны. Иллюзия Луны всегда вызывала огромный интерес, и ее пытались объяснить многие ученые. Вот описание наиболее известных теорий.
Гипотеза кажущейся удаленности
Попытка объяснить иллюзию Луны предпринималась еще Птолемеем (ок. 90 - ок. 160), греческим астрономом и геометром. Он предположил, что любой объект, отделенный от наблюдателя наполненным пространством, в том числе и Луна, видимая на горизонте в окружении различных объектов, кажется более удаленным, чем объект, физически удаленный точно так же, но отделенный пустым пространством, как, например, Луна в зените. Изображения Луны на сетчатке в обоих случаях одинаковы, но когда Луна на находится на горизонте, она кажется наблюдателю более удаленной. То, что она одновременно кажется ему и больше по величине, является непосредственным следствием линейной зависимости между кажущимся размером и кажущейся удаленностью, о которой мы рассказали, обсуждая факторы, благоприятствующие константности восприятия удаленности: воспринимаемая величина прямо пропорциональна воспринимаемой удаленности. Эту взаимозависимость иллюстрирует рисунок.
Благодаря признакам перспективы правый брусок, кажется более удаленным, чем остальные. Поскольку признак удаленности «запускает механизм» константности восприятия величины, наблюдателю кажется, что правый брусок больше остальных, хотя они и идентичны.
Благодаря признакам перспективы правый брусок, кажется более удаленным, чем остальные. Поскольку признак удаленности «запускает механизм» константности восприятия величины, наблюдателю кажется, что правый брусок больше остальных, хотя они и идентичны.
Следовательно, если два объекта, изображения которых на сетчатке равны по величине, кажутся наблюдателю расположенными на разных расстояниях от него, тот из них, который кажется более удаленным, всегда будет казаться и большим по величине. Эта зависимость называется гипотезой кажущейся удаленности.
Гипотеза, основанная на конвергенции глаз
Боринг предложил объяснение иллюзии Луны, основанное на том, что ее кажущаяся величина зависит от степени конвергенции (от лат. con – сближаюсь, схожусь), сведение зрительных осей глаз по отношению к центру, при котором точечные световые раздражители, отражаемые от предмета наблюдения, попадают на сетчатку в обоих глазах, за счет чего достигается устранение двоения предмета. Иными словами, в соответствии с гипотезой, основанной на конвергенции глаз, иллюзия Луны есть результат усиления импульсов к конвергенции глаз, возникающих у наблюдателя, когда он поднимает взгляд кверху, а глаза сами по себе стремятся к расхождение зрительных осей правого и левого глаза. (Когда наблюдатель смотрит на Луну в зените, происходит именно это.) Однако поскольку конвергенция глаз есть признак близости объекта, наблюдателю кажется, что объект меньше по размеру. Аналогичные впечатления можно получить, если смотреть на Луну согнувшись пополам и просунув голову между ногами.
Удовлетворительного объяснения этого явления не дает ни одна теория. Всё происходящее связано со спецификой механизма зрения. Остается только предположить, что усилия, направленные на подъем или опускание глаз, уменьшают воспринимаемую величину Луны... Поскольку нам не известно, почему напряжение глазных мышц должно влиять на зрительно воспринимаемый размер.
Известно немало других объяснений иллюзии Луны, и у нас просто нет возможности изложить их все.
Применение зрительных иллюзий в жизни человека.
С давних пор люди не только поражаются обманам зрения и забавляются зрительными иллюзиями, но и сознательно используют их в своей практической деятельности. Уже тысячи лет зрительные иллюзии целенаправленно используются в архитектуре для создания определенных пространственных впечатлений, например, для кажущегося увеличения высоты и площади залов. Еще более эффективно зрительные иллюзии используются в изобразительном и цирковом искусстве. Зрительные иллюзии стали основой кинематографии и телевидения, учитываются в полиграфии и в военном деле. Создаваемая при помощи технических средств виртуальная зрительная реальность занимает в жизни современного человека.
Дизайн одежды
Знание и правильное использование свойств зрительных иллюзий позволяет подчеркнуть красоту и совершенство правильной фигуры, удачно расставить модные акценты на той или иной части тела, а также придать нестандартной или полной фигуре определенный визуальный эффект. В последнем случае от модельера требуется особое внимание и такт. При этом можно использовать два абсолютно разных метода:
подчеркивание достоинств фигуры
скрытие недостатков.
Первый метод иногда называют "французским", а второй - "русским". Например, тонкую талию полной женщины можно подчеркнуть кроем одежды или красивым декоративным элементом (поясом), привлекающим внимание. С другой стороны, ту же фигуру можно одеть в прямое полосатое платье.
Формируя определенное зрительное восприятие фигуры, современный дизайнер использует различные способы и приемы. С одной стороны, он может придать фигуре определенный визуальный эффект (т.е. сделать полную фигуру стройнее, отвлечь внимание от проблемной зоны и т.д.) с помощью конструктивных и модельных линий. В этом случае широко используется свойство вертикальных линий (рельефов, декоративных швов и т.д.) и особое внимание уделяется моделированию воротников и выреза горловины, расположению мелких деталей (карманов, пат и т.д.). С другой стороны, того же эффекта можно достичь за счет использования свойств рисунка ткани (например, вертикальные полосы придают фигуре стройность, крупная клетка расширяет). В этом случае конструктивные линии уходят на второй план.
Зрительные иллюзии не только позволяют фигуре выглядеть более или менее идеально, но и обеспечивают определенное эстетическое восприятие художественного образа модели.
Рассмотрим основные зрительные иллюзии, которые необходимо знать при моделировании одежды.
Иллюзия переоценки вертикали: Вертикальное всегда кажется нам больше, чем равное ему по величине горизонтальное. Расстояния, находящиеся в верхней части поля нашего зрения, кажутся больше, чем расстояния, находящиеся в его нижней части. Эта иллюзия наиболее характерна для определения пропорций верхней и нижней частей одежды. Равные по длине юбка и блуза не воспринимаются глазом как равные. Длина юбки зрительно сдвигается немного вверх, и эта малая разница вносит беспокойство, так как глаза начинают сравнивать: что больше, а что меньше. Разница должна быть более явной, чтобы модель легко читалась глазом. То есть необходимо удлинить блузу или юбку.
Иллюзия переоценки острого угла: Расстояние между сторонами острого угла кажется больше, чем оно есть на самом деле, а расстояние между сторонами тупого угла недооценивается. В основном это касается оформления горловины. Широкий треугольный вырез горловины делает широкие плечи уже, а узкий и длинный, наоборот, расширяет.
Иллюзия контраста: Этот вид иллюзии рассмотрим на примере контраста форм, размеров и пластического рисунка. Маленькая форма рядом с большой еще больше уменьшается, а большая форма в окружении малых кажется еще больше. В дизайне костюма эта иллюзия используется очень широко. Например, в большой шляпе голова будет казаться меньше, чем в маленькой; тонкая шея, окруженная широким вырезом горловины, будет казаться еще тоньше, худая рука в широком рукаве - еще уже, а сильно затянутая талия при широких бедрах сделает их еще шире.
Иллюзия полосатой ткани: Выбирая расположение полос на полосатой ткани (вертикальное или горизонтальное), можно, например, придать полной фигуре стройность, учитывая ширину, частоту и ритмичность полос.
При сложном расположении полос (например, под углом) важно учесть, что углы, образуемые встречными полосами, направленными острием вверх, сокращают ширину бедер полной фигуры. Углы, направленные острием вниз, наоборот, зрительно расширяют бедра, даже если сделать вертикальную вставку посередине.
Иллюзия сокращения объема при делении фигуры по вертикали контрастными по цвету тканями: Эта основанная на асимметрии иллюзия, к примеру, может создаваться тем, что левая половина костюма белая, правая - черная, левый рукав - черный, а правый - белый. Благодаря делению по вертикали можно сократить объем полной фигуры, придав ей некоторую стройность и динамичность.
Оп-арт. Оптическое искусство
От англ. Op-art – сокращенный вариант optical art –оптическое искусство – художественное течение второй половины 20 века, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. Новое художественное движение заявило осебе проведением выставки «Отзывчивый глаз», представившей картины его создателей — Я. Эгема, Н. Шёффера, Х.-Р. Демарко, А. и Ж. Дуарте, А.Асиза и др. Первые произведения были черно-белыми, в дальнейшем цвета служат достижению максимальных контрастов их интенсивности, созданию оптического цветового смешения, вызывающего иллюзию движения.
Художники оп-арта используют различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Оптическое искусство – искусство оптических иллюзий, опирающееся на особенности визуального восприятия. Восприятие рисунка основано на оптической иллюзии: изображение существует не только на холсте, но в действительности и в глазах, и в голове зрителя. Задача оп-арта – обмануть глаз, спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать образ "несуществующий". Визуально противоречивая конфигурация создает неразрешимый конфликт между фактической формой и формой видимой.
Опираясь на определённые психологические особенности человеческого восприятия, художники оп-арта использовали некоторые зрительные иллюзии. В качестве средств образной выразительности здесь фигурируют цвет, контрастный или мягкий, тающий в полутонах, и геометризированный рисунок в виде точек, линий, кривых, спиралей, усложнённых наложением или совмещением разных орнаментов, вызывающий эффект "вторичных образов", пляску непрерывно движущихся, оспаривающих друг друга узоров и дополнительных цветов. (см. картины В. Вазарели "Лошадь" и"Арлекин"). Если в природе мы видим красоту даже там, где царит хаос и отсутствует ритм, то оп-арт, как и человек, стремящийся преобразовать природу, ищет красоту и выразительность в чётком, но сложном для нашего восприятия геометрическом рисунке, внося хаос в наше ощущение формы и пространства и таким образом добиваясь определённого эффекта. Наше восприятие стремится организовать видимое глазу изображение хаотически разбросанных цветных пятен в простую систему, оп-арт, наоборот, пользуясь строгими геометрическими построениями разрушает целостность восприятия.
Еще один яркий представитель этого течения – Роб Гонсалвес
Архитектура.
При строительстве монументальных зданий чаще всего архитекторам приходилось бороться с кажущимся искажением их размеров с изменением расстояния, то есть в перспективе. Если, например, взглянуть на высокое здание снизу вверх, создаётся впечатление, что в верхней части оно гораздо уже, чем у основания, и отклонено назад. Пример тому — колокольня Ивана Великого на Соборной площади Московского Кремля, построенная в XVI веке. Эффект её «падения» ощущается даже на фотографии; более того — его запечатлел художник Джакомо Кваренги, рисовавший колокольню с натуры и смотревший на неё с другой точки.
Один из приёмов устранения оптической иллюзии, связанной с перспективой, предложил известный итальянский живописец эпохи Возрождения, главный архитектор Флоренции Джотто ди Бондоне (1267—1337). Проектируя колокольню при кафедральном соборе Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, он сделал её в верхней части значительно шире, чем у основания, иначе говоря, прибегнул к обратной перспективе.
Древние греки использовали такой приём: отклоняли элементы верхней части постройки от вертикального положения. Например, фронтон устанавливали под углом, наклоняя немного вперёд, подобно тому, как вешают картины в музеях. А скульпторы делали фигуры, украшавшие здания, более рельефными, и это сглаживало визуальный эффект их уменьшения при взгляде с земли. Принимались во внимание и точки наблюдения: каждая статуя создавалась с учётом места, которое ей отводилось во всей композиции.
Иногда архитекторы использовали иллюзию перспективы не для сглаживания, а, наоборот, для усиления того или иного визуального эффекта. Например, в портике (крытой галерее перед входом в здание) с двойным рядом колонн внутренние колонны делали более тонкими по сравнению со стоящими впереди, зрительно удаляя их. Тем самым создавалось впечатление большей глубины пространства. Другое оригинальное изобретение греков состояло в том, что внутреннюю колоннаду в храмах они возводили иногда двухэтажной. В Парфеноне, например, это было сделано не столько для красоты, сколько для достижения иллюзии большей высоты статуи богини Афины, установленной в святилище. На фоне двухэтажного сооружения она смотрелась крупнее, чем есть, и оттого выглядела более торжественно и величественно. Одним словом, система оптических поправок, придуманная зодчими, лишний раз демонстрирует их высочайшее мастерство в сложном искусстве архитектуры.
Примеры.
Оптические поправки делают Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры более устойчивым и устремлённым ввысь.
Православные храмы внутри кажутся выше, чем снаружи.
Оптическая иллюзия достигается наклоном стен к центру и крутыми линиями арок и сводов Благовещенского собора Московского Кремля.
Колокольня Ивана Великого как будто падает назад. Эта оптическая иллюзия связана с кажущимся изменением размеров здания при взгляде снизу вверх.
3D рисунки на асфальте. Стрит-арт на асфальте.
Представьте себе: вы идете по городу, и вдруг перед вашими глазами предстает расщелина, из которой пытаются вырваться исчадия ада! Или вдруг на асфальте вы замечаете совершенно обычное яблоко, вот только прикоснуться к нему не получается – оно нарисованное! Когда впервые смотришь на объемные картинки на асфальте, не можешь поверить, что это действительно просто рисунок. Такой вид уличного искусства называется Street Painting (по англ.), или Madonnari (по итал.). По сути, современное искусство Street Painting (или Madonnari) зародилось в XVI веком, когда уличные художники в религиозные праздники возле церквей и храмов изображали картины библейских сюжетов. Среди изображений чаще всего доминировало изображение с Богородицей (Мадонной).
Чтобы создать объемное изображение на асфальте, художники используют специальное искажение, при этом рисунок смотрится объемным при взгляде с определенной точки. На одну картину уходит около трех дней.
Что касается современности, то видное место среди художников Madonnari занимает Джулиан Бивер. Этот британский мастер занимается рисунками на асфальте уже более 10 лет, его работы были на улицах многих стран Европы, в Америке и в Австралии.
В России такое искусство еще слабо развито. А вот в Казахстане уже есть молодой талантливый художник, рисующий Madonnari – Денис Брянцев. Madonnari становится довольно модным направлением в уличном искусстве.
Искусство активно использует способность зрения к самообману в своих целях. Уже названы приемы перспективы или воспроизведения эффекта объема на плоском рисунке. Используя новомодные термины, этот эффект можно назвать «эффектом виртуального объема». Получается, что наше зрение способно воспринимать объемные картины и воспринимать их как настоящие, когда на самом деле – это всего лишь иллюзия.
Понаблюдать за 3D рисунками на асфальте можно, посетив один из фестивалей Мадоннари (за границей), например, ежегодный фестиваль “I madonnari” в Санта-Барбаре (Santa Barbara) или фестиваль в Грацие-ди-Куртаноне (Grazie di Curtatone), кстати, именно в этом небольшом городке Италии в 1972 году прошел первый фестиваль мадоннари.
Так, этим летом оригинальный способ спастись от аномальной жары предложил москвичам известный немецкий 3D-художник Эдгар Мюллер. Он нарисовал на городском асфальте бурлящий водопад. Картина-иллюзия помогает мысленно перенестись из пышущей жаром столицы туда, где есть вода и прохлада. Чтобы увидеть картину в формате 3D, нужно смотреть на нее через специальную, установленную рядом линзу. Она искажает перспективу, и изображение получается объемным.
Главный секрет изображения объемных картинок, их нужно “растягивать”. В этом и состоит мастерство исполнителя. Если наносить в обычных пропорциях, то такого эффекта достичь не получится. Причём творить приходится по нескольку часов.
Кстати, художники, изображающие 3d картинки, рисуют их обычными мелками “пастель”, которыми пользуются дети на уроках рисования. Для объёмного рисунка нужно достаточно много мелков. Так что это занятие затратное, но абсолютно не прибыльное, ведь за рисунки на асфальте им никто не платит. Зато этот иллюзорный мир легко смывается в случае дождя и быстро “стирается” ветром. Поэтому эти картинки радуют глаз лишь несколько часов, а потом становятся бледными, пока не исчезают вовсе.
Психология.
В переводе с латыни слово "иллюзия" означает "ошибка, заблуждение".
Наличием иллюзий в сфере восприятия, которые могут быть вызваны самыми различными причинами, зависящими как от состояния воспринимающей системы, так и от особенностей организации воспринимаемого материала, объясняются многие ошибки, в том числе «видения» так называемых неопознанных летающих объектов (НЛО), о которых в последние годы немало писалось в прессе.
Восприятие пространства содержит оценки формы, величины, расстояния до предметов, расстояния между предметами.
В восприятии формы предметов принимают участие три основные группы факторов:
1. Врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину. Такие клетки называются клетками-детекторами. Благодаря свойствам своих рецептивных полей, они выделяют в зрительном поле вполне определенные элементы, например световые линии конкретной длины, ширины и наклона, острые углы, контрасты, изломы на контурных изображениях.
2. Законы образования фигур, форм и контуров, выделенные гештальтпсихологами и описанные выше.
3. Жизненный опыт, получаемый за счет движений руки по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в пространстве.
Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т.д., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.
Проведенные психологами опыты показывают, что установка, как свойство восприятия, оказывает большое влияние на иллюзорное восприятие предмета.
На основе исследований психологов можно сделать вывод о том, что зрительные восприятия играют большую роль в любых аспектах человеческой жизнедеятельности. Во всех видах восприятия существуют иллюзии, основанные на определенном механизме мышления, памяти, логики и др. и их взаимосвязи. Каждый человек, как субъект общества, интуитивно применяет и использует эти правила. Однако правила восприятия, а также их иллюзии, могут меняться в зависимости от накопленного опыта. Чем больше опыта деятельности в какой-либо или нескольких областях, тем больше возможности человека отличать иллюзии от истинного восприятия.
Заключение.
Оптические обманы - не случайные спутники нашего зрения: они сопровождают его при строго определенных условиях, с неизменным постоянством закономерного явления и имеют силу для каждого нормального человеческого глаза. То, что человеку свойственно при известных обстоятельствах поддаваться иллюзиям зрения, обманываться относительно источника своих зрительных впечатлений, не следует вовсе рассматривать как всегда нежелательный недостаток, безусловный порок нашей организации, устранение которого было бы для нас во всех отношениях благотворно.
Что касается причин, обусловливающих ту или иную иллюзию зрения, то только для весьма немногих оптических обманов существует твердо установленное, бесспорное объяснение; к ним принадлежат те, которые обусловлены строением глаза: иррадиация, иллюзия Мариотта (слепое пятно), иллюзии, продолжаемые астигматизмом, и т. п.
Недостоверный, необязательный характер носит большинство попыток найти объяснение отдельным иллюзиям зрения. Для некоторых оптических обманов не предложено до сих пор никакого объяснения. Для иных, наоборот, имеется слишком много объяснений, из которых каждое в отдельности было бы, пожалуй, достаточно, если бы не существовало ряда других, ослабляющих его убедительность. Вспомним знаменитую, обсуждаемую уже со времени Птолемея иллюзию увеличения светил у горизонта: для нее предложено, кажется, не менее шести удачных теорий, каждая из которых страдает лишь тем недостатком, что имеется еще пять столь же хороших объяснений. Очевидно, почти вся область оптических обманов находится еще на донаучной стадии своей разработки и нуждается в установлении основных методических принципов ее исследования.
90% информации приходит в наш мозг через глаза. Даже если человек живет без розовых очков, он не всегда сможет реально оценить увиденную ситуацию. Так устроен наш глаз. Зная особенности зрения, человек может анализировать получаемую картинку, понимать, когда глаза его обманывают, а когда изображение полностью реально.
Подобные знания могут существенно облегчить жизнь, избавив от неприятностей, связанных со зрительными обманами. Помогут лучше понимать некоторые природные явления, устройства некоторых предметов (светофор).
Не стоит забывать, что оптические иллюзии сопровождают нас в течение всей жизни. Поэтому знание основных их видов, причин и возможных последствий необходимо каждому человеку.
Нередко зрение обманывает нас, и мы видим то, чего в действительности не существует. Объясняется это оптическими иллюзиями — ошибками зрительного восприятия. Люди с давних пор учились их преодолевать и даже использовать. И, надо сказать, значительно в этом преуспели.
Исследовательская часть.
Практическая работа.
Тема: Изучение иллюзий зрительного восприятия.
Цель: Исследование иллюзий зрительного восприятия.
Участники: Данная работа была проведена с 16-тью учащимися 7 класса «Б».
Теоретическое обоснование:
Восприятие - это весьма сложный, но вместе с тем - единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас. Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит соединение отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.
Помимо ощущений в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память, мышление, предыдущий опыт. Большое значение в восприятии имеет внимание и направленность (или желание). В процесс восприятия также включены органы чувств.
В настоящее время принято выделять в процессе распознавания объектов несколько этапов, одни из которых предварительные, другие - завершающие. На предварительных этапах используется информация с сетчатки глаза и описывается объект на языке элементарных составляющих. На завершающих этапах система сравнивает это описание с описаниями форм разного рода объектов, хранящихся в зрительной памяти, и выбирает наилучшее ему соответствие.
Структурным элементом процесса восприятия являются ощущения. Механизм возникновения ощущений заключается в следующем: под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга.
Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами.
Зрительные иллюзии - это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов. Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т.д., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.
Ход работы:
Эксперимент № 1:
На зрительное восприятие большое влияние оказывает избирательность. Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.
Ход эксперимента: Испытуемому показывается и называется карточка № 1 под названием “Портрет молодой девушки”. Требуется назвать изображение, подтвердив несколькими признаками.
Эксперимент № 2:
Одним из свойств восприятия является предметность. Предметность восприятия – способность человека отражать окружающую действительность как воздействия конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом различается предмет, фон и контур их восприятия. Соотношение предмета и фона – соотношение динамическое. Предмет и фон могут меняться местами.
Ход эксперимента: Испытуемому предлагается для изучения карточка № 2.
Требуется назвать увиденный предмет, а также охарактеризовать фон.
Эксперимент № 3:
Особенностью восприятия предмета в пространстве является контраст предметов. Окружение, в котором находится воспринимаемый нами предмет, оказывает заметное влияние на его восприятие.
Ход эксперимента: Испытуемому дается для изучения карточка N3. Требуется сравнить средние кружочки в рисунках.
Эксперимент № 4:
Важным свойством восприятия является константность.
Константность восприятия – это постоянство в восприятии, которое обуславливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности.
Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе
индивидуального развития личности.
Она нарушается, когда человек попадает в незнакомую ситуацию. Например, людям, смотрящим с верхних этажей высотного здания вниз, автомобили и пешеходы кажутся маленькими; в то же время строители-высотники сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.
Ход работы: Испытуемому предлагается для сравнения два, примерно похожие, предмета, одинаковые по размеру, но с разными элементами. Требуется выяснить. Какая линия самая большая.
Обработка результатов.
В эксперименте № 1 “Портрет молодой женщины “ увидели 14 из 16 испытуемых.
В эксперименте № 2:
- 4 испытуемых из 16 увидели светлый предмет на темном фоне.
- 10 испытуемых из 16 увидели темный предмет на светлом фоне.
- 2 испытуемых увидел оба варианта.
В эксперименте № 3:
- 11 испытуемых из 16 решили, что средний кружочки в варианте А меньше средних кружочков в варианте Б.
- 5 испытуемых из 16 решили, что средние кружочки равны в обоих вариантах.
В эксперименте № 4:
- 12 испытуемых из 16 решили, что верхний предмет больше по размеру, чем остальные.
- 4 испытуемых из 16 решили, что предметы одинаковы по размеру.
Анализ результатов.
Эта экспериментальная работа направлена на изучение зрительных иллюзий человека. Проведенные опыты показывают, что установка, как свойство восприятия, оказывает большое влияние на иллюзорное восприятие предмета (87% от общего числа испытуемых поддалось этому влиянию, хотя на рисунке изображено два варианта). Иллюзия величины
воздействовала на 68% от общего числа испытуемых, кроме тех, которые знали решение задачи (они правильно определили, что серединки кружочков совершенно одинаковы). Константность восприятия основывается на знании прошлого опыта, что и подтвердило 75% от общего числа испытуемых (они сравнивали не зрительные восприятия предметов, а их характеристики, знание которых основано на прошлом опыте). В работе над осмысленностью предметов, у испытуемых включались в работу мышление, память, эмоции, прошлый опыт и т.д.
Выводы.
На основе проведенной работы, можно сделать вывод о том, что зрительные восприятия играют большую роль в любых аспектах человеческой жизнедеятельности. Во всех видах восприятия существуют иллюзии, основанные на определенном механизме мышления, памяти, логики и др. и их взаимосвязи.
Каждый человек, как субъект общества, интуитивно применяет и использует эти правила. Однако правила восприятия, а также их иллюзии, могут меняться в зависимости от накопленного опыта. Чем больше опыта деятельности в какой-либо или нескольких областях, тем больше возможности человека отличать иллюзии от истинного восприятия.
В данной работе с большей вероятностью проявились такие свойства восприятия как: установка, предметность, контраст, константность, осмысленность (100% ответов).
Содержание.
I. Введение.
II. Теоретическая часть:
Понятие оптической иллюзии.
Классификация.
Зрительные искажения.
Теории объяснения зрительных иллюзий.
Объяснения некоторых знаменитых зрительных иллюзий.
Применение зрительных иллюзий в жизни человека.
Заключение.
III. Исследовательская часть.
IV. Заключение.
V. Список использованной литературы
Список использованной литературы и Интернет ресурсов:
1. П.Дёмин Физические эксперименты и психологические иллюзии. - М., 2006.
2. Х. Шиффман. Чувство и восприятие. - СПб., 2003.
3. И.Д. Артамонов, Иллюзии зрения, изд.3 – М., Наука, 1969
4. Я.И. Перельман. Занимательная физика. – М., АСТ, 2010
5. О. Рутерсвард. Невозможные фигуры (перевод со шведского). — М., Стройиздат, 1990.
6. 3. В.Г. Крысько "Психология и педагогика в схемах и таблицах" Мн.: Харвест, 1999.
7. http://psy.msu.ru/illusion/ - официальный сайт психологического факультета МГУ им. М. Ломоносова (иллюстрации).
Рукавичка
Калитка в сад
Домик зимней ночью
Кто должен измениться?
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018