Теоретический обзор вопроса о происхождении и употреблении нецензурного слова. Эта проблема одна из наиболее актуальных в нашем обществе. Решение данной проблемы привели автора к теме исследования «Влияние ненормативной лексики на поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста».
В исследовании использовались такие методы, как реферативно-аналитический, анкетирование родителей и учащихся младших классов, беседа с учащимися и их родителями и классными руководителями, проведение социологического опроса, построение диаграмм по результатам исследования. Прикладная значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут применяться для проведения классных часов, родительских собраний, бесед с учащимися и их родителями. Благодаря исследованию молодые родители узнают как вести себя в том случае, если ребенок использует в своей речи брань.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 128 КБ |
Управление образования администрации Северодвинска
МОУДОД Детско-юношеский центр
IX открытая городская учебно-исследовательская
Конференция школьников
«Юность Северодвинска»
Расщепкина Дарья Владимировна
Место выполнения работы: МБОУ «Лингвистическая гимназия №»
города Северодвинска. Класс 10а
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по направлению: Педагогика и психология
на тему: «Влияние ненормативной лексики на поведение ребенка дошкольного возраста и младшего школьного возраста»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1 К вопросу о происхождении и употреблении нецензурного слова………………....4
Глава 2 Формирование поведения дошкольника и младшего школьника под воздействием бранных слов……………………………………………………………………………………..6
Заключение……………………………………………………………………………………...12
Список использованных источников………………………………………………………….13
Приложение А……………………………………………………………………………….….14
Приложение Б……………………………………………………………………………….….15
Приложение В……………………………………………………………………………….….16
Приложение Г…………………………………………………………………………….…….17
Приложение Д…………………………………………………………………………….…….18
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом, включая влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов. Болезнь – это реакция организма на те условия, которые окружают его в повседневной жизни. Болезнью считается и сквернословие, но это особая болезнь – болезнь интеллекта. Вопрос о детской и подростковой брани поднимался и обсуждался в научной литературе. Для того чтобы написать работу я исследовала научную литературу и публикации по данной теме: психологические книги, газетные статьи, исследования академика П. Гаряева. В этой литературе обсуждаются проблемы нарушения чистоты русской речи, большинства населения нашей страны, при использовании в своей речи нецензурных слов, но о влиянии брани на поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста написано мало. Я думаю, что эта проблема одна из наиболее актуальных в нашем обществе. Решения этой проблемы привели меня к теме исследования «Влияние ненормативной лексики на поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Объект исследования – влияние ненормативной лексики на поведение детей дошкольного возраста и учащихся младших классов. Предмет исследования – выявить существует ли отклонения в психологическом состоянии от нормы.
Цель моего исследования – проследить влияние нецензурной лексики на поведение детей в возрасте 5-9 лет. Объект и предмет исследования актуализировали постановку следующих задач:
Изучить научную литературу и публикации по данной проблеме.
Провести анкетирование родителей имеющих детей дошкольного возраста и детей учащихся в начальной школе, а также социологический опрос в микрорайоне школы для выявления отношений к речевой культуре.
Выявить причины употребления ненормативной лексики детей дошкольного и младшего школьного возраста и исследовать влияние брани на поведение детей.
Выработать предложения для родителей по улучшению речевой культуры их детей.
В исследовании использовались такие методы, как реферативно-аналитический, анкетирование родителей и учащихся младших классов, беседа с учащимися и их родителями и классными руководителями, проведение социологического опроса, построение диаграмм по результатам исследования. Прикладная значимость работы заключается в том, что материалы исследования применяются для проведения классных часов, родительских собраний, бесед с учащимися и их родителями. Благодаря исследованию молодые родители узнают как вести себя в том случае, если ребенок использует в своей речи брань.
ГЛАВА 1 К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И УПОТРЕБЛЕНИИ НЕЦЕНЗУРНОГО СЛОВА
В нашем языке есть слова, которых нужно стыдится. Это бранные слова, нецензурная лексика или, попросту говоря, мат. О мате говориться и пишется очень много. Все практически едины в одном: это плохо и с ним нужно бороться. Русский мат – предмет лингвистических исследований, общественных и бытовых споров. Ученые не могут прийти к единому мнению: где искать его истоки – в тюркских языках или славянских. У приверженцев той и другой гипотезы есть свои аргументы. Например, сторонники славянской теории утверждают, что матерные слова были обнаружены еще в берестяных грамотах Великого Новгорода в XII веке, когда русская земля еще не знала монголо-татарского ига.
Проблема употребления нецензурной лексики распространенна не только в России, но и в других странах. Сегодня американцы чаще используют нецензурные ругательства в общественных местах чем 20 лет назад.
Опубликованный в США опрос общественного мнения, проведенный вашингтонской социологической службой показывает, что сегодня 74% американцев признают, что они слышат ненормативную лексику в общественных местах, 42% опрошенных говорят, что сталкиваются с этим часто 32% - «время от времени» Только 8% сообщили, что никогда не слышали ругательств в общественных местах.
Если 67% американцев отмечают рост ругательств в общественных местах, то лишь 11% считают, что употребление этой речи меньше и еще 20% полагают, что ничего не изменилось. Исследование показало также, что для 36% американцев нецензурная лексика «очень неприятна», для 20% - «немного неприятна» и только 12% опрошенных она совсем не беспокоит. Из этого опроса видно, что «волна» употребления такой лексики захлестнула не только Россию, но и другие страны мира. Можно сделать вывод, что проблема использования ненормативной лексики стала носить общемировой характер.[№4]
Для России употребление нецензурной лексики стало серьезной проблемой. [приложение А с14] Из 100 опрошенных учеников только 19 человек сказали, что в их семьях никогда не звучит брань, 10 человек призналось, что их родители постоянно употребляют нецензурную лексику, остальные ответили, что в их семьях редко, но звучит ненормативная лексика. Нужно признать, что сквернословие стало печальным знаком нашей речи. Эту проблему изучают лингвисты, психологи, педагоги, но, к сожалению, пока еще недостаточно. В Мосгордуме неоднократно затрагивалась эта проблема, и даже проводились специальные слушания. 13 марта 2006 года на заседании комиссии Московской городской Думы был рассмотрено постановление «О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Депутат Николай Губенко (фракция КПРФ) разработал этот проект в целях защиты и сохранения русского языка, укрепления государственности, обеспечения культурного и хозяйственного развития страны. Борцы с нецензурной лексикой нашлись и среди российских операторов мобильной связи. Непотребные слова и выражения на русском и английском языках фильтруются, а содержащиеся в сообщениях ненормативные слова заботливо подменяются вполне безобидными, а иной раз даже трогательными выражениями. Некоторые компании в отличие от конкурентов нецензурную лексику игнорируют. Как сказал официальный представитель одной из компаний: «Мы не считаем возможным ограничивать своих абонентов, вмешиваясь в частную переписку – содержание SMS- сообщений эта компания оставляет на усмотрение и ответственность их авторов».[№5]
Можно сделать вывод, что существует проблема употребления ненормативной лексики и не только в России, но и в других странах и с этой проблемой пытаются бороться как в государственные учреждения так и в частные компаниях.
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ БРАНИ
Взрослые люди как в делах, так и в словах проявляют себя по-разному. У одних сквернословие вошло в привычку, и в любой обстановке (даже в семейном кругу) они не могут связать двух слов без того, чтобы не выругаться. Впрочем, ругательство при этом даже не выступает как таковое, а является своего рода междометием, заполняющим неизбежные пустоты в убогой речи. Другие обычно ведут себя более сдержанно, но непременным атрибутом «чисто мужского» разговора считают соленое словцо, с помощью которого стремятся подчеркнуть доверительный и раскованный характер беседы.
Однако и те, и другие сходятся в едином мнении: нецензурные слова – это «взрослая» лексика и ребенку употреблять ее непозволительно ни в коем случае. Если же из детских уст вылетает запретное слово, немедленно следует резкая, отрицательная реакция: взрослые стремятся пресечь и наказать подобную распущенность.
В первые годы жизни ребенок – существо поначалу бессловесное – стремительно овладевает родным языком. Все слова для него – новые. Он активно, как губка, впитывает их и усваивает, с каждым днем обогащая свой словарный запас. Уже трехлетний малыш в состоянии внятно выразить достаточно сложную мысль, пользуясь большим набором слов. Конечно, понадобится еще долгое время, чтобы он овладел богатством языка во всем многообразии и сложности. И ребенок прислушивается к речи окружающих, улавливает незнакомые слова, как бы пробует их на вкус и пытается включить их в свой словарь. Причем малыш слышит не только те слова, с которыми обращаются к нему родители и которыми они обмениваются между собой, но и те, что на улице бормочет неопрятный красноносый дядя с нетвердой походкой. Маленький ребенок еще не может понять, почему одни слова хуже, чем другие.[№2, с.51] Для него все они интересны и достойны внимания.[приложение Б с15]
Я провела анкету среди родителей, которые имеют детей в возрасте 5-9 лет с целью выявления употребления бранных слов ребенком и их влияние на его поведение.[приложение Д с18] Из 30 опрошенных родителей 13 утверждают, что никогда не слышат от своих детей ругательства, 9 человек говорят, что очень редко из уст их детей «вылетает» бранное слово, 5 человек редко, но слышат нецензурную лексику от своих маленьких детей и 3 человека слышат брань от своих детей достаточно часто.
Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы, что существует проблема употребления брани уже в столь раннем возрасте, однако радует, что для большинства опрошенных родителей это явление не столь частое.
Можно, конечно, поставить перед собой задачу оградить ребенка от нежелательного словесного фона. Однако едва ли задача выполнима на практике. Конечно, плохо, если малыш находит себе развлечения, крутясь возле пивного ларька и ловя многоэтажные тирады его завсегдатаев. Там ему не место, и это большинство родителей, к счастью, понимает и без дополнительных разъяснений. Однако невозможно посадить ребенка под стеклянный колпак, непроницаемый для бацилл сквернословия. Так или иначе ребенок столкнется с дурными словами, которые, увы, нынче просто витают в воздухе.
Ребенка невозможно оградить от общения со сверстниками. Безусловно, желательно, чтобы в круг его друзей входили воспитанные ребята. Но ведь не все дети такие! У кого-то папа вчера так «расслабился», что громко выкрикивал маме разные не очень понятные слова. «Обогатив» ими свой лексикон, сынишка торопиться поделиться новым приобретением с друзьями. И вот уже вся группа детского сада с упоением смакует свежее словечко… Маленькие дети употребляют брань порой неосознанно, они не понимают значения слов, которые произносят.
Другая проблема это дети более взрослые те, которые уже ходят в школу, то есть учащиеся 1-3 классов. Они уже осознанно употребляют ненормативную лексику и пытаются с помощью брани доказать, что они более взрослые, чем их сверстники. На вопрос «Почему люди пользуются этой лексикой?» были даны следующие ответы: «Хотят казаться взрослее», «чтобы казаться старше», «стараются быть крутыми», «чтобы выглядеть взрослыми», «так воспитаны» и т.д.; ». Как видно из ответов, маленькие школьники употребляя бранную лексику, как бы приобщаются к кругу «взрослых», а также, «разговаривая матом», они могут выразить все, что пожелают. Взрослые ,узнав, что их дети употребляют нецензурную лексику, пытаются отучить их от этого. Но редко кто задумывается влияет ли брань на поведение ребенка?
Довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и агрессивность им присуща в полной мере. Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. Выражение отрицательных эмоций – одна из основных функций матерной лексики в современном обществе. Мир отражаемый матерным языком, - это мир страха, обмана, насилия, больших и мелких неприятностей, мир стресса. Дошкольнику или младшему школьнику с еще несформировавшейся психикой в таком мире не место. Слыша вокруг себя ругательства и произнося их сам, ребенок и не понимает какому стрессу, он себя подвергает. Некоторые родители замечают, что придя из какого-нибудь публичного места, где можно слышать брань, ребенок ведет себя агрессивно и вызывающе, но через некоторое время становится таким каким и был прежде [приложение В с16]
Результаты анкетирования 30 человек на вопрос «Изменяется ли поведение ребенка, когда он слышит бранную речь?» показали, что очень сильно в худшую сторону изменяется поведение у 2 детей, 4 ребенка ведут себя агрессивней, чем обычно, у 9 человек поведение немного меняется в худшую сторону и 12 человек ведут себя так же как и прежде.
Анализируя данные опроса можно сказать, что у большинства детей наблюдаются отклонения в психическом состоянии от нормы. Это проявляется во вспышках раздражительности, непослушании избыточной активности, драчливости и жесткости.
И неудивительно, есть исследования, которые говорят о способности матерных слов вырабатывать у мужчин гормоны, нейтрализующие гормоны стресса, поэтому и ругается грязно мужчина в опасной ситуации, при болевом шоке. Но обратите внимание: речь идет об исключительных ситуациях – о психике и физиологии мужчин. Бесконтрольное и повсеместное употребление ругательств (женщинами, детьми) лицами обоего пола в общественных местах, нейтральных ситуациях не влечет ничего, кроме подавления психики. Ребенок подсознательно понимает, что с помощью матерных слов он может манипулировать своими сверстниками, но не осознает какой вред это наносит его психики и здоровью. Это происходит, потому, что, когда человек слышит ругательство, его сознание на короткое время теряет способность к аналитическому восприятию. Информация, которая следует за табуированным словом, присваивается адресатом без анализа, именно поэтому команды иногда сопровождаются ругательствами. Ненормативная лексика влияет не только на психологическое состояние ребенка, но и на его здоровье. В институте квантовой генетики кандидат биологических наук Горяев П.П. уже давно исследует этот аспект с помощью самых передовых методов науки. С помощью разработанной учеными аппаратуры человеческие слова могут быть представлены в виде электромагнитных колебаний, которые прямо влияют на свойства и структуру молекул ДНК. Именно эти молекулы отвечают за наследственность человека. Поэтому содержание человеческой речи непосредственно влияет на человеческий геном. Воздействие брани на человека равносильно радиационному облучению в 10-40 тыс. рентген. При этом происходит разрушительный для организма и психики процесс: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы. Ученые зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению.
С помощью различной аппаратуры П.Горяев проверил, как отражаются на живом организме звуковые вибрации, а точнее, добрые и злые слова. Проверку своих теорий Гаряев производил на семенах растения арабидобсис. С помощью магнитофона растение подвергалось «облучению» отборной бранью в течение 3-4 часов ежедневно. П. Гаряев говорит: «Конечно, мы прогнозировали результат. Но то, что получилось, нас просто ужаснуло. Мощь бранных слов, обрушивающихся на бедно растение, была подобна… облучению в 40 тыс. рентген. От такого удара порвались цепочки ДНК, распались хромосомы, рассыпались и перепутались гены. Разумеется, большинство семян погибло, те, что выжили… лучше бы они не выжили. Их генетический аппарат стал вырабатывать противоестественные программы, в результате которых начались чудовищные мутации, вызывавшие тяжелые болезни растений и преждевременную смерть. Эти и другие опыты неопровержимо доказали, что брань и проклятия, зачастую являющиеся просто отрицательным чувственным всплеском, повреждают генетический аппарат живого существа, обрекая на гибель его самого или его потомков. И не важно, что опыты проводились на растениях. Генетический аппарат любого живого существа работает по одним законам, будь то растение, насекомое или млекопитающее.[№1, с.64]
Многие родители, когда сталкиваются с такой проблемой не знают как воздействовать на ребенка, чтобы он не употреблял бранных слов. [приложение Г с17] По результатам моего исследования из 30 опрошенных родителей только 14 знают, как вести себя в такой ситуации, 9 человек знают, но не могут применить свои знания на практике и 7 человек вообще не знают как решить данную проблему.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что далеко не все родители знакомы с теоретическими аспектами данной проблемы, а некоторые родители не умеют использовать свои знания на практике.
Познакомившись с трудностями родителей в данной проблеме, я обратилась к учителям начальных классов школы №27. Оказалось, что чаще с ненормативной лексикой детей сталкиваются учителя третьих классов, причиной тому является употребление родителями ненормативной лексики дома. Бранные слова даже необращенные к ребенку вызывают угнетение состояния и смену настроения. Младшие школьники хотят, чтобы люди были добрые и слышать правильную красивую речь.
Если маленький ребенок узнал нежелательное выражение, наивно надеяться, что он его враз забудет. Человеческая память устроена очень хитро. Можно волевым усилием заставить себя что-то запомнить, но невозможно заставить себя забывать. Поставив перед собой такую цель, скорее всего, получишь обратный результат. Пытаясь заставить ребенка выкинуть слово из памяти, мы тем самым лишь сконцентрируем его внимание и глубже забьем ржавый гвоздь в формирующееся сознание.
Добиться того, чтобы ребенок не узнал, а тем более, узнав, забыл неприличное выражение, - задача невыполнимая. Впрочем, признаемся: каждому из нас нецензурные слова знакомы. Суть в том, чтобы их не употреблять вслух. Этого, и только, этого требовать от ребенка. Как этого добиться?
Когда ребенок в первый раз произносит нецензурное слово, оно, как это ни покажется странным, в его устах вполне невинно. Для него это еще одно усвоенное слово, почти ничем не отличающееся от прочих. Родительский гнев возникшей проблемы не решит, а только усугубит ее. В сознании ребенка непечатное слово обретет еще более сильную эмоциональную окраску. Не в силах понять причину строгого запрета, малыш может попытаться использовать запретный плод как символ своей независимости. Если вы услышали из детский уст неприличное слово или узнали о таком его поступке от заслуживающих доверия людей, не надо впадать в гнев. Ситуация неприятна и нельзя оставлять ее без внимания. Реакция родителей должна быть однозначно негативной, но не бурной. Надо ясно дать понять ребенку, что услышанное вам неприятно. Следует объяснить почему. Объяснение доступное пониманию дошкольника, примерно таково. Слово, которое случайно произнес ребенок, придумали грубые и невоспитанные люди, и они обычно так говорят, когда хотят кого-то обидеть. Ни один воспитанный человек таких слов не произносит.
Чтобы проверить достоверность ваших слов, ребенок может нарочно повторить злополучное слово. В той мере, которая принята в семье, надо недвусмысленно продемонстрировать ему, что вы действительно недовольны и огорчены. Каждый ребенок дорожит добрым отношением родителей. Если в семье действительно добрые отношения, малыш постарается не ставить себя в положение всеми осуждаемого грубияна. Таким способом проблему можно решить, если ребенок неосознанно произносит эти слова.[№3, c.159-161]
Однако по мере взросления проблема становится все более серьезной. Нецензурная лексика приобретает роль символа зрелости и независимости. Школьник быстро усваивает: если мат – лексика старших, запретная для него, то приобщиться к вожделенному взрослому миру можно, нарушив эту табу. Тем более что дело-то нехитрое! Срабатывает механизм, аналогичный тому, который порождает подростковое курение: с привлекательного образца «слизывается» самый доступный, поверхностный слой.
В такой ситуации жесткий запрет крайне неэффективен. Стремление ребенка к независимости приобретает уродливые формы, когда у него создается впечатление, что родители блокируют путь его взросления. Желание во что бы то ни стало доказать свой возросший статус особенно обостряется тогда, когда родители отказывают ребенку в признании этого статуса. Педагоги и психологи советуют в таком случае советуют проводить с детьми индивидуальные беседы, в которых нужно разъяснить ему, что такая речь не употребляется в культурном обществе и не является подтверждением того, что ребенок стал взрослым.
Изучив данную проблему, я обнаружила необходимость познакомить родителей с результатами исследования и практическими советами по формированию воспитания культуры речи. А так как респондентами моего исследования являлись жители микрорайона МОУ «Средней общеобразовательной школы №27 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля» я выступила на родительских собраниях нашей школы.
Можно сделать вывод, что уже в детской среде довольно часто употребляется нецензурная лексика и что ее употребление приводит к отклонениям в психическом развитии у маленьких детей.
Борьба со сквернословием, равно как и борьба с курением, приобретает характер лечения симптомов, а не болезни. Подобно тому как туберкулез не излечивается таблетками от кашля, искажения в мироощущении подростка нельзя устранить попытками «вычистить» его язык. И если растущий человек с удовольствием ощущает свой рост и встречает со стороны близких одобрение и поддержку, ему нет нужды самоутверждаться с помощью уродливых символов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сквернословие – это особая болезнь – болезнь интеллекта. Это актуальная проблема нашего общества. С этой проблемой сталкиваются учителя нашей школы №27, родители и дети. Каждая категория названных людей переживает и решает ее по-своему.
В работе в соответствии с целью исследования я проследила влияние нецензурной лексики на поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста.
При выполнении работы была проанализирована медицинская, психологическая, педагогическая и историческая литература с целью описания истории возникновения брани и влияния сквернословия на поведение детей 5-9 лет.
Была разработана анкета для родителей и детей дошкольного и младшего школьного возраста, проведен социологический опрос, беседы с учителями начальной школы для выявления отношения к речевой культуре.
В процессе работы с литературными источниками и анкетными данными были выявлены причины употребления ненормативной лексики детьми. На вопрос «Почему люди пользуются этой лексикой?» были даны следующие ответы: «Хотят казаться взрослее», «чтобы казаться старше», «стараются быть крутыми», «чтобы выглядеть взрослыми», «так воспитаны» и т.д.; ».
Брань вызывает всплески раздражительности, непослушания, избыточную активность и драчливость.
Существует опасность тотального распространения сквернословия, которые в последние время принимают угрожающие черты и формы.
В процессе исследования данной проблемы выработаны предложения по улучшению речевой культуры детей:
не употребляй бранных слов сам. Мы не властны над речью других, но над своей речью мы властны;
цени меру своего авторитета и помни, что желание достойной среды несовместимо с недостойным словом;
преодолевай поверхностное отношение к слову;
пресекай сквернословие внутри семьи, группы, класса;
сумей попросить прощение, если с языка слетело бранное слово.
Результаты моего исследования помогут учителям младших классов и родителям, которые имеют детей в возрасте 5-9 лет. Понять причину употребления брани в детском возрасте и постараться оградить ребенка от ее употребления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. П. Гаряев Ген как духовная сущность // Духовно-нравственное воспитание. 2001. №1
2. М. Куртышева «Как сохранить здоровье детей» - М.: Просвещение, 1975. – 320 с.
3. С.С. Степанов «Большой мир маленьких детей: Мы и наши дети: грамматика отношений» – М.: Дрофа-Плюс, 2006. – 224 с.
4. http://www.rian.ru/society/20060329/44957173.html
5. http://mts.ivgsm.ru/news/20020926153809.html
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Используется ли в вашей семье нецензурная лексика?
Ваш ответ: | % | Количество |
Да, постоянно | 10 | 10 |
Частенько | 13 | 13 |
Редко | 20 | 20 |
Практически нет | 29 | 29 |
Никогда | 19 | 19 |
Не помню | 9 | 9 |
Всего ответили: | 100 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Часто ли вы слышите от своих детей бранные слова?
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Изменяется ли поведение ребенка, когда он слышит бранную речь?
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Знают ли родители как отучить ребенка от употребления нецензурной лексики?
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
АНКЕТА:
Выявление отношения родителей к речевой культуре
Используется ли в вашей семье нецензурная лексика?
Часто ли вы слышите от своих детей бранные слова?
Изменяется ли поведение ребенка, когда он слышит бранную речь?
Знают ли родители как отучить ребенка от употребления нецензурной лексики?
Городецкая роспись
Алые паруса
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Мороз и заяц
Убунту: я существую, потому что мы существуем