В данной работе мы рассмотрели Холокост как систематическое преследование и истребление немецкими нацистами из других стран миллионов жертв: почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам. Периодизация Холокоста дана согласно показаниям сотрудника СС Дитера Вислицени Международному трибуналу.
Первый этап продолжался до 1940 года — решение еврейского вопроса в Германии и занятых ею областях с помощью планового выселения. Вторая фаза (1940 – нач. 1942 г.): концентрация всех евреев в Польше и других занятых Германией восточных областях в гетто. Третьим периодом было так называемое «окончательное решение еврейского вопроса», то есть планомерное уничтожение еврейского народа.
Особое внимание было уделено одной из самых трагичных страниц Холокоста - судьбам еврейских детей и подростков. В работе мы рассказали об одном еврейском мальчике, который три раза спасался от смерти, и чья судьба после войны сложилась удачно - Романа Левина. Имя этого мальчика стало известным после публикации книги С. С. Смирнова «Брестская крепость».
Мы постарались показать бессмысленность, абсолютный антигуманизм Холокоста и пришли к выводу о том, что память об этих событиях должна сохраняться, чтобы подобное больше не повторялось.
Вложение | Размер |
---|---|
statya_holokost.doc | 129.5 КБ |
Ужасы Холокоста в судьбах еврейских детей
Автор: Васина Александра, 6»В» класс, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 21»
Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января, день освобождения Освенцима, Международным днём памяти жертв Холокоста. В день 60-й годовщины Холокоста Европарламент принял резолюцию, осуждающую Холокост: «…память об этих событиях важна не только как напоминание и осуждение преступлений нацистов, но также в качестве назидания об опасности преследования людей на основе расы, этнического происхождения, религии, политических взглядов или сексуальной ориентации».
«Холоко́ст (от англ. holocaust, из др.-греч. ὁλοκαύστος — «всесожжение») — систематическое преследование и истребление немецкими нацистами из других стран миллионов жертв нацизма: почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам».
Холокост можно назвать целой системой, предназначенной для массового уничтожения людей. Были найдены многочисленные списки потенциальных жертв и свидетельства об убийствах. Во время Второй мировой войны на оккупированных Германией территориях были построены лагеря смерти, предназначенные для убийства миллионов людей; при этом технология уничтожения совершенствовалась.
Масштабы истребления носили грандиозный, межнациональный характер. На всей оккупированной Германией территории Европы жертвы преследовались и отсылались в концентрационные лагеря и лагеря уничтожения. Истребление продолжалось вплоть до перехода военных действий на территорию Германии и её последующей капитуляции в мае 1945 года.
Традиционно жертвами Шоа (еврейское название Холокоста) считаются 6 миллионов евреев Европы. Это число закреплено в приговорах Нюрнбергского трибунала. Хотя полного поимённого списка жертв не существует. К концу войны нацисты уничтожали даже следы от лагерей смерти; сохранились свидетельства о вывозе либо уничтожении уже захороненных останков людей перед приходом советских войск. Неполнота данных объясняется тем, что зачастую еврейские общины уничтожались целиком и не оставалось родных, близких, друзей, которые могли бы сообщить имена погибших.
Периодизация холокоста
Согласно показаниям Международному трибуналу сотрудника СС Дитера Вислицени преследование и уничтожение евреев разделялось на три этапа. Первый этап продолжался до 1940 года — решение еврейского вопроса в Германии и занятых ею областях с помощью планового выселения.
Вторая фаза началась с этого времени: концентрация всех евреев в Польше и других занятых Германией восточных областях в гетто. Этот период продолжался приблизительно до начала 1942 года.
Третьим периодом было так называемое «окончательное решение еврейского вопроса», то есть планомерное уничтожение еврейского народа. Это решение не афишировалось, и мало кто (в том числе и будущие жертвы) в то время мог поверить, что в XX веке такое возможно. Евреев Германии, Франции, Голландии, Бельгии посылали на восток, в лагеря и гетто Польши и Белоруссии, рассказывая им о временности такого переселения. В Польше создавались лагеря смерти, которые вообще не были рассчитаны на проживание большого количества людей — только на быстрое уничтожение новоприбывших. Там евреев убивали угарным газом в закрытых грузовиках — «душегубках».
Успешное наступление советской армии на ряде фронтов в 1943 г., изменение ситуации после Сталинградской битвы повлекли за собой ускорение темпов расправы нацистов над евреями. Быстрое продвижение советских войск на запад принудило эсэсовцев лихорадочно ликвидировать последние гетто и рабочие лагеря и заметать следы совершённых в них преступлений. Специальное подразделение (зондеркоммандо-1005) занималось сожжением трупов на месте массовых расстрелов. Поспешно были ликвидированы почти все гетто и лагеря, ещё остававшиеся на территории Польши, Украины, Белоруссии, Латвии и Литвы.
По мнению некоторых исследователей, программа истребления евреев в 1943—1945 гг. (до капитуляции Германии в мае 1945 г.) была выполнена на две трети. Нехватка рабочей силы и одновременно экономически бессмысленное убийство миллионов людей вызвали в 1943—1944 гг. сомнения у нацистской верхушки в правильности подхода к «окончательному решению».
Но самые трагичные страницы Холокоста - судьбы еврейских детей и подростков. Из 6 миллионов уничтоженных евреев 1,5 миллиона составили дети в возрасте до 15 лет. После установления нацистской диктатуры в Германии специальным законом (апрель 1933 г.) еврейские дети были лишены основных гражданских прав, включая право посещения государственных школ. Позднее этот закон был распространен на все занятые германскими войсками территории.
В гетто дети больше всего страдали от перенаселенности, несоблюдения элементарных санитарных норм, отсутствия медицинского обслуживания, недоедания и эмоциональных стрессов. Многим приходилось слоняться по улицам в поисках пропитания и занятия.
Тотальное выявление еврейских детей проводилось по детским учреждениям. Уже в 1942 во всех гетто был приказ, запрещавший роды. Именно дети чаще и быстрее всего умирали в ходе попытки бегства, эвакуации. Отсутствие молока, фруктов, продуктов, холод и болезни делали детскую смертность в гетто весьма высокой. Постоянные облавы и акции затрудняли укрытие маленьких детей в убежищах, т.к. любое слово или плач могли выдать всех скрывавшихся. Способы уничтожения детей нацистами были наиболее зверскими: их убивали на лету, подбрасывая в воздух; бросали живыми в могилы; смазывали губы ядом; травили в душегубках; разбивали головы о камни.
Обозначение еврейских детей специальными знаками проводилось в среднем с 12 лет. Но во многих гетто обозначения вводились с 10 и даже 6 лет. Это делалось для того, чтобы ограничить возможные контакты узников с нееврейским населением, в первую очередь, для поиска еды и топлива. Наравне со взрослыми подростки 11-14 лет привлекались к принудительным работам. В Дети лишились права даже на начальное образование, которое было у их сверстников на оккупированных территориях. У детей-узников гетто практически отсутствовали коллективные игры: психологическая атмосфера, отсутствие места, голод, тяжёлая физическая работа лишали их желания общаться друг с другом.
Помимо физических трудностей, дети и подростки столкнулись огромными психологическими проблемами. Именно тогда многие их них узнали о своем eврействе, причём - от своих недавних друзей сверстников, которые подвергали их оскорблениям и унижениям. Огромным психологически ударом были многочисленные смерти на глазах детей их близких и знакомых: они происходи практически ежедневно - во время депортаци от голода и болезней, в ходе массовых казней. Если в обычной жизни осознание смерти происходит у ребёнка постепенно и он инстинктивно стремится смягчить для себя её осознание, то в годы Холокоста «смерть» стала обыденной. Сохранить душевное здоровье в этих условиях было крайне сложно.
После окончания войны некоторым детям, выжившим в убежищах, удалось разыскать свои семьи или хотя бы одного из родителей, но в большинстве случаев они оказывались единственными, кто уцелел.
Нам хотелось бы рассказать об одном еврейском мальчике, который три раза спасался от смерти, и чья судьба после войны сложилась удачно. Имя этого мальчика стало известным после публикации книги С. С. Смирнова «Брестская крепость». Звали его Роман Левин (род. в 1931 г.).
Его семья переехала в Брест из Белоруссии. Семья была большая: бабушка с дедушкой, родители, маленький Рома и его 16-летняя сестра. В день начала войны мальчик находился в пионерском лагере. Уже 22 июня 1941 года все дети были эвакуированы по домам, но своего отца Роман не увидел. Утром отец ушел на работу, откуда не возвратился.
Семья Левиных попыталась эвакуироваться, но шоссе, по которому ехал грузовик, оказался уже захваченным немцами. Фашисты обстреляли мирных жителей, и погиб дедушка Ромы. Вся семья оказалась в оккупированном Бресте, начались гонения на евреев. Многие из них, в том числе бабушка Левиных, оказались в еврейском гетто, за колючей проволокой.
Мама мальчика отвезла сына и дочь на далекий хутор, подальше от опасности. Там они, вместе с другими бежавшими от фашистов женщинами и детьми, много и тяжело работали, жить приходилось в больших бараках, питаться впроголодь. Казалось, здесь можно было отсидеться и дождаться приходи советских войск. Но осенью 1942 года пришло известие о том, что все население, в том числе, и бабушка Романа, были расстреляны.
Фашисты начали облавы далеких поселений, отыскивали спрятавшихся там людей и уничтожали их. Добрались они и до хутора, где жил мальчик с мамой. Эсэсовцы и полицаи оцепили их поселок, обыскивая каждый дом. Мать спрятала сына за чемоданами. Ее они схватили, а маленького, худенького Рому не заметили. Последние слова, которые смогла прошептать ему мама, были: «Прощай, мой мальчик!».
Когда все ушли, Рома в панике выбежал из дома и помчался, не разбирая дороги. Несколько дней он брел под дождем, замерзший и голодный, одинокий и испуганный, по лесным тропам и дорогам, стараясь не попадаться на глаза немцам. Он понимал, что если его увидят, то сразу поймут по внешности, что он еврей. И все-таки избежать беды не удалось. Рому поймал полицай и отвел к начальнику районной полиции деревни Жабинка. Именно туда свозили всех схваченных во время облав людей и целыми семьями расстреливали.
Казалось, снова не миновать смерти. Но ребенка спасла одна молодая женщина, которая сидела в это время в избе, где допрашивали Рому. Она упросила начальника отдать ей мальчика, чтобы он работал в ее доме. Это была Флория Будишевская, в чьем доме долго жил важный немецкий начальник. Она забрала этого бедного еврейского мальчика к себе, где он на равных воспитывался с ее сыном Марианом. Потом Рома догадался, что Будишевская связана с партизанами. Она спасла от смерти не только Романа Левина, но и еще несколько семей, которым грозил расстрел.
Летом 1944 года к Жабинке уже близко подошли советские войска. Мальчик решил перейти линию фронта, чтобы попасть к ним. Ему удалось добраться до места. Когда уже была освобождена вся Брестская область, он узнал, что гестаповцы узнали о связи Будишевской с партизанами, схватили и расстреляли ее.
Роману вскоре удалось найти своего отца - он ушел из Бреста в первый день войны вместе с войсками и остался жив. Мальчик жил сначала с ним, а в девятнадцать лет стал самостоятельным. Он работал на заводе в Одессе, потом переехал в Харьков, обзавелся своей семьей и заведовал клубом на одном из харьковских предприятий. После долгих поисков посчастливилось разыскать сына Флории, Мариана Будишевского, который работал инженером в Варшаве.
В послевоенные годы обнаружилось поэтическое дарование Романа Левина. Он стал членом Союза писателей Украины, автором многих стихов и книжки "Цена счастья", изданной в 1958 году в Харькове.
С 1994г. Роман Александрович тесно сотрудничает с Центром «Холокост», который в 1996г. издал его воспоминания «Мальчик из гетто». Роман Левин – один из героев первого российского документального фильма «Брестское гетто», показанного в 1995г. по I общероссийскому каналу. Книга о нем «Рем, мальчик из гетто», издана на французском языке в Париже; Р.А. Левину посвящена статья в Энциклопедии Холокоста на территории СССР. Около 300 молодых людей из 10 государств Европы и Израиля стали участниками его творческих вечеров и свидетелями потрясающих рассказов о Брестском гетто. Роман Левин живет и работает в Украине (Харьков) и в Германии.
Холокост – одна из самых страшных страниц в истории человечества. Его главной жертвой стала еврейская нация. В соответствии с политикой тотального уничтожения под названием «окончательное решение еврейского вопроса» все без исключения евреи – мужчины и женщины, дети и старики были обречены на истребление. Сам факт принадлежности к еврейскому народу предопределял гибель человека.
Конечно, убивали не только евреев. Были уничтожены также от четверти до трети цыганского народа, потери поляков составили 10%, погибли около 3 миллионов советских военнопленных, подвергались тотальному истреблению также чернокожие граждане Германии, душевнобольные и нетрудоспособные и мн. др.
Геноцид по отношению к миллионам людей, который был устроен нацистами и их приспешниками, наводит ужас и заставляет задуматься о том, что нужно сделать, чтобы подобное больше не повторилось.
Мы думаем, что, прежде всего, обязательно надо знать и помнить об этих событиях, рассказывать школьникам, как это все происходило: как уничтожали людей только из-за принадлежности к какой-либо нации, как истребляли детей, как они страдали. Не надо забывать о тех, кто помогал осужденным на смерть и, рискуя собственной жизнью, спасал жертв Холокоста. Таких людей было немало.
Хотелось бы закончить эту статью словами И. Бауэра: «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».
Список используемой литературы.
1. Ицхак Арад. Холокаст. Катастрофа европейского еврейства (1933 – 1945). Сборник статей. Иерусалим, 1990. – 165 с.
2. Смирнов С. С. Брестская крепость. М.: Раритет, 2000 – 406 с.
3. Холокост: энциклопедия Под ред. У. Лакер. М.: «РОССПЭН», 2005. – с.210 – 215, с.264 – 265
Интернет – источники:
ru.wikipedia.org›Холокост
Научный руководитель Яковлева Наталья Валерьевна, учитель истории и обществознания
Одна беседа. Лев Кассиль
Сказка "Колосок"
Дерево в снегу
В поисках капитана Гранта
Акварель + трафарет = ?