Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Формирование самооценки происходит с раннего детства и под воздействием внешних факторов.
В ходе исследования был проведен тест на определение самооценки у подростков 16-17 лет, "ЛГ № 27". Так же в процессе работы с литературными источниками и ответами учащихся были выявлены факторы, влияющие на самооценку старшеклассников.
Исследования показали, что у большинства подростков неадекватная самооценка. На это влияют внешние факторы, такие как, ожидаемая оценка окружающих, общение с родителями, с учителями и со сверстниками.
Результаты данного исследования дадут возможность родителям и учителям помогать детям в их психологическом развитии. А самим учащимся совершенствовать себя и формировать адекватную самооценку.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_2.doc | 113 КБ |
Управление образования администрации Северодвинска
МОУДОД Детско-юношеский центр
IX открытая городская учебно-исследовательская
Конференция школьников
«Юность Северодвинска»
Сичкаренко Наталья Юрьевна
Место выполнения работы: МБОУ «Лингвистическая гимназия №27»
города Северодвинска. Класс 10а
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по направлению: Педагогика и психология
на тему: «Самооценка старшеклассников»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 2 этапы формирования самооценки и ее изучение у подростков 16 - 17 лет 12 -
Список использованных источников 4 -
Приложение В 8 -
Каждый человек может оценивать других людей с той или иной стороны. Он может сказать о его чертах характера, о поступках, о поведении. Но далеко не все люди могут адекватно оценить себя. Люди с высоким самоуважением обычно более самостоятельны, меньше поддаются внушению; пониженное самоуважение часто коррелирует с конформностью. Человек, положительно относящийся к себе, обычно «принимает» и окружающих, тогда как отрицательное отношение к себе коррелирует с неприязненным и недоверчивым отношением к другим людям. Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими.
Для того, что бы написать работу и оценить полученные в ходе исследования результаты, я использовала научную литературу. Обратилась к книгам психологов, которые занимаются возрастной психологией, таких как Дубровина И. В., Орлов Ю. М., Кон И. С.
Но почему у старшеклассников в основном неадекватная самооценка? В поисках ответа на этот вопрос, я решила написать исследовательскую работу на тему «Самооценка старшеклассников». Цель моего исследования - изучить самооценку у подростков 16-17 лет. В ходе написания работы были поставлены следующие задачи:
Изучить научную литературу по данной теме;
Провести исследования среди учащихся 11 классов;
Выявить основные факторы, влияющие на формирование самооценки;
Дать небольшие рекомендации по улучшению самооценки у подростков.
В ходе работы я проводила тест среди учащихся 11 классов. Я выбрала именно 11 классы для того, что бы узнать с какой самооценкой учащиеся уходят из школы № 27. Ведь именно в этот период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей и мировоззрения. По результатам исследования построены диаграммы.
Очень бы хотелось, что бы моя работа помогла многим учащимся в формировании адекватной самооценки.
Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Различают несколько видов самооценок.
Высокая самооценка
Человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, но способен просить в трудную минуту помощи от других, однако он уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Человек с высокой самооценкой внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор.
Люди с высокой самооценкой не огорчаются, когда их критикуют, и не опасаются быть отвергнутыми. Они скорее готовы поблагодарить за «конструктивный совет». Получив отказ, они не воспринимают его как унижение своей персоны. Причины его они рассматривают иначе: следовало приложить больше усилий, не идти напролом; просьба была чрезмерна или, наоборот, несущественна; время и место были выбраны неудачно; человек, давший отказ, сам страдает от каких-то проблем и потому нуждается в понимании. В любом случае причины отказа — не в них, а вне их; эти причины следует проанализировать, чтобы перегруппировать силы и предпринять новое наступление более надежными средствами. Таким людям легко быть оптимистами: они чаще добиваются своего, чем проигрывают. Но в тоже время высокая самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он редко сталкивается с противодействиями окружающих, озлобляется, проявляет подозрительность, агрессию и, в конце концов, может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. [№5]
Низкая самооценка
Человек с низкой самооценкой выглядит потерянным. Он (она), как правило, более пассивен, внушаем и менее популярен. Такие люди чрезмерно чувствительны к критике, полагая, что она свидетельствует об их неполноценности. Но и комплимент они принять не умеют («Ну что вы, я вовсе не таков. Вы, наверное, так говорите, просто чтоб сделать мне приятное».) Поэтому неудивительно, что исследователи отмечают в целом более высокую невротичность людей с низкой самооценкой по сравнению с теми, у кого самооценка высока.
Застенчивость и низкая самооценка взаимосвязаны. В работах Пола Пилкониса и других исследованиях была установлена жесткая корреляция: если человек застенчив, то, как правило, страдает низкой самооценкой; там, где самооценка высока, нет и речи о застенчивости. [№5]
С другой стороны формулировки типа: "Я слабый", "Я не красивый", "Я не очень умный", "У меня нет никаких талантов" - выражающие низкую самооценку, соответствуют неуспешности. Такие люди нерешительны, зависимы, необъективны, часто действуют под влиянием инфантильных чувств, не способны к прямым и честным отношениям с людьми и подменяют их деструктивными психологическими играми. Ища оправдания собственным неудачам, они видят в других исключительно отрицательные качества.
Как мы видим, заниженная самооценка есть фактор, крайне негативно влияющий на развитие личности. Во взрослой жизни ее влияние на судьбу человека может проявляться как в обыденных, так сказать, неудачах - не сложившейся карьере, не счастливой семейной жизни, так и в экстремальных проявлениях. М. Розенберг изучая самооценку старшеклассников 15-18 лет нашел, что подростки с пониженным самоуважением характеризуются неустойчивостью образа «Я»; они склонны «закрываться» от окружающих, представляя им «ложное» лицо. Они болезненно реагируют на критику, смех, порицание. Их беспокоит плохое мнение об них окружающих. Низкая самооценка снижают социальную активность личности. Чем ниже самооценка человека, тем более вероятно, что он страдает от одиночества. [№3, с.72]
Адекватная самооценка
Адекватная самооценка применяется главным образом по отношению к признанию человеком имеющихся у него психологических проблем; отсутствие адекватной самооценки у человека является одним из симптомов психоза. Этот термин также используется в качестве меры правильности понимания человеком собственного развития как личности и возникших у него проблем; адекватная самооценка может быть усилена с помощью психотерапевтического воздействия.
ГЛАВА 2 ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И ЕЕ ИЗУЧЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ 16 - 17 ЛЕТ
Великий знаток детской души и семейной жизни В.Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности. [№6]
Изучая самооценку подростка, важно знать основные закономерности ее формирования на каждом возрастном этапе, а именно: формирование самооценки у детей дошкольного возраста, у младших школьников и, наконец, у подростков.
Дошкольным детством принято считать период от 3 до 7 лет. Ему предшествуют периоды младенчества (о 0 до 1 года) и раннего детства (от 1 до 3 лет).
В период младенчества развитие ребенка идет в основном по пути овладения манипулятивной деятельностью. В этом возрасте дети активно реагируют на новые предметы и манипулируют с ними до тех пор, пока открывающиеся новые качества предмета поддерживают его новизну и привлекательность. Главным достижением ребенка к концу первого года жизни становится приобретение физической самостоятельности, т.е. способности ходить и постепенное овладение речью.
Первый период (о 1 до 1,6-1,10 года) - это период однословных предложений, часто в повелительном наклонении. К концу этого периода появляются двухсловные предложения, однако, еще очень простые по своей структуре.
Второй период (от 1, 10 до 3 лет) знаменуется практическим овладением лексической стороной речи и грамматической структурой предложений.
В течение третьего периода (от 3 до 7 лет) формируется регулятивная функция речи, т.е. использование речи для регуляции собственного поведения. Именно в этом возрасте начинает складываться личность ребенка, закладываются основы мировоззрения: представления о себе, о природе, об окружающем мире, т.к. ребенок учится самостоятельности. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих людей. [№ 1, с.118]
Посредством общения взрослые оказывают влияние на ребенка. Пути этого влияния могут быть различными. Во-первых, важно то, что взрослый воспринимается ребенком как субъект, как личность, как представитель общества. Во-вторых, взрослый оказывает влияние на ребенка тем, что ставит перед ним задачи на познавание или овладения какими-либо действиями. Выполнение задачи, как правило, получает одобрение или неодобрение. Это отношение, оценка взрослого также включены в рамки общения и являются одним из путей воздействия на ребенка: на развитие его личности и самосознания, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников. [№1, с.120]
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра ребенка, которая имеет важное значение для его психического развития. Как отмечал
Д.Б. Эльконин, основным мотивом деятельности ребенка является войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, открыть мир человеческих взаимоотношений, действовать как взрослый. Именно в игре происходит первичная ориентация в смыслах и мотивах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношения взрослых. Ребенок начинает все точнее понимать социальные роли и связывающие их отношения, соотносит свою позицию и позицию взрослого. [№1, с.123]
По мнению И. В. Дубровиной, основой первоначальной самооценки является умение сравнивать себя с другими детьми. Для шестилеток характерна в основном не дифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту, она дифференцируется и несколько снижается.
При переходе от дошкольного к школьному возрасту происходит изменение в характере и поведении. Этот период Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет. Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Границы этого возраста устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет.
Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей. Ребенок становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. У него возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое решение к конкретным ситуациям. Переход к конкретно-операционному мышлению влечет за собой существенную перестройку всех психических процессов (восприятия, памяти, воображения, речи, воли), а так же сознания ребенка, его моральных суждений, способности к сотрудничеству с другими людьми. [№1, с.125]
На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
В младшем школьном возрасте очень важен уровень достижений, осуществленным каждым ребенком. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенности в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. [№1, с.205]
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, главным образом, под влиянием оценок учителя. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний, являясь личностными параметрами умственной деятельности, позволяют судить о том, как происходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. [№1, с.217]
Отрочество - время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период с 11 до 15 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. Формируется абстрактное, теоретическое мышление, с помощью которого подросток может размышлять о себе, т.е. делать возможным развитие самосознания.
Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.
Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода.
Центральное личностное новообразование этого периода - становление нового уровня самосознания, Я - концепции, выражающего в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость. Отрочество характеризуется, прежде всего, повышением значимости Я - концепции, системы представления о себе, формирования сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Подросток смотрит на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими - взрослыми и сверстниками, ищет критерии такого сравнения. Это позволяет ему постепенно выработать некоторые собственные критерии оценки себя и перейти от взгляда «извне» на собственный взгляд - «изнутри». Происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о Я - идеальном. [№1, с.284 - 286]
По мнению И. С. Кона, большие различия существуют в эмоциональных реакциях и самосознании юношей и девушек. Если судить по их самоописаниям, в 14-15 лет девочки гораздо больше мальчиков озабочены, что о них думают другие, значительно более ранимы, чувствительны к критике, насмешкам и т.д. [№3, с.70]
Новый уровень самосознания, формируясь под влиянием ведущих потребностей возраста, - в самоутверждении и общении со сверстниками, одновременно определяет их влияние на их развитие.
Возраст 10 - 12 лет - это благоприятный период для развития многих сторон личности, таких как познавательная активность, любознательность. 11 - 14 лет - важное время для развития самосознания подростка, его рефлексии, «Я-концепции», чувства «Я». Однако, интерес к проблемам самовоспитания, желание понять и изменить себя в этом возрасте, как правило, еще не реализуется в каких-либо конкретных действиях или реализуется лишь на очень короткое время. [№1, с.291]
Биологическое созревание организма ведет к резким изменениям внешности подростка. Поскольку подросток еще не овладел своей новой внешностью, она занимает значительное место в его самосознании, он постоянно оценивает ее, причем чаще всего недоволен ею. Но поскольку внешность, чрезвычайно значимая часть «Я», открытая для оценки со стороны окружающих, то подросток постоянно ждет такой же отрицательной оценки, причем не только внешности, но и своей личности в целом. Отсюда - специфическая подростковая застенчивость. Самооценка внешности является важной предпосылкой формирования «Я-концепции», идентичности, развития общего отношения к себе. [№1, с.345]
Дубровина считает, что для современного 10 класса важной является проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу. Классный коллектив часто оказывается другим. Так же средний интеллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнительно высоким. Другая нередко встречающаяся проблема 10 класса - установка на продление моратория. После напряженного 9 класса с его заботами и проблемами многие девушки и юноши «расслабляются»: неожиданно на первый план выступает общение со сверстниками (как у подростков), снижается интерес к учебе, а повышается к спорту, досугу и всему, что - не учеба и не работа. Для многих такой мораторий просто необходим как отдых, как передышка. Более того, опыт такого широкого и разнообразного взаимодействия с окружающей действительностью, даже опыт наслаждения новой «почти взрослой» жизнью, не связанной с одной только учебой, имеет огромное развивающее значение в этом возрасте.
В 11 классе на первый план выступают проблемы выбора будущей профессии и построение дальнейших образовательных планов, и проблемы, связанные с подготовкой к школьным выпускным и институтским вступительным экзаменам. Последняя проблема оказывается настолько эффективно значимой, что подчас, особенно в последние месяцы школьного обучения, затмевает все остальные. Так, при изучении особенностей временной перспективы будущего у старшеклассников оказалось, что у многих к концу школьного обучения вся временная перспектива сужается до одного - двух месяцев и ее содержание составляют только два мотива: первый - хорошо окончить школу и второй - потупить в ВУЗ. [№1, с.383 - 384]
В ходе своей работы я изучала общую самооценку с помощью процедуры тестирования [Приложение А, c.14] среди учащихся 11 классов. Целью моего исследования было узнать уровень самооценки старшеклассников. В тестировании принимали участие 47 человек. Из них 62% учащихся с высокой самооценкой, 26% учащихся с низкой самооценкой и всего лишь 12% с адекватной самооценкой [Приложение Б, c.15-16].
По мнению старшеклассников, принимавших участие в исследовании, на их самооценку оказали влияние некоторые факторы. [Приложение В, с.17] Так, например, старшеклассники с высокой самооценкой, учатся хорошо или отлично. Соответственно, отношения с взрослыми и со сверстниками должны быть положительными. Такие люди самостоятельно принимают решения и делают обдуманные поступки. Они часто добиваются своего. Но с другой стороны можно сделать предположение, что некоторые старшеклассники прячутся под определенным статусом. Они хотят казаться лучше в глазах окружающих, чем они есть на самом деле. И под таким статусом, как правило, скрываются люди с низкой самооценкой. Они боятся выглядеть в глазах других людей по-другому. Но высокая самооценка - это не всегда хорошо. Например, в трудных ситуациях, где человек переоценил себя, от полученных неудач он может замкнуться в себе.
Старшеклассники с низкой самооценкой плохо учатся, им трудно найти общий язык с другими людьми. Это может зависеть от оценки взрослых и их сверстников. Если его постоянно унижали, угнетали, ругали и не воспринимали его вообще как личность, то естественно такой человек будет с низкой самооценкой. Он застенчив, одинок. Он очень восприимчив к критике в свой адрес. Человек, зависимый от окружающих. И что бы поднять самооценку до адекватной, нужно устранить причины, т.е. внешние факторы, негативно влияющие на формирование личности.
Старшеклассники с адекватной самооценкой трезво оценивают свои поступки и принимают себя такими, какие они есть на самом деле.
Зная поведение подростка, круг его интересов, его способность преодолевать трудности и достигать поставленных целей (прежде всего в той сфере, которая для него самого наиболее личностно значима, какого бы ни было ее место в школьной программе), вдумчивый учитель сможет оценить, к какому из двух полюсов тяготеет старшеклассник и нужно ли учить его несколько умирять уровень своих притязаний, соотнося самооценки с реальными возможностями, или, наоборот, повышать этот уровень и веру в собственные силы. [№3, с.74]
По мнению Ю.М. Орлова, сознательное действие, которое исполняется людьми, содержит не только осознание внешних обстоятельств самого этого действия, но и включает отражения самого действующего, его способностей к исполнению действия и особенностей органа, с помощью которого это действие осуществляется. Из этой способности принимать себя в расчет в действиях, и вырастает то, что мы называем самосознанием. Мы осознаем себя в разных контекстах своих проявлений: имею представление о строении своего тела, обладаю «схемой тела», которая отличается поразительной устойчивостью. Например, у инвалидов это проявляется во сне в болях на месте ампутированной конечности. Ноги нет, а она болит, и болит в определенном месте.
Следующей формой самосознания является самочувствие. Состояние моего тела, его функции, отношение к окружению, напряженность потребностей и многое другое выражается в самочувствие. Мы осознаем себя в своих переживаниях и действиях, которые мы должны рассматривать как бы извне, для того, что бы точнее их скоординировать с самим собою и с другими. Таким образом, наше сознание постепенно превращается в самосознание. [№4, с.71]
Чрезвычайно важный компонент самопознания - самоуважение. Это понятие подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального «Я».
В одних случаях самооценка у подростков проверяется путем соизмерения выраженного в ней уровня притязаний с фактическими результатами деятельности - спортивными достижениями, школьными отметками, данными тестирования. В других случаях самооценка сравнивается с оценкой испытуемого окружающими людьми (учителями, родителями), выступающими в качестве экспертов.
Самооценка часто служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ «Я» не редко побуждает индивида преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. В целом адекватность самооценок с возрастом, по-видимому, повышается. Самооценки взрослых, как утверждает Ю.М. Кон, по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские - чем подростковые, в чем сказываются большой жизненный опыт, умственное развитие и стабилизация уровня притязаний. . [№2, с.99 - 100]
Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Формирование самооценки происходит с раннего детства и под воздействием внешних факторов.
В ходе исследования был проведен тест на определение самооценки у подростков 16-17 лет, школы № 27. Так же в процессе работы с литературными источниками и ответами учащихся были выявлены факторы, влияющие на самооценку старшеклассников.
Исследования показали, что у большинства подростков неадекватная самооценка. На это влияют внешние факторы, такие как, ожидаемая оценка окружающих, общение с родителями, с учителями и со сверстниками. Для повышения самооценки до адекватной есть следующие рекомендации:
Откажитесь от самоунижения
Отметьте все негативные моменты вашей жизни на протяжении последних двух недель, заставившие вас думать о себе плохо. Что, по-вашему, постоянно вызывает приступы самоунижения?
Серьезно разберитесь в самообвинениях. Каждый раз, стоит вам начать бичевать себя, говорите «Стоп». Делайте это до тех пор, пока совсем не отвыкнете от самоунижения.
Отметьте, сколько раз в течение дня вам удалось удержаться от подобных мыслей. Вознаградите себя за это.
Контраргументы
Составьте список слабых сторон. Разместите его на левой половине листа бумаги. На правой против каждого пункта укажите то положительное, что этому можно противопоставить. Например:
Ни одному из тех, кто меня Те, кто действительно меня
знает, я не нравлюсь. знает, относятся ко мне хорошо.
Во мне почти нет привлекатель- Во мне масса привлекательных
ных черт. черт.
Разверните и обоснуйте контраргументы. Найдите им подходящие примеры. Начните думать о себе в терминах правой колонки, а не левой.
Результаты моего исследования помогут родителям и учителям помогать детям в их психологическом развитии. А самим учащимся совершенствовать себя и формировать адекватную самооценку.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И. В Дубровина «Практическая психология образования. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений» - М.: ТЦ «Сфера», 1997. - 528 с.
И. С. Кон «Психология ранней юности: Кн. для учителя» - М.: Просвещение, 1989. - 255с.: ил. - (Психологическая наука - школе).
И. С. Кон «Психология старшеклассника» - М.: Просвещение, 1982. - 207 с. - (Б-ка классного руководителя).
Ю. М. Орлов «Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками: Кн. для учащихся» - М.: Просвещение, 1987 - 224с.
http://www.sciam.ru/2005/4/psyhiotrya.shtml
http://www.kinderino.ru/friend/mamapapa/il2.html
Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования
Методика предложена Г.Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника.
Инструкция. Испытуемым будут зачитаны некоторые положения. Им нужно записать номер положения и против него - один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.
Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении
Со мной большинство ребят советуются (считаются).
У меня отсутствует уверенность в себе.
Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
Временами я чувствую себя никому не нужным.
Я все делаю хорошо (любое дело).
Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
В любом деле я считаю себя правым.
Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, то ощущаю это как собственное поражение.
Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
Меня мало беспокоят возможные неудачи.
Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
Я редко жалею о том, что уже сделал.
Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
Мне чаще везет, чем не везет.
Я всегда чего-то боюсь.
Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий (ответов «да») с положениями под нечетными номерами, затем - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитывается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +1. Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 - о высокой самооценке; от -3 до
+3 об адекватной самооценке.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Изучение самооценки у подростков 16-17 лет.
Приложение В
Вопрос учащимся 11 классов.
Какие факторы, по Вашему мнению, влияют на формирование Вашей самооценки?
Наиболее распространенные ответы:
Общение со сверстниками;
Общение с родителями;
Общение с учителями
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
За чашкой чая
Каргопольская игрушка
Пчёлки на разведках