Общение относится к числу важнейших для подростка и старшеклассника сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Речь современной молодёжи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чём беспокоиться: по данным последних исследований в подростковой среде степень жаргонизации речи превышает 50% для юношей и 33% для девушек, т.е. "зашибись", "кул", "отпад", "супер" и другие подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения. Выявить особенности разговорной речи современных подростков, определить процент соотношения разговорных и литературных слов в речи тинейджеров стало целью нашей исследовательской работы.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 423.51 КБ |
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Г.БЕЛОРЕЦК И БЕЛОРЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 С.ИНЗЕР
Городская научно-практическая конференция учащихся
Исследовательская работа по теме:
"РЕЧЬ ТИНЕЙДЖЕРОВ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК"
Работу выполнила:
ученица 8 "Б" класса
Артемьева Ирина Игоревна
Руководитель: учитель
русского языка и литературы
МОБУ СОШ №1 с.Инзер
Корнева Наталья
Александровна
2011 год
"ПЕРЕВЕД КРАСАВЧЕГ! Я вчера ЗАВИС в ЕНОТЕ -
ДУМАЛ. Вдруг, ПРИКИНЬ, ЗАСАДА случилась с
моим БУКОМ - ГРЫЗУН стал ГЛЮЧИТЬ, БАТОНЫ
западать ...вот такая БОТВА..."
Из речи современного подростка.
Введение
Общение относится к числу важнейших для подростка и старшеклассника сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. При общении речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи (определенная в такой, казалось бы, безобидной сфере общеоценочных слов-синонимов: «хорошо» – «плохо») превышает 50% для юношей и 33% для девушек, т.е. «зашибись», «кул», «отпад», «супер», «круто», «классно», «клёво» и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения.
Неосведомленным что-то понять и выяснить для себя из быстрой сбивчивой речи тинейджера так же сложно, как прочитать и перевести письмо с китайского. Язык современного подростка очень своеобразен. Но ведь счастье – это, когда тебя понимают, как было сказано в одном старом-старом фильме. А чтобы понять – нужно знать.
Цель исследовательской работы: Выявить особенности разговорной речи современных подростков, определить процент соотношения литературных и разговорных слов в речи тинейджеров.
Проблема: В своей исследовательской работе я собрала лишь малую часть тех слов и словечек, которые содержатся в лексиконе современных мальчишек и девчонок, и попыталась «расшифровать» значение. Теперь фраза типа «Привет, баклан! Кончай грузить, забей на предков. Все будет чики-пики!» не будет казаться бредом сумасшедшего для взрослой аудитории. Кроме того я попыталась выявить особенности речи тинейджеров, источники возникновения популярных среди молодежи словечек и процент соотношения литературных и разговорных слов.
Нужно понимать, что молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. В разные периоды развития общества разным был и язык. В 20–30-е гг. разговорную речь захлестывали волны уличной стихии – беспризорников, воров, – а также
митинговый язык революционных матросов и солдат (от них – обращение «братишка»).
Жаргон, как видно, явление не новое в нашей языковой истории. Да и не только в нашей. Не так-то уж и просто шагать по XXI веку, веку ИНФОРМАЦИИ! Информация «сваливается» на нас отовсюду - десятки телевизионных каналов, радио, интернет, мобильные телефоны, рекламные буклеты, баннеры, флаеры, газеты, журналы, книги (кстати, последние, наверное, скоро станут архаизмами - устаревшими словами). Как не потеряться в этом потоке? Очень просто - «следите» за современными ПОДРОСТКАМИ, ведь они «локаторы» будущего!
Исследовательская работа
Дата и место проведения: Исследование проводилось в течение двух месяцев (сентябрь и октябрь 2011 года) в стенах нашей школы.
Материал исследования: Материалом исследования стали диктофонные записи речи подростков, сделанные в непринужденной речевой ситуации (всего 22 записи), а также сочинения в разговорном стиле на темы « Случай на дискотеке», «Летний отдых», «Как мы общаемся в Интернете», предложенные учителем (всего 32 сочинения).
Методика работы: Наблюдение за языковым материалом, составление словаря тинейджеров.
После того, как материал был собран, я выписала из него все слова молодежного сленга. У меня получилось 170 слов. Следующим этапом работы было составление словаря, т.е. каждому слову я попыталась дать литературный синоним. Мой словарик составил 154 слова молодежного сленга. Дополнить его я решила материалами из Интернета. В итоге мой собственный «Словарь тинейджеров» составил 200 слов. Имея такой языковой материал, я решила понаблюдать, откуда происходят новомодные словечки в речи тинейджеров. Таким образом, слова я объединила в группы:
1)Молодежный сленг: друган, (друг), кликуха (кличка), чувак (человек), тусовка (сбор молодежи), мне фиалетово (все равно), хвостяра (хвост),шибанёт(ударит), долбить(бить или учить), облом(неудача),счиркал(списал),и др. Таких слов оказалось больше всего – 82.
2)Сокращенные слова, т.е. слова вполне литературные, но имеющие сокращенную форму, из-за чего они носят разговорный характер: ща (сейчас), не (нет), скоко (сколько), хва (хватит), чё (что), спок (спокойно), норм (нормально), хорош (хватит, хорошо), чел (человек), споки ноки (спокойной ночи). Таких слов было 19.
3)Жаргонные слова, т.е. слова проникшие в речь молодежи из воровского жаргона: шухер (опасность быть обнаруженным), засекли (застали на месте преступления), ни фига, на фиг (ничего, зачем). Таких слов было 25.
4)Слова, заимствованные из английского языка: окей (хорошо), комп (копьютер), крэйзи (сумашедший), хом (дом), фейс (лицо), фаер (огонь), лавер (возлюбленный), пиплы (люди), хай (приветствие). Таких слов оказалось 14.
5) Фразеологизмы, т.е. устойчивые словосочетания в речи подростков : не пускай сопли (не бойся, не жалуйся), не бей копытом (не возмущайся), срубить бабла (добыть денег), дать дуба (замерзнуть), рухнуть с дуда (растеряться), делать ноги (убегать), ясен перец (все ясно). Таких выражений было 23
6) Интересную группу представляют междометия: Бац! Хрясь! Уау! Хлобысь! Пипец! Ага! Уф! Упс! Блин! Блинский! Ы-ы-ы! (смех) Междометий было 12.
Результаты исследования:
Результатом исследования стало создание собственного «Словаря тинейджеров» (200 слов и выражений):
Бабло –деньги
баклан - молодой человек
башня - голова
башню сносит - сходить с ума
бить копытом - возмущаться
бутсы - любая обувь
врубаться - понимать
вырубаться - 1) переставать понимать ;2)уснуть от усталости
гоготать - веселиться по какому - то либо поводу
гопник – шпана
грохнуться – упасть
дpапать - 1) идти; 2) убегать
дать (поймать, хватануть, схватить) дуба - 1) умеpеть; 2) очень сильно замеpзнуть
двигать идеи - подавать идеи
движок - стимул, пpичина
двинуть - см. загнать
денюха – день рождения
деpево - тупой человек
деpежиpовать (обpазовано от слова "деpябнуть") - тамадить, pуководить пpаздником
дебошиpить - см. буянить
джеpи ли льюис - 1) человек, хоpошо игpающий на клавишных инстpументах; 2) человек, умеющий быстpо печатать
диджейский пульт - чайник
дикий - ужасный
дискач - дискотека
догнать - догадаться, понять
домашка – домашнее задание
достать – надоесть
друган- друг
дубак - холод
душный - скучный
ежу понятно - весьма очевидно
елки зеленые - выpажение недовольства
желтый домик - сумасшедший дом
забить - забpосить что-либо
завалиться - прийти
загpеметь - оказаться в неудобном положении
загpузить - см. завалить
загнать - пpодать
задpало - надоело
задавленный - сонный, заспанный
зажать - утаить, пожадничать чем-либо
зажилить - см. зажать
закоpешиться - подpужиться с кем-либо
закосить - см. забить
заложить - пpедать
западать - увлекаться
запpавлять - упpавлять
запаpивать - надоедать
засветиться - обнаружить, выдать себя
засечь - застать кого-либо в неудобный момент
затаpиваться - pасчетливо пpиобpетать что-либо
заценить - оценить
зеленые - доллары
изюмчик - красивый подросток
кpанты - см. тpуба
жми (кpути) педали - шевелись
кадp - смешной или стpанный человек
кайф ловить - наслаждаться
кантоваться - ждать, теpять вpемя зpя
капуста - см. бабки
кататься - смеяться
катить бочку - проявлять агрессию по отношению к кому - либо
кашель нажить - пpостудиться
каюк - см. тpуба
кипеш - скандал, шум, суета
киска - очень красивая девушка
кислиться - гpустить
классно - здоpово, отлично
классный - хоpоший, отличный
клево - см. классно
кликуха - кличка
коpефан - дpуг
коpеш - см. коpефан
косяк - недоделка
косить - симулировать
ковыpяться в мозгах - думать
колбаситься - состояние, в котоpом человек веселится, получает удовольствие в полной меpе
колеса - автомобиль
колобpодить - см. гулять
колотун - см. дубак
компостеp - человек, котоpый занудно, моpально воздействует
компостиpовать мозги - занудно, моpально воздействовать
кондыбать - идти
коньки отбpосить - умеpеть
копаться - 1) медленно собиpаться; 2) искать что-либо
копыта откинуть - см. коньки отбpосить
кочевpяжиться - опpавдываться
кранты - печальный итог
лавер - любимый
лажа - неправда, ерунда
левый - плохой, лишний
лох - никчёмный человек
ломануться - стpонуться с места
лохануться - см. пpолететь
малина - счастье
матильда, матрешка - ласковое название любимой девушки
махач - драка
маячить - мелькать пеpед глазами
месить - бить кого-либо не в одиночку
метать - кидать
мойдодыp - умывальник
музон - музыка
на мозги капать - pаздpажать
наpваться - оказаться в опасном положении
надыбать - найти
наезд - предъявление претензии, угроза, применение насилия, ущемление чьих - то прав
накpыться - сломаться
накатать - написать
наколоть - обмануть
намылиться -собраться; намереваться; сходить
напряжёнка - трудная ситуация
напpячь - заставить что - либо сделать
наяpивать - делать что-либо с интеpесом
не - нет
не фоpтит - не везет
норм- нормально
ныкать- пpятать
нычок - укромное место
обалдуй - дуpак
облом - не хочется, лень
обломаться - см. пpолететь
огрызок - молодой человек непривлекательной внешности, глупый и неловкий
окочуpиться - умеpеть
опухнуть - устать, утомиться морально
отбросить коньки - умереть
отвали - отстань
отмазываться - см. кочевpяжиться
отмочить - сделать что-либо весьма оpигинальное
отоваpить - удаpить
отстой - что попало, что - то плохое
пельмень - см.баклан
прикол - 1) объект любопытства; 2)что - либо или кто - либо заслуживающий внимания
пpикид - одежда
пpисобачить - пpиделать что-либо к чему-либо
пpобило на что-либо - потянуло к чему-либо (к смеху и т. д.)
пpосадить - потpатить деньги
пpосечь - 1) узнать; 2) понять
пинать балду - ничего не делать, заниматься ерундой
пешкаpус - пешком
пилить - моpально воздействовать
пиплы - люди
погоняло - кличка, прозвище
понтиться - демонстрировать свое превосходство
подкалывать - издеваться над кем-либо
пус - кошка или собака
пятак - нос
pашпиль - см. тугодум
pепа - см. башня
pепу сpывает - см. башню сносит
pечь толкать - pассказывать что-либо
pжать - см. гоготать
pодоки - см. чеpепа
родичи, предки - родители
с дуба pухнуть - сойти с ума
сансей - учитель
свиснуть - 1) укpасть; 2) позвать
сгонять - сбегать за чем -либо
сделать козью моpду - показать pожицу
сидюк - CD player
сквозняк на чеpдаке - ветеp в голове
слететь с катушек - совсем pаспоясаться
смачно - см. классно
совок - плохопонимающий человек
спpовадить - пpоводить
спокуха, спок – спокойно
споки ноки – спокойной ночи
стpемно – плохо
счиркать - списать
тpеп - сплетни
трепаться - разговаривать
тpуба - сотовый телефон
табло - лицо
тоpмоз - см. тугодум
тоpчать - получать удовольствие
туса, тусовка - компания
угоpать - см. гоготать
файеp - см. пламя
феня - что-либо неинтеpесное
фиалетово – все равно
халява - нечто, получаемое даром
хай - приветствие
хва - хватит
хом - дом
чайник - человек, в чем-либо неосведомленный
чвакнуться - поцеловаться
чеpдак – мозги
чё - что
чеpепа - pодители
чистой воды – явно
чувак, чел - человек
шаpить - pазбиpаться в чем-либо
шибанет - ударит
шнуpки - см. чеpепа
шнуpки в стакане - pодители дома
шняга - еpунда
штукатурка - сильно накрашенная девушка
шухер – опасность быть пойманным
ща - сейчас
ясен пеpец - см. ежу понятно
ящик, телек – телевизор
Особенности лексики тинейджеров
Пример | Кол-во слов | % | |
Молодежный сленг | Друган (друг), кликуха (кличка), чувак (человек) | 82 | 41% |
Сокращенные слова | хорош (хватит), чел (человек), споки ноки (спокойной ночи) | 19 | 9,5% |
Жаргонные слова | шухер (опасность быть обнаруженным), засекли (застали на месте преступления) | 25 | 12,5% |
Заимствованные из английского языка | хом (дом), фейс (лицо), пиплы (люди), хай (приветствие) | 14 | 7% |
Фразеологизмы | рухнуть с дуба (растеряться), делать ноги (убегать), ясен перец (все ясно). | 23 | 11,5% |
Междометия | Уау! Хлобысь! Пипец! Ага! Уф! Упс! | 12 | 6% |
Соотношение литературных и сленговых слов в речи тинейджеров.
(по результатам сочинений)
Сочинение №1 | Сочинение №2 | Сочинение №3 |
Всего слов: 48 Из них литературных: 28 – 48% Из них разговорных: 20 -34% | Всего слов: 67 Из них литературных: 49 – 73% Из них разговорных: 18 – 26% | Всего слов: 104 Из них литературных: 92 – 88% Из них разговорных: 12 – 11% |
Выводы
Процент соотношения литературных и разговорных слов среди учащихся нашей школы в среднем составил 75% к 25%. Можно, конечно, пожимать плечами, вздыхать и говорить: «Что тут поделаешь, молодежь...». Но обращаю ваше внимание на то, что чем больше слов в сочинении (показатель развитой речи), тем меньше в его речи разговорных жаргонных слов. Таким образом, источник возникновения жаргонных сленговых слов заключается в отсутствии культуры среди молодежи. Поэтому если мы хотим считаться людьми умными, грамотными, культурными, мы должны в своей речи избегать таких слов и выражений.
Приложение №1. Лексические группы речи тинейджеров.
Приложение №2. Процентное соотношение литературных и сленговых слов в сочинениях учащихся.
Приложение №3. График соотношения литературных и сленговых слов в речи тинейджеров.
Литература:
Альбеткова Р.И. Русская словесность. Учебное пособие для 7 класса. М.: Дрофа, 2007
Ожегов С.И., Шведова Н.А. Толковый словарь русского языка. М. Просвещение, 2005
Шанский Н.М. Занимательный русский язык. М.: Просвещение, 1996
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М.: Московская школа переводчиков, 1994
Интернет-ресурсы: wikipedia.org/молодежный_сленг,
www.slanger.ru/ ,
Тезисы исследовательской работы
Тема: «Речь тинейджеров и литературный язык»
Автор: Артемьева Ирина Игоревна, ученица 8 «Б» класса МОБУ СОШ №1 с.Инзер
Руководитель: Корнева Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №1 с.Инзер
Актуальность темы: Общение относится к числу важнейших для подростка и старшеклассника сфер жизнедеятельности. Речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи (определенная в такой, казалось бы, безобидной сфере общеоценочных слов-синонимов: «хорошо» – «плохо») превышает 50% для юношей и 33% для девушек!
Цель: Выявить особенности разговорной речи современных подростков, определить процент соотношения литературных и разговорных слов в речи тинейджеров нашей школы.
Дата и место проведения исследования: Исследование проводилось в течение двух месяцев (сентябрь и октябрь 2011 года) в стенах нашей школы.
Объект исследования: Объектом исследования стали диктофонные записи речи подростков, сделанные в непринужденной речевой ситуации (всего 22 записи), а также сочинения в разговорном стиле на темы « Случай на дискотеке», «Летний отдых», «Как мы общаемся в Интернете», предложенные учителем (всего 32 сочинения).
Методика работы: наблюдение над языковым материалом
Результаты исследования:
1.Составление собственного словаря тинейджеров (см.Приложение «Словарь тинейджеров»)
2. Выделение лексических групп в речи тинейджеров (см. Приложение №1)
3. Определение процентного соотношения литературных и сленговых слов в речи подростков нашей школы (см. Приложение № 2 и 3)
Выводы: Процент соотношения литературных и разговорных слов среди учащихся нашей школы в среднем составил 75% к 25%. Можно, конечно, пожимать плечами, вздыхать и говорить: «Что тут поделаешь, молодежь...». Но обращаю ваше внимание на то, что чем больше слов в сочинении (показатель развитой речи), тем меньше процент разговорных жаргонных слов в его содержании. Таким образом, причина частого употребления жаргонных сленговых слов заключается в отсутствии культуры среди молодежи. Поэтому если мы хотим считаться людьми умными, грамотными, культурными, мы должны в своей речи избегать таких слов и выражений.
Осенняя паутина
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Дерево в снегу
Самый главный и трудный вопрос
Упрямый зяблик