В моей работе систематизирован и обобщен материал о народных промыслах и мастерах нашего семейного рода. В процессе работы над этой темой я увидела, насколько разнообразны увлечения моих родственников, сколько всего передали нам в наследство наши неистощимые на выдумку, мудрые предки! Бери, наслаждайся, радуйся, дари эту красоту и пользу другим!
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_promysly.doc | 80.5 КБ |
МБОУ «Приморская средняя общеобразовательная школа»
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ В МОЁМ
СЕМЕЙНОМ РОДУ
АВТОР: УЧЕНИЦА 10 КЛАССА
ЛОПАТИНА АНЖЕЛИКА
НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ:
МБОУ «ПРИМОРСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
АДРЕС: ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ,
ОСИНСКИЙ РАЙОН
П. ПРИМОРСКИЙ
УЛ. Гагарина 12
РУКОВОДИТЕЛЬ: ПОЛУЯНОВА
ТАТЬЯНА ИННОКЕНТЬЕВНА-
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ
п. Приморский 2012
Содержание
Введение………………………………………………………………………….....2
Значение народных промыслов…………………………………………...........3
Народные промыслы нашего семейного рода…………………………...........3
2.1 Добыча зверя, птицы, рыбы………………………………………………3
2.2 Изделия из драни………………………………………………………….4
2.3 Изделия из бересты……………………………………………………… 5
2.4 Изделия из лыка………………………………………………………….. 6
2.5 Выращивание и обработка льна………………………………………… 6
2.6 Ткачество…………………………………………………………………. 7
2.7 Вышивка…………………………………………………………………... 8
2.8 Вязание……………………………………………………………………. 9
2.9 Лоскутное шитье…………………………………………………………. 9
2.10 Крестьянская кукла……………………………………………………. 10
2.11 Валянье валенок……………………………………………………….. 10
3. Заключение……………………………………………………………….. 11
Библиографический список……………………………………………….......... 12
ВВЕДЕНИЕ
В нашей большой семье никто не сидит без дела: папа мастерит, мама занимается рукоделием, да и мы – дети не остаёмся в стороне: девочки вяжут, шьют, братья мастерят по дереву. Когда ещё были живы дедушка и бабушка, у них в доме было очень много интересных изделий, и они часто рассказывали о том, как они жили в далёкой Перми, чем занимались.
Наш посёлок образовался в 19612 году, как леспромхоз. Сюда приезжали работать люди из других леспромхозов, куда они в 50-60х годах так же приезжали из разных мест нашей страны. Мои дедушка и бабушка по линии отца приехал из-за Урала, из Кудымкарского района Пермской области в 1973 году. Мой дедушка по линии матери из Калужской области, а бабушка – сибирячка. Все они собой они привезли свои традиционные умения и навыки и продолжали заниматься тем, чем они занимались у себя на родине здесь в Сибири. И мне захотелось, как можно больше узнать об истории народных промыслов и описать, какими из них владели в нашем роду.
Цель работы: систематизация и обобщение материала о народных промыслах и мастерах моего семейного рода.
Задачи: изучить литературу, традиционные способы работы умельцев, собрать опыт народных мастеров моей семьи, и познакомить с народными промыслами нашего семейного рода.
Методы: беседа, интервью, анализ и синтез литературы, изучение прессы, практикум.
Объект исследования: семейный род.
Предмет исследования: народные промыслы.
Работа состоит из введения, основной части и заключения
1. ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ
Не то дорого, что красного золота, А то дорого, что доброго мастерства. |
Народные промыслы отражают культуру, религию, философию народа. Они обращены к природе, к раскрытию её внутреннего содержания, бережному использованию ресурсов, тесно связаны с географическими особенностями региона. Промыслы – это, во-первых, занятие охотой, добыча зверя, птицы, рыбы; во-вторых, мелкое ремесленное производство, включающее выпуск бытовых изделий ручным способом и изготовление народных художественных изделий. Нарядность, художественная содержательность изделий народных промыслов создаёт атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными «действующими лицами» в торжественных случаях. Вещи, созданные мастерами художественных промыслов, служат прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи или коллектива.
2. НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ НАШЕГО СЕМЕЙНОГО РОДА
2.1 Добыча зверя, птицы, рыбы
Мой дедушка Лопатин Алексей был, очень хорошим охотником и рыбаком. Многим премудростям охоты и рыбалки он научился у себя в Перми: как поставить петли на зайца, как починить сеть, там он занимался добычей белки, куницы. Приехав в Сибирь, он увидел, что леса, реки и Братское водохранилище здесь тоже богатые зверьём, дичью и рыбой. Промысловыми зверями являются белка, соболь, заяц, лось, лисица, рысь. Рабочее время охоты на пушного зверя, как правило, подразделяется на два периода: подготовительный (с апреля по октябрь) и промысловый (с ноября по март). Добывают куропаток, рябчиков тетеревов, глухарей. Начинается охота на дичь обычно с конца сентября. Ведётся всю зиму и в среднем продолжается до начала марта. Основным видом охоты является охота с ружьём и собакой.
Распространено в нашей местности речное рыболовство. Издавна рыба всегда были ощутимым подспорьем в питании людей. Её ловили в реках и в озёрах, а в нашей местности в Братском водохранилище. Население ловит разнообразную рыбу: от окуня до пеляди. Удачной считается рыбалка, если улов состоит из более ценных рыб – «белой рыбы» (пеляди, сига, леща). Рыбу принято солить, замораживать, сушить, коптить, жарить. Этим промыслом занимаются мой брат и отец, дяди.
2.2 Изделия из драни
Мой папа – Лопатин Николай, кажется, умеет делать всё: и по дереву и по металлу. Делал он и корзины, азам изготовления его научил отец, мой дед, который слыл мастером на все руки. По словам деда, корзина из драни (сосновой щепы) - лёгкая и не красит бельё. Ободок и ручки к корзине лучше делать из черёмухи (не красит в отличие от ивы). Можно делать корзины из ели. Они крепче и красивее, но тяжелее. Корзина – ёмкость с ручкой для сбора ягод, грибов, овощей, переноса и хранения различных запасов и предметов домашнего обихода. Корзины изготавливали из дранки прямоугольные, квадратные с открытым верхом, потому что они легкие. Отправляясь ли за ягодами, за грибами, девушки гадали, подбрасывали вверх пустые корзины: если корзины падали на землю дном, то означало, что она будет полной, если набок – наполовину, если вверх дном, то пустой.
2.3 Изделия из бересты.
Береста - практичный и легко доступный материал издавна использовался в быту сельских жителей. В наши дни широко известны берестяные туески, короба, кузова, корзины, шкатулки. Занималась изготовлением берестяных туесков моя бабушка Лопатина Валентина. Она научилась ещё в детстве, в Перми, а затем работала в местном цехе Осинского лесхоза. В каждом промысле изделия имеют свой характер оформления, в цехе туеса украшали по-разному. Бабушка рассказывала: «Бересту очень легко обрабатывать, и самыми простыми инструментами можно выполнять различный декоративные работы, например солоницу с крышкой, основным украшением которой являются рельефные зубчики несколько слоёв бересты, накладываемых друг на друга. Тиснение по бересте – другой вид украшений берестяных изделий, в основном, наносили рисунки на бересту с помощью штампиков». Тиснение узора на бересте позволяло достигать большого разнообразия композиций. Прорезной берестой можно украсить пенал, закладку, карандашницу и другие предметы. Очень часто в цехе делали изделия на заказ - сувениры для подарков, даже возили их за границу.
В доме моего дедушки было как в сказке: кругом туески, короба, корзины. Видно было, что они в доме главные предметы утвари. В туесах он хранил соль, муку, крупу, солил на зиму грибы, то есть всё делали так, как было принято в Перми.
2.4 Изделия из лыка.
Бабушка рассказывала, что всё детство и даже уже взрослыми они носили лапти, сплетённые из лыка липы и бересты берёзы. Делали их в Перми почти в каждой семье. С малых лет учили, как правильно сдирать лыко с деревьев, затем разрезали их по размеру на ленты, вымачивали и, используя колодку плели подошву, а верх сплетали из бересты. Особого умения в этом достиг бабушкин дядя- Полуянов Николай, который делал лапти лёгкими, удобными и никакую другую обувь не признавал: носил их на охоту, на работу и на праздники.
2.5 Выращивание и обработка льна
Прабабушка Марфа рассказывала о том, что коми-пермяки жили на общинных традициях, и до середины 20 века сохранялся обычай общинных “помочей”. Всей общиной выполняли трудоемкие работы — распашку целины, заготовку дров, вывозку сена, возведение построек и выращивание льна. Для получения хорошего льняного волокна нужен нежаркий и влажный климат, именно такие условия для выращивания льна имел Кудымкарский район, где жили мои прадедушка и прабабушка. Отцветёт лён, созреют на нём семена – тут его срезают, раскладывают на земле и ждут, пока живущие на земле микробы съедят клей, которым волокна льна склеены. Такая традиционная технология требует большого количества ручного труда. Лён несколько раз переворачивают, пока он не превратится в льнотресту – сырьё для получения волокна. После этого лён можно будет расчесать – расщепить его стебельки на отдельные волокна. Из этих волокон спрядут отдельные нити. А из нитей соткут ткань, которая словно сохранит в себе прохладу: в льняной рубашке, на льняной простыне легче переносится жар. По словам моей прапрабабушки, огород был от дома до реки, где выращивали лён. В старину в каждом доме выращивали лён и делали из него одежду и бельё. В Сибири, конечно, таким промыслом не занимались.
2.6. Ткачество
В далёком прошлом ткачество в Кудымкарском районе развивалось очень активно, потому что одежду и бельё можно было изготовить только самим. В деревне Зол-Мыс, где жили мои прадедушка и прабабушка ткали нарядные узорчатые полотенца, которыми хозяйки украшали стены, «красный угол», зеркала, портреты, скатерти – столешницы, покрывала, коврики. Ткали, в основном, изо льна. Прабабушка Марфа Епанова очень хорошо ткала и до конца дней жалела о том, что из-за громоздкости не привезла с собой в Сибирь ткацкий станок.
В нашем доме никогда не выкидывают старую одежду, скатерть или занавеску. Эти вещи могут начать в доме новую жизнь. Для этого разрезаются тряпки на длинные ленточки, разбираются по цвету и сматываются в клубки. Моя прабабушка ткала половики на ткацком стане: лоскутки складывались в полосы, клетки, и получался половик. С ними в доме теплее и уютнее. Половики делали в соответствии со своими представлениями о красоте, но многое зависит и от того, какие есть в доме лоскутки.
Половики можно не только ткать. Их вяжут толстым крючком, начиная с центра, накладывая потом по кругу. Моя бабушка Лопатина Валентина была большая мастерица и вязала почти ажурные коврики и нас с сёстрами тоже научила. Коврик можно и сшить. Сначала плетётся косичка – шнур, а затем косички разных цветов выкладываются по кругу и крепко сшиваются между собой. Центр обведён ярким кольцом – малиновым или оранжевым, в тонкой чёрной окантовке, а вокруг него разливаются рябенькие полосы, разбегаются, как круги по воде, чёрно-белые, сине-белые косички. Иногда в середине такого коврика лежат шесть-семь небольших разноцветных кружочков, обведённых общей широкой полосой по краю. Для того чтобы сделать коврик – не нужен ткацкий стан, требуется только немного лоскутков и игла, а радости и красоты в нём много.
2.7 Вышивка.
Моя бабушка Валя была большой мастерицей и по вышивке. Она вышивала крестиком, гладью, В 50-60 года у женщин особым увлечением было занятие вышивкой. Техника выполнения: двухсторонняя гладь и «крестиком». Материалом для вышивки служило полотно, на котором был нанесен рисунок, для вышивания использовались нитки мулине.
История возникновения вышивки уходит далеко в глубь веков. Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Оно тесно связано с появлением первого стежка при изготовлении одежды. Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, также применялся и натуральный волос.
В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. Вышивки помещали в виде широкой полосы на столешницах, на концах полотенец, женской и мужской одежде, украшали накидки на подушки, покрывала, накомодники, подзор. Сейчас в связи с изменением быта эти вещи почти ушли из жизни. У нас сохранились покрывала, накидки на подушки, накомодники, постельное бельё с вышивкой в виде букетов и цветочных гирлянд. Сегодня в нашем доме занимаются вышивкой почти все: мама, две мои сестры и даже брат.
2.8 Вязание
Вязание, наверное, один из самых распространённых видов народных промыслов, который развит и сегодня. Для нашей семьи большим подспорьем являются носки, варежки, шарфы, свитера, которые вяжем всей семьёй. Мы тоже постепенно учимся, ещё бабушка Валя научила нас вязать крючком воздушные кружева, а в доме у неё было всё в кружевах, и она всем дарила кружевные платочки и салфетки. А какие модные сумочки и кошельки нам крючком вяжет мама, так любая модница позавидует. И ещё в нашем доме много изделий, связанных в технике макраме, которые так же вяжет мама: это кашпо, сумки и многое другое.
2.9 Лоскутное шитье
Были в доме у моей бабушки ещё и лоскутные одеяла и коврики. Она их шила ещё в девичестве. Коврик весь построен из мелких обрезков ткани, настроченных на холщовую основу вершинами к центру. Ряд треугольников коричневых, ряд белых, ряд лиловых, оранжевых… Пёстрые кольца, кажется, острыми зубчиками нанизаны одно на другое. Не половик, а маленькая тряпичная мозаика. Да ведь и лоскутное одеяло – тоже своего рода мозаичное панно. Уголки, ромбы, квадраты тканей в горошек и цветочек, в полоску, в клетку, гладкие складываются в замысловатые картинки, как в калейдоскопе. И словно широкой рамой, совсем по картинному, обведено оно по краям полосой ситца в крупных розах. Одеяла во многом родственны половикам, дорожкам – и по характеру, и по общему строю, и по материалу: ведь основа у них одна, рождаются они из натянутых тряпок. Они зажили новой жизнью.
2.10 Крестьянская кукла
Мы все в детстве играли куклами, купленными в магазине, а наши бабушки играли с самодельными куклами это был валик из белого полотна, вышитые глаза, нос, рот, на лбу повязана косынка. Валик одет в юбку и кофту, сшитые без затей, украшен ниткой стеклянных бус. Полстолетия назад трёхлетней деревенской девочке не надо было втолковывать, как и во что играть. Она заворачивала в тряпицу полотенце и укачивала. Девчонка не сомневалась, что под одеяльцем есть ручки и ножки, что дитя её плачет, и поэтому нужно песню петь. Став постарше, девочка могла себе сама сшить куклу – бабушка учила, как вышить глаза, мать давала несколько бисеринок для бус, старшая сестра отдавала лоскутки от своего рукоделия. Волосы были из мочала. Польза народной игрушки не исчерпалась только тем, что она ничего не стоила. С малолетства девочка приучалась рукодельничать, потихоньку вживалась в детский мир, качала своего тряпичного ребёнка, наряжала, готовила в невесты. Крестьянская кукла проста в изготовлении. Поэтому её могут освоить не только художники и рукодельницы. Мастерство можно освоить быстро, посмотрев, как бабушка шьёт куклу. Самодельных куколок не сравнить с современными, искусственная красота которых быстро теряется. У моей прабабушки Марфы кукла была сделана из фуфайки. А детской посудкой были разбитые глиняные кринки.
2.12 Валянье валенок
Мой двоюродный дедушка Полуянов Алексей Семёнович рассказывал о том, как он делал валенки, их называли ещё «катанки». После того, как овечку обстригают, шерсть моют, вычесывают, потом ровно разлаживают и в результате получается тонкое, мягкое, серое полотно. Затем его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась, словно из пластилина вылепляют форму валенка, и вываривают заготовку в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась ещё плотнее. Эта заготовка уже отдалённо напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет обычного для валенка размера. Здесь нужна физическая сила и много терпения. Затем валенок отправляют сушиться. Его остаётся только побрить, чтобы он сделался гладким и блестящим. Достоинство валенка в том, что он делается без единого шва, потому и мягкий, и удобный, и ногу не натирает. Есть только один недостаток: они боятся сырости, поэтому на подошву вначале надевали резиновые галоши. Раньше валенки стоили очень дорого, и позволить себе такую роскошь могли только состоятельные люди. Технология вяления передавалась из поколения в поколение. У каждого умельца свой секрет, и валенки получались особые.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В моей работе систематизирован и обобщен материал о народных промыслах и мастерах нашего семейного рода. В процессе работы над этой темой я увидела, насколько разнообразны увлечения моих родственников, сколько всего передали нам в наследство наши неистощимые на выдумку, мудрые предки! Бери, наслаждайся, радуйся, дари эту красоту и пользу другим!
Народные промыслы всегда были своеобразной формой всеобщего образования народа - учебником жизни, ведь в их основе всегда лежат природосообразность, польза, прочность, красота. Благодаря поискам, чтению литературы, общению с людьми, человек познает культуру своей малой родины, своей родословной. Встречи с прекрасным и полезным бесконечны, главное видеть эту красоту, беречь, ценить и учиться делиться с другими.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Байкова И.А. «Добрым людям на загляденье» // География в школе: теоретический и научно-методический журнал Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. - М., 1997. -№ 4.- с.85-89.
2.Воронов В.А. Энциклопедия прикладного творчества. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
3.Даринский А.В. Народные художественные промыслы в РСФСР // География в школе: теоретический и научно-методический журнал Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, - М., 1990. - № 6. - с.47-49.
4. Маленькие чудеса: Очерки. /Сост. Н.Тарановская. – Л.: Дет. лит.- 1981.
6. Использованы записи бесед и воспоминания: Епанова Марфа Николаевна, Лопатин Алексей Николаевич, Лопатина Валентина Дмитриевна, Полуянов Алексей Семёнович
Карты планет и спутников Солнечной системы
Снежная сказка
Рисуем подснежники гуашью
Яблоко
Зимний лес в вашем доме