Труженики тыла
Вложение | Размер |
---|---|
krivoshein_denis_2_klass_zhenshchiny_-_truzhenicy_tyla_-_kopiya.doc | 551 КБ |
moya_babushka.pptx | 2.51 МБ |
МБОУ «Кривошеинская СОШ»
2.4. Награды
За свой доблестный труд Мария Ефимовна не однократно награждалась медалями, а так же писали в газете о её тяжелом труде во время войны.
А наш местный автор В.Я. Глушков издал свой личный сборник стихов в честь воинов и тружеников тыла «Долгое эхо войны», в этот сборник вошли стихи посвященные и моей бабушке, и ее сестре Анне Ефимовне.
9
Выполнил: ученик 2 класса «Б»
Кривошеинской средней школы
Cело Кривошеино
Кривошеинского района
Кривошеин Денис
Руководитель: Потапенко И. Г.
Кривошеино 2012г.
Содержание
Введение…………………………………………………….Стр. 3
Моя бабушка – труженица тыла…………………………..Стр. 4
История семьи………………………………………Стр. 4
Работа в тылу………………………………………..Стр. 5
Послевоенные годы……………………………… Стр. 6
Награды…………………………………………….. Стр. 7
Семейные реликвии, традиции…………………….Стр. 8
Заключение………………………………………………….Стр. 9
Список используемой литературы………………………...Стр. 10
Введение
В этом году вся страна отметит 67– ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране. Этот праздник значимый для каждого россиянина, как дань памяти и глубокого уважения людям старшего поколения, всем, кто героически, самоотверженно приближал долгожданный день Великой Победы.
Война коснулась наших земляков. Сколько горя, беды принесла в наши семьи. Почти в каждую семью приходили похоронки. Мы увековечили память об этой страшной войне. Об этом свидетельствуют музеи, архивы, книги-памяти, мемориальные плиты, памятник погибшему солдату, где мы можем прикоснуться к памяти наших земляков, которые сражались на фронтах, а так же в тылу.
На уроках окружающего мира, а также на классных часах мы много времени уделяли изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. И только чуть-чуть затрагивали тему «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны».
Меня заинтересовала данная тема. Захотелось больше узнать о военном времени, о людях, которые пережили трудные военные годы. Ведь о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем.
Когда мне предложили поучаствовать в районной краеведческой конференции для учащихся «Моя малая Родина», в которой предлагались разные номинации, я, не раздумывая, согласился и выбрал номинацию «Женщины – труженицы тыла». Так как моя бабушка Кривошеина Мария Ефимовна является труженицей тыла, об этом свидетельствуют ее награды, грамоты, которые она заработала честным трудом в годы войны.
Цель данной исследовательской работы:
Узнать, о жизни простого народа в годы Великой Отечественной войны, а также выяснить, какой вклад внесли женщины - труженицы тыла, приближая Великую Победу. Познакомить со своими исследованиями как можно больше людей.
При выборе методов исследования я использовал встречи и беседы со своей бабушкой - Кривошеиной Марией Ефимовной - труженицей тыла, изучал литературные источники, библиотечные архивы.
Так определились этапы моей работы:
Встреча и беседа с бабушкой.
Изучение литературы и периодической печати.
Оформление работы.
Для достижения цели были поставлены задачи:
На примере своей бабушки изучить условия жизни народа в военные годы (из беседы) и в настоящее время;
Показать, как отразилась война на судьбах тружеников тыла;
Узнать, какой вклад внесли женщины- труженики тыла, приближая Великую Победу.
Донести моим сверстникам правду о той жестокой войне и тяжелом труде, которые легли на наших дедушек и бабушек.
3
2
2. Моя бабушка – труженица тыла
2.1. История семьи
Моя бабуля родилась в Рязани большой рабочей семье Гавриловых. Главой семьи был Ефим Васильевич, а хозяйкой дома Ефросинья Васильевна и их семеро детей, которых они очень любили и берегли.
Когда в стране началась коллективизация, их отец не захотел вступать в колхоз. И решил перевезти семью в Сибирь. Сначала сам поехал в разведку в деревню Веселенькое Кривошеинского района. Построил глава семейства на хуторе небольшой домик, обзавелся лошадью, коровой, а потом свою семью привез. Да только до Сибири уже дошла организация колхозов. Тут главе семейства пришлось вступить в колхоз первому, так как из истории мы знаем, что в те суровые времена любой отказ считался предательством.
Сам мой прадед Ефим побывал на германской войне, а потом отбыл семь лет каторги в Германии. По словам моей бабушки, сколько отец мук и тяжелых испытаний в неметчине вынес, но он был сильным и выжил. И все семь лет рвался на Родину, так как его ждала семья.
Так Сибирь стала местом проживания для моей бабушки Марии Ефимовны, которая была совсем маленькой девочкой. Из разговора с ней я понял, что ей и её семье трудно было привыкнуть к природным условиям Сибири, потому что летом заедали комары в непроходимой тайге, а по ночам выли волки, не говоря уже о сибирских морозах. Много пришлось им вытерпеть, выстрадать, чтобы выжить.
В 1936 году моя баба Маша пошла в школу, но закончить ей не удалось. Когда она вспоминает свои детские годы, то на её глазах наворачиваются слезы, так как ей очень хотелось учиться и получить любимую профессию – портниха. Но из-за того, что ей нечего было одеть и обуть, не пошла в школу, так как она находилась в другой деревне. И закончив лишь, начальную школу мама её и остальных детей, отправила на работу в колхоз.
А скоро большая всеобщая беда пришла – война. В Веселеньком не было в то время ни света, ни радио. Эту страшную весть принесла из райцентра девушка, которая училась там на трактористку. С первых же дней началась демобилизация. Маленькой была ещё Маша, но четко, на всю жизнь запомнила она-то страшное время. Из некоторых семей деревни ушли на сражение все сыновья, из других отец и сын. И мало кто потом вернулся назад. Ревела вся семья Гавриловых, когда пришла повестка их брату Михаилу. Бабушка очень хорошо помнит, как она провожала своего брата Мишу на фронт. Уезжал он на пароходе, который так громко гудел. Она с женщинами и ребятишками долго бежала по берегу плакала и все махала пароходу, который увозил мужчин на войну. Но вскоре пришло с фронта известие, что брат числится без вести пропавшим. А затем имя его стало значиться в Книге Памяти да на стеле в Лагерном саду в городе Томске.
А потом призвали на войну Василия. Раненый, но пришел сын и брат с войны, в самый победный день. Сейчас деду Васе 86 лет. Он живет в доме ветеранов города Томска. Про него очень много писали в местной газете о его героизме в годы войны.
2.2. Работа в тылу
Моя бабушка часто вспоминает тяжелые годы во время войны, как они работали в колхозе. Хоть она была совсем девчонкой, но выполняла любую работу: лен теребила, снопы вязала, хлеб молотила, на лесозаготовках трудилась. Не в счет были ни голод, ни холод, ни жара. Она вспоминает, как сама мастерила обувь – лапти из соломы, которых хватало лишь на день. Ноги почти все время были в холоде. Еще вспоминает, что все время хотелось очень сильно кушать и спать. Помнит, как собирали в поле колоски, а мама лепешки пекла, из травы суп варила. Также возила сено и силос на быках, лошадях, которые от изнеможения падали, и тогда девчонки со слезами бежали к старикам в деревню за помощью.
У бабушки есть родная сестра Василькова Анна Ефимовна, которая тоже является труженицей тыла и с которой они вместе работали рука об руку.
Им было тогда по пятнадцать –
Девчонкам поры грозовой.
С врагом не пришлось им сражаться –
Их брали на фронт трудовой.
В суровые, трудные годы –
Пускай не в смертельном бою,
Они на военных заводах ковали победы броню.
Их девичьи руки грубели
От гари и стружки стальной,
Они не носили шинели,
Но были в страде боевой.
Их молодость кончилась рано,
И путь их по жизни был крут.
Горят на груди ветеранов
Медали «За доблестный труд»
2.3. Послевоенные годы
После войны бабуля еще много лет проработала в колхозе, пока не переехала в село Кривошеино, здесь она устроилась на хлебозавод – пекарем, вышла замуж, родила четверых детей. Теперь у моей бабушки уже девять внуков, семь правнуков.
Мы часто с бабой Машей разговариваем о её тяжелой жизни, о тревожной молодости и я удивляюсь, как она выдержала и вынесла на своих хрупких плечах все тяготы военных лет. И я счастлив, что родился в мирное время, а так же горжусь своей бабушкой. Когда вырасту, я буду рассказывать своим детям о войне, о разрухе, которая коснулась нашей семьи, чтобы связь поколений не прерывалась.
4
5
6
В этом году моей бабе Маше исполнится 84 года. Тяжелая работа в колхозе сказалась на бабушкином здоровье, она почти не видит и плохо ходит. Но мы ее не оставляем без внимания, заботимся и бережём ее. Так же мою бабулю часто приглашают на различные мероприятия, посвященные дням Победы, старшего поколения и т.д. Где за чашкой чая две сестры Мария и Анна на два голоса поют свои песни, которые когда-то пели на работе в поле. По словам бабушки: «Вера в Победу, Бога и песня спасли нас в те трудные годы, внучок, мы были хоть голодные, холодные, но счастливые ».
7
2.5. Семейные реликвии, традиции
В каждой семье складываются свои традиции, которые передаются из поколения в поколение. В нашей семье это - любовь, понимание, уважение старшим и забота о близких нам людях. Еще мы любим в знаменательные даты собираться у бабушки за круглым столом всей большой семьей Кривошеиных, где поем песни, слушаем пение наших бабушек. Мы внуки, просим бабушку, чтобы она достала свои медали, и в очередной раз показала нам свою гордость. Для нас это - реликвия и память о тех тяжелых днях. А в будни любим дружно собраться и устроить трудовой субботник: расколоть дрова, привести воды, почистить снег, убраться в доме и т.д. Вот такая дружная семья у нашей бабушки!
Подводя итог моей исследовательской работы, мне хотелось процитировать стихи Михаила Исаковского «Русской женщине», которые он посвятил женщинам, таким, как моя бабушка.
3.Заключение
Данная работа позволила узнать и рассказать о своей бабушке - труженице тыла и ее семье, а так же показать ту правду о той страшной войне, которая коснулась людей того времени.
Работа развивает интерес к истории села, воспитывает уважение к людям, подарившие нам мирное время.
Беседуя с бабой Машей, я отметил нежелание вспоминать о тех страшных годах. Объясняет она это тем, что вспоминать это тяжело и больно. Она как бы заново переживает то время. Ведь она потеряла на войне своих самых родных и близких людей, вся её жизнь изменилась, перевернулась.
Самое главное я понял, что все уходит в историю: страдания людей, разруха, голод. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Сегодня рядом с ветеранами, тружениками тыла – мы их внуки, и правнуки. И связь поколений никогда не прервется.
Это я и хотел показать в своей работе.
Да разве об этом расскажешь,
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Одной тебе - волей- неволей –
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле,
Одной тебе плакать и петь.
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
За все ты бралася без страха.
И, как в поговорке какой,
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела – иглой и пилой.
Рубила, возила, копала-
Да разве всего перечтешь?
Женский подвиг в годы войны всегда будет достоин восхищения и гордости у молодого поколения.
8
4. Список используемой литературы
1.Томск: Вклад в Победу.- Томск, 2010. – 151с.
2.Отвага в бою – доблесть в труде: листая страницы нашей жизни.-
Томск, 2010.- 192 с.
3. Глушков В.Я. «Эхо войны».- Кривошеино, 2010.-
4. « Хоть виски запорошены…»: // Районные вести.-2010.- № 124.- с.3.
5. «Хоть и не были на войне»: // Районные вести.- 2009.- № 47.- с.2.
6. « Чествовали тружениц тыла»: // Районные вести.- 2010.-№ 33.- с.7.
10
Слайд 1
Поисково - исследовательская работа «Женщины - труженицы тыла" Ученик 2 класса МБОУ «Кривошеинская СОШ» Кривошеин Денис Руководитель: Потапенко И. Г. Село Кривошеино 2012г.Слайд 2
Моя бабушка- труженица тыла «Женщины - труженицы тыла"
Слайд 3
Цель моей работы: Да, были , как века мгновения, об этом тяжко вспоминать … Узнать, о жизни простого народа в годы Великой Отечественной войны, а также выяснить, какой вклад внесли женщины - труженицы тыла, приближая Великую Победу. Познакомить со своими исследованиями как можно больше людей.
Слайд 4
Этапы моей работы: 1. Встреча и беседа с бабушкой. 2. Изучение литературы и периодической печати. 3. Оформление работы. Методы исследования: Встречи и беседы со своей бабушкой - Кривошеиной Марией Ефимовной - труженицей тыла 2. Изучение литературных источников, библиотечных архивов.
Слайд 5
Задачи моей работы: 1. На примере своей бабушки изучить условия жизни народа в военные годы (из беседы) и в настоящее время; 2. Показать, как отразилась война на судьбах тружеников тыла; 3. Узнать, какой вклад внесли женщины- труженики тыла, приближая Великую Победу. 4. Донести моим сверстникам правду о той жестокой войне и тяжелом труде, которые легли на наших дедушек и бабушек.
Слайд 6
Родители: Ефим Васильевич и Ефросинья Васильевна
Слайд 7
Великая Отечественная Война
Слайд 8
Дед Вася участник войны и баба Маша с сестрой бабой Таней - труженицы тыла
Слайд 11
Трудовая книжка Марии Ефимовны
Слайд 13
Медали бабы Маши
Слайд 15
«Вера в Победу, Бога и песня спасли нас в те трудные годы, внучок, мы были хоть голодные, холодные, но счастливые »
Слайд 16
Да разве об этом расскажешь, В какие ты годы жила! Какая безмерная тяжесть На женские плечи легла!.. В то утро простился с тобою Твой муж, или брат, или сын, И ты со своею судьбою Осталась один на один. Одной тебе - волей- неволей – А надо повсюду поспеть; Одна ты и дома и в поле, Одной тебе плакать и петь. Ты шла, затаив свое горе, Суровым путем трудовым. Весь фронт, что от моря до моря, Кормила ты хлебом своим. За все ты бралася без страха. И, как в поговорке какой, Была ты и пряхой и ткахой, Умела – иглой и пилой. Рубила, возила, копала- Да разве всего перечтешь? Михаил Исаковский «Русской женщине»
Слайд 17
Горят на груди ветеранов Медали «За доблестный труд»
Щелкунчик
Два петушка
На берегу Байкала
Загадка Бабы-Яги
Стеклянный Человечек