Что мы знаем о бумаге? Бумага занимает исключительное место в жизни людей. Её открытие, как и изобретение колеса, - чудо, одно из величайших завоеваний человеческого разума.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bumaga.ppt | 2.39 МБ |
proekt._bumaga.doc | 271 КБ |
Проект
«Умная бумага»
Ученицы 3 «А» класса
Перовой Екатерины
План:
Актуальность темы.
Что такое бумага.
Из чего состоит бумага?
История бумаги:
- В Древнем мире;
- В Китае;
- В Европе;
- В России.
Производство бумаги.
Классификация бумаги
Характеристики видов бумаги.
Применение бумаги.
Свойства бумаги.
Как обращаться с бумагой.
Техники работы с бумагой.
Посмотрите вокруг. Куда бы вы не кинули взгляд, вы найдете бумагу. Мы все ежедневно сталкиваемся с бумагой и изделиями из неё.
Общение с бумагой начинается в раннем детстве, когда ребёнок тянется к яркой книжке, к белому листу, чтобы оставить на нём следы своих первых упражнений карандашом. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Она напоминает о себе всякий раз, когда он обращается к документам - паспорту, диплому, справке, когда берём в руки книгу, извлекает из почтового ящика корреспонденцию. Бумага нужна и для делового письма, и для творческой работы, и для бытовых надобностей.
Но что мы знаем о бумаге? Можно сказать, что бумага - это материал для печатания книг, журналов и газет. Бумага занимает исключительное место в жизни людей. Её открытие, как и изобретение колеса,- чудо, одно из величайших завоеваний человеческого разума. Появившись однажды, бумага прочно утвердилась на Земле и, не зная конкурентов, победно идёт через столетия.
У бумаги было много предшественников. Камень и глина, дерево и кость, кожа и береста, воск и металл, папирус и пергамент - все они в разны исторические эпохи служили людям в качестве материалов для письма. Но каждый из них был не вполне пригоден для этого. Одни материалы были тяжёлыми, другие - хрупкими, третьи - дорогостоящими. Их обработка требовала больших усилий, которые, однако, не всегда оправдывались.
И вот появилась бумага - простой, доступный для письма материал, приготовленный из сырья растительного происхождения. Рождение бумаги произвело в человеческом обществе глубокие перемены. Получив бумагу, люди стали активно приобщаться к знаниям. Этому во многом способствовало бурное развитие книжного дела.
Дружба, начавшаяся с бумагой в детстве, не прекращается всю жизнь. Дома, на улице, в магазине, на службе мы рады этой встрече. Утром бумага входит к нам в квартиру свежей газетой, новым номером журнала, письмом. Большая часть предметов домашней обстановки связана с бумагой. Зайдем в кухню. В кухонном ящичке рядом с крупой мы обязательно увидим картонные коробочки с чаем, кофе, кукурузными хлопьями. Наверное, там же лежат тоненькие ажурные бумажные салфетки. Теперь пройдем в зал. На полке мы найдем множество книг, на столе – газет и журналов. Даже фотографии в альбоме тоже бумажные! Вся ваша бытовая техника не доехала бы до вас в целости и сохранности, если бы ее не упаковали в большие картонные коробки.
Бумага окружает нас повсюду. Без нее трудно представить современные жизнь и быт.
Что такое бумага.
Бумага (от итальянского bambagia - хлопок) - многокомпонентный материал, состоящий в основном из специально обработанных мелких растительных волокон, тесно переплетенных между собой, связанных силами сцепления различного вида и образующих тонкий лист.
Бумага, это листовой материал, который состоит из сцепленных между собой поверхностным притяжением волокнистых частиц, в основном растительного происхождения. Обычно, это древесная масса либо целлюлоза. В это сырье, в зависимости от назначения будущей бумаги, добавляются всевозможные добавки, в том числе и красители. Кроме того, в сырьевую массу добавляют клейкие вещества, придающие бумаге большую прочность и плотность.
Полагают, что русское слово бумага происходит от татарского слова "бумуг", что значит хлопок.
С момента своего рождения бумага стала активным средством общения между людьми, приобщения их к знаниям, культуре. Недаром ее называют «источником мудрости», так как она помогает сберечь для будущих поколений огромное наследие прошлого и настоящего.
Есть одна очень интересная история, которая дошла до нас из тех далеких дней, когда был открыт секрет изготовления бумаги. Она рассказывает о том, как однажды любознательный человек долго наблюдал, как осы строят свое гнездо из кусочков дерева. Сначала они отщипывали кусочки, а затем тщательно пережевывали их. Получившейся кашицей осы оклеивали стенки своего гнезда. «О! – подумал человек. – У них и мне не мешало бы поучиться!» Так это было или нет, но только и в наше время в качестве основного материала при изготовлении бумаги используют дерево. Правда, его не требуется ни жевать, ни мять – все это делают за нас машины. Огромные станки распиливают бревна, рубят их на щепки, варят все в котлах в специальном растворе, трясут формы, прессуют бумажные листы…
Из чего состоит бумага?
В качестве основных компонентов композиционного состава бумаги используют волокна растительного происхождения, выделяемые из древесины хвойных и лиственных пород, из стеблей однолетних растений, семенных коробочек и листьев некоторых растений. В зависимости от метода производства получают различные полуфабрикаты: древесную массу, полухимическую массу (полуцеллюлозу), небеленую, беленую и облагороженную целлюлозу.
Все волокнистые материалы различного происхождения, известные на сегодняшний день, могут служить полуфабрикатом для производства бумаги и картона. Однако основную массу волокнистых полуфабрикатов бумажно-картонного производства составляют растительные волокна: волокна древесины в виде различной древесной массы, целлюлозы и полуцеллюлозы; волокна макулатуры в виде макулатурной массы; волокна тростника и соломы в виде тростниковой и соломенной целлюлозы и полуцеллюлозы; волокна тряпья в виде тряпичной полумассы. Для придания некоторых специальных свойств бумаге и картону нашли также применение животные (шерстяные), минеральные (асбестовые, базальтовые, стеклянные) и синтетические (лавсан, нитрон, капрон, поливинильные, полиэтиленовые, полиэфирные и др.) волокна.
История бумаги.
Появилась бумага в результате многовековых поисков материала для закрепления мыслей, чувств, отношений. Человек всегда стремился поведать о себе, вначале высекая загадочные рисунки и знаки на скалах, гранитных глыбах, базальтовых валунах, стенах пещер. Этим рисункам по пять – пять с половиной тысяч лет.
Позднее на смену камню пришили глиняные таблички. Рисовали на них палочками по сырой глине, что было значительно легче, чем высекать изображения на камне. Плитки-письма стало возможным пересылать из одного места в другое и даже отправлять в другие страны.
Человек не переставал искать все более легкие и прочные материалы для письма. Так появились деревянные дощечки. Покрыв их краской или воском, записи делали заостренными палочками. Китайцы использовали бамбуковые планки и выжигали на них иероглифы накаленным шилом. Жители древнего Новгорода писали письма, записывали долги, счета на бересте.
История возникновения бумаги началась с того, что в древнем Египте около 3,5 тысяч лет назад начали изготавливать папирус. Основным материалом для него были стебли тростника. Эта технология была достаточно сложной, потому папирусы были дороги. Кроме того, они были не очень долговечны и требовали бережного отношения к себе.
Во II-м веке до нашей эры в Малой Азии в городе Пергаме был изобретен пергамент. Его получали путем особой очень сложной обработки кож молодых животных. В отличие от папируса, пергамент был значительно прочнее, эластичнее, долговечнее и на нем можно было писать с обеих сторон. Однако он был очень дорог и для того, чтобы написать новые документы, иногда приходилось смывать чернила со старых пергаментов.
На рубеже II и III веков новой эры бумага из растительных волокон не считалась в Китае редким материалом. Её изготавливали нужного размера, цвета, толщины и пропитывали специальными веществами для более длительного хранения. В течение многих веков китайцы были единственными, кто владел секретами изготовления бумаги. В 751 году произошло сражение, в котором арабы победили китайцев и смогли пленить нескольких бумажных мастеров. От них арабы смогли перенять опыт по производству бумаги и потом усовершенствовали его.
В Европе первые бумажные мельницы появились в Испании в X веке. Затем в Италии и Франции. Из Франции бумажное производство двинулось в Англию, Голландию и на восток – в Германию, Польшу, Московскую Русь.
В Древнем мире.
Человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага. Древние египтяне около 4000 лет назад изобрели для письма высушенный лист папируса, который представлял собой хороший материал для письма.
Изготовление папируса: его готовили из одного тростникового растения, произрастающего в низовьях Нила. Это растение имеет прямой трёхгранный стебель высотой до 5 метров. Для приготовления материала для письма использовалась только нижняя часть стебля длиной около 60 сантиметров. Её освобождали от наружного зелёного слоя, а белую сердцевину разрезали ножом на тонкие узкие полоски и 2-3 дня выдерживали в свежей воде для набухания и удаления водорастворимых веществ. Размягчённые полоски прокатывали деревянной каталкой по доске, затем снова замачивали на сутки, прокатывали и опять погружали в воду. После этих операций полоски становились полупрозрачного и имели кремовый оттенок. После этого полоски стебля укладывали друг на друга, обезвоживали под прессом, после чего сушили под прессом и разглаживали гладким камнем. Примерно в 5 веке производство папируса резко сокращается, так как появились пергамент и несколько позже - бумага, а с 10 века папирус потерял своё промышленное значение.
Во 2 веке до нашей эры в Малой Азии в Пергамском царстве в городе Пергаме было организовано производство прекрасного материала для письма, но не из папируса, а из обработанных особым способом кож молодых животных - телят, ягнят, козлов, ослов. По имени города этот материал стал называться пергамент. В отличие от папируса пергамент был значительно прочнее, эластичнее, долговечнее, на нём было легче писать, причём с обоих сторон, а в случае необходимости текст можно было легко смыть и нанести новый. Но, несмотря на эти преимущества пергамента, изготовление его трудоёмко и он был дорогим материалом.
В Китае.
В северной провинции Китая Шэньси есть пещера Баоцяо. В 1957 году в ней обнаружили гробницу, где были найдены обрывки листов бумаги. Бумагу исследовали и установили, что она была изготовлена во II веке до нашей эры. Это открытие пролило свет на историю возникновения бумаги.
Считалось. Что бумага появилась в Китае в 105 году нового летосчисления. Сырьём для бумаги в Китае служили шёлковые обрезки, отходы коконов шелкопряда, обрывки старых сетей. Их размачивали и вручную растирали между камнями. Полученную таким способом кашицу наливали на какую-нибудь гладкую поверхность и прижимали другим отшлифованным камнем. Кашица вылёживалась, сохла и превращалась в лепёшку наподобие войлока.
На рубеже II и III веков новой эры бумага, изготовленная из растительных волокон, не считалась в Китае редким материалом. В III веке она полностью вытеснила из употребления деревянные таблички, используемые для письма. Бумагу изготовляли определённого формата, цвета, веса, пропитывали специальными веществами, которые отпугивали вредных насекомых. Китайская бумага хранилась очень долго.
С незапамятных времён в Китае существовал способ размножения текстов с помощью печаток. Первоначально оттиски делали на глиняных и бамбуковых дощечках, позже для этих целей стали использовать бумагу. Бумага позволила расширить копирование рукописей священных книг. Из бумаги делали всевозможные украшения, зонты, веера, в неё заворачивали продукты, она вставлялась в окна. В начале 9-го века в Китае появились "летающие монеты" - бумажные деньги. В течение многих веков китайцы единолично владели секретами изготовления бумаги, ревностно оберегая тайны ремесла.
Изготовление бумаги обычно связывают с именем китайца Цай Луня и относят к 105 году нашей эры. Однако бумагу начали производить в Китае ещё раньше. Заслуга Цай Луня состоит в том, что он, будучи образованным человеком, обобщил и усовершенствовал уже известный в Китае способ изготовления бумаги и впервые открыл основной технологический принцип производства бумаги - образование листового материала из отдельных волокон путём их обезвоживания на сетке из предварительно сильно разбавленной волокнистой суспензии. Метод Цай Луня позволил использовать для производства бумаги любое растительное сырьё и отходы; лубяные волокна тутового дерева и ивы, побеги бамбука, солому, траву, мох, водоросли, всякое тряпьё, конопляные очёсы, паклю.
В Европе.
Первым центром развития бумажного производства на Ближнем Востоке был город Самарканд. Это производство начало развиваться в середине 8 века, после того как в 751 году в решающем сражении арабы победили китайцев и от пленных мастеров переняли опыт производства бумаги и вскоре его усовершенствовали.
В Европу искусство производства бумаги перешло от арабов в 11-12 веках сначала в Испанию, Италию, Францию, а позже и в другие страны. Итальянцы изобрели способ нанесения на бумагу водяных знаков, применили для её проклейки животный клей и вместо арабской мельницы применили толчею, которая обеспечивала подготовку более качественной бумажной массы.
Следует отметить, что большим толчком к развитию бумажного производства получило изобретение в 1670 году в Голландии для размола бумажной массы ролла, который примерно в 3 раза был производительнее применявшейся до этого громоздкой толчеи. К концу 17 века роллы использовались уже во многих странах.
В 1799 году француз Луи Роббер изобрел бумагоделательную машину. Эта машина имела на деревянной станине чан с бумажной массой, над которой на двух валиках была натянута медная сетка. На эту сетку с помощью черпального колеса, изготовленного из тонких медных полос, подавалась бумажная масса, растекающаяся равномерно по сетке; вода опять возвращалась в чан, а на сетке образовывалось влажное полотно, которое уплотнялось и далее обезвоживалось между двумя валиками, обтянутыми сукном. Влажное бумажное полотно наматывалось на приёмный валик, а затем разматывалось и сушилось на воздухе. Производительность этой машины была около 100 кг бумаги в сутки.
В первой половине 19 века было сделано ряд существенных усовершенствований производственного процесса - непрерывность и автоматичность. В настоящее время бумагоделательные машины, воплотив в себя последние достижения научно-технического прогресса, по-прежнему являются образцом высокопроизводительного аппарата. На многих новых машинах осуществляется двухсеточное формование, установлены автоматические системы управления технологическим процессом, включающие электронно-вычислительные машины, а также большое число сложных автоматических измерительных и исполнительных устройств, обеспечивающих высокоэффективную работу машины на скоростях до 1000-1200 метров в минуту.
В России.
Появление бумаги в России датируется XII-XIII столетиями. В XIV в. иностранные купцы привезли новинку в Россию, а точнее, в Новгород. Это была бумага из Италии. Однако русские люди долго не хотели признавать бумагу и писали на ней только то, что не нужно было хранить, например любовные записки. Это и понятно: трудно представить себе любовное послание на бычьей коже. Однако постепенно интерес к новому материалу возрос и на Руси тоже были построены бумажные фабрики.
Имеются сведения, что бумага собственного производства в России появилась в середине 16 века при Иване Грозном. Мощный толчок к развитию бумажного производства в России дал Пётр Первый. Такие его преобразования, как замена сложной старославянской азбуки на более простую, схожую с латинской, выпуск с 1703 года первой русской газеты и большого числа книг по различным вопросам науки и техники, требовали много бумаги. Для поощрения бумажного производства в России он запретил применять в канцеляриях заграничную бумагу. По указу Петра было построено несколько бумажных предприятий под Москвой, Петербургом.
Первые бумажные мельницы появились в XVII веке. Первая «бумажная мельница» в России появилась на реке Уче под Москвой. Технический переворот в бумажном производстве России произвела бумагоделательная машина, начавшая работать с 1816 г. в Петербурге. В 1916 г. в России уже действовало 55 целлюлозно-бумажных предприятий. Средняя ширина бумагоделательных машин не достигала и 2 м, а их скорости не превышали 100 м/мин.
Шло время, и качество бумаги постепенно приближалось к совершенству. Вскоре появились бумажные книги, а также различные коробочки и прочие мелочи, на которые мы сейчас даже не обращаем внимания.
Бумага – одно из уникальных изобретений человека. Весьма трудоемкий и масштабный процесс. Такое тонкое, автоматизированное и массовое производство, даже целая индустрия. Она не может пострадать от перехода на электронную жизнь, когда все охвачено компьютерной системой.
Хронология
105 — изобретение бумаги из хлопка Цай Лунем в Китае.
600 — проникновение бумаги в Корею.
625 — проникновение бумаги в Японию.
751 — Таласская битва — проникновение бумаги на Запад.
1238 — бумажная мельница в Испании.
около 1770 — английский бумажный фабрикант Дж. Ватман-старший ввёл новую бумажную форму, позволявшую получать листы бумаги без следов сетки.
1799 — патент на изобретение бумагоделательной машины (Луи-Николя Робер).
1803 — установка бумагоделательной машины в Великобритании (Брайен Донкин).
1806 — патент на изобретение копировальной бумаги.
1816 — первые бумагоделательные машины в России (Петергофская бумажная фабрика)
1827 — бумагоделательные машины в США.
1856 — изобретение гофрированного картона.
1857 — технология получения бумаги из древесины.
Производство бумаги.
Основными операциями при изготовлении бумаги ранее были варка, промывка и измельчение бумажной массы, которое производилось вначале молотками в ручных ступах, затем в ножных толчеях. В 13-15 вв. появились механические толчеи. В конце 17 в. в Голландии бумажную массу стали измельчать ножами, насаженными на металлические валы (роллы), заключенные в чане.
Измельченную бумажную массу вместе с водой загружали в подогреваемые чаны, из которых ее затем черпали формой, состоящей из прямоугольной рамки с прикрепленной к ней сеткой из проволоки. После того, как лишняя вода стекала сквозь сетку, массу выкладывали на листы грубого сукна или войлока. Стопу листов войлока с бумажной массой пропускали через пресс для удаления остатков влаги. Затем листы проклеивали, сушили, обрабатывали молотами, лощили и упаковывали.
В 1799 француз П.Л. Робер предложил механизированный отлив бумаги на непрерывно движущейся бесконечной сетке, расположенной над черпальным чаном. Позднее появилась первая бумагоделательная машина, состоящая из следующих основных частей: сеточной, прессовой, сушильной, отделочной. Для получения отдельных высококачественных видов бумаги и бумаги специального назначения до сих пор применяется ручной отлив.
Сейчас, наиболее распространенный способ производства бумаги - "мокрый", который базируется, как правило, на использовании плоско- или двухсеточных бумагоделательных машин. Такая бумагоделательная машина состоит из сеточной, прессовой, сушильной частей, каландра (пресса, состоящего из 2-20 валов, между которыми пропускают бумагу) и наката (устройство для наматывания бумаги в рулон).
Сеточная часть имеет одну или две бесконечно движущиеся сетки, на которую (плоскосеточные машины) или в зазор между которыми (двухсеточные машины) непрерывным потоком равномерно по всей ширине сеток поступает разбавленная водой бумажная масса.
При обезвоживании бумажной массы происходит формирование бумажного полотна, которое далее обезвоживается в прессовой части и окончательно высушивается в сушильной части машины. Прессовая часть состоит из нескольких 2-вальных (иногда 3- вальных) прессов, между валами которых (находясь на прессовом сукне) проходит бумажное полотно. При этом часть влаги из него отжимается. Сушильная часть состоит из 2-ярусных батарей сушильных вращающихся цилиндров, обогреваемых изнутри паром. Сырое бумажное полотно, проходя между горячими поверхностями цилиндров и сушильным сукном каждой батареи, высушивается до влажности 5-7%. В конце сушильной части имеется холодильный цилиндр (иногда два) для охлаждения бумаги. Затем бумага проходит каландр, придающий ей машинную гладкость, и наматывается в рулон на накате.
Другой способ производства бумаги, ручной. При ручном производстве бумаги используются экологически более чистые методы, химической обработки сырья или нет совсем, или очень немного. Материалом может служить лен, хлопок, рис. Иногда делают имитацию бумаги из естественных материалов. Бумага, сделанная вручную, разумеется, заметно дороже бумаги массового производства.
Технология производства
Для приготовления бумаги нужны растительные вещества, обладающие достаточно длинным волокном, которые, смешиваясь с водой, дадут однородную, пластичную, т. н. бумажную массу. Полуфабрикатами для производства бумаги могут служить:
древесная масса или целлюлоза;
целлюлоза однолетних растений (соломы, тростницы, конопли, риса и других);
полуцеллюлоза;
макулатура;
тряпичная полумасса;
для специальных видов бумаги: асбест, шерсть и другие волокна.
Производство бумаги складывается из следующих процессов:
приготовление бумажной массы (размол и смешение компонентов, проклейка, наполнение и окраска бумажной массы);
выработка бумажной массы на бумагоделательной машине (разбавление водой и очистка массы от загрязнений, отлив, прессование и сушка, а также первичная отделка);
окончательная отделка (каландирование, резка);
сортировка и упаковка.
При размоле волокнам придают необходимые толщину и физические свойства. Размол производится в аппаратах периодического и непрерывного действия (роллах, конических и дисковых мельницах, рафинерах и других). Чтобы сделать бумагу пригодной для письма и придать ей гидрофобные свойства, в бумажную массу вводят канифольный клей, парафиновую эмульсию, глинозём и другие способствующие слипанию вещества (так называемая проклейка); для повышения связи между волокнами и увеличения механической прочности и жёсткости добавляют крахмал, животный клей; для увеличения прочности бумаги во влажном состоянии — формальдегидные смолы. Для повышения белизны, гладкости, мягкости и непрозрачности, а также улучшения печатных свойств бумаги вводят минеральные наполнители (каолин, мел, тальк); для придания цвета и повышения белизны — анилиновые (реже минеральные) красители. Некоторые виды бумаги, например, впитывающие и электроизоляционные, вырабатываются без проклейки и наполнения. Бумага из конопляной массы и рисовая бумага белее бумаги из древесной целлюлозы, поэтому зачастую не требует дополнительного химического отбеливания волокон.
Готовая бумажная масса концентрацией 2,5—3,5 % с помощью насоса подаётся из подготовительного отдела в мешальный бассейн, откуда поступает на бумагоделательную машину. Предварительно масса разбавляется оборотной водой (до концентрации 0,1—0,7 %) и пропускается через очистную аппаратуру (песочницы, вихревые и центробежные очистители и узлоловители).
Наиболее распространена так называемая столовая (с плоской сеткой) бумагоделательная машина. Она состоит из сеточной, прессовой и сушильной частей, каландра и наката. Бумажная масса непрерывным потоком вытекает на движущуюся замкнутую в кольцо сетку машины, где происходит отлив, обезвоживание и уплотнение бумажного полотна. Дальнейшее обезвоживание и уплотнение полотна производится в прессовой части, образуемой несколькими вальцовыми прессами, между валами которых бумажное полотно транспортируется цельным в течение всего процесса шерстяным сукном, служащим эластичной прокладкой. Окончательное удаление воды происходит в сушильной части, где полотно бумаги попеременно соприкасается своими поверхностями с обогреваемыми изнутри паром чугунными шлифовальными цилиндрами, расположенными в шахматном порядке в двух ярусах. Поверхность бумаги получается гладкой благодаря тому, что она прижимается к цилиндрам верхними и нижними сукнами. Затем бумажное полотно отделывается в каландре, представляющем собой вертикальную батарею из 5—8 металлических валов. При движении между валами сверху вниз полотно становится более гладким, уплотняется и выравнивается по толщине. Получаемое полотно бумаги наматывается на рулоны на накате, представляющем собой принудительно вращаемый цилиндр, к которому прижимается валик с наматываемой на него бумагой.
Современное производство бумаги
Начальным звеном в технологической цепочке изготовления бумаги служит открытый склад древесного сырья, называемый лесной биржей. Такие склады есть у каждого целлюлозно-бумажного предприятия. Они размещаются на обширных территориях за производственными корпусами, часто на берегах водоёмов, где устроены порты или причалы для приёма сплавленной древесины. Для изготовления некоторых видов бумаги используют сырьё хвойных и лиственных пород. Газетная бумага вырабатывается только из ели, так как у еловой древесины наибольшее количество тонких и длинных волокон и наименьшее содержание смолистых веществ. Целлюлозу лиственных пород могут смешивать с хвойной целлюлозой. Короткие и жесткие волокна лиственной древесины и длинные и эластичные хвойной образуют массу, из которой получают бумагу с хорошими свойствами.
Производство бумаги начинается с 1 этапа – получение целлюлозы. То есть первым в производстве бумаги является отделение волокон целлюлозы от остальных частей древесины. Целлюлоза - это органическая составляющая каждого зеленого растения. Она образуется в клетках и используется для различных целей, как самим растением с его содержанием, так и человеком для различных целей. Это то же самое, что и сахар. Этап отделения волокон целлюлозы от остальной древесины может выполняться несколькими способами: химически, механически либо смешано.
Это довольно объемный процесс, вкратце представляющий следующее. Древесина освобождается от щепы и превращается в волокна (целлюлозная масса), которые используются далее, переходя в этап 2 – отбеливание.
Бумага проходит несколько этапов отбеливания. Их количество зависит от того, какая бумага нужна в итоге. Для упаковочной бумаги хватит лишь один раз отбеливания. Для бумаги же высокого качества и яркой белизны первой стадией отбеливания является отбеливание кислородом с использованием специального оборудования. Далее происходит отбеливание перекисью водорода. И так несколько раз. Только на конечном этапе отбеливания бумага приобретает белоснежный вид.
3 этап – изготовление бумаги. Оборудование или машина, изготавливающая бумагу, имеет несколько секций. Секция подачи, сетки, отжима, сушки и проклейки. В первой секции бумага смешивается с большим процентом воды. Затем полученная масса перемещается в секцию сетки, где происходит процесс связки и обезвоживания целлюлозной массы за счет работы вакуумных насосов. Далее полученная масса переходит в секцию отжима, где уходит большая часть воды, после чего автоматически происходит переход в секцию сушки. В данной секции происходит нагревание бумаги с помощью нагретых роликов. Между секциями сушки располагается секция проклейки. Для проклейки листов бумаги используется специальное вещество, наносимое на поверхность бумаги и придающее гладкость и ровность поверхности бумаги, а также улучшающее качество и прочность бумаги. После просушки иногда бумагу пропускают через каландер, который обеспечивает еще большую гладкость и прочность бумаге. Каландер – гладильная машина для бумаги.
4 этап – мелование. Для производства мелованной бумаги используются вещества на основе минеральных материалах. Это еще больше улучшает прочность, качество и печатные свойства бумаги. Процесс мелования выглядит так, что с помощью специальных валов на поверхность бумажных листов наносятся слои минеральных соединений ровным слоем. В зависимости от конечного продукта нанесение слоев увеличивает свое количество.
5 этап – каландирование. То есть придание бумаге большей гладкости и глянца с помощью суперкаландера.
По окончании 5 этапа бумажные листы сматываются в рулоны либо нарезаются на листы различных форматов.
Классификация бумаги.
Все многообразие видов бумаги подразделяется на десять классов:
Бумага для печати - наиболее массовый вид бумаг, предназначенных для печатания различными методами издательской и изобразительной продукции (газетная, типографская, офсетная, для глубокой печати, иллюстрационная, картографическая, обложечная, этикеточная и др.).
Декоративная - бумага, имеющая окрашенную гладкую, или крепированную поверхность, или поверхность, имитирующую бархат, мрамор, кожу, полотно; это - аэрографная, бархатная, крепированная, мраморная и другие виды бумаг, применяемые для отделки книжных переплетов, оформления книжно-журнальной продукции.
Бумага для письма, машинописи, черчения и рисования - писчая, писчая цветная, тетрадная, почтовая, машинописная, ротаторная, копировальная, чертежная, бумага ватман, бумажная калька, прозрачная чертежная бумага, рисовальная и др.
Электротехническая бумага - электроизоляционная, телефонная, конденсаторная, кабельная, полупроводящая кабельная, микалентная и др.
Упаковочная и оберточная бумага - бумага для упаковки продуктов на автоматах, упаковочная бумага для сахара, чая, фруктов, стеклянной тары, текстильной продукции, мешочная бумага, бумага для спичечных коробок, светонепроницаемая бумага для кинофотоматериалов, жиронепроницаемая упаковочная бумага, оберточная, растительный пергамент, пергамин, под-пергамент и др.
Светочувствительная бумага - светочувствительная, диапозитивная светочувствительная и фотографическая бумага, бумажная диапозитивная светочувствительная калька.
Бумага для изготовления папирос и сигарет - курительная, мундштучная, папиросная и сигаретная.
Впитывающая бумага - впитывающая бумага для хроматографии, промокательная, фильтровальная различного назначения.
Промышленно-техническая бумага разного назначения для ртутно-цинковых элементов, химических источников тока, каландровая бумага, патронная, шпагатная, водо-растворимая, перфокарточная, термореактивная, теплочувствительная, для электрографии, гуммированная бумага для переводных изображений и др.
Бумага-основа - к ней относятся бумаги, используемые в качестве основы для производства многих видов бумаг, бумажных изделий и фибры путем соответствующих обработок, пропиток и покрытий (бумага-основа, основа мелованной, термореактивной, копировальной, парафинированной, пергамента, фотобумаги, фотокальки, абразивной; основа для переводной фольги, облицовочного материала, упаковочной для молочных продуктов, гигиенических салфеток, клееной ленты, склеенного картона и др.
Характеристики видов бумаги.
Важнейшими показателями бумаги являются: масса бумаги, толщина, плотность, прочность, гладкость, пористость, белизна, непрозрачность, оттенок, стоимость.
В настоящее время в издательском деле и полиграфии применяются следующие виды бумаги:
1. Типографская (для высокой печати) - 50-70 г/м2, на основе древесной целлюлозы или с добавлением 20-75% древесной массы, белая, малоклееная, среднезольная или повышенной зольности, машинной гладкости, каландрированная или высококаландрированная. Предназначена для печати текстовой и иллюстрационно-текстовой продукции. Бумага с массой площади 40- 50 г/м2, чистоцеллюлозная или с небольшим добавлением древесной массы, повышенной зольности, малоклееная, каландрированная, с органической прозрачностью предназначена для печатания справочников и других книг с большим количеством текста.
2. Офсетная - 60-250 г/м2, чисто целлюлозная или с содержанием до 75% древесной массы, белая, клееная, с хорошей стойкостью поверхности к выщипыванию, низкой деформацией при увлажнении, машинной гладкости или каландрированная. Предназначена для печатания иллюстрационно-текстовых изданий и изобразительной продукции офсетным способом.
3. Для глубокой печати - белая 60-220 г/м2, чистоцеллюлозная, слабоклееная, высокозольная, обладающая ровной сомкнутой (мелкопористой) поверхностью, каландрированная. Предназначена для печатания иллюстрационно-текстовых изданий и изобразительной продукции.
4. Газетная - 45-49 г/м2, низкозольная, неклееная, машинной гладкости, в композиции преобладает древесная масса. Предназначена для печатания газет и приложений к ним, массовых брошюр способами высокой и офсетной печати.
5. Мелованная - с пигментированно-клеевым покровным слоем (мелованным), нанесенным на волокнистую чистоцеллюлозную или содержащую древесную массу бумагу - основу для получения микропористой и микрошероховатой поверхности. Различают одно- и двукратного мелования с одно- и двусторонним покрытием мелованным слоем. Предназначена для печатания одно- и многокрасочной изобразительной продукции, различных иллюстрационно-текстовых изданий способами высокой, офсетной и глубокой печати. Разновидность - тонкая мелованная бумага 60-70 г/м2, предназначена для издания массовой иллюстрационно-текстовой продукции способами офсетной и глубокой печати.
6. Обложечная - светопрочная, чистоцеллюлозная или с содержанием до 40% древесной массы, клееная, малозольная бумага с небольшой усадкой и скручиваемостью при одностороннем увлажнении, каландрированная и машинной гладкости. Предназначена для изготовления обложек (140-200 г/м2) и склейки переплетных крышек (80-120 г/м2).
7. Форзацная - клееная, среднезольная бумага 80-160 г/м2, чистоцеллюлозная, машинной гладкости или каландрированная, отличается повышенным сопротивлением излому, ограниченной скручиваемостью после одностороннего увлажнения. Предназначена для изготовления форзацев книг.
8. Картографическая - 85-160 г/м2, композиция на основе древесной целлюлозы и из хлопкового линта (отхода хлопкового производства), малозольная, клееная, машинной гладкости или каландрированная, прочная в сухом и влажном состоянии, повышенной белизны. Предназначена для печатания гидро-, топо-, географических и других карт и атласов офсетным способом.
9. Писчая - белая или цветная, 45-80 г/м2, чистоцеллюлозная (с добавлением целлюлозы из хлопкового линта) или содержащая небольшую часть древесной массы, клееная, машинной гладкости или каландрированная. Предназначена для изготовления бланков, унифицированных систем документации, бумажно-беловых изделий, бумаг потребительских форматов, школьных тетрадей и т.п.
10. Документная - на основе льнопеньковых и хлопковых волокон, малозольная, высококлееная, иногда с водяными знаками, долговечная, стойкая к механическим воздействиям. Предназначена для печатания денежных знаков, облигаций, банковских чеков и других документов.
12. Баритованная - белая или подцвеченная красителем толстая бумага с баритовым (из сернокислого бария) покровным слоем, нанесенным на чистоцеллюлозную, малозольную, высококлееную основу повышенной белизны для улучшения качества поверхности. Используется в качестве основы фотобумаги.
13. Ватманская (ватман) - белая чертежная высокосортная ручного отлива на основе механически обработанного тряпья (тряпичной полумассы) с поверхностной проклейкой. Отличается большим сопротивлением к истиранию и шероховатой поверхностью. Предназначена для чертежных работ, выполняемых карандашом, тушью и акварельными красками.
14. Веленевая - белая писчая высокосортная бумага. Используется для рисования миниатюр, пастельной живописи, графических работ, изданий улучшенного типа.
15. Верже - белая или цветная чистоцеллюлозная высокосортная с водяными знаками в виде близко расположенных узких полос, иногда пересеченных, под прямым углом к машинному направлению, редко расположенными полосами. Предназначена для изготовления подарочных изданий, а также форзацев и суперобложек книг.
16. Эстампная - бумага с ограниченной линейной и остаточной деформацией при увлажнении, предназначенная для печатания художественных гравюр.
17. Этикеточная - 45-120 г/м2, малоклееная или клееная, одно- или двусторонней гладкости, односторонне мелованная, с ограниченной поверхностной впитываемостью, линейной деформацией при увлажнении и скручиваемостью при одностороннем смачивании водой. Предназначена для печатания этикеток способами высокой и офсетной печати.
18. Крафт-бумага - особый вид оберточной бумаги на основе очень крепкой, так называемой, крафт-целлюлозы. Отличается высокой механической прочностью. Предназначена для обертки, упаковки.
Применение бумаги.
Основной причиной того, что бумага используется так широко, является ее разнообразие. В настоящее время существует несметное множество видов бумаги: от тонкой до плотной, от гладкой – до шероховатой. Для человека, решившего использовать бумагу для создания картин и иных произведений, важно хорошо разбираться в этом материале, знать все его особенности, достоинства и недостатки. Любую бумагу следует использовать в соответствии с ее свойствами и предназначением. Однако сначала необходимо узнать как можно больше об особенностях разных видов бумаги.
В настоящее время бумага применяется:
Для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради)
Как отделочный материал (обои)
Как поделочный материал (оригами, папье-маше)
Как упаковочный материал (фантики, мешки, коробки)
Как чистящий материал (туалетная бумага, салфетки)
Как изолятор при производстве конденсаторов
Для производства гетинакса – материала для плат
Для производства денег
Как подложка для нанесения химических реактивов (фотобумага, индикаторная бумага, наждачная бумага)
Мелованная - это один из наиболее популярных в полиграфии (особенно в рекламной) тип бумаг. Имеет поверхность, покрытую специальной пастой, чтобы скрыть волокна. Бумага при этом получается гладкой, с ровной поверхностью для печатания и с очень высоким показателем белизны. Может иметь несколько слоев мелования и глянцевую либо матовую структуру поверхности.
С покрытием - бумага, имеющая на поверхности специальную полимерную пленку различных цветов. Обладает высокой отражательной способностью (блеском). Используется для производства визиток, папок и обложек.
С тиснением - бумаги, при изготовлении которых используется специальный способ обработки поверхности, с нанесением рельефного рисунка. Существует большое разнообразие видов этого рисунка на поверхности: лен, мороз, яичная скорлупа, изморозь и т.д.
Самоклеющаяся - имеет на оборотной стороне адгезионный слой, который закрыт легко снимаемой защитной бумагой. Бывает разных цветов, мелованная и немелованная, металлизированная и прозрачная. Иногда легко снимаемая (removable) или для постоянной наклейки (permanent). Наиболее известные применения самоклеящихся бумаг - реклама в транспорте, этикетки на пластиковую и стеклянную тару, наклейки на корпуса приборов.
Самокопирующая - особый сорт бумаги, который позволяет копировать оригинал при письме ручкой либо на пишущей машинке (матричном принтере) без использования копировальной бумаги. В таких документах используется бумага разного цвета на каждый последующий лист. Важно расположение и порядок следования этих листов.
Эта бумага имеет очень маленькую плотность (обычно 45 г/м2), что приводит к ряду проблем при печати, особенно при низкой влажности. Кроме того, разрезка такой бумаги тоже должна выполняться очень аккуратно: под действием большого давления в зоне прижима и реза может произойти копирование, и края листов станут черными.
Картон - обладает большей толщиной, весом и жесткостью. Границу раздела условно проводят на толщине листа материала 0.3-0.4 мм или весе 250-300 г/м2. Кроме этого, в отличие от бумаги, структура картона может быть многослойной. В упаковке сейчас очень широко применяется картон одностороннего мелования. Важно знать, что из-за несимметричной структуры он очень сильно подвержен короблению при колебаниях влажности, поэтому к условиям его хранения и акклиматизации предъявляются повышенные требования.
Специальные сорта бумаги - разнообразные сорта бумаги с микровключениями (фланель, тенгрис), специальной структурой поверхности (кашемир) и т.д. Применяются для получения специальных художественных эффектов. В печати могут встретиться неожиданные трудности (например, из-за интенсивного впитывания краски, выщипывания волокон, перелома волокон при фальцовке).
Водостойкая бумага - такая бумага содержит гораздо большее количество скрепляющего вещества, т. е. клея, чем другие виды бумаги. Именно клей, являющийся обязательным компонентом любого типа бумаги, как раз и определяет параметры ее устойчивости к влаге. Чем меньше клея, тем быстрее бумага намокает и разваливается на отдельные волокна. Водостойкую бумагу редко используют для аппликационных картин и силуэтных вырезок, но она незаменима для создания размытых пейзажей и абстрактных картин, выполняемых по сырой поверхности.
Писчая бумага – известна как материал для офисной техники и обладает рядом преимуществ. Во-первых, она совершенно не капризна, превосходно складывается и удерживает любую заданную ей форму. Во-вторых, она относительно устойчива к воде и не сразу размокает и распадается. В-третьих, ее ценность определяется чистотой цвета и гладкостью поверхности. Как правило, верхний слой писчей бумаги, являющийся защитным, покрыт каолином. Некоторые виды писчей бумаги менее прозрачны из-за полимерного покрытия обеих сторон. Это позволяет материалу дольше оставаться чистым и не пылиться. В работе над картинами писчую бумагу в основном используют для набросков.
Газетная бумага – старые газеты вполне могут быть использованы для создания различных поделок, и не только в качестве черновика, на полях которого делают наброски. Некоторые художники в поисках новых средств выражения обращают свои взоры к газетам и, вырезая из них буквы, методом аппликации создают невероятные по красоте и оригинальности произведения.
Оберточная, или упаковочная бумага несмотря на глянец, эта яркая и красочная бумага достаточно прочна и с трудом рвется руками. Благодаря разнообразию цветов и хорошей склеиваемости эти виды бумаги прекрасно подходят для создания аппликационных картин, а тисненая и мраморная бумаги являются прекрасным фоном для аппликационных работ.
Обойная бумага – различают гладкую с рисунком и рельефную обойную бумагу. И та и другая незаменимы при создании картин, особенно объемных, выполненных способом аппликации.
Типографская бумага – включает в себя нотную и синтетическую бумагу, используемую для журналов и обложек. Такая бумага обычно имеет гладкую поверхность, устойчива к влаге и может быть окрашена в любой яркий цвет. Работу, выполненную из типографской бумаги, всегда можно просушить, не боясь, что ее поверхность деформируется.
Калька – без прозрачной и полупрозрачной кальки при создании некоторых поделок просто не обойтись, так как она помогает перенести выбранный рисунок на любую поверхность, тем самым облегчая работу.Как правило, калька пропитана воском или специальным маслом, поэтому ее цвет редко бывает белым и на поверхности хорошо видна структура волокна. Эту особенность бумаги можно использовать при создании аппликационных картин, персонажами которых являются насекомые с полупрозрачными крылышками. Через вырезанное из такой бумаги крыло будет просвечивать фон, что сделает произведение еще более интересным и неповторимым.
Бархатная бумага – немного напоминает картон с той лишь разницей, что с одной стороны ее поверхность покрыта мелкими цветными ворсинками, что и делает материал похожим на бархат. Использование такой бумаги в аппликации и силуэтных вырезках позволяет создать очень красивые и оригинальные произведения.
Эстампная бумага – другое ее название – чертежная. Благодаря своему высокому качеству она может использоваться не только для выполнения чертежей, но и для многих других «бумажных» работ.
Санитарная бумага – этот вид включает в себя туалетную бумагу, бумагу для салфеток и полотенец. Такую бумагу зачастую используют для создания забавных поздравительных открыток. Впрочем, капелька фантазии – и вы найдете ей применение при работе над различными поделками.
Специализированная бумага – к разряду специализированной бумаги можно отнести спецкартон, а также материал для вкладышей и изоляции различных поверхностей друг от друга. В быту она чаще встречается в коробках с конфетами. Обычно такую бумагу используют для создания объемных рамок.
Гофрированная бумага – эта тонкая разноцветная бумага с интересным тиснением идеальна для создания цветов и любых других украшений, которые должны быть тонкими, воздушными и практически невесомыми.
Как видите, бумага может быть очень разной, а потому перечислить все ее виды не представляется возможным. Однако главное здесь, пожалуй, то, что это материал на любой вкус и цвет, поэтому вы можете постоянно искать что-то новое и экспериментировать. Нужно лишь немного воображения, чтобы превратить бумажный кусочек в настоящее произведение искусства.
Свойства бумаги.
Бумага, это листовой материал, который состоит из сцепленных между собой поверхностным притяжением волокнистых частиц, в основном растительного происхождения. Обычно, это древесная масса либо целлюлоза. В это сырье, в зависимости от назначения будущей бумаги, добавляются всевозможные добавки, в том числе и красители. Кроме того, в сырьевую массу добавляют клейкие вещества, придающие бумаге большую прочность и плотность.
Существующие бумагоделательные машины, хотя и сохранили основной принцип своих родичей из 19 века, могут производить бумагу во множество раз быстрее. Да и ширина бумажного плотна на выходе составляет 9 метров.
Сама бумага и её ближайший родственник картон, насчитывают несколько сотен сортов и 11 классов, успешно конкурируя с другими материалами во многих областях промышленности. Тот же картон, в некоторых случаях, может заменять изделия из металла. Применяется бумага, также как отделочный (обои например), изолирующий, фильтрующий, а также прокладочный материал и многое другое.
В зависимости от состава бумаги, свойств волокнистой массы и набора дополнительных веществ, добавляемых в бумажную массу, меняются и её свойства. На них также влияют и условия отлива, прессования и сушки.
Среди качеств, по которым характеризуют бумагу, можно отметить её плотность, жесткость, толщину, электропроводность, гладкость и шероховатость, непрозрачность, а также белизну и многое другое.
Параметров, определяющих свойства бумаг очень много: механические, оптические, физические, химические. Рассмотрим некоторые из них.
Плотность бумаги
Определяет вес листа бумаги в граммах, имеющей площадь 1 м2. Основные типы бумаг, применяющиеся в офсетной полиграфии, имеют плотность от 60 до 300 г/м2. Газетная бумага имеет плотность от 45 до 60 г/ м2, лист обычной бумаги для ксерокса имеет плотность 80 г/м2, для изготовления визиток применяется бумага порядка200-250 г/м2,для листовок, буклетов - 100 - 170 г/м2, для плакатов и календарей - 135 - 200 г/м2. Те сорта бумаги, которые у которых это значение больше 250, уже не бумага, а картон.
Белизна
Характеризует способность бумаги отражать свет. Количественно белизна выражается коэффициентом отражения, т.е. отношением интенсивности отраженного света к падающему. Белизна бумаг колеблется от 60% до 98%. Отпечатанное изображение воспринимается тем лучше, чем больше контраст между печатными элементами и фоном.
Прозрачность
Пропускание света через бумагу без рассеяния. Прозрачность в большинстве случаев является недостатком бумаги, т.к. делает видимым отпечаток на оборотной стороне листа.
Глянцевость (противоположная характеристика - матовость)
Любая бумага отражает падающий свет как диффузно (рассеянно), так и зеркально. Глянцевость характеризует долю зеркального отражения в общем количестве отраженного света. У глянцевых бумаг на фоне рассеянного отражения наблюдается его максимум в направлении угла отражения, равного углу падения, т.е. возникает блик. У матовых сортов такой блик отсутствует. Печать на глянцевых бумагах дает эффект большей насыщенности красок изображения и рекомендуется для воспроизведения цветных иллюстраций. С другой стороны, воспроизводить большое количество мелкого текста лучше на матовой бумаге, так как на глянцевой из-за высокого контраста и бликов будет быстрее утомляться зрение.
Как обращаться с бумагой.
Влажность и изменения температуры могут существенно повлиять на свойства бумаги. Если окружающий воздух намного влажнее бумаги, то бумажные волокна поглощают влагу и бумага набухает. Если воздух суше бумаги, то бумажные волокна высыхают и бумага сворачивается.
Правила обращения с бумагой:
Бумагу следует хранить при определенных условиях. Идеальная температура в помещении 18-22?С, относительная влажность 40-50%.
Если температура на складе значительно отличается от температуры в типографии или комнате, то перед тем, как открыть новую пачку с бумагой, ей надо дать время для акклиматизации к окружающим условиям.
Пачки бумаги лучше открывать по одной по мере необходимости.
Пачки бумаги следует открывать осторожно, избегая порвать, заломить или каким-нибудь другим образом повредить листы.
Старайтесь не оставлять листы бумаги в принтерах, факсах или других устройствах без защиты надолго. На качество бумаги влага и пыль влияют отрицательно.
У снабженцев есть два предположения, каким образом вентилирование перед печатью влияет на бумагу: увеличивает или уменьшает статическую наэлектризованность бумаги. Если бумага застревает, то, как правило, вентилируют часть стапеля и смотрят, помогло ли это.
На стапеле находится стрелка, которая указывает, какой стороной бумагу следует загружать в кассету. Независимо от рода печати вы найдете инструкцию, как волнистость листа свести к минимуму.
И конечно же бумагу следует расходовать экономно, по мере необходимости!
Техники работы с бумагой.
Бумага - материал, созданный из древесины, глины, клеящих веществ, минералов; основа бумаги - растительные волокна, которые связаны друг с другом различным плетением.
В истории человечества бумага сыграла огромную роль. Трудно представить себе наш мир без бумаги, которая использовалась и используется не только для сохранения и передачи информации, но и для отделки, упаковки; изготовления денег, фотографий, печатных плат и многого другого. Некоторые виды изобразительного искусства возникли благодаря появлению бумаги.
И, конечно же, бумага - один из самых доступных материалов для творчества.
Обычная, цветная, гофрированная, бархатная, упаковочная бумага; журналы, газеты, коробки - все это идет в ход в умелых руках.
Художественные техники работы с бумагой.
Для работы в технике вырезания нужны, помимо бумаги, ножницы или острый нож. История бумажных вырезок началась в Китае, вскоре после изобретения бумаги. Со временем вырезание бумажных украшений стало одним из видов народного творчества - "Цзяньчжи". В Азии и Европе вырезание стало популярным в 13-15 веках, а широкое распространение в Восточной Европе это искусство получило в 19 веке. У славянских народов бумажные вырезки носят название "вытинанка".
Для аппликации из бумаги понадобятся ножницы и клей. Аппликация происходит от латинского слова applicatio, которое означает "прикладывание". В этой технике к фону приклеиваются вырезанные из бумаги детали композиции.
Декупаж. За этим иностранным словом скрывается обычная аппликация из бумаги, которой мы занимались на уроках труда в школе или даже в детском саду. В переводе с французского слово «декупаж» означает «вырезать», а значит, техника декупажа сводится к вырезанию и наклеиванию бумажных элементов. Если обратиться к истории, можно узнать, что первые изделия в данной технике появились в Китае в XII в.; в XVII–XVIII вв. метод декорирования предметов интерьера с помощью бумажных мотивов пришел и в Европу вместе с модой на китайскую лакированную мебель.
В технике плетения из бумаги вырезаются полоски, которые затем определенным образом вплетаются в основу (фон). Плетеное бумажное полотно может стать симпатичной закладкой для книги, фоном-основой для открытки или скромного панно с миленьким цветочком и т. п. Для простого плетения из бумаги необходимо нарезать некоторое количество цветных полосок желаемой ширины, например в 1 см. Делать это удобнее с помощью канцелярского ножа, причем складывают одновременно несколько листов в стопку, чтобы получить сразу большое количество полосок
Оригами - "сложенная бумага" - техника, которая состоит в складывании листов бумаги определенным образом для получения различных фигурок. Зародилось это искусство в древней Японии, где божествам приносили дары в сложенных из бумаги коробочках. В 20-ом веке оригами получило широкое распространение по всему миру. Традиционное изделие оригами складывается из квадратного листа бумаги, без клея и ножниц. Помимо классического оригами, существуют различные направления и виды этого искусства, в которых используется вырезание и склеивание (модульное оригами, кирикоми оригами). Считается, что занятия бумажной пластикой положительно влияют на эмоции человека, поэтому оригами используют в арттерапии.
Квиллинг, - еще одна техника работы с бумагой. В переводе с английского слово «квиллинг» означает «птичье перо», «бумагокручение». Появилась эта техника в конце XIV – начале XV в. в Европе. Монахини средневековой Европы изготавливали из узких полосок бумаги изящные медальоны с золочеными краями. Их миниатюрные шедевры были похожи на изделия из тончайших золотых полосок, но, к сожалению, в отличие от настоящего золота не сохранились до наших дней. В Средние века квиллинг считался искусством, в XIX в. он был исключительно забавой благородных дам, а в прошлом столетии о нем вообще практически забыли. К счастью, сейчас к нему возвращается былая популярность. Это искусство украшения завитками из бумаги разных предметов. Для квиллинга нужны узкие полоски бумаги, которые наматываются на тонкий стержень. Из получившихся затем спиралек формируют различные фигурки и составляют из них композицию, приклеивая к основе. В эпоху Средневековья квиллинг получил распространение в Европе, а в настоящее время - по всему миру.
Бумажная живопись - искусство, пришедшее с Востока; в Японии называется "чигире-е" (чигири-е), в Корее - "ханди-гырим". Техника состоит в вырывании при помощи специальных инструментов кусочков бумаги, которые затем будут приклеены к основе. На основу наносят эскиз будущего произведения.
Моделирование из бумаги - создание моделей различных объектов с сохранением пропорций. Напечатанная (начерченная) на листе развертка модели вырезается, сгибается и склеивается.
Папье-маше в переводе с французского означает "жеваная бумага". В измельченную бумагу или картон добавляют клей, крахмал и минеральные вещества: гипс, алебастр. Из получающейся бумажной массы можно лепить; можно ее отливать в формы и прессовать. Для разных видов изделий из папье-маше - игрушек, скульптуры, барельефов, строительных материалов - используются различные составы; а технологии изготовления постоянно совершенствуются. По одной версии, первые изделия в технике папье-маше появились в средневековом Иране, а другие ученые считают, что это рукоделие родом из Китая, где оно зародилось еще до нашей эры.
Бумагопластика – это своеобразная смесь бумажной скульптуры и оригами, то, что превращает бумагу в пластичный материал, из которого выходят интересные и оригинальные поделки. Техника бумагопластики позволит создать объемные фигурки для украшения офисного стола или домашнего интерьера, дополнить подарочную упаковку. Впрочем, такая поделка вполне может стать самостоятельным подарком. В процессе ее изготовления можно использовать готовые лекала для вырезания листьев, цветов, фигурок людей и животных. В любом случае следует выполнить предварительный проект, продумать каждую мелочь и запастись специальными инструментами и материалами. Например, вам понадобятся для резки бумаги канцелярский нож с удобной ручкой и сменными лезвиями, а также специальный инструмент для придания объема бумажной детали, который представляет собой деревянную ручку толщиной с карандаш с металлическим стержнем с шариком на конце.
Коллаж - отнюдь не новое направление в искусстве, так как оригинальные картины и панно с использованием различного вида бумаг и других материалов делали еще в Древнем Китае. Коллажи бывают художественными и геометрическими. В первом случае кусочки бумаги лучше аккуратно отрывать, подбирая нужные цвета или формы, а в геометрических коллажах кусочки бумаги вырезают ножницами, чтобы получить более четкие линии. Однако в любом коллаже можно использовать целые картинки, например портрет, которые затем дополнить различными элементами, которые подскажет собственная фантазия. Например, в одном изделии допустимо сочетать тонкую газетную бумагу, плотный картон, бархат, оберточную бумагу, журнальные вырезки и т. п. Причем не запрещается использовать кисти, краски, карандаши, фломастеры, добавляя нужные элементы.
Узнав о таких разных, но, безусловно, интересных техниках работы с бумагой, трудно устоять, чтобы сразу же не взять в руки цветную бумагу или картон и, вооружившись ножницами и клеем, сделать что-то потрясающее и оригинальное. Что-то, что украсит домашний интерьер или даст возможность выразить себя или просто создать симпатичную вещь в подарок близкому человеку.
Литература
Мао Цзо-бэнь. Это изобретено в Китае / Перевод с китайского и примечания А. Клышко — М.: Молодая гвардия, 1959.
Г. Б. Шишкина. Бумага как эстетический феномен японской культуры // Научные сообщения Государственного музея Востока. Вып. XXVI. — М., 2006, с. 287—297
Б. Байер, У. Бирштайн и др. История человечества, 2002. ISBN 5-17-012785-5
Аким Э.Л., Обработка бумаги, М., 1979.
Развитие параметров бумагоделательных машин, М., 1981.
Фролов М.В., Структурная механика бумага, М. 1982.
Фляте Д. М., Свойства бумаги, 2 изд., М., 1986. Э. Л. Аким.
Снежный всадник
Заяц, косач, медведь и весна
Загадка Бабы-Яги
Пятёрки
Чья проталина?