Цель нашей работы - расширить знания о научной деятельности Ломоносова, нам было интересно провести сравнительный анализ маршрута Северного морского пути на карте Ломоносова и современного пути. Во время исследования мы поставили перед собой задачи: 1) изучить научную деятельность Ломоносова, его открытия в разных науках, в частности географии 2) изучить маршрут Северного морского пути предложенного Ломоносовым, сравнить с современным 3) определить роль ученого в становлении Северного морского пути.
Вложение | Размер |
---|---|
Биография Ломоносова | 1.3 МБ |
Тема работы | 14.9 КБ |
Рецензия на работу | 28 КБ |
Тема работы «М. Ломоносов-основоположник Великого Северного морского пути, ныне действующей магистрали» посвящена 300-летию со дня рождения великого ученого.
Большие заслуги М.В. Ломоносова перед российским отечеством заключаются в его громадном вкладе в самые разные сферы науки.
В современном мире актуальна тема Великого Северного морского пути, основоположником которой стал в 18 веке М.Ломоносов.
Ученый обладал необычайно смелым полетом научной фантазии, огромной эрудицией, превосходными знаниями условий Арктики и незаурядной смелостью. Он поднялся «над, казалось, неопровержимыми результатами предыдущей Великой Северной экспедицией, которая установила неосуществимость морских сообщений между Архангельском и Камчаткой вдоль берегов Сибири».
Он выдвинул убедительный проект с Северо-Восточного прохода, и увлек своим замыслом государственное консервативное чиновничество.
Цель нашей работы - расширить знания о научной деятельности Ломоносова, нам было интересно провести сравнительный анализ маршрута Северного морского пути на карте Ломоносова и современного пути. Во время исследования мы поставили перед собой задачи: 1)изучить научную деятельность Ломоносова, его открытия в разных науках, в частности географии 2)изучить маршрут Северного морского пути предложенного Ломоносовым, сравнить с современным 3)определить роль ученого в становлении Северного морского пути.
Мы провели так же исследования на осведомленность наших сверстников о научной деятельности ученого. Степень знаний была не высокая. Наша исследовательская группа провела просветительскую работу. Среди параллели 8-9 классов мы провели классные часы с презентацией, где познакомили ребят с огромным вкладом ученого в науки и открытий.
Из презентации ребята узнали об общих сведениях из биографии Ломоносова. Ученый родился в деревне Мишанинской, Архангельской губернии.
Он поступил учиться в славяно-греко-латинскую академию в Москве.
Среди 12-ти лучших учеников направлен в Петербург, а затем в Германию.
Мы систематизировали научные исследования Ломоносова по областям наук и составили схему. Научная деятельность Ломоносова была огромна (фильм)
Огромен вклад Ломоносова в географическую науку.
Главная тема нашего исследования «М.Ломоносов-основоположник Великого Северного морского пути, постоянно действующей магистрали» М. Ломоносов занимался проблемой освоения Северного морского пути. По убеждению ученого, могущество России «прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и Америки». В 1763 году началась организация экспедиции под руководством В.Чичагова (фильм)
Ломоносов разработал маршрут первой русской высокоширотной экспедиции. Корабли ее предполагалось направить мимо Новой Земли, на северо-восток от мыса Желания, по направлению к Чукотскому мысу. Большую часть пути суда должны были находиться в высоких широтах.
Но план маршрута пришлось изменить: теперь маршрут шёл от Шпицбергена к Гренландии, а оттуда «нужно было следовать в правую руку ввиду одного берега, с мыса на мыс пережимаясь» временем пользоваться ожидая случая, когда льды разойдуться.
Ломоносову было ясно огромное экономическое значение, которое мог бы иметь для России Северный морской путь. Он выстраивает свой проект прохода северным путем, основанный на глубоких познаниях, личном опыте северных плаваний и научных исследований. Ломоносов обстоятельно разработал вопрос о снаряжении экспедиции под руководством Чичагова. (фильм)
Экспедиция под командованием адмирала Чичагова состоялась 9 мая в 1765г. уже после смерти ученого. Экспедиция потерпела неудачу. Дважды мореплаватели пытались прорваться сквозь льды, но потерпели фиаско. При тогдашнем уровне кораблестроительной техники правильная идея высокоширотной экспедиции не могла быть реализована. Корабли Чичагова, хотя и обладали двойной обшивкой, но, будучи парусными не могли успешно бороться со льдами. Но заслуги экспедиции значительны, она принесла первые ценные сведения о льдах Центрального Полярного бассейна и способствовала проникновению человека в высокие широты Арктики и облегчили изучение этих районов для последующих поколений.
М.В.Ломоносов первым в мировой науки выдвинул, а Чичагов осуществил попытку проникнуть в центральную область Ледовитого океана. Труды Ломоносова опередили время почти на два столетия.
Современный морской путь проходит вдоль северного побережья России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карского, Лаптевых, Восточно – Сибирского, Чукотского и частично Тихого океана(Берингово)). Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири: Диксон, Тикси, Певек, Игарка, Дудинка, Проведения.
Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути 14000 км. Через Суэцкий канал-23000км.
Большой интерес к Северному морскому пути проявляют многие страны. Предлагается продлить Северный морской путь на запад от Новой Земли вдоль Скандинавии и назвать эту международную трассу «Северо-восточным проходом».
Заслуга Ломоносова в истории заключается не только в том, что он указал возможность плавания по нему, но и в том что он впервые это научно обосновал и доказал.
Рецензия
на групповую проектную работу по теме:
« М.Ломоносов – основоположник Северного морского пути, ныне действующей магистрали».
учеников 8 класса ГОУ ЦО № 1985
Уже сам выбор темы, а точнее, способность авторов видеть значение трудов М.В. Ломоносова, свидетельствует о достаточно широком кругозоре авторов данной научно-исследовательской работы.
В связи с юбилеем М.В. Ломоносова эта работа становится актуальной еще и тем, что на основе мотивации расширения знаний о научной деятельности, создана работа, способная определить значение открытого им маршрута Северного пути для нашего времени. Наряду с актуальностью особую роль играет и практическая направленность работы, так как данные материалы могут быть использованы для проведения классных часов в школе, виртуальной экскурсии, уроков географии. С материалами работы можно вести просветительскую деятельность среди родителей, жителей микрорайона.
Таким образом, исследование может лечь в основу проекта по пропаганде идей Ломоносова, его научной гениальности, способствуя воспитанию чувства патриотизма.
Наиболее ценным в работе является использование статистических данных: исследовательской группой проведено анкетирование среди учащихся 8-9 классов на осведомленность о научной деятельности ученого, а также издана памятка о важных открытиях М.В.Ломоносова, методическая разработка классного часа по жизни и деятельности ученого.
Новизна исследовательской работы заключается в проведении сравнительного анализа маршрута Северного морского пути на карте Ломоносова и современного морского пути.
Недостатка материала для исследования проблемы авторы не испытывают, все тезисы, связанные с раскрытием проблемы, находят свое место в излагаемой концепции.
Интересно и многопланово исследуется маршрута Северного морского пути на карте Ломоносова и современного морского пути, определяется значение его в современных условиях, которые, по мнению авторов, используются и для раскрытия силы характера Ломоносова, сумевшего довести начатое дело до конца, при этом показывают хорошие теоретические знания как по географии, так и по астрономии, черчению.
Проблема Северного морского пути особенно актуальна для экономики России сегодня. Вклад Ломоносова как основоположника Северного морского пути показан в данной работе, а связь времен и поколений прослеживается через воплощение идей Ломоносова в жизнь.
Ляпина Е.О., заместитель директора ГОУ ЦО № 1985
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Юрий Визбор. Милая моя
Рисуем крокусы акварелью
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Как нарисовать черёмуху