Проведена исследовательская работа о роли глаголов повелительного наклонения в стихотворении В.И.Лебедева-Кумача "Вставай, страна огромная"
Вложение | Размер |
---|---|
vlast_slova.doc | 49.5 КБ |
Филиал муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа с.Терновка Балашовского района Саратовской области»
в с.Михайловка
Самостоятельное исследование
на тему «Власть слова»
«Роль глаголов повелительного наклонения
в стихотворении В.И.Лебедева – Кумача
«Вставай, страна огромная»»
Работу выполнил
учащийся 9 класса
Курилов Владимир
Консультант по теме:
учитель русского языка
и литературы
Черепанова Н.М.
с.Михайловка - 2012
Слово дано для того человеку,
чтобы свои понятия сообщать другому.
М.В.Ломоносов
По совей природе слово обладает внешней и внутренней сторонами. Внешняя - это его звуковая оболочка, внутренняя – его смысл, значение.
Известный лингвист А.П.Журавлев писал о том, что слово – высшая форма организации языка, когда все важно: и глубина значения, и ритм, и полная смысла музыка звуков. Они не только сообщают что-то, но и воздействуют на чувства своей неповторимостью, образностью, звуковой организацией , особым порядком в предложении, многоплановостью значений, ритмом.
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словесный образ показывает, как писатель видит и художественно изображает мир. Яркими примерами речевого мастерства служат художественные произведения выдающихся русских писателей. В русском языке точное слово – это не только слово, точно обозначающее предмет, явление, действие, признак, но и слово, точно выбранное для выражения замысла автора. Об этом ярко сказал Н.Браун:
Мне русская речь – как музыка:
В ней слово звучит, поет,
В ней дышит душою русскою
Создатель ее народ.
Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире.
Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать.
Роль языка в жизни общества велика, что подчеркивают
мастера слова. «Язык – инструмент, необходимо знать его,
хорошо им владеть»,- писал М.Горький.
Очень важно уметь употребить это нужное слово в нужное время, чтобы оно смогло «повести за собою».
Остановлюсь на том, какую власть имело слово в годы Великой Отечественной войны.
Высокая судьба выпала на долю нашего народа – защищать свою страну. Наша священная война, война, которую завязали нам захватчики, станет освободительной войной порабощенной Европы.
Наверное, этими словами – «священная война» - дышала и думала вся страна в тот момент. Через два дня она запоет песню с таким названием:
Вставай, страна огромная!
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идет война народная,
Священная война!
Автор стихов песни – Василий Иванович Лебедев –Кумач, уже в довоенное время создавший такие знаковые и любимые песни, как «песня о Родине» («Широка страна моя родная» на музыку И.Дунаевского), «Москва майская» ( «Утро красит нежным светом/
Стены древнего Кремля… на музыку Дм. И Дан. Покрассов) и другие. Мы до сих пор помним и любим эти песни и знаем силу слов этих песен, от них буквально «Легко на сердце…».
И на третий день войны прозвучали по радио стихи Лебедева –Кумача в исполнении знаменитого актера Малого театра Александра Остужева, опубликованные одновременно в «Красной звезде» и «Известиях», буквально потрясли всех, ошеломили своей гневной Вилой и удивительной способностью выразить то, что кипело на душе у каждого.
Вот что вспоминает об этой публикации бывший в годы войны главным редактором «Красной звезды» Давид Ортенберг: «Мог ли я и мои товарищи думать тогда, что стихотворение, напечатанное в первом военном номере, станет главной песней Великой Отечественной войны? Что миллионы советских людей пойдут с ней в бой, что прозвучит она призывным набатом и даже клятвой по всем городам и весям страны? Что ее будут слушать стоя, как слушают Гимн.
В сердце ударила строка, вынесенная поэтом в заголовок стихотворения: «Священная война». Да, именно священная! Эти слова жили в мыслях и чувствах нашего сражающегося народа.
Но Лебедев – Кумач произнес его вслух».
Под таким же сильным впечатлением создавал музыку к этой песне руководитель Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски А.В.Александров, почти так же стремительно, как Лебедев- Кумач написал стихи, буквально озаренный моментально звучавшей в нем музыкальной темой.
июня 1941 года краснознаменцы впервые спели «Священную
войну» на Белорусском вокзале бойцам, отправляющимся на фронт. Песню просили повторить – и она прозвучала пять раз.
Позднее Константин Федин в романе «Костер» посвятит этому первому исполнению «Священной войны», пожалуй, лучшие страницы.
Поэт назвал свою песню «взволнованной речью», и эта речь отозвалась в сердцах миллионов соотечественников Лебедева – Кумача. Также и сегодня невозможно без слез слушать эту песню, захватывающую дух, величавую и переполняющую гордость за свой народ.
Почему же эта песня лучше любых призывов воздействовала на людей, вела за собой полки? Что особенно ярко прозвучало в ней? Случайны ли некоторые сходства «Священной войны» и «Интернационала»?
До 1943 года «Интернационал» был гимном Советского Союза.
(Авторы песни Э.Потье и П.Дегейтер). Конечно, главная революционная песня, на которой было воспитано не одно поколение, на которой был воспитан сам Лебедев – Кумач, не могла не повлиять на выбор поэтических средств. Лебедев – Кумач создавал песню-призыв, песню-плакат, поэтому и черпал выразительные средства из арсенала революционной поэзии.
Проследим за тем, как насыщается этими плакатными образами песня: первая строфа – с двукратным «вставай», обращенным ко всей стране, уже единственным числом подчеркивает несомненную неразрывность, монолитность,- вводит определяющий весь настрой песни контраст, который с каждой строфой будет усиливаться, гневом выливаться в емкий плакатный образ врага: «Фашистская сила темная», «проклятая орда», «душители всех пламенных идей», «насильники, грабители, мучители людей», «гнилая фашистская нечисть».
Максимально презрительно звучат здесь слова обобщенного характера: «нечисть», «орда» - и предельно разгневанно: «душители,
Насильники, грабители, мучители, множественное число которых подчеркивает не столько их многочисленность, сколько исчислимость.
Посмотрим, как одически высоко звучат противопоставленные им образы: « смертный бой», «ярость благородная», «страна огромная», «пламенные идеи», «поля просторные», «война народная», « священная война». Все прилагательные, употребленные здесь относятся к высокой лексике («священная»,
«смертный», «пламенные».
Найдем использование инверсии в контрастных образах, отметим их синонимию, метафоричность и традиционность, связь с народно-песенной культурой, былинами прежде всего.
Именно былинность, в душе русского народа укоренившаяся, выходит наружу в момент наивысшей востребованности, как это не раз бывало в нашей истории.
Поэтому и глагольный ряд песни – это формы с прямой призывной функцией, которая свойственна глаголам повелительного наклонения. («вставай», «пусть вскипает», «сколотим», «пойдем ломить»). Интересно обратить внимание на то, что в создании образа врага фактически отсутствует прямая глагольность. Во втором куплете использовано неполное предложение, опускающее глагол «бороться», в четвертом, казалось бы, дважды повторен отрицательный вспомогательный глагол – «не смеют летать», « не смеют топтать»; но эти формы тоже имеют повелительную окраску. Зато третья строфа избыточно насыщена предельно негативными отглагольными существительными («душители, насильники, грабители, мучители»), что и делает ее такой зримой.
Все это усиливает драматизм и героику песни, приближает ее к оратории, хоровое звучание которой и предполагает тот высокий патриотический пафос, с каким неразрывно восприятие и исполнение «Священной войны».
Песня Лебедева – Кумача стала моментом истории, встала вместе с солдатами в строй, сама стала бойцом, сама стала творцом истории.
Весь предыдущий песенный и стихотворный опыт поэта подготовил и определил такое звучание. Такую судьбу «Священной войны», ставшей первой, главной песней Великой
Отечественной войны.
Вот уж , действительно, «словом можно полки за собой повести»!
Только под воздействием таких призывов Александр Люкин, старший из семи детей в крестьянской семье Люкиных из села Шковерка Нижегородской губернии, прошедший войну минером, написал стихотворение «Просьба старого солдата»:
Я, матушка Россия,
С просьбой к тебе великой:
Будет ежели трудно,
Меня покликай.
Помнишь, как это было
В сорок первом году?
Я приду.
Старый солдат, прошедший страшную войну, потерявший
родных и близких, не утратил чувства достоинства, гордости за любимую Родину, готов прийти на помощь «будет ежели трудно».
Кто грамотней?
Акварельные гвоздики
Как напиться обезьяне?
Загадочная система из шести экзопланет
Фокус-покус! Раз, два,три!