Известно, что большинство школ выработали свой технический ресурс. Сегодня остро стоит вопрос о безопасности зданий и строений для детей.
В настоящем исследовании, прежде всего, предпринимается попытка анализа выполнения системы санитарно – гигиенических требований, определяющих основные параметры безопасности школьного здания, что позволит принять участие в формировании комфортной среды обитания. Составленный по итогам исследовательской работы валеологический паспорт школьных помещений, поможет обратить внимание администрации учреждения на решение первостепенных задач.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_valeologicheskaya_ekspertiza_shkolnyh_pomeshcheniy.docx | 64.23 КБ |
Оглавление
I. Введение 2
1. Актуальность исследования 2-3
2. Цели, задачи, гипотеза 3
II. Основные сведения о проблеме. 4
III. Исследовательская деятельность. 5
1. Подготовительный этап. 5
2. Практический этап 5
3. Аналитический этап …………………………………………………. 5
а) Техническая характеристика МОУ "СОШ №64"…............................................5
б) Валеологическая оценка температуры и влажности помещений………..…5-6
в) Валеологическая оценка вентиляции воздуха в классных кабинетах………...7
г) Валеологическая оценка естественного освещения…………………………7-8
д) Валеологическая оценка цветового оформления школьных помещений.…8-9
4. Творческий этап………………………………………………. ………9
а) Валеологической паспорт кабинета №28……………………………..…………9
IV. Заключение 11
1. Основные выводы 11
Литература 12
«У меня хороший дом!
Теплый дом, прочный дом!
Мне не страшен дождь и гром!»
Наф – Наф.
Введение
1.Актуальность исследования
Сегодня, особенно в период экономического кризиса, когда новые школьные здания еще не построили, а большинство старых уже вырабатывают свой технический ресурс, особенно остро стоит вопрос о безопасности зданий и строений для находящихся там детей. Актуальность этой проблемы подтверждается и произошедшими в недавнем времени трагическими событиями, связанными с обрушением школьных зданий.
«В среду утром в поселке Беляевка Оренбургской области в школе обрушилась лестница. Погибли пятеро детей, еще несколько ранены. Поисковые работы на месте ЧП завершили, началось следствие.»
Единственная в Беляевке 11-летка. Школа 64-го года постройки. Ветхое здание, в которое ежедневно приходит 800 детей. Чтобы дети могли спокойно заходить в собственную школу, одну из несущих ее стен было решено укрепить. В ходе ремонтных работ произошло обрушение стены и лестничных пролетов. Пятеро подростков погибли мгновенно, 11 человек получили увечья. Следственный комитет при прокуратуре России уже возбудил уголовное дело по факту обрушения школы в Оренбургской области. Статья 216 УК - нарушение правил безопасности при проведении горных, строительных и других работ. Максимальный срок наказания - 7 лет колонии. Но кого и за что будут наказывать, еще только выясняют.
После случившегося Министерство образования и науки завершило полную инвентаризацию российских школьных зданий и, в частности, насчитало 954 потенциально опасных школьных здания, из которых в 283 школах уже отменены занятия из-за того, что здания признаны аварийными, и в оставшейся 671 школе лишь отдельные сооружения находятся в аварийном состоянии, они продолжают работать. На ремонт этих зданий в следующем году из бюджетов субъектов России и органов местного самоуправления будет выделено 12,68 млрд. рублей.
Поручение о проверке всех российских школ дал президент Дмитрий Медведев еще в середине октября на заседании Совета по науке, технологиям и образованию. В докладе президенту и правительству, касающемся состояния аварийных школ отмечается, что с 2004 года число аварийных школ снизилось в 2,5 раза. Если тогда их насчитывалось 2,5 тысячи, то сейчас - менее 1 тысячи. Кто знает, к какой группе относят школу, в которой учимся мы.
Валеологическая безопасность зданий и кабинетов является важной составляющей общей безопасности. Конечно, ученикам школы не под силу, полностью проанализировать техническое состояние школы, но изучение соответствия школьных помещений основным санитарно – гигиеническим и эстетическим требованиям вполне по силам, позволяет принять участие в формировании безопасной среды обитания. Составление валеологического паспорта позволит обратить внимание администрации учреждения на решение первостепенных задач.
Цели и задачи, гипотеза
Цель работы: изучить валеологическую безопасность школьных кабинетов.
Задачи:
1. Дать валеологическую оценку школьному зданию.
2. Выявить наличие несоответствий между состоянием школьных кабинетов и требованиями валеологической безопасности;
3. Разработать рекомендации для администрации школы по нормализации валеологической составляющей безопасности кабинетов.
Гипотеза: Если школьные кабинеты соответствуют основным требованиям валеологической безопасности, то обучение будет соответствовать принципам здоровьесбережения.
Объект исследования: школьные учебные кабинеты.
Предмет исследования: соответствие школьных учебных кабинетов основным требованиям валеологической безопасности.
Основные сведения о проблеме.
Требования к школьному зданию представляют собой совокупность элементов или подсистем, направленных на реализацию конкретных целей – в данном случае на реализацию целей образования, устанавливаемых обществом и государством в целях воспитания и обучения детей. Как любая другая система, школьное здание взаимосвязано с целым рядом других внешних систем называемых «средой», от которых зависит успешное функционирование школьного здания. Именно на реализацию требований «среды» направлены результаты деятельности школы как системы. В настоящем исследовании, прежде всего, предпринимается попытка анализа выполнения системы санитарно – гигиенических требований, определяющих основные параметры безопасности школьного здания. Эти требования в будущем должны стать фундаментом при разработке научно обоснованных программ проектирования школьных зданий.
Развитие школьного здания, с одной стороны, ограничено экономическими, техническими и др. возможностями общества и государства, а с другой – уровнем тех теоретических и научных представлений, которые сложились и отражены в требованиях к школьному зданию. Как правило, эти представления значительно шире, чем реальные экономические и технические возможности. По сути, именно научно-теоретические представления об идеальном школьном здании, ограниченные конкретными условиями, и представляют собой теоретическую модель школьного здания.
Проблемам расчета школьной сети и архитектуре школьных зданий посвящено достаточно много работ, как отдельных специалистов, так и творческих коллективов. Из числа этих работ необходимо выделить ряд фундаментальных исследований В.В. Смирнова, В.И. Степанова и В.Н. Королева. [1;2;3].
Выбор помещения, планировка кабинетов, а также организация использования технических средств обучения осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, которые введены с 1.09.2003г. (Сан ПиН 2.4.2.1178-02).
Так же особое внимание уделяется и соответствию зданий основным санитарно – гигиеническим и эстетическим требованиям. Отмечается, что определенное техническое, эстетическое, цветовое оформление помещений, в том числе школьных кабинетов, благотворно влияет на психофизическое состояние находящихся там людей. А в нашем случае и на успеваемость школьников.
Исследовательская деятельность
Подготовительный этап
На данном этапе группа учащихся изучила содержание инструкционных карт, подготовила необходимое оборудование, определила сроки выполнения заданий, изучила соответствующую литературу.
В качестве объектов исследования были выбраны кабинеты: №3 (математика), №30 (химия), №28 (биология), №33(история), №52 (физика), №59 (русский язык, литература), спортивный зал, библиотека.
Практический этап
Предусматривает выполнение исследовательской работы по следующим направлениям:
Изучение особенностей влияния воздушной среды на здоровье человека и валеологическая оценка школьных помещений: соответствие санитарно-гигиеническим нормам температуры и влажности, режима вентиляции и чистоты воздуха, организации освещения;
Оценка мебели и её расстановка в классных комнатах;
Оценка интерьера школьных помещений с учётом рекомендаций по цветооздоровлению окружающей среды.
Аналитический этап
А) Техническая характеристика МОУ «СОШ №64».
Здание нашего образовательного учреждения (типовой проект), расположенное по адресу: улица Радищева 24. было введено в эксплуатацию в 1982 году. Стены здания сборные железобетонные панели толщиной 35 см. Фундамент – железобетонные блоки на свайной основе. Крыша – железобетонные плиты. Проектная мощность школы 1176 человек. На начало 2008-2009 учебного года в ней обучалось 949 учеников. Школа занимает территорию 22088 кв.м. из них 13827 кв. м – грунт, 2862,5 – пришкольные застройки. Площадь здания 5668,7 кв. м. Общее число кабинетов 31, 3 спортивных зала, актовый зал, столовая, библиотека, мастерские.{6}
Б) Валеологическая оценка температуры и влажности воздуха школьных помещений
Воздушная среда, окружающая ученика, оказывает существенное влияние на его самочувствие и работоспособность. Общее состояние воздуха оценивают по ряду характеристик: температура, влажность, чистота.
Воздушно-тепловой режим в различных помещениях школы и длительность сквозного проветривания регламентируется санитарно-гигиеническими нормами. В школьных зданиях по санитарно-гигиеническим нормам воздух должен сменяться минимум 1 раз в час.
Оборудование: комнатный термометр, гигрометр.
Ход работы: Раз в неделю, в течение месяца (декабрь) были произведены замеры температуры и влажности воздуха перед занятиями, в середине учебной смены и после занятий. По результатам была составлена сводная таблица.
Школьные помещения | Допустимая температура воздуха | До начала занятий | В середине смены | После занятий | |||
Т | В | Т | В | Т | В | ||
Кабинет № 3 | +18, +21. | + 19,5 | 43% | +20 | 44% | +19,8 | 44% |
Кабинет№28 | +18, +21. | +16,3 | 54% | +17 | 53% | +16,5 | 53% |
Кабинет№30 | +18, +21. | +18,2 | 53% | +19 | 53% | +18,5 | 54% |
Кабинет№33 | +18, +21. | +20,4 | 40% | +23,6 | 39% | +21,4 | 39% |
Кабинет№52 | +18, +21. | +21,3 | 39% | +23,1 | 37% | +20,2 | 37% |
Кабинет№59 | +18, +21. | +17,4 | 58% | +18,1 | 58% | +17,8 | 59% |
Библиотека | +17, +21. | +21 | 35% | +21,3 | 36% | +21,2 | 35% |
Актовый зал | +18, +20. | +17,8 | 46% | +17,9 | 45% | +17,8 | 46% |
Спортивный зал | +15, +17. | +16.2 | 51% | +17,2 | 51% | +16,7 | 52% |
РS: Допустимая величина влажности - 40-60%
Т-температура; В- влажность.
Вывод: сравнивая полученные результаты с санитарно-гигиеническими нормами, было выявлено, что исследуемые помещения по температуре и влажности соответствуют норме, за исключением кабинета №28 (средняя температура ниже допустимой нормы).
Отклонение от нормы связано с особенностью планировки здания. Кабинет расположен на втором этаже над аркой. Было установлено, что в помещениях, с зелёными растениями влажность выше, но соответствует норме. В течение дня происходили изменения в показаниях: в кабинетах, окна которых выходят на солнечную сторону наблюдалось естественное повышение температуры и снижение влажности. В помещениях с малой проходимостью (актовый зал) была отмечена стабильность в показателях.
В) Валеологическая оценка вентиляции воздуха в классных кабинетах
Режим вентиляции воздуха определяется по формуле:
R=S1:S2
где R- режим вентиляции; S1 - площадь форточек; S2- площадь пола. R (нома) = 0, 02.
Согласно произведённым подсчётам исследуемые кабинеты имеют стандартные размеры площади пола 50 кв. м., площадь форточек 0,4 кв.м (площадь одной форточки). x 3 (кол-во форточек) =1,23 кв.м.; R= 1,23:71,6= 0,017 Из полученных данных можно сделать вывод о том, что режим вентиляции соответствует норме.
Г) Валеологическая оценка естественного освещения
Важнейшее требование к сохранению работоспособности, профилактики зрения - достаточное и правильное освещение. Особую роль при этом оказывает биологическое действие солнечного света, стимулирующего функционирование центральной нервной системы и всех органов чувств, повышающего эмоциональный тонус организма.
Естественное освещение класса зависит от количества окон, их формы и размеров, ориентации по сторонам горизонта, чистоты стёкол.
Световой коэффициент определяется по формуле:
CK = S1:S2
где S1 - площадь остекления = S (площадь всех окон помещения) - 15-20% оконных переплётов, S2 -площадь пола; СК= 0,2-0,25 - норма.
СК=16 кв.м-3,2 : 71.6 кв.м.= 0,22.
Исходя из полученных данных, световой коэффициент соответствует норме.
Все исследуемые классные комнаты имеют левостороннее естественное освещение, что соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Направление светового потока справа, спереди и сзади недопустимо, так как за счёт тени от корпуса сидящих учеников уровень естественной освещённости на рабочих поверхностях парт и столов снижается в 3-4 раза.
Для обеспечения достаточного освещения очень важно соблюдать правила оформления школьных помещений. Результаты наблюдений были сведены в таблицу.
Школьные помещения | Окрас дверей | Рамы и оконные перелёты | Потолок | Окраска стен, обои | озеленение | Солнцезащитные устройства. |
Кабинет № 3 | Белый | Белый | Белый | кремовые | + | Шторы светл. |
Кабинет№28 | Белый | Белый | Белый | Панно | +++ | Ламбрекен |
Кабинет№30 | Белый | Белый | Белый | Белые | ++ | Ламбрекен |
Кабинет№33 | Белый | Белый | Белый | Белые | + | Ламбрекен |
Кабинет№52 | Белый | Белый | Белый | Белые | + | Шторы светл. |
Кабин6ет№59 | Белый | Белый | Белый | Белые | ++ | Шторы тёмн. |
Библиотека | Белый | Белый | Белый | Белые | ++ | ________ |
Актовый зал | Коричневый | Белый | Белый | Розовые | _ | Шторы |
Спортивный зал | Голубой | Белый | Белый | голубые | _ | _______ |
Вывод: Окрас дверей, рам и оконных переплётов, потолок классных комнат соответствует норме. Окрас стен светлый и матовый. Низкорослые зелёные растения в изучаемых помещениях расположены на окнах, остальные на стенах у доски и на задней стене кабинетов и не препятствуют естественному освещению. Из солнцезащитных устройств преобладают шторы светлых тонов, без крупного рисунка, синтетического происхождения. Тёмная окраска штор была отмечена в кабинете №59 (кабинет находится на солнечной стороне и в пасмурные дни сдвигаются в проёмы между окон).
Д) Валеологическая оценка цветового оформления школьных помещений.
Цвет играет немаловажную роль в жизни человека. Краски, в которые окрашен мир, оказывают на нас не только чисто психологическое или эмоциональное значение: они глубоко воздействуют на наш характер и наше здоровье. Сейчас уже доказано, что цвет воздействует на ритм сердечных сокращений, частоту дыхания, артериальное давление и напряжение в мускулах. Так, в желтой комнате у человека пульс является нормальным, в голубой – замедленным, а в красной – заметно учащенным. При длительном нахождении в помещении, окрашенном в ярко – желтый цвет, может начаться сильная головная боль. Зеленый цвет определяется как цвет владения собой, психического равновесия. Для комнаты, где приходится часто и подолгу работать – писать, считать, умственно сосредотачиваться - лучше остановиться на зеленых тонах. А синего и голубого цветов в учебных комнатах лучше избегать, так как они способствуют засыпанию. Нежелательны коричневый и серый цвета. [4] В помещениях. Ориентированных на северную сторону, стены следует оформлять в «тёплых», приглушённых тонах: жёлтый, бежевый, салатный. В светлых, солнечных кабинетах можно применять голубой и светло-зелёный цвет. Оптимальный цвет классной доски - тёмно-зелёный или коричневый. Цвет парт оптимально - зелёная гамма, цвет натуральной древесины.
Школьные помещения | Цвет парт | Цвет доски | Цвет штор | Преобладающая цветовая гамма |
Кабинет№28 | Зелёный | Тёмно-зелёный | Белый | Зелёная |
Кабинет№30 | Зелёный | Тёмно-зелёный | Зелёный | Зелёная |
Кабинет№33 | Коричневый | Тёмно-зелёный | Белый | Бежевая |
Кабинет№52 | Кремовый | Тёмно-зелёный | Св. коричневый | Бежевая |
Кабин6ет№59 | Белый | Тёмно-зелёный | Тёмно-зелёный | Зелёная |
Библиотека | ----------- | ------------ | Белая | |
Актовый зал | ---------- | Сиреневый | Розовая | |
Спортивный зал | _______ | ______ | _______ | Голубая |
Вывод: Согласно полученным данным цветовая гамма соответствует требованиям светооздоровления. Спортивный зал выполнен в рекомендуемых голубых тонах, чтобы не ощущалась жара во время тренировок, игр, соревнований. Актовый зал окрашен в «тёплые» яркие тона для поднятия настроения, и создания атмосферы творчества.
Классные комнаты имеют нейтральную окраску «тёплых тонов».
4.Творческий этап
Завершающим этапом нашего исследования стало составление «валеологического паспорта» кабинета №28 (биологии). В паспорте были обобщены полученные данные по основным направлениям валеологической оценки и была определена степень валеологического благополучия.
Валеологической паспорт кабинета №28
Общие данные:
1. Кабинет №28 расположен на втором этаже (над аркой).
2. Специализация - кабинет биологии.
3 Лаборатория S 18,7 кв.м.
(Приложение 1).
Характеристика кабинета:
Общие показатели
Размеры помещения | Площадь помещения | Расположение выхода | Ориентация окон | ||||
Длина | Ширина | Высота | Форма | S (общ.) | S на 1 чел. | ||
11,75м | 6,12 м | 3м. | прямоугольник | 71,6 кв.м | 2 кв м. | Со стороны доски | Северо-запад |
Расстановка мебели
Расстояние от демонстрационного стола до первой парты | Расстояние от последней парты до задней стены | Расстояние парт первого ряда до наружной стены | Расстояние парт третьего ряда до внутренней стены | Расстояние между рядами |
1,5м | 2м. | 0,5м. | 0,5м | 0,7 м. |
Характеристика школьной мебели
Степень достаточности мебели для всех ростовых групп учащихся | Техническое состояние | Эстетическое состояние мебели |
Ученические столы и стулья одного размера | удовлетворительное | неудовлетворительно |
Состояние воздуха
Температура | Влажность | Режим вентиляции | ||||
Осень | Зима | Весна | Осень | Зима | Весна | |
+22,3 | +16,4 | +20 | 48% | 53% | 54% | 0,024 (норма ) |
Организация естественного освещения
Наличие левостороннего освещения | Тип расстановки парт | Организация озеленения | Световой коэффициент | Характеристика солнцезащитных устройств |
+ | Три ряда | Окна, у доски, задняя стена | 0,256 (Норма) | Укороченные шторы, белый цвет, синтетика. |
Организация светового комфорта
Окраска дверей | Окраска окон | Окраска потолка | Оформление стен | Окраска парт | Окраска доски |
белая | белая | белая | Цветное панно с изображением растительности | Насыщенно-зелёный | Тёмно-зелёная |
Общий вывод о степени валеологического состояния кабинета №28
Анализируя полученные данные, кабинет находится в удовлетворительном состоянии.
Технические характеристики, расстановка мебели, цветовая гамма, организация естественного освещения соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Наблюдается отклонение в температурном режиме (зимний период времени).
Не соблюдены требования, предъявляемые при организации рабочего места ученика.
А именно, парты не соответствуют антропометрическим данным учащихся (все парты одинакового размера). Кроме того техническое и эстетическое состояние школьной мебели оставляет желать лучшего. В кабинете отсутствует водоснабжение.
Рекомендации по улучшению состояния кабинета
Замена мебели, соответствующей росту учащихся (регулируемых по высоте).
Восстановление водоснабжение кабинета.
В зимний период времени принимать дополнительные меры по утеплению кабинета.
Заключение
Основные выводы
Данная исследовательская работа носит практическую направленность. В ходе подведения итогов инициативной группой были составлены инструкции по проветриванию учебного кабинета с учётом температуры наружного воздуха и развешаны в кабинетах на информационных стендах. Среди учащихся среднего звена были проведены беседы о правилах поведения на переменах. Составленный валеологической паспорт кабинета №28 позволил обоснованно обратиться к администрации школы с предложениями по улучшению состояния кабинета. Было решено совместно с клубом «Здоровье», под руководством Сащенко Л.А. расширить исследования и составить валеологический паспорт всех кабинетов среднего и старшего звена, с составлением рекомендаций. В 2008-2009 учебном году через школьную газету был объявлен конкурс на лучший дизайн проект «Дом, в котором мы живём», где было предложено создать модель кабинета будущего.
25% суточного времени ученики проводят в школе. Школа это не просто здание – это наш дом, а в доме должно быть уютно, комфортно и безопасно.
Литература:
Королев В.Н. Принцип пространственной организации зданий высшей архитектурной школы // Архитектура и градостроительство. Межвузовский сборник научных трудов. – Л.: ЛИСИ, 1990. — С. 69-75.
Научно-популярное издание к 300-летию С.Петербурга. – Спб.: Издательство «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ»», 2003. – 144 с.
Организация и оборудование кабинета Пугал Н.А. Биология в школе №6 2003
Смирнов В.В. Петербургские школы и школьные здания. История школьного строительства в Санкт-Петербурге – Ленинграде – Санкт-Петербурге 1703 – 2003 гг.
Степанов В. И. Школьные здания. – М.: Стройиздат, 1975. – 239 с.: ил.
Сухарев В.А. Характер – здоровье – судьба. - Мн.: Беларусь, 1993.- 415с.
Технический паспорт МОУ «СОШ №64». 2007г.
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Тигрёнок на подсолнухе
Рисуем домики зимой
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Крутильный маятник своими руками