Проектная исследовательская работа была создана с применением музейной технологии. Под моим руководством учащиеся 9 класса МОУ СОШ с.Терновка провели сложную, но очень интересную работу. Объектом исследования был давно забытый в использовании людьми предмет - пральник. Учащиеся 9 класса проводили работу по нескольким направлениям:
- сбор материала , опрашивая местных жителей;
- посещение местного школьного музея;
- посещение краеведческого музея г.Балашова;
- работа с интернет - ресурсами;
- работа со словарями;
- просмотр старых кинофильмов с использованием предмета в деле.
Свою исследовательскую работу ребята представили на муниципальном семинаре ,который проходил на базе нашей школы. Дополнив свою работу, ребята представили ее на муниципальном конкурсе "Я - исследователь", за которую получили диплом III степени. Мы продолжаем работать над нашим проектом и планируем представить ее на другом конкурсе исследовательских работ, но уже на федеральном уровне.
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 328.1 КБ |
konkurs.pptx | 1.23 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Терновка Балашовского района Саратовской области»
Исследовательская и проектная деятельность
«В мире слов»
Выполнили:
учащиеся 9 класса
МОУ СОШ с.Терновка
Руководитель работы: Трубникова
Галина Александровна, учитель
русского языка и литературы
2011год.
Содержание:
1. Актуальность работы
2. Технология работы
3. Результативность работы
4. Вывод
5. Библиографический список
Актуальность работы
Неистребимы в человеке желания проникнуть в тайну рождения слова, потребность разгадать незримую связь явлений, запечатленную в нем. Этимологическая справка помогает удовлетворить языковую потребность. При этом ярче и точнее раскрывается потаенный глубинный смысл, стершийся и потухший за многие столетия жизни слова в языке.
В своей работе я исхожу из понимания, что слова нас сопровождают всю жизнь.
Слово словно помнит то содержание, которое в него когда- от было вложено. Наличие «культурной» памяти во многом объясняет изменение значения слова, его преобразование.
Цели: - показать уровень информированности о слове;
- развить интерес к словам, вышедшим из употребления;
- обобщить материал, полученный в ходе работы;
Задачи: - провести классификацию собранного материала;
- определить способы словообразования данного слова;
- работа со словарями;
- использование интернет - ресурсов;
Гипотеза: Откуда вы приходите, слова,
Исполненные доброго доверья?
Предмет: самовыражение через исследовательскую деятельность
Объект: Слово «пральник»
Этапы работы:
Изучение теоретической литературы
Сбор фактических данных(опрос местных жителей)
Отбор материала
Вывод
Практическая значимость: Отразить особенности национальной культуры
2 .Технология работы
В глубинах народного языка отражается вся история духовной жизни народа. Поколения проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке в наследие потомкам.
С. Баруздин писал:
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твердые и мягкие,
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно дело стоит за каждым словом.
Мы часто встречаем в жизни слова, которые заставляют нас задуматься, но ни одно слово не появляется в жизни случайно.
Каждое слово имеет свою судьбу, но история многих русских слов, дошедших до нас из далекого прошлого, интересует нас и по сей день.
Предметом нашего исследования было слово «пральник».Сначала я использовала интернет, чтобы узнать, что означает это слово. Оказалось, что это деревянный предмет использовался для стирки грубых холстов. Пральник я увидела в употреблении только на картинах. Мне было очень интересно найти этот предмет, потрогать его. Я посетила наш школьный музей. Но к большому сожалению – предмета там не оказалось. Тогда я решила попросить ребят в школе, чтобы они опросили своих знакомых или соседей. Сама же я пошла по селу, заходя буквально в каждый дом, где проживают пожилые люди, но все мои труды оказались напрасны, в нашем селе , к сожалению, уже ни у кого не осталось этого предмета.
В интернете я нашла изображение нескольких пральников, они все разных размеров и разной формы, потому что предназначались для разных холстов..На одном из пральников изображены узоры.
Это еще раз подчеркивает, что наши предки вносили в свою жизнь красоту. Еще я нашла репродукции картин с изображением предмета в деле.
На первой картине изображены брат с сестрой на речке. Девочка полоскает белье после стирки, а братец держит пральник. На второй картине изображены женщины, стирающие не речке белье, они стирают белье, с силой ударяя пральниками.
Мне стало интересно найти текст или предложения с использованием слова «пральник»
Я нашла текст и предложения :
…Пруд был небольшой. Он образовался в стороне от русла реки. Задняя часть его заросла осокой и тростником. Ниже, почти у омута, полоскали холсты бабы . Их не видно, но слышно, как они ритмично колотят пральниками. (Слово пральниками является именем существительным)
…Обрете жену, перущу ризы.(слово перущу является причастием)
…Белье стирают дома , а прут и полощут на речке.(Слово прут является глаголом).
Слово для сознания современного человека- знак культуры, имеющий свое лексическое значение. Из словарей я узнала лексическое значение слова «пральник».
Этимологический словарь: прачь(ср. диал. прач «валек для стирки белья»), суф. Образования от слова прати « стирать, колотить» (того же корня попирать, переть)
Толковый словарь Ожегова:
Прачечная: предприятие, занимающееся стиркой белья
Словарь Даля:
Прать ,что жать ,давить, переть, выжимать, выдавливать, гнести; особ. о белье, стирать, выминая, колотить вальком, кичигой, пральником.
Словарь Ушакова:
Прачечная- помещение для стирки белья и для последующей его обработки (бученья, полосканья, катанья , глаженья).
Словарь В.Даля для детей в 10 томах:
Прать, что жать, давить, переть, выжимать , отжимать, выдавливать, гнести; особ. О белье, стирать выминая. Толочь, попирать.
Все словари говорят о том, что слова прать, прут, пральник, прачка, прачечная- однокоренные, образованы от слова прать.
Параллельно готовясь к другой исследовательской работе, я просматривала книгу «Православные праздники» и нашла такие строки …….(отрывок из книги…с мечом или копьем , попирающим ногами дракона.)Попирать- воздействовать на предмет, значит слово попирать тоже однокоренное со словами прать, прут, пральник, прачка, прачечная.
Нас интересовал вопрос: Почему слово прать у нас на слуху, менялось ли значение слова в течение времени?
Прать и стирать – обозначает одно и то же (воздействовать на предмет) или делать белье чистым. (статьи из словарей)
Где же грань между словами прать и стирать? Жизнь не стоит на месте. Предмет ушел из нашего употребления тогда, когда стали появляться новые предметы для стирки: стиральные доски, затем стиральные машины
Еще нас волновал такой вопрос «Почему мы говорим –стирать, а не прать, а до сих пор осталось слово «прачечная»
И мы пришли к выводу : название предметов изменяется, а действия, которые они производят, остаются без изменения. В прачечной как стирали белье сто лет назад, так и стирают по сей день, так зачем же менять вывески на зданиях.
Глядя на предмет исследования пральник и стиральную машину-автомат невольно задаешься вопросом «В чем отличие, а в чем сходство этих предметов?»
Сходство в том, что эти оба предмета применяются при стирке белья, а разница в усовершенствовании предмета.(оба пральники)
3.Результативность работы
Выполняя исследовательскую работу, повышаешь уровень знаний о родной русской культуре. Складывается чувство, будто ты живешь во времена бабушек и прабабушек. Все знаешь о тяжелой их, но интересной жизни. Хорошо, что у нашего поколения есть такое богатое наследие –национальная культура, которую знает , помнит и уважает каждый русский человек, передавая своим детям и внукам с большой любовью.
4.Вывод
«…Самая прекрасная и глубокая эмоция, которую мы испытываем, это ощущение тайны. В ней источник всякого подлинного знания.»
А.Эйнштейн
Не будем забывать:
На всех словах- события печать,
Они дались недаром человеку…
Мы будем продолжать начатую работу, искать новые формы исследовательской работы, искать новые «старые» слова.
Библиографический список
Интернет ресурсы
«Православные праздники» Изд. Москва ,2009г.
Словарь Даля В.
Словарь Даля в. 10 том. (детский)
Словарь Ожегова С.И , 2004г.
Словарь Ушакова , 1935-1940г.
Этимологический словарь , 2004г.
Слайд 1
Исследовательская работа «В мире слов» Выполнили: Афанасьева Анна, учащаяся 9 класса Хорошилова Татьяна , учащаяся 10 класса МОУ СОШ с.Терновка Балашовского района Саратовской области Руководитель: Трубникова Г.А., Учитель русского языка и литературыСлайд 2
Содержание: 1.Актуальность работы 2.Технология работы 3.Результативность работы 4.Вывод 5.Библиографический список
Слайд 3
Неистребимы в человеке желания проникнуть в тайну рождения слова, потребность разгадать незримую связь явлений, запечатленную в нем. Этимологическая справка помогает удовлетворить языковую потребность. При этом ярче и точнее раскрывается потаенный глубинный смысл, стершийся и потухший за многие столетия жизни слова в языке. В нашей работе мы исходим из понимания, что слова нас сопровождают всю жизнь. Слово словно помнит то содержание, которое в него когда- то было вложено. Наличие «культурной» памяти во многом объясняет изменение значения слова, его преобразование. Актуальность работы:
Слайд 4
Цели : -показать уровень информированности о слове; -развить интерес к словам , вышедшим из употребления;
Слайд 5
Задачи: - найти предмет исследования ( пральник ); -- провести классификацию собранного материала; - определить способы словообразования данного слова; - работа со словарями; - использование интернет - ресурсов;
Слайд 6
Гипотеза : Откуда вы приходите, слова, Исполненные доброго доверья? Предме т: самовыражение через исследовательскую деятельность Объект: Слово « пральник » Этапы работы : 1. Изучение теоретической литературы 2. Сбор фактических данных(опрос местных жителей) 3. Отбор материала 4. Вывод Практическая значимость : Отразить особенности национальной культуры
Слайд 7
Не будем забывать: На всех словах – события печать, Они дались недаром человеку
Слайд 8
Слова бывают разные, Слова бывают всякие, Слова бывают ясные, Твердые и мягкие, Слова бывают смелые, Упрямые, суровые, Но непременно дело Стоит за каждым словом. С.Баруздин
Слайд 9
Каждое слово имеет свою судьбу, но история многих русских слов, дошедших до нас из далекого прошлого интересует нас и по сей день…
Слайд 10
Пральник
Слайд 11
Девочка, стирающая белье
Слайд 12
Стирающие женщины
Слайд 13
Пруд был небольшой. Он образовался в стороне от русла реки. Задняя часть его заросла осокой и тростником. Ниже, почти у омута, полоскали холсты бабы. Их не видно, но слышно, как они ритмично колотят пральниками .
Слайд 14
Обрете жену, перущу ризы. Белье стирают дома, а прут и полощут на речке.
Слайд 15
В слове отразились особенности национальной культуры и мировоззрение народа, мы пытаемся по возможности извлечь всю культурную информацию
Слайд 16
Словари Этимологический Толковый Словарь Даля Словарь Ушакова Словарь В.Даля для детей в 10 томах Прачка - от прачь (ср. диал. прач "валек для стирки белья"), суф . образования от прати "стирать, колотить" (того же корня попирать, переть). ПРАЧЕЧНАЯ : предприятие, занимающееся стиркой белья Фабрика-п . П. самообслуживания. П. при доме. ПРАТЬ что, жать, давить, переть; вы(от) жимать , давить, выдавливать, гнести; особ. о белье, стирать выминая, колотить вальком, кичигой , пральником . И той перет точило вина, Апокалипсис. Обрете жену перущу ризы, Пролог. Белье стирают дома, а прут и полощут на речке. ПРАЧЕЧНАЯ ( шн ), прачечной, ж. 1. Помещение для стирки белья и для последующей его обработки (бученья, полосканья, катанья, глаженья). Домовая прачечная. 2. Заведение, предприятие, обслуживающее потребности граждан в стирке белья, занимающееся стиркой белья. Прать , что , жать, давить, переть; вы(от) жимать , давить, выдавливать, гнести; особ. о белье, стирать выминая. Толочь, попирать.
Слайд 17
Однокоренные слова Прать Прут Пральник Прачка Прачечная
Слайд 18
Церковный слайд
Слайд 19
Однокоренные слова Прать Пральник Прачка Прачечная Попирать
Слайд 20
Стирать - Прать - что, жать, давить, переть; вы(от) жимать , давить, выдавливать, гнести; особ. о белье, стирать выминая, колотить вальком, кичигой , пральником стирывать белье, мыть в буке или с мылом; без мыла: прать , полоскать. В морской воде стирать нельзя. Сроду не стирывала , а в прачки идет!
Слайд 21
Прачечная Вчера Сегодня
Слайд 22
Прать - стирать
Слайд 23
Самая прекрасная и глубокая эмоция, которую мы испытываем, это ощущение тайны. В ней источник всякого подлинного знания. А.Эйнштейн
Слайд 24
Не будем забывать: На всех словах- события печать, Они дались недаром человеку…
Слайд 25
Библиографический список 1.Интернет ресурсы 2.«Православные праздники» Изд. Москва ,2009г. 3.Словарь Даля В. 4.Словарь Даля в. 10 том. (детский) 5.Словарь Ожегова С.И , 2004г. 6.Словарь Ушакова , 1935-1940г. 7.Этимологический словарь , 2004г.
Как зима кончилась
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Пчёлки на разведках
Будьте как солнце!