История основания и развития народного промысла - касимовской росписи. Знакомство с технологией изготовления и росписи изделий.
Вложение | Размер |
---|---|
kasimovskaya_rospis.doc | 25.5 КБ |
kasimovskaya_rospis.ppt | 2.7 МБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа ?4»
муниципального образования — городской округ город Касимов
Исследовательская работа
«Касимовская роспись»
Выполнила: Бузунова Ирина, ученица 8А класса
Руководитель: Кукушкина Анна Викторовна, педагог-организатор
2012г.
Давно известны такие старинные виды росписей, как гжель, хохлома, палех, городец…
Но, ничем не уступая, стоит с ними в одном ряду еще совсем молодая роспись – касимовская.
Этот новый вид декоративно-прикладного искусства возникает в 70-е годы ХХ века. Чему способствовало наличие художественных кадров в Касимове, а так же богатство липовых рощ в его окрестностях.
Мысль о возможности выполнения изделия из дерева возникла у работников Касимовского лесхоза. Эта идея была обговорена с касимовскими художниками, и те предложили варианты росписи точеной из древесины посуды.
Перед художниками стояла сложная задача: с чего начать, на каком фоне, что брать за основу. Так как уже был образец, насчитывающий в своей истории 300 лет, - хохломская роспись, то касимовские художники решили идти по пути изучения этого вида росписи.
История касимовского сувенирного цеха.
Касимовская роспись родилась в 1974 году. Это был апогей расцвета народных промыслов: ручной, творческий труд становился самоценен и его даже запрещали заменять на механический. Касимовские умельцы попали в благосклонный фокус внимания государства, а директоров предприятий обязывали открывать цеха товаров народного потребления. Страна через много лет забвения наконец вспомнила старинную географию народных промыслов: Палех, Гжель, Скопин, Михайлов - и начала осваивать новую. В трех лесокомбинатах Рязанской области: Солотчинском, Можарском и Касимовском возникли новые производства – народные промыслы.
Два из них просуществовали недолго, а касимовский, прижился и колористичностью росписи превзошел знаменитую хохлому. Первым начальником цеха был Пудков Николай Григорьевич. «Начинали с нуля, - вспоминает мастер по росписи Татьяна Ивановна Юсова, - набрали рисовальщиков из Касимовского педагогического училища»… Но прежде своими руками построили цех. «Бельё (так назывались неокрашенные заготовки) поначалу возили из Можар и Солотчи, на них постигали искусство росписи. Директор лесокомбината Владимир Васильевич Лунин привез с родины хохломы, из Семенова, токаря и несколько расписных изделий: чашку, блюдце и половник. Технику росписи взяли оттуда же, но рисовали по-своему, как увидели.
В первые годы роспись выполняли только на золотом фоне. Вспоминает одна из мастериц, стоящих у начала росписи: «Я пришла в цех, когда все уже было налажено и цеху было уже три года. Расписывали и по золотому фону, и просто по дереву. Деревянные заготовки, называемые «бельем», покрывались бесцветным лаком, просушивались и по этому «фону» расписывались. Чаще тремя основными красками – красные или оранжевые ягоды, черные или коричневые листочки и зеленая «травка». Получалось очень оригинально, и выполнять было проще, потому что есть не было сложного процесса подготовки фона.
Один из самых любимых и основных элементов – «клубничку» - придумывали мастера все вместе. Сначала она выполнялась плоско, вспоминает мастер. Набирали красную краску, давали высыхать, делали желтую обводку, зеленые хлисточки и черные или золотые тычинки. А потом усовершенствовали роспись, стали выполнять ягодку с «тенежкой» отчего она смотрится объемной.
«Тенежка» губкой – примакивание более светлым цветом, саще всего белым или желтым. Потом сверху на ягодке стали делать цветочки.
«Кудринка» - исконно касимовский элемент. Первоначально задумывался очень тонкой зеленой травкой. Впоследствии стал выполняться с некоторым утолщением.
А элемент «хмель» придумал первый мастер по росписи Владимир Алексеевич Скорняков.
«Профессиональных художников среди нас никогда не было , - вспоминает Т.И.Юсова, - но всегда находились те, кому роспись давалась как бы от души, от Бога. Лучшая авторская работа токаря Владимира Александровича Андрианова и художницы Евгении Александровны Девятовой принимали участие во Всероссийских выставках.
Самый первый набор назвали «рыбацкий». Он хранится в Рязнском краеведческом музее. В 1994 году директором промысла стал Иван Сергеевич Баранов.
В 1999 году Касимовскому сувенирному цеху присвоен статус предприятия «Народные художественные промыслы»
Последовательность изготовления изделий
В Мещерских лесах, среди которых почти 850 лет назад укрылся старинный русский город Касимов, обработкой дерева занимались давно, а художественную роспись освоили впервые. Касимовские мастера предпочли всем техникам роспись «под фон» и растительные элементы ягоды и травы, изредка включая в них василек и ромашка. «Высушенную липу обрабатывают на токарном станке. Дерево обязательно должно просохнуть, во избежание того, чтобы оно не потрескалось. Предварительно делают заготовки для каждого изделия своего размера. Затем изделия вручную шкурят и до конца просушивают. Далее изделия попадают в грунтовочный цех, где их грунтуют масляной краской с добавлением разбавителя. Сушат в жарочных печах. «Высушки», остывшие заготовки покрывают бесцветным лаком. И снова шкурят. Далее, чтобы пролучить эффект таинственного свечения золота, натирают изделия алюминиевым порошком и шлифуют до блеска зеркала.
На последнем этапе изделия покрывают три или четыре раза цветным (желтым) лаком. Мастер видит, сколько раз покрыть, чтобы был эффект золота.
Техника росписи.
Мастер Т.Юсова рассказывает об этом процессе. Начинается таинство росписи. Кисти следует подбирать ?1 или ?2, но с острым кончиком. Важно знать, что масляные краски не все идут, есть те, которые прозрачны и сквозь них просвечивается фон, а есть плотные – это те, которые и надо использовать. «Мы чаще всего делали роспись «плотными красками», свинцовыми или цинковыми»
1 этап работы – на золотую поверхность с характерным красноватым отливом кистью наносится тончайший рисунок – основа, от этой линии в сторону нельзя отходить. От неё уже в стороны пойдут листья и ягодки. Потом делается разметка. Узор не обязательно точно соблюдать, все зависит от наполненности фона.
2 этап – закрашиваем фон, оставляя золото только в цветах и листьях.
3 этап – рисуем элементы – излюбленную клубничку или другие ягодки.
Среди узоров нет одинаковых. У каждого художника клубничка ляжет в десятках вариантов – то одна, то с другой ягодкой: брусникой, рябиной, черникой.
4 этап – прорисовка элементов, обводка некоторых, «тенежка» других. После этого изделие должно просохнуть.
5 этап – рисуется элемент «травка», сжимающаяся, как пружинка в упругие зеленые завитки. Цветовая гамма орнамента – красная клубника на зеленой траве и золотые отблески листвы. Чуть-чуть добавится желтого, и промелькнет голубое и белое.
В сюжете «Хмель» силуэт рисунка обозначен золотыми листьями и шишечками хмеля. Красочная палитра царственно изысканна – зелень и золото на черном фоне.
У касимовцев своя манера письма. Она сильна незамысловатостью узора, а скорее его простотой и нарядностью. Сервизы «Медовый», «Коньячный», «Столовый»… - всех не перечислишь – празднично сияют золотом на столе.
Клубничка, рябинка и даже хмель великолепно чувствуют себя на пузатых самоварах или квадратных бутылках и рюмках из стекла. Касимовской золотой росписью можно украсить все что угодно: мебель, кухонную посуду, сувениры.
Возникнув из хохломы, она сумела переродиться в современную роспись. Хохломской росписи более трех веков, касимовская совсем еще юная. Но она не рядится в одежды именитой соперницы, и ее никогда не спутаешь с какой-то другой. Не случайно касимовская роспись привлекает внимание не только местных жителей, объединенных одной культурой, но и западных ценителей: французов, испанцев, швейцарцев.
Слайд 1
Выполнила: Бузунова Ирина, МБОУ «СОШ №4» Руководитель Кукушкина А.В.Слайд 2
Касимовская роспись родилась в 1974 году. Мысль о возможности изготавливать– выполнять изделия из дерева возникла у работников Касимовского лесхоза. Эта идея была обговорена с касимовскими художниками, и те предложили варианты росписи точенной из древесины посуды.
Слайд 6
Один из любимых и основных элементов – «клубничку», мастера придумывали все вместе. Сначала она выполнялась плоско, вспоминает мастер. Набирали красную краску, давали высыхать, делали желтую обводку, зеленые листочки и черные или золотые тычинки. А потом усовершенствовали роспись, стали выполнять ягодку с «тенежкой», отчего она смотрится объемной. Потом на ягодке стали делать цветочки, как будто ягодка и растет и цветет. Тенежка – примакивание более светлым цветом, чаще всего желтым или белым.
Слайд 7
«Кудринка» исконно касимовский элемент. Первоначально задумывался очень тонкой зеленой травкой. В последствии стал выполняться с некоторым утолщением.
Слайд 8
Сюжет «Хмеля» придумал первый мастер по росписи Владимир Алексеевич Скорняков.
Слайд 9
В 1999 году Касимовскому сувенирному цеху присвоен статус предприятия «Народные художественные промыслы»
Слайд 13
На последнем эт а пе изделие покрывают три или четыре раза цветным (желтым лаком) Мастер сам видит сколько раз покрыть, чтобы был эффект золота.
Слайд 16
Среди узоров нет одинаковых. У каждого художника клубничка ляжет в десятках вариантов – то одна, то с другой ягодкой: брусникой, рябиной, черникой
Слайд 21
http://my.mail.ru/mail/nataliya.antipova.69/ http:// kasimovraduga.narod.ru/foto.htm
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Одна беседа. Лев Кассиль
Снежная сказка
Зимовье зверей
Ель