В работе рассмотнены исторические аспекты возникновения статистики как науки.
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_statistiki_v_izuchenii_rezhima_dnya_shestiklassnika.docx | 651.8 КБ |
МБОУ «средняя общеобразовательная школа № 97».
Учебно-исследовательская работа по теме:
« Использование статистики в изучении режима дня
шестиклассника».
Выполнила: ученица 6 «Г» класса
Гаврилова Анна
Руководитель: учитель математики
Бикметова Н.А.
Кемерово 2012
Содержание.
Введение
Глава 1. Развитие статистической науки
§1. Статистика как наука
§2. Из истории статистики
§3. Статистика в России
а) Статистика в советской России
§4. Основные статистические методы
а). Метод группировок в статистике и его применение.
ГЛАВА 2. Использование элементов статистики при проведении исследования.
Исследование режима дня учащихся 6 «Г» класса
Заключение
Список литературы
Введение.
С экрана телевизоров, по радио мы часто слышим: «По данным Росстата…», «По статистике…». Но кто же знает, что такое статистика, та самая статистика, которая обо всем знает? Когда и для чего она появилась? Каким образом сейчас работает и развивается?
Слово «статистика» происходит от латинского status — состояние дел. В науку термин «статистика» ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль (1719 - 1772) в 1746 году, предложив заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.
Цифровые, статистические показатели широко используются в различных источниках социальной информации — СМИ, учебной, научной, публицистической литературе. И это не случайно. История развития человечества показала, что без статистических данных невозможно управление государством, развитие отдельных отраслей и секторов экономики, обеспечение оптимальных пропорций между ними. Сравнительные количественные данные за определенный промежуток времени дают возможность уловить тенденцию изменения свойств, состояния того или иного социального объекта. Собранные на основе специально разработанной научной методики статистические данные наиболее точно характеризуют реальное положение дел. Именно поэтому их охотно используют в качестве главного аргумента при доказательстве того или иного положения. Таким образом, умение анализировать статистические данные — необходимое условие правильного осмысления реалий современного мира. Без обращения к этим данным в современном обществе не обойтись.
Однако статистические данные надо уметь извлекать, анализировать, интерпретировать (истолковывать) и использовать в учебной деятельности и повседневной жизни. Статистические данные могут быть представлены в различных формах. Школьники с цифровыми показателями встречаются непосредственно в текстах параграфа учебника, в средствах массовой информации, научной литературе.
В повседневной жизни статистика значима для общества, так же как и для каждого человека в отдельности. Чаще мы её не замечаем, но она есть. Статистика прослеживается в экономической сфере нашей страны, а именно: банки, отраслевые биржи и т.д.
ТЕМА: Использование статистики в изучении режима дня шестиклассника. Гипотеза: ученики 6 «Г» класса нашей школы нерационально используют свое время, поэтому в классе низкая успеваемость.
Цель: Показать применение математической статистики в реальной жизни.
Задачи: 1.Изучить историю статистики.
2. Изучить основные понятия статистики.
3.Научиться использовать элементы статистики при проведении исследования, учиться обрабатывать информацию и представлять ее в виде диаграмм.
4.Показать, как режим дня учащегося влияет на его успеваемость и общественную жизнь.
Методы исследования: Социологический опрос, анализ, прием сворачивания информации.
Предмет исследования: ученики 6 «Г» класса
Объект исследования: режим дня шестиклассника.
1. Развитие статистической науки
§1. Статистика как наука
Eдва ли найдется еще одна наука, в которой так горячо спорили бы о ее предмете, т. е. о том, что она собой представляет. К тому же само понятие «статистика» употребляется в самых разных значениях.
Следовательно, выводы, которые делаются на основании статистических данных, не всегда однозначны. Сила статистики в том, что она на основе анализа разрозненных, как бы пестрящих случайностями данных помогает исследователю проникнуть в существо изучаемых явлений. Ученые, внесшие вклад в развитие статистики – Уильям Петти – один из основателей статистики. Его заслуга в том, что он впервые применил числовой метод для анализа закономерностей общественной жизни. Работа – "Политическая арифметика". – Адольф Кетле – бельгийский статистик. Доказал, что даже кажущиеся случайности общественной жизни обладают внутренней закономерностью и необходимостью. – К.Ф. Герман – русский статистик ("Всеобщая теория статистики"). – В.И. Ленин – теория группировок, теория статистического наблюдения. – Целый ряд других ученых. §2. История статистики |
Начало статистической практики относится примерно к времени возникновения государства. Первой опубликованной статистической информацией можно считать глиняные таблички Шумерского царства (III — II тысячелетия до н. э.).
Упоминания о статистических обследованиях встречаются и в библейские времена. В Древнем Риме велась статистика численности населения и имущественного положения граждан. В Китае более чем за две тысячи чет до нашей эры производились исчисления населения по полу и возрасту, а также собирались сведения о состоянии промышленности и сельского хозяйства. Развитие торговых и международных товарно-денежных отношений явилось стимулом для дальнейшего формирования учета и статистики. В конце IX в. проводились первые учетные операции: инвентаризация королевских имений, учет населения, пригодного к военной службе. Однако, если собирание статистических данных началось в самой глубокой древности, то их обработка и анализ, т. е. зарождение статистики - науки, относятся к более позднему периоду - второй половине XVII в. В это время и было введено в научный обиход и само слово «статистика». В Европе статистика развивалась в нескольких направлениях, т. е. существовало несколько различных школ. Во второй половине XVII столетия в Германии возникла школа государствоведения. Ее основателем был немецкий ученый Г. Конринг (1606 - 1681). Дальнейшее развитие это направление получило в работах Г. Ахенваля и А. Шлецера. Школа просуществовала более 150 лет, не меняя своих теоретических основ. Предмет и метод этой науки не были четко определены. Собирался в основном описательно-информационный материал, который впоследствии почти не анализировался. Описывался, как правило, последний период, иначе, по мнению представителей школы, в статистической работе не было смысла. В трудах сторонников этого направления содержалось описание государств, их устройства, быта и нравов населения, естественных условий, климата, финансов, армии. Хотя авторы трудов называли их статистическими, с этим нельзя было согласиться, так как в них было словесное описание «достопримечательностей государства», т. е. в большей мере эти описания носили этнографический характер. Содержание, задачи, предмет изучения статистики в понимании ученых были далеки от современного взгляда на статистику как науку. Гораздо ближе к современному пониманию статистики была английская школа политических арифметиков, которая возникла на 100 лет раньше немецкой описательной школы. Основоположниками школы «Политическая арифметика» были Д, Граунт (1620 - 1674), Э. Галлей (1656 - 1742) и В. Петти (1623 - 1687). В их трудах наметились два направления: демографическое с преобладанием вопросов страхования жизни у Д. Граунта и Э. Галлея и статистико-экономическое у В. Петти. Д. Граунт на основе обработки бюллетеней о естественном движении населения Лондона впервые открыл некоторые закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать массовый первичный материал. Он впервые попытался построить таблицу смертности для стационарного населения. Теоретически разработку проблемы смертности, начатую Д. Граунтом, продолжил Э. Галлей. Он высказал идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений. |
Друг и современник Д. Граунта В. Петти написал по статистике ряд научных работ, главные идеи которых состоят в стремлении конкретно оценить то или иное явление в условиях явной нехватки числовых данных. В. Петти является создателем экономической статистики.
Политические арифметики путем обобщения и анализа фактов стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, показать закономерности развития общественных явлений, проявляющиеся в массовом материале. Цели и задачи, которые ставили перед собой ученые, близки к современному пониманию сущности статистики.
Идеи Д. Граунта, Э. Галлея и В. Петти имели своих последователей как на их родине, в Англии, так и в других европейских государствах. Наибольшее развитие эта школа получила в XVII и XVIII вв. в Англии, Голландии, Франции. В дальнейшем понимание школы политических арифметиков в основном свелось к демографии и особенно к вопросам страхования жизни, финансовым расчетам.
В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки - статистико-математическое. Особый вклад в развитие этого направления внес бельгийский статистик А. Кетле (1796 - 1874). Двумя другими учеными, внесшими значительный вклад в развитие статистики, являются два англичанина - Ф. Гальтон (1822 - 1911) и К. Пирсон (1857 - 1936). Гальтон, родственник Чарлза Дарвина, серьезно заинтересовался проблемой наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы. Пирсон также провел много плодотворных исследований в статистике. Наиболее известным ученым XX в. в области статистики Запада является Р. Фишер (1890 - 1962). Фишер продуктивно работал с 1912 по 1962 г., и многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику. Представители статистико-математического направления считают основой статистики теорию вероятностей, составляющую одну из отраслей прикладной статистики.
Превращению статистики из науки описательной в науку теоретическую, формированию статистики как науки положили начало представители школы политических арифметиков, которые изучали общественные явления с использованием меры, веса и числа.
Уже в начале XIX в. статистика нуждалась в уточнении организационных и методологических основ, что было вызвано изменениями в системе государственного управления и распространением прогрессивно-демократических идей. Большим шагом вперед к развитию статистической науки послужило комплексное применение, наряду со статистическими, экономико-математических методов и широкое использование компьютерной техники в анализе социально-экономических явлений.
§3. Статистика в России.
Первыми и основными учетно-статистическими источниками на Руси были летописи, в которых уже в IX -XI вв. упоминается о сборе различной информации, например, приводятся учетные данные о возникновении и развитии городских поселений, расположенных на водных путях, о наличии в них храмов, церквей, монастырей, жилых строений.
Однако сбор числовых данных в государствах древнего мира был настолько несовершенным, что говорить о научном подходе к нему не приходится. В тот период статистические операции, как правило, проводились в исключительных случаях, в основном в военных и финансовых делах. Позднее потребность в статистических операциях возникла уже с необходимостью стимулирования роста народонаселения, производительных сил страны, регулирования потребления.
Становление государственной статистики в России можно отнести к концу XII – началу XIII в., хотя первые переписи земель и населения с постоянно усложнявшейся программой проводились еще в Киевской Руси (IX – XII вв.). 25 июня 2011 года статистическая служба в России отметила 200-летие со дня официального образования. В этот день в 1811 году вышел Императорский Манифест «Об учреждении Министерства полиции», в соответствии с которым было образовано статистическое отделение.
Основы общегосударственной системы статистики в России были заложены при Петре I (1672–1725). В период Петровских реформ было проведено множество необходимых нововведений, непосредственно касающихся статистического учета: были введены учет цен на хлеб, регистрация новых фабрик и заводов, проводились подворные переписи (ревизии) населения. Функции центрального статистического органа выполнял учрежденный при Петре I Сенат. Начиная с 1764 г. в России было проведено несколько уникальных статистических работ: генеральная опись Малороссии, генеральное межевание и топографическое описание губерний, послуживших базой для последующего развития статистической практики. Успешное развитие российской статистики во второй половине XVIII века затормозилось в период царствования Павла I. И лишь первые годы правления Александра I были отмечены либеральными веяниями в социально-экономической жизни России, проведением крупных реформ, коснувшихся и системы управления. Вместе с новой организацией управления была изменена и система статистических работ, восстановлена отчетность губерний. В 1811 г. было создано первое официальное статистическое учреждение – Статистическое отделение при Министерстве полиции. А с 1834 года во всех губернских городах учреждались статистические комитеты под председательством гражданских губернаторов. Пореформенный период конца ХIХ – начала ХХ века вошел в историю как период правительственной и земской статистик. При земствах, органах местного самоуправления, с середины 70-х годов XIX века были созданы специальные статистические бюро. Земские статистики собирали и разрабатывали огромный статистический материал, который использовался для глубоких экономических и социальных исследований пореформенной России. Работа земской статистики характеризуется не только сбором и разработкой статистических данных, но и развитием статистической методологии. Видными земскими статистиками были В.И. Орлов, П.П. Червинский, Ф.А. Щербина, А.П. Шликевич.
Начала зарождаться отраслевая статистика: сельскохозяйственная, промышленная, железнодорожного транспорта, торговли, статистика труда, бюджетная и статистика населения. За все время своего существования органы государственной статистики подвергались множеству различных реорганизаций, при этом в разные периоды своей истории решали новые, все более сложные задачи, которые ставило перед ними государство.
а) Статистика в советской России
Начальный этап советской статистики (1917–1930 гг.) отличается исключительной интенсивностью: проводится большое число специально организованных, статистических переписей и обследований, плодотворно работают различные научные коллективы, строится первый баланс народного хозяйства.
Последующее развитие советской статистики тормозилось созданием в 30-е годы административно-бюрократической системы, массовыми репрессиями, в том числе и лучших экономистов и статистиков (Н.Д. Кондратьева, А.В. Чаянова, В.Г. Громана, О.А. Квитнина и многих других).
В это время формируются отраслевые статистики, складывается система объемных показателей, скрывающая негативные тенденции в развитии народного хозяйства. Активно разрабатываются и качественные статистические показатели (индексы производительности труда, себестоимости и др.). Статистика подчиняется решению оперативных задач, оценке выполнения плана в ущерб ее аналитическим функциям.
В годы Великой Отечественной войны перед советской статистикой стояли задачи по оперативному учету трудовых, материальных ресурсов, перемещение производственных сил страны в восточные районы. После войны роль и значение статистики возросли: развернулись балансовые работы, углубилась теория индексного метода и расширилась практика его применения, получили распространение экономико-математические модели и методы, развитие прикладной статистики.
Сегодняшний стандарт школьного математического образования ограничивается понятиями и методами описательной статистики, которая занимается первичной обработкой статистической информации: представлением ее в виде удобно читаемых таблиц, изображением на диаграммах и вычислением наиболее показательных числовых характеристик. Более тонкими исследованиями — оценкой неизвестных параметров, проверкой гипотез, изучением статистических связей и зависимостей — занимается математическая статистика, изучение которой не входит сегодня в программу общеобразовательной школы.
§4. Основные статистические методы
Статисти́ческие ме́тоды — методы анализа статистических данных. Выделяют методы прикладной статистики, которые могут применяться во всех областях научных исследований и любых отраслях народного хозяйства, и другие статистические методы, применимость которых ограничена той или иной сферой. Имеются в виду такие методы, как статистический приемочный контроль, статистическое регулирование технологических процессов, надежность и испытания, планирование экспериментов.
Целесообразно выделить три вида научной и прикладной деятельности в области статистических методов анализа данных (по степени специфичности методов, сопряженной с погруженностью в конкретные проблемы):
а) разработка и исследование методов общего назначения, без учета специфики области применения;
б) разработка и исследование статистических моделей реальных явлений и процессов в соответствии с потребностями той или иной области деятельности;
в) применение статистических методов и моделей для статистического анализа конкретных данных.
Метод статистики предполагает следующую последовательность действий:
– разработка статистической гипотезы,
– статистическое наблюдение,
– сводка и группировка статистических данных,
– анализ данных,
– интерпретация данных.
Прохождение каждой стадии связано с использованием специальных методов,
объясняемых содержанием выполняемой работы.
а). Метод группировок в статистике и его применение.
На основе информации, собранной в ходе статистического наблюдения, как правило, нельзя непосредственно выявить и охарактеризовать закономерности социально-экономических явлений. Это связано с тем, что наблюдение дает сведения по каждой единице исследуемого объекта. Полученные данные не являются обобщающими показателями. С их помощью нельзя сделать выводы в целом об объекте без предварительной обработки данных.
Поэтому цель следующего этапа статистического исследования состоит в систематизации первичных данных и получении на этой основе сводной характеристики всего объекта при помощи обобщающих статистических показателей.
Сводка представляет собой комплекс последовательных операций по обобщению конкретных единичных фактов, образующих совокупность, для выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом.
Таким образом, если при статистическом наблюдении собирают данные о каждой единице объекта, то результатом сводки являются подробные данные, отражающие в целом всю совокупность.
Статистическая сводка должна вестись на основе предварительного теоретического анализа явлений и процессов. Это необходимо для того, чтобы во время сводки не потерять информацию об исследуемом явлении и все статистические итоги отражали важнейшие характерные черты объекта.
По глубине обработки материала сводка бывает простая и сложная.
Простой сводкой называется операция по подсчету общих итогов по совокупности единиц наблюдения.
Сложная сводка представляет собой комплекс операций, включающих группировку единиц наблюдения, подсчет итогов по каждой группе и по всему объекту и представление результатов группировки и сводки в виде статистических таблиц.
Проведению сводки предшествует разработка ее программы, которая состоит из следующих этапов: выбор группировочных признаков; определение порядка формирования групп; разработка системы статистических показателей для характеристики групп и объекта в целом; разработка системы макетов статистических таблиц, в которых должны быть представлены результаты сводки.
По форме обработки материала сводка бывает децентрализованная и централизованная.
При децентрализованной сводке (именно она используется, как правило, при обработке статистической отчетности) разработка материала производится последовательными этапами.
При централизованной сводке весь первичный материал поступает в одну организацию, где и подвергается обработке от начала и до конца. Централизованная сводка обычно используется для обработки материалов единовременных статистических обследований.
По технике выполнения статистическая сводка подразделяется на механизированную и ручную.
Механизированная сводка - это способ выполнения сводки статистических данных, при котором все операции осуществляются с помощью применения компьютеров.
При ручной сводке все основные операции (подсчет групповых и общих итогов) осуществляются вручную. В настоящее время ручная сводка в обработке информации используется крайне редко. Для проведения сводки составляется план, в котором излагаются организационные вопросы: кем и когда будут осуществляться все операции, порядок ее проведения, состав сведений, подлежащих опубликованию в периодической печати.
Статистическая сводка — переход от значений признака у отдельных единиц совокупности к показателям всей совокупности или какой-то ее части. Эти показатели называют обобщающими. Выделим два из них.
Абсолютная частота - число единиц по совокупности в целом или по ее отдельным группам, получающееся при суммировании значений признака первичного статистического материала. Относительная частота - результат деления двух величин: той, что сравнивают, на ту, с которой сравнивают. (Оба показателя удобно отражать в макете таблицы данных.)
Наглядное представление результатов исследования
Результаты статистического исследования наглядно представим в виде столбчатой диаграммы (см. рисунок 1).
Другой важнейшей характеристикой центра распределения является мода -значение признака, которое чаще всего встречается в ряду данных.
( рисунок 1)
Глава 2. Использование элементов статистики при проведении исследования.
Статистических данных всегда нужно много. Чтобы не «утонуть» в мире статистики, необходима обработка данных, представление их в простой и употребительной форме. Самое простое представление данных – это таблицы. С ними мы встречаемся в повседневной жизни: расписание уроков, таблицы умножение, программа телепередач и т.д.
Этой таблицей не всегда удобно пользоваться. Для удобства использования таблиц составляют сводные таблицы. Создание сводных таблиц на основе исходных - один из приемов сворачивания информаций. Очень часто к обычным строкам и столбцам в таблицах добавляются так называемые итоговые строки и столбцы. Они отмечаются словами всего или итого и содержат суммарные значения соответствующих ячеек таблицы.
Полученные данные таблицы подвергают статистической обработке данных, которая состоит из следующих этапов:
Сначала данные измерений упорядочивают и группируют;
Затем составляют таблицы распределения данных;
Таблицы распределения позволяют построить график распределения данных в виде многоугольника распределения, гистограммы распределения или круговой диаграммы. Таблицы упорядочивания данных: например по времени подготовки домашнего задания.
ответы | 0,5 | 1 | 1,5 | 2 | 3,5 |
Количество ответов | 4 | 11 | 7 | 1 | 1 |
К этим трем этапам обработки данных можно получить паспорт данных измерения, который состоит из небольшого количества основных числовых характеристических полученной информации. Это такие числовые характеристики (например, о времени подготовки домашнего задания шестиклассниками):
Объем измерения (24) число опрашиваемых.
Размах измерения (3,5-0,5=3) размах измерения – это разность между наибольшим и наименьшим результатами измерения.
Мода измерения – это самый популярный ответ, который встретился чаще других. В примере : мода равна 1
Среднее ( или среднее арифметическое). Это частное от деления суммы всех результатов измерения на объем измерения.
Удобно вычислять среднее после составления таблицы распределения. (в примере по подготовке домашнего задания)
0,5· 4+1· 11 + 1,5·7 +2·1+3,5·1= 1,35
24
Чаще всего результатами измерения являются числа. Каждое число, встретившееся в конкретном измерении, называют вариантой измерения. (в примере
1,5;3,5;0,5;1;1,5;1,5;1;1;2;1,5;1;1;1;1;1,5;0,5;0,5;1;1;0,5;1;1,5;1,5;1.
Если же начать записывать с наименьшей из всех вариант измерения и затем записывать все варианты в порядке возрастания их числовых значений, то получится сгруппированный ряд данных. (в примере
0,5;0,5;0,5;0,5; 1;1;1;1;1;1;1;1;1;1;1; 1,5;1,5;1,5;1,5;1,5;1,5;1,5; 2; 3,5;
4 11 7 1 1
Среднюю варианту в сгруппированном ряде данных называют медианой измерения: если средних вариант две, то медиана равна их полусумме. (в примере медиана равна 1).
Определение : если среди всех данных конкретного измерения одна из вариант встретилась К раз , то число К называют кратностью этой варианты.
Если кратность данной варианты разделить на объём измерения, то получится частота варианты. Частота варианты = кратность варианты
Объём измерения
Это число показывает, какую часть (долю) среди всех данных составляют данные, равные выбранной варианте.
Частоту варианты можно измерить и в процентах.
Частота варианты ( в процентах) = кратность варианты * 100 %
Объём измерение
Все эти понятия были применены в исследовательской работе по теме:
«Влияние режима дня школьника на успеваемость и общественную жизнь учащихся 6 класса».
Систематизация данных сегодня практически невозможна без применения компьютера. Существуют специальные компьютерные программы, которые позволяют работать с электронными таблицами, что значительно облегчает процесс обработки данных исследования и представления их в виде диаграмм.
Вот так выглядит таблица по подготовке домашнего задания после ведения этих понятий.
Варианта | Сумма | |||||
0,5 | 1 | 1,5 | 2 | 3,5 | ||
Кратность | 4 | 11 | 7 | 1 | 1 | 24 |
Частота | 0,167 | 0,458 | 0,291 | 0,042 | 0,042 | 1 |
Частота,% | 16,7 | 45,8 | 29,1 | 4,2 | 4,2 | 100% |
Просмотр телевизора.
Варианта | Сумма | ||||||||
0 | 0,5 | 1 | 1,5 | 2 | 3 | 10 | 12 | ||
Кратность | 1 | 5 | 6 | 2 | 7 | 1 | 1 | 1 | 24 |
Частота | 0,042 | 0,208 | 0,25 | 0,083 | 0,291 | 0,042 | 0,042 | 0,042 | 1 |
Частота,% | 4,2 | 20,8 | 25 | 8,3 | 29,1 | 4,2 | 4,2 | 4,2 | 100% |
Чтение литературы.
Варианта | Сумма | |||||||
0 | 7 мин | 10 мин | 20 мин | 0,5ч | 1ч. | 1,5ч. | ||
Кратность | 4 | 1 | 1 | 1 | 10 | 4 | 3 | 24 |
Частота | 0,167 | 0,042 | 0,042 | 0,042 | 0,415 | 0,167 | 0,125 | 1 |
Частота,% | 16,7 | 4,2 | 4,2 | 4,2 | 41,5 | 16,7 | 12,5 | 100% |
Свободное время
Варианта | Сумма | |||||||||||
1 | 2 | 2,5 | 3 | 3,5 | 4 | 5 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
Кратность | 2 | 2 | 1 | 5 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 24 |
Частота | 0,083 | 0,083 | 0,042 | 0,208 | 0,083 | 0,125 | 0,083 | 0,083 | 0,083 | 0,042 | 0,083 | 1 |
Частота,% | 8,3 | 8,3 | 4,2 | 20,8 | 8,3 | 12,5 | 8,3 | 8,3 | 8,3 | 4,2 | 8,3 | 100% |
Занятия в спортивной секции.
Варианта | Сумма | ||||||
0 | 1 | 1,5 | 2 | 3 | 4 | ||
Кратность | 4 | 4 | 4 | 5 | 6 | 1 | 124 |
Частота | 0,167 | 0,167 | 0,167 | 0,208 | 0,25 | 0,042 | 1 |
Частота,% | 16,7 | 16,7 | 16,7 | 20,8 | 25 | 4,2 | 100% |
Интернет.
Варианта | Сумма | ||||||||||
0,5 | 1 | 1,5 | 2 | 2,5 | 3 | 3,5 | 4 | 5 | 9,5 | ||
Кратность | 2 | 1 | 2 | 4 | 3 | 5 | 3 | 1 | 2 | 1 | 24 |
Частота | 0,083 | 0,042 | 0,083 | 0,167 | 0,125 | 0,208 | 0,125 | 0,042 | 0,083 | 0,042 | 1 |
Частота,% | 8,3 | 4,2 | 8,3 | 16,7 | 12,5 | 20,8 | 12,5 | 4,2 | 8,3 | 4,2 | 100% |
2.Влияние режима дня школьника на успеваемость и общественную жизнь.
Для того чтобы провести исследования был выбран объектом наблюдения 6»Г» класс нашей школы. В процессе наблюдения проведено анкетирование, которое включало в себя 8 вопросов (приложение №1).
При опросе учащихся 6 класса предполагалось получить ответы на следующие вопросы:
Кто из учеников больше тратит время на подготовку к урокам? Кто меньше? Сколько учащихся готовится к урокам одинаковое время? Сколько учеников уделяют много времени просмотру телепередач? Сколько занимаются в секцях? Кто любит читать литературу? Сколько учащихся имеют много свободного времени?
В ходе анализа анкет были получены такие ответы
№ | Имя | Сон | Уроки в школе | Время на подготовку к урокам | Просмотр телевизора | Чтение художественной литературы | Свободное время | Занятие в секциях | Интернет |
1 | Алиева Унейзат | 8 | 6 | 1,5 | 1 | 1,5 | 2 | 3 | 0,5 |
2 | Артеменко Арсентий | 8 | 6 | 3,5 | 2 | 1,5 | 1 | 1,5 | 0,5 |
3 | Борисов Никита | 7 | 5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 3 | 1,5 | 3 |
4 | Буданов Дмитрий | 8 | 6 | 1 | 2 | 0 | 7 | 0 | 3 |
5 | Гаврилова Анна | 8,5 | 6 | 1,5 | 0,5 | 20 мин | 4 | 0 | 2,5 |
6 | Горн Валерия | 8 | 7 | 1,5 | 1,5 | 0,5 | 3,5 | 3 | 2 |
7 | Евдокимов Максим | 8 | 6 | 1 | 1 | 0,5 | 2,5 | 3 | 1 |
8 | Игнатьев Егор | 11 | 6,5 | 1 | 20 мин | 1 | 3,5 | 2 | 4 |
9 | Колбин Андрей | 7,5 | 4,5 | 2 | 1 | 0,5 | 5 | 0 | 1,5 |
10 | Кондрашова Алина | 8 | 5,5 | 1,5 | 1 | 0,5 | 2 | 2 | 3 |
11 | Кривцов Владимир | 8 | 6 | 1 | 2 | 1,5 | 8 | 3 | 3 |
12 | Кутлинский Александр | 7 | 5,5 | 1 | 0,5 | 7 мин | 3 | 4 | 3,5 |
13 | Лагунина Елизавета | 7 | 5 | 1 | 1 | 0 | 8 | 0 | 3,5 |
14 | Макаренко Арина | 8 | 6 | 1 | 0,5 | 0 | 3 | 2 | 2,5 |
15 | Некрасов Егор | 8 | 6 | 1,5 | 2 | 0 | 7 | 1 | 2 |
16 | Пермяков Демид | 5,5 | 5 | 0,5 | 1 | 10 мин | 3 | 1,5 | 9,5 |
17 | Стельмах Анастасия | 7 | 7 | 0,5 | 0 | 1 | 4 | 1 | 2,5 |
18 | Суворова Кристина | 7 | 5,5 | 1 | 2 | 0,5 | 4 | 2 | 3 |
19 | Сумбаев Кирилл | 10 | 6 | 1 | 10 | 1 | 10 | 3 | 2 |
20 | Тучин Кирилл | 8 | 6 | 0,5 | 3,5 | 0,5 | 10 | 1 | 5 |
21 | Федяева Мария | 8 | 6 | 1 | 2 | 0,5 | 1 | 3 | 3,5 |
22 | Финько Никита | 7 | 6 | 1,5 | 12 | 0,5 | 9 | 0,75 | 5 |
23 | Цисарь Валентина | 5 | 6 | 1,5 | 1,5 | 1 | 5 | 2 | 1,5 |
24 | Яцура Дмитрий | 8 | 6 | 1 | 2 | 0,5 | 3 | 1,5 | 2 |
На подготовку домашнего задания больше всего времени тратит один ученик (3,5 часа). Четыре человека умудряются подготовиться к занятиям за 0,5 часа. В среднем все ученики делают уроки за 1,7 часа., что явно мало для хорошей подготовки к урокам. Уже этим можно объяснить очень низкую успеваемость в классе. Ученики занимаются в секциях в среднем 1,9 часа. Художественную литературу 3 ученика читают больше всех по 1,5 часа. Учащиеся в среднем имеют 5 часов свободного времени.
Усредненные показатели временных затрат школьников.
сон | школа | Домашнее задание | Просмотр телепередач | Чтение литературы | Свободное время | Занятие в секциях | интернет |
7ч.48 мин | 5ч45мин | 1ч.42мин. | 3ч. 48 мин | 31мин | 5ч. | 1ч 54мин | 3ч 15мин |
Данные таблицы я обобщила в следующих диаграммах
Вывод.
В своей работе я рассмотрела такие вопросы: что такое статистика? Статистика- это наука, изучающая массовые явления. Рассмотрела историю развития статистики, из чего следует, что статистика появилась давно и развивалась в процессе тех целей, которые ставило общество перед собой. Научилась собирать данные и обрабатывать их с помощью разнообразных математических методов на примере изучение режима дня школьников 6 класса. Первоначально была выдвинута гипотеза: что ученики 6 класса не рационально используют своё время. Проанализировав данные полученные в результате обработки анкет, пришла к выводу, что гипотеза полностью подтвердилась. Т.к. анализирую таблицы и диаграммы по таким вопросам: Сколько часов в сутки занимает ваш сон? Сколько часов вы находитесь в школе? Сколько времени занимает выполнение домашнего задания? Сколько часов занимает просмотр телевизионных передач? Сколько времени занимает чтение художественной литературы? Сколько у вас свободного времени? Сколько занимает занятие в секциях? Сколько часов вы «сидите» в интернете? можно сделать такие выводы:
Большая часть класса- 46% делает уроки в течение 1 часа, 29% ребят отводят на подготовку 1,5часа, 4% делают уроки 2 часа , 17% делает уроки 0,5 часа и 4% учащихся выполняют домашнее задания 3,5 часа. Таким образом, 96% учащихся 6 класса уделяют не достаточно времени на выполнение домашнего задания.
Много времени учащиеся тратит на просмотр телепередач, в среднем 3часа 48мин. 4% не смотрят телевизор вообще и столько же учащихся уделяют просмотру телевизионных передач большое количество времени по 3,5часа или того больше по 10-12 часов. 21% учащихся смотрят телевизор 0,5 ч. 25% детей смотрят телевизор 1ч. 8% учащихся смотрят телевизор 2 ч. Таким образом, 50% учащихся 6 класса уделяют просмотру передач достаточно много времени. Я предполагаю что ученики, которые уделяют урокам 0,5 ч. как раз и входят в группу учеников, которые посвящают свое время телевидению.
Чтению художественной литературы ученики 6 класса уделяют, очень мало времени, 17% учащихся не читают литературу вообще, столько же читают литературу 1ч. Наибольшее количество процентов 41,5 читают литературу 0,5 часа. 12,5% учащихся читают литературу меньше 30 минут.
Свободного времени у учащихся даже многовато, в среднем по 5 часов. По 8,3% ребят имеют его в объеме 1час, 2часа, 3,5 часа, 5часов, 7часов, 8часов, 10 часов. По 4,2% школьников свободного времени имеют по 2,5 или 9 часов. 20,8% учеников имеют свободного времени по 3 часа, 12,5% шестиклассников имеют 4часа свободного времени.
Занимаются в различных кружках и секциях 83% всех учащихся 6 «Г» класса. Многие ребята занимаются спортом уже давно и очень серьезно. Поэтому 4% занимаются по 4 часа, 25% занимаются по 3 часа, 20,8% школьников тратят на дополнительное образование по 2 часа и по16,7% учащихся занимаются по 1-1,5 часа.
Очень много своего времени ребята проводят за компьютером в среднем 3 часа 15 минут. Если бы они тратили это время на нахождение интересного материала для подготовки к урокам, повышения уровня своих знаний, то может было бы все не так то и плохо, если не считать влияние компьютера на здоровье. Но, ведь мои одноклассники «зависают в социальных сетях» или в различных играх. 4% учащихся бывают там более 9 часов, столько же ребят уделяют компьютеру по 1 или 4 часа. 20,8% сидят перед монитором по3 часа. 16,7% школьников по 2 часа. 12,5% учащихся «зависают» в виртуальном мире по 2,5 или 3,5 часа. По 8,3% шестиклассников затрачивают на компьютерные игры по 5часов, 1,5часа и 0,5 часа своего времени.
В общем, их режим дня выглядит так. Большую часть времени –8 часов ученики уделяют сну, что является нормой. 6часов они находятся в школе, что тоже является нормой . 1,7 часа занимает выполнение домашнего задания. Для нормального обучения этого явно недостаточно. 3,8 часа они смотрят телевиденье и это очень много, так как учебных и интересных программ на нашем телевидении не очень- то много. Чтение художественной литературы занимает 0,5часа, а это катастрофически мало для нормального развития школьника. Занятие в секциях 1,9 часа, вероятно потому, что секций и кружков мало в школе, или нет, желаний в них заниматься и 3,25 часа занимает интернет, что просто ужасно. Этим нерациональным использованием своего времени и объясняется низкая успеваемость класса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
А.Г.Мордкович, П.В. Семенов, «События. Вероятности. «Статистическая обработка данных». (7-9 классы).
Газета « Математика», «Вероятность и статистика в курсе математики основной школы» №17-24-2007г.
Журнал «Математика в школе». №7-9, 2009г.
Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 1998.- 416 с
Общая теория статистики /Под ред. Г.С. Кильдишева, В.Е. Овсиенко, П.М. Рабиновича, Т.В. Рябушкина, - М.: Статистика, 1980. – 423с.
Общая теория статистики. Под ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной, - М.: Финансы и статистика, 1996. – 296с.
Популярный экономико-статистический словарь-справочник/Под ред. И.И. Елисеевой, - М.: Финансы и статистика, 1993. – 192с.
Теория статистики /Под ред. Р.А. Шмойловой, - М.: Финансы и статистика, 1996. – 460с.
Харламов А.И., Башина О.Э., Бабурин В.Т. и др. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник /Под ред. А.А.Спирина, О.Э.Башиной.- М.: Финансы и статистика, 1994.- 296 с.
Экономическая статистика: Учебник /Под ред. Ю.Н.Иванова.- М.: ИНФРА-М, 1998.-480 с
Приложение №1.
Анкета для учеников 6 класса
1. Сколько часов в сутки занимает ваш сон?
2. Сколько часов вы находитесь в школе?
3.Сколько времени занимает выполнение домашнего задания?
4.Сколько часов занимает просмотр телевизионных передач?
5.Сколько времени занимает чтение художественной литературы?
6.Сколько у вас свободного времени?
7. Сколько занимает занятие в секциях?
8.Сколько часов вы «сидите» в интернете?
Серебряное копытце
Как Снегурочке раскатать тесто?
Хрюк на ёлке
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Солнечная система. Взгляд со стороны