«Я с французом дружил, не забыть наших встреч
Там, где Неман несёт свои воды.
Там французские лётчики в дождь и туман
По врагу наносили удары,
А советские парни в рядах партизан
Воевали в долине Луары.»
Е. Долматовский
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_konferencii_v_2010_g.doc | 61 КБ |
prezentaciya_normandiya-neman.pptx | 1.38 МБ |
Участие авиаполка «Нормандия-Неман» в Курской битве.
Рыженков Николай Александрович,
руководитель – Колесникова Елена Васильевна
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением отдельных предметов» № 6 г. Курска
«Я с французом дружил, не забыть наших встреч
Там, где Неман несёт свои воды.
Там французские лётчики в дождь и туман
По врагу наносили удары,
А советские парни в рядах партизан
Воевали в долине Луары.»
Е. Долматовский
Курская битва по праву считается одной из величайших битв второй мировой войны. От её исхода зависел окончательный перелом в ходе всей войны. Битва проходила на огромном пространстве, охватив территорию Орловской, Брянской, Белгородской, Сумской, Харьковской и Полтавской областей. Курская битва включает в себя оборонительные и успешные наступательные действия на Белгородско-Харьковском и Орловском направлениях. Красная Армия в Курской битве одержала выдающуюся победу, ознаменовавшую окончательный коренной перелом в ходе всей войны.
В битве, продолжавшейся с 5 июля по 23 августа 1943 года, участвовали более 4 млн. человек, около 70 тыс. орудий и миномётов, 13 тыс. танков и самоходных орудий, до 12 тыс. боевых самолётов.
В конце 1942 года, когда Красная Армия после упорной обороны на Волге перешла в контрнаступление, в Советский Союз для участия в боях прилетела группа французских добровольцев-авиаторов. Эта авиагруппа была сформирована по соглашению между Французским национальным комитетом, возглавляемым генералом де Голлем, и Советским правительством. Французские лётчики, входившие в состав авиагруппы, должны были представлять «Сражающуюся Францию» на советско-германском фронте. Ей было присвоено название «Нормандия» в честь французской провинции, которая больше других пострадала от немецкой оккупации. Так возникла французская истребительная авиационная эскадрилья «Нормандия», боевая слава которой облетела потом весь мир. Эскадрилья приняла и герб провинции Нормандия – квадрат красного цвета с двумя золотыми львами. Впоследствии, она была пополнена и стала полком «Нормандия-Неман», в состав которой входили уже три эскадрильи, носившие названия трёх главных норманнских городов: «Руан», «Гавр», «Шербур».
В числе первых в Советский Союз прибыло 14 лётчиков. Группа технического состава насчитывала 58 человек. Почти с первых дней пребывания в СССР эскадрильей «Нормандия» командовал один из популярнейших французских летчиков-истребителей майор Жан Луи Тюлян. Этот 35-летний офицер с безукоризненной строевой выправкой был потомственным авиатором. Ко времени прибытия в Советский Союз на боевом счету Тюляна было шесть сбитых немецких самолетов.
Заместителем Тюляна был не менее опытный боевой летчик 32-летний капитан Альбер Литольф. Прибыв в Советский Союз, он имел на боевом счету 10 побед. Впервые Литольф повстречался с немецкими летчиками в воздухе в ноябре 1939 года.
Кроме Литольфа сбитые самолёты на своём счету имели лейтенанты Лефевр, Альбер и Дюран – три неразлучных друга, которых называли тремя мушкетерами. В дальнейшем только три этих аса сбили в сумме более сорока немецких самолётов.
Альбер (впоследствии знаменитый капитан Альбер) является одной из наиболее видных фигур французских ВВС. Он очень быстро прославился. Альбер был душой «Нормандии» и вписал не одну страницу в её героическую историю. Отличными летчиками считались Ролан де ля Пуап и Жозеф Риссо. Остальные летчики «Нормандии» также имели хорошую лётную подготовку и боевой опыт.
Французских добровольцев с большой теплотой приняли в России. Приказом командующего военно-воздушных сил Красной Армии от 4
декабря 1942 года эскадрилья «Нормандия» была включена в состав советских ВВС. Французские лётчики в марте 1943 года были отправлены на фронт. Здесь «Нормандия» вошла в состав 1-й воздушной армии. На вооружении эскадрильи были даны самолёты Як-1, считавшиеся в то время одними из лучших самолётов-истребителей советского производства.
В начале июня 1943 года в «Нормандию» прибыло пополнение из восьми лётчиков. Возглавлял эту группу майор П. Пуйяд. Вместе с ним прибыли лейтенанты Ж. Леон, Ж. де Тескло, А. Буб, Л. Барбье, младшие лейтенанты Ж. Матис, А. Бальку и Ф. Вермейль. Им устроили тёплую встречу. Этому составу вместе с теми, кто воевал с 1942 года, пришлось пережить трудное время.
Летом сорок третьего года «Нормандия» прошла суровую школу. Вспоминая о боях с немцами в небе Франции, Марсель Альбер заметил: «Если бы мы тогда воевали организованно, как впоследствии в «Нормандии», мы бы успешно боролись с Люфтваффе. Мы делали один боевой вылет в день, а надо было – пять»[1].
В боях на курской дуге нередко разыгрывались сильные воздушные бои. В воздухе все чаще стали появляться большие группы немецких самолётов. Чтобы с ходу нанести им ощутимый удар, в небо одновременно поднимались две-три эскадрильи. Рано утром 5 июля 1943 г. немецко-фашистские войска перешли наступление одновременно на орловско-курском и белгородско - курском направлениях. О его начале летчики 303-й авиационной дивизии и эскадрильи "Нормандия" узнали утром 6 июля. 303-я истребительная авиационная дивизия и французская эскадрилья "Нормандия" провели в первый день наступления более десяти воздушных боев, сбив несколько фашистских самолетов.
На второй день с утра летчики «Нормандии» сопровождали штурмовиков 224-й авиационной дивизии. Прикрываемые французскими летчиками группы самолетов Ил-2 успешно выполнили боевую задачу и возвратились без потерь. Попытки истребителей противника атаковать штурмовиков вовремя пресекались французскими летчиками. Во второй половине дня летчикам "Нормандии" было поручено прикрывать переправу. Восемь экипажей во главе с капитаном Литольфом на самолетах Як-9 вылетели в район деревни Дурнево (на юге Калужской области). Едва "яки" появились над объектом прикрытия, как по радио передали о подходе с запада группы вражеских самолетов. По команде ведущего французские летчики пошли им навстречу, и смело вступили в бой. В завязавшейся короткой схватке капитан Литольф, лейтенанты Дюран и Кастелэн сбили по одному самолету Ме-110. Остальные "мессеры" беспорядочно сбросили бомбы, и ушли в западном направлении, не причинив никакого вреда нашим войскам.
Национальный праздник Франции (14 июля 1789 г. восставший народ захватил крепость Бастилию) был ознаменован победами: по одному самолету сбили майор Пуйяд, лейтенанты Альбер и Кастелэн. Однако и у французов с боевого задания не вернулся летчик Ж. де Тедеско. Что с ним случилось, никто не знал.
Вот несколько строк из воспоминаний ветерана авиаполка «Нормандия» – Франсуа де Жоффра, где он описывает жестокие бои с немцами в небе Орла:
"Бои следовали один за другим. Не проходило и десяти минут после посадки, как в небе, растерзанном взрывами снарядов, завязывалась новая схватка. 15 июля Тюлян и де Форж сбили два истребителя "Мессершмитт-110". Эти немецкие скоростные двухмоторные самолеты не обладали достаточной маневренностью. Русские "Яки" быстро пристроились им в хвост, и после первых пулеметных очередей все было
кончено»[2].
Бои достигли своего наивысшего накала 16 и 17 июля. Большой отряд "Нормандии", возглавляемый Тюляном, в 14 часов 30 минут столкнулся с плотной группой бомбардировщиков «Юнкерс-87» и сопровождавшей их группой истребителей «Фокке-Вульф-190», эшелонированных по высоте.
16 июля 1943 г. эскадрилья "Нормандия" прикрывала наступающие войска фронта. С запада показались два истребителя противника «Фокке-Вульф-190». Не успела группа Тюляна развернуться на запад, как показались 15 бомбардировщиков, прикрываемых истребителями. Первым с двумя другими летчиками в строй вражеских самолетов врезался капитан Литольф. За ним последовали еще три «яка». Капитан де Форж занял выгодное положение для атаки бомбардировщиков снизу сзади. Подошедшие четыре фашистских истребителя помешали ему открыть огонь, но за это один из них поплатился жизнью. Пока шестерка «яков» расправлялась с «юнкерсами», Тюлян и Альбер прикрывали ее от атак истребителей противника ФВ-190. Сбросив бомбы, вражеские бомбардировщики повернули на запад. В этот момент лейтенант Леон увидел самолет Литольфа и следовавший за ним истребитель Кастелэна. Преследуя «юнкерсов», они готовились к очередной атаке. Неожиданно сверху на них напала только что подошедшая к месту боя шестерка «фоккеров». Леон поспешил на помощь своим товарищам и отсек огнем замыкающую пару самолетов противника. Он сбил одного фашиста и поджег другого.
Пока шла эта короткая схватка на вираже, остальные самолеты врага атаковали Литольфа и Кастелэна и ушли за своими бомбардировщиками. В этом бою погибли Литольф, Кастелэн и Бернавон. Потеря трех летчиков за один день тяжело переживалась в эскадрилье. Но «нормандцы» не пали духом, они были полны решимости отомстить за гибель своих боевых товарищей. 17 июля во время четвёртого за день боевого вылета погиб майор Тюлян и были сбиты еще два летчика – старший лейтенант Д. Бегэн и аспирант Ф. Вермейль. Первому из них удалось потом вернуться, а обстоятельства гибели второго, так же как и Тюляна, остались неизвестными. Гибель майора Тюляна и других друзей тяжело переживали в эскадрилье. Не стало боевого командира «Нормандии», прекрасного летчика, скромного и отзывчивого человека, верного сына Франции и большого друга Советского Союза.
У него была репутация безрассудно смелого, удачливого летчика. Это не могло продолжаться вечно. Его звезда – такая яркая – не могла гореть долго. 17 июля под Орлом его ангел-хранитель покинул его. Но он успел испытать удовольствие, увидев, как треснул немецкий фронт. Пьер Пуйяд видел его последним, в последний раз после того, как Тюлян сообщил, что на него кинулось много "Фокке-Вульфов-190”. Между ними было почти чистое небо (прошло небольшое белое облачко) пропитанное солнцем, которое скрыло его навсегда...
После смерти командира в эскадрилье осталось всего девять летчиков.
Узнав о гибели Тюляна, генерал Захаров немедленно собрал личный состав "Нормандии". Он сделал подробный разбор боя. Мешая русские и французские слова, дополняя свою речь жестами, Захаров постарался объяснить французским летчикам, что гибель командира «Нормандии» он считает совершенно неоправданной. Основной принцип современного воздушного боя, убеждал генерал, в коллективности, и несколько посредственных и даже слабых летчиков, которые держатся группой, всегда могут одолеть аса, если он ведет бой в одиночку.
Война шла жестокая. И сколько еще предстояло пережить потерь! Однако ветераны 1943 года не только поняли и приняли тактику группового боя как единственно правильную и единственно результативную в тех условиях, но и оказали неоценимую помощь своим менее опытным товарищам, которые впоследствии влились в состав полка. Во второй половине 1943 года французские летчики, уже вполне освоив тактику группового боя, сбили 77 немецких самолетов. Но победы, к сожалению, давались ценой больших потерь. К концу войны от первого состава эскадрильи «Нормандия» в живых осталось всего трое.
Россия никогда не забудет этот полк, так как он оказал громадную помощь в победе в Великой Отечественной Войне. В СССР не хватало самолётов и обученных пилотов, были юнцы, которых в течение пары месяцев учили летать, после чего их отправляли на фронт, где те уже погибали в боях с немецкими асами, имевшими огромный опыт полётов. Французы сражались
вдали от родины на чужой и неизвестной им земле, в то время как Франция страдала от зверств фашизма. Столь высокие показатели по части сбитых самолетов до сих пор остаются главным ориентиром для лётчиков! Ведь для успешного ведения боя и поражения противника необходимо иметь превосходство во всем, в том числе и воздухе.
[1] «Военные лётчики: Асы второй мировой войны. (Энциклопедия военного искусства)» - Минск: Литература, 1998, 640с.
[2] Жоффр Ф. Нормандия-Неман: Воспоминания лётчика. 2-е изд. – М., 1982, с.54
Литература
Б.С.Э. Т. 30.
Великая Отечественная… Краткая иллюстрированная история войны для юношества. М. Молодая гвардия, 1975 г.
«Военные лётчики: Асы второй мировой войны. (Энциклопедия военного искусства)» - Минск: Литература.
Жоффр Ф. Нормандия – Неман: Воспоминания лётчика. 2-е изд. – М., 1982.
Работа опубликована в сборнике «65 лет Победы: молодёжь XXI века о подвиге военного поколения». Матер. межрегион. науч.-практ. конф. Курск. 17-18 мая 2010 г. / отв. ред. И.П. Цуканов. – Курск: Изд-во VIP, 2010. Стр. 125-129.
Слайд 1
Авиаполк “ Нормандия-Неман ”Слайд 2
Курская битва по праву считается одной из величайших битв второй мировой войны. От её исхода зависел окончательный перелом в ходе всей войны. Битва проходила на огромном пространстве, охватив территорию Орловской, Брянской, Белгородской, Сумской, Харьковской и Полтавских областей. Курская битва включает в себя оборонительные и успешные наступательные действия на Белгородско - Харьковском и Орловском направлениях. Красная Армия в Курской битве одержала выдающуюся победу, ознаменовавшую окончательный коренной перелом в ходе всей войны. В битве, продолжавшейся с 5 июля по 23 августа 1943 года, участвовали более 4 млн. человек, около 70 тыс. орудий и миномётов, 13 тыс. танков и самоходных орудий, до 12 тыс. боевых самолётов. План Курской Битвы
Слайд 3
В конце 1942 года, Красная Армия после упорной обороны на Волге перешла в контрнаступление, в Советский Союз для участия в боях прилетела группа французских добровольцев-авиаторов. Эта авиагруппа была сформирована по соглашению между Французским национальным комитетом, возглавляемым генералом де Голлем, и Советским правительством. Французские лётчики, входившие в состав авиагруппы, должны были представлять “Сражающуюся Францию” на советско-германском фронте. Подписание соглашения о формировании авиаполка “ Нормандия-Неман ”
Слайд 4
Ей было присвоено название “Нормандия” в честь французской провинции, которая больше других пострадала от немецкой оккупации. Так возникла французская истребительная авиационная эскадрилья “Нормандия”, боевая слава которой облетела потом весь мир. Эскадрилья приняла и герб провинции Нормандия – квадрат красного цвета с двумя золотыми львами. Впоследствии, она была пополнена и стала полком “Нормандия-Неман”, в состав которой входили уже три эскадрильи, носившие названия трёх главных норманнских городов: “Руан”, “Гавр”, “Шербур”. Нормандия в годы оккупации Герб провинции Нормандия
Слайд 5
В числе первых в Советский Союз прибыло 14 лётчиков. Группа технического состава насчитывала 58 человек. Почти с первых дней пребывания в СССР эскадрильей “Нормандия” командовал один из популярнейших французских летчиков-истребителей майор Жан Луи Тюлян . Галерея пилотов "Нормандии" (Музей авиаполка "Нормандия-Неман", Орел)
Слайд 6
Этот 35-летний офицер с безукоризненной строевой выправкой был потомственным авиатором. Ко времени прибытия в Советский Союз на боевом счету Тюляна было шесть сбитых немецких самолетов. Заместителем Тюляна был не менее опытный боевой летчик 32 летний капитан Альбер Литольф . Прибыв в Советский Союз, он имел на боевом счету 10 побед. Впервые Литольф повстречался с немецкими летчиками в воздухе в ноябре 1939 года. Тюлян в аэропорту Альбер Литольф в кабине своего Як-1
Слайд 7
В эскадрилье было много замечательных лётчиков которые участвовали не только в Курской Битве, но и принимали участие в воздушных боях до конца войны .Приказом командующего военно-воздушных сил Красной Армии от 4 декабря 1942 года эскадрилья “Нормандия” была включена в состав советских ВВС. Французские лётчики в марте 1943 года были отправлены на фронт. Здесь “Нормандии” вошла в состав 1-й воздушной армии. Они сражались на самолётах Як-1. В начале июня 1943году в “Нормандию” прибыло пополнение из восьми лётчиков. Этому составу вместе с теми, кто воевал с 1942 года, пришлось пережить трудное время. Летом сорок третьего года . Самолеты "Нормандии". Сверху вниз: Як-1 младшего лейтенанта И. Бизьена (март 1943), Як-9 младшего лейтенанта Ж. Риссо (август 1944), Як-3 старшего лейтенанта М. Амарже (1945)
Слайд 8
В боях на Курской дуге нередко разыгрывались сильные воздушные бои. В воздухе все чаще стали появляться большие группы немецких самолётов. Чтобы с ходу нанести им ощутимый удар, в небо одновременно поднимались две-три эскадрильи. Рано утром 5 июля 1943 г. немецко-фашистские войска перешли наступление одновременно на орловско-курском и белгородско - курском направлениях. О его начале летчики 303-й авиационной дивизии и эскадрильи "Нормандия" узнали утром 6 июля. 303-я истребительная авиационная дивизия и французская эскадрилья "Нормандия" провели в первый день наступления более десяти воздушных боев, сбив несколько фашистских самолетов. Воздушный бой
Слайд 9
На второй день с утра летчики «Нормандии» сопровождали штурмовиков 224-й авиационной дивизии. Прикрываемые французскими летчиками группы самолетов Ил-2 успешно выполнили боевую задачу и возвратились без потерь. Попытки истребителей противника атаковать штурмовиков вовремя пресекались французскими летчиками. Во второй половине дня летчикам "Нормандии" было поручено прикрывать переправу. Восемь экипажей во главе с капитаном Литольфом на самолетах Як-9 вылетели в район деревни Дурнево . В завязавшейся схватке капитан Литольф , лейтенанты Дюран и Кастелэн сбили по одному самолету Ме-110. Остальные " мессеры " беспорядочно сбросили бомбы, и ушли в западном направлении, не причинив никакого вреда нашим войскам. Французские летчики эскадрильи "Нормандия" перед вылетом на боевое задание
Слайд 10
14 июля был ознаменован победами: по одному самолету сбили майор Пуйяд , лейтенанты Альбер и Кастелэн . Однако и у французов с боевого задания не вернулся летчик Ж. де Тедеско . Что с ним случилось, никто не знал. Бои достигли своего наивысшего накала 16 и 17 июля. Большой отряд "Нормандии", возглавляемый Тюляном , в 14 часов 30 минут столкнулся с плотной группой бомбардировщиков "Юн-керс-87" и сопровождавшей их группой истребителей "Фокке-Вульф-190", эшелонированных по высоте. Истребители "Фокке-Вульф-190" на конвейере.
Слайд 11
16 июля 1943 г. эскадрилья "Нормандия" прикрывала наступающие войска фронта. С запада показались два истребителя противника "Фокке-Вульф-190". Не успела группа Тюляна развернуться на запад, как показались 15 бомбардировщиков, прикрываемых истребителями. Первым с двумя другими летчиками в строй вражеских самолетов врезался капитан Литольф . За ним последовали еще три "яка". Капитан де Форж занял выгодное положение для атаки бомбардировщиков снизу сзади. Подошедшие четыре фашистских истребителя помешали ему открыть огонь, но за это один из них поплатился жизнью.
Слайд 12
Пока шестерка "яков" расправлялась с " юнкерсами ", Тюлян и Альбер прикрывали ее от атак истребителей противника ФВ-190. Сбросив бомбы, вражеские бомбардировщики повернули на запад. В этот момент лейтенант Леон увидел самолет Литольфа и следовавший за ним истребитель Кастелэна . Преследуя " юнкерсов ", они готовились к очередной атаке. Неожиданно сверху на них напала только что подошедшая к месту боя шестерка " фоккеров ". Леон поспешил на помощь своим товарищам и отсек огнем замыкающую пару самолетов противника. Он сбил одного фашиста и поджег другого. Младший лейтенант Альберт Дюран (справа) доложил командиру полка "Нормандия" майору Жану Тюляну (второй справа) о проведенном воздушном бое
Слайд 13
Пока шла эта короткая схватка на вираже, остальные самолеты врага атаковали Литольфа и Кастелэна и ушли за своими бомбардировщиками. В этом бою погибли Литольф , Кастелэн и Бернавон . Потеря трех летчиков за один день тяжело переживалась в эскадрилье. Но «нормандцы» не пали духом, они были полны решимости отомстить за гибель своих боевых товарищей. 17 июля во время четвёртого за день боевого вылета погиб майор Тюлян и были сбиты еще два летчика – старший лейтенант Д. Бегэн и аспирант Ф. Вермейль . Первому из них удалось потом вернуться, а обстоятельства гибели второго, так же как и Тюляна , остались неизвестными. Гибель майора Тюляна и других друзей тяжело переживали в эскадрилье. Не стало боевого командира "Нормандии", прекрасного летчика, скромного и отзывчивого человека, верного сына Франции и большого друга Советского Союза . Группа летчиков эскадрильи "Нормандия" беседует с советскими летчиками
Слайд 14
У него была репутация безрассудно смелого, удачливого летчика. Это не могло продолжаться вечно. Его звезда – такая яркая – не могла гореть долго. 17 июля под Орлом его ангел-хранитель покинул его. Но он успел испытать удовольствие, увидев, как треснул немецкий фронт. Пьер Пуйяз видел его последним, в последний раз после того, как Тюлян сообщил, что на него кинулось много "Фокке-Вульфов-190”. Между ними было - почти чистое небо прошло небольшое (белое облачко) пропитанное солнцем, которое скрыло его навсегда"... После смерти командира в эскадрилье осталось всего девять летчиков. Бюст Жан-Луи Тюляна (Музей "Нормандии", город Орел) Бюст Жан-Луи Тюляна (Музей "Нормандии", город Орел) Бюст Жан-Луи Тюляна (Музей "Нормандии", город Орел)
Слайд 15
Война шла жестокая. И сколько еще предстояло пережить потерь! Однако ветераны 1943 года не только поняли и приняли тактику группового боя как единственно правильную и единственно результативную в тех условиях, но и оказали неоценимую помощь своим менее опытным товарищам, которые впоследствии влились в состав полка. Во второй половине 1943 года французские летчики, уже вполне освоив тактику группового боя, сбили 77 немецких самолетов. Но победы, к сожалению, давались ценой больших потерь. К концу войны от первого состава эскадрильи “Нормандия” в живых осталось всего трое. Весь состав авиаполка “ Нормандия-Неман ”
Слайд 16
Французы сражались в дали от родины на чужой и неизвестной им земле, в то время как Франция страдала от зверств фашизма. Столь высокие показатели по части сбитых самолетов до сих пор остаются главным ориентиром для лётчиков! Ведь для успешного ведения боя и поражения противника необходимо иметь превосходство во всем, в том числе и воздухе.
Этот древний-древний-древний мир!
Несчастный Андрей
Музыка космоса
Пчёлки на разведках
Сказка об одной Тайне