Научно-исследовательская работа по валеологии.
Цель работы: изучить состояние здоровья учащихся МОУ СОШ №2 и факторы, влияющие на него, выработать рекомендации по улучшению состояния здоровья.
Работа построена в соответствии с задачами, которые автор перед собой ставит
Гипотеза: Образовательная деятельность представляет опасность для здоровья школьников. Ученики в школе не только получают знания, но и ряд болезней, связанных с физическим и психологическим состоянием детского организма.
Основополагающий вопрос: Вредит ли наша школа здоровью учащихся?
Вложение | Размер |
---|---|
referat_sostoyanie_zdorovya_shkolnikov_i_faktory_vliyayushchie_n2.doc | 419.69 КБ |
МУНЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
С. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА»
Состояние здоровья школьников МОУ СОШ №2
и факторы, влияющие на него
Исследовательская работа по валеологии
Выполнил:
Аниськова Елена Николаевна,
Силакова Алёна Сергеевна
учащияся 11Б класса
Руководитель:
Мешкова Евгения Александровна
2010 -2011 год
Оглавление
2.1. Условия организации учебного процесса
2.2. Интенсификация учебного процесса
2.3. Недостаточная физическая активность школьников
V. Самооценка школьниками факторов риска ухудшения здоровья
Тема здоровья и образования очень актуальна в наше время, т.к. все дети обязательно ходят или будут ходить в школу и получать не только знания а, возможно, если не позаботиться об этом сейчас, болезни, начиная с близорукости и заканчивая гастритом. Ситуация ясна: с каждым годом здоровье учеников становится все хуже и хуже.
Еще в начале 40-х г.г. 20 столетия понятию «Здоровье» дали следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». (Г.Сигерист).[2]
Возможно, поэтому школа по сегодняшний день продолжает возлагать на плечи учеников определённый круг обязанностей, ожидая жизнерадостное и охотное их выполнение. А в ответ мы видим, что мотивация к учению у современных школьников с каждым годом снижается. Не потому ли это, что физическому здоровью школьника уделяется слишком мало внимания.
Несмотря на некоторые попытки улучшить сложившуюся ситуацию, в целом по России обстановка не улучшается. В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. Институт возрастной физиологии Российской академии образования провел исследования: какие заболевания наиболее характерны для школьного возраста и какова динамика их развития.
Изыскания проводились в 540 школах 29 регионов России. Каковы результаты?
От первого к одиннадцатому классу в 2 раза возрастает число детей с заболеваниями сердечно-сосудистой и пищеварительных систем, органов зрения и слуха, в 5 раз – эндокринной системы. Рейтинговая оценка хронических заболеваний показала, что на первое место в первом классе выдвигается кариес, а в одиннадцатом – нарушение опорно-двигательного аппарата.[4]
Состояние здоровья ребенка в России, начиная с прошлого века и по сегодняшний день, вызывает огромную тревогу.
Чтобы выяснить, какова ситуация с состоянием здоровья учащихся нашей школы, каковы возможные причины возникновения заболеваний и как улучшить сложившуюся ситуацию, мы провели исследовательскую работу.
Цель работы: изучить состояние здоровья учащихся МОУ СОШ №2 и факторы, влияющие на него, выработать рекомендации по улучшению состояния здоровья.
Работа построена в соответствии с задачами, которые автор перед собой ставит
Гипотеза: Образовательная деятельность представляет опасность для здоровья школьников. Ученики в школе не только получают знания, но и ряд болезней, связанных с физическим и психологическим состоянием детского организма.
Основополагающий вопрос: Вредит ли наша школа здоровью учащихся?
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья. Как показывают исследования по Амурской области, перечень заболеваний, которые приобретаются ребенком уже на момент окончания только начальной школы, выглядит так: на первом месте увеличение щитовидной железы, это способствует повышению утомляемости ребенка, его раздражительности; на втором - кариес, на третьем - снижение остроты зрения (близорукость), на четвертом месте – нарушение осанки ребенка.
Проконсультировавшись с врачом детской ЦРБ Абрамич С.А., нам удалось выяснить, что среди наиболее распространённых заболеваний школьников, выявленных в результате медицинских осмотров и амбулаторных приёмов, следующие:
Медицинский осмотр учащихся МОУ СОШ №2 (13.10.2010-21.10.2010 года), проводился следующими врачами: хирургом, окулистом, ЛОР, невропатологом, врачом-психиатром.
Наиболее распространёнными заболеваниями учащихся МОУ СОШ №2 по результатам медицинского осмотра являются: увеличение щитовидной железы 298 учащихся, 82% от общего количества учащихся, кариес 142 ученика, 39%; ОРВИ 56 учеников, 15%; избыток веса 14 учеников, 4% .
По сравнению с результатами диспансеризации прошлого года появились новые заболевания:
У 14 человек нехватка веса;
14 человек - избыток веса;
9 человек страдают ожирением;
Увеличилось количество учащихся, страдающих заболеваниями:
Уменьшилось количество больных энурезом на 2 человека.
По данным медицинских карт учащихся, предоставленным медицинской сестрой школы, ученики имеют следующие хронические заболевания.
Таб.№1
№ | Класс | количество и ФИО учеников | |||||||
заболевания сердечно-сосудистой системы | опорно-двигательного аппарата | заболевания нервной системы | дыхательной системы | органов слуха | зрения | аллергия | Болезни почек | ||
1А | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
1Б | 1 | 1 | |||||||
2А | 1 | 4 | 11 | 1 | |||||
2Б | 2 | 7 | 1 | 1 | |||||
3А | 3 | 6 | 1 | ||||||
3Б | 1 | 4 | 1 | 1 | |||||
4А | 2 | 1 | 5 | ||||||
4Б | 1 | 4 | 6 | ||||||
5А | 2 | 1 | |||||||
5Б | 1 | 2 | 1 | 5 | 1 | ||||
5В | 1 | 3 | 1 | 5 | |||||
6А | 7 | 4 | 3 | 1 | |||||
6Б | 1 | 3 | 1 | 5 | 2 | ||||
7А | 3 | 4 | 2 | ||||||
7Б | 1 | 4 | 3 | 1 | |||||
8А | 1 | 3 | 1 | 5 | 1 | ||||
8Б | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | ||||
9А | 6 | 1 | 1 | ||||||
9Б | 1 | 6 | 3 | 2 | 1 | 1 | |||
9В | 1 | 1 | 2 | ||||||
11А | 5 | 5 | 1 | 1 | 1 | ||||
11Б | 1 | 14 | 3 | 4 | 1 | ||||
11В | 3 | 4 | 3 | ||||||
Всего уч-ся |
| 19 | 84 | 6 | 88 | 5 | 20 | 4 | 4 |
Из таблицы видно, что наиболее распространёнными хроническими заболеваниями являются: заболевания дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата и органов зрения.
Таб.№2
класс | Группа здоровья | |||
I | II | III | IV | |
1А | 7 | 15 | 3 | |
1Б | 11 | 12 | 1 | |
2А | 2 | 22 | 2 | |
2Б | 1 | 17 | ||
3А | 22 | 2 | ||
3Б | 1 | 23 | 3 | |
4А | 2 | 22 | ||
4Б | 1 | 6 | 2 | |
5А | 24 | 1 | ||
5Б | 1 | 23 | 2 | |
5В | 1 | 25 | ||
6А | 24 | |||
6Б | 21 | |||
7А | 25 | |||
7Б | 24 | |||
8А | 24 | |||
8Б | 23 | |||
9А | 1 | 19 | ||
9Б | 1 | 18 | 1 | |
9В | 20 | |||
11А | 1 | 16 | 1 | |
11Б | 17 | 3 | ||
11В | 2 | 20 | 1 | 1 |
Всего уч-ся | 32 | 470 | 28 | 2 |
Здоровые ученики школы составляют всего 6 % от общего количества учащихся школы (1 группа здоровья), 88% относятся ко 2 группе здоровья, 5% учеников имеют 3 группу здоровья.
Среди возможных причин возникновения заболеваний школьников в «Учительской газете» освещаются следующие.
Во-первых, школьные факторы риска удивительно «живучи», с ними трудно справиться. Проблема возникла не сегодня, о школьных болезнях специалисты заговорили еще в 1774 году. Здоровье детей в России никогда нельзя было назвать благополучным, и сегодня состояние здоровья детей не дает никаких оснований для успокоения.
Во-вторых, школа и государство в начале прошлого века взяли на себя ответственность за здоровье детей, тем самым сняв эту ответственность с родителей и с общества; именно школа должна была обеспечивать ведение здорового образа жизни. Но это невозможно, т.к. прежде всего это проблема общества. К сожалению, за 100 лет ситуация мало изменилась, и осознания ценности здоровья нет ни в нашем обществе, ни в семье. Поэтому школа не может и не должна решать эту проблему в одиночку, хотя и может сделать многое.
В-третьих, сложившаяся система образования в России, традиционная российская система образования — это огромная система знаний, состоящая из большого числа наук. Еще 130 лет назад К. Д. Ушинский писал: «Нет сейчас педагога, который не жаловался бы на малое количество часов в школе». За 100 лет методика преподавания, технологии и организация учебного процесса не стала больше соответствовать функциональным возможностям ребенка. Родители и общество сами загружают детей сверх меры. Требования школы становятся все более жесткими, и ребенок в силу ограниченности своих функциональных возможностей справиться с этими требованиями не может. [7]
В своей работе мы исследовали нижеуказанные факторы, влияющие на состояние здоровья учащихся.
1. Влияние социально-экономических факторов на состояние здоровья учащихся
Результатом возникновения тех или иных заболеваний является деятельное неблагоприятное воздействие социально-экономических факторов проживания в семье.
Изучив социальный паспорт школы, мы подсчитали количество учеников с неблагоприятными социально-экономическими условиями жизни и проконсультировались с медсестрой МОУ СОШ №2, которая предоставила данные из карт о состоянии здоровья этих учащихся. Результаты получились следующие.
Таб. №3
Социально-экономические условия в семье | Количество учащихся по школе | Из них здоровые |
Из неполных семей | 137 | 7 |
Из многодетных семей | 66 | 5 |
Из неблагополучных социально-опасных семей | 15 | 1 |
Детей из «группы риска» | 13 | - |
Стоящих на учёте в ПДН | 6 | - |
Стоящих на учёте в КДН | 3 | - |
Находящиеся под опекой, на попечительстве | 16 | 1 |
Таким образом, определённое количество учащихся приходят в школу уже с имеющимся риском возникновения тех или иных заболеваний.
2. Влияние организационно-педагогических факторов на состояние здоровья школьников
Согласно обзору изученных нами источников, плачевное состояние здоровья детей - результат целого ряда таких организационно-педагогических факторов, как:
- несоблюдение условий организации учебного процесса - состояние микроклимата и интерьера мест нахождения учащихся;
- несоответствие технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;
- чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема учебной нагрузки);
- недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей;
- недостаточная физическая активность школьников;
2.1. Условия организации учебного процесса
Еще в начале 19в. в результате первых исследований была установлена тесная взаимосвязь между появлением у детей так называемых «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки и т.д.) и условиями в школе. [3]
Здоровье человека в значительной степени определяется состояни ем условий обучения, микроклимата и интерьера мест его нахождения. Оптимизация этой среды достигается за счет светового, цветового комфорта, воздушного режима и т.д.
В результате опроса учащихся и учителей о степени освещенности, соблюдении воздушного режима, санитарно-гигиенических норм, соответ ствии школьной мебели возрасту учащихся, визуальной комфортности в классах были сделаны следующие выводы.
По мнению учащихся и учителей школы в школе соблюдаются санитарно – гигиенические нормы, проводится ежедневная двухразовая влажная уборка школьных помещений каждую смену, генеральные уборки не реже двух раз в месяц.
Во время отопительного сезона отмечается нарушение воздушного режима. В кабинетах №16, 5,6,7,8,10,11,12 очень душно, все кабинеты проветриваются во время перемены и уроков. Возможно это одна из причин частых ОРВИ у учащихся школы.
Школьная мебель в кабинетах соответствует возрасту учащихся. Но в связи с недостаточным количеством кабинетов, некоторые уроки в классах среднего и старшего звена проводятся в кабинетах для начальной школы.
Хуже освещенными по сравнению со всеми называют кабинеты № 3, 9, 14.
Все кабинеты ученики и учителя школы считают визуально комфортными.
Можно сделать вывод, что условия обучения не идеальны и их недостатки обуславливают развитие наиболее распространённых заболеваний в МОУ СОШ №2, таких как нарушение осанки, близорукость, частые ОРВИ.
Сколько весит ранец?
Большая учебная нагрузка часто становится в буквальном смысле большой тяжелой нагрузкой для школьников, ранцы которых по плечу разве что взрослым. Неудивительно, что портфели первоклассников, провожая их в школу, несут мама или папа. Хотя по тем же санитарным правилам этот груз знаний вместе с ранцем должен весить не более 1,5 кг. У школьников начальных классов ранец весит на 2 кг тяжелее положенного. Шестиклассники носят учебники на 6,4 кг – гораздо больше нормы. Зато выпускники, умудренные школьной жизнью, ходят на уроки налегке – с 1-2 кг учебного груза.
Это ведёт к проблеме с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Как питается российский школьник?
Эпоха быстрого питания и пустых калорий вывела болезни органов пищеварения по своей распространенности на второе место. Практически каждый десятый ребенок (9 %) из всех заболевших имеет гастрит, дуоденит, другие заболевания пищеварительной системы. Одна из причин состоит в том, что все меньше детей едят в школе полноценную горячую пищу. Ее, к сожалению, гарантированно получают только ученики начальных классов, обеды которых оплачиваются из местного бюджета. Дети постарше голодными не остаются – питаются в буфете, но горячее питание, так необходимое растущему организму, имеют только 20 % старшеклассников.
Гигиенисты считают, что дети страдают «скрытым голодом», когда при нормальной калорийности рациона организм ребенка недополучает важнейших аминокислот, микроэлементов, витаминов. Поэтому в школьном буфете просто не должно быть продуктов, содержащих пустые калории.
2.2. Интенсификация учебного процесса
Интенсификация учебного процесса, отрицательно сказывающаяся на здоровье детей, проявляется в следующем:[8] отдельные программы обучения перегружены обязательным для усвоения учебным материалом.
Однако успешность учения и комфортность ребенка зависят не столько от сформированности знаний и умений, сколько от развития необходимых для обучения качеств (самостоятельность, усидчивость, умение доводить дело до конца и др.);
Требования, которые предъявляют многие школы к поступающему, заставляют родителей и самого ученика форсировать изучение материала школьных предметов (эта картина наблюдается не только при поступлении в начальную школу, но и в основную, и в среднюю школу). Серьезной проблемой, которая касается учащихся старших классов (особенно выпускных), является отсутствие преемственности между высшей и средней школой: вузы значительно завышают требования к абитуриентам, что заставляет родителей нанимать репетиторов и увеличивать время занятий детей. Это приводит к стойкому утомлению, неврозам и возникновению хронических заболеваний;
Методика обучения, направленная на искусственную интенсификацию процесса обучения, на увеличение темпа чтения, письма и др., тормозит формирование у ребенка основных навыков, приводит к эмоциональным срывам, к ранним неврозам. Неслучайно медики фиксируют сегодня новое заболевание — стресс ограничения времени. Одной из причин, вызывающих отрицательное отношение к учебной деятельности и ее неуспешность, является авторитарный стиль взаимоотношений между учителем и учащимися, особенно при оценивании знаний.
Последние 10 лет для школьного образования были большим периодом перемен: появились лицеи, гимназии, профильные классы, многие школы ввели инновационные программы обучения. Все больше вводится новых, нужных и интересных предметов. Нагрузка многократно растет, а возможности детей воспринять знания изменяются не так стремительно. Постоянное перенапряжение, усталость, недосыпы приводят к неврозам – еще одной школьной болезни.
Нет никаких сомнений, что ученик большую часть времени в школе проводит в состоянии стресса. Например, двойка, поставленная красными чернилами, эквивалентна сердечному приступу. Так считают невропатологи.
Остается только порадоваться, что пожилые люди не учатся в школе. Какой бы совершенной ни была методика обучения и как бы часто не вводились внутрь ребенка профилактические прививки, его состояние во многом зависит от школьной среды[4].
По результатам анкетирования учащихся МОУ СОШ№2 на выявление признаков заболеваний нервной системы наблюдается рост от начальной школы до старших классов.
Таб.№4
Проявляются признаки заболеваний нервной системы.
| Начальная школа | Среднее звено | Старшие классы (9А,Б,В, 11А,Б,В) |
| 30 | 35 | 53 |
| 35 | 43 | 65 |
| 9 | 11 | 16 |
| 25 | 34 | 17 |
2.3. Недостаточная физическая активность школьников
Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 – 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.
Двигательный режим школьника МО СОШ №2 складывается в основном из подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, из прогулок перед сном и активного отдыха в выходные дни.
Ученики нашей школы недостаточно физически активны. Их физические нагрузки сводятся в основном к 2 часам занятий физической культурой в школе.
В среднем по школе лишь 23 % учащихся занимаются спортом дополнительно, посещают секции, спортивные клубы и танцевальные кружки.
1А класс – 8% учащихся; 1Б – 47%; 2А – 34%; 2Б – 0%; 3А – 21%; 3Б – 8%; 4А – 43%; 4Б – 13%; 5А – 0%; 5Б – 42%; 5В – 32%; 6А – 37%; 6Б – 8%; 7А – 28%; 7Б – 48%; 8А – 40%; 8Б - 4%; 9А – 21%; 9Б – 40%; 9В – 25%; 11А – 31%; 11Б – 13%; 11В – 12%;
Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.
Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно–сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так же сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.
У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.
V. Самооценка школьниками факторов риска ухудшения здоровья
Среди учащихся 4-11 классов нами был проведен тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья по методике Н.К. Смирнова. Анализ анкеты показал следующие результаты.
С 1-3 вопросы описывают привычки, связанные с риском возникновением болезней опорно-двигательного аппарата: 42.5%учащихся подвержены риску; 54% не подвержены.
Вопрос | ДА | НЕТ |
Сидят сгорбившись | 48% | 52% |
Носят тяжелую сумку обычно в правой руке. | 57% | 43% |
есть привычка сутулиться | 38% | 62% |
С 4-6 вопросы касаются риска, связанного с недостаточной или избыточной двигательной активностью: 25% учащихся подвержены риску; 75% не подвержены.
4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь. а) да-44ч.(20%); б) нет-191ч.(80%);
5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях). а) да-66ч.(39%); б) нет-136ч.(61%);
6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой / мне приходится поднимать тяжести.
а) да-78ч.(33%); б) нет-150ч.(67%);
7вопрос относится к риску, связанному с неправильным питанием.
7. Я питаюсь нерегулярно, кое-как. а) да.(37%); б) нет(63%);
8 вопрос относится к риску, связанному с ухудшением зрения: 33% учащихся подвержены риску; 67% - нет.
На 9 вопрос анкеты 77%учащихся ответили, что они заботятся о своём здоровье, 23% нет.
По 10 вопросу результаты следующие: 28% имеют вредные привычки; 80% - не имеют.
С 11-12 вопросы освещают влияние школы на здоровье детей.
11. Помогает ли тебе школа заботиться о здоровье?
а) да-98ч.(43%); б) нет29%); в) затрудняюсь ответить-60ч.(27%).
12. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?
а) заботятся о моем здоровье-55ч.(25%); б) наносят здоровью вред методами сво его преподавания-25ч.(13%); в) подают хороший пример-44ч.(23%); г) подают плохой пример-3ч.(1%); д) учат, как беречь здоровье-51ч.(24%); е) им безразлично мое здоровье-30ч.(14%).
13 вопрос касается интенсификации учебного процесса на уроке.
13. Какие состояния для тебя наиболее типичны на уроках?
а) безразличие-11ч.(5%); б) заинтересованность-101ч.(45%); в) усталость-40ч.(18%); г) сосредоточен ность-29ч.(13%); д) волнение; беспокойство-21ч.(9%); е) что-то другое-19ч.(8%).
По итогам проделанной нами работы можно сделать следующие выводы.
Как мы и предполагали, образовательная деятельность действительно представляет опасность для здоровья. Это доказывают перечисленные выше организационно-педагогические факторы, отрицательно влияющие на здоровье, которые имеют место в нашей школе.
Но многие ученики считают школу и учителя своим союзником, который помогает им заботиться о здоровье, большинство учеников, по их мнению, заботятся о своём здоровье, хотя некоторые факты этому противоречат. Такие как отказ от горячего питания, дополнительных занятий физической культурой. Условия обучения в школе так же имеют некоторые недостатки, такие как двухсменка, нарушение воздушного режима и другие.
Таким образом, ответ на основополагающий вопрос следующий: современная школа всё ещё вредит здоровью ребёнка, но в то же время её беспокоят проблемы здоровьесохранения. Многие ученики отмечают тот факт, что школа и учителя помогают им заботиться о своём здоровье.
Изучив состояние здоровья учащихся нашей школы, возможные причины возникновения заболеваний мы предлагаем рекомендации по улучшению сложившейся ситуации.
К сожалению, знание нормативов и требований к организации обучения еще не означает реального решения проблемы сохранения здоровья школьников.
Таким образом, целью должна быть не констатация фактов, а поиск возможных путей решения проблемы.
Мы предлагаем следующие пути изменения сложившейся ситуации
1. Разгрузка учащихся современной российской школы должна быть связана не только с обновлением содержания обучения, но и с введением новых технологий учебного процесса. Перегрузка возникает в связи с тем, что сегодняшние методики обучения не соответствуют возрастным и индивидуальным возможностям детей. Каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Включение каждого обучаемого в деятельность, соответствующей его зоне ближайшего развития.
Именно поэтому важной является научная разработка и использование в практике каждой школой нашего района здоровьесохраняющих технологий, обеспечивающих сокращение удельного веса теоретических знаний в пользу практической деятельности детей и учёта образовательных потребностей каждого школьника.
Каждому учителю необходимо учитывать индивидуальный темп обучения, создавать условия, обеспечивающие психологическое благополучие и успешность каждого ребенка.
Сегодня учитель заставляет школьников заучивать учебный материал (правила, определения, тексты и др.).
Неправомерно забыт опыт наблюдений, экскурсий, работы в уголке природы и т.п.
Можно публиковать рекомендации врачей в местной газете.
Центральной районной больнице необходимо проводить просветительскую работу в сотрудничестве со школами района. Проводить лекции для родителей и детей на родительских собраниях и классных часах о методах профилактики наиболее распространённых заболеваний учащихся школы.
3. Необходимо в каждой школе создать группу, в которую входили бы учителя, ученики и родители и которая бы проводила ежегодную проверку, ограничивала бы непомерные нагрузки на здоровье ученика. Это санитарные нормы и правила «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений», которые регламентируют учебную нагрузку.
3. Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающего у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, - это активный отдых от школы и организованная физическая деятельность.
Необходимо продолжать работу по вовлечению учащихся в спортивные секции. Организовать работу секций в каждой школе района.
Учителям физической культуры разработать систему упражнений лечебной физкультуры для профилактики развития наиболее распространённых заболеваний у учащихся. Организовать секцию ЛФК.
Во избежании проблемы нарушения осанки мы советуем принять меры по снижению веса портфеля школьника. Для этого школам района закупить второй комплект учебников для занятий в школе или разрешить ученикам носить один учебник на парту. Ежегодно проводится экспертиза учебников на всероссийском сайте. Необходимо выйти на сайт с рекомендациями изготавливать учебники с гибкими обложками, большие издания делить на несколько томов, чтобы снизить вес учебника.
На уровне района необходимо проводить работу по улучшению социально-экономических условий проживания в семье. Создавать рабочие места для малообеспеченных родителей.
В заключении вспомним о том, что определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) гласит: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов».[2]
Исходя из определения, можно сделать следующие выводы: школа не в силах устранить те или иные заболевания школьников или их физические дефекты. Но школа и общество должно обеспечивать физическое, душевное и социальное благополучие детей.
«Школа – второй дом! Дети должны с радостью ходить в школу (и не только потому, что там им знания дают)! Они должны чувствовать себя, как дома!»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анисимов, Е.А. Карашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете.-
Выпуск № 2, с.15
Сухарева Л.М. и др.-М., 2002
Рисуем белые грибы пастелью
Ласточка
Карты планет и спутников Солнечной системы
Сочные помидорки
Солнечная система. Взгляд со стороны