Курс "Краеведение"-8класс, название проекта "Национальный костюм"
Вложение | Размер |
---|---|
azerbaydzhanskiy_nacionalnyy_kostyum.pptx | 955.57 КБ |
Слайд 1
Азербайджанский национальный костюм Работу выполнила ученица 8 "А" класса МОУ СОШ №53 Шагинян КристинаСлайд 2
Азербайджанский национальный костюм создавался в результате длительных процессов развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа, он тесно связан с его историей и отражает её национальную специфику. В костюме нашли отражение этнографические, исторические, художественные особенности народного творчества, который проявлялся и в создании определенных его форм. Азербайджанское искусство даёт о себе знать и в украшении костюма художественными вышивками, в ткачестве и вязании. В XVII веке одной из крупных шелководческих областей Ближнего Востока являлась территория современного Азербайджана, а главным районом шелководства был Ширван. Шёлковые ткани производились в Шемахе, Баскале , Гяндже , Шеки, Шуше и др. В этих городах производили удивительные по красоте узоров, изысканные ткани, шелковые женские головные платки и др. Стиль одежды отражал и семейное положение, а также возраст его обладателя. Так например костюм девушки и замужней женщины заметно отличались. Молодые женщины одевались наиболее ярко и нарядно. С XX века национальные костюмы в Азербайджане носят в основном только в сельских зонах. Почти все народные танцы исполняются в национальных костюмах. Мужской национальный костюм, в основном был единым во всех зонах Азербайджана. В костюме мужчин находила отражение классовая принадлежность его носителя.
Слайд 3
Верхняя одежда Верхняя национальная одежда мужчины состояла из «уст кейнейи » (рубахи) или чепкена , архалыга , габы , чухи (плечевой одежды). Архалыг был однобортный или двухбортный . Его шили из шелка, кашемира, атласа, сукна, сатина и других тканей. Габа — верхняя мужская плечевая одежда, которую шили из тирьмы . Чуха — верхняя мужская плечевая одежда, которая обычно отрезной в талии, со складками или сборкой. Шили ее из сукна, тирьмы и домотканой ткани. Кюрк — шуба из овечьего меха внутри, без застежки, с воротником, украшенная вышивками. Один из русских этнографов пишет об азербайджанском мужском костюме: «Нижнее белье состоит из прямой и короткой бязевой, белого или чаще синего цветов рубахи и подштанников из этой же материи, которые застегиваются у пояса на тесемки; в зимнее время надеваются поверх шерстяные широкие штаны, также собирающиеся на тесемке. Поверх рубахи надевается т. н. архалыг , всегда на вате. Архалыг — это вроде русской поддевки с короткою талией и короткою сборчатою в поясе юбкою; застегивается он всегда наглухо или спереди посреди груди или сбоку ее. Поверх архалыга надевается чуха с короткой талией и длинною, ниже колен юбкою, а голова покрывается круглый год невысокою конической шапкой из овчины. На ноги надевают короткие шерстяные носки».
Слайд 5
Головные уборы Азербайджанец в народном одежде. Фотография Д. А. Никитина. Вторая половина XIX века. У мужчин в Азербайджане папаха считалась символом мужества, чести и достоинства, потерять которую считалось большим позором. Как враждебный выпад против хозяина расценивалась кража его папахи. Можно было нанести оскорбление мужчине и всему его роду лишь сбив с его головы его папаху. По папахе и ее форме можно было определить социальное положение ее носителя. Мужчины никогда папаху не снимали (даже во время еды), за исключением омовения ( дестемаза ) перед намазом. Считалось непристойным появляться в общественных местах без головного убора. Папахи из бараньего меха или из каракуля ( гарапол ) считались основным головным убором у мужчин. Существовали их различные формы и локальные наименования. В коллекциях ГМЭ в Санкт-Петербурге, по описанию Э.Торчинской , хранятся 4 типа азербайджанских папах: Яппа папаг (или « гара папаг » — «чёрная папаха») — была широко распространена в Карабахе и была с матерчатым верхом. Различались они и по цвету — « гызыл папах» (золотая) и « гюмюш папаг » (серебристая). Мотал папах (или « чобан папахы » — «пастушья папаха») — изготовлялась из длинноворсового овечьего меха, имела форму конуса. Мотал папах в основном носили бедные слои сельского населения. Азербайджанец в народном одежде. Фотография Д. А. Никитина. Вторая половина XIX века.
Слайд 7
Шиш папахы (или «бей папахы » — «папаха бека») — изготовлялась конусообразным или остроконечным. По названию материала, из которого их шили, они носили общее название — бухара папах, мех для которых привозили из Бухары. Носили их только представители бекского сословия, а также зажиточные люди. Такие папахи были характерны и для городской знати. Дагга ( тагга ) папах — была распространена в Нухинском уезде. Верх её шился из бархата . Башлык — состоял из капюшона и длинных закругленных концов, обматывавшихся вокруг шеи. Зимой надевали башлык из сукна и шерсти. В Ширване особо ценились башлыки из верблюжьей шерсти, подкладку которой шили из цветной шелковой материи, так как когда ушки башлыка забрасывались за плечи, видна была подкладка. Обычно башлык сопутствовал япынджы . Арахчын одевали под другие головные уборы (папаха, чалма у женщин). Она была типичным традиционным головным убором азербайджанцев, широко распространенными еще в средние века. Эммаме — (вид чалмы) бытовал среди духовных лиц (мулла, сеид, шейх и др.). «Бек-татарин из Карабаха». Рисунок Г.Гагарина.
Слайд 8
Обувь В Азербайджане широко были распространены шерстяные носки — « джораб ». Городские жители носили кожаные туфли с загнутыми носками без задников. У аристократов были распространены сапоги. Среди сельских жителей бытовали кожаные или сыромятные туфли чарыги — « чарых ».
Слайд 9
Женская одежда Женский национальный костюм азербайджанцев состоит из нижней и верхней одежды. Он включает в себя мешкообразное покрывало — «чадру» и лицевую занавеску — « рубенд » , которые женщины надевали при выходе из дома. Верхняя одежда шилась из ярких цветных тканей, качество которых зависело от достатка семьи. В одежду входило также множество различных ювелирных украшений. Были популярны золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, низки монет, ажурные подвески, цепочки и т. п. Молодые в отличие от пожилых носили более светлую одежду с яркими цветами. В XIX веке статский советник Иван Иванович Шопен описывал наряд азербайджанок Армянской области (называя из «татарками») следующим образом Пляска Татарок несравненно прятнее и самый наряд особенно способствует их оригинальности: наряд этот состоит из парчевой кофты, которая застегивается на талии, и красной шелковой рубашки с большим разрезом впереди, которая застегивается на шее, обнаруживает при каждом движении тело бронзового цвета, татуированное в разные узоры; шаравары заменяют юбку и ширина их может спорить с объемом платья самой модной из европейских пуристок. Вместо чулок татарки носят узорчатые шерстяные носки ярких цветов; густые черные волосы, разбросанные кудрями по плечам, довершают наряд и с выгодою для красоты их заменяют всякую другую, более вычурную, головную уборку. Азербайджанка из Баку. Фотограф Ф. Орден. 1897 год
Слайд 10
Верхняя одежда Она состояла из рубахи с расширяющимися от локтя рукавами, широких шаровар до щиколотки и расклешенной юбки такой же длины. Одевали женщины также облегающюю спину и грудь короткую кофту с длинными рукавами ( « архалыг » , « кюляджа ») , имела широкий вырез спереди. В талии она плотно стягивалась, а ниже расходилась сборками. Стёганная безрукавка носилась в холодное время. Верхняя плечевая одежда была длиннее рубахи. Рубаха женщин Казахского уезда была длинной с разрезами по бокам. Женщины Карабаха носили прилегающий к талии « чепкен » (« чафкен ») с длинными ложными рукавами. Бытовали широкие юбки, а также узкие и широкие штаны. Короткие, до колена, юбки носили в Нахичевани. В Шуше, в Шемахе, а также в других районах юбки были длинные. Длинные кюляджи носили богатые женщины Нахичевани и Гянджи . Бакинские азербайджанки в нарядных костюмах. Фотограф Луарсабов . 1881 год
Слайд 11
Головные уборы Он состоял из накожников в виде мешка или шапочек разной формы. Поверх них надевали несколько платков. В « чутгу » — специальный накосный мешок женщины прятали свои волосы. Голова покрывалась невысокой цилиндрической шапочкой. Чаще она была из бархата. Поверх неё и повязывали чалму и несколько платков.
Слайд 13
Обувь На ногах носились чулки — « джораб ». Туфли были такие же как и мужчин — без задников.
И тут появился изобретатель
Компас своими руками
Рисуем ананас акварелью
Разноцветное дерево
В поисках капитана Гранта