Содержание:
Введение……………………………………………………………………….............3
Бурятское традиционное жилище………………………………………….....……4
Диагностика знаний о бурятском жилище у ребят начальных классов……...6
Сравнительный анализ результатов……………………………………………....7
Заключение………………………………………………………………………........8
Список литературы……………………………………………………………..........9
Вложение | Размер |
---|---|
zhilishche_buryat_-_yurta.doc | 79.5 КБ |
yurta.pptx | 2.14 МБ |
МБОУ СОШ №1
Юрта – национальное жилище бурят
Автор: Титаров Матвей, уч-ся МБОУ СОШ №1
Руководитель: Матафонова Н.Н., МБОУ СОШ №1
Северобайкальск 2012
Содержание:
Введение……………………………………………………………………….....3
Бурятское традиционное жилище………………………………………………4
Диагностика знаний о бурятском жилище у ребят начальных классов……...6
Сравнительный анализ результатов…………………………………………….7
Заключение……………………………………………………………………….8
Список литературы……………………………………………………………....9
Введение
Актуальность работы мы видим в том, что многие не знают, как выглядит национальное жилище бурят, его особенности.
Цель - изучить бурятское жилище, его особенности, познакомить с этими знаниями других ребят.
Задачи:
1. Провести анализ научно-популярной литературы по проблеме исследования.
2. Выявить у ребят начальной школы их знания о бурятском жилище.
3. Разработать анкету «Национальное жилище бурят».
4. Познакомить учащихся начальной школы с бурятским жилищем.
5.Провести повторную диагностику, сравнить полученные результаты, сформулировать выводы о результативности проведенного исследования.
Гипотеза: учащиеся начальных классов будут лучше знать национальное жилище бурят, если:
1.Написать реферат «Юрта – национальное жилище бурят».
2. Создать макет юрты.
3. Создать презентацию о юрте.
Методы:
Сбор и анализ информации.
Опрос (анкетирование).
Сравнительный анализ результатов.
Поиск информации. Мы находили информацию в книгах, статьях интернета, через беседу с руководителем.
Продукт – реферат, макет юрты.
Презентация – проведение классного часа «Юрта – национальное жилище бурят».
3
Бурятское традиционное жилище
Ю́рта— переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у кочевников. Она идеально приспособленная для кочевого образа жизни. Небольшой вес, быстро собирается и разбирается, в ней жили круглый год, достаточно устойчивая против ветров за счет полусферической формы и небольшой высоты, сейсмобезопасная - за счет подвижной конструкции стен, возможности варьировать площадью.
Юрта всегда ставится на открытом солнцу пространстве, даже в лесистой местности выбирается солнечная поляна.
Юрты бывают двух видов: войлочные и деревянные. Деревянные юрты более распространены у забайкальских бурят.
Для того, чтобы собрать войлочную юрту сначала необходимо из плоских реек, связанных конским волосом, деревянную решетку. Решетчатую основу юрты покрывали кусками войлока. Затем покрытая войлоком юрта затягивалась по периметру поясами, свитыми из конского волоса. Для придания устойчивости юрты внутри устанавливали два опорных столба.
Внутри бурятское жилище являет собой своеобразную пространственную модель мира. Юрта разделена на четыре условные части в соответствии со сторонами света. Дверь юрты всегда располагается с южной стороны. Западная часть называется мужской частью. Там хранятся охотничьи принадлежности и конское снаряжение. Восточная часть юрты считается женской половиной. Это место кухонной утвари, инструментов для выделки кожи, швейных принадлежностей и всего того, что необходимо женщине для ведения хозяйства. В центре юрты находится очаг. Буряты почитают огонь. Часть юрты за очагом, расположенная напротив двери, называется хоймор. Это почетная часть юрты. Там хранятся ценные вещи, находится алтарь.
4
Хоймор также является местом для гостей. Он считается высокой частью жилища, а часть юрты у двери – низкой, поэтому не принято задерживать гостей у двери, их сразу приглашают «наверх», в хоймор.
Таким образом, круглая юрта, исторически сложившийся образец жилища, идеально приспособленный для кочевого образа жизни: небольшой вес, быстро собирается и разбирается, в ней можно жить круглый год, устойчива. Именно поэтому кочевая юрта легла в основу проекта первого поселения на луне – «Луна – 2012 года». Мы можем сделать вывод, что юрта будет востребована в будущем для реальных земных и космических дел.
5
Диагностика знаний о бурятском жилище у ребят начальных классов
Для того, чтобы провести диагностику знаний о бурятском жилище у ребят начальных классов мы разработали анкету:
«Национальное жилище бурят»
Как называется национальное жилище бурят?
Каких видов оно бывает?
Для кого образа жизни подходит данное жилище?
На сколько частей внутри делится традиционное бурятское жилище?
Что находится в центре бурятского жилища?
Что такое «хоймор»?
Обработав данные анкеты, мы сделали вывод, что ребята плохо знают традиционное бурятское жилище – юрту, что необходимо провести классный час ««Юрта – национальное жилище бурят».
6
Сравнительный анализ результатов
После проведения классного часа мы провели повторное анкетирование «Национальное жилище бурят», сравнительный анализ результатов. Результаты представлены на рисунке
Вопросы:
Как называется национальное жилище бурят?
Каких видов оно бывает?
Для кого образа жизни подходит данное жилище?
На сколько частей внутри делится традиционное бурятское жилище?
Что находится в центре бурятского жилища?
Что такое «хоймор»?
Из проделанного анализа можно сделать вывод: учащиеся начальных классов будут лучше знать национальное жилище бурят, если:
1.Написать реферат «Юрта – национальное жилище бурят».
2. Создать макет юрты.
3. Создать презентацию о юрте.
7
Заключение
Изучая научно-популярную литературу, я смог узнать о бурятской юрте много интересного: каких видов бывает юрта, как она строится, на какие части делится. Сделал вывод, что юрта будет востребована в будущем для реальных земных и космических дел. Своей работой я хотел привлечь внимание других ребят к бурятскому жилищу.
На этом мое изучение бурятской культуры не закончено. Следующим этапом своей работы вижу более подробное изучение истории бурятских костюмов, предметов, орнаментов.
8
Список литературы
Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан-Удэ, 2004.
Дареева О.А., Богомолова О.И. Путешествие по Бурятии: Учебное пособие. – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2010.
Слайд 1
Юрта – национальное жилище бурят Автор: Матвей Титаров, уч-ся МБОУ СОШ №1 Руководитель: Н.Н. Матафонова, учит. нач . классов МБОУ СОШ №1Слайд 3
Цель - изучить бурятское жилище, его особенности, познакомить с этими знаниями других ребят. Задачи: 1. Провести анализ научно-популярной литературы по проблеме исследования. 2. Выявить у ребят начальной школы их знания о бурятском жилище. 3. Разработать анкету «Национальное жилище бурят». 4. Познакомить учащихся начальной школы с бурятским жилищем. 5.Провести повторную диагностику, сравнить полученные результаты, сформулировать выводы о результативности проведенного исследования.
Слайд 4
Гипотеза: учащиеся начальных классов будут лучше знать национальное жилище бурят, если: 1.Написать реферат «Юрта – национальное жилище бурят». 2. Создать макет юрты. 3. Создать презентацию о юрте. Методы: Сбор и анализ информации. Опрос (анкетирование). Сравнительный анализ результатов.
Слайд 5
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
Слайд 7
ПРОДУКТ ПРОЕКТА
Слайд 8
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Слайд 9
ВОЙЛОЧНАЯ ДЕРЕВЯННАЯ
Слайд 10
БУРЯТСКОЕ ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛИЩЕ
Слайд 13
С З Ю В
Слайд 18
небольшой вес; быстро собирается и разбирается; в ней можно жить круглый год; устойчива
Слайд 19
Диагностика знаний о бурятском жилище у ребят начальных классов Анкета «Национальное жилище бурят» Как называется национальное жилище бурят? Каких видов оно бывает? Для кого образа жизни подходит данное жилище? На сколько частей внутри делится традиционное бурятское жилище? Что находится в центре бурятского жилища? Что такое « хоймор »?
Слайд 21
Сравнительный анализ результатов Вопросы: Как называется национальное жилище бурят? Каких видов оно бывает? Для кого образа жизни подходит данное жилище? На сколько частей внутри делится традиционное бурятское жилище? Что находится в центре бурятского жилища? Что такое « хоймор »?
Весенние чудеса
Как нарисовать небо акварелью
Ёжикина Радость
Аэродинамика и воздушный шарик
Волшебная фортепианная музыка