Детское чтение — тема, которая не может не волновать учителей-словесников. Кому, как не им, лучше других знать, что происходит в этой сфере, какова картина чтения детей в сегодняшней России. Однако на самом деле мало кто может ответить на вопрос о том, что читают ученики не по школьной программе и читают ли они хоть что-нибудь. Нет ни времени, ни возможностей изучить проблему.
Актуальность данной работы заключается в том, что, от современных старшеклассников (а это -будущее России !) и именно от них зависит, какие нравственные ценности будут преобладать в нашей стране.
Проблема заключается в том, что сегодня в области изучения детского чтения сделано немало. Хотя в отечественных профессионально-методических изданиях публикаций на эту тему почти не найдёшь. В своей работе я попыталась восполнить образовавшуюся лакуну и, заручившись поддержкой авторитетных людей, внести ясность в проблему под названием «Чтение детей и подростков в начале нового тысячелетия».
Объект исследования- читательские предпочтения одноклассников и их родителей.
Цель исследования: большую роль в изучении родного языка должно играть чтение, но у нас нет культуры чтения. Потерян эмоциональный компонент — он всегда был маркером русской ментальности. Именно жертвенность, умение сопереживать, болеть — это ушло. Почему? Цинизм, который воспитывается и поддерживается на уровне государственной политики. Это замкнутая система.
Вложение | Размер |
---|---|
issled.rabota.rar | 1.8 МБ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школы №4
с углубленным изучением отдельных предметов
Исследовательская работа на тему
«Что читают в нашем классе?»
Работу выполнила:
Клинникова Екатерина,
ученица 10 «Б» класса.
Научный руководитель:
Наумова Людмила Викторовна,
учитель русского языка и
литературы.
Домодедово
2012 год
Содержание
Введение. Огромная роль книги в социализации личности……………..стр.3-6
Глава I.Детское чтение в зеркале современных социологических
исследований………………………………………………………стр.6-13
Глава I I. Что читают в нашем классе? Результаты исследования…..стр.13-20
Заключение…………………………………………………………………стр.20-21
Список использованной литературы…………………………………….стр.22
Введение
Сегодня в России живет около 40 миллионов детей в возрасте до 18 лет, что составляет почти 27% от общей численности населения. В какой-то мере они являются заложниками проводимых социально-экономических реформ и особенно страдают в ситуации переходного периода, поскольку относятся к наиболее уязвимым в социальном отношении слоям населения. Большинство детей в наши дни имеют отклонения в состоянии здоровья или больны, увеличивается число подростков, употребляющих наркотики и алкоголь, растет подростковая преступность. Одна из причин последней падение духовности, исчезновение четких нравственных ориентиров.
Дети лишены права голоса, они нуждаются в защите своих прав и интересов. Именно потому международное сообщество выработало новый взгляд на положение детей в мире, согласно которому интересы детства признаются приоритетными. В Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.) говорится о праве детей на культурное развитие, получение образования и информации.
Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации и книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности. В Хартии читателя (1992 г.), документе, с которым Международная ассоциация издателей обращается к правительствам всех стран, подчеркивается, что чтение это всеобщее право. Особое внимание здесь уделяется ранней встрече с книгой, доступу к книгам в школе и вне ее, поддержке и поощрению чтения. С точки зрения осуществления прав читателя-ребенка рассмотрим, как реализуются основные положения Конвенции и Хартии применительно к современной социокультурной ситуации.
Одним из самых важных факторов, влияющих на детское чтение, является доступ к книге, или «литературные ресурсы» среды. Чтобы интерес к чтению не угас, процесс чтения необходимо поддерживать. Книги должны быть доступны ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен.
В советском обществе чтение детей происходило в условиях всеобщего дефицита, в том числе на детскую литературу (спрос на нее в 80-е гг. удовлетворялся в среднем на 30-35%). Это говорит о процессе «социальной депривации» детей в 60-80-е годы при освоении ими литературной культуры. К периоду «застоя» (70-80-е гг.) в сфере издания детской литературы накопилось множество проблем. Общей была тенденция к снижению количества названий при сохранении ежегодного увеличения среднего объема книг и относительном постоянстве тиражей. Так, в середине 80-х годов показатель разнообразия детских книг в СССР был в 3 раза ниже, чем в ФРГ, в 6 раз ниже, чем во Франции, и примерно в 10 раз ниже, чем в Испании. В хроническом дефиците оказались целые виды и жанры: научно-познавательная литература, остросюжетная (особенно фантастика и приключения), энциклопедии и справочники, пособия и руководства для досуговых занятий. Отсутствие же научно-познавательной, справочной и энциклопедической литературы чревато тем, что с детства у ребенка не формируется потребность в работе с книгой как одним из основных источников информации в различных областях знания. К перечню проблем можно добавить недостаточное издание лучшей современной детской иностранной литературы, дефицит детской периодики и др.
Между тем ребенок как читатель имеет ярко выраженную специфику: в отличие от взрослого он не может «отложить» чтение, так как в детстве интересы быстро переключаются с одного на другое. Поэтому, если дети вовремя не получают необходимые книги, то либо читают другие, либо вообще перестают читать.
Коммерциализация книжного рынка по-разному сказалась на выпуске детской литературы и картине детского чтения. Начало развития рыночных отношений привело к ряду кризисных процессов, в частности к резному спаду показателей издания детской литературы. В последние годы ее выпуск заметно увеличивается, качество детских книг улучшается. Расширяется их тематика, привлекательным становится оформление. Идет насыщение рынка детской литературой, спрос на которую постепенно удовлетворяется. Вместе с тем издание детской книги требует больших по сравнению с многими другими видами литературы затрат, и детские книги дорожают, оказываются недоступными населению. Экономические трудности и резкое снижение уровня жизни большей части населения вызвали сокращение возможностей реализовать покупательские потребности в книгах. Согласно данным опросов, часть населения воздерживается от покупки книг, в том числе и детских.
Сегодня единственным пока бесплатным источником приобщения детей к чтению остается библиотека. С удорожанием книг и периодики, с изменениями в школьных программах, обусловленными реформой образования, а также с ростом потребностей детей в разнообразной детской литературе и школьных учебниках, ежегодно растет число юных читателей в библиотеках. В условиях постоянного снижения финансирования и разрушения старой системы книгоснабжения (и отсутствия ряда звеньев в выстраивающейся новой системе) ухудшилось комплектование библиотек детской литературой. Таким образом, по-прежнему сохраняется ситуация «книжного голода» для многих детей, лишенных возможности реализовать свое право на чтение.
Детское чтение — тема, которая, как мне кажется, не может не волновать учителей-словесников. Кому, как не им, лучше других знать, что происходит в этой сфере, какова картина чтения детей в сегодняшней России. Однако на самом деле мало кто может ответить на вопрос о том, что читают ученики не по школьной программе и читают ли они хоть что-нибудь. Нет ни времени, ни возможностей изучить проблему.
А между тем проблемы детского чтения (и “нечтения”) не менее важны, чем, к примеру, обсуждение вопросов ЕГЭ и других важных вещей. Потому что без книги, без детской литературы, без осведомлённости учителей и учащихся в этом вопросе, без знания круга чтения современных детей и подростков невозможно становление настоящего читателя.
Раньше, лет двадцать назад, книга была чуть ли не единственным источником информации. В то время только книги открывали перед читателями широчайший спектр интересов: детективы, приключения, фантастика, историческая литература, поэзия и многие другие. Но за двадцать лет цифровые технологии сделали сразу несколько больших и уверенных шагов. Сейчас, наряду с книжными полками, в доме среднестатистического гражданина имеется также персональный компьютер с выходом в Интернет и спутниковое телевидение.
На дворе XXI век. Век, когда литература не представляет особой важности для молодежи. 90% всех молодых людей зарегистрированы в социальных сетях , и у них нет времени или желания читать.
Актуальность данной работы заключается в том, что от современных старшеклассников (а это -будущее России !) и именно от них зависит, какие нравственные ценности будут преобладать в нашей стране.
Проблема заключается в том, что сегодня в области изучения детского чтения сделано немало. Хотя в отечественных профессионально-методических изданиях публикаций на эту тему почти не найдёшь. В своей работе я попыталась восполнить образовавшуюся лакуну и, заручившись поддержкой авторитетных людей, внести ясность в проблему под названием «Чтение детей и подростков в начале нового тысячелетия».
Объект исследования- читательские предпочтения одноклассников и их родителей.
Цель исследования: большую роль в изучении родного языка должно играть чтение, но у нас нет культуры чтения. Дело не столько в технике чтения и в темпе, сколько в способности мыслительных операций переваривать эту информацию. Потерян эмоциональный компонент — он всегда был маркером русской ментальности. Именно жертвенность, умение сопереживать, болеть — это ушло. Даже читая быстро, молодежь не способна извлекать этот компонент из текста. Почему ? Цинизм, который воспитывается и поддерживается на уровне государственной политики. Это замкнутая система. Чтение — это умение пережить — сократить тем самым число собственных опытов. И все это подкрепляется экономической ситуацией, в которой выросли дети. 90-е годы. Мужчины, оставшись без заработной платы , в депрессии лежат на диванах, их жены идут торговать. Сколько матерей, которые должны были читать своим детям книги, спились? Мы сейчас как раз-таки получили поколение, которое было воспитано в 90-е годы. Чтобы развивать мозг, детям нужно не торчать в блогах, а читать.
Научная новизна определяется тем, что для возрождения русского языка у каждого человека должен быть внутренний мир, который воспитывается семьей, обществом, школой. Должно быть государственное видение в области языка — не декларирование существования двух или одного языков, а четкое прописывание того, как все должно быть. И тут ни год учителя, ни баннеры, ни год русского языка как одноразовая акция не спасут ситуацию — это длительнейшая работа во имя будущего нашей страны. Необходимо сформировать грамотную методику преподавания русского языка и литературы, чтобы прививать у детей настоящую любовь к русскому языку, к богатству культуры, а не так, как сейчас — язык ненавидят и учат из - под палки.
Основными методами исследования стали :
теоретический анализ специальной литературы по данной тематике;
анкетирование, сравнительный анализ.
Меняются люди, эпохи, дети, но не меняется интерес любого человека к проблемам вечного человеческого бытия: что такое жизнь, смерть, любовь, счастье, как мне быть счастливым, как мне жить на этом свете. Когда мы это поймем, возможно, сможем изменить ситуацию и в чтении.
Г л а в а I.
Детское чтение в зеркале современных социологических исследований.
Как уже было сказано выше, в области изучения детского чтения сегодня сделано немало. Сошлюсь прежде всего на исследования Российской государственной детской библиотеки (РГДБ). Здесь находится единственный в России центр изучения детского чтения, проводящий массовые социологические опросы, последний из которых относится к 2002 году.
Сотрудники РГДБ Е.И.Голубева и В.П.Чудинова обобщили и проанализировали материалы, собранные столичными и региональными коллегами. Их основной вывод заключается в том, что “в начале XXI века дети, действительно, читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают... но иначе, чем раньше, а также далеко не те произведения, которые были любимы и популярны у их родителей, и особенно их дедушек и бабушек”.
Собственно, отсюда исходят все страхи и опасения о “нечтении” детей: взрослым хочется, чтобы дети читали Дефо и Свифта, на худой конец Дюма и Майн Рида, а современных деток подобное “старьё” читать ни за какие деньги не заставишь.
Детское чтение меняется. Это очевидно для всех. Катастрофы нет, считает Е.И. Голубева, главный библиотекарь РГДБ, но “хотелось бы всё-таки знать: «А что же на самом деле? Какие изменения происходят в детском чтении? Какие из них мы готовы подержать? И можем ли мы противостоять тем, которые нам не симпатичны?»
В 2000 году Россия впервые приняла участие в международном исследовании знаний учащихся: по навыкам чтения наши школьники оказались на 28 месте среди 32 индустриально развитых стран (данные PISA 4). Социологи говорят: идёт процесс смены моделей чтения. Прежняя модель детского чтения (её ещё называют “литературноцентристской”) просуществовала не менее века. Именно этой модели придерживаются многие взрослые, в том числе и учителя. Она ещё не совсем ушла, поэтому ей нельзя присвоить титул “ушедшей”, а только “уходящей”.
Что характерно для этой старой модели? Если говорить коротко, то это, конечно же, “любовь к чтению”. Ничего уничижительного в кавычках нет, просто под этим подразумевается высокий статус чтения, престиж в обществе “человека читающего”, сравнительно небольшая доля “чтива” в общем репертуаре чтения, наличие домашней библиотеки, частое посещение общественной. Если говорить конкретно о детях, то к этому добавим ориентированность круга чтения на “золотое ядро” детской литературы, общение со сверстниками по поводу прочитанного, наличие “литературных героев”.
А что же новая модель чтения? Можно ли безоговорочно сказать, что дети и подростки стали меньше читать? Ответить на эти вопросы помогут данные социологических исследований детского чтения.
Cтатус чтения. Специалисты утверждают: он отнюдь не стал менее высоким. Наоборот, с возрастанием престижа образования в обществе роль читательских навыков, умения работать с печатными источниками возрастает и среди школьников.
Отношение к чтению — важная характеристика, и она свидетельствует, что в целом позитивное отношение к чтению у школьников сохраняется. Спасибо социологам за то, что своими исследованиями они развеяли ещё один устойчивый миф.
Вот некоторые цифры и факты. Одна пятая опрошенных (исследование 2001 г.) тратила на чтение до получаса в день, треть — от получаса до часа, около 40% — больше часа (но эти любители — в основном младшие школьники; в десятом классе книгочеев остаётся только 17%).
На вопрос об отношении к чтению лишь 10% ответили: “Не люблю читать, ничего не читаю”, 27,6% выбрали ответ: “Нравится читать, много читаю”, чуть больше трети: “Люблю читать, но нет времени” и почти каждый третий: “Когда читаю, люблю почитать что-нибудь лёгкое, развлекательное”
Существует прямая зависимость между такими категориями, как “любовь к чтению” и “возраст ребёнка”. Как правило, те, кто любит читать, — это дети младшего школьного возраста. Чем старше ребёнок, тем меньше времени занимает у него свободное чтение и тем меньше он любит читать. К десятому классу доля тех, кому “нравится читать”, кто “много читает”, сокращается более чем в два раза (с 43 до 17 процентов).
О том, что в старших классах происходит отторжение от чтения, учителя литературы знают не понаслышке. А вот что об этой тревожной тенденции говорят социологи. Разделяя чтение на деловое и досуговое, они констатируют: обращение к классике в подавляющем большинстве случаев является деловым. В 85 случаях из 100 причиной прихода учащихся в библиотеку становится учебное задание.
Знакомая картина. Подросток приходит в библиотеку... Не за Дюма и не за Конан Дойлом, как двадцать-тридцать лет назад, а за специальной литературой: чтобы написать доклад на тему «Строение кольчатых червей» (учебное задание по биологии) или «Фонические эффекты в стихах Цветаевой» (реферат по литературе). “Причём им всё равно — что кольчатые черви, что цветаевские эффекты, — сокрушённо вздыхает сотрудница библиотеки, — ни для чего больше мы им не нужны”.
Нередко приходят дедушки и бабушки, которые создают рефераты для своих внуков. Нагрузки-то непосильные. Но дело ещё и в том, что дети не знают простейшего, а их нагружают поиском сложнейшей информации. Сотрудники отдела РГДБ для младшего возраста рассказывают, как к ним пришёл плачущий первоклассник с мамой: ему задали проанализировать «Сильмарион» Толкиена, а это “похлеще” «Властелина колец».
Сами дети в ответ на вопрос “Зачем вы приходите в библиотеку?” честно признаются: “Нужно по школьной программе”, “Чтобы не получить «два» по литературе”, “Мариванна зачем-то задала”. Возможно, если бы заданий по разным школьным предметам (в том числе по фоническим эффектам у Цветаевой) было меньше, подросток бы и приходил за Дюма. Так что виноват во многом “предметный” педагогический эгоизм.
Итак, практический подход, утилитарное отношение к чтению проявляется сегодня гораздо откровеннее. Как одно из следствий этой тенденции можно рассматривать возрастающую популярность журналов среди юной аудитории. И, увы, популярны не «Вокруг света», не «Юный техник» или «Юный натуралист», а «Лиза», «Даша», «Маруся», «Штучка», «COOL», «Молоток», «СПИД-Инфо» и тому подобное.
Читательский прагматизм выражается, в частности, и в отчуждении юных от поэзии. Сошлюсь на типичные ответы в анкетах своих одноклассников: “Стихи я вообще не читаю”, “Я читаю стихи, только если задают выучить в школе”, “Кто это сам захочет читать подобную муру?”
Что же тогда читают современные дети, если не стихи, не прозу, не классику и не лучших современных авторов? Иначе говоря, каков их круг чтения?
Круг чтения. Фон Визин, «Водоросль»; “А у вас есть автор знаменитых детективов Шёлковый Холст?”; “Мне бы какую-нибудь книжку про Маразма Роттердамского…”; “Гоголь, «Шанель»” (спрашивала девушка). (Из читательских запросов в РГДБ).
Сначала о жанрово-тематических предпочтениях. Ответ на вопрос, какие жанры больше всего любят современные дети, можно найти в материалах Всероссийского исследования 2001–2002 годов — самая свежая на сегодняшний день статистика. Детям в возрасте от 6 до 15 лет было предложено выбрать любое количество из “готовых” вариантов ответа на вопрос: “Какие книги ты любишь читать?” Например: сказки, стихи, фантастика, о путешествиях, комиксы и тому подобное (всего было предложено 23 варианта выбора). Результаты данного опроса представлены в следующей таблице:
Таблица 1
Цифры дают возможность увидеть не только жанрово-тематические предпочтения, но и изменения, произошедшие в детском чтении в самые последние годы. В анкетах 2001–2002 годов значительно реже по сравнению с 1998 годом упоминаются такие темы и жанры, как “о природе и животных”, “фантастика” (более чем вдвое!), “детективы” (втрое!), “о сверстниках”, “весёлые книги”. Классика, как водится, заняла одну из последних строк таблицы, за ней идут только “книги о войне”.
Теперь о собственно круге чтения. В ответах на вопрос “Какую книгу ты поставил бы на «Золотую полку»?” было названо около тысячи имён авторов либо названий книг (автора помнят не всегда). Казалось бы, можно только радоваться такому широкому выбору. Однако подавляющее большинство (69% позиций) упомянуто лишь один-два раза, а более 10 раз — всего 7,7% упоминаний. То есть читательские предпочтения пересекаются лишь в восьми случаях из ста. Не трудно догадаться, что в эти восемь процентов входят в основном книги из раздела “школьная программа”, которые читают (обязаны читать) все дети определённого возраста.
Что же представляет собой сам “заветный” список? Какие авторы ходят в фаворитах у детей?
На первом месте, конечно же, раздел «Русская классика» — Пушкин (409), Лермонтов (89), Гоголь (62), Лев Толстой (54), Есенин (53) — имена идут в порядке убывания, в скобках приводится количество упоминаний. На втором месте — «Классика советской литературы»: Носов (92), Гайдар (49), Паустовский (29), Каверин (25), Булгаков (25), Полевой (19), Катаев (18), Драгунский (17), Астафьев (14), Фраерман (12), Алексин (11). Затем — «Зарубежная литература»: Марк Твен (31), Линдгрен (19), Шекспир (18), Жюль Верн (17), Дефо (12). Завершает список раздел «Книги современных авторов» с несравненным Э.Успенским (78 упоминаний) и К.Булычёвым (38 упоминаний) во главе. Правда, есть здесь и Железников (15), и Алексин (11), и детские детективы (14), но в гораздо меньшей степени.
Судя по опросу, Пушкин по-прежнему “наше всё”. Свидетельствует ли это о том, что Пушкин — действительно любимый поэт и прозаик у наших детей или просто ничего другого им в голову не приходило, сказать трудно. Настораживает, правда, тот факт, что все перечисленные произведения («Сказки», «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Капитанская дочка», некоторые стихи) строго соответствуют школьной программе. Почему бы не прочитать что-то другое у того же Пушкина?
Но вернёмся к кругу чтения. В целом можно констатировать, что он достаточно традиционен. Дети читают то, что мы им рекомендуют. Так что и этот опрос, несмотря на всю его масштабность, ещё не говорит о том, что названные авторы входят в круг реального чтения детей. Скорее, как считают эксперты, список свидетельствует о широкой литературной осведомлённости современных школьников. А сам выбор — это сочетание целого ряда факторов: книга недавно прочитана, учительница о ней говорила, на день рождения подарили, на красивой выставке в библиотеке стояла и др. . В общем выбирают по принципу “что вижу и слышу, то и читаю”.
И тогда был введён дополнительный вопрос: “Какую книгу ты читаешь сейчас?” — именно он даёт возможность увидеть картину реального чтения детей и подростков. Оказалось, что упомянутые авторы и произведения почти не повторяются. Только «Русские народные сказки» (нижний возраст опрашиваемых — 6 лет) названы были более десяти раз. Такая вот статистика.
Вообще же, считают некоторые исследователи, определить круг детского чтения представляется невозможным. С одной стороны, ребёнок не имеет экономической возможности выбора и чаще всего читает книжки, которые ему кто-то дал. С другой стороны, дети всегда читают не то, что хотели бы видеть в их руках родители. Эта ситуация несовпадения какому-либо подсчёту практически не поддаётся.
Зато довольно неплохо исследована ещё одна характеристика чтения. Есть ли различия в чтении мальчиков и девочек? На особенности читательских предпочтений мальчиков и девочек долгие годы внимания почти не обращали. Об этом говорили исследователи (в основном психологи). Но их мнение практически не учитывалось при составлении программ и списков для чтения.
А между тем учёт фактора социального пола (гендера) в последнее десятилетие становится одной из важных характеристик во всех социологических исследованиях, в том числе детского чтения.
Пока дети малы, различия в их чтении не особенно значительны. По словам родителей и библиотекарей, читают больше девочки (в этом легко убедиться, сравнив данные о жанрово-тематических предпочтениях девочек и мальчиков в таблице 1. Однако трудно не заметить и другого: все младшие подростки, безотносительно к полу, с одинаковым увлечением читают сказочные повести А.Волкова, Н.Носова, А.Линдгрен (может быть, девочки чуть больше, чем мальчики), “весёлые книжки” В.Драгунского, В.Голявкина, Э.Успенского, а также “ужастики” (здесь возможен крен в другую сторону), но в целом разница не так уж велика.
Однако чем старше дети, тем более значимыми становятся различия в чтении мальчиков и девочек. Особенно это касается подросткового возраста. Мальчикам нравятся приключения, книги про компьютеры и электронику, “в цене” фантастика, фэнтези (Лукьяненко, Андре Нортон, Ник Перумов) и “ужастики”. Девочки читают “романы”. Речь идёт не о «Евгении Онегине», «Анне Карениной» или «Дворянском гнезде». Под словом “романы” девочки имеют в виду книги “из взрослой жизни”, в которых главная героиня — девушка или женщина. Правда, сам конкретный список авторов и произведений может меняться. В 80–90-е годы это были романы Ш.Бронте, Ж.Санд, М.Митчелл, А. и С.Голон, Ж.Бенцони, К.Маккалоу и другие. Сегодня это книги серий «Романы для девочек» (главным образом сестёр Воробей), «Любимые книги девочек», «Школа в Ласковой Долине» Ф.Паскаль (о близнецах-подростках из американского городка).
Интересно, что подобной серии для мальчиков не создано почему-то ни одной. Что это — просчёты издательской политики или невнимание к гендерным исследованиям? Где достать информацию о нужных книгах, в том числе “про любовь” и “про сверстников”? Этот недостаток попытались преодолеть сами подростки, оставляя записи на сайте «БиблиоФорум». Вот что они пишут:
“Где-то в 15 лет я открыла для себя «Анжелику», и она на год стала для меня наркотиком. Перечитала все тома как минимум раз по 5. Та жизнь, которую я прожила вместе с ней, кажется мне самой лучшей”.
“Попробую назвать ещё несколько книг, которые смотрят как бы с мальчишечьей стороны — только не все они, наверно, для такого нежного возраста, как 10–12 лет. Ну, прежде всего трилогия Б.Таркинтона о Пенроде, там смешно и трогательно описывается его первое увлечение. Для постарше — «Апельсиновая девушка» Гордера, очень необычная книга о том, как отец рассказывает 15-летнему сыну о своей первой любви — его маме. Берли Догерти «Здравствуй, Никто» — книжка писем совсем юной девчонки, у которой должен родиться ребёнок — этому самому, кто пока ещё — Никто. Там и про отношения с папой ребёнка — таким же юным. Вот вроде пока всё, что вспомнилось”.
“Прочёл «Смерть и немного любви» (один из старых детективов А.Марининой. — Н.Б.). Мура, но почему-то затягивает”.
“Детектив, о котором раньше говорили, что это — «mauvaiston», или чтение,извращающее вкус юного читателя, книга не для интеллигентных детей, — этот самый детектив прочно вошёл в нашу жизнь, в круг чтения детей и подростков”. Их читают абсолютно все, безотносительно к полу. Это один из самых популярных у тинейджеров жанров. Среди любимых писателей подростки 11–13 лет называют Хичкока, У.Диксона, Э.Блайтон, К.Ким. Особой популярностью пользуются книги серии «Чёрный котёнок» Антона Иванова и Анны Устиновой.
И зарубежные, и отечественные детективы читаются “снежным комом” — один за другим, а ещё “цепной реакцией” — от одного подростка к другому. При этом счёт идёт не на единицы, а на десятки, а может быть, уже и сотни
Итак, гендерные различия в чтении подростков довольно значительны. Однако в старших классах разница вновь стирается по одной-единственной причине: резко возрастает доля тех, кто читает литературу в основном по школьной программе (а это более половины старшеклассников). Уходит мотив “интересно”, присущий детям младшего школьного возраста, ему на смену идёт стимул “школьное задание”. А оно, как мы знаем, у нас одно и для юношей, и для девушек. Независимо от выдумок учёных конца ХХ века (бог весть кем придуманный гендер) старшеклассники должны читать то, что им предписано программой (для обозначения такого рода чтения у социологов даже появился термин командное чтение). На всё остальное у них уже просто не остаётся времени. А если и остаётся, то спрогнозировать личные читательские интересы девушек и юношей не составляет труда: они читают то, что читает вся страна.
Девушки — “женские и любовные романы” (неважно, будь то заграничная Бертрис Смолл или наша Ек. Вильмонт), “женские детективы” (Д.Донцова, Т.Устинова, А.Маринина, Т.Полякова) и женские — опять же — журналы. Юноши предпочитают фантастику В.Головачёва, Н.Перумова, Р.Желязны, А.Белянина, “мужские” детективы и журналы “компьютерно-автомобильной” тематики.
В целом можно установить следующий рейтинг жанров и тем художественной литературы. В целом можно установить следующий рейтинг жанров и тем художественной литературы.
Таблица 2
Социологические исследования хороши, когда кто-то пытается извлечь из них хоть какие-то уроки. Кажется, пришла пора использовать результаты массовых опросов (в том числе тех, что касаются гендерных различий) в школьной практике и понять наконец, что преподавание литературы не может быть “бесполым”, как не может быть “бесполого” общества, “бесполой” культуры и “бесполого” образования. Именно для обозначения социального пола (в отличие от биологического) и был придуман гендер.
Глава I I.
Что читают в нашем классе ?
Для того чтобы говорить конкретно, нужно было вначале провести анкетирование — отдельно с детьми, отдельно с родителями — и в каждой группе выявить круг любимых авторов. В масштабах страны таких исследований, насколько мне известно, никто не проводил. Поэтому я буду ссылаться на результаты опроса, проведённого мною не так давно.
Блиц-опрос родителей включал два вопроса: “Любимые книги вашего детства” и “Любимые книги ваших детей”. Выяснилось, что если много читают родители, достаточно читают и их дети. Дальше, естественно, выяснилось, что родители в детстве читали больше, чем нынешнее поколение. Однако эта особенность не является какой-то отличительной чертой одних только родителей обучающихся моего класса.
Приведу мнение главного библиотекаря ЦГДБ Москвы Татьяны Рудишиной: “Известно, что каждое следующее поколение читает меньше, хуже. Моя коллега, чьё детство выпало на послевоенные годы, вспоминает, как она прочитала в 11–12 лет всего Льва Толстого из-за маминого плеча (спали вместе, кроватей не хватало, книг, кроме Льва Николаевича, не было). У каждого поколения свои взаимоотношения с чтением. И дети в нашей стране ничем не отличаются от иностранных, которые тоже стали меньше читать”. Примем эту мысль за аксиому и не будем сожалеть об у траченных иллюзиях.
И всё же в какой-то части списка (31%) читательские предпочтения родителей и детей оказываются общими. Радует, что и те и другие единодушны в отборе лучших произведений отечественной и мировой литературы. Но есть и отличия. Среди любимых детьми книг нет произведений Бажова, Короленко, Тургенева, Гайдара, Осеевой. Зато появляются книги Успенского, Булычёва, Толкиена, Роулинга и других популярных авторов.
Ещё одно отличие. Родителей невозможно было оторвать от собрания сочинений Жюля Верна, а детей не заставишь прочесть «Детей капитана Гранта» даже в адаптированном виде. Тот факт, что из массового чтения уходит классическая приключенческая объёмная литература (Дюма, Майн Рид, Купер, Жюль Верн), психологи, социологи, педагоги объясняют следующими причинами: современный ребёнок представляет собой носителя какой-то совершенно новой — визуальной, “мозаично-клиповой” — культуры, требующей постоянной смены движения, в которой нет времени для замедленного чтения, требуемого литературой классической, в том числе и детской. Для этой культуры важны не описания, порой растянутые на несколько десятков страниц (к примеру, история открытия Австралии в уже упомянутых «Детях капитана Гранта» занимает несколько десятков страниц), а важна быстрая смена декораций, приближённая к мультфильмам и компьютерным играм. Отсюда — любовь к комиксам у младших подростков, тяга к чисто развлекательной и остросюжетной литературе, бумажным “кинороманам” — у средних и старших.
Иногда, впрочем, происходит “химическое соединение” особенностей, присущих чтению разных поколений. Случаи, когда ребёнок читает то, что хотят его родители, или когда в доме есть старые книги, отражающие прежние реалии жизни и прежние модели поведения, не так уж и редки.
Во-первых, я думаю, что очень важна сегодня проблема читательских предпочтений, которые меняются. Сегодняшняя молодежь читает не те произведения, которые читали их предки. Хотя меняется многое. Было время XVIII-XIX вв., когда книга была героиней эпохи. Сегодня книга перестала быть такой героиней. Независимо от того, на бумажном она носителе, либо это электронная книга, Интернет-книга, аудио-книга. В 1891 году Толстой получил письмо от издателя Михаила Михайловича Лидерле, который задумал совершенно уникальный проект, издать 100 самых удачных книг в мире. Он разослал великим людям русской земли письмо с предложением составить перечень книг, которые произвели на них впечатления в разном возрасте. Толстой сначала с иронией отнесся к этому проекту, но потом перечислил книги, которые произвели на него наибольшее впечатление на разных жизненных этапах. Это уникальный документ.
В опросе детей приняло участие 18 человек (класс в полном составе). Опрос представил собой 14 вопросов:
1. Как ты обычно проводишь свободное время после выполнения домашних заданий?
2. Сколько примерно в вашей домашней библиотеке книг?
3. Как часто ты читаешь книги из домашней библиотеки?
4. Какой, на твой взгляд, должна быть школьная библиотека?
5. Помогает ли школьная библиотека найти интересные книги и пользоваться ими?
6. Какие книги ты предпочитаешь?
7. Почему ты читаешь?
8. Как ты выбираешь книги для чтения?
9. Как ты считаешь, твои сверстники много читают?
10. Что тебе ближе: проза или поэзии?
11. Вам интересны произведения школьной программы?
12. Есть ли книги, которые тронули вас?
13. Есть ли герои, которые стали примером для вас?
14. Лучшее произведение русской литературы, на ваш взгляд?
Что показал опрос. Началось исследование с выяснения, как проводит свободное время молодежь. Меня в первую очередь интересовало, какое место в ряду досуговых предпочтений юношества занимают библиотека и чтение.
Получены следующие результаты:
А) Помогаю родителям | 7% |
Б) Играю в компьютер | 10% |
В) Гуляю | 30% |
Г) Читаю книги, необходимые для школы | 23% |
Д) Читаю «для души» | 30% |
Как можно заметить, чтение («для души» и для занятий) занимает главенствующею роль среди остальных занятий. Вариант ответа В) (гуляю) также не уступает. Это объясняется довольно - таки легко. В силу своего возраста молодежи более интересно проводить время со своими друзьями, гуляя на улице.
Ответ на вопрос «Какие книги ты предпочитаешь читать?» помог выявить читательские интересы моих одноклассников:
А) Детективы | 4% |
Б) Приключения | 14% |
В) Историческую литературу | 7% |
Г) Классику | 32% |
Д) Фантастику | 32% |
Е) Читаю все подряд | 11% |
Большинство, как видно из таблицы, предпочитают классическую литературу и фантастику. По такому поводу у писателя Альберта Иванова есть высказывание: «Те, кто читают, те будут страной руководить, науку двигать, открытия делать; те, кто не читают, так и останутся недотепами. А жаль…» Я попросила ребят отметить в анкете галочками книги из школьной программы, которые были прочитаны полностью, прочитаны в извлечении, в пересказе, не прочитаны. Интересно, например, что 100%-ый результат дало чтение «Евгения Онегина», «Героя нашего времени», «Мастера и Маргариты», 90% - Достоевского, Толстого «Война и мир» - 50%. Я думаю, что среди ребят, не ориентированных на гуманитарное образование, этот процент намного ниже.
На вопрос «Как ты выбираешь книги для чтения?» были даны следующие ответы:
А) По совету родителей | 26% |
Б) По рекомендации учителя | 30% |
В) По совету друзей | 22% |
Г) По рекомендации библиотекаря | 5% |
Большинство выбрало вариант Б) (по рекомендации учителя), так как 65% опрошенных интересны произведения школьной программы. Но 17% опрошенных написали свой вариант ответа – самостоятельно. Не удивительно. Нет на Земле двух одинаковых людей, с одинаковыми вкусами и предпочтениями, поэтому для некоторых учащихся выбор книги для чтения -индивидуальный процесс.
Я тоже задалась вопросом, правда ли, что современные школьники вынуждены в рамках школьной программы читать так много, что у них не остается времени читать то, что им интересно? Существует документ, который называется Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений и единого государственного экзамена по литературе. Я взяла прозаические драматические произведения, которые даны Кодификатором в качестве минимума, то есть обязательными для прочтения и сдачи в качестве экзамена, и измерила их объем. У меня получилось, что в 10 классе общий объем этих произведений 4500 страниц, то есть это значит, что в день, с учетом праздников, школьник должен прочитывать около 11 страниц художественного текста, обязательного в школьной программе. В 11 классе, если брать произведения без литературы второй половины XX века, то получается еще меньше, порядка 4000 страниц, то есть 7,3 страницы в день. Если же брать со второй половиной, там список более свободный, получается те же самые 11 страниц. 11 страниц – это много или мало? Может быть, и немного. Дело в том, что в Интернете огромное количество пособий, анализов текста, то есть работает огромная индустрия, текстоописывающая, анализирующая, готовящая школьника к сдаче художественных текстов. Когда школьник оказывается перед выбором, прочесть текст и пережить его, или прочесть то, что о нем написано и сдать на «отлично», естественно, он прочтет 11 страниц учебника, пособия, готового сочинения, сдаст и «поставит на этом крест». Авторов сочинений, пособий и ЕГЭ не интересует, понравилась ли школьнику книжка, считаешь ли он, к примеру, что Базаров умер не потому, что это самоубийство, а потому, что он переживает любовь, он потерял интерес к жизни, и сама его смерть неосознанное самоубийство. Их интересует вопрос, почему Кирсанов – либеральный дворянин 40-х годов, а Базаров является представителем радикальной прослойки, разночинства 60-х годов. Тот факт, что чтение – это часть жизни, что оно может быть интересным, потрясать, волновать, вызывать споры, -остается на заднем плане. Это мало кого интересует.
Самыми важными вопросами для выявления читательских предпочтений в классе явились вопросы: «Есть ли книги, которые тронули вас?» и «Лучшее произведение русской литературы, на ваш взгляд».
На первый вопрос 47% опрошенных ответили отрицательно, а остальные 53% назвали следующие произведения: И.А.Гончаров «Обломов», И.С.Тургенев «Отцы и дети», Л.Н.Толстой «Война и мир», А.Н.Островский «Гроза», А.С.Пушкин «Дубровский», А.Дюма «Граф Монте-Кристо», М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Л.Н.Толстой «Анна Каренина».
Как можно заметить, все эти произведения относятся к классике, но отражают разные периоды жизни общества, выносят разные вопросы. Выбор читателями моего класса этих произведений зависит только от личностных качеств, внутренних ценностей человека.
Ответ на второй вопрос «Лучшее произведение русской литературы, на ваш взгляд?» показал, что большинство опрошенных (32%) считают, что произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети» является лучшим. Второе место разделяют, набрав равное количество (по 27%), М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» и А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Хочу обратить внимание, что ни один из учащихся, принимавших участие в анкетировании, не выбрал из предложенных вариантов «Обломов» Гончарова,«Мертвые души» Гоголя, «Войну и мир» Л.Толстого, зато предложили свой вариант : назвали произведения М.А.Булгакова «Собачье сердце», Достоевского «Идиот», И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев».
В Интернете есть блог, посвященный роману Л.Толстого «Война и мир». В нем опрос показал, что школьники ненавидят роман «Война и мир». Важно отметить проблему, почему возникла такая нелюбовь к Толстому и, в целом, к русской классической литературе. Я думаю, что причина этому – содержание программ по литературе. Они далеки от опыта жизни конкретных участников образовательного процесса. Толстой сказал, что «учитель должен ответить любому учащемуся на два самых главных вопроса в его жизни, неважно какие знания в каких предметах он доносит до ребенка:
1. Что я, и каково мое отношение к бесконечному миру?
2. Что мне считать при всех возможных условиях хорошим, а что считать плохим?
3 Как, в соответствии с этим знанием, мне жить?».
Меняются люди, эпохи, дети, но не меняется интерес любого человека к проблемам вечного человеческого бытия: что такое жизнь, смерть, любовь, счастье, как мне быть счастливым, как мне жить на этом свете. Когда мы это поймем, возможно, сможем изменить ситуацию и в чтении.
На вопрос «Есть ли герои, ставшие для вас примером?», 72% опрошенных сказали «нет», а остальные 28% назвали имя Рахметова из произведения Чернышевского «Что делать?». Как мы знаем, Рахметов является рыцарем без страха и упрека, человеком, который выкован из стали, человеком, который сам сделал из себя этого рыцаря. Видно, что выбирая этого персонажа в пример для себя, человек пытается самосовершенствоваться. Стать «особенным».
Таким образом, опрос, проведённый мною, ещё не говорит о том, что названные выше авторы входят в круг реального чтения детей. Скорее, список свидетельствует о широкой литературной осведомлённости современных школьников. А сам выбор — это сочетание целого ряда факторов: книга недавно прочитана, учительница о ней говорила, на день рождения подарили, на красивой выставке в библиотеке стояла и др.. В общем, выбирают по принципу “что вижу и слышу, то и читаю”.
Вообще же определить круг детского чтения представляется невозможным. С одной стороны, ребёнок не имеет экономической возможности выбора и чаще всего читает книжки, которые ему кто-то дал. С другой стороны, дети всегда читают не то, что хотели бы видеть в их руках родители. Эта ситуация несовпадения какому-либо подсчёту практически не поддаётся.
Заключение.
Изучение материалов социологических исследований детского чтения не такое уж бесполезное занятие. Впервые столкнувшись с этой проблемой, я думала, во-первых, что никаких таких особых исследований в этой области у нас не проводится, во-вторых, что они окажутся доступными только для узкого круга специалистов. А информации столько, что осмыслить её всю сразу и сделать нужные выводы за один раз просто невозможно.
Очевидна, конечно, явная тенденция к снижению уровня культуры чтения современных школьников: читательский круг не слишком разнообразен. Лишь изредка в анкетах можно было встретить книги, не являющиеся предметами массовой культуры и не вошедшие в школьную программу. Наши подростки должны иметь свободный выбор в своих литературных предпочтениях. Для этого необходимо расширять школьную программу, как можно больше знакомить ребят с теми произведениями, которые не изучаются в школе, знакомить их с богатым миром классической зарубежной литературы.
Также необходимо задуматься о решении проблемы снижения роли учителей и родителей в выборе школьниками книг для прочтения.
Исправить сложившуюся ситуацию в области чтения в молодежной среде сразу невозможно. Для того чтобы решить проблему чтения, необходимы программы, конкурсы, мероприятия, направленные на популяризацию чтения и книги. Какие я вижу пути решения:
активная информационная PR-политика, направленная на популяризацию чтения (акции, конкурсы, реклама, статьи и сюжеты в СМИ);
создание и формирование имиджа читающего человека PR-инструментами (равнение подростков на известных людей, пользующихся авторитетом, пропагандирующих чтение книг, повышение авторитета учителя в глазах школьников);
проведение различных конкурсов на городском и региональном уровне (конкурс чтецов, конкурс на лучшего читателя художественного произведения, книжных акций, литературных вечеров);
разработка и внедрение программ чтения в городском округе Домодедово (при активной поддержке администрации округа).
В ведении Администрации городского округа Домодедово находится
38 библиотек. На комплектование библиотек новыми книгами выделяются из бюджета Московской области. Так, на заседании Правительства Московской области одобрено постановление «О предоставлении и расходовании в 2011 году субсидий из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на приобретение компьютерного оборудования для муниципальных библиотек». Документ представила министр культуры Правительства Московской области Галина Ратникова. Из областного бюджета муниципальным образованиям выделяются средства на приобретение компьютерного оборудования для библиотек и подключение библиотек к сети Интернет для повышения качества предоставляемых услуг.
Если нет денег на книги — значит нет денег и на Русский язык. Языковой политикой должны заниматься профессионалы, учителя, а не коммерсанты, закончившие Академию государственного и муниципального управления при Президенте. В осуществлении языковой политики должны принимать участие только специалисты. Именно люди от образования могут решать вопросы образования. Для возрождения Русского языка у каждого человека должен быть внутренний мир, который воспитывается семьей, обществом, школой.
Должно быть государственное видение в области языка — не декларирование существования двух или одного языков, а четкое прописывание того, как все должно быть. И тут ни год учителя, ни баннеры, ни год русского языка, как одноразовая акция не спасут ситуацию — это не реклама — это длительнейшая работа во имя будущего нашей страны.
Проблема языка — это проблема национальной безопасности. Властям нужно понять, что состояние языка — это проекция нравственного, психологического состояния людей. Сейчас формирование этой проблемы происходит оторвано от своих корней. Язык — это картина нашего образа мысли, состояния нации.
Нужно создавать мощные команды профессионалов в каждой сфере общественной жизни, которые были бы наделены реальными полномочиями. Пока еще есть люди, способные это сделать.
Список использованной литературы
Байдан Е. Что читают дети // Библиотека. 2004. № 1. С. 21–23.
Голубева Е.И. Что происходит в детском чтении? // Книжное дело. 2004.
№ 1. С. 68.
Иванова-Гладильщикова Н. Лучше «Вий», чем новый “ужастик”. Репортаж из главной библиотеки страны .
Кутейникова Н.Е. Жанр детского детектива в круге подросткового чтения // Русская словесность. 2008. № 2. С. 86–89.
Мамедова Дж. «Гарри Поттер» и другие вымышленные миры: круг детского чтения в современной России // www.mythomania.ru. Доклад Джамили Мамедовой был прочитан на конференции Института европейских культур в октябре 2009 г. (Москва, РГГУ).
Самохина М.М. Зеркало социальных перемен // Читающая Россия: мифы и реальность. М.: Либерея, 1997. С. 56.
Чудинова В.П. Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена “модели чтения” // www.teacher.fio.ru.
PISA — международное педагогическое исследование оценивания знаний учащихся.
Новый снимок Юпитера
Две лягушки
Муравьиная кухня
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Большое - маленькое