У каждого человека есть Дом. Дома бывают разные, и строят их по-разному, разной формы. Бурятскую юрту мы никогда не спутаем с русской избой. Вот о русской, точнее - сибирской избе, моя исследовательская работа.
Изначально в русском языке изба – это просто деревянный сруб о четырёх стенах. В древности этот сруб не имел окон и использовался для хозяйственных целей: содержания скота, хранения запасов и т.д. Впоследствии такое нежилое помещение стало называться клетью. Часто такие клети пристраивались прямо к стене собственно избы: теперь это был жилой дом из одной комнаты с русской печью.
Актуальность моей работы в том, что деревня теряет свой старинный облик, осовременивается либо исчезает вовсе. И скоро можно не увидеть той красоты и силы деревянных построек
Вложение | Размер |
---|---|
starinnye_doma_moego_sela_-_kopiya.doc | 91.5 КБ |
«Старинные дома моего села»
Автор: Сидорова Татьяна Ивановна
студентка II курса ВСГАО г. Иркутск
Руководитель: Сидорова Елена
Николаевна, учитель истории и обществознания
2012 г.
Содержание
1. Введение …………………………………………………………………………..стр. 3
2. Из чего построить дом ……………………………………………………….стр. 4
3. Как строили дома ……………………………………………………………. стр. 5
4. Какие бывают дома …………………………………………………………. стр. 5
5. «Как я дом строил» …………………………………………………………стр. 7
6. Заключение ……………………………………………………………………..стр. 9
7. Список источников ……………………………………………………………стр. 10
8. Список информаторов ………………………………………………………стр. 10
9. Вопросник ………………………………………………………………………стр. 11
10. Приложение ……………………………………………………………………стр. 12
2
Введение
Деревня... Благодаря основному материалу, из которого были построены дома, поселение и получило такое название. В деревянных домах очень хорошо ощущаешь связь с природой, как будто находишься в единстве с лесом, рекой, полями, цветущим клевером. Такие вещи невозможно вытравить за сто лет синтетического существования, ведь окружающий нас мир столетьями диктовал нам, что такое красота. Раньше избы в деревнях ничем не обвешивали и их не красили. Никакая облицовка не сравнится с естественным видом дерева, а какая красота и сила в деревянных постройках!
У каждого человека есть Дом. Дома бывают разные, и строят их по-разному, разной формы. Бурятскую юрту мы никогда не спутаем с русской избой. Вот о русской, точнее - сибирской избе, моя исследовательская работа.
Изначально в русском языке изба – это просто деревянный сруб о четырёх стенах. В древности этот сруб не имел окон и использовался для хозяйственных целей: содержания скота, хранения запасов и т.д. Впоследствии такое нежилое помещение стало называться клетью. Часто такие клети пристраивались прямо к стене собственно избы: теперь это был жилой дом из одной комнаты с русской печью.
Целью моей работы являлось исследование и описание строительства старинных русских изб в нашем селе.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Узнать об особенностях строительства сибирского дома и плотницкого мастерства;
Описать разные типы домов в нашем селе;
Изучить дополнительную литературу по данному вопросу.
Методами нашей работы стали: сбор и систематизация материла о строительстве русской избы, опрос старожилов нашего села, изучение дополнительных источников.
Актуальность моей работы в том, что деревня теряет свой старинный облик, осовременивается либо исчезает вовсе. И скоро можно не увидеть той красоты и силы деревянных построек
3
Из чего построить дом?
Село, деревня планируется самотеком, но с вполне определенным критерием, который можно проследить во всех почти случаях на необъятных просторах нашей родины: церковь стоит на самом живописном месте, на пригорке, или на высоком берегу, ее видно отовсюду. «Старались строиться главным образом по берегам рек, что обеспечивало общение, транспорт, поливку огородов, рыбий промысел и широту горизонта, вид. Улица чаще всего одна, вдоль дороги или реки. В Сибири - избы глядят на дорогу, сзади службы, потом огороды и бани. Чем холоднее - тем ближе друг к дружке жмутся строения, чем теплее - тем шире разбегаются на простор» (С.И. Беликов. Русская изба) Все деревни в нашей местности (и уже исчезнувшие, и существующие) построены по такому же принципу.
Дома всегда строили деревянные, и не потому, что не умели строить каменные, а потому, что деревянный дом теплее, микроклимат в нем лучше, чем в каменном, ну и потому, что на Руси леса хватало.
Для строительства дома очень важен был исходный материал – лес, который местные жители заготавливали сами. Делалось это обычно зимой или вначале весны. «Дерево спит и лишняя вода в землю ушла», так считали плотники.. Кроме этого, для заготовки леса имело значение и время суток. Заготавливали его на зорьке, когда лес спит, и сырость лишняя в воздух ушла.
Для строительства использовали сосну. Она смолистая, дождей и снега боится меньше других деревьев. А значит, и дольше не загнивает, не трухлявиться.
«Исстари повелось строить крестьянские дома из боровой сосны или ели (так называемого "красного" дерева), так называемый "пресный" лес, росший в низинах, считался менее пригодным. Причина тому не только в отменных строительных качествах боровых пород деревьев (толщина и длина бревен, их прямослойность, смолистость, а, следовательно, прочность, легкость обработки и т.д.), но и в их безвредности (экологической чистоте — сказали бы мы сейчас) для здоровья человека. А.Т. Болотов, например, писал, что если строили жилье из березы, то у людей, как правило, возникали сильные головные боли, тошнота, а иногда даже вылезали волосы на голове» (Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса)
Сосны рубили самые прямые, длинные и толстые, срубали с них сучья и везли на место стройки. Там ранней весной соскабливали кору при помощи долгого скобеля (дугообразное лезвие с двумя ручками), брёвна по-особому складывали и ещё долго-долго сушили. В случае самозаготовки часто привлекались родственники и соседи – такой обычай назывался помочью (толокой). Пускали их в ход только на следующий год, или даже на третий год.
«Основной изначальный модуль избы - клеть - чаще всего 3 окошка на улицу. Размеры даны длинной бревна - от 6 до 12 метров. Дерево заготавливается загодя, любовно и тщательно
4
отмечают подходящие лесины, когда их встречают в лесу. Зимою рубят, по снегу волоком вывозят И. если спеху нет особого, оставляют на просушку. Цель: крепость сооружения, теплоизоляция, красота» («Русская изба» Беликов С.И.)
Как строили дома
Дом часто строил хозяин сам или нанимал плотников. Главным, и часто единственным орудием строителя был топор. Недаром, до сих пор говорят: "срубить избу".
Первые венцы сруба в нашей местности делали из лиственницы, остальные клали из сосны. В огромных брёвнах делались пазы (выемки) понизу, чтобы каждое следующее очень плотно ложилось на нижнее. А на концах брёвен делались ещё и особые вырубки, чтобы они уже намертво сцеплялись друг с другом. Соединение брёвен в срубе делали двух видов: в обло и в лапу. Вся эта работа называлась «вязать сруб», то есть связывать прямоугольник. Сруб – это основа всего строения.
Самым надежным, теплым, считалось скрепление бревен "в обло", при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. Такое странное сегодня название происходит от слова "оболонь" ("облонь"), означающего наружные слои дерева (ср. "облекать, обволакивать, оболочка"). Еще в начале XX в. говорили: "рубить избу в оболонь", если хотели подчеркнуть, что внутри избы бревна стен не стесываются. Однако, чаще снаружи бревна оставались круглыми, тогда как внутри избы обтесывались до плоскости — "выскабливались в лас" (ласом называли гладкую полосу). Теперь же термин "обло" относят более к выступающим из стены наружу концам бревен, которые остаются круглыми, с облом.
При скреплении бревен "в лапу" концы их, прихотливо вытесанные и действительно напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи. Венцы здесь уже плотно прилегали друг к другу, но в углах могло все же задувать зимой.
Никаких гвоздей никогда не употребляли, ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае, применяли деревянные костыли. Но не шелохнуть, не двинуть, ни одного брёвнышка в настоящем срубе невозможно. Интересно, что пилы у русских мастеров были, но концы брёвен они не пилили, а отрубали топорами. «Иностранцы в старину даже смеялись: вот, мол, русские не понимают, что пилой работать во много раз легче. Оказывается, хотя пилой пилить быстрей, но она рвёт дерево, рыхлит его, и под нашими обильными осадками быстрее отсыреет и сгниёт. А топором хоть и труднее, зато он как бы куёт сосну, уплотняет её – и дождь, и снег уже нипочём и сто и двести лет» (Н.М. Ланкова. Золотая стружка)
Какие бывают дома
В настоящее время в нашей деревне можно выделить несколько типов домов: четырёхстенки, пятистенки, шестистенки, современные дома.
5
Первый тип – это сельский дом – крестовик, четырехстенка. Для пристройки двора или хозяйственных помещений иногда делались выпуски бревен, к которым пристраивались (прирубались) дворы или хозяйственные постройки. Нередко четырехстенные срубы ставились рядом, образуя более сложные постройки. Таких домов в деревне сохранилось много. Такой дом имеет квадратную форму. Внутренние перерубы делят дом на четыре равновеликих помещения. Одним из них обязательно была кухня с русской печью (практически нигде не сохранилась). Крыша была, как правило, двухскатная. Дом покрывался кровлей, материалом для которой была дранка. Дранка готовилась следующим образом: прямостойное дерево сосны или лиственницы с торца разбивалось клиньями, а затем большим клином снимались полотна древесины. Каждый дом имеет декоративное оформление. Под свесом кровли карниз опоясан ажурным поясом деревянных, резных украшений, напоминающих раскрывающиеся цветки.
Второй тип домов – пятистенка - наиболее распространенный в центральной части России. Такая изба представляет собой прямоугольный в плане сруб, разделенный поперечной стеной на две части, большую - жилую, с печью и хорошо освещенную, и меньшую - сени (мост), соединяющую жилье с хозяйственной частью. Иногда сени отдельно прирубались, тогда обе части делали жилыми. Крыша двускатная или четырёхскатная.
Третий усложненный тип срубов – это дома шестистенки. В нашем селе их насчитывается три. Такие дома строили в XIX веке и предназначались для отселения после женитьбы старшего сына. Фасад дома состоит из четырёх – шести окон, как правило выходящих на улицу. Дом покрывался двускатной или четырёхскатной крышей. Обязательным в таком доме был прируб, где располагались сени и кладовая (казёнка). Наличники и ставни украшают окна дома. Покрытие потолков из цельных брёвен. Подполья строили большие, причём их было несколько: в кухне, в горнице, в сенях. В избе важное место занимала печка с припечком. Ей была отведена четвёртая часть избы. Она дом грела, пищу готовила, сушила, служила тёплой лежанкой. Напротив печки и за печкой было место для стряпни – куть. Её от комнаты отделяли занавеской или дощатой перегородкой.
В таком шестистенке живёт моя семья. Этот дом достался моему отцу от родителей. Когда он женился, то родители выделили ему часть дома, как и в старину. В настоящее время интерьер дома осовременен: изменена внутренняя планировка (появились прихожая, зал, спальня, детская), куть превратилась в кухню, но сохранена русская печь. Сейчас уже все меняют внешний фасад домов: вставляя новые окна, обшивают дом и покрывают крышу современными материалами. И наш дом претерпел изменения снаружи.
Четвёртый тип дома сформировался в 80-е гг., когда началось массовое строительство современных домов приезжими бригадами. Дома строили для специалистов колхоза, передовиков производства. Стены домов выполнены из бруса, в углах рублены в «лапу».
6
На улицу выходило 2 окна, которые украшались резными наличниками. К дому пристраивалась тёплая веранда и высокое крыльцо. В одну линию выстраивались дом, кухня, гараж. Все пристройки ставили с северо-западной стороны.
«Как я дом строил»
В 50-е – 60-е гг. когда стали уничтожать «неперспективные» деревни, много домов в Дальнюю Закору было перевезено из соседних деревень Камень и Пулявщина. В настоящее время нет уже тех старых мастеров, но сыновья и внуки переняли их плотницкое умение.
Алфёров Ефим Васильевич рассказал: «Много я домов перевёз и поставил в Закоре и Константиновке. Мы вчетвером работали – Борис Кислов, Бузиков Паша, Степан Иннокентьевич и я. Их уже нет в живых. Первый дом перевезли в 40- х гг., после войны. Там семья Балобенко жила. Ещё один старый дом перевезли с заимки, этому дому уже лет 120, наверно. Когда обзавёлся семьёй, себе поставил дом. Брёвна заготавливали заранее, весной ставили зарубки на звонких деревьях. Ну и влага в это время выходит, чтобы дерево не гнило. Затем брёвна укладывали на покотах (подложки под брёвна), чтобы высохли. Ну а потом уж строить. Когда строил, под среднюю балку положил мелочь, чтобы деньги водились. Тогда денег мало было, работали на трудодни. Я то, когда строил уже пилой – двуручкой пользовался. А тут рядом стояли дома построенные только топором. Их давно уже испилили на дрова. А один дом испилили на чурочки для газогенераторных тракторов. Много домов тогда испилили. Ещё был такой обычай – выбрать место для дома. Это сейчас ставят, где придётся. А раньше выбирали место. Нельзя было строиться там, где раньше баня была или на месте дороги, или если там сгорел дом. Потому, что жить там плохо будет и достатка не будет»
О том, что мастера между брёвен подкладывали мелочь, упоминается и в литературных источниках. «По диагонали от печи располагался передний – «красный», или «святой», угол. В этой части жилища внизу под глину закладывают небольшой деревянный крест, а на потолке – шерсть домашних животных, деньги – «чтобы все в хозяйстве, в доме водилось». Крест указывает на то, что именно здесь, в этой точке жилища, соприкасаются миры человеческий и верхний (Божий), что это самая духовная часть дома, пространства, а, следовательно, это и есть основа, опора, источник благости. В индоевропейских языках слова «святость», «святое» близки по значению с понятиями: «возрастать», «цвести», «прочный», «надежный». То есть святость, святое первоначально связаны с идеей вечного, жизненной силы, плодородия» (Рогов А. Как строили на Руси)
Из рассказов Андреева Юрия Семёновича, потомственного плотника и столяра: «Дом построить – это целая наука. Прежде надо лес заготовить. Валят обычно зимой, когда лес спит. Деревья выбирают на высоком месте, в них меньше влаги. На оклад заготавливают
7
лиственницу, а для самого дома выбирают сосну, да со светлой корой. Там болонь (кора) тоньше и влаги меньше. Затем на лёжки укладывают в штабеля на просушку. А весной шкурят. Чтобы брёвна были одинаковой толщины, то окантовывают в кольцо (отёсывают). Оклад должен быть на бревно выше пола, чтобы теплее. Дома обычно ставили на возвышенности, для оттока воды. Между брёвен мох прокладывали. Раньше старики монетки подкладывали между брёвен для достатка. А ещё рассказывали, что плотник мог навредить хозяину дома, если тот плохо рассчитался. Мог на крыше так доски прибить, что они при ветре начинали скрипеть и пугать хозяев. Раньше при строительстве использовали только топор, а я когда строил уже и пилой, и рубанком – двуручным пользовался. Сейчас один только дом рубленный топором в охряпку сохранился – дом Шипицина Михаила. Крышу, когда крыли, то сначала клали берёзу кверху корнем (своеобразные крюки), на этот корень укладывали обтесанные доски в два слоя».
Кровля у изб делалась двускатная из тёса или дранки. Двускатные кровли самцовые с фронтонами из брёвен-самцов. На вершину кровли укладывали охлупень (саамы верхний венец сруба). Кровлю связывал продольный брус — князь (князёк) или конь (конёк). К этому брусу крепились стволы деревьев с закрючинами — курицы. На крючья курицы укладывали свесы, водостоки — потоки (желоба, выдолбленные по всей длине бревна). Позднее появились стропильные кровли трёх- и четырёхскатные.
Такое же описание кровли мы находим в статье «Русская изба» И.Шустовой «К нижним слегам крепились естественные крюки – курицы – выкорчеванные с корнем и обтёсанные стволы молодых елей…По слегам укладывались тесины – гладко тёсаные тонкие доски, низом упиравшиеся в водотечники, а верхом крепившиеся к князевой слеге»
«В тесовых крышах нижняя слега делается более толстой, чем остальные (подкуретни), на ней укрепляются "курицы". Сверху вниз поперек в слеги врезали тонкие стволы дерева, срубленные с одним из ответвлений корня. Такие стволы с корнями называли "курицами" (видимо за сходство оставленного корня с куриной лапой)» («Русская изба» Беликов С.И.)
О заготовке леса на строительство можно прочитать в статье «Русская изба» Гущина Н.Я. «Да и дерево рубили не всякое, с разбором, с подготовкой. Загодя высматривали подходящую сосну и делали топором затесы (ласы) — снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя — гнить начнет. Осину же, и вообще лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость».
8
Вот и закончено строительство избы – жилого помещения «о четырёх стенах» с русской печью. Осталось только пристроить к двери сени – холодный тамбур, который служил в качестве подсобного помещения. А чтобы подниматься в сени, надо соорудить ещё и крыльцо. В новое жилье по старинному поверью первой должна войти кошка.
Заключение
Деревянная крестьянская изба на многие века стала преобладающим жилищем 90 % населения России. Это легко изнашиваемая постройка, и до нас дошли избы не старше конца XIX в. Но в своем устройстве они сохранили древние строительные традиции. Возводили их обычно из мелкослойной сосны, а основу дома – оклад делали из лиственницы. Главным инструментом при постройке всех русских деревянных сооружений был топор. Отсюда говорят не построить, а срубить дом. Пилу стали применять в конце XVIII в., а в нашем селе с начала XX в. Конструктивно избы решались в форме квадратного или прямоугольного сруба из образующих стены венцов-рядов горизонтально положенных бревен, связанных в углах врубками.
Наше село Дальняя Закора, да и близлежащие деревни, ведут свою историю с XVIII века. Они сохраняют некоторые черты и особенности традиционного русского уклада жизни. Андреев Юрий Семенович новый дом построил десять лет назад, но постарался наряду с новыми, сохранить и старые традиции: усложнённый сруб – шестистенка, высокое крыльцо с навесом, основа дома из круглого леса.
Время не стоит на месте. Стремительно меняют свой облик не только города, но и сельские населенные пункты. Сельские жители сейчас строят удобные дома или коттеджи с современными удобствами, продвигается газификация отдельных районов. Изменился уклад жизни на селе. В настоящее время дома строят сами хозяева, используя брус вместо круглого леса. Для отделки и покрытия крыш различные синтетические материалы. И это, конечно, хорошо. Но есть черты народной жизни, которые уходят безвозвратно и исчезают из привычного быта села.
Значит, существует проблема стремительного ухода из жизни облика русской деревни, её старинной красоты и неповторимости.
9
Список литературы
1. Байкальский ветер. Вестник ЦДЮТиК. Выпуск 7. – Иркутск: ЦДЮТиК, 2006
2. Беликова С.И. Русская изба (file://localhost/G:/изба/izba.htm)
3. Гущин Н.Я. Русская изба.// История. № 31, 1998.
4. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. (file://localhost/G:/изба/1-09och.htm)
5. Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Земля иркутская, деревянная. – М., 2004 (file://localhost/G:/изба/p-biogr1.htm)
6. Рогов А. Как строили на Руси. – М., 1997
7. Шустова И. Русская изба // История, № 41, 2000
Информаторы
1. Алфёров Ефим Васильевич, 1928 г.р., родился и живёт в д. Константиновка
2. Андреев Юрий Семёнович, 1935 г.р., родился и живёт в д. Пулявщина
10
Вопросник
1. Фамилия, имя, отчество
2. Год и место рождения
3. Место работы
4. Каким ремеслом владеете?
5. Где учились ремеслу?
6. Какое дерево используют при строительстве домов?
7. Когда начинают заготовку?
8. С чего начинается строительство дома?
9. Какие приёмы скрепления брёвен используют плотники?
10. Какие бывают типы домов?
11. Сохранились ли в селе дома рубленные только топором?
12. Какие существуют поверья при постройке дома?
13. Для чего в сруб дома закладывали монеты?
14. Чем покрывали крышу?
Рисуем белые грибы пастелью
Петушок из русских сказок
Стеклянный Человечек
Пейзаж
Медведь и солнце