Учаница рассматривает поэзию коми-пермяцкого поэта Василия Васильевича Климова в ключе современной проблематики и отражения ее в стихотворениях автора
Вложение | Размер |
---|---|
issledov.rabota_efimec.doc | 66 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Гимназия №3»
Направление: филология
Проблемы современности в поэзии В.В.Климова
Автор: Ефимец Надежда,
ученица 10 «Е» класса
МОБУ г.Кудымкар «Гимназия №3»
Руководитель : Козлов В.В.,
учитель русского языка и литературы
МОБУ г.Кудымкар «Гимназия №3»
Кудымкар
2012 год
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Краткий очерк о творческой деятельности В.В.Климова……..4
Глава 2. Проблемы современности в поэзии В.В.Климова………… ..5
2.1. Природа и человек (отношение к природе)……………5
2.2. Человек и родина (отношение к Парме)………………...8
2.3 «Владычица земная и раба» (отношение к матери)……10
2.4. Память (отношение к войне и памяти народа)………...11
Заключение…………………………………………………………………14
Библиография………………………………………………………………15
Введение
Среди литератур народов мира и России коми-пермяцкая литература занимает скромное место. Ей всего лишь около ста лет. Но за этот век на коми-пермяцкой литературе воспитывалось не одно поколение, а литературой занимались очень и очень многие люди. Среди них были и любители, и профессионалы, которые достигали определенных результатов и становились членами Союза писателей. Одним из членов Союза писателей России является и Василий Васильевич Климов – писатель, поэт, фольклорист, человек с большим опытом жизни, патриот своей Пармы и России, неустанный труженик. В своем творчестве он поднимал и поднимает разные проблемы и вопросы, которые волнуют не только автора, но и многих жителей Пармы и нашей страны.
Тема нашей исследовательской работы «Проблемы современности в творчестве В.В.Климова».
Цель исследования – выявление проблем современности, которые отражаются в стихах В.Климова.
Задачи:
1. Изучение биографии В.Климова.
2. Выбор поэтических произведений для анализа и интерпретации.
3. Анализ и интерпретация выбранных произведений.
4. Выявление проблем современности, отображенных в стихотворениях.
Объект исследования – творчество В.В.Климова. Предмет исследования – стихотворения В.В.Климова.
В ходе работы использовались следующие исследовательские методы: анализ литературы по теме, сравнение литературного материала, интерпретация поэтического текста, обобщение материала. Работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, библиография.
Глава 1.
Краткий очерк о творческой деятельности В.В.Климова
Климов Василий Васильевич — известный поэт, прозаик, писатель, драматург, фольклорист, член Союза писателей России, заслуженный работник культуры
Родился 20 марта 1927 г. в д. Заречный Пешнигорт Кудымкарского района Пермской области. Окончив семилетку, работал в колхозе. С 1944 по 1952 гг. служил в армии. Награжден медалями. После демобилизации работал плановиком, техником-гидрологом. В 1955 г. получил аттестат зрелости и еще через два года — диплом учителя начальной школы. В 1957 - 1962 гг. работал в окружном радиовещании, а в 1969 - 1971 гг. - в книжном издательстве. С 1963 г. - учился на Высших литературных курсах при Литературном институте им. А. М. Горького. Первый рассказ был напечатан в 1958 г. Первая книга с рассказами "Отщепенец" вышла в г. Кудымкаре в 1960 г. Член Союза писателей СССР с 1966 г. С 1977 по 1987 гг. был литературным консультантом, более 10 лет возглавлял окружное литературное объединение.
Награжден Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР, орденом «Знак Почета». Ему присвоены звания: «Заслуженный работник культуры РСФСР» (1985), «Почетный гражданин Коми-Пермяцкого автономного округа» (1997).
Из-под пера писателя вышло более 25 книг. В последние годы в Коми-Пермяцком книжном издательстве напечатаны сборники его стихов на коми-пермяцком языке. «Тöн и талун» (Вчера и сегодня) и «Заветный клад», избранная коми-пермяцкая народная проза и поэзия на русском языке.
Глава 2.
Проблемы современности в поэзии В.В.Климова
В творчестве В.Климова прослеживается ряд проблем, которые волновали и волнуют автора по сей день. Среди них можно выделить несколько наиболее часто встречающихся: отношение к природе, память войны, любовь к Парме и России, отношение к матери.
2.1. Природа и человек (отношение к природе)
Рассмотрим, как В.Климов пишет о своем отношении к природе в стихах.
Автор считает цветение природы праздником, пиром, на котором он тоже участник:
…Брожу, небесным духом сыт.
Живу я лета благодатью…
…Благословенен пир природы,
И я не лишний на пиру.
(«Дурман природы»)
Поэт считает, что он «природою болен». Это значит, что он всю жизнь переживает за природу, считает ее источником радости, музыки для души. И болезнь эта неизлечима.
В стихотворении «Урок» Климов утверждает, что человек у природы учится – учится жить, совладать с природой и с самим собой, с людьми:
…Мальчишка…
Он прилежный ученик,
И разом всё понять ему охота…
У природы человек учится радоваться жизни, находить в самом малом прекрасное и важное:
…Прекрасен мир –
и в сложном, и в простом!..
И автор утверждает вечное единство природы и человека следующими словами:
…И входят жизни тайные мгновенья
В мальчишескую душу навсегда.
И век дружить с природою ему,
Учиться у неё, солнцеволосой…
Поэт имеет особое чувство к природе: жизнь природы он сравнивает со своей жизнью. В стихотворении «В осенний лес, как в молодость, вхожу…» он даже в увядании природы находит что-то радостное, позитивное для себя:
В осенний лес, как в молодость, вхожу:
И в увядании есть что-то молодое.
Чист воздух, густ – хоть зачерпни ладонью.
В осенний лес, как в молодость, вхожу…
В осеннем лесу пожилому человеку видится и понимается многое по-другому:
…Здесь вновь я понимаю, что душа
Не старится во мне, не умирает,
А лишь листву осеннюю теряет...
Метафора «душа…листву осеннюю теряет» даёт понимание того, что жизнь вечна: душа не умирает, а, теряя как бы листву (так же, как дерево), готова дать новую листву – зелёную, молодую. И таким образом утверждается идея о вечности бытия.
Но осень – пора собирания урожая. Поэтому осень наводит лирического героя на мысли о выводах в жизни, на воспоминания:
…Иду, воспоминанья вороша…
Что вспоминается в это время? Вся жизнь. Особенно то, что не успел сделать, или не пробовал делать, или не исполнил. Отождествляя себя со всем народом, который в бурное время индустриализации, подъёма народного хозяйства рубил нещадно лес, никак его не восполняя, лирический герой Климова понимает и свою вину в гибели леса и его неполноценности. И поэтому начинает каяться и просить прощения:
…Прости меня, невыращенный лес!
Стволы срубая на лесоповале,
Мы о посадках новых забывали,
И долг наш лесу выплачен не весь…
Он пытается найти хоть какое-то оправдание:
…Тогда была жестокая война…
Но всё же вину за гибель леса, её невосполненность берёт в том числе и на себя. И считает, что эта вина неизбывна, бесконечна, что жизни героя не хватит, чтобы ее искупить перед природой:
…Я должен столько посадить деревьев,
Чтобы лесное возвратить доверье!..
И всё же стихотворение заканчивается оптимистически: лирический герой надеется на то, что новое поколение будет относиться к природе по-другому:
…Но видится мне рощица моя –
Недаром я зову её моею…
А то, что на земле я не успею, -
Доделают, уверен, сыновья.
Отношение к природе у Климова особое. Для него природа – это мать, это учитель, это дом, это источник радости. И, наконец, природа – это сама жизнь.
2.2. Человек и родина (отношение к Парме)
Парма – так называется по-коми-пермяцки лесистая возвышенность, в нынешнем понятии – лес, тайга, а в более общем смысле – это край, родина коми-пермяков:
А Парма, Парма - край лесов и пашен,
Приволья ширь и рек голубизна,
Ты наша жизнь, любовь святая наша,
Российская лесная сторона…
(«Парма»)
Душа поэта тревожится за Парму, но при этом поэт верит, что жизнь в ней наладится, будет жить вечно родной край, прояснится свет надежды, радости, свободы:
…К свободе шла дорогой грозовою,
Права свои в борьбе ты обрела.
Да будет тихим небо зоревое,
Да будет жизнь отрадна и светла…
(там же)
Климов доносит до сердца каждого жителя Пармы, что светлое будущее не за горами, нужно верить, созидать, творить, беречь, тем самым он снова доказывает, что является сильным патриотом своей родины – Пармы:
…И возвеличим честь твою и славу,
И красоту земную сбережем…
…Да будут все свершенья нам под силу,
Да будет в Парме мир и благодать!
(там же)
Поэт продолжает тему объяснения в сыновней любви к Парме и в других стихотворениях:
…Россия дочь, родная Парма,
Прими сыновнюю любовь!
(«Возвращение долгов»)
Поэт благодарен своей родине малой за то, что она воспитала его добрым, умным и готовым драться с врагом за свободу родной стороны:
Родная Парма, дочь России,
Ты мне на добрые дела
Дала свой ясный свет и силу,
А в битву – ненависть дала…
(там же)
Василий Васильевич ценит помощь Пармы: в трудные моменты его жизни она становится для него «любовью, судьбой и болью», за это поэт стремится отблагодарить Парму:
…Как мать, кормила ты меня…
…Как помогал мне издалека
В твоем одном окошке свет…
…Я преуспеть хочу в одном:
Ответить на любовь любовью
И за добро воздать добром.
(там же)
Читая стихи Климова, невольно ощущаешь, с какой теплотой, любовью, радостью и гордостью поэт отзывается о своей родине, как много он о ней знает и готов рассказать другим людям. И как больно бывает поэту за свою родину.
2.3 «Владычица земная и раба» (отношение к матери)
Особенные слова В.Климов находит для стихотворений о матери. Мать для поэта является самым близким и дорогим человеком, его чувство к ней наполнено любовью и нежностью. Он относится к ней бережно – она у него единственная, незаменимая. Например, в стихотворении «Быть человеком…»:
…Но с чем сравнима матери судьба?
Труднее доли не сыскать по свету:
Владычица земная и раба –
Она одна.
И ей замены нету.
Доброй улыбкой поэта согрета каждая строка этого стихотворения. В нем вся душа В.В. Климова, его искренность, правдивость. Поэт называет мать и «владычицей», и «рабой» - он считает мать самым терпеливым человеком и в то же время самым главным человеком на земле.
2.4. Память (отношение к войне и памяти народа).
Автор точными штрихами излагает о пережитом, о взволновавшем его факте, событии, о состоянии своей души. То, что было для него раньше жизнью, теперь со временем увядает, в душе становится тоскливо:
Воспоминанья прошлого горьки:
От рощи счастья в сердце – лишь пеньки.
И копится душевная усталость,
И в мире меньше красоты осталось…
(«Память»)
И когда он вспоминает о своей первой любви, его душа как будто снова рождается, появляется праздник в ней:
…Но только вспомню первую любовь –
И разом молодеет в жилах кровь.
И снова в сердце – птицы и весна,
И роща счастья буйно зелена.
(там же)
Поэт стремится поделиться с читателем об этом замечательном воспоминании, он не забыл о первой любви, Климов рад тому, что с ним
происходило в тот период, и он никогда не забудет об этом, о том, что приносит ему счастье в его глазах.
Климов помнит не только о своих первых чувствах, но и о своем брате, который погиб во время войны, сражаясь за свою Родину, народ, семью:
…Вот и свиделись, брат мой, с тобою…
Брат мой старший, ты слышишь меня...
(там же)
Писатель представляет, рассуждает, понимает, что ощущал старший брат в последний час, в последние минуты жизни:
…Расскажи, как ты падал, сраженный,
Как в предсмертный свой, тягостный час,
Видел иньвенский край наш зеленый,
Видел маму и, может быть, нас…
(там же)
И Климов с чувством чести желает покоя любимому брату:
…Спи, защитник, спи, брат мой любимый!
Ты живым входишь в наши сердца…
(там же)
Уважает, ценит, почитает, любит за то, что брат сумел защитить свою Родину, не щадя себя, сохранив жизнь народу, поэтому память о войне, о родном ему человеке живет в сердце Климова, и он с гордостью целует могилу брата:
…Долг солдатский пред Родиной милой
Свято выполнил ты до конца.
Ветры осени напропалую
Здесь, надо братской могилой, шумят.
Наклоняюсь и землю целую,
Где лежит незабытый мой брат…
(там же)
Вывод по второй главе
Василий Васильевич Климов – человек великой души, ибо только большая душа может столько переживать за народ, малую родину и большое Отечество. В своем творчестве он отображает не только историю, былое, но и проблемы современности. Эти проблемы известны всем. И поэт даёт четко понять читателю свою позицию, свое отношение к решению этих проблем. Он находит их решение в воспитании человека в духе патриотизма, в любви к своему этносу, в любви к своей малой родине и к большой Отчизне, в уважении человека. Но прежде всего – это любовь к матери, которая дает жизнь и которая учит жить, любить, понимать, сочувствовать.
Заключение
Нами рассмотрены стихотворные произведения многих сборников стихотворений В.В.Климова и отобрано несколько произведений для анализа и выявления проблем современности из книги «Аркöт оча ки» («С осенью под руку»). Мы выделили 4 наиболее часто поднимаемых в стихах проблемы: память, отношение к природе, отношение к матери, отношение к родине. В 1 главе мы сделали краткий очерк творческого пути писателя и поэта. Во 2 главе попытались выделить и доказать текстуально и через собственную интерпретацию проблемы, которые автором поднимаются.
Наша работа может быть полезна учащимся, занимающимся или интересующимся коми-пермяцкой литературой, в частности, поэзией, учителям, а также всем любителям коми-пермяцкой литературы.
Библиография
Климов, В. В. Ступени надежд / В.В.Климов. - Кудымкар, 1994 г.
Климов, В. В. Корни бытия /В.В.Климов. – Кудымкар, 2007 г.
Климов, В. В. С осенью под руку / В.В.Климов. 2003 г.
Пахорукова, В. В. «Современная коми-пермяцкая литература» / В.В.Пахорукова. – Сыктывкар, 1996 г .
Климов, В.В. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми-пермяков / В.В.Климов, Г.Н. Чагин .– Кудымкар, 2005 г.
Истомин, Ф.С. Талунся лунiсь // Журнал «Иньва», 1995 .- С.90-92.
Лягушка-путешественница
Сказка про Серого Зайку
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Кактусы из сада камней
Прекрасная химия