Таксимо новый город на БАМе. И построили его Строители Байкало-Амурской магистрали.
Вложение | Размер |
---|---|
oni_stroili_taksimo.doc | 58 КБ |
Они строили Таксимо
Автор: Таныгина Елена
Россия, Республика Бурятия, Муйский район, п. Таксимо
МБОУ «Таксимовская средняя
общеобразовательная школа №3»,
7 класс,13 лет
Научный руководитель:
Моисеева Ирина Георгиевна, учитель информатики,
Россия, Республика Бурятия, Муйский район, Таксимо
МБОУ «Таксимовская средняя
общеобразовательная школа №3»
Содержание:
Введение:
Анализ исторических сведений о создании поселка Таксимо;
Особенности быта строителей поселка Таксимо;
Практическая часть:
Истории судеб строителей поселка Таксимо;
Статистические данные;
Цели, методы, заключение;
Список используемой литературы;
Приложения.
Задачи:
1. Собрать и систематизировать материал по данной теме;
2. Организовать встречи со строителями нашего поселка, для написания истории строительства;
3. Выяснить у сверстников: знают ли они о строительстве своего поселка;
4. Провести открытый урок с учениками нашей школы;
5. Собранный нами материал добавить в копилку школьного музея.
Объект: судьбы строителей поселка Таксимо.
Субъект: люди, строившие поселок Таксимо.
Методы: изучение литературы по данной теме, интервьюирование, анкетирование, тестирование, архивный, систематизация полученных результатов
Введение
В 2009 исполнилось тридцать пять лет с начала строительства БАМа. Новая железная дорога страны, Байкало-Амурская, уже работает на Россию. Уголь и лес, добытые в районах освоения магистрали, непрерывным потоком идут по БАМу. В регионах же практически из всех уголков страны по железной дороге прибывают металл и железобетон, конструкции и оборудования для строящихся предприятий. Страна уже привыкла к фирменным поездам и вагонам «Москва-Тында», «Москва-Нерюнгри», «Харьков-Тында».
Об истории БАМа, о его строительстве рассказано много, а о людях, судьбы которых связаны с БАМом и со строительством нашего поселка, почти ничего не написано. И я поставила себе цель: донести до современной молодежи историю судеб людей, строивших БАМ и поселок Таксимо.
История заставляет окунуться в недалекое прошлое, когда набатное слово «БАМ» позвало энтузиастов-комсомольцев со всех концов страны на освоение таежной целины Восточной Сибири, Дальнего Востока. И часть трассы, которая по воле проектировщиков оказалась на севере Бурятии, и не случайно называлась центральным звеном всего БАМа.
Люди жили единым порывом - построить БАМ, построить свой дом и, пусть не звучит гордо – себя назвать БАМОВЦАМИ!!! Тысячи юношей и девушек по зову своих молодых сердец приехали на главную стройку Ленинского комсомола. Они проходят здесь отличную школу жизни и гордятся причастностью к этому всенародному делу. Маленьких детей, привезенных родителями на БАМ, было тоже по всей трассе много. Люди ехали на БАМ целыми семьями, бросали свои дома, работу, родителей и ехали с теплых местечек страны в далекий суровый край.
В суровых условиях на трассе выполнен огромный объём строительно-монтажных работ. Сквозь скалы, через тайгу, по болотам и вечной мерзлоте проложено более 5 тыс. км, построено 4200 мостов, построены новые поселки и города.
Строятся временные поселки очень быстро, порой за 5—6 месяцев. Здания сооружаются из конструкций специально разработанных серий панельных деревянных домов. Они рассчитаны на неоднократную сборку-разборку с учетом подвижного характера работы транспортных строителей, достаточно частых перемещений на новые участки работы. Средняя продолжительность «жизни» временного поселка — 4—5 лет. За этот период строители сооружают не только железную дорогу, но и постоянный поселок для эксплуатационного персонала. Таким же образом и был построен наш поселок Таксимо.
14 августа 1980 года на Муйскую землю высадились 150-160 бойцов под командованием Л. Бороева и М. Кокорина. После прибытия на место, их сразу зачисляют транспортными строителями в СМП-670. Парни стали лесорубами и плотниками, а девушки – малярами. Приезжали и женатые, но жили они в тех, же самых условиях.
17 августа 1980 наступил первый рабочий день. Тайга заполнялась треском бензопил, стуком топоров и гулом могучих бульдозеров. Каждый день приносил что-то новое: первые метры просеки, первые дома, котельная, столовая, а самым важным объектом было строительство школы.
Многие сомневались, что 1 сентября школа будет открыта и в ней прозвенит первый звонок. Но утром 1 сентября В.Н. Аверин вручил ключ от нового дворца знаний. Прозвенел звонок, и начались уроки…
За один год 40 девушек и 98 парней построили: школу, женское общежитие, дома, пилорамный цех, котельную, промышленную базу, магазины... До конца 1980 года большая часть рабочих жили во временных домах. Но некоторые в лютые морозы продолжали жить в палатках, в том числе и командир с комиссаром.
Про простуду и какие-либо болезни и вовсе забыли, многие по утрам обтирались снегом в 50-ти градусный мороз, купались в проруби, делали утреннюю зарядку, а по завершении утренних процедур пили горячий, крепкий настоящий сибирский чай…
Столы, стулья, нары, кровати и вообще вся мебель так и называлась - «бамовской», потому что строили ее из подручных материалов. А сколько изделий вышло из-под умелых рук столяра Л.А. Горденко.
Надежда Николаевна Курапова рассказала мне о быте БАМовцев, ее рассказ имеется в приложении№1.
Не секрет, что для романтиков, ехавших на стройку века, главной «подругой» была гитара. А музой для них являлась завораживающая, прекрасная тайга, привлекавшая их своей «девственностью». Именно такие романтики перерождались в известных поэтов, которые писали об уникальной сибирской природе, о людях, живущих здесь. Некоторые тексты песен и стихов о БАМе имеются в приложении №2.
Для того, чтобы выяснить как сложились судьбы людей, которые строили Таксимо, мы предложили им заполнить анкету (приложение №3) и я провела беседу с некоторыми из них: строителями микрорайона «Латбам» Парфентьев Сергей Иннокентьевич, Ниной Владимировной Черняковой, одним из представителей строителей «Белбама» Хижняковым Николаем Петровичем, с заместителем главы МОУ поселка Таксимо С.М. Бабкиным, с нашим классным руководителем Моисеевой Ириной Георгиевной, приехавшей на БАМ в 80-х годах. Полные версии всех интервью представлены в приложении №1.
Так же меня заинтересовал вопрос: а много ли наши сверстники знают про БАМ? Ведь нас, тех, кто родился на БАМе, по праву можно назвать ДЕТИ БАМа, мы просто обязаны знать историю своего родного края и знать судьбы людей, которые окружают нас. Для этого мы провели тестирование старших классов нашей школы, тест представлен в приложении №4, из этого теста мы выяснили, что 80% учеников не знают: были ли их родственники строителями БАМа, а у 20% - мама, папа, дедушка, бабушка. Из второго вопроса следует, что 78% опрошенных являются коренными жителями Таксимо, а остальные 22% приехали в период времени с 1994-2008 год. Следующий вопрос звучал так: «Какие качества характера, по- вашему мнению, преобладали у строителей БАМа и Таксимо», на него ученики ответили так: доброта, трудолюбивость, вежливость, целеустремленность, отзывчивость, патриотизм и др. Зато радует одно, что на вопрос о символе Таксимо все 100% опрошенных ответили, что это Гидросамолёт КП-1.
У каждого государства или народа есть свой символ: у Китая – панда, у Австралии – кенгуру, у России – двуглавый орел, а у нас в Таксимо - самолет. А почему именно самолет?
Более шестидесяти лет назад на оз. Кенон располагался гидропорт изыскателей Витимской экспедиции «БАМпроект». Утром отсюда взлетали самолеты с рейсом на Витим, доставляющие оборудование и продовольствие для первопроходцев. В феврале 1980 года прибыл стройотряд. Ребята, сидя вечером у костра, узнали, что они были не первые в этих нехоженых местах – до них здесь в далеком 1940 году были солдаты. В ходе беседы с журналистом районной газеты строители узнают о страшной трагедии, произошедшей в августе 1940 года, когда в районе Баранчеевского озера разбился гидросамолет. Молодые люди решают: поднять самолет со дна озера, узнать имена погибших, установить во имя мужества первопроходцам памятник этого самолета. Но так как у отряда не хватало средств, то они в 1982 году обращаются, с просьбой о сборе средств для строительства памятника, в республиканскую газету «Молодежь Бурятии». Был организован конкурс по созданию проекта памятника. Победителем стал Р. Ракшеев. По его проекту был построен памятник гидросамолету, который в дальнейшем стал символом поселка Таксимо.
Подводя итоги тестирования, мне стало очень печально за то, что наши сверстники очень мало знают про БАМ, а некоторые даже не имеют представления, что это? И у меня возникла идея, предложить учителям провести в нашей школе уроки истории, которые включат в себя исторический бамовский компонент, на которых дети бы узнали больше о людях, которые строили БАМ и поселок Таксимо. Для этого мы разработали программу уроков истории на тему: «Судьбы строителей нашего поселка» в трехчасовом курсе. Сейчас наша программа рассматривается в администрации школы, и мы надеемся, что уже с нового учебного года у нас в школе будут проводиться подобные уроки.
Так же мы провели открытый урок в 11 классе на тему: «Бамовцы. Кто они?».
Итогом урока стало пополнение копилки знаний учеников. И мы надеемся, что школьникам понравился проведенный урок, и они заинтересуются этим вопросом и будут пополнять свои знания, делиться новыми знаниями со сверстниками…
Список используемой литературы:
«Золотой край Бурятии»- Г.А.Верхотурова, В.Ф.Жерлов (Улан-Удэ, 2001).
«Стройка ХХ века: БАМ»- С.Ю.Абраменко.
Материалы районных газет разных лет- Витимские зори, Муйская новь.
«Сказание о БАМе»- В.Чуканов, Ю.Титов.
«Муйская долина»- А.А.Черноярова (Улан-Удэ,2001)
«Север Бурятии»- А.А.Черноярова (Улан-Удэ,1970)
Заключение
В моей работе вы познакомились с мужественными первопроходцами- строителями, руководителями объектов, партийными и советскими работниками. Всех этих людей объединяет чувство патриотизма, долга перед нашей Родиной, желание воздвигнуть посёлок для своих потомков. Вложить частичку своей души в создание и развитие посёлка. Огромным напряжением физических сил, ума, душевной теплоты бамовцев проложена эта магистраль. Возведен среди тайги красивый, современный поселок городского типа – Таксимо. И мы провели классные часы, составили программу уроков для того чтобы будущие поколения знали этих людей и чтили их труд.
Заяц, косач, медведь и весна
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Попробуем на вкус солёность моря?
Нас с братом в деревню отправили к деду...