Презентация посвящена происхождению и значению украшений в первобытном обществе. Также кратко рассматривается история генезиса украшений от первобытности до современных племен, находящихся на первобытном уровне развития.
Вложение | Размер |
---|---|
украшения первобытных людей, культура первобытности | 640.2 КБ |
Слайд 1
Украшения первобытных людей. Исполнители : Алексеева Ирина, Игнатова Ирина, Денисова Даша. 10 «Г» классСлайд 2
Украшение (Schmuck — нем., parure — франц.) — термин, под которым в этнографии понимаются все те объекты и приёмы убранства человеческого тела, которые, независимо от своего первоначального генезиса, либо с самого начала, либо с течением времени стали предназначаться для того, чтобы вызывать в других благоприятные для украшаемой личности эмоции - эстетические, эротические, удивления, уважения, страха и т. п. В этнографическом значении своём слово украшение, с одной стороны, всё же обыденного его значения, так как охватывает только украшения, непосредственно относящиеся к человеческому телу, выделяя все другие украшения в области архитектуры, орнаментировки и пр.;
Слайд 3
с другой стороны, оно шире, охватывая и такие виды первобытных украшению, которые с обыденной точки зрения считаются чем-то прямо противоположным украшению, напр., так называемые уродования тела, деформацию, татуирование и т. п. Классификация . Украшения можно подразделить на две большие группы: 1) У., являющиеся следами известных целесообразных воздействий непосредственно на самое тело человека - окрашивание, татуирование некоторые виды деформации куафюры и 2) украшения в виде посторонних объектов, тем или иным способом прикрепляемых к телу.
Слайд 4
Амулеты: В первобытных обществах амулеты носит всякий; у многих племен каждый человек в то же время является своим шаманом и, следовательно постоянно имеет на себе целую коллекцию костей, когтей, перьев, металлических и всяких других фетишей.
Слайд 5
Трофеи: Охотничий и военный быт создал обычай надевать на себя реликвии убитых зверей и неприятелей. Об этом можно нужно судить по следующим примерам: Ашантии, берущие трофеями человеческие челюсти, носят часто и металлически изображения челюстей. Малагазы носят серебряные украшения представляющие подобие зубов крокодила; человеческие зубы и зубы наиболее страшных зверей вставляются в браслеты и ожерелья.
Слайд 6
Гибасы, Прокалывая себе губы, нос и уши, вдевая в них золотые стрелы по числу убитых врагов,- и Спенсер справедливо полагает, что эти стрелы заменили собою первоначальные трофеи.
Слайд 7
С усложнением общественного строя, с выделением классов воинов и правителей, трофеи действительные и их изображения становятся привилегированными знаками отличия высших классов и запретными украшениями для низших. Запрет, в свою очередь, действует как усиливающий стимул и без того сильного подражания высшим классам.
Слайд 8
Все древние и позднейшие государства знали подобные запрещения, постепенно падавшие и заменявшиеся другими. В Перу никто из простого народа не мог употреблять золота и серебра, разве с особого разрешении. В Риме опушенная пурпуром тога была сначала привилегией высшего ранга, а во время 2-ой пунической войны ее носили даже дети вольноотпущенников. Золотые кольца прежде носились только послами, а со времени Адриана стали общедозволенными . Во Франции в начале средних веков некоторым классам общества запрещалось носить шелк и бархат : ещё в XVI в. женщин сажали в тюрьму за ношение одежд, присвоенных высшим классам.
Слайд 9
В обществах, не знающих классовых привилегий на одежды и украшения, ту же роль исполняет развитие обмена и экономическое неравенство. Выставлению напоказ трофеев в обществах военных соответствует в гражданском обществе выставление богатств, ценностей; все, что только хоть сколько-нибудь удобоносимо , прикрепляется к телу, достигая иногда невероятных размеров. Во многих городах Индии люди носят на себе все свои драгоценности. У племен динка и бонго верховьев Нила женщины обвешивают себя железными украшениями, вес которых превышает 50 фунтов.
Слайд 10
Выдающаяся роль драгоценных металлов как меновых знаков и растущее скопление богатств у высших классов заставляет последние все более и более превращать свои излишние ценности в украшения и чаще менять формы украшений, чтобы тем самым выделиться из массы. Эта погоня за новыми видами украшений в среде богатых классов и стадное подражание низших создает в культурных странах то, что называется модой. Быстрым накоплением богатств и все растущим неравенством объясняется и то, что эволюция украшения идёт в направлении не эстетическом, а грубо тщеславном — направлении регрессивное, потому что очень древние страны, как Япония и классическая Греция , сумели достигнуть в деле украшения благородной простоты, обходясь без кричащих и дорогих украшений
Слайд 11
Хотя генезис украшений, главным образом, покоится на мотивах утилитарных, религиозных и социальных, но эстетическая сторона с самого начала играла большую роль в эволюции украшения. Именно она обратила объекты культа, трофеи и знаки отличия в украшения. Эстетика внесла сюда ритм и симметрию, видоизменила, сообразно художественным требованиям, объекты, первоначально ничего общего не имевшие с украшениями. Внеся ритм в грубое ожерелье ботокуда , состоящее из чередующихся черных бус и белых зубов, бывших, вероятно, первоначально простыми амулетами, оправив кровавый трофей ашантия в золотой обруч, превратив грубую окраску от москитов в симметрично комбинированные цвета и т. д., художничество первобытного человека в конце концов заставило забыть первоначальный генезис и цель объекта и обратило его в самостоятельное украшение. История этого художественного процесса входит уже в область эволюции искусства.
Слайд 12
С середины 2006 года, на право называться Самыми древними украшения претендуют три бусины (из морских брюхоногих моллюсков - Nassarius gibbosulus) обнаруженные археологами в пещере Схул на горе Кармель в Израиле. Химический и углеводородный анализ установил, что они лежали в грунте около 100 тысяч лет
Что есть на свете красота?
Воздух - музыкант
Северное сияние
Есть в осени первоначальной...
Сила слова