Исследовательская работа "Компьютерная игра и здоровье", представленная на школьной и городской научно-практических конференциях, была направлена на выяснение причин компьютерной игровой зависимости детей, влияния на их здоровье. В ходе работе изучена литература по теме исследования, проведено анкетирование обучающихся школы.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Компьютерная игра и здоровье" | 76.26 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Исследовательская работа
«Компьютерная игра
и здоровье»
Выполнила: Щупаева Мария, обучающаяся 10Г класса МОУ «СОШ №1» | |
Руководитель: Литовко Ирина Владимировна, учитель физики МОУ «СОШ №1» |
г.Свободный
2011
Игра как вид деятельности направлена на удовлетворение потребностей человека в развлечении, расслаблении, развитии определенных навыков и умений. С помощью игр люди общаются, отдыхают, планируют свое свободное время.
Современный мир богат различными проявлениями игры: от конкурсов и розыгрышей до спортивных состязаний. Особое место занимают компьютерные игры, которые имеют большую популярность у детей. Игра тесно связана со стремлением ребенка познать неизвестное. Она побуждает осваивать окружающий мир. В компьютерной игре ребенок стремится показать свои лучшие способности. Грандиозные развлекательные возможности компьютерных игр привели к глобальной увлеченностью ими, которые порой выходят за грани нормы и приобретают характер психологической зависимости.
Цель исследования - выяснить причину возникновения компьютерной игровой зависимости у детей, влияние на здоровье.
Участники исследования – 50 учащихся 9-х классов МОУ «СОШ №1».
У детей игровая зависимость проявляется в навязчивом увлечении компьютерными играми, которые в силу возрастных психологических особенностей еще сложно контролировать свои эмоции и чувства. Среди стадий компьютерной зависимости выделяют следующие:
При опросе учащихся «Компьютерная игра для меня - это …» выявлено, что для 42% опрошенных компьютерная игра – это «друг».
Среди основных причин возникновения компьютерной зависимости у детей можно отметить:
Перечисленные причины обусловливают уход ребёнка от проблем повседневной жизни в новую, неизведанную и манящую реальность. Нередко, когда ребёнок погружается в виртуальный мир, он не может ему сопротивляться. Подростки и дети ещё не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психика страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний.
Для выявления степени зависимости от компьютерных игр учащимся было предложено ответить на следующие 17 вопросов:
1. Я испытываю затруднения, раздражаюсь, грущу при необходимости закончить игру.
2. Для игры в компьютерные игры я жертвую временем, ранее проводимым с семьей, друзьями.
3. Я нахожусь в хорошем настроении, преимущественно играя в компьютерные игры.
4. Из-за компьютерной игры я пренебрегаю сном.
5. Игра с компьютером служит для меня ведущим средством для снятия стресса.
6. После компьютерной игры у меня возникают головные боли.
7. В обычной жизни я ощущаю пустоту, испытываю раздражительность, подавленность, которые исчезают при игре за компьютером.
8. При помощи игры за компьютером я достигаю жизненных целей, «решаю проблемы».
9. После компьютерной игры у меня возникает нарушение аппетита.
10. У меня возникают проблемы в учебе из-за компьютерной игры, но я продолжаю в нее играть.
11. Из-за компьютерной игры я пренебрегаю питанием.
12. Я испытываю потребность проводить за игрой все больше времени.
13. Из-за компьютерной игры я пренебрегаю личной гигиеной.
14. Во время компьютерной игры я полностью отрешаюсь от реальной действительности, переношусь целиком в мир игры.
15. После компьютерной игры у меня возникает боль в глазах.
16. Из-за компьютерной игры у меня возникают проблемы в семье, в отношениях с людьми, но я продолжаю в нее играть.
17. Игра за компьютером служит ведущим средством для достижения комфорта.
Анализ ответов показывает, что у 33% учащихся возникает боль в глазах и головные боли, у 25% - нарушение аппетита. 16% опрошенных пренебрегают личной гигиеной и питанием.
Это определяет визуальные и физиологические признаки компьютерной зависимости:
Как ведет себя ребенок во время компьютерной игры? 50% ответивших «находится в хорошем настроении», 40% - «решает проблемы», 25% - «отрешается от действительности».
Это определяет основные признаки формирования компьютерной зависимости:
По мнению 50% школьников у них отсутствует вероятность возникновения зависимости от компьютерных игр.
В какие компьютерные игры любят играть школьники? 66% ответивших выбирают развивающие, учебные и логические игры. 34% ответивших увлекаются жестокими играми.
Жестокие игры приводят к формированию следующих качеств личности:
Чему отдают предпочтение школьники: игре на компьютере или спорту? Из 50 ответивших школьников 30 занимаются в спортивных секциях, делают зарядку, гуляют на свежем воздухе. Только 20 детей предпочитают спорту игру на компьютере.
К мерам профилактики от компьютерной зависимости детей и подростков можно отнести:
Игромания – не прихоть, не порок и даже не слабость характера, а самая настоящая болезнь, внесенная Международной психиатрической ассоциацией в список психиатрических заболеваний. По мнению врачей, зависимость от компьютерных игр сродни наркомании и алкоголизму. Механизм появления болезни, формы развития, стадии во многом похожи на те, что наблюдаются у людей, употребляющих кокаин. Во время напряженной игры в большом количестве выделяются гормоны удовольствия – эндорфины. При этом организм испытывает сильный стресс и нервное перенапряжение, поэтому быстро истощается.
По мнению доктора Кит Баккера из Амстердама, создавшего единственную в Европе клинику по освобождению от игровой зависимости, 90% пациентов нуждается не в лечении, а в социальной адаптации и нормальном общении. Спорт, творчество, волонтерство, общественная деятельность – то, что поможет ребенку найти друзей и дело по душе, отвлечься от монитора компьютера.
Литература
1. Бурова В.А. Социально- психологические аспекты Интернет-зависимости.
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер/ В.И.Ковалько. - М.: изд-во “ВАКО”, 2007.
3. Леонтьев В.П. Компьютерная энциклопедия школьника. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006
4. Рязанцева И.А. Компьютер – окно в мир или путь к одиночеству.
5. Энциклопедия для детей. Т.22. Информатика/ Главный редактор Е.Хлебалина; ведущий научный редактор А.Леонов. - М.: Аванта+, 2004.
6.http://id372-2008.narod.ru Здоровье школьника
7. http://www.rjevka.com/kids/ Ребенок и компьютер
Мастер-класс "Корзиночка"
Рисуем подснежники гуашью
Позвольте, я вам помогу
Н. Гумилёв. Жираф
Разлука